«Чего же испугалась послушница Феодора? Шумов, страхований и необычных звуков, в которых по обыкновению ухищряется вероломный и бессильный змей? К этим вещам, чадо мое, относись со смелостью, не обращай ни малейшего внимания, и все это, подобно мыльному пузырю, исчезнет. Робость, которая на тебя находит, по естеству, а не от прелести. Только вера и мужество души в силах преодолеть ее. Однако, чадо мое, если бы ты не пребывала в послушании, а безмолвствовала самовольно и, не вопрошая опытного наставника, искала уединения, то подверглась бы опасности. Но сейчас, когда ты, хотя и стремишься к безмолвию ради любви к Спасителю твоему, хотя и отреклась с юного возраста от всех наслаждений мира и желаешь беседовать с Богом в молитве и крайнем уединении, все же предпочитаешь послушание своему духовному отцу, и ради этого послушания выходишь, чтобы посещать больных, и, подобно преподобной Евдокии и святой Мелании, отдаешь предпочтение заботам о них, невзирая на различные их немощи и досаждения, чего же тебе бояться и огорчаться, чадо? Не убоишися от страха нощнаго 114 , которого боятся полагающиеся на свою волю. Только, насколько возможно, будь внимательна во время молитвы, чтобы не принимать в виде зримых или умных образов ни света, ни трепетания души и тела, ни благоухания, ни радостного утешения скорби. Не обращай внимания, что творится справа или слева от сердца, но в простоте говори молитву, внимая только словам, не думая ни о земном, ни о чем-либо другом, хотя бы и боголюбезном. И если во время молитвы и многих слез придет к тебе большое утешение и легкость в теле, так что почувствуешь его как бы воздушным, не изумляйся этому, не придавай никакого значения. Даже если это непрелестное действие Божией благодати, то и неприятие его весьма похвально у Бога. Так же и с телом, если даже оно благодаря подвигам и ощущает некую теплоту или трепет, будь ко всему мертва. Ибо если ты такие ощущения примешь, тем самым окажешься в прелести, если же и... (неразборчивое слово в письме старца) во всех этих вещах, то это благодатно. Подобным образом относись и ко всем чудесным исцелениям больных, происходящим по вере твоей. Не удивляйся и не придавай ни малейшего значения похвалам. Это плоды послушания, и творит их в действительности Пречистая Богородица, Которой и посвящай их».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Из жития святого Евфимия В числе братии монастыря святого Евфимия был некий монах Феодот из Галатии. Стефан, который был настоятелем монастыря еще до Фомы, после смерти брата получил наследство в шестьсот золотых монет и все их отдал монастырю. Деньги он хранил в ризнице. Феодот по внушению лукавого незаметно взял эти деньги, когда игуменом монастыря стал не знавший об этих деньгах Фома из Апамеи. Утром Феодот проснулся и притворился разгневанным и раздраженным якобы из-за того, что тут нет никакого покоя. Он ушел из монастыря как бы на поиски безмолвия, а на самом деле для того, чтобы скрыться и унести золото. Он направился в Святой город Иерусалим. Когда он дошел до монастыря Мартирия, то сел у дороги и пересчитал монеты – пятьдесят оставил себе, а остальные положил под большой камень и, запомнив место, отправился в Иерусалим. Там он взял под залог коня до Иоппии и отправился снова к камню, под которым лежало золото. Когда он подошел к своему тайнику, то (о, всевидящее око Господне! О праведные суды Его!) увидел на камне лежащую огромную и страшную змею. Она стерегла золото и никого не подпускала к нему. Монах побоялся приблизиться к ней с голыми руками. Он подождал немного, потом вновь с дрожью в ногах попытался было приблизиться к камню, но страшный страж золота не сводил с него глаз – он стерег сокровище, и невозможно было подойти к камню, потому что змей сразу вставал дугой, готовый броситься на человека – хорошо, что тот успел убежать. Монах пришел к своему сокровищу на следующий день. Вдруг какая-то воздушная сила, словно секира, ударила Феодота по макушке, нанеся тягчайшую рану. Он зашатался и упал, как труп. Служители лазарета, проходившие по дороге, нашли его в тяжелом состоянии, подняли и отнесли в больницу Святого города. Там он пролежал довольно долго и однажды во сне увидел старца, который очень строго посмотрел на него и пригрозил, что больной не встанет с одра, пока не вернет краденое монастырю Евфимия. Монах сразу же послал за начальником больницы, рассказал ему о краже и о том, что за этим последовало, и велел начальнику отправить украденное в монастырь. Когда игумен Фома, Леонтий и их помощники узнали о произошедшем, тотчас отправились в Святой город и, положив Феодота на носилки, понесли его, чтобы он показал место, где спрятано золото. Монахи нашли золото в полной сохранности под камнем, а тот грозный страж, о чудо, исчез, чтобы сокровище вернулось к хозяевам. Когда же они взяли сокровище и увидели, что Феодот истратил немного, простили его и разрешили вернуться в монастырь. А он с того момента полностью избавился от тяжкого недуга, и силы вновь вернулись к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Появление «зверя из земли» в качестве пары «зверю из моря» вводит нас в другой круг мифологем, не связанный непосредственно со «зверями» Книги Даниила. Образы «зверя из моря» и «зверя из земли» уходят корнями в древнесемитскую мифологию. В Ветхом Завете враждебную водную стихию воплощает Левиафан (] ГгЬ; от евр. лава – «виться, свертываться»; то же, что и семиголовое чудовище Латану в Угарите, – по одному мнению крокодил, по другому – некий вымерший морской змей), называемый в Ис. 27:1  «змеем изгибающимся, чудовищем морским», в Иов. 41:26  «царем над всеми сынами гордости» (Септ.: дракон (бракогтсх), «царь над всеми водами»). Сушу же олицетворяет Бегемот (Л1СЛ2 – «животное, зверь» во множественном числе; Септ.: 9r pLoi› – «зверь»), «верх путей Божиих» ( Иов. 40:1019 ). Согласно ЗЕзд 6:49–52, Левиафан и Бегемот были произведены на пятый день творения и получили каждый свой удел. В Книге Еноха говорится об отделении друг от друга Левиафана и Бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, причём женское чудовище Левиафан было помещено в «бездну моря», мужское же, Бегемот, в необитаемую, пустыню Дендаин (1Ен 60:7–8). Возникло поверье, что Левиафан, уже однажды пораженный Богом ( Пс 73 /74:14; 103/104:26), перед концом света вырвется из своего узилища и вновь будет повержен ( Ис. 27:1 ). Это поверье и отражено в Откровении Иоанна Богослова. В сирийском Апокалипсисе Баруха предсказывается даже то время, когда Левиафан выйдет из воды, а Бегемот из своего места (2Бар 29:4). В еврейском апокрифе «Тайны Симона бен Иохаи» к этим двум чудовищам добавляется птица-великан Зиз, олицетворяющая воздушную стихию. Согласно еврейской агадической литературе, по пришествии Мессии Левиафан и Бегемот, а также птица Зиз будут служить пищей на пиру праведников, – мотив, звучащий уже в Пс 73 /74:14 и ЗЕзд 6:52. Напротив, псевдо-Енох полагал, что не люди будут пожирать их, а они – людей (1Ен 60:24). Соответствующие животные, символизирующие природные стихии, имелись также в вавилонской и древнеиранской мифологии. См.: ЕЭ, 1908; Caquot, 1975; Гусейнов, 1987. С. 43; Мень, 1992. С. 117–118. Однако, если раввинская традиция говорит о появлении натуральных чудовищ, то Иоанн Богослов превратил их в символы, в условные обозначения неких враждебных сил или даже отдельных личностей. Враждебный характер чудовищ – «зверей» также можно считать новшеством автора Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

«Шестоднев» посвящен толкованию первых стихов Кн. Бытия. В нем А. применяет метод толкования и усматривает в Быт 1:1 прикровенное указание на рождение Слова. Отвечая на вопрос, как мог существовать свет до создания Солнца, А. предполагает, что этот свет был рассеян в воздушном пространстве (I:9, 33–34). В описании живой природы А. следует свт. Великому и антич. натуралистам. Кн. «О Рае» обнаруживает большую зависимость от «Многие думают, — пишет он, — что рай есть душа человека, в которой взошли ростки добродетели. Человек, поставленный в рай трудиться в раю и охранять его, есть разум человеческий, сила которого, по–видимому, просвещает душу». Ева, согласно предположению А., означает чувство («О Рае», II). Змей есть аллегория наслаждения, к–рое через чувство (Еву) искушает разум (Адама) (см. также Послание, 45). Кн. «О Каине и Авеле» является как бы продолжением кн. «О Рае». В своих толкованиях на Кн. Бытия А. подчеркивает органич. связь между людьми, к–рая позволила греху распространиться на все поколения. В Адаме заключалось все человечество («Изложение Ев. от Луки», VII). Большинство др. толкований на ВЗ также выдержаны в духе аллегорическом. Так, напр., устройство Ноева ковчега А. рассматривает как символ человеческого тела, а призвание Авраама покинуть дом отца — как победу верующей души над чувственными соблазнами. Через Оригена на экзегезу А. оказал влияние и Александрийский. Писаный Закон, согласно А., был дан в силу того, что люди не смогли следовать естеств. закону совести (Посл. 63). Закон призван смирить человека, научить его следовать воле Божьей. Поэтому, хотя Закон был дан Израилю, значение его универсально для всего дохрист. мира. Он подготовил человечество к пришествию Искупителя. Боговоплощение явилось высшим доступным человеку созерцанием Бога, к–рое предшествует полноте Богопознания в грядущем бытии. M i g n e. PL, t.14–17; CSEL, t.32, 62, 64, 73, 78, 79, 82, в рус. пер.: О должностях священно–служителей Церкви Христовой (Из творений св.А., еп.Медиоланского: De oficiis ministrorum), К., 1875; Творения по вопросу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

монах Павел Эвергетинос О тех, кто продаёт или похищает монастырское имущество, весьма грешит перед Богом и будет сурово наказан, ибо что посвящено Богу, должно почитаться, а не оставаться в небрежении, даже если это ничтожная мелочь; и о том, что подобная небрежность наносит человеку большой вред А. Из жития святого Евфимия В числе братии монастыря святого Евфимия был некий монах Феодот из Галатии. Стефан, который был настоятелем монастыря ещё до Фомы, после смерти брата получил наследство в шестьсот золотых монет и все их отдал монастырю. Деньги он хранил в ризнице. Феодот, по внушению лукавого, незаметно взял эти деньги, когда игуменом монастыря стал не знавший об этих деньгах Фома из Апамеи. Утром Феодот проснулся и притворился разгневанным и раздраженным якобы из-за того, что тут нет никакого покоя. Он ушёл из монастыря как бы на поиски безмолвия, а на самом деле для того, чтобы скрыться и унести золото. Он направился в Святой город Иерусалим. Когда он дошел до монастыря Мартирия 31 , то сел у дороги и пересчитал монеты – пятьдесят оставил себе, а остальные положил под большой камень и, запомнив место, отправился в Иерусалим. Там он взял под залог коня до Иоппии и отправился снова к камню, под которым лежало золото. Когда он подошел к своему тайнику, то (о, всевидящее око Господне! О праведные суды Его!) увидел на камне лежащую огромную и страшную змею. Она стерегла золото и никого не подпускала к нему. Монах побоялся приблизиться к ней с голыми руками. Он подождал немного, потом вновь с дрожью в ногах попытался было приблизиться к камню, но страшный страж золота не сводил с него глаз – он стерёг сокровище, и невозможно было подойти к камню, потому что змей сразу вставал дугой, готовый броситься на человека – хорошо, что тот успел убежать. Монах пришёл к своему сокровищу на следующий день. Вдруг какая-то воздушная сила, словно секира, ударила Феодота по макушке, нанеся тягчайшую рану. Он зашатался и упал, как труп. Служители лазарета, проходившие по дороге, нашли его в тяжёлом состоянии, подняли и отнесли в больницу Святого города. Там он пролежал довольно долго и однажды во сне увидел старца, который очень строго посмотрел на него и пригрозил, что больной не встанет с одра, пока не вернёт краденое монастырю Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Книжная полка «Насти и Никиты»: Книги-путешествия Какие книжные новинки лучше всего помогут Вашему ребенку совершить воображаемое путешествие в далекие и не очень края? 4 апреля, 2014 Какие книжные новинки лучше всего помогут Вашему ребенку совершить воображаемое путешествие в далекие и не очень края? Правмир открывает рубрику, посвященную детской литературе. Ведущая рубрики — шеф-редактор книжной серии «Настя и Никита» Алина Дальская. Современным детям невероятно везет: они могут не только почитать про разные города и страны, но и на самом деле побывать всюду, где захотят. А потому встречаем книги про географию. Начнем, пожалуй, с большого и красивого атласа мира для детей, выпущенного издательством «Самокат». Польские художники Александра и Даниэль Мизелиньские создали совершенно замечательный проект под названием « Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам мира » .  Внутри этой действительно большой по размеру книжки — подробные карты шести континентов и 42 стран. Разглядывать всё это можно часами, потому что кроме основных географических сведений каждая страница буквально наполнена разными удивительными подробностями. Вот, например, Швеция. Конечно, изображены шведы в национальных костюмах, даны название столицы, площадь страны, число жителей и животные, которые обитают на этой территории.  А ещё — викинги, Астрид Линдгрен, Альфред Нобель, деревянные дома, хоккей на льду, брусничный джем и шведский стол. И многое другое, без чего сухие цифры ни за что бы не ожили. А вот вам Китай — пожалуйста: тутовый шелкопряд, фарфор, чай, тофу, фейерверк, воздушный змей,  кунг-фу, трепанги… Вся книжка выполнена в очень деликатной цветовой гамме, картинки очень узнаваемые, симпатичные, но при этом полны иронии. иллюстратор Мирослав Шашек создал 17 книг-путешествий для детей по городам мира, первая из которых — « Это Париж » — недавно отметила 55-летний юбилей. Издательство «Карьера-Пресс» впервые перевыпустило ее, а также книжку « Это Лондон » на русском языке. Легкие забавные рисунки дополнены простым и коротким текстом – книжки не перегружены информацией, ее как-раз достаточно, чтобы ребенок получил представление о самых главных достопримечательностях и об атмосфере, которая у каждого города, конечно же, своя особенная. Собор Нотр-Дам, Эйфелева башня, книжные развалы на набережной Сены, консьержки, художники и блошиные рынки — это Париж, такой, каким его любит весь мир. А это Лондон — полностью скрытый в тумане несколько дней в году, город, где знаменитые часы Биг-Бен, красные двухэтажные автобусы, а на башнях Тауэра живут черные, как смоль вороны. Во время прогулки не забудьте зонтик!

http://pravmir.ru/knizhnaya-polka-nasti-...

– Фильм снят в 1975 году, но вышел за рамки советского кино. Время, история, которая разворачивается, вполне актуальны. Каковы ваши основные ощущения? – спрашивает подростков Лика Данюшина. – Мы над своими чувствами не властны… – Да это же подростковая антиутопия. Фильм погружает в атмосферу авторитарного режима, все дети в нем представляются банальными. – Нет, они не серая масса, но ведут себя неестественно. Может, плохо играют?.. – …Да они просто опустошены от влюбленности. В главном герое просыпается сентиментализм. Сначала он такой борзый, а потом в нем развивается благородный эгоизм. В истории с компотом совершает благородный поступок… – …Но подлый, – добавляет отец Алексий. – Именно. Герой осознает тяжесть любви, которую не может выразить. А в самой последней сцене воздушный змей – это же метафора уходящего детства. Путь героя, как он страдал, был в мучениях от влюбленности… это все о взрослении. Фото: Анжелика Данюшина/Facebook Важнее всего – получится ли поговорить Лика сама нашла свой храм через киноклуб и отца Алексия Уминского. Первым храмом, в который она ходила два года, был храм Святителя Николая в Кузнецах. «Это храм со своим укладом, где приход по сути — университетское сообщество. И мне, человеку с улицы, новоначальному, было очень сложно. Я уже знала всех в лицо и многих по имени, но как начать общаться с христианами, я не понимала. Поступать в православный университет я не планировала. И эта жажда просто общения с христианами, желание в чем-то разобраться, понять, объяснить для себя, привела меня однажды в приход отца Алексея на встречу взрослого киноклуба. И я осталась в этом храме и в этой общине. И получила то, что искала: много общения». Вместе с выпускницей ВГИКа Дашей она начала подбирать фильмы для просмотра. За прошедшие годы посмотрели больше тридцати, пятнадцать фильмов вместе с обсуждением вошли в книгу, которую отец Алексий Уминский издал этим летом. Свободные от стереотипов, не имея особой тяги к советскому, отчасти пуританскому и идеологически заштампованному кинематографу, вместе подбирают разные фильмы. При всем многообразии качественного европейского и американского кино, по признанию Лики, для просмотра годится не все. В одних отталкивает откровенная жестокость, в других останавливает свободная без меры сексуальность.

http://pravmir.ru/9-filmov-kotoryie-obya...

А вообще – не советую. Музыкант, как и актёр – очень зависимая профессия. Тебя не зовут, не хотят, не нравится твоя музыка или ты уже не модный – и всё, ты на обочине жизни, как многие советские актёры и музыканты, как и их коллеги по всему миру. Лишь единицам удалось стать настолько популярными, что стало возможным заниматься только этим. И причем на протяжении всей жизни. Такие истории о наших кумирах сыграли с нами злую шутку и завели в ловушку, как гамельнский крысолов несчастных детей. Но теперь я свободен от иллюзий своей молодости. И возникло чувство, что скинул со своих плеч гигантский груз. Больше не нужно играть роль культуртрегера, распространяя чуждую, хоть и поистине привлекательную, культуру.   П.Т. Я помню ты использовал такой образ – комната, наполненная предметами, необходимыми для жизни. И вот, нужно бы принести что-то новое, а места нет. Ты пытаешься использовать в качестве инструментов решения своих задач находящиеся там предметы, принесённые и складированные ранее. Но эти предметы предназначены были для решения других задач. И в результате ничего путного из этого не выходит… Теперь моя комната с достижениями очищена - я выкинул оттуда все прошлые «вещи» и могу складывать новые. Хотя конечно, опыт моего жизненного пути останется в моей душе навсегда. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 9. В нашей тусовке все «пёрлись» по англо-американской музыке. Мало того, группы, игравшие на английском (как они тогда ошибочно полагали), котировались чуть ли не на порядок выше, чем русскоязычные. Генка с той стороны, где ветер, ненавидел английский. Испанский – вот это да! Воздушный змей, изготовленный тобой, парящий в небе под солнцем, иногда под обстрелами катапульт голубятников и английский язык?.. А уж тем более - тяжелый рок... Вниз утащит, неподъемен. Не для крапивинских мальчишек. 8. Ответ на 7, Потомок подданных Императора Николая II: Хочется спорить (и это, наверное, хорошо).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/23/ko...

В Базеле приятно было общение с Эльзою Эдуардовною Малер. Учась в Петербургском университете, она начала специализироваться по классической филологии, а после революции стала в Базеле профессором русской культуры. Вместе с нею и с доктором F. Lieb’oM, протестантским богословом, мы пошли в окрестностях Базеля в Dornach посмотреть Goetheanum антропософов. Нас встретила там бывшая жена Андрея Белого, урожденная Ася Тургенева. Она заведовала росписью стекол Goetheamim’a, которая производилась следующим образом. По толстому стеклу струилась вода и в разных местах действием сверла уменьшалась в различной степени толщина стекла, благодаря чему при дневном освещении получались воздушно утонченные изображения ка- ких-то духов, почитаемых антропософами. Внешний вид здания производил впечатление гриба, замкнутого в себе и враждебно настороженного против остального мира. В 1930 г. вся наша семья провела лето в Бретани в городке Plouha. Бретань стала нас давно уже интересовать после того, как мы прочитали в Петербурге сборник бретонских легенд, переведенных на русский язык ученою библиотекаршею Высших Женских Курсов Балабановою. Наше любопытство было вполне вознаграждено. Сама страна эта так непохожа на другие, что кажется сказкою. Извилистые скалистые берега ее сурово смотрятся в море и под ними в углублениях гнездятся осьминоги. Во время больших отливов мы видели тела их на песке, когда за ними охотился моряк, брат нашей хозяйки. Тонкие деревья с извилистым стволом производили вечером при сумерках впечатление змей, высоко поднявшихся и стоящих на своем хвосте. На больших дорогах всюду стоят распятия, иногда сопутствуемые статуею Божией Матери и апостола Иоанна. Во время праздников часто устраиваются пышные процессии с епископом во главе. Благодаря обилию лесов и богатой растительности всюду есть красивые пейзажи, но, к сожалению, любоваться ими редко удается. Виноват в этом крайний партикуляризм бретонцев. Каждая ферма в Бретани окружена высоким забором; внизу это — земляная насыпь, а над нею высится еще живая изгородь. Поэтому, гуляя по проселочным дорогам и тропинкам, видишь направо и налево от себя только эти стены, и вся дорога превращается в скучное ущелье. Неприятен также и политический партикуляризм бретонцев, отгораживающихся от Франции и подчеркивающих свое неприязнь к ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

Слово «благовест» равнозначно греческому «евангелие». «Древний благочестивый обычай предписывает верующим при первых звуках благовеста осенять себя крестным знамением со словами: «архангельский глас вопием Ти, Дево Чистая, Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою " » (Шик М. Колокольня и колокола. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1919. С. 145). Святой звон возвещает нам, подобно гласу архангела, благую весть о спасении нашем через Рождение, Крестную смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. В звуке колокола с особенной силой запечатлевается это благовестие, потому что в церковном освящении колокола испрашивается и через освящение даруется ему сила воздействовать на душу человека, на всю природу и ее стихии благодатию Всесвятаго Духа. В молитве на освящение колокола священник призывает: «И ныне, Владыко Пресвятый... кампан сей... небесным Святым Твоим благословением и благодатию Всеосвящающаго Твоего Духа благослови и освяти, излей в онь силу благодати Твоея: яко да услышавше вернии раби Твои глас звука Твоего, в благочестии и вере укрепятся и мужественно всем диавольским наветам сопротивостанут, и молитвами, и всегдашним славословием Тебе истиннаго Бога сия победят, к церкви же на молитву и славословие Святаго Имене Твоего, во дни и в нощи спешно, яко ведоми да ведутся». Освящаемые Церковью колокола соучаствуют в богослужении, расширяют сферу храма, связуя его с миром, благовествуют всей земле, всей вселенной. Многообразные функции церковного звона выявляют его благодатное воздействие на человека и природную среду. Церковный благовест и в утренние, и в вечерние часы призывает к молитве , «да вси слышащий звенение его во дни или в нощи, возбудятся к славословию Имени Святаго Твоего» (Молитва на освящение колокола). Звучанием колокола каждодневно освящается время совершения богослужения и в особенности божественной литургии. «Он, собственно, есть уже самое богослужение, совершаемое звуками», – изъясняет М. Скабалланович . Колокольный звон освящает пространство вокруг храма, и воздушная среда становится проводником небесных энергий. Космическое действие церковного звона распространяется на грозные стихии природы. «Освященный благодатью Святаго Духа, металл получает силу своим звоном очищать воздух от заразы, успокаивать бури. Это выражается в такой молитве: «О еже гласом звенения его утолится и утишится и престати всем ветрам зельным, бурям же, громом, и молниям, и всем вредным безветриям и злорастворенным воздухом» (Епископ Трифон. Поучение о колокольном звоне). В народном сознании звон колокола имеет силу прогонять злых духов. А в Сергиевой Посаде с звуком большого лаврского колокола было связано поверье: «Куда достигает благовест Царя-колокола, там не водится змей " ». (Шик М. Колокольня и колокола. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1919. С. 149).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010