Итак, сначала о тщеславии. Вот как говорит о тщеславии (честолюбии, славолюбии) св. Кассиан Римлянин в своем трактате «Борьба с духом тщеславия»: 143 «Тщеславие – страсть разновидная, изменчивая и тонкая, так что с самыми остро-зоркими глазами едва можно не только предостеречься от нее, но ее рассмотреть и узнать. Прочие страсти просты и однообразны, и эта многочастна и многообразна и отовсюду и со всех сторон встречает воина и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкою, и голосом, и работою, и бдениями, 144 и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимся волнами, в то время, как не опасаются, причиняет внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре». Очень близкую к приведенному изречению Кассиана Римлянина характеристику тщеславия мы находим у св. Иоанна Лествичника . 145 Он говорит, что «тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрушаю поста, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить – побеждаюсь тщеславием; замолчу – опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет вверх острием», заключает свои слова св. Иоанн Лествичник . Характерное изречение о тщеславии мы нашли также у Аввы Евагрия: 146 «Трудно избегать помысла тщеславия, говорит он, ибо что ни сделаешь к прогнанию его, то становится началом нового движения тщеславия». Интересное рассуждение, касающееся психология тщеславного человека, проводит в своем трактате «О любви» св. Максим Исповедник . 147 Он замечает, что кто творит добродетели из тщеславия, тот и познания ищет из тщеславия же. Но таковой ничего уже не делает и не говорит для назидания, но во всем ищет уловить славу от видящих дело его или слышащих слово его. Обличается же страсть сия тем: если, когда некоторые из таковых станут хулить слова или дела его, – он крайне огорчается тем не потому, что те не получили назидания, ибо сей цели он и не имел, но потому, что он унижен или уничижен ими».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Уверяю вас - я не имел ввиду какого-то решительного размежевания " клира от мира " . Ибо сказано в Писании: " А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». (Матф.23:8-12) " И еще:  «Иисус же подозвал их (учеников) и сказал: - Вы знаете, что правители народов господствуют над ними, и их знать ими владеет, но среди вас пусть этого не будет. Наоборот, кто хочет стать самым великим, тот должен быть слугой остальным, и кто хочет стать первым, должен быть вам слугой. Ведь и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и отдать свою жизнь ради искупления многих.». (Матф.20:25-28). Но с другой стороны: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». (Еф.4:11-12). Так что мое понимание фразы " У каждого в Церкви свое место " несет в себе не понимание жесткой оторванности одного от другого (каждый из нас может при желании пойти в семинарию), но осознание своей роли в деле служения Христу и, следовательно, почтение к тем, чьи обязанности предопределены Христом в деле свершения Таинств и ведения народа к Господу. 12 декабря 2012г. 15:46 Всё-таки и есть и еще один путь. Дорогая машина вводит человека в соблазн - на недорогой не сделаешь такого быстрого рывка на разгоне, такого ловкого маневра, не поедешь по загородной трассе в плохую погоду на большой скорости. Я езжу в недорогой иномарке, всегда пассажиром, рядом с мужем, и с любопытством наблюдаю за происходящим на дороге. И в лица людей на джипах постоянно заглядываю. Такое впечатление, что возможности очень хорошей машины диктуют человеку поведение. А ты не будь ведомым железкой.

http://bogoslov.ru/article/2997362

Падением человека все пришло в смятение, повредилась природа человеческая, отверзся ад, заключился Рай, земля подверглась проклятию, явились тление и смерть. Проклятие земли за грех Адама указывает на одну из тайн творения. В поражении невинной твари проявилась некая духовная взаимосвязь между земной природой и природой Адама. Как телом царствует душа, так Адам был поставлен царствовать над землею. И как Дух Божий изначально царствовал в его душе, так и Адам, пока был совершенно послушен Богу, царствовал над прекрасным и благоустроенным земным творением, и животные были послушны ему. Грехом душа Адама отлучилась от Бога и с этого момента была предоставлена сама себе. И тотчас Адам утратил свое благоустроение, разделился, вступил во множество противоречий внутри себя. То же происходит и с землею. Ее проклятие выразилось в том, что вся природа возмутилась внутри себя и против Адама. Явились зной и холод, земля произрастила Адаму тернии и волчцы. Животные, птицы, рыбы - вступили в непримиримую " борьбу за существование " , явилась смерть, полилась кровь. Таким образом, как Адам по грехопадении умер душою, так и земля умерла Адамом. Богоотступничество, богопротивление, становится неотъемлемым качеством человеческой природы. Это состояние противоестественно для человека и не могло быть увековечено. Отец посылает Единородного Сына Своего вернуть утраченное наследие. Апостол Павел пишет: " Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех " (Евр. 2:8,9). Бог Сын, воплотившись по человечеству, совершил Собою очищение грехов и, будучи в человеческой плоти, вернул предназначенное от начала человеку, но утраченное Адамом наследство. " Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми " (Рим.14:9). Также в другом послании апостол учит, что тайна пришествия Христа во плоти " в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом " (Еф.1:10). Посему и поставлен Отцом наследником всего, как и Сам Христос сказал по Воскресении: " Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли " (Мф. 28, 8). Святые отцы называют это событие как бы вторым творением мира.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/21/...

«Когда [Христос] явился аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища. Опустошил же не явно противоборствуя, но невидимо подавая воскресение. Ибо никого не развязывал, но все были отпущены, ни с кем не разговаривал, но свобода была возвещена, никого не звал, но все побежали за Ним. Ибо когда Он явился как Царь, унижен был тиран, воссиял свет и рассеялась тьма. Ибо можно было видеть всякого узника узревшим свободу и всякого пленника радующимся о — пишет о событиях Великой Субботы святитель Амфилохий Иконийский. Впоследствии эта святоотеческая интуиция проникла за пределы Православной Церкви и нашла отражение в трудах представителей так называемого «нового» богословия Римско-­Католической Церкви. Прежде всего Жана Даниэлу и Ханса Урса фон Бальтазара. Последний, по утверждению современных богословов, в известном трактате «Богословие трех пасхальных дней» видит в Христовом сошествии в адские бездны прежде всего смиренное торжество Божественного кенозиса: «Сошествие во ад — не триумфальное нисхождение Христа в шеол ради освобождения всех ожидающих спасения... Оно понимается и не в мифологическом смысле... как битва, выдержанная Христом, чтобы вырвать у ада его добычу. Сошествие во ад понимается [у фон Бальтазара] в кенотическом смысле: это " путь к мертвым " , " пребывание с мертвыми " в " единении с ними " . " Единение означает быть таким же одиноким " . " Но в этом единении с грешниками Иисус исполняет спасительную волю Отца " Православное восприятие событий Великой Субботы прямо указывает на реальность так называемого теопасхизма (Богострадания). Сын Божий реальным образом переживает смертное страдание или тление (φθορ), то есть разлучение с душой. Однако Вторая Ипостась Троицы восприняла человеческую природу — совокупность души и тела — полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти. Но это не означает, что пребывание Христа в обители мертвых было призрачным. О реальности присутствия Сына Божия во аде говорит нам тропарь Великой Пятницы: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй,

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5919702...

Эта свобода должна была отразиться и на брачном законоположении. Брак в христианстве сделался не государственным долгом, а актом свободной воли человека. Иисус Христос брачную и безбрачную жизнь предоставляет свободному выбору человека, поставляя впрочем, выше жизнь девственную, как совершенную преданность Богу 28 . Такую же свободу в деле брака предоставляли человеку и Апостолы, считая брак и девство равно священными, хотя и отдавали преимущество девству, как выражению всецелой преданности Богу 29 . Но Апостолы не давали исключительного предпочтения ни браку перед безбрачием, ни девству перед браком. Это так и должно быть, потому что брак в христианстве, как учреждение божественное, а не государственное, не мог быть обязателен для всех граждан; с другой стороны, как таинство, через которое изливаются известные духовные дары на брачующихся, брак не мог быть и унижен перед девством настолько, чтобы дать последнему исключительное предпочтение; в христианстве девство и брак предоставляются на волю человека. Впрочем, отцами и учителями Церкви девство, сообразно с положением Иисуса Христа и Апостолов, считалось выше брачной жизни 30 . Этот взгляд был признан каноническим и утверждён VI Вселенским Собором. Этот собор внёс в число своих канонов те правила отцов, которые дают преимущество девству перед браком, напр. Афанасия Александрийского , считавшего девство ангельским житием, с которым не может сравняться супружество 31 . Собор считал девство выше и чище брачной жизни в нравственном отношении, а потому требовал, чтобы епископы, которые должны быть образцами нравственности для верующих, были безбрачны 32 . Из этого постановления ясно видно то предпочтение в нравственном отношении, какое церковь отдавала девству перед браком. Такое предпочтение девства перед супружеством понятно в христианстве, где ещё Иисус Христос возвестил, что воздержанию от брачной жизни нужно дать более высокое значение за ту борьбу, которую ведёт человек с плотью в этом состоянии. Апостолы проповедовали то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

В завершение своей речи Елифаз говорит: Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет. Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицом, избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих ( Иов. 22:27–30 ). Святитель Григорий Великий вновь весьма высоко оценивает многое из сказанного здесь Елифазом. Так, изъясняя его слова над путями твоими будет сиять свет ( Иов. 22:28 ), святитель Григорий пишет: «Свет, сияющий над путями праведников, – это свет, который распространяет свое сияние чудесными делами добродетелей; по мере продвижения вперед в намерениях они из сердца взирающих ввысь изгоняют ночь греха, зажигая примером дел своих свет праведности» 812 . Более того, святитель Григорий не смущается даже провести прямую параллель между словами Елифаза Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицом ( Иов. 22:29 ) и евангельским речением Спасителя ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 14:11 ), видя в них единство смыслов: смиренный возвышается Самим Богом, а гордец всегда оказывается Им низринут 813 . Мы знаем: эти слова сказаны Елифазом исходя из ошибочных намерений и ложных посылов – из желания обвинить в грехе святого Иова и призвать его к покаянию; сам же Елифаз прообразует врагов Церкви – еретиков. И тем не менее значение этих конкретных слов Елифаза парадоксальным образом возводится святителем Григорием до высочайшего уровня – до уровня Богодухновенного Откровения – как прообразующих учение Христово и целиком созвучных ему. И здесь мы вновь должны припомнить все то, что было сказано как об отрицательном, так и о положительном смысловом и духовном измерении речений Елифаза, Вилдада и Софара на страницах книги Иова... О, если бы я знал, где найти Его... Третий ответ Иова Елифазу (Иов. 23:1–24:25) Ответ Иова на третью речь Елифаза, содержащийся в 23-й и 24-й главах библейской книги, начинается ( Иов. 23:1–7 ) со свидетельства Иова о его духовной жажде найти Бога, о желании перед Ним оправдаться и даже состязаться с Творцом. Лишь бы только Бог умерил Свое величие, могущество, которое приводит Иова в трепет: тот страх, что не позволяет страдальцу сделать даже робкую попытку приблизиться к Небесному Престолу Грозного Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Вот рассказ Святого Иоанна Лествичника о том, как старцы насаждали смирение в тех, кто в миру были сильно подвержены гордости. Рука Господня касается сердца градоправителя Александрии – жестокого и надменного Исидора. Исидор идет в монастырь с просьбой принять его в иноки. Игумен, зная гордость Исидора, назначает ему суровое и тяжкое послушание: быть привратником, стоять у ворот обители, кланяться в землю каждому входящему и выходящему из обители, и говорить: «Помолись о мне, отец, я в падучей болезни.» Исидор принимает послушание и в семь лет достигает полного смирения и очищения души. Вот как рассказывает сам Исидор о постепенном размягчении его сердца и развитии смирения: «В начале я рассуждал, что продан за грехи мои, и потому со всей горестью и принуждением, как бы с пролитием крови, делал поклон. По прошествии же года, сердце мое не чувствовало уже скорби, ожидая от Самого Бога награды за терпение. А когда минул еще один год, тогда уже с сердечным чувством стал я почитать себя недостойным и пребывания в обители, и лицезрения отцов, и встречи с ними, и причащения Святых Таин, и не смел смотреть в лицо кому-либо... и тогда уже искренно испрашивал молитв у входящих и выходящих». Как развить в себе смирение, живя в миру, где нет таких школ, как монастыри, насаждающие смирение? Господь призвал нас учиться смирению у Него Самого ( Мф. 11,28–29 ). Он указал нам следующий путь ко смирению: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подошед не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг, пересядь выше. Тогда будет тебе честь перед сидящим с тобою. Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лук. 14,8–11 ). Итак, Господь заповедал нам смирять себя во всех случаях жизни и перед всяким человеком – всякого почитать высшим себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Об этом видении преподобный Марк всем рассказывал, внушая воздавать почесть иереям, как предстателям за нас пред Богом, и не осуждать их. Одного брата за какой-то грех пресвитер изгнал из церкви. Авва Виссарион встал и вышел вместе с тем братом, говоря: «И я также грешник». Как избежать греха осуждения ближнего «Всякому себя знать и не на чужие, а на свои пороки смотреть и их очищать. Отбросить злобу, ненависть, зависть. Молиться Богу милосердому и просить, чтобы не допустил впасть во грех осуждения. Помнить, что за осуждение ближнего сам будешь судим, по слову Христа Спасителя (см. Мф. 7: 1). Беречься от разговоров непотребных. Удаляться от тех людей, которые имеют злую привычку других осуждать. Имеющим эту злую привычку надо молиться Господу: положи, Господи, хранение устам моим (Пс. 140: 3)» (святитель Тихон Задонский). Велико зло мнить себя праведником, других же – грешниками «Притчу о мытаре и фарисее Господь сказал к тем, которые самонадеянны, мнят себя праведниками, других же осуждают, унижают, поносят и считают грешниками. Фарисей считал себя праведником, а мытаря осуждал про себя как грешника, но мытарь, считавшийся грешником, вышел оправданным, а фарисей, мнящий себя праведником, – осужденным. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18: 14). О как велико зло в том, чтобы себя считать добрым, а других злыми! О как ужасно себя мнить праведником, других же грешниками! Мнящим себя праведниками, иных же осуждающим и уничижающим никто и ничем не может угодить. Они и святых людей относят к грешникам, а мнимых грешников готовы отправить в ад даже прежде Страшного Суда Божия. О таких-то, мнящих себя праведниками, Господь наш с болью в сердце говорит: кому уподоблю род сей? Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет, и говорят: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11: 19). Иоанна, Ангела во плоти, они назвали бесноватым, Сына же Божия, Который, греха не сотвори и лесть не обретеся во устнех Его, они со беззаконными вмениша» (из творения святителя Димитрия Ростовского).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Современники Христа это-то как раз мастерски умели делать, – за их плечами были уже 613 разных больших и малых заповедей, правил насчет ритуальной и прочей чистоты или как соблюдать Шаббат. И чего-нибудь каждый из них непременно мог нарушить, а потом должен был принести, допустим, жертву за грех. Но при этом скрупулёзном соблюдении всяких мелочей они умудрились не заметить или просто отвергнуть самое главное – и проповедь Иоанна Предтечи, к ним обращенную, и всё дело Христа! Воспринимая Бога и Его повеления по-книжному, абстрактно, они отвергли волю Божию о себе самих в конкретный важный момент истории и их собственной жизни! Многим современным христианам можно обратить с не меньшим успехом слова Предтечи, слегка перефразировав их: и не думайте говорить в себе «мы православные», ибо Бог может из камней сих воздвигнуть православных. Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3: 9-10). Фарисейское зазнайство, самодостаточность, самодовольство, самовозвышение – вечное искушение, преследующее многих христиан в истории. Но, как известно из слов Иисуса, кто себя возвышает, унижен будет. Это касается не только отдельных людей, но и целых сообществ. И не только Израиля, но и других народов или церквей. Как только кто-то из нас начинает тщеславиться своими результатами, пусть и в самом деле неплохими или даже высокими, так сразу же эти результаты рискуют обесцениться в очах Божиих! Так сразу же прямые пути от Господа к человеку или к целым сообществам искривляются, и люди теряют, если и не сразу, то со временем, способность различать духов и познавать волю Божию здесь и теперь, в каждой конкретной ситуации, в динамике жизни, которая не стоит на месте, но всё время меняется, развивается. Еще раз: покаяние – не психотерапевтический самоанализ, не боязнь в бесконечных сомнениях совершить что-то «не так» («батюшка, это грех? не грех?»). Это стремление к открытости перед Богом, к простоте перед Ним без всякого лукавства, без подмен воли Божией здесь и сейчас какими-то общими абстрактными рассуждениями или ссылками на правила.

http://pravmir.ru/svoya-iordan-bol-svyas...

Поучения о покаянии ( Лк. 13:1–5 ) (домашнее задание). Участь непокаявшихся грешников; Евангельское упоминание о Пилате до Преображения. III . Учение Господа о молитве (Путь на Страсти) Что говорил Господь о молитве в Нагорной проповеди (Галилейский период)? Молитва Христа и учеников; Сила молитвы «...если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19–20 ); Лк. 18:1 «...должно всегда молиться и не унывать»; Евангельские указания о том, что Господь молится Сам; По просьбе учеников Господь дает им образец молитвы – молитву «Отче наш»; Господь призывает Семьдесят к молитве для успеха их миссии ( Лк. 10:2 ); Лк. 11:9–13 цель молитвы – стяжание Духа Святого. Учение о молитве в притчах: притчи о неотступности в молитве: «друг заполночь» ( Лк. 11:5–13 ); «о неправедном судии» ( Лк. 18:1–8 ). Притча о мытаре и фарисее ( Лк. 18:9–14 ) предваряется словами: «Сказал также к некоторым, которые уверены были в себе, что они праведны, и уничижали других». Кто эти «некоторые»? 15] Молитва фарисея: кроме «отрицательных» (не грабитель, не обидчик, не прелюбодей), он перечисляет и положительные свои заслуги перед Богом: вместо положенного один раз в год поста в День Очищения ( Лев 16:29 ) 6 , постится два раза в неделю. Вместо положенной десятины от стада и плода ( Числ 18:25 ), дает «от всего», в т.ч. и от трав. Молитва мытаря ( Лк. 18:13 ): возможно, что мытарь тоже мог бы вспомнить о каких–то своих добрых делах, но он со смирением и сокрушением говорит только о своих грехах, не сравнивая себя ни с кем, ни на кого не обращая внимания; Что означает быть «оправданным»? ( Лк. 18:14 ) Был ли оправдан фарисей? Сравнить с поучением Господа ( Лк. 14:11 ): «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»; Нравственный вывод притчи. II– Учение Господа по пути на Страсти: учение о богатстве, о рассудительности, учение о Царствии Божием

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010