Ст.8. « А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья ». Ст.9. « И отцем себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах ». Ст.10. « И не называйтесь наставниками; ибо один у вас наставник – Христос ». Если все эти свидетельства понимать по сектантски. т, е. в смысле запрещения пастырям именоваться учителями, отцами и наставниками; тогда свидетельства эти окажутся в неразрешимом противоречии с другими местами св. Писания. В самом деле: если нельзя называться пастырям учителями, то о каких, в таком случае, учителях говорит апостол Павел, когда утверждает, что Сам Бог « поставил (в Церкви) одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями » ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 )? Если пастыри не имеют права именоваться отцами, то почему святой апостол Павел писал в послании Коринфянам: « Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием » ( 1Кор.4:15 )? Не разумел ли и Апостол Иоанн себя отцем христиан, когда постоянно именует их в посланиях детьми своими и говорит, например, так: «для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине « ( 3Ин.1:4 ). Наконец, если пастыри не могут называться наставниками, то о каких тогда наставниках говорит апостол Павел, когда призывает христиан: « поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие » ( Евр.13:7 ). Дело в том, что слова Спасителя, запрещавшие апостолам именоваться учителями, отцами и наставниками, имели в виду лишь взаимные отношения самих двенадцати апостолов между собою, но не касались отношения апостолов к остальным христианам. Как видно из Евангелия между апостолами не раз возникал вопрос, – кто из них больший, другими словами, кто из них по отношению к другим апостолам является учителем, отцом и наставником? Отвечая на этот вопрос, Спаситель и объясняет апостолам, что они все равны, ни один из них по отношению к остальным апостолам не может называться учителем, отцом и наставником; таковым для апостолов является Сам Бог , а они по отношению к друг – другу только – братья. Да и самая мысль о старшинстве и превосходстве над другими должна быть, по учению Спасителя, чужда апостолам, так как в Царстве Христовом. Ст.11; 12. « Больший (из вас) да будет (вам) слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Все святые, нами ныне ублажаемые, благоугодили Господу в разное время, в разнообразной обстановке и в разном чине, но внутренний путь их благоугождения был один и тот же. Этот путь состоял в любви к Господу Иисусу Христу, в неопустительном исполнении евангельских заповедей, возводящих к нравственному совершенству. Собственно же заповеди нравственного совершенства изложены в девяти заповедях блаженства, которые и вводят человека в Царствие Небесное. И первой и основной из них является заповедь о нищете духовной: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное, – говорит Спаситель ( Мф. 5:3 ). Нищета духовная есть такое духовное устроение, когда человек смиряется уже не по привычке и не по сознанию своих недостатков, но по здравому убеждению в том, что у человека ничего нет собственного, а все, чем он пользуется, есть дар Божий, что силы душевные и телесные мы имеем от Господа и без благодатной помощи Его не можем исполнять заповеди Божии, не можем быть угодными Богу. Так сознающие свою зависимость от Бога ничего себе не присвояют, но все свои преимущества, внутренние и внешние, какие бы ни имели, приписывают Богу и благоговеют пред Ним, Подателем всех даров, самих же себя почитают за ничто. Это-то смирение и доставляет нам блаженство и делает нас достойными последователями Христовыми. Этим-то смирением и были украшены все святые, благоугодившие Господу. Они смиряли себя на земле, зато Господь их превознес и прославил, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( 1Пет. 5:5 ), и всякий возвышающий сам себя будет унижен, а унижающий сам себя, напротив, возвысится (см.: Мф. 23, 12 ; Лк. 14:11, 18:14 ). Дорогие братия и сестры, совершая сегодня память наших родных угодников Божиих, вкратце воспомним о всех прославленных русских святых, назовем их поименно, чтобы увидеть, насколько Святая Русь была украшена этими небесными светильниками и молитвенниками. В сонме святых угодников Божиих, просиявших на Руси, встречаются и мученики, и святители Христовы, и исповедники, и преподобные отцы и матери, Христа ради юродивые, блаженные, пустынники, просветители и многие, многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Церковь действует вдохновляя, но не управляя. Она остается как бы резервом жизни, без конца питаемым таинствами, молитвой «простаков», которых мир считает бесполезными или юродивыми. Однако без них цивилизация распадается. Но Церковь может по–настоящему озарить эту жизнь, лишь соединяясь с нею. Проблема судьбы человечества встает перед нами самым острым образом: гибель душ и тел угрожает нам. Мир не терпит роскоши христианских раздоров. Ему нужен ответ. И этим ответом может быть лишь проявление единого Христа в единой Церкви. Можем ли мы остаться равнодушными ко Христу. страдающему в миллионах душ, которые кажутся мертвыми? ко Христу, поруганному в лице тех, кто наг, голоден, унижен? Можем ли мы пребывать в скандальном раздеении, когда все — объединение планеты, покорение человеком всего сотворенного с помощью техники, наука, исследующая загадки материи и жизни — все ставит перед человеком проблему его судьбы и смысла его судьбы? Но как можем мы свидетельствовать, когда сами разделены? Осмелимся ли говорить о любви, если любви не имеем? Это нам, предстоятелям Церквей, нам, прежде всего, нужно вместе выйти в мир и стать бедняками среди бедняков, стать странниками, как Христос, чтобы возвещать о том, что Бог существует, что Господь воскрес, что любовь может победить ненависть… Однако намечающееся единство христиан делается уже зримым, и вы много сделали для него и не раз брали в руки посох странника. Уже теперь, постоянно работая над этим объединением, которое может придать особый вес ее свидетельству, Церковь, не занимаясь политикой, призвана пробуждать людей к исполнению их обязанностей в том граде, который когда–нибудь станет всей планетой. Но как создавать их, этих людей? Прежде всего нужно, чтобы это были живые люди, а не болтуны. Живые люды, питаемые кровью Христовой, умиротворенные внутренне безмолвием и молитвой. И это воспитает в них способность к профетическому пониманию истории, в которую они вовлечены. И прежде всего к пониманию того, что наща эпоха есть эпоха человеческого единства. Войны, став мировыми, превратились в гражданские войны планеты. Быстрые средства сообщения дают нам возможность узнавать обо всем тотчас же, почти одновременно с тем, что происходит. И раньше в Индии был голод, но о нем не ведали. Ныне далекое становится для нас в физическом смысле близким. И нужно чтобы оно стало близким и в духовном смысле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

164.  Отец Гервасий Параскевопулос рассказывал, что, когда он был диаконом и служил в одном деревенском храме, произошло следующее: После «Изрядно о Пресвятей, Пречистей…», когда пелось «Достойно есть» и пока священник совершал поминания, он неожиданно увидел, как из алтаря выходят двое сияющих юношей в белых хитонах. Каждый из них держал в правой руке кадило, источающее несказанное небесное благоухание, а в левой – лампаду, излучающую Божественный свет. Они стояли перед священными иконами Господа и Богородицы, то есть справа и слева, кадя, до возглашения диакона: «И ихже кийждо в помышлении имать, и всех и вся». Это были Ангелы Господни… 591 Этот рассказ может быть соотнесен со страшной сценой, описанной в восьмой главе Откровения (ст. 3–4): «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых Торжествующей Церкви возложил его для укрепления молитв всех борющихся на земле верных христиан на золотой жертвенник перед небесным престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами верующих от руки Архангела пред Бога». Итак, фимиам Ангелов, который видел отец Гервасий принесенным Господу Иисусу Христу и Его Пресвятой Матери, это молитвы и поминания священников и верующих в церкви, которые, словно благоуханный фимиам, возносятся от земного жертвенника святого престола к небесному жертвеннику Пресвятого Бога. Что мы, священники и верные христиане, совершаем вместе с поминаниями на Божественной литургии? Мы приносим милостыню, и при том самую большую из всех! Даже если бы мы одарили человека миллионами, то это не сравнилось бы с пользой, приносимой Божественной литургией! Далее следует окончание Святого Возношения: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: «Аминь». Велики Дары Триединого Бога, ведь в каждом православном храме продолжается спасительная бескровная Жертва Сына и Бога, Который «уничижил Себя самого» 592 : то есть покинул небеса и принял «образ раба». Он был унижен, оклеветан, схвачен, как преступник, подвергся бичеванию, оскорблениям, побоям, нес терновый венец и был распят. Но вместо того чтобы нас «гнушаться» (отвернуться) и нас «поразить за наше нечестивое и ужасное злодеяние», небесный Бог Отец удостоил нас каждый день приносить эту Жертву бескровно на святом престоле, чтобы дать нам пищу бессмертия, чтобы нас преобразить! Чтобы освободить нас от вечной смерти! Чтобы нас простить! Чтобы нас спасти! Чтобы нас освятить!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Никон же, заступаясь пред царем за людей духовного сана, напротив, по его словам, унижен, изгнан, укорен: «Сице и мы, видев братию нашу биеных и жаловався твоему благородию, и ничто же успевши, разве тщеты, укоризны и уничижения неправеднаго, возверив словеси Божию, писаному: „Остави, – рече, – Мне месть. Аз мщу» ( Рим. 12:19 ). И оставихом, и изыдохом на место пусто». Уход в «пусто место» совершен патриархом Никоном в соответствии с Писанием («послушав словесе Божия»). «Пустыня» для патриарха Никона – это не только собирательный образ пустынного места – пристанища средневекового монаха, но и конкретное сооружение, устроенное патриархом Никоном недалеко от Воскресенского монастыря на берегу реки Истры-Иордан – Богоявленская «Отходная пустынь» 177 , куда он удалялся во время постов и предавался молитвам. Так было и в Рождественский пост 1661 г., когда патриарх Никон писал Алексею Михайловичу, и в декабре 1664 г., когда Никон, «удалився в пустыню вне монастыря на молитву и пост», просил Бога об откровении – разрешить возникшие после переписки с боярином Никитой Зюзиным сомнения в необходимости и возможности возвращения на кафедру 178 . Пустынь, получившая позже наименование скита, оформилась как столпообразное сооружение в процессе начатой весной 1661 г. перестройки скита: престол церкви Богоявления Господня был перемещен с первого этажа на вновь сооруженный третий, и здание получило облик четырехэтажного, с плоской кровлей, «столпа», увенчанного келией, звонницей и главкой-храмом во имя свв. первоверховных апп. Петра и Павла 179 . Идея столпничества и пустынножительства, воплощением которой стала для Никона пустынь «на острову», получила своеобразную реализацию в послании царю и оказала, на мой взгляд, влияние на тематику и стилистику его повествования. Тему пустыни как места спасения, обретения душевного покоя и единения с Богом («„Се, удалихся, бегая, и водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя» (Пс.54:8). И ни зде есмь обрел покоя»), поддерживают семантические ряды, образованные при помощи лексического и синонимического повтора слов со значением «бегства» и «пустынного места», которые возникают в библейских цитатах, подобранных автором: «„Аще гонят вы во граде, бегите во ин град» ( Мф. 10:23 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покажите же им вашим усердием, вашим самоотвержением, вашим сердоболием, - как высоко ставит Отечество подобные подвиги, как много уважает раны своих мужественных защитников, как готово к удовлетворению их нужд! А между прочим, при каждом удобном случае возвещайте им, что Святая Церковь молится усердно и всегда будет молиться о них, -живых и умерших; что благочестивейший государь прилежно печется и будет печься не токмо об их участи, но о положении их присных; что по всем краям России прославляют их мужество и удивляются их подвигам; что, наконец, кровь их пролита не напрасно, ибо гордый враг унижен и начал уже помышлять о постыдном бегстве из земли нашей. Само собою разумеется, что на поприще деятельности вашей вас ожидает нерадостное зрелище. Пред вами, как некогда пред пророком, разовьется такой свиток бытия человеческого, в который вписано почти одно рыдание и жалость и горе(Иез. 2; 10). Но может ли это удивить вас и привести в уныние? - Разве вы не знаете заранее, что исходите не на праздник и торжество, не на вечерю мира и веселия, а на страшное поле войны - поле жестоких битв, где естественно все обрызгано кровью, все обожжено огнем. Ваше уже дело будет уменьшить, сколько возможно, число страданий, вздохов и слез; ваше дело будет внести отраду и упование даже туда, где готово водвориться отчаяние; ваше, наконец, дело будет пролить капли утешения христианского на самое возглавие отходящих из сей жизни. И если вы успеете в этом святом подвиге (а при помощи Божией почему не успеть?), если даже только начнете его как должно, то будьте уверены, скоро все примет в очах ваших другой вид: мрачные обители болезней и скорбей обратятся для вас в священные места душеусладительного служения Богу и человечеству; среди стонов болезненных начнут слышаться умилительные воздыхания молитвенные; взоры страждущих с невыразимой благодарностью будут обращаться к вам; в собственном сердце вашем откроется источник неизглаголанных утешений и радости о Дусе Святе,так что вы не променяете человеколюбивых трудов ваших ни на какие блага мира. Не так ли именно находят себе отраду, а потому с такой готовностью нисходят с неба в наш страждущий мир Ангелы Божий, которых вы будете подражателями и, можно сказать, сотрудницами? - Ибо если где, то подобным местам скорби и страданий они всегда присущи и действуют невидимо. Что и как вам делать, уже означено в самом обете вашем; собственное сердце доскажет вам то, чего не может обнять никакое наставление. Помните между прочим, что у недугующих собратий ваших не одно тело болящее, а и душа, по всей вероятности, не свободная от ран совести. Поелику же бессмертная душа в человеке стократ важнее его бренного тела, то, способствуя врачеванию телесному, не оставляйте без внимания и помощи христианской и души болящей. Оздоровевшая душа всегда благотворно действует и на немощи телесные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Мудрый человек, обладающий знанием, должен жить согласно истине, честно, то есть, прежде всего, говорить правду и никогда «не произносить ложного свидетельства» ( Исх.20:16 ). Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. ( Притч.6:16–19 ) Во всех Своих горьких обличениях книжников, фарисеев и законников Христос клеймил лицемерие чаще всего. Совершенно очевидно, что из всех людских грехов оно было наихудшим в глазах Господа. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. ( Мф.23:25–27 ) Духовный человек не может быть лицемером. Он честно показывает себя тем, что он есть в действительности, и не старается казаться иным. Он совершенно честен и чист во всём, что думает, говорит и делает, зная, что Бог видит всё и в Своей праведности судит всех, кто «ходит в непорочности» ( Пс.26:1, 11 ). Смирение Православное предание часто называет смирение – «матерью всех добродетелей», а гордость – «причиной всех грехов». Мудрый и честный человек обязательно бывает также и смиренным. Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми… Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. ( Притч.16:18–19, 29:23 ) Как сказано в песне Богородицы (Евангелие от Луки), Господь рассеивает гордых в помышлениях сердца их и возвышает смиренных. И Иисус Христос учит тому же самому: Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. ( Лк.14:11 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Тогда же Христос снова еще раз совершил свое знаменательное действие во храме, как в первую Пасху, – властное изгнание всех торгующих из храма, с их волами, овцами и пр. – «Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорить им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф.21:12–16). Наконец, по воскресении своем, явившись, ученикам своим на горе Галилейской, Иисус Христос сказал им: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:16–18). Но если таково величие Христа. Сына Божия воплотившаяся, то как понимать, что Он, по словам псалма, «не много умален пред ангелами?» – В ответ на это, Ап. Павел учит о Христе Иисусе, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду стал как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякая имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:6–11 ). Тот же Ап. Павел, уясняя отношение Христа, Сына Божия, собственно к ангелам, учит о Нем, что Бог «поставил Его наследником всего, чрез которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога и держа все словом силы своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте (неба)... Не Ангелам Бог покорил будущую вселенную... напротив, некто но где засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? не много Ты унизил Его пред Ангелами: славою и честью увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих, все покорил под ноги Его». Когда же покорил Ему все, то не оставил ничего непокоренным Ему. Ныне же еще не видим, что бы все было Ему покорено; но видим, что за претерпевше смерти увенчан славою и честью Иисус, который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, что бы Тот, для Которого все, и от Которого все, приводящая многих сынов в славу, вождя спасения их (т. е. Христа Иисуса) совершил чрез страдания ( Евр.1,2–3, 2:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тогда ему будут воздавать бльшую, нежели пресвитеру, почесть, но не потому, что он диакон, а потому, что, как мы сказали, он занимает место патриарха или митрополита. А тот диакон, который с дерзостью тирана сядет выше пресвитера и которому будет оказано предпочтение перед другими диаконами, равными ему по сану, должен стать последним и низшим среди всех диаконов, потому что Господь в Священном Евангелии от Луки учит нас не радоваться первым местам. Он рассказывает приглашенным на обед или ужин такую притчу: «Человек, когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им лучше тебя и звавший тебя и его, подойдя, не сказал тебе: «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг мой! Пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою за трапезой, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». He только диаконы не должны пользоваться большей честью, чем пресвитеры, и сидеть выше их, но и все прочие низшие чины священнослужителей и клириков не должны сидеть выше старших чинов, т. е. ни иподиаконы – выше диаконов, ни чтецы – выше иподиаконов. Ведь если среди лиц, носящих мирские и светские звания, низшие по званию не сидят впереди и им не отдают предпочтение перед высшими и имеющими более высокое звание, то сколь более должно это соблюдаться среди лиц, носящих духовные и по божественной благодати Духа дарованные звания, которые больше и выше мирских? [ 200 ] Прочти также I Всел. 18. Правило 8 Желая во всем держаться установлений святых отцов наших, возобновляем также правило, повелевающее, чтобы ежегодно проходил Собор епископов каждой митрополичьей области там, где митрополит сочтет за лучшее. Но поскольку из-за набегов варваров и по другим случайным причинам предстоятели Церквей не имеют возможности собирать Соборы дважды в год, то решено, чтобы Собор вышеуказанных епископов созывался непременно единожды в год ради естественно возникающих церковных вопросов в каждой митрополичьей области, в период от святого праздника Пасхи и до конца октября каждого года, в том месте, которое, как сказано выше, одобрит митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вельможа, увидев эту картину, сказал: – И это отшельник, которого хвалили мне за праведную жизнь?! – развернулся и уехал, а отшельник радостно вернулся в свою келью. Противоположной тщеславию добродетелью святитель Игнатий (Брянчанинов) называет смирение. Добродетель эта очень высока и трудно постижима. Но без смирения богообщение невозможно. Примеры истинного смирения являют нам истории из патериков и житий святых. Глава 8. Гордость Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. ( Мф. 23, 12 ) Гордый глух и слеп к миру, мира он не видит, а только свое во всем отражение. Свщ. Александр Ельчанинов Кто превозносит себя над братом своим, над тем издеваются бесы. Прп. Ефрем Сирин В современном русском языке слово «гордость» имеет ряд значений. 1) Чувство собственного достоинства, самоуважение. 2) Чувство удовлетворения от чего-либо (гордость от победы). 3) Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе. В православной аскетике слово «гордость» – абсолютный синоним слова «гордыня», т. е. значение его совпадает с 3-м из приведенных значений. Смысловая путаница в этом случае ведет к недопониманию того, что Церковь разумеет под страстью и грехом гордости. Преподобные отцы, целью своей подвижнической жизни ставившие смирение, не говорили, что человек не должен любить и уважать себя. Православное вероучение призывает человека к правильной любви к себе. А чувство собственного достоинства заключается в осознании христианином того, что он создан по образу и подобию Божию, и выражается в его стремлении к добродетели. Это значит, что человек не будет лгать, воровать, убивать, завидовать, хвастать, потому что тем самым он оскорбляет в себе образ Божий. Любя и уважая в себе образ и подобие Божие, человек должен в равной степени любить и уважать то же в другом человеке и в значительно большей степени, нежели себя, любить и чтить своего Создателя. Без понимания этой истины нельзя понять суть греха гордыни. Ибо что есть гордость? Это желание возвыситься над ближними своими и сравняться с Богом; это отрицание Бога и непризнание достоинства ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010