Архиепископ Нифон – почетный член клуба Дипломатической академии России. Владеет, помимо родного арабского, русским, английским и французским языками. За свою службу иерарх неоднократно награждался различными церковными наградами, а 7 сентября 2007 года был удостоен ордена Дружбы от президента России Владимира Путина «за большой личный вклад в укрепление дружественных связей между народами России и стран Ближнего Востока». Среди других наград архиепископа Нифона – ордена Русской, Румынской, Элладской, Болгарской, Чешской Православных Церквей, государственный Ливанский орден «Ливанского достоинства» (от президента Ливана, 2003). Заботами архиепископа Нифона развиваются и углубляются духовные связи Антиохийской и Русской Церквей Русскую и Антиохийскую Апостольские Церкви связывают многовековые духовные узы. По преданию, первый Митрополит Киевский святитель Михаил был сирийцем. Предстоятели древней Антиохийской Церкви не раз посещали Русскую землю для совместной молитвы. Так, в 1655 году гостем Русской Церкви был Блаженнейший Патриарх Макарий. В начале XIX века Священноначалием Антиохийской Церкви было высказано пожелание иметь при Святейшем Синоде Русской Православной Церкви постоянного представителя. Это пожелание встретило сочувственный отклик. В 1848 году представители Антиохийской Церкви начали свое служение в Москве. В 1848 году для Антиохийского подворья был передан московский храм в честь Вознесения Господня и священномученика Ипатия, епископа Гангрского. В 1913 году Россию посетил Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV. В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III. Во время официального собеседования Первосвятителей Антиохийской и Русской Церквей решено было возобновить деятельность Антиохийского подворья в Москве, которая была прервана из-за революционных событий 17-го года прошлого века. Подворью были переданы два храма, во имя архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата, что на Чистых прудах в Москве. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года.

http://pravmir.ru/nastoyatel-moskovskogo...

В храме присутствовали министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции В.А. Колокольцев, заместитель начальника ГУ МВД РФ по г. Москве — начальник тыла генерал-майор внутренней службы А.Н. Макаров, руководство и сотрудники ГУ МВД России по г. Москве. За богослужением молились строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи храма. Богослужебные песнопения исполнили хор Знаменского храма (регент — Евгений Сивцов). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Марк Соукуп, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы. По завершении Литургии иерей Максим Атаманов приветствовал Святейшего Владыку. В своем слове настоятель отметил, что последний раз Патриаршее богослужение в храме было совершено в 1681 году — при освящении его Патриархом Иоакимом . В память о богослужении священник преподнес Его Святейшеству старинную икону Рождества Пресвятой Богородицы. «Благодарю сердечно, отец настоятель, за добрые слова и за прекрасную икону. Помещу ее в свою келью и, молясь, буду вспоминать Вас и весь приход», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, принимая святой образ.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону преподобного Сергия Радонежского.  Вручая образ, Святейший Патриарх Кирилл сказал В.А. Колокольцеву: «Владимир Александрович, особое слово к Вам как к тому, кто этой дружиной руководит. В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы передать для Внутренних войск, для Вас и всех Ваших подчиненных этот образ преподобного Сергия Радонежского, защитника земли нашей. Он молился перед Куликовой битвой и был услышан. Верю, что и Вы, молясь перед этой иконой, будете услышаны, и Ваша дружина будет достойно осуществлять защиту нашей Родины на самом главном и важном рубеже — на рубеже внутреннем. Храни Вас Господь!»

http://patriarchia.ru/db/text/6083432.ht...

Основателем Вознесенской Давидовой пустыни был преподобный Давид Серпуховской. Основана она была в начале XVI века. Во многих источниках приводится точная дата - 1515 год. Преподобный Давид со товарищи ставит деревянные кельи, возводит деревянный храм в честь Вознесения Господня на берегу речки Лопасни. После кончины преп. Давида над его мощами поставили деревянную часовню. Первая каменная постройка начала возводиться к концу XVI века – каменный храм в честь Вознесения Господня. Но со смертью Ивана IV началось Смутное время, которое также затронуло и пустынь. В 1619 году она была разорена литовцами. Наконец дошло дело и до Вознесенского собора. Он так и простоял до второй половины XVII века незаконченным. В XVIII веке строятся и другие постройки. Но из-за бедности пустынь начинают приписывать то к одному московскому монастырю, то к другому. Братии становится всё меньше и меньше. Так продолжалось до начала XIX века. Начинается расцвет Давидовой пустыни. Возводятся новые храмы, ремонтируются и украшаются старые. Появляются новые вспомогательные постройки. С 1917 года пустынь вступает в новый период своей истории. Уничтожен, разграблен, разрушен… Больше добавить об этом периоде мне нечего. Возрождение пустыни начинается в 1992 году. Сначала был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 году было принято решение о возобновлении монашеской жизни. С 1997 по 1999 годы происходили восстановительные работы на территории пустыни. И, наконец, в 2003 году освятили Вознесенский собор. Вознесенская Давидова заштатная общежительная мужская пустынь въ 8 верстах отъ „Шарапова Охота " Моск.-Курской жел. дор., близъ дер. Баранцевой, въ 18 верстах отъ уездного города Серпухова. Основана въ 1515 г. местночтимымъ Давидомъ, ученикомъ св. Боровскаго. Давидовой пустыни принадлежитъ въ Москве часовня у Москворецкаго моста, где находится древняя святыня - чудотворный образъ Всемилостиваго Спаса. Храмовъ въ пустыни два: 1) соборный во имя Господня, съ двумя приделами: въ честь Пр. Богородицы, что подъ колокольнею, и во имя Николая Чудотворца; 2) надъ воротами, въ честь Матери. Въ соборномъ храме, въ приделе Пр. Богородицы, подъ спудомъ почиваютъ мощи местночтимаго Давида. Тамъ же хранится гробъ, въ которомъ лежало прежде тело преп. Моисея Угрина, взятый изъ где почиваютъ его мощи въ другомъ гробе, и данный Давидовой пустыни митрополитомъ Московскимъ Платономъ.

http://sobory.ru/article/?object=02624

Храм в селе Борщево городского округа Клин за свою почти двухсотлетнюю историю никогда не закрывался. Это единственный действующий старинный храм в Московской области, в котором есть придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Оригинал и почитаемые списки православной святыни прославились чудесами в Красногорской обители Архангельской области, а также в Москве в Троицкой церкви в Никитниках и бывшем Алексеевском монастыре. Пограничное положение на севере Подмосковья определило историческую связь села с Тверью. В прошлом Борщево относилось к Тверской епархии, а с конца XVI века и до 1764 года являлось вотчиной Тверского архиепископа. Село Борщево в старину именовалось также Арбеневым. Оба названия произошли, вероятно, от фамилий изначальных землевладельцев – Арбеневых и Борщевых. По данным краеведа Д.А. Рубцова, основателем последней фамилии был живший в конце XV столетия Василий Иванович Борщ. У села было также и третье название – Вознесенское, по существовавшей здесь издавна деревянной, а с первой половины XIXbeka каменной церкви Вознесения Господня. Не позднее 1580 года село перешло от помещиков Арбеневых во владение архиепископу Тверскому. С тех пор на протяжении почти двухсот лет история Борщева была связана с владыками Тверской епархии. В документах XVI- XVII веков, касающихся села Борщева и его церкви, встречаются имена трех епископов Тверских: Симеона, Сергия и Варлаама. Об архиепископах Симеоне и Сергии сведения достаточно скупы. Преосвященный Симеон стал архиепископом тверским в 1676 году, а до этого был архимандритом Юрьева монастыря в Новгороде. В 1681 году он, вероятно, скончался, приняв схиму с именем Симон. Владыка Сергий был архимандритом Борисоглебской обители в Торжке. В 1682 году московский патриарх Иоаким возвел его в сан епископа Тверского и Кашинского. Преосвященный Сергий перестроил на собственные средства Спасо-Преображенский собор в Твери, который, увы, был снесен в 1930-е годы. Сергий умер в 1704 году, находясь на покое в тверском Отроч Успенском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=08171

В 1707 году было начато строительство новой каменной церкви на месте прежней. Строилась она двухэтажной, о двух колокольнях. Инициатором строительства явился митрополит Сампсон, а деньги жертвовало астраханское купечество. В изданном в Москве в 1925 году «Памятнике веры» указывалось, что церковь эта была построена на средства консула Кучукова. Но вряд ли это свидетельство достоверно, так как подьячий («консул») Василий Кучуков был убит мятежниками в 1705 году, во время стрелецкого «свадебного» бунта. Возможно, он что-то и жертвовал на строительство нового Рождество-Богородицкого храма, если речь о его построении велась до 1705 года. Достоверно же известно, что новый храм начал строиться в 1707 году, когда по указу преосвященного Сампсона появляется здесь церковный староста Михаил Иванович Сербин, который «по выбору вкладчиков и приходских людей церковный денежный и всякий приход собирает и в строении всякий церковный расход держит». М. Сербин был именитым астраханским купцом, и, видимо, в строительстве церкви его доля вложенных средств была немалой. Храм строился быстро и споро. Существует мнение, что в строительстве его принимал участие зодчий Дорофей Мякишев, под чьим руководством был построен Успенский собор. 7 сентября 1709 года был освящен нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На этом дело застопорилось. Средства вкладчиков из местного купечества истощились. Митрополиту Сампсону самому на свои средства пришлось достраивать церковь. Смерть его в 1714 году опять приостановила работы, храм был полностью завершён только в 1722 году, ко времени приезда в Астрахань императора Петра I. Верхний храм в честь Вознесения Господня был освящён 4 мая 1722 года епископом Астраханским Иоакимом. В 1758 году в трапезе нижней церкви с левой стороны был устроен придел в честь Святителя Дмитрия Ростовского. После окончательного завершения Рождество-Богородицкая церковь стала одной из красивейших в городе, и только Успенский собор мог равняться с ней по величине и великолепию внешнего обрамления.

http://sobory.ru/article/?object=41494

Наконец и вторый храм иерусалимский окончательно разрушен римлянами, по правосудию Божию, за беспримерно тяжкий грех иудеев, – за «убиение начальника жизни» ( Дeяh. III. 15 ), Господа нашего Иисуса Христа, – и вместе, по премудрой судьбе Божией, чтобы ветхозаветное богослужение уступило место совершеннейшему, новозаветному, христианскому. И в сие время, когда с распространением христианства по всей вселенной, надлежало распространить и храмы христианские по всей вселенной, паки Сам Бог явился творцом святых храмов: ибо воплощенный единородный Сын Божий по вознесении Своем на небо, «облече Своя ученики и Апостолы силою свыше, яже есть Дух Святый»; и они по действию в них Святого Духа, «быша сильнии делом и словом, крещение предаша сыноположения, церкви воздвигоша, утвердиша жертвенники, священства положиша правила и законы», которых и мы «держим предание» (Молит. в освящ. храм.). И о первенствующем храме сего царствующего града не Бог ли сказал Великому Князю устами Святителя Петра почти то же, что некогда Иерусалиму устами Захарии: «созижди храм» Богоматери, «и обращуся» к Москве «щедротами»? – И вот, пять веков свидетельствуют, что то было верное слово Божие, в устах угодника Божия. Усматривая таковые издревле судьбы Божии над храмами Божиими, что должны мы помыслить, братия? – Каждый основательно размышляющий найдет в оных следующия поучительныя истины: 1. Храм истинного Бога с Его святынею, чиноположениями и таинствами, есть не человеческое изобретение, а собственное Божие устроение. 2. Устроение храма Божия и в нем его священнодействий не должно зависеть от произвола человеческого, а должно быть основано на «правилах и законах священства», которые «положили Апостолы, облеченные Духом Святым, сильные делом и словом». 3. Премудрость Божия устроение святого храма признала не только полезным, но и необходимым пособием для спасения человеков: ибо премудрости Божией не свойственно делать что либо излишнее и не полезное. 4. Посему, всякий человек, желающий себе спасения, прилежно должен притекать во храм Божий, со вниманием, и, по мере возможности, с разумением участвовать в его молитвах и славословиях, внимать и последовать слышимому в нем слову Божию и учению жизни, и освящать себя его таинствами, согласно с правилами и законами, которые положили, и предали нам богодухновенные Апостолы и богомудрые Отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Первыми насельницами этой обители во главе со старицей Феодорой стали обратившиеся из раскола в официальное православие женщины- старообрядки. Первые десятилетия Троицкий Белбажский монастырь по своему внутреннему уставу (укладу жизни) являлся «особножительным», или «своекоштным», когда сестры жили здесь каждая в своей келье и имели индивидуальное подсобное хозяйство. Начиная с 1800 года, игуменья Маргарита (перешедшая в Белбаж из числа монахинь Костромского Анастасина монастыря), «ввела в монастыре общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом». К середине XIX столетия на территории Белбажского монастыря было построено три церкви: центральный Троицкий собор с колокольней, храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Основатель Белбажского монастыря святитель Питирим являлся непосредственным строителем Троицкого собора. Первоначально, рядом с существующим собором, очевидно еще, когда на этом месте находился старообрядческий скит, был построен одноименный деревянный храм. В 1720 году архимандрит Питирим благословил начать строительство в обители каменного собора: " ...к тому строению материалы изготовляти, и мастеров на кирпичные припасы и на жжение извести ослеживать " . Спустя два года, в мае 1722 года, " ...Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити " . Каменных дел мастер и подрядчик Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов) являлся жителем московской Казенной слободы и вместе с братом каменщиком Семеном Анофриевым брал подряды на строительство православных храмов. В настоящее время известно еще о пяти церквях, которые возводились мастерами-каменщиками братьями Анофриевыми. Два храма были построены ими в Москве: церковь в честь иконы Божией Матери Грузинская, на Воронцовом поле (1712–1714 гг.) и собор в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Николаевском греческом монастыре (1718–1728 гг.). Оба этих храма не сохранились до наших дней. Существовали также возведенные ими храмы на территории Московской области: в селе Фроловском Клинского района в честь Казанской иконы Божией Матери (1717–1719 гг.) и в селе Лыкове Коломенского района (1703 г.). Участвовал Лука Анофриев и в постройке приходского храма в честь праздника Вознесения Господня в селе Чичкино Рязанской области (1714–1716 гг.). Этот несохранившийся храм, также ярусной композиции «четверик восьмириком», строился им вместе с крестьянином Куприяном Семеновым по образцу московской церкви Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке.

http://sobory.ru/article/?object=23580

В историографии кон. XX в. существовало 2 версии основания Г. м. По первой версии, к-рой придерживался В. П. Выголов, каменная Георгиевская ц. была возведена между 1456 и 1461 гг., а мон-рь возник после смерти Ю. Кошкина ( 1503/04), до 1506 г., к-рым датирована духовная волоцкого кн. Феодора. По второй, представленной в работах В. Д. Назарова, Георгиевская ц. и Г. м. появились в кон. XIV - нач. XV в. Впервые Георгиевский храм упоминается в духовной грамоте 1461 г. вел. кн. Василия II Васильевича , к-рый жаловал 4-му сыну волоцкому кн. Борису «дворы» «Марьиньские Федоровы» в Москве на посаде, около «Святого Егорья, каменные церкви» (Там же. С. 195). Мария Феодоровна - дочь Феодора Голтяя, 2-го сына Феодора Андреевича Кошки (внука Андрея Ивановича Кобылы), была выдана замуж за серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Дочь Марии Мария Ярославна была женой вел. кн. Василия II. Духовной грамотой 1477 г. волоцкий кн. Борис Васильевич передал старшему сыну Феодору «бабы моее Марьинские» дворы (Там же. 71. С. 250). «Святой Георгий на Дмитровке» (неизвестно, храм или мон-рь) упоминался в летописном известии о московском пожаре 1493 г. Впервые Г. м. упоминался в грамоте 1503 г. рузского кн. Иоанна Борисовича, к-рый выплачивал заемное «егорьевское серебро», а «рост на те деньги не плачон на пять лет» (Там же. 88. С. 351). Поскольку проценты по взятому займу рузский князь не платил 5 лет, следов., он занял денег в 1498 г., что подтверждает существование мон-ря к тому времени. В этой же грамоте «Егорий каменный» упоминается в одном ряду с кремлевскими мон-рями московскими в честь Вознесения Господня и Чудовым , а также с Новоспасским , Андрониковым , московским в честь Богоявления Господня и Симоновым мон-рями (Там же. 88. С. 351-352). Данные грамоты также свидетельствуют о том, что к 1498 г. мон-рь уже существовал. В 1506 г. волоцкий кн. Феодор Борисович, отправляясь в Казанский поход, завещал супруге дворы «на посаде у Юрья святаго» и распорядился вернуть свой долг (117,5 р.) «на Москве Юрьевского монастыря» (Там же. 98. С. 407). Г. м. находился около пересечения Юрьевской ул. (Георгиевский пер.) с улицей, «что идет от города… к Сущову на Дмитровскую дорогу» (Б. Дмитровка) (Там же. 92. С. 371).

http://pravenc.ru/text/164489.html

блаж. Исидора, устроенная в 1817 г. на месте погребения угодника Божия, служащая предметом почитания. В церкви имеются древние царские врата, мелкой резьбы, с позолотою, с изображением на верхней части в круге св. пророка, в середине в рамке Благовещения Пресвятой Богородицы, по краям и внизу двунадесятых праздников и последних дней жизни Спасителя. Древний образ св. блаж. Исидора (плащаница, бывшая на гробе его до 1817 г.), шитый по шелковой материи золотом и серебром. По преданию, вклад именитых людей Строгановых… Жалованная грамота царя и великого князя Михаила Федоровича ростовской Вознесенской церкви, «дана в царствующем граде Москве лета 7132 г. марта 21 дня с подписью царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержавца и печатью на право причту сей церкви пользоваться вечно из московского больничного дворца». Земли 1 десятина 1885 кв. саж. Для жительства причта каменный двухэтажный дом, с флигелем. Каменный дом с лавками внизу, поступивший в церковь по завещанию крестьянина И. А. Рулева, из доходов которого, согласно воле завещателя, одна треть поступает на освещение церкви, одна треть на расходы по содержанию дома и одна треть на содержание причта церкви. При церкви деревянная сторожка. Церковного капитала 3889 руб. Невдалеке от церкви на церковной площади при дороге против дома, занимаемого причтом, каменная часовня, устроенная в 1878 г., на месте деревянной часовни. Постоянных жителей в приходе 177 муж. пола и 205 жен. По штату положено быть священнику и псаломщику. Причтового капитала в процентных бумагах 12 687 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Церковь находится в валах. Бесстолпный храм построен в 1566 г. по повелению Ивана Грозного выдающимся зодчим Андреем Малым. В 1770 г. к церкви Вознесения был пристроен придел во имя Исидора Блаженного. Колокольня была пристроена позднее. Иван Грозный одарил церковь, построенную над гробом Исидора, «золоченым деисусом» (иконостасом).

http://sobory.ru/article/?object=00593

По проекту М.Ф. Казакова в Москве построено свыше 100 зданий. Для графа Разумовского он построил в 1800-1802 гг. Великолепный дом Казаков во многом определил архитектурный облик Москвы XVIII и начала XIX веков. Именно поэтому в 1939 году улица Гороховая была переименована в улицу Казакова в честь 200-летия зодчего. Вознесенская улица, получившая название по исконно московской традиции – по названию церкви, была переименована в улицу Радио в 1929 году в связи с радиофикацией города и радиостанцией, построенной на ней. Существует устное предание, что посвящение правого придела Святителю Николаю Чудотворцу было пожеланием основного вкладчика средств в строительство храма – Николая Никитича Демидова, тем более, что церковь, посвященная покровителю его отца – Никите Мученику уже была поблизости на Старой Басманной улице. Духовная и материальная помощь митрополита Платона и именитого прихожанина Николая Демидова, а также молитвы и каждодневные старания священника Петра Андреева определили успех и относительно быстрое возведение храма. Об этом и записано в клировых ведомостях церкви, что «церковь построена тщанием священника Петра Андреева на сборную от доброхотных дателей сумму и при особом вспомоществовании прихожанина господина Николая Никитича Демидова и других прихожан». Священник храма отец Пётр за свои высокие добрые качества и особенную ревность ко вновь строящемуся храму Вознесения Господня пользовался особенным вниманием и любовью митрополита Платона. Священник Пётр Андреев – строитель храма священствовал в 1775 – 1823 гг. почти 50 лет. К сожалению, не удалось найти свидетельства о нем, но плоды его деятельности очевидны. Именно его молитвами успешно реализован огромный проект по строительству храма. Колокольня прямоугольной формы была построена вместе с храмом из кирпича. Колоколов было десять. На большом была надпись «Придите ко Мне вси страждующии и обременении и Аз упокою вы, иго Мое благо и бремя Мое легко есть…» отлит сей колокол мая 12 в царствование Государя Императора Александра III.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010