ПСАЛОМ 101 являет образ смирения и покаяния - Сам Господь, смирив Себе даже до смерти крестныя, всех ради обнища, греха Сам не сотвори, грешников же свободил, и спас, и обогатил благодатию. Ты, Христе Боже, воскрес, обогатил Сион - Церковь Свою, благодатию Духа, яко созиждет Господь Сиона и явится во славе Божества Своего, и истина евангельская напишется в роде христианском на пути крепости Его - Страстей пречистых. Сынове раб Твоих, Христе Боже, - порожденные водою и Духом, вселятся в небесные обители. ПСАЛОМ 102 есть похвала и благодарение Христу Богу за великие благодеяния роду человеческому. Душа хвалит Бога, яко " Слово плоть бысть " (Ин.1:14), пострадал, умер и воскрес, сотворил милость и судьбу и удалил беззакония наша крещением святым, и жизнь вечная дана хранящим завет Его. На небеси уготова престол Свой Христос Бог с пречистою плотию. Да благословят Спасителя вси ангелы - силы небесныя, и вся дела Его - небо и земля. ПСАЛОМ 103 о бытии мира в славу и величие Творца Христа Бога - Иже есть образ Бога невидимого, о Немже создана быша всяческая. Бог распростер великий свод, яко кожу и палатку, и второе небо - твердь - отделил от первого водою, которая не проливается, не погашает солнце, а превыспренняя - воздушное пространство - для земли, как чердак для дома, а бездна есть множество вод, которые окружают землю, делая ее как бы островом среди моря. Образно звери сельные, онагри, дикие ослы, птицы, горы, скоты - люди разных духовных состояний, приходящих в церковь. Вино, елей, хлеб - таинства церковные. Солнце позна запад свой, тьму и нощь - Христос терпел страсти и гроб и воссиял от гроба воскресением. И исполнися земля - человек - многих чудес и благодати в море великом житейском, где гади - многие нечестивые, и змей - диавол, но и корабли - церкви святые, и все верные чают пищи духовной и вечной. И Ты, Христе Боже, послеши Духа Твоего в крещении, и созиждутся, и обновиши лице земли в бессмертие - в общее воскресение. Буди слава Господня - Божество Христа и дела Его - вовеки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

По самому свойству лжи диавол получил и имя свое – клеветник. Не принимающий истины и правды Божией и сам живущий ложью, то есть также ничтожеством (потому что ложь есть то, чего нет – ничто), диавол старается посеять семена собственной лжи и в людей. Ложь, как и всякая отрицательная реальность, паразитирует на правде, отчасти используя ее некоторые элементы и осколки, отчасти извращая ее путем преуменьшений, преувеличений, отчасти полным искажением ее. Зависть к Богу была главным мотивом восстания против Бога; зависть к человеку как образу Божию, наделенному от Бога великими дарами, движет диаволом и в отношениях с человеком. Но зависть, будучи внутренним разрушительным качеством, снова устремляет его к ничтожеству. Наконец, гордость, самое существенное свойство диавола, заставившее искать первенства, попрежнему отделяя его от Источника существования, тоже делает его ничтожным. Однако самое парадоксальное свойство диавола – это то, что, будучи существом духовным, он постоянно стремится к плотскости. В реальности полное “воплощение” диавола невозможно, в нем всегда есть некая иллюзорность, кажимость. И все же его личное начало, будучи духовным, “тянет” его ниже себя, к плоти, к земле. Поскольку плоть ниже духа, то и это свойство, унижая его, движет к уничтожению. Змей как образ диавола, после искушения человеков древом познания добра и зла, осужден Богом ползать на брюхе по земле. Будучи изгнан из духовного мира, диавол со своими бесами пребывает преимущественно в воздушном слое – между небом и землей – и по злобе и зависти постоянно действует на то существо, которое Бог и создал духовно-земным: не человека, стремясь его погубить. Начиная от святого апостола Петра (“диавол, как лев рыкающий, ходит повсюду, ища кого поглотить” ( 1Петр.5,8 ), почти ни один святой отец и духовный писатель не обходит этой темы. Особенно же много об этом – в различных текстах богослужебных книг. А многие сведущие христиане хорошо знают это и по своему опыту. Погубить – это значит ввести человека в состояние максимальной привязанности к греху.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Впрочем, эта красивая легенда вызывает сомнения. Дело в том, что в литературе, посвящённой символике православного надглавного креста, подробно рассматриваются различные типы венцов. То есть венцы на крестах Архангельской церкви не были уникальными. Отсутствие изображения архангельских венцов не позволяет деталь­но проанализировать вопрос. Хотя, возможно, они и являлись редки­ми для данной местности. Н. С. Козловская-Сорокина вспоминала: «Церковь была очень красивая, воздушная, как берёза белая, хотя её ни разу не белили. Купола зелёные. Из лугов она смотрелась, как лебедь. Если можно сделать живое из камня, то архитекторам храма это удалось. Она была гармоничная, пропорциональная. Плавая на лодках, мы из Головкино любовались Архангельской церковью. Возле неё росли ста­рые тополя, и однажды я видела, как сгорел один тополь от молнии возле церкви. В проёме церкви было изображение Михаила-архангела. У него в ногах был змей изображён. В советское время служ­бы в церкви не было». М.Г. Русачкова-Гурьянова свидетельство­вала: «Перед церковью стояли ворота, на них - икона и деревянный крест. В нашем селе было два конца: Князев и Наумов. Князев конец - там, где церковь, часовня, склеп и барский дом. Барин Наумов женился, а жена его не любила, и тёща ненавидела. Он торговал хлебом. Барин он был хороший: поповские дома подарил церкви. Построил богадельню. На пасху в церкви делали фейервер­ки. У церкви была сторожка, где стонали голуби, а мы боялись туда ходить». Добавлю, что в Архангельском и деревне Ерзовке в нача­ле XX в. были часовни. Последние годы существования храма отражены в официаль­ных документах весьма скупо. В протоколе 2 от 16.01.1952 года в пункте 29 «О передаче бывшей церкви с. Архангельское Чердаклинскому пункту заготзерно» говорилось: «1. В связи со строительством Куйбышевского гидроузла с. Ар­хангельское входит в зону затопления, а имеемая там церковь подле­жит переносу или разрушению, передать быешее помещение церкви Чердаклинскому заготзерно, для разборки на кирпич, обратив его на строительство зерноскладов. Просить исполком Ульяновского Облсовета депутатов тру­дящихся утвердить настоящее решение».

http://sobory.ru/article/?object=52384

Пока я беседовала таким образом со святыми Ангелами, пришли мы в мытарство четырнадцатое - мытарство Разбойничества. Здесь истязуется не одно только разбойничество, но требуют отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар по плечам или по голове, по щеке или по шее, или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего. Злые духи все это испытывают здесь с подробностями и взвешивают; мы же прошли это мытарство беспрепятственно, оставив малую часть добрых дел на покрытие моих грехов. Беспрепятственно прошли мы мытарство пятнадцатое, мытарство Чародеяния, обаяния, отравления, призывания бесов. Духи этого мытарства по виду своему похожи на четвероногих гадов, на скорпионов, змей и жаб; одним словом, страшно и мерзко смотреть на них. По благодати Божией, духи этого мытарства не нашли во мне ни одного подобного греха, и мы отправились далее; духи же с яростью кричали мне вслед: " Посмотрим, как уйдешь ты из блудных мест, когда придешь туда! " Когда мы стали восходить выше, я спросила водивших меня Ангелов: " Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха? " Святые Ангелы отвечали мне: " Для душ верующих, восходящих на небо, другого пути нет - все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, как ты, а только тебе подобные грешники, то есть те, которые из стыда не открывали искренне духовному отцу всех своих грехов на исповеди. Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы во всем раскаялась перед духовным отцом и получила от него разрешение, избежала бы ужасов прохождения по мытарствам; но помогает тебе еще то, что ты давно перестала творить смертные грехи и много лет проводила добродетельную жизнь, а главным образом помогают тебе молитвы святого Василия, которому ты усердно служила на земле " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1959...

   Преподобного Сергия бесы устрашали преобразуясь в зверей и змей (Ч.-М. сент. 25 д.). 4. Даже люди, имеющие общение с бесами, могут производить бесовские мечтания, напр., переменять воздух, производить ветры, гром и дождь, возмущать морские волны, наносить вред в садах и полях (Ч.-М. окт. 2 д.).5. Могут бесы знать будущее, как духи бесплотные, на основании долговременного опыта и наблюдения над вещами и делами человеческими, но также часто лгут и обманывают. „Знаешь ли ты, спрашивал св. Пахомий явившегося к нему беса, что, по кончине нашей, братия не так усердно будет служить Господу, как теперь?“ – Знаю, верно, отвечал бес. „Лжешь ты на свою скверную голову; знать будущее принадлежит одному Богу, а ты одна ложь.“ – Во мне нет предведения, сознавался бес, я и сам по себе ничего не знаю; знаю, что случится в будущем посредством знания прошедших и настоящих вещей (Ч.-М. мая 15 д.).6. Нападая и злодействуя человеку во время его земной жизни, злые духи не оставляют его и по кончине его. С особенною силой они нападают на человека в час смерти, чтобы возмутить спокойствие души его. „Когда настал час разлучения моего от тела, сказывала св. Феодора, увидела я много ефиопов, ставших около одра моего; лица их были, как сажа, глаза, как огненные угли. Все они грозно смотрели на меня, скрежетали зубами, готовили и развивали свитки, в которых записаны были худые дела мои. Я отвращала свои глаза, чтобы не видеть тех страшных лиц; но повсюду видела их, и душа моя была в великом страхе и трепете» (Ч.-М. марта 26 д.). „Господи Боже мой! молился св. Иосиф песнописец в час смерти своей, Ты хранил меня во все дни живота моего, и ныне до конца соблюди дух мой и помоги мне избегнуть князя тьмы и воздушных страшилищ, да не когда порадуется о мне враг мой“ (Ч.-М. апр. 4 д.). (См. кн. „Православное исповедание христианской веры в Четиях-Минеях“. Прот. А. Свирелина. СПБ. 1893 г., стр. 51 – 56).   59. Примеры из жизни святых, доказывающие ту истину, что власть злых духов может быть ограничена

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

И князь тьмы, желающий привлечь к своей погибели весь род человеческий, также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, замечал все злые дела его и, поощряя его своими кознями к таким делам, записывал все худое, что человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытарствам все грехи человека, и оттого они известны воздушным князьям. Когда же душа разлучится и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют это, показывая ей содеянные ею грехи, и если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать ее; а грехов если найдется больше сравнительно с делами добрыми, то они удерживают душу на некоторое время, затворяют её в темнице невидения Бога и мучат, сколько сила Божия позволит им мучить ее, пока та душа, посредством молитв церкви и милостыни ближних, не получит прощения. Если же какая душа окажется так грешною и нечистою пред Богом, что не будет для нее никакой надежды спасения, то злые духи тотчас низводят её в бездну, где и для них самих уготовано место вечного мучения. Там погибшие души содержатся до второго пришествия Господня, и потом, по соединении с своими телами, будут с дьяволами мучиться в геенне огненной. И то еще заметь, – сказали ангелы, – что этим путем восходят и подвергаются испытанию в мытарствах только те, которые просвещены верою и святым крещением, а неверующие сюда не приходят, потому что еще до разлучения от тела душами своими принадлежат аду и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут их души, как свою надлежащую добычу, и низводят в пропасть». (Мытарство 14). Беседуя так, мы достигли мытарства убийства, на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар, нанесенный ближнему, за пхание со гневом и толчки. Мало нечто дав тут, мы пошли далее. (Мытарство 15). Прошли мимо мытарства чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов. Здешние духи видом похожи на гадин, змей и жаб, страшны и отвратительны. По милости Божией, во мне не нашли они ничего, и мы пошли далее, провожаемые криком демонов: «Вот придешь в мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда!» Когда мы поднимались выше, я осмелилась спросить святых ангелов: «Все ли христиане проходят чрез эти мытарства, и нет ли возможности пройти тут без истязания и испытания на мытарствах?» Ангелы отвечали: «Нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этою дорогою, но не все бывают так истязуемы, как ты, а только подобные тебе грешники, которые творили не полное исповедание грехов своих, из ложного стыда утаивая пред отцом духовным срамные дела свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И князь тьмы, желающий привлечь к своей погибели весь род человеческий, также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, замечал все злые дела его, и, поощряя его своими кознями к таким делам, записывал всё худое, что человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытарствам все грехи человека, и оттого они известны воздушным князьям. Когда же душа разлучится и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют это, показывая ей содеянные ею грехи, и если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать её; а грехов если найдётся больше, сравнительно с делами добрыми, то они удерживают душу на некоторое время, затворяют её в темнице невидения Бога и мучат, сколько сила Божия позволит им мучить её, пока та душа, посредством молитв церкви и милостыни ближних, не получит прощения. Если же какая душа окажется так грешной и нечистой пред Богом, что не будет для неё никакой надежды спасения, то злые духи тотчас низводят её в бездну, где и для них самих уготовано место вечного мучения. Там погибшие души содержатся до второго пришествия Господня, и потом, по соединению со своими телами, будут с дьяволами мучиться в геенне огненной. И то ещё заметь, – сказали ангелы, – что этим путём восходят и подвергаются испытанию в мытарствах только те, которые просвещены верой и святым крещением, а неверующие сюда не приходят, потому что, ещё до разлучения от тела, душами своими принадлежат аду, и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут их души, как свою надлежащую добычу, и низводят в пропасть». (Мытарство 14). Беседуя так, мы достигли мытарства убийства, на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар, нанесённый ближнему, за пихание с гневом и толчки. Мало нечто дав тут, мы пошли далее. (Мытарство 15). Прошли мимо мытарства чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов. Здешние духи видом похожи на гадин, змей и жаб, страшны и отвратительны. По милости Божией во мне не нашли они ничего, и мы пошли далее, провожаемые криком демонов: вот, придёшь в мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда! Когда мы поднимались выше, я осмелилась спросить святых ангелов: все ли христиане проходят через эти мытарства, и нет ли возможности пройти тут без истязания и испытания на мытарствах? Ангелы отвечали: – «нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этой дорогой, но не все бывают так истязуемы, как ты, а только подобные тебе грешники, которые творили не полное исповедание грехов своих, из ложного стыда утаивая пред отцом духовным срамные дела свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дудочник – растение с толстым стволом, пустым внутри. Бабка – надкопытная говяжья кость, используемая для игры. Труба. – Имеется в виду Трубная площадь в Москве (часть Бульварного кольца). Получила название по водостоку («трубе») в стене Белого города, через который текла река Неглинная. На площади размещали свои ряды торговцы птицами и мелкими животными. Пост.  – Речь идет о Великом посте, предшествующем Пасхе, празднованию Воскресения Христова. Длится 40 дней и является самым строгим из четырех постов. Во время Великого поста московские мастеровые воздерживались от спиртного и работали особенно напряженно, выполняя заказы к празднику. Дратва – толстая просмоленная нить, предназначенная для сшивания кожи. Брандмейстер – начальник пожарной команды (нем). Опорки – башмаки, сделанные из сапог с отпоротыми голенищами. Дать куры – здесь: потерпеть неудачу, подвести. Господин-сковродин – насмешливое, шутливое обращение. Девичий монастырь.  – Имеется в виду московский женский Новодевичий монастырь. Основан по обету великим князем Василием III в 1524 г. в память взятия Смоленска. Был местом пострижения царственных особ. По праздникам под монастырем проходили народные гулянья. Чугунка – так называли первую железную дорогу. Был мерин гнед, теперь шерсти на нем нет.  – Ср. у Даля: «Мерин гнед, а шерсти на нем нет». Мерин – смирный, укрощенный жеребец. Гнед – то есть гнедой масти, красновато-рыжий. Хомут – часть конской упряжи, выглядит как обруч (клещи), обернутый мягким валиком (хомутиной). Хомут одевают лошади на шею. Верста – русская мера длины, равная 1,1 км. Липка – обитый кожей дуплистый пень, который служит сиденьем для сапожников. Шарабан – здесь: двухколесный одноконный экипаж (фр.). Фунт – старая мера веса, равная 410 г. …слова бессмертного поэта. – Имеется в виду поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». «Монах» – здесь: особого рода воздушный змей. Рассказ «Светлая страница». ( Примеч. И. С. Шмелева. ) Аналой – высокий столик с наклонной поверхностью, служащий подставкой для икон (гр.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4249...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010