Это малое Великое Княжество должно будет нести тяжёлый крест унижения, как несла его в своё время Москва. Великий Князь его будет унижен и перед японцами, которые ему должны покровительствовать, и перед иностранцами, и перед русскими, которые будут его, может быть, считать изменником, – но сила его, как и в старой Москве, должна заключаться в том, что у него будет полное основание верить в свой народ, который русский до мозга костей; его поддержит и Церковь Православная и вера в то, что наступят дни, когда все русские найдут общий дом, найдут потерянную ими Россию. Постепенно, по мысли дальневосточных монархистов, это небольшое Великое Княжество должно прирастать восточносибирскими и забайкальскими землями, став ядром будущего возрождённого Всероссийского Царства. Остро встает вопрос о возглавлении и властях Великого Княжества» 111 . Прикоснуться к подвигу последних защитников Православной Руси, к тому духу, который жил в них, помогут немногие дошедшие до нас воспоминания. Сотни лучших русских юношей (кадетов, реалистов, гимназистов) как могли держали многокилометровый фронт по реке Амур. Только по малолетству в Земскую рать не попал будущий секретарь епископа Нестора отец Нафанаил (Львов) . Эвакуация Владивостока была проведена молниеносно. Известен случай... Четверо воспитанников Владивостокского Морского кадетского корпуса, до последней возможности вместе с другими своими товарищами сдерживавшие в глухой тайге в составе Земской рати натиск красных отрядов, вернулись в город, найдя казармы пустыми. Кадеты бросились на набережную, надеясь найти хоть какое-нибудь отходящее судно. Тщетно. Кругом стояла зловещая тишина. Город замер в ожидании вступления большевиков. Но вот – о счастье! – у одного из причалов они обнаружили маленький парусно-моторный бот «Рязань». На нём оказался бочонок пресной воды. Неподалёкдалёку они нашли пожилого боцмана. Предложили плыть в Японию. Тот неожиданно легко согласился. Сбегав в покинутый всеми Корпус, кадеты принесли найденную там провизию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Тем не менее мормонские миссионеры выдают свое учение за христианское и ведут наступательную проповедь , ходя по домам от двери к двери и переманивая простодушных в сети своего культа. Свою проповедь они концентрируют на социальном, «семейном» облике мормонства, предлагая психологическую стабильность и житейское благополучие. Их секта построена на жесткой иерархии и руководима «пророком» и «апостолами». Жестокий авторитаризм и подавление личности и инакомыслия, круги многочисленных посвящений, психологическая обработка. Рядовые мормоны не подозревают о существовании и по сей день «ангелов смерти», исполняющих смертные приговоры над людьми, неугодными их секте. Новообращенному вменяется в обязанность находиться в постоянном контакте с миссионерами, ходить на их собрания и «богослужения». Понося Православную Церковь , ее учение, храмы и богослужения, святых отцов и священство, мормоны пытаются оправдать собственную бездуховность. Пользуясь наивностью людей, выросших в условиях воинствующего безбожия, мормоны стали засылать своих миссионеров в страны Восточной Европы и в Россию, и недавно устроили в Москве центр своей пропаганды. Они собираются построить свой храм в Польше. Перевели уже на русский язык «Книгу Мормона» и другую мормонскую литературу. Чтобы защитить себя и свою семью от натиска мормонства и других сектантов, православному человеку нужно хорошо изучить свою Православную веру, Священное Писание , а также почувствовать ту великую духовную силу, которая приходит от церковных таинств, Святого Причащения и от богослужений Православной Церкви. Приложение. Величие Бога и ничтожество богов Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф. 23:13 ). Не так давно актриса Ширли Маклейн (Shirley MacLaine) вызвала восторг у многих американских телезрителей, когда, стоя с распростертыми руками на берегу Тихого океана, запела: «Я – Бог , я – Бог, я – Бог!» Это передавалось в телевизионной серии «Out on the Limb» в 1987. Верующим людям можно было бы игнорировать это глупое выступление взбалмошной актрисы, если бы не то, что оно было запланированным актом популяризации движения Новый век.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Фарисейски кто живет, Церкви далече бывает. Христос бо внутрь, о смирении, приемлемый». Дорогие братия и сестры! Фарисей и мытарь вместе пришли в храм Божий помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданный Богом, чем фарисей. Чем же заслужил оправдание великий грешник, сборщик податей, мытарь? Своим великим смирением и глубоким осознанием своей греховности (почему и не счел себя достойным подойти поближе к святому месту), своим благоговейным вниманием к молитве, так что не смел даже поднять глаз на небо, но весь погрузился в себя, чтобы припомнить все худое, что он сделал или помыслил. Он заслужил оправдание своим сокрушением о грехах — он ударял себя в грудь от сильного волнения, печали и скорби, как тяжело оскорбивший благость и величие Божие. Кроме своей души, своей греховной жизни, он не видел ничего. И Господь услышал смиренные вопли раскаянного сердца грешника и простил его. Фарисей же не находил причины к покаянию и ощущению сердечного сокрушения; напротив, он даже был доволен собой. Он знал за собой пост, подаяние милостыни, но не видел тех пороков, которые видел в других и в которых осуждал других. Он перечисляет явные согрешения, которые видимы всеми, но о душевных страстях — гордости, лукавстве, ненависти, зависти, лицемерии — не говорит ни слова. А они-то и составляют фарисея! Они-то омрачают, убивают душу и делают ее не способной к покаянию. Они-то уничтожают любовь к ближнему и рождают исполненный холода, гордыни и ненависти соблазн! Тщеславный фарисей думает благодарить Бога за свои добрые дела, но Господь отвращается от него и произносит против него строгий приговор: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет». Когда фарисейство усилится и созреет, овладеет душой, то плоды его ужасны. Нет беззакония, перед которым оно бы содрогнулось, на которое бы не решилось. Фарисеи осмелились похулить Святого Духа. Они осмелились назвать Сына Божия беснующимся. Они позволили себе утверждать, что воплотившийся Бог, пришедший на землю Спаситель, опасен для общественного благосостояния.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

СЛАВОСЛОВЬТЕ ГОСПОДА. Не ищите славы у людей, но восславьте Бога. Чем больше вы отдаете, тем больше получите. Говорите вслед за Пресвятой Богородицей: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк.1:46-47). 5.5.2. Совершенствование отношений с людьми ТВОРИТЕ МИЛОСТЫНЮ ТАЙНО. Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры... чтобы прославляли их люди, …пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:2-4). ПОДАВАЙТЕ БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЯ. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф.5:42). Подавайте все во имя Христа и братства ради. ЛЮБИТЕ ВРАГОВ. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44). Другого пути к единению с Христом и установлению мира и братства - нет. ТВОРИТЕ ДОБРО ЛЮДЯМ. Как? Точно так же, как вы хотели бы, чтобы люди поступали с вами, ибо в этом закон и пророки (Мф.7:12). Эта заповедь идет после двух великих заповедей Христа. ПРОЩАЙТЕ БРАТУ ВО ХРИСТЕ. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь - прости ему (Лк.17:3). БУДЬТЕ СКРОМНЫ. Христос был рожден в хлеву. Почему же тогда мы боремся за высшие почести и первые места? Садись на последнее место... ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.14:10-11). СОЧУВСТВУЙТЕ ГРЕШНИКУ. Это способ помочь им исправиться. Высмеивание и осуждение не принесут ему пользы. Христос считал таких людей больными. Он посещал их (как, например, Закхея), ел с ними, сердечно беседовал с ними. Поэтому Ему удавалось вернуть им духовное здоровье и человеческое достоинство. ПРИМИРИТЕСЬ С ВРАГОМ. Перед тем, как отправиться в церковь или в суд, христианин должен попробовать примириться со своим недругом. ОТВАЖНО ИСПОВЕДУЙТЕ ХРИСТА ПРЕД ЛЮДЬМИ. Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей (Лк.9:26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

4-5), и освободить людей от власти греха и смерти (см.: Рим 8. 3). Страдания Господа становятся залогом вечного блаженства для спасенного Им человечества: «Он, будучи богат, обнищал (πτχευσεν) ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8. 9). Наиболее полно духовный смысл уничижения Христа раскрыт в Послании к Евреям: «...за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен (λαττωμνον) пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. ...А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен (πειρασθες), то может и искушаемым помочь» (Евр 2. 9-18; ср. Евр 4. 15). Православное богословие о К. В правосл. традиции К. Господа нашего Иисуса Христа - это не специальная богословская теория, но божественная тайна, приоткрытая людям лишь в малой степени. В первые века христианства св. отцы чаще всего излагали учение об уничижении Господа в контексте опровержения различных ересей. Особо остро кенотические темы обсуждались между православными и арианами в IV в. Христологические споры V-VII вв. также часто фокусировались на личности уничиженного Богочеловека. В связи с этим правосл. богословием рассматривались различные аспекты К. К. по божеству Для безграничного и всесовершенного Бога восприятие тварной ограниченной природы было добровольно воспринятым уничижением, умалением Его величия. Как учит свт. Григорий Богослов , «Сущий начинает бытие; Несозданный созидается; Необъемлемый объемлется через разумную душу, посредствующую между божеством и грубою плотью; Богатящий обнищевает - обнищевает (πτωχεει) до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его божеством; Исполненный истощается - истощается (κενοται) ненадолго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его» ( Greg.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

18: 11, 13). И продолжает: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14). Ему же слава во веки. Аминь. Слово 47. О том, чтобы не презирать никого...    Непозволительно презирать кого-либо, или уничижать, или превозноситься над кем-либо за то, что он простец, или некрасив, или неученый, или беспечный, или грешник, или по еще какому-либо поводу. Потому что тех, кого мы презираем, Бог избирает для Себя, и тех, кого мы уничижаем, Бог в меру [совершенства] возводит. Впрочем, если ты получил духовное дарование и слово премудрости или ведения, или [дарование] учения, или пророчества, или служения, — благословен    Бог всебогатый, Бог, дающий всем просто и без упреков (Иак. 1:5). [Col. 1581] Так что ты не превозносись над ближним, потому что не останется у тебя благодати, ибо она не гнушается такими [которыми гнушаешься ты]. Имеешь дарование от Господа? Служи духовным, понимающим то, что ты говоришь, — что есть Господне, в назидание Христова братства со всяким смиренномудрием и кротостью; [это] то, что прекрасно и полезно людям. Ибо писано в Притчах: Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его. Мала пчела между летающими, но плод ее — лучший из сластей (Сир. 11:2-3). И опять-таки: Многие из властелинов сидели на земле, тот же, о ком не думали, носил венец (Сир. 11:5). И в Первой книге Царств Господь говорит Самуилу о сыновьях Иессеевых: не зри на лице его, ниже на возраст величества его, яко уничижих его: понеже не тако зрит человек, яко зрит Бог: яко человек зрит на лице,    Насмехаться и уничижать — это упряжка, пашущая нелепости и собирающая урожай тернистый на сожжение в огне. Это происходит с нами, если мы не смотрим за своими грехами, не заботимся о них и не имеем в уме страшный день Суда, в который мы, обнаженные и открытые (ср. Евр. 4:13), предстанем перед Судией, отвечая каждый за свое, егда с нас взыщут не только за дела, но и за слова, мысли и [душевные] движения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Апостол говорит о времени своем, как и Давид говорит: которое (древо) приносит плод свой в свое время (Псал. 1, 3); словом во время намекается на возвышение в будущем веке, каковое возвышение, и оно только одно, неизменно и прочно. Ибо здешнее возвышение не безопасно и не твердо, но скорее унижается, нежели возвышается. А что смирение возвышает, об этом сам Господь говорит: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук. 14, 11), и: «кто из вас хочет быть первым, будь из всех последним» (Мар. 9, 35). Словом во время апостол указал на то, что возвышение от смирения обещается в будущем веке. Ибо время неизменчивых (благ) — в будущем веке. Потом, чтобы удалить страх, бывающий при смирении, говорит: не бойся, но всю заботу свою возложи на Господа, ибо Он печется, т. е. заботится обо всем этом. 8 Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити. 9 Емуже противитеся тверди верою. На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенными суетою) и чрез то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, т. е. ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни, Потому что он, говорит, непрестанно обходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Святый Иустин мученик причину такого неослабного и заботливого коварства и наветов со стороны диавола полагает в том, что диавол до пришествия Господня ясно не знал, сколь сильно его наказание, так как божественные пророки выражались об этом загадочно (так Исаия всю печальную историю и судьбу диавола прикровенно изобразил в лице ассириянина: Иса. 18, 4-27), а когда с пришествием Господа диавол ясно узнал, что ему и ангелам его предлежит и уготован вечный огонь (Матф. 25, 41), с тех пор он непрестанно строит верующим ковы, желая многих сделать общниками своего отступления, чтобы не одному терпеть бесславие осуждения, и в этом находить холодное и злобное утешение  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

12. Эпикур: Благодарение блаженной природе, что необходимое она сделала удободостижимым, труднодостижимое же – не необходимым. 13. Сократ: Если о чем-то и можно заботиться, заботься и пекись о себе. Если же о тебе заботится даймон , то что тебя заботит? 14. Платон: Когда Бог желает благополучия государству, благими делает мужей; когда же городу предстоит несчастье, то отнимает благих мужей у этого государства. Так кажется, что добродетель не по научению, не по природе, но по божественному определению приходит к обладающим ею. 15. Бог, а вместе с Богом судьба и время управляют всем человеческим. 16. Демад: Насколько Божество праведникам споборствует, настолько же неправедным противоборствует. Слово 49-е. О смиренномудрии 1. Лк. 14, 11 : Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. 2. Рим. 12, 16 : Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным. 3. Притч. 29, 33 : Смиренныя утверждает Господь в славе. 4. Сир. 3, 18–22 : Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. 5. Свт. Василий Великий : Тому, кто не принимает охотно мысль, что он – худший и последний из всех, невозможно сдерживать свой гнев при оскорблении или, находясь в тяжелом положении 33 , великодушно победить искушения. 6. Училище смиренномудрия заключается в пребывании в самых ничтожных обстоятельствах, так как это исцеляет страсть славолюбия. 7. Свт. Григорий Богослов : Лучше, будучи мудрым, уступать, чем дерзко настаивать на своем. 8. Не будем поставлять смирение только в одежде, а в благоустройстве души; и пусть смиренный нрав выражается не согбением выи, не понижением голоса, не наклонением вниз лица, не густотой бороды, не походкой, так как все сие прикрывает человека ненадолго и вскоре изобличается, ибо всё притворное непостоянно. Напротив того, будем возвышенны по жизни и смиренны во мнении о себе. По добродетели недоступны, а в обращении весьма доступны.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

России и вновь обозначившимся походом большевицкой власти против церкви православной, наш сотрудник имел беседу с Высокопреосвященным архиепископом Иоанном. «Факт ареста митрополита Петра, местоблюстителя патриаршего престола, – сказал Владыка, – сам по себе глубоко прискорбен. Жаль человека, жаль архипастыря Церкви, жаль Церкви, живущей в таких условиях, что ни за что, ни про что может быть унижен и обижен высший ее представитель, жаль народа бесправного, который не имеет способов отстоять себя и своих. Однако, этот арест не дает оснований серьезно опасаться за Православную Церковь в России. Судьбы ее не зависят от отдельных лиц, как бы высоко ни было их положение. Последние восемь лет как нельзя более укрепили нас в таком убеждении. Власть, объявившая себя атеистической, с первых же дней своего существования повела и ведет ожесточенную борьбу с верующими. Одним из самых излюбленных приемов в этой борьбе является ослабление иерархических кругов церкви. Иерархов церкви истребляют, всячески унижают, томят по тюрьмам и ссылкам, стремятся внести в среду их дезорганизацию и даже деморализацию, стремятся всячески дискредитировать их в глазах русского народа и всего мира. Число казненных иерархов весьма велико, еще больше число заточенных и сосланных, нет ни одного не потерпевшего унижений и оскорблений, не мало число сбитых с канонического пути и даже с пути морали. Каковы последствия этого похода? Здравомыслящий народ в массе своей, как был, так и остается не только верующим, но и православным. Конечно, есть слабые души, поддавшиеся искушению, есть отпавшие от веры и родной Церкви и даже ставшие врагами Церкви, но если сравнить число их с общей многомиллионной массой, сохранившей верность вере отцов, то приходится констатировать, что поход доселе неудачен. А если принять во внимание то обстоятельство, что верные Церкви массы стали более активны в вере, что гонения на церковную иерархию и веру пробудили в массах сознание необходимости стоять за веру как неприкосновенную народную святыню, что можно с уверенностью сказать, что гонения на церковь и иерархию дали результат в общем совершенно противоположный тому, какого ждали гонители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

и кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец? Слава: Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя. И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашым. Господи, помилуй (40) и молитва: Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, Упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Кафисма шестая 37. Псалом Давида. В воспоминание. На субботу. Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Ибо стрелы Твои вонзились в меня и Ты утвердил на мне руку Свою. Нет исцеления в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Воссмердели и согнили раны мои от безумия моего. Пострадал я и согнулся до конца, весь день в печали ходил. Внутренность моя насыщена позором, нет исцеления плоти моей. Я много страдал и чрезмерно унижен, кричал от терзания сердца моего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3798...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010