И не о имени ревнует Тот, Кто выше всякого имени, но наше мудрование смиряет, превозношение низлагает, своеволие отсекает, осуждает и запрещает, так сказать, самозванство в учительстве». 9. и тца не зовите себ на земл: бо цъ вашъ, иже на нбсхъ: и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах «Это не то значит, чтобы никого не называть отцом, толкует св. Златоуст, но чтобы знали, кого собственно называть Отцом. Ибо, как учитель не есть учитель в смысле первоначальном, так и Отец. Один Бог есть виновник всех учителей и отцов». С другой стороны под словом отец здесь разумеется собственно не плотский отец, а духовный; у Евреев начальники школы, знаменитые учители назывались отцами (Иннок.). 10. ниж нарицайтес наставницы: бо наставникъ вашъ, хртосъ. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос Ниже нарицайтеся наставницы (не называйтесь наставниками) и пр. (чит. в объясн. 8 ст.). Не называйтесь учителями, отцами и наставниками. Это, как нередко встречаем в Священном писании, не означает полного отрицания, а только ограничение (чит. подобные отрицания в 25 и 31 ст. 6 гл.). 11. же въ васъ да бдетъ вамъ слга: Больший из вас да будет вам слуга Чит. объясн. сего в 26 ст. 20 гл. В отношении к званию учителей, отцов и наставников эти слова имеют следующий смысл: «Кто призван быть большим, т. е. учителем, отцом, наставником, тот пусть забудет о своем первенстве, пусть считает себя только послушником Божиим и, со страхом проходя свое служение, как Богом возложенное на него послушание, да будет слугою, а не властителем учения и учеников» (Фил.). 12. иже бо вознесетс, смиритс: и смирйс вознесетс. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится Это значит, что самонадеянную гордость Бог часто смиряет и унижает, так смирил и унизил возгордившагося ангела; а смирение, напротив, возносит, возвышает так возвышена была от Бога Св. Дева Мария, полагавшая для Себя за великое счастие быть хотя бы служанкою у Матери Спасителя. Зач. 94-е. Обличительная речь Иисуса Христа против фарисеев (продолжение). Читается в понедельник 11-й недели по Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Помимо армянской 7 существует также эфиопская версия тахвиты 8 , являющаяся скорее парафразом, чем переводом. Рукописи: (A) British Museum add. 14619, VI век, (В) British Museum add. 17182, fol. 1–99, 474 год. (184) 1. Вот какая мысль пришла мне сейчас о грядущем потрясении, что наступит в ближайшее время. Хотя войско и собирается на войну, однако времена заранее положены Богом: мирные времена бывают при добрых и справедливых, а времена бед умножаются во дни злых и беззаконных, ибо так написано: Добро грядет и блажен тот, через кого оно придет; зло грядет, и горе тому, через кого оно придет. 9 Явилось добро народу Божьему и благо тому, через кого пришло долгожданное добро. Пробудилось зло из-за войска, собранного злым, гордым и надменным, но горе будет тому, через кого пробудилось зло. Однако не обвиняй, возлюбленный мой, злодея, что принес беды многим, (185) ибо времена положены заранее и настал час их исполнения. 2. Итак, поскольку [ныне] недобрые времена, внимай тому, что я пишу тебе прикровенно; так написано: То, что высоко между людьми, презренно перед Богом. 10 И еще написано: Всякий, кто возвышается, тот унижен будет; а кто унижается, тот возвышен будет. 11 И также 12 Иеремия сказал: Да не хвалится сильный силою своею, а богатый – богатством своим. 13 И еще блаженный апостол сказал: Хвалящийся, хвались о Господе. 14 И Давид сказал: Видел я нечестивца, возвысившегося и вознесшегося, подобно кедру 15 Ливанскому; я прошел, и вот, нет его; я искал его и не нашел. 16 3. Ведь всякий возгордившийся, был унижен. Каин возгордился перед своим братом Авелем и убил его, но был проклят, и стал странником и скитальцем на земле 17 . Еще возгордились содомляне перед Лотом, и сошел на них огонь с небес, и пожег их, и страна их обрушилась на них 18 . Возгордился Исав перед Иаковом и преследовал его, но Иаков получил первородство и благословения Исава 19 . Возгордились сыновья Иакова перед Иосифом, но они пали (188) и поклонились перед ним в Египте 20 . Возгордился фараон перед Моисеем и его народом, но потонул фараон со своим войском 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

 Тогда они, увидев непреклонный его разум и неизменное стремление, уйдя, тайно возвещают родителям его обо всем этом и о том, что он вовсе не помышляет о всяческой славе или превозношении мира сего, но является одним из простых людей. Услышав это от них, родители его, призвав его, сказали ему: «По какой причине, чадо, так презрев нашу честь и достоинство, не следуя обычаям, подобающим богатым в городе сем, ты умеряешь нашу известность через твое смирение? Или ты не знаешь, что ты являешься сыном столь знатных родителей? Удались от такого поведения и делай то, что подобает нам». Сей же мудрый Иоанн, отвечая им, кротко сказал: «Вы никогда не слышали Священного Писания, провозглашающего, что нужно жить в смирении, и презирающего тех, кто живет в гордости и суете. Разве я лучше Даниила или трех отроков, живших в смиренном образе в израильском плену в Вавилоне? Из них один спасся, будучи ввергнут в ров львиный, а другие три погасили пещь огненную так разожженную, что огонь поднимался даже в высоту 1111 . Неужели они получили эти великие и славные награды из-за презрения и гордости, и не произошло или все это из-за воздержания и смирения, так что в той стране они стали управляющими самими царскими делами? Им я и подражаю, зная, что происходящее от этих благ слабее наука и не только не приносит пользы самим пользующимся, но даже неизбежный вред тем, кто на них полагается. Пусть лучше я сделаю все, что подобает для тех, кто благочестив, надеясь получить от богатого дарами Бога во много раз больше лошадей, слуг, чести и земного великолепия, которые Он дает любящим Его согласно написанному: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов ( Иак. 1:17 ). Ибо невозможно, чтобы кто-то доставлял себе самому славу, если она не дана ему Богом. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф. 23:12 ). Поэтому невозможно желающему достичь доблестного жития и исправить его, прежде чем он не смирит самого себя, в согласии со сказанным в Псалтири: Благо мне, что смирил меня, чтобы мне изучить повеления Твои ( Пс. 1.18:71 ). Таким образом, благо и мне, что я унизил себя, чтобы в необходимое время я был бы возвышен Богом». Этими и подобными этим словами обращаясь к своим родителям, блаженный Иоанн изумил их своими речами, которые были приправлены божественной солью, и поэтому, подчинившись его словам, они согласились на то, чтобы он поступал, как хотел, прося его согласиться, чтобы хотя бы один из слуг сопровождал его, когда он ходил в школу, чтобы он не один совершал путь. Он же, убежденный ими, решил это сделать. Стало это известно всему городу тому, так что все слушающие удивлялись и были поражены, какая мудрость сохранена в этом отроке, и говорили: «Что будет он?»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Апостолы породили мир своим благовестием, своими трудами, борениями, болезнями своими, мученичеством мир обновили несомненно: после Рождества Христова науки, цивилизация (гражданственность, искусство, промышленность), семейная жизнь – всё пошло вперед. 4 июня 1875 года. Урок мне – рассматривать со вниманием документы жениха и невесты, представляемые к деланию венчания и к повенчанию. Ныне надоедает мне вот уже в который раз и жених с невестою, и родственники их, чтобы я повенчал жениха и невесту, а между тем жениху только семнадцать лет: недосмотревши документов и не сообразивши его лет, я отдал документы дьячку, приказав сделать оглашение и обыск 5 . Вот искушение! А между тем они готовились к свадьбе и сделали большие издержки! Согрешил! Виноват, приняв документы и недосмотрев их. На второй неделе поста 1876 года у меня восемьдесят исповедников, всех у всех – триста. 6 октября. Бесчисленные милости, изливаемые на меня Господом во все дни жизни моей, суть залог и последнего моего помилования и при конце жизни, и на Страшном Суде Божием. Уповаю: Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш 6 . Восхождения к совершенству христианскому в сердце и в жизни полагать не стараемся, а, скорее, вниз спускаемся по причине страстного жития, а возвышения в наградах и отличиях крайне домогаемся, как бы стать выше друг друга, и таким образом являемся честолюбцами и лицемерами. Чистотою и святостью не возвышаемся, а внешними преимуществами куда как сильно хотим возвышаться. И сие суета. Возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится, – говорит единый Превознесенный ( Лк. 18, 14 ), возвышающий, кого хощет, и смиряющий, кого хощет. Вознесе смиренныя – говорит Едина смиренная ( Лк. 1, 52 ). Благодарю Господа за чудное оживотворение Божественным причащением; благодарю Господа, многократно воскресившего меня от смерти греховной к жизни, от смятения в мир, от тесноты в пространство, от боязни в дерзновение. Благодарю Господа, укрепившего меня Святыми Тайнами со дерзновением, непреткновенно совершить всё последование отпевания. Благодарю Господа, умирившего меня во время вечерни, смятенного и озлобленного неправдою протоиерейскою. Да судит Господь вскоре протоиерею Павлу за всё его коварство, за всю холодность к душам, и особенно к нищим и к нам, братии его, за всю его скупость и жестокосердие к бедным, за всю его неправедную зависть и вражду к моему недостоинству, за все его нападения, наветы и изветы. А мне даруй, Господи, любовь к нему и терпение и ни единым помыслом и чувством неприязни не возненавидеть его, даждь мне искренно молиться за него, как за себя. Ибо и я премного согрешаю, сам за неправду его (а может быть, и правду) питаю к нему ненависть и презрение. Даруй мне, Господи, молиться за него искренно. Что его нападения? – Ветер преходящий!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Молитва. Из службы четверга четвертой седмицы Великого поста Помилуй мя Боже, помилуй мя. Поревнуим вернии мытареву покаянию, и не фарисейски похвалимся: но из глубины сердца, стенание принесем благодетелю всех Богу. Той бо заповеда глаголя: яко всяк возносяй себе смирится, смиряяй же себе нознесется. Темже единомудренно возопиим Ему: Боже, очисти нас грешных, и спаси нас. Помилуй меня Боже, помилуй меня. Будем верующие подражать покаянию мытаря, и не будем хвалиться, как фарисей, но из глубины сердца вознесем стенание благодетелю всех Богу, ибо Сам Он заповедал, говоря, что всякий возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя будет возвышен. Посему единомысленно возгласим Ему: «Боже, будь милостив к нам грешникам, и спаси нас». Помилуй мя Боже, помилуй мя. Присноблаженный сподобившеся целовати вернии, крест Твой Господи, имже нас спасл еси, воспеваем Твое благоутробие, и молим Тя прилежно: всем подаждь радование Спасе спасения Твоего, в покаянии давый нам видети Твое востание, и честная страдания. Помилуй меня Боже, помилуй меня. Мы, верующие, удостоившись лобызать всеблаженный крест, которым Ты, Господи, спас нас, воспеваем Твое милосердие, и прилежно умоляем: подай, Спаситель, всем радость спасения Твоего, даруй нам в покаянии увидеть Твое воскресение и честные страдания. Помилуй мя Боже, помилуй мя. Умерщвление претерпел еси на кресте простираемь, умертвивый смерть, и мертвыя воскресивый живоносным словом. Темже молю Тя, умерщвленную мою душу грехом оживи, Господи, подая ми умиление, и зол избавление, во днех святых Твоих пощения, Человеколюбче. Помилуй меня Боже, помилуй меня. Умерщвление претерпел Ты, распростершись на Кресте, умертвивши смерть, а мертвых воскресивши живоносным словом. Почему умоляю Тебя: грехом умерщвленную душу мою оживи, Господи, даруя мне сокрушение и избавление во святые Твои дни поста, человеколюбивый. Помилуй мя Боже, помилуй мя. Твой крест святый сподобившеся радостно видети и облобызати, молим Тя, Боже Спасе наш, да и самыя Твоя пречистыя достигнем страсти, постом укрепляеми, покланяющеся поем распятие, копие, губу и трость, имиже нас обезсмертив, в древнюю паки сладости жизнь возвел еси, яко Человеколюбец: темже Тя благодарно ныне славим.

http://bible.predanie.ru/vypusk-devyatna...

Но что же значат для православия слова Христа «никого не называйте себе отцом»? Не о внешнем говорит Христос, а о внутреннем. Осуждает Он не само обращение, а то внутреннее состояние души, которое может сказаться в таком обращении. И осуждается не тот, кто говорит «отец», а тот, кто требует такого обращения к себе. Есть похоть тщеславия, есть похотливая тяга к председательствованию на собраниях и к знакам почтения – и именно это осуждается Христом. Вспомним контекст: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи [...] все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди [...] также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»( Мф. 23, 2,5–12 ). Осуждается не то, что в любом обществе действительно есть наставники и есть ученики, не то, что в любом собрании действительно есть и должен быть старший и те, что уступили ему первенство, но осуждается та суетно-горделивая тяга, что в каждом встречном выискивает прежде всего подобострастное уважение к себе как к «наставнику», «учителю», «старейшине», «отцу». Осуждается стремление человека стать «учителем», «наставником», «большим», стремление к возвышению себя. Это не просто грех духовенства, это гораздо более распространенный грех. Бабушка-прихожанка, авторитетно поясняющая зашедшей девушке, как ставить свечку, а как не ставить, зачастую вся прямо-таки радиирует гордым фарисейством, хотя и не называет себя ни «батюшкой», ни «учителем». А в сердцах юных протестантов разве не шевелилось нечто подобное перед лицом неофита: «Вот, я-то уже полтора года в нашей замечательной общине, я уже все знаю, я даже в недельном богословском семинаре участвовал, а ты еще не знаешь, сколько книг входит в Священное Писание . Ну, ничего, приходи, я тебя научу!».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Напротив, сколь похвально то, когда достойный первого места в начале сядет ниже других, а потом окажется председательствующим, так что все уступают ему первенство. Ужели же тебе кажется маловажным такое убеждение Господа, которое предписывает высочайшую из добродетелей – смирение, поселяет оное в душах слушателей и покорного ему приводит к благоприличию? Тому же учил впоследствии и ученик Христов Павел: «все, – говорит, – должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14, 40 ). Как же это будет? «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» ( Флп. 2, 4 ). Видишь ли, ученик проповедует то же, что и Учитель? Лк.14:11 .  ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Как разуметь слова: «всякий возвышающий сам себя унижен будет»? Ибо многие, сами себя возвышающие в жизни сей, наслаждаются честью. «Будет... унижен» означает то, что кто в мире сем пользуется большой честью, тот жалок и низок пред Богом. Притом таковой бывает в чести не до конца и не у всех, но сколько одни уважают его, столько же другие поносят, может быть и из тех самых, кои уважают его. Итак, это изречение истины справедливо. И всякий недостойный высокого места, но присвояющий оное себе, будет унижен и пред Богом во время последнего суда, хотя бы в сей жизни был и выше всех. По природе же всякий человек недостоин возвышения. Поэтому пусть никто не возвышает себя, чтобы не быть униженным до крайности. Лк.14:12 .  Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Лк.14:13 .  Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, Лк.14:14 .  и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. На ужине было два разряда возлежащих – звавшие и званые. Господь прежде обратился с увещанием к званым, научил их спасительному смиренномудрию и предложил им пищу неизысканную, а потом воздает почесть позвавшему Его и отплачивает за угощение увещанием, чтобы он не делал угощений из-за какого-нибудь людского благоволения и ожидал тотчас воздаяния. Ибо малодушные, приглашая друзей или родных, делают это в видах скорой благодарности, и если не получают оной, то приходят в досаду. А великодушные, терпя до будущей жизни, получают вознаграждение от Того, Кто поистине богат ( Еф. 2, 4, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Так почему же, однако, смирение полагается Христом Самим в основу жизни христианской? Почему смирение? Какое оно имеет значение само по себе, или, может быть, не только само по себе? Или даже и совсем не само по себе оно имеет такое спасительное для нас значение? Само по себе смирение не имеет никакого значения. Но дело в том, что смирение раскрывает в нас любовь. Смиренный человек обязательно будет любящим человеком. Он смиряет себя, страсти свои, корень которых – в себялюбии. И поэтому как только начинает подвизаться человек подвигом смирения, так он в себе этот корень себялюбия подрезает и уничтожает себялюбие. Раскрывается тогда в нём внутреннейшая духовная сущность – ядро, онтологическое ядро, если хотите, нашего существования, нашего существа: любовь, которой мы сообразны Самому Богу, ибо Бог есть любовь. Смирение служит тому, чтобы раскрылось самое главное в человеке, то, что нас роднит Самому Богу, в чём мы сообразны Самому Богу. Как часто говорится: «Ну, нельзя же так смиряться! Надо же свою честь, свое достоинство как-то защищать! А это... несовместимо со смирением, которое вы нам предлагаете, которому вы, христиане, нас учите!» А вы подумайте, братья и сёстры, поставьте с одной стороны человека гордого, защищающего своё человеческое достоинство, и рядом с ним — человека любящего, смиренного. И сами посудите: кто больше имеет достоинства человеческого? В ком человеческое достоинство выражается отчетливее яснее, в ком оно виднее, в ком оно действительно есть: в одном или в другом? Потому что тот, кто возносит себя, возвышает себя сам, тот – будет унижен, как говорит нам Спаситель, а кто, наоборот, сам себя унижает, смиряет, тот оказывается возносимым, возвышаемым благодатию Божией, силою Божией, потому что так человек уподобляется Самому Богу, самому Христу, так сообразность наша Богу раскрывается в нас, становится действенней и действенней в любви и к Богу, и к людям. Братья и сёстры! Не будем забывать этих слов, которыми кончает сам Спаситель сегодняшнюю евангельскую притчу: «Всяк, возносяй себя сам, будет унижен, а унижающий себя – будет возвышен». Аминь.

http://pravoslavie.ru/put/51380.htm

С другой стороны, должно избегать, не любить славы потому, что она очень располагает нас к гордости, к возвышению себя и унижению других. Спасались в пустыне два брата Иоанн и Феодосий. Они были так святы, что удостаивались видения св. Ангелов. Однажды, собирая зелень в пустыне, Иоанн, увидев большую кучу золота, быстро перескочил через него и удалился в свою пещеру. Феодосий, заметив это, полюбопытствовал узнать причину, почему брат его так бежал от известного места. Подошел и увидев золото, поспешно собрал его и отнес себе в келью, а брату не сказал ничего. Скоро Феодосий, также не сказав брату, отправился в город и там на найденное золото устроил церковь , больницу и странноприемницу. Затем, возвращаясь опять в пустыню, Феодосий дорогою думал о своем благотворительном учреждении в городе и, возвышая при этом себя, а унижая брата, говорил: «Брат мой не захотел сделать добра на золото, а сколько добра сделал я»! Но что же? Он вдруг встречает Ангела, который с грозным видом сказал ему: «Что возносишься и тщеславишься перед братом-то? Истинно говорю тебе: весь твой долговременный пустыннический труд и все твои благотворительные учреждения не могут сравняться с поступком твоего брата, что он перескочил через золото – он перескочил через ту великую пропасть, которая лежит между раем и адом. А ты тяжко согрешил!» Феодосий с этого времени перестал видеть Ангела. И только после новых продолжительных подвигов стал опять по прежнему удостаиваться видения Ангела (Прол. 9 июля). Вот, братие, как пагубна для нас человеческая слава! Мы указали только две причины её пагубности и не говорим еще того, что нередко другие смеются над теми, кто любит хвалиться своими делами. Не говорим еще того, что мечтание о своих заслугах и хвальба губит самые таланты, увлекает в разные пороки и преждевременно сводит в могилу людей с сими талантами. И сколько талантов, как повествуется в истории, погибло таким образом! Посему, братие, будемте стараться, когда делаем добрые и полезные дела, не искать человеческой хвалы, а если она идет за нами, не увлекаться ею, т. е. если хвалят нас – не возноситься пред другими, унижая их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

   Что же вышло из того и другого?    О, возлюбленные, суд св. Церкви и суд Божий не то, что суд человеческий! В песнях церковных самодовольный фарисей сравнивается с плывущим по морю на корабле, а самоуничиженный мытарь — с плывущим на утлой ладье. Но того, говорится, потопила буря самовозношения ударом о камень гордости; а сего глубокая тишина самоуничижения и тихое веяние воздыханий покаянных привели безопасно к пристанищу Божескаго оправдания. В тех же песнях еще фарисей сравнивается с едущим на колеснице, а мытарь — с идущим пешком. Но последний, говорится, припрягши к сокрушению смирение, упредил перваго, заградившаго себе путь камнями самохваления. В заключение же притчи сказано, что сей, т.-е. мытарь, пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, т.-е. фарисей; «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук. 18:10—14). Итак, по суду Божию, гордый всегда будет унижен и никогда не получит спасительнаго оправдания, а смиренный, во всяком случае, будет возвышен и получит спасение; потому что «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать». Следовательно, кто желает спастись, тот непременно должен уничтожить в себе демонскую гордость, и вместо нея посадить в душе своей Христово смирение. Но кто из нас может сам собою сделать это? Мы сказали уже, что мы крайне слабы, — так слабы, что и помыслить ничего добраго не можем без благодатной помощи Божией. Св. Церковь знает эту нашу слабость, и потому-то на весь пост вложила в уста наши трогательную покаянную песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...», вложила для того, чтобы мы постоянно твердили ее, проходя покаянное поприще, до тех пор, пока вымолим ею себе истинное покаяние.     «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!.». Слаб я, Господи, и безсилен, — так слаб и безсилен, что сам по себе не могу ни найти, ни отворить дверей покаяния. Ты, Господи, это знаешь; укажи же и отвори мне, Сам укажи и отвори мне двери истиннаго покаяния. Ты, Господи, милосердый Податель жизни. Это я знаю, и от души верю этому; не попусти же мне погибнуть во грехах моих, оживи мою бедную душу, омертвевшую от греха!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010