Духе; говорится только о Сыне. Положительное свидетельство о подчинении Св. Духа и Сыну Ориген дает в том же месте, где высказывает мысль о происхождении Св. Духа чрез Сына. Сын не только посредник в акте происхождения Св. Духа, но и мера всех Его определений 885 . Дух Св. нуждается (χρξειν £οικε) в Сыне, в Его посредстве, не только для Своего существования, но и для того, чтобы быть мудрым, разумным и т.п. Всеми Своими качествами Он обладает по причастию соответственным определениям Сына. Так, например, Св. Духу, как и Сыну, приписывается ведение всех представлений Отца о Самом Себе 886 ; но трудно допустить, чтобы это ведение в Св. Духе было непосредственное 887 , вероятнее, что и Духу открывает Отца Сын. От Него научается Дух Святой, и Ориген задается вопросом даже о том, нет ли в Сыне, Премудрости Божией, таких представлений, которые никому из рожденных недоступны, кроме Самого Сына, и Сам Дух все ли вмещает, что постигает Сын, непрестанно созерцающий Отца 888 . Этот последний вопрос у Оригена оставлен нерешенным, и нельзя сказать, чтобы его решение в смысле безусловного равенства ведения Сына и Св. Духа было вне всякого сомнения 889 . В видах того же субординационизма Ориген позаботился объяснить те места св. писания, в которых «Св. Дух как бы ставится выше (προτιμται) Христа». Таковы следующие: «И ныне послал Меня (Христа) Господь и Дух Его» 890 . «Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему: но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек» 891 . Но из этого последнего места еще вовсе не следует, что Св. Дух «славнее Сына» 892 . Оно имеет лишь тот смысл, что Сыну- Слову причастны все разумные существа, тогда как Св. Духа удостоиваются лишь некоторые из них, и нет ничего удивительного, если грех этих избранников, удостоившихся преимущественного воздействия на них благодати 893 , вменяется им гораздо строже. Что касается первого места, то, во-первых, здесь имеется в виду вочеловечение Сына Божия, а по человечеству Сын «немного был унижен» даже «пред ангелами», следовательно, нет ничего удивительного в том, что Он унижен и пред Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее»: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя в дали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10 — 14). Мытарь — смиренный сборщик податей был оправдан больше, чем фарисей — гордый законник. Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых Великий пост будет бесплоден. «Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Ибо вот фарисей, кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом», — наставляет святитель Феофан Затворник. Фарисей лишился превозношением, сколько же тогда мытарю нужно смиряться, чтобы покрыть свои недостатки?! Взгляните, все святые Церкви осуждали себя и каялись перед Господом! А ведь все окружавшие почитали их чистыми и безгрешными перед Богом! Думаете, здесь была неискренность? Конечно же, нет! Это был искренний вопль души к Богу! Уж если святые угодники нашли в чем каяться, то неужто не в чем каяться нам?! Святитель Тихон Задонский так же указывает на то, что без смирения бессмысленна бывает молитва, ибо Бог гордым противится (Иак. 4:6; Пет. 5:5). Напротив того, на смиренных милостиво призирает Бог: Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их, — говорит Давид (Пс. 101:18). Так призрел Он на молитву смиренного мытаря, хотя тот и был обременен грехами, так отринул гордое самохвальство фарисейское. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

" все [παντα] подчинил под ноги его. Ибо тем, что Он подчинил ему все [παντα], Он ничего [οαδεν – ни одного, никого, ничего] не оставил неподчиненным ему». ( Евр.2:8 , ПЕК). Этот стих заявляет о всемогуществе Иисуса, поскольку Ему подчинено абсолютно все. Ангелы же сами подчинены Христу. «Не много Ты унизил его пред Ангелами» ( Евр.2:5 ); «Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами» ( Евр.2:9 ). Если бы Иисус был одним из ангелов, тогда в послании к Евреям обязательно должны были стоять слова, указывающие на это. Мы могли бы ожидать, что Христос был унижен перед другими, остальными ангелами, также и в Евр.1:6 , что Иисусу Христу поклонились бы не все, а все остальные ангелы Божии. В греческом Новом Завете для понятия оставшиеся, остальные, прочие используются слова λοΡΟζ и κατλοιπος. Но таких слов в Писании при сравнении Иисуса Христа с ангелами нет, и очевидно, что апостолы никогда не считали Христа как «одного из ангелов», поскольку никаких свидетельств этому нет. Поэтому незаслуженное приписывание Иисусу Христу ангельской сущности является заблуждением. Библия не поддерживает мнения, что Христос является просто первым и самым могущественным ангелом, при этом являясь по природе таким же тварным существом. И Христос нигде не ставится с ангелами на один уровень, но напротив, противопоставляется им, как имеющий в Себе превосходящую и полностью отличную от них уникальную божественную природу. Является ли Иисус Христос архангелом Михаилом? Свидетели Иеговы верят, что Иисус Христос и архангел Михаил являются одной личностью:«...Писание указывает на воскресшего Иисуса Христа как на архангела Михаила – начальника всех ангелов». (Пробудитесь! 8 февраля 2002 г., стр. 17); «Михаил – это еще одно имя Иисуса Христа». (Чему на самом деле учит Библия, 2005 г., стр. 218). Они придерживаются этого учения на том основании, что, по их мнению, во всей вселенной существует только один «архангел», он поставлен над всеми остальными ангелами, и его имя Михаил. «В Писании слово «архангел» встречается только в единственном числе, оно никогда не употребляется во множественном». (Чему на самом деле учит Библия, 2005 г., стр. 218,219); «Кроме Михаила, в Библии не говорится ни о каких других архангелах...» (Пробудитесь! 8 февраля 2002 г., стр. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

«Кто поверил тому, что от нас услышал? Кому открылась сила Господня? Он взошел перед Ним как росток, как корень из сухой земли, неприметен он, не величествен, посмотрели мы на него – не разглядели ничего привлекательного. Он был умален, пред людьми унижен, человек-страдалец, изведавший боль, отворачивали от него лица, ни во что мы его не ставили. А он понес на себе наши раны, нашу боль на себя принял; мы-то думали, что это он Богом поражен, уязвлен и унижен. Он был за грехи наши ранен, за пороки наши претерпел, он наказан, – и мир нам дарован, его страданиями мы исцелились!» Одни толкователи говорят, что здесь подразумевается весь израильский народ, который должен был привести к Богу все человечество, не знавшее в те времена Единого Бога. Такие слова, видимо, могли обратить к Израилю язычники. Но здесь недвусмысленно сказано, что Отрок не был виновен ни в чем, тогда как грехи израильтян – постоянная для всех пророков тема. Другие полагают, что здесь пророк имеет в виду себя самого. Да, мы знаем, как часто верная проповедь навлекала на пророков гонения и даже мученическую смерть, и церковное предание действительно рассказывает, что за свою проповедь Исайя много пострадал при царе Манассии. В конце концов, царь приказал убить его, перепилив деревянной пилой, чтобы причинить как можно больше мучений. Но все же… не слишком ли громко звучит такое заявление о себе самом? Не имеет ли пророк в виду кого-то другого? Уже в древности среди иудеев возникла надежда на приход великого царя, который установит царство праведности и справедливости на земле. Такого царя из числа потомков Давида называли Помазанником – на древнееврейском это слово звучит как «Машиах» (отсюда русское «Мессия»), а на древнегреческом как «Христос». И поэтому можно согласиться с теми, кто видит здесь указание на приход такого царя. Но именно Исайя говорит об удивительных вещах: славе Мессии будет предшествовать страдание за грехи других людей! Его победа не будет легкой прогулкой, Ему придется пройти через боль и даже смерть. Но все окончится Его победой, которая принесет благие плоды и другим людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Духе; говорится только о Сыне. Положительное свидетельство о подчинении Св. Духа и Сыну Ориген даёт в том же месте, где высказывает мысль о происхождении Св. Духа чрез Сына. Сын не только посредник в акте происхождения Св. Духа, но и мера всех Его определений 848 . Дух Св. нуждается ( χρ ξειν οικε) в Сыне, в Его посредстве, не только для Своего существования, но и для того, чтобы быть мудрым, разумным и т. п. Всеми Своими качествами Он обладает по причастию соответственным определениям Сына. Так, например, Св. Духу, как и Сыну, приписывается ведение всех представлений Отца о Самом Себе 849 ; но трудно допустить, чтобы это ведение в Св. Духе было непосредственное 850 , вероятнее, что и Духу открывает Отца Сын. От Него научается Дух Святой, и Ориген задаётся вопросом даже о том, нет ли в Сыне, Премудрости Божией, таких представлений, которые никому из рождённых недоступны, кроме Самого Сына, и Сам Дух всё ли вмещает, что постигает Сын, непрестанно созерцающий Отца 851 . Этот последний вопрос у Оригена оставлен нерешённым, и нельзя сказать, чтобы его решение в смысле безусловного равенства ведения Сына и Св. Духа было вне всякого сомнения 852 . В видах того же субординационизма Ориген позаботился объяснить те места св. Писания, в которых «Св. Дух как бы ставится выше ( προτιμ ται) Христа». Таковы следующие: «И ныне послал Меня (Христа) Господь и Дух Его» 853 . «Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему: но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек» 854 . Но из этого последнего места ещё вовсе не следует, что Св. Дух «славнее Сына» 855 . Оно имеет лишь тот смысл, что Сыну-Слову причастны все разумные существа, тогда как Св. Духа удостаиваются лишь некоторые из них, и нет ничего удивительного, если грех этих избранников, удостоившихся преимущественного воздействия на них благодати 856 , вменяется им гораздо строже. Что касается первого места, то, во-первых, здесь имеется в виду вочеловечение Сына Божия, а по человечеству Сын «немного был унижен» даже «пред ангелами», следовательно, нет ничего удивительного в том, что Он унижен и пред Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Отчего я возмутился после слов брата Алексея касательно того, что тогда только стоит ходить в церковь , когда певчие поют, а когда их нет, то не стоит ходить? Оттого, что тут задето мое самолюбие, что тут унижен я, священник, унижен причт, коим пренебрегают; оттого, что здесь пренебрежена и сама сущность богослужения, а принята во внимание только музыкальность, гармония. Но мне надо было с кротостию перенесть эту односторонность брата, не возвысившегося до понятия сущности богослужения, и не огорчаться на него, не пылать гневом, не возмущаться духом. Ужели я буду так горячиться на всех противников? Да тогда я совершенно поврежу истине Божией, а не возвышу ее. Ничто так не доказывает истины, как спокойствие, любовь, обстоятельная рассудительность. А этот пыл показывает гордость, нелюбовь, крайнее самолюбие. На праздник особ[енные] искушения от духа злобы: безделица возмущает. Я должен помнить, что я растлен во глубине души и тела, и я слаб нравственно именно от моего растления в юности, которое я должен постоянно оплакивать, по коему должен непрестанно смиряться пред Богом и людьми, считая себя худейшим и негоднейшим всех и слугою всех покорнейшим. Непрестанно враг бесплотный облекает и оковывает мои внутренности различными страстями. Ежедневно пленяюсь то от сластолюбия, то от гордости и зависти, то от корыстолюбия. Господи, помилуй. Прости, Господи, яко волею и неволею исполняю волю супостата моего. Научи мя творити волю Твою и ничем не возмущаться, ничего и никого не бояться. Господи, спаси еже 143 во мне по образу и по подобию Твоему. Помни, что ты – величайший грешник, и не будешь никогда раздражаться. Стяжи друга Господа, а не плоть, не людей, не сласти, не корысть, не славу мира сего – да станеши одесную Его и услышиши блаженный глас. Сохрани меня Бог озлобляться на созданного по образу и подобию Божию за какие-либо слабости, страсти, проступки, которые он делает по наущению диавола. О, я по опыту знаю, как сильно враг подстрекает нас непрестанно ко греху, как трудно не согрешать! Природа наша растленна, сроднилась, свыклась со грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Что же вышло из того и другого? О, возлюбленные, суд св. Церкви и суд Божий не то, что суд человеческий! В песнях церковных самодовольный фарисей сравнивается с плывущим по морю на корабле, а самоуничиженный мытарь — с плывущим на утлой ладье. Но того, говорится, потопила буря самовозношения ударом о камень гордости; а сего глубокая тишина самоуничижения и тихое веяние воздыханий покаянных привели безопасно к пристанищу Божескаго оправдания. В тех же песнях еще фарисей сравнивается с едущим на колеснице, а мытарь — с идущим пешком. Но последний, говорится, припрягши к сокрушению смирение, упредил перваго, заградившаго себе путь камнями самохваления. В заключение же притчи сказано, что сей, т.-е. мытарь, пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, т.-е. фарисей; «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук. 18:10—14). Итак, по суду Божию, гордый всегда будет унижен и никогда не получит спасительнаго оправдания, а смиренный, во всяком случае, будет возвышен и получит спасение; потому что «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» . Следовательно, кто желает спастись, тот непременно должен уничтожить в себе демонскую гордость, и вместо нея посадить в душе своей Христово смирение. Но кто из нас может сам собою сделать это? Мы сказали уже, что мы крайне слабы, — так слабы, что и помыслить ничего добраго не можем без благодатной помощи Божией. Св. Церковь знает эту нашу слабость, и потому-то на весь пост вложила в уста наши трогательную покаянную песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...», вложила для того, чтобы мы постоянно твердили ее, проходя покаянное поприще, до тех пор, пока вымолим ею себе истинное покаяние. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!.» . Слаб я, Господи, и безсилен, — так слаб и безсилен, что сам по себе не могу ни найти, ни отворить дверей покаяния. Ты, Господи, это знаешь; укажи же и отвори мне, Сам укажи и отвори мне двери истиннаго покаяния. Ты, Господи, милосердый Податель жизни. Это я знаю, и от души верю этому; не попусти же мне погибнуть во грехах моих, оживи мою бедную душу, омертвевшую от греха!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3454...

Апостол Павел, приводя в качестве примера для подражания умаление Сына Божьего, призывает верующих ничего не делать по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию и почитать один другого высшим себя ( Флп.2:5 ). Как пишет он в Послании к Галатам: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Как и Сам Господь говорит: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф.23:11–12 ), и в другом месте: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:11 ). Апостол Павел говорит, что мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха ( Евр.4:15 ). Сегодня много говорят о правах: право на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на справедливый суд. Нас учат защищать свои права. Но если мы посмотрим на Христа: были ли у Него права в Его земной жизни? Несомненно, были! Перед нами Творец мира, Хозяин всего. Он мог бы иметь царскую жизнь, поселиться в лучших апартаментах, где бы Его ублажали. Но что говорит Писание? Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы ( Мф.12:19–20 ). Когда прокуратор Понтий Пилат обращает внимание Господа на то, сколько обвинителей и сколько обвинений в Его адрес, то Христос просто молчит. Пилат возмущается и удивляется тому, что Он молчит, ведь прокуратор, по его мнению, может помиловать или казнить. Но Господь следует Божественной воле и говорит, что власть Пилата над Ним – это от Бога и он не имел бы её, если бы она не была дана ему Богом свыше. Когда Христа схватили, в Евангелии говорится, что если бы Он захотел, то имел бы более, нежели двенадцать легионов Ангелов в Свою защиту. Нет, Христос не требует защиты Своих прав, не выдвигает имущественных претензий, не ведёт никаких тяжб, но, наоборот, являет кротость и смирение, самоумаляется, терпя поношения и бичевание, вплоть до смерти. И на фоне этого как-то меркнут наши права на комфортную жизнь в этом мире, когда мы поворачиваемся к Нему, чтобы идти за Ним. При этом можно вспомнить удивительные слова апостола Павла, для которого жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поведали об авве Иоанне Персиянине: когда пришли к нему злодеи, он принес умывальницу и умолял их о позволении умыть им ноги. Злодеи устыдились, начали просить у него прощения и раскаиваться в своих намерениях. Отечник ( 82, 301 ). Пришли разбойники в монастырь одного старца и сказали ему: «Мы пришли взять все, что есть в твоей келлии». Он же сказал: «Что вам угодно, чада, то и берите». Итак, они взяли все, что нашли в келлии, и ушли. Но они забыли кошелек, который был там спрятан. Взяв его, старец погнался за ними, крича: «Чада! возьмите, что вы забыли». Удивившись терпению старца, разбойники возвратили все и раскаялись, сказав друг другу: «Это человек Божий». Древний Патерик ( 72, 51 ). САМОУНИЧИЖЕНИЕ «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 12) Бог ничего так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое добро в нас, в нашей природе и нашей жизни происходит от Него одного как Источника всякого блага, и что от нас самих не может произойти ничего истинно доброго – ни помысел добрый, ни доброе дело. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 19 ). Когда будешь позван куда, не садись на первое место ( Лк. 14, 8 ). Обобщив это, получим: всегда и везде держись самой последней части. В этом простом правиле сокращенно выражено все богатое содержание смирения. Возьми его, сядь и рассмотри все возможные случаи твоей жизни и наперед избери себе во всех их последнюю роль. Это будет практикой смирения, которое от внешних дел мало-помалу перейдет внутрь и положит там осадку смирения как основу.» Время возрастит это семя среди той же практики, и смирение преисполнит наконец всю душу и тело и все внешние дела. Что же будет? А то, что величие нравственное будет сиять на челе твоем и привлекать всеобщее уважение; и исполнится над тобою: «ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет» ( Мф. 23, 12 ). Но не это имей в виду, практикуясь в смирении, а само смирение. Оно само с собою приносит в душу ублажающее благонастроение. Куда придет смирение, там все внутренние тревоги прекращаются и все внешние невзгоды не производят поразительных впечатлений. Как волна, не встречая препятствия, без шума и удара разливается в безбрежном море, так внешние и внутренние скорби не ударяют в смиренную душу, а проносятся как бы поверх, не оставляя следа. Это, так сказать, житейское преимущество смиренного; а какой свыше свет осеняет его, какие утешения посылаются, какая широта и свобода действия открывается! ...Поистине, смирение одно совмещает все. Святитель Феофан Затворник ( 107, 436–437 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Все народы, враждовавшие против Сиона, сами обратятся и будут поклоняться Господу (18 кон., 19 кон., 45 кон., 66:18–19…). Окончательное же спасение совершится путем обращения к правде (1:27; 6:9, 13; 59:20). Царство Мессии будет царством правды, а не земной силы (9:1–7; 11:1–5; 28:17; 32:1). Ради правды Израиль будет даже унижен «до праха» чрез «народы сильные» (29 гл. 41 гл. и др.). Сам Мессия явится, как «Раб Господа» и будет «унижен паче всех сынов человеческих» (52:14). Но силою Своей преданности и упования на Господа, которых не могли поколебать страдания и сама смерть, Он «Раб Господа», «Праведник», «оправдает многих» и Сам Безгрешный, «понесет грехи их» (53:4, 11). За то Он будет «возвеличен и прославлен» от Господа (52:13), – всем же врагам Господа воздаст отмщение (63 гл.). – Нетрудно видеть, что основная мысль книги, с какой рассматриваются и исторические судьбы народа и спасение вообще, есть именно мысль о спасении правдою, если в особенности принять во внимание то обстоятельство, что, по мысли пророка, истинную силу и всемогущество имеет только Сам Господь, и следовательно, устоять или спастись может лишь то, что от Господа, как Святого Израилева, если, иными словами, по мысли пророка, истинная сила нераздельна со святостью, как в Самом Господе, «Святом Израилеве». Замечающееся везде в книге противоположение правды и силы земной, как «неправды» и «обмана» (ср. особ. 28:15, 17; 30:12; 45:20, 24), правде и силе Господа, как «Святого Израилева», есть поэтому только отрицательная сторона той же основной мысли, именно: «Сион спасется (не силою земною, а) правдою». – Такого рода противоположение составляет главную характеристическую особенность в раскрытии пророком Исаией основной мысли его пророчеств. В силу этой особенности, праведность обыкновенно изображается в книге, как «упование на Господа», «вера», «страх Божии», «послушание», полная преданность или благоговение к Господу, т. е. такими чертами, чрез которые собственные усилия человека становятся в стороне, и единственным Источником праведности представляется Сам Господь 23 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010