Ибо, как говорит божественный Василий, «воздаваемая иконе честь переходит на первообраз». XLII. Вас же, священнейшее стадо Христово, названный по имени Христа народ, язык свят, тело Церкви, да преисполнит Христос радостью о Его воскресении и да удостоит идущих по следам святых пастырей и учителей Церкви того, чтобы они, подвигаясь вперед, до­стигали славы Его во светлостях святых! Да будет то, чтоб и мы, по благодати Его, ее достигли, вечно прославляя Его вместе с безна­чальным Отцом, Которому слава во веки веков. Аминь. После того как мы сказали о различии идолов и икон и представили определение икон, время [нам], согласно с данным нами обещанием, присоединить и места из [святоотеческих] писаний. Приложение. Свидетельства древних и славных святых Отцов об иконах I. Святого Дионисия Ареопагита , из послания к Титу. …Итак, должно и нам, вместо народного о них [т.е. священных символах] мнения, благопристойно проникнуть внутрь [т.е. в самую сущность] священных знаков и не унижать их – ведущих свое начало от божественных форм и являющихся отображениями их, также и видимыми изображениями тайных и сверхъестественных зрелищ… Толкование . Заметим, как он говорил, что не должно унижать изображений того, что достойно уважения. II. Его же, из книги о божественных именах. …Научены и мы этому : между тем, как теперь, сообразно с нашею способностью понимания [божественных] изречений и иерархических преданий, Человеколюбие, посредством священных покровов, посредством воспринимаемаго чувством скрывает постигаемое только умом, и посредством того, что существует, скрывает то, что превосходит [всякую] сущность, и то, что лишено вида и образа, облекает видами и образами, и ту простоту, которая – сверхъестественна и не имеет формы, как наполняет разнообразием делимых знаков, так и изображает … Толкование . Если Человеколюбию свойственно, сообразным с нами способом, облекать видами и образами лишенное образа и вида и простое, и не имеющее формы, то почему не изображать нам, соответствующим нам способом того, что сделалось [для нас] видимым чрез посредство форм и фигур – как для воспоминания, так и для проистекающаго из воспоминания движения к соревнованию?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Поэтому – заключает св. Григорий – мы можем смело воскликнуть: «не солгу Тебе, безначальный Отец; не солгу Тебе, единородный Сын; не солгу Тебе, Дух Святой! Знаю, кого я исповедал» 622 . Унижать или отделять одно (Лицо) от трех – значит унижать и исповедание, и возрождение, и обожение, и надежду (на вечную жизнь). К этому ведет нас великая тайна; к этому ведет вера в Отца и Сына и Св. Духа и в общее имя; к этому ведут возрождение, отречение от безбожия и исповедание Божества; ибо это последнее (т. е. Божество) – Их, общее имя» 623 . Эти мысли не раз повторяет св. Григорий и в других местах своих творений, варьируя посредством различных риторических фигур. Так, в одном месте он восклицает: «о, жалкое мое просвещение, если я после омовения (т. е. крещения) снова стал нечистым, если я вижу, что неочищенные светлее меня, если я стал игрушкой зловерия крестившего, если я ищу лучшего духа и не нахожу! Дай мне другую купель, и потом будь худого мнения о первой. Зачем завидуешь мне в совершенном возрождении? Зачем делаешь меня жилищем твари, когда я стал храмом Духа, как Бога? Зачем одному у меня воздаешь честь, а другое бесчестишь, нечестиво рассуждая о Боге, чтобы отнять у меня благодать, или – лучше сказать – меня самого отнять у благодати? Нет, новый богослов, или все почитай, или все бесчести, чтобы, при твоем нечестии, тебе быть хотя последовательным и не рассуждать о природе бестелесной неодинаково» 624 . Другие библейские свидетельства о Св. Троице приводятся у св. Григория, как и у других отцов, при раскрытии и изложении учения о каждом Лице Св. Троицы в отдельности. При этом, между прочим, нельзя не отметить того обстоятельства, что св. отцы не пользовались в этом случае тем ясным свидетельством, какое находится в первом послании св. Иоанна Богослова (5:7): трие суть свидетельствующие на небеси: Отец, Слово и Св. Дух: и сии три едино суть 625 . Св. Григорий приводит только слова следующего (8-го) стиха: трие суть свидетельствующие, дух, вода, кровь, и – именно по следующему поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Когда человек оказывается в армии или, не дай Бог, попадает в тюрьму или в какое-нибудь другое место, где в нем начинают унижать, калечить образ Божий, – понимаете, образ Божий! – ему предлагают выбор: либо мы тебя сейчас жестоко изобьем, либо сломаем духовно, и ты сделаешься нашим рабом в самом отвратительном смысле этого слова, зато через некоторое время уже другие станут твоими рабами. Ты раб, и будешь отыгрываться на других за свое унижение, будешь порабощать других, а те, в свою очередь, – следующих… Вот ведь какая альтернатива предлагается… Когда человека понуждают к трусости, он должен преодолеть себя и совершить некий подвиг. Смиренный человек не позволит унижать в себе образ Божий, а вот унижение в себе всего человеческого, недостойного, грешного он с готовностью стерпит. Следователи, жестоко пытавшие священномученика Фаддея , на допросах не раз предлагали ему: предай! продай! отрекись! Но владыка Фаддей сохранил главное – не помрачил в себе образ Божий, сберег свою истинную кротость и остался самим собой. Он не отвечал злом на зло, но при этом сломать его оказалось невозможно. Архиепископ претерпел такие мучения, по сравнению с которыми измывательства уголовников выглядели детскими шалостями! Следует отличать личность от индивидуальности. Индивидуальность – это то, что выделяет нас среди других людей определенными чертами характера, оригинальной манерой речи, предпочтениями и пристрастиями, собственным взглядом на мир. Когда унижают нашу личность, мы должны выстоять и не сломаться, а вот индивидуальность пусть унижают сколько хотят: это и есть человеческое – то, что врачуется смирением. «Усердно пей поругание, как воду жизни», – говорил преподобный Иоанн Лествичник . Наша личность – это образ Божий, нас формирующий, и мы не вправе отдавать его на поругание. Когда пытаются ломать и калечить личность, надо найти в себе смелость восстать, даже если это чревато тяжкими последствиями. Не надо прикрываться лукавыми фразами о смирении, когда следует проявить мужество и героизм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Моя прихожанка Татьяна Шишова одну из своих статей назвала гениально «Играй, гормон». Когда появляются какие-то мысли, центральная нервная система действует на эндокринную систему, и в кровь выбрасываются гормоны. Кровь кипит, и человек с собой справиться не может. Подумать, что не ты сам собой управляешь, а твои гормоны тобой управляют – это же унизительно, правда? Это ниже человеческого достоинства, и никто не смеет унижать человеческое достоинство, даже сам человек себя унижать не смеет. Смирение – это одно, а унижение – другое, это разные вещи. Так вот, реально унижает человека грех. Человек проявляет слабость, может быть, думает, что он с ней справится, но оказывается, что не рассчитывает свои силы. Человек должен быть сильнее своих слабостей. Попробуйте, допустим, вставать в одно время, на занятия не опаздывать, всё делать в срок – как это трудно. В монастыре, например, такая напряженно-дисциплинированная жизнь, которая воспитывает волю, дает человеку постоянную тренировку, чтобы он был сильнее своих слабостей. Очень часто мы пасуем перед их напором, потому что, как теперь говорят, если что-то нельзя, но очень хочется, то можно. Сами себе уступаем. Вот, например, недавно говорил со своей родственницей, спрашиваю, что же ты в церковь не ходишь – отвечает, что занята. Я говорю – отлично, но есть же дела, на которые у тебя времени хватает? Значит, время есть, просто ты приоритеты так расставляешь. Не можешь отложить свое дело, а откладываешь церковь. Дело не в том, что у тебя нет времени, а в том, что ты считаешь – пойти в магазин важнее, чем в храм. Теперь – чем страшен грех? Вы, наверное, все знаете и помните, читали рассказ Пушкина «Выстрел» из «Повестей Белкина». Кратко напомню его сюжет: есть Сильвио, есть граф, оба крутее всех крутых, граф их в полк у появляется сравнительно недавно, и начинают в крутизне соревноваться. Дело кончается дуэлью, тогда воспитание было очень строгое и за любую промашку тебя могли поставить к барьеру. Оба они молодые, и для них это своего рода развлечение, хотя это смертельная игра.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksandr-i...

Станислав 26 апреля 2020, 05:41 Родион, мы с женой живем хорошо, такие страшилки меня не пугают. Но одно скажу, благополучие моих дочерей для меня важнее моего собственного. В будущем, если кому-то из них не посчастливится вступить в брак с домашним тиранчиком (слово тиран слишком велико для разной домашней пакости, настоящие тираны вершили судьбы народов и даже мира, а эти... могут только родню изводить, тьфу на них), то я знаю, что у дочурок будет эффективное средство супротив энтих недомужчин. Что не может не греть мое отцовское сердце. Елена 26 апреля 2020, 01:05 Игорь24 апреля 2020, 14:03 закона на этом сайте выглядит нельзя бить, унижать, оскорблять, притеснять, пользуясь своей властью супруга или Игорь, а у кого из комментаторов Вы прочитали мысль что супруг или родитель имеют право бить, унижать, оскорблять? По-моему, Вы как-то очень по женски эмоционально отреагировали. Я женщина, но скрупулёзно прочитала всю ветку, и ничего похожего не нашла ни в одном мужском комментарии. Укажите, пожалуйста, где конкретно Вы это прочитали. Алла 25 апреля 2020, 20:41 Александр, согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть: 7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда. " Вот Уголовный кодекс и вмешивается, о чём вы мететись? " Что значит " мететись " ? По-русски пишите. Даже в статье сказано, что это не так: " Другой вопрос, почему система не всегда работает, почему не принимаются заявления, почему людям не оказывают должную помощь. " " Муж верующий во Христа дубасить жену не станет, в противном случае он отступник от веры. " Ну вот закон и будет защищать жену от такого мужа. Алла 25 апреля 2020, 20:27 И.В., " Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст " . Вот такая у вас логика. Сегодня охранный ордер, завтра узаконенные однополые " браки " . А может тогда вообще вернемся к законодательству 19 века, или лучше сразу допетровской Руси? Ну чтобы уж наверняка не скатиться до загнивающего Запада... И ещё, вы не видите противоречие в ваших словах о том, что в 17 году судьбу страны решили жители столиц, а Иоанна говорит именно о них, но вы тут же утверждаете, что " народ не позволит " ? Так решат столичные или народ не позволит? Но вы очень зря думаете, что за пределами столицы большинство разделяет вашу точку зрения. Мир меняется быстрее, чем вы это замечаете.

http://pravoslavie.ru/130389.html

– К телеге поближе иди. 30 Филипп к телеге побежал и услышал, как эфиоп читал Исайей пророком написанную книгу. – Что прочитал, понял ли? – спросил у него. 31 – Как пойму, если какой-нибудь человек не объяснит? – сказал он и предложил Филиппу сесть к нему. 32 Эфиоп из Писания это место читал: «Он приведен как овца, чтобы ее зарезали, Как безмолвно стоящий ягненок, И рта не открыл. 33 Он унижен был, Справедливого суда лишен. Как у него дети будут? Ведь его жизнь с земли берется». 34 Начальник же Филиппа спросил: – Пожалуйста, скажи мне: здесь пророк о ком говорит? О себе, или о ком-то другом? 35 Филипп ему рассказал, начиная с этого места, Добрую Весть об Иисусе.36 Пока так ехали, к воде подъехали. – Вот ведь, здесь есть вода, что мне мешает окунуться? – сказал эфиоп. 37 – Если от души веришь, можно, – сказал Филипп. – Верю, что Иисус Христос – Божий Сын, – сказал эфиоп. 38 Он телегу остановить велел, они к воде спустились, и Филипп его в воду окунул.39 Когда они из воды вышли, в эфиопа Святой Дух вошел. Один ангел Господа взял Филиппа, унес, и начальник его больше не видел. Эфиоп, радостный, путь свой продолжил.40 А Филипп в городе Азоте появился. Он, пока в Кесарию пришел, ходил, проповедуя в городах Добрую Весть. 240 См. наиболее ясное изложение подобных приемов – Поварнин 1923 (классическая книга, многократно переизданная и не устаревшая до сих пор). 241 Этот текст опубликован в интернете, но имя переводчика и ссылка здесь не приводятся умышленно. 246 Классический пример такого подхода к угаритским параллелям при изучении Псалтири – Dahood 1970. 251 Само это название восходит к изданию Эльзевира 1633 г.; из доступных изданий см. в библиографии AVGNT. 255 См. в библиографии PIRHOTP, это издание также интегрировано в некоторые версии программы Paratext. 259 Напр., русская фраза: «К тебе пришел какой-то человек» всегда относится к мужчине, если же это женщина, то так и скажут: «Пришла одна женщина». 262 Селезнев 1999. Вопрос о том, допустимы ли подобные переводы, по сути, отражает принципиальное различие в подходах между буквальными и смысловыми переводами: для первых безусловно нет, для вторых – да.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Зато Римскую юрисдикцию признавали предстоятели западных Церквей, находившихся вне Италии – в Галлии и Испании. Особая ситуация складывалась в Ирландии и Британии, большая часть которой была завоевана язычниками, переселившимися на острова с севера Германии – саксами, англами, ютами и фризами, но где со времен римского присутствия сохранились еще церковные общины и где действовала уже христианская миссия среди завоевателей. При этом своеобразный ирландский обряд с его восточной основой и фактической юрисдикционной автокефалией конкурировал с латинским обрядом, который несли с собой миссионеры, преданные Риму. Экспансия Римской кафедры, расширение территории ее юрисдикции создавали проблемы во взаимоотношениях между автокефальными Церквами, ставили под угрозу каноническое общение между ними или отягощали разрыв, вызванный иными, иногда вероучительными разногласиями; риск возникновения конфликтов был особенно велик и опасен в отношениях с кафедрой Нового Рима, но также и Карфагена, и все же возникавшие в связи с этим осложнения не затрагивали прямым образом область экклезиологии. Самая серьезная опасность, грозившая катастрофическим и неисцелимым разрывом общения, который и случился в XI веке, проистекала из римских претензий на универсальную юрисдикцию, впервые обозначившихся еще при святом епископе Викторе, когда разгорелся спор о Пасхалии, выявившихся с особенной очевидностью, грозившей срывом Вселенского Собора, при папе Льве Великом, доктринально изложенных папой Геласием в конце V века и, наконец, заявленных с потрясающей бесцеремонностью легатами папы Гормизды, приехавшими в Константинополь чинить церковный суд и расправу над живыми и мертвыми иерархами Нового Рима. В Константинополе и на христианском Востоке эти претензии не принимались, но отвергали их с чрезмерной деликатностью, которая, возможно, помешала Риму вовремя осознать опасность разрыва, потрясшего Церковь в начале II тысячелетия от Рождества Христова. В 526 году остготский король Теодорих Великий направил в Константинополь папу Иоанна I, чтобы тот потребовал от императора Юстина, изгнавшего из столицы ариан, отобравшего у них церкви, а некоторых еретиков принудительно обратившего в Православие, возвратить церкви его единоверцам – арианам. Папа был унижен этой миссией – ходатайствовать за еретиков, но вынужден был ее исполнить. В Новом Риме папу встретили с почестями. Император в сопровождении народной толпы «вышел навстречу папе за 12 миль от города и при встрече низко склонился перед папой. Это было в конце Великого поста. В первый день Пасхи папа Иоанн I служил в Святой Софии на латинском языке. Для возвышения авторитета папы пред Теодорихом император Юстин, уже коронованный в 518 году у себя дома Константинопольским патриархом Иоанном, пожелал, чтобы папа Иоанн I еще раз короновал его» .

http://pravoslavie.ru/62545.html

Святая Церковь , по любви своей к тем и другим, предлагает Святой Животворящий Крест Господень – одним в утешение, а другим в назидание и даже угрозу. Первым она говорит: «Видите Крест вашего Спасителя, зрите Его язвы, муки душевные и телесные. Оплеван, заушен ваш Спаситель, унижен, оскорблен, и все ради вас, ради вашего будущего блаженства с Ним и в Нем... Он постился, понес подвиги поста, как и вы. Вы скорбите о своих грехах, а Он скорбел о ваших грехах, молясь в Гефсиманском саду: «Душа Моя скорбит смертельно...» ( Мк. 14:34 ). Он говорил: «Покайтесь», – и вы пошли на этот зов – вы каялись... Вы постились, подражая Ему... Вы молитвой побеждаете и отгоняете искушения диавола, – Он тоже победил диавола, будучи сорокадневно от него искушаем. Чего же вам не достает? Вы идете по Его стопам. Вы послушны Его зову. В подвигах поста вы стали на путь Его в страданиях, через которые Он шел по человечеству Его, – в славу. И ваши подвиги приведут вас к Его славе, если вы до конца совершите ваш подвиг. «Претерпевый до конца, той спасен будет» ( Мф. 10:22 ). Также Матерь Церковь обращается с любовью и к неначинающим подвига поста: «Зрите и вы язвы Господа, зрите Его на Кресте висящего, – братия, идите и покайтесь. Вы не покаялись, вы не очистили свою совесть, как вы пойдете ко Кресту? Нося душевные нечистоты, како лобызать будете Его язвы? Вы ходили по пути греха, како прикоснетесь к язвам на Его ногах? Каким оком воззрите на Того, на Кого Ангелы зреть не могут, а вы как дерзновенны? Смотрите, не даете ли вы Иудино целование? Нося грех предательства – он целует своего Учителя, – лобзанием предает». Сохрани всех нас, Господи, от такого лукавства!» Понесешь подвиг поста – благодать от Господа будет. Да поможет совершить Господь сей подвиг до спасительного конца! Вспомним страдания Господа, вспомним язвы Его, да уязвим совесть и сердце. Аминь. О званных на брачный пир. 1 . Прочтение притчи на русском языке. 2 . Что есть притча? Раскрытие содержания. 3 . Кто Невеста Христова? Кто званные?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Но оправданным от Бога уходит из храма в дом свой не самоуверенный праведник – фарисей, а именно этот презираемый им грешник – грешник раскаявшийся – мытарь. «Бог, – говорит святой Григорий Богослов , – услышал обоих и помиловал того, кто оказался изнемогающим, а велеречивого поставил ни во что». Мытаря помиловал и оправдал Сам Бог, покрывая милосердием Своим грехи его. А фарисей как будто не нуждался ни в каком оправдании или помиловании свыше, поэтому не был оправдан. Он только сам себя оправдывал. Но, говорит Господь, «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя возвысится». Приступая в молитве к бессмертному Царю своему – Богу, именно мытарь правильно оценивает свое положение: сознает себя стоящим перед судом. И только просит о помиловании, но не восхищает себе суд, который одному только Богу принадлежит, как написано в псалме: «Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» ( Пс.74:8 ). Мытарь совершенно передает себя Божию суду и Божию милосердию. И поэтому над ним совершается тайна суда Божия и Божией любви. Притча о мытаре и фарисее Спасителем, по повествованию Луки, была сказана «некоторым, которые уверены были в себе, что они праведны, и уничижали других». Относится она и к внутреннему фарисею в каждом из нас. Основная неправедность такого фарисейства в нас двоякая: отсутствие любви к ближнему и неуважение к Богу, нарушение прав Божиих, восхищение себе основного права Божия быть единым Судиею над нашей жизнью и над нашими ближними. Перед людьми нам часто удается выказывать себя праведниками. Но Бог знает сердца наши ( Лк.16:15 ). Бога обмануть нельзя. И также нельзя нам предписать Ему, какой суд по вечным законам Своей всеведущей справедливости должен произвести Он над нашей жизнью и над делами каждого из нас. Ибо Он Судья – а не мы. Молитва высокомерная, фарисейская является в сущности прямым нарушением великой Заповеди Божией: «Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно!» ( Исх.20:7 ). «Ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом» ( Лк.16:15 ). Перед Богом возможна только искренняя молитва в духе смиренного прошения мытаря: «Боже, милостив буди мне грешнику». Аминь

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал. — Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда. Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени. — Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”» IV Вселенский Собор IV Вселенский Собор      Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха.

http://pravoslavie.ru/104647.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010