Как–то один подвижник пришел из Скита в (мужской) Тавеннский монастырь. В нем почти все мужи были святые и суровейшие подвижники. Через тридцать дней брат сказал настоятелю: — Благослови, авва, и отпусти меня. Я не могу здесь больше оставаться. Настоятель спросил: — Почему, чадо? — Потому что, — ответил брат, — здесь нет трудов, значит, нет и воздаяния. Все отцы здесь подвижники, а я человек грешный и лучше мне идти туда, где меня будут ругать и унижать. Ибо это спасает грешника. Тот удивился и понял: перед ним делатель заповедей и пустил его со словами: — Иди, чадо, мужайся, и да укрепится сердце твое, чтобы терпеливо ты ожидал Господа. Авва Зосима сказал: «Волевые порывы находятся во власти свободного выбора. Горячее произволение может весьма скоро привести человека к Богу, тогда как вялое произволение не приведет и за полвека. И если увидят бесы, что человек унижен, обесчещен, потерпел ущерб или пострадал как–то еще, но скорбит не из–за своего несчастья, а из–за того, что не переносит его с мужеством, то такого порыва души бесы боятся. Ибо знают, что такой человек держится пути истины и хочет ходить в заповедях Божиих». 2. «Если человек станет придавать значение тому, что кто–то его обидел или нанес ущерб, или обругал, или другое какое зло сделал, и начнет строить козни против обидчика, то он замышляет против собственной души то же, что и бесы. Ибо он уже замыслил сам против себя. Да что я говорю о помыслах? Если человек не думает о брате, как о враче, то поступает несправедливо с собой в самом важном. Зачем ты говоришь, что страдаешь? Ведь брат тебя очищает, и ты должен думать о нем, как о враче, которого послал тебе Христос и вывел наружу твою болезнь. Человек, который действительно хочет исцелиться, должен относиться к своему врачу как к благодетелю. Он должен принимать назначенные им лекарства как посланные от Иисуса и благодарить за них, даже если ему неприятно их принимать. Не так уж страшно больному, когда ему режут и прижигают плоть или когда он принимает очистительное средство, он даже вспоминает об этом с отвращением. Но он убеждает себя, что без этого невозможно освободиться от болезни, доверяется врачу, зная, что посредством малых неприятных действий он освобождается от обилия дурных соков и от хронического заболевания.

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

Глава 4. Как должно молиться и в каком душев­ном состоянии. (Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя» . (Мк. 11:25): «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» . (1 Тим. 2:8): «Итак желаю, чтобы на всяком месте произно­сили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» . Глава 5. Должно молиться друг о друге и о пред­стоятелях слова истины. (Лк. 22:31—32): «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» . (Еф. 6:18—20): «Всякою молитвою и прошением мо­литесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посоль­ство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно» . (2 Сол.3:1): «Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославля­лось, как и у вас» . Глава 6. Должно молиться и о врагах. (Мф. 5:44—45): «молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» . Глава 7. Молиться или пророчествовать мужчине не должно с покрытой, а женщине — с открытой головой. (1 Кор. 11:3—5): «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророче­ствующая с открытою головою, постыжает свою голову» . Правило 57. О превозношении заслугами Глава 1. Не должно высоко о себе думать по причине своих заслуг, и унижать прочих. (Лк.18:9—14): «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4075...

«Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение добрых дел, противных прежним грехам». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 5. Джозеф Батлер (XVIII век). Аналогия религии. «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». – Лк. 14:11 «Тяжело спастись от демона тщеславия. Если и прогонишь его, это снова будет началом тщеславия». – Евагрий. Главы практические к Анатолию, 20. «К одному из братий приступили бесы и ублажали его. Но он сказал им: „Если вы уйдете прочь, то из бегства вашего я заключил бы, что я велик; если же продолжите похвалять меня, то увижу мою нечистоту; ибо нечист пред Господем всякий надменный ( Прит. 16:5 ). Итак, или отойдите, чтобы я почел себя за великого человека; или хвалите, и я, посредством вас, приобрету больше смирения”. Сим изречением они так были поражены, что тотчас же исчезли». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 25. «Чем больше человек будет, забывая себя и свое, отдавать свое сердце Богу, делу и людям, тем легче будет ему становиться». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом; и как случается в торговле, променяли одну страсть на другую». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 22. «Как нельзя хвалить ничего чужого, если оно несправедливо, так и не должно унижать своего, если оно достойно уважения… Закон справедливости нарушается в обоих случаях». – Свт. Григорий Назианзин, Слово 8е. «Ставить себя на последнем месте — значит с готовностью служить ближним. Ставить себя ниже других — значит занять самое устойчивое положение». – Пастырский совет. «Люби ближнего твоего, как самого себя» – Лев. 19:18 ; однако учения о «любви к себе» мы не находим у Отцов. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев». – 1Ин. 3:16 . И есть ли смысл «полагать за себя душу»?… «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа». – Сир. 4:18 . См. Письмо примечание 4. «“Годы Твои как один день” ( 2Пет. 3:8 ), и день этот наступает не ежедневно, а сегодня, ибо Твой сегодняшний день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Сегодняшний день Твой – это вечность» – блж. Августин Иппонийский. Исповедь. Khura XI.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

Как-то один подвижник пришёл из Скита в (мужской) Тавеннский монастырь. В нём почти все мужи были святые и суровейшие подвижники. Через тридцать дней брат сказал настоятелю: – Благослови, авва, и отпусти меня. Я не могу здесь больше оставаться. Настоятель спросил: – Почему, чадо? – Потому что, – ответил брат, – здесь нет трудов, значит, нет и воздаяния. Все отцы здесь подвижники, а я человек грешный и лучше мне идти туда, где меня будут ругать и унижать. Ибо это спасает грешника. Тот удивился и понял: перед ним делатель заповедей и отпустил его со словами: – Иди, чадо, мужайся, и да укрепится сердце твоё, чтобы терпеливо ты ожидал Господа. Л. Из аввы Зосимы Авва Зосима сказал: «Волевые порывы находятся во власти свободного выбора. Горячее произволение может весьма скоро привести человека к Богу, тогда как вялое произволение не приведет и за полвека. И если увидят бесы, что человек унижен, обесчещен, потерпел ущерб или пострадал как-то ещё, но скорбит не из-за своего несчастья, а из-за того, что не переносит его с мужеством, то такого порыва души бесы боятся. Ибо знают, что такой человек держится пути истины и хочет ходить в заповедях Божиих». «Если человек станет придавать значение тому, что кто-то его обидел или нанес ущерб, или обругал, или другое какое зло сделал, и начнет строить козни против обидчика, то он замышляет против собственной души то же, что и бесы. Ибо он уже замыслил сам против себя. Да что я говорю о помыслах? Если человек не думает о брате, как о враче, то поступает несправедливо с собой в самом важном. Зачем ты говоришь, что страдаешь? Ведь брат тебя очищает, и ты должен думать о нем, как о враче, которого послал тебе Христос и вывел наружу твою болезнь. Человек, который действительно хочет исцелиться, должен относиться к своему врачу как к благодетелю. Он должен принимать назначенные им лекарства как посланные от Иисуса и благодарить за них, даже если ему неприятно их принимать. Не так уж страшно больному, когда ему режут и прижигают плоть или когда он принимает очистительное средство; он даже вспоминает об этом с отвращением. Но он убеждает себя, что без этого невозможно освободиться от болезни, и доверяется врачу, зная, что посредством малых неприятных действий он освобождается от обилия дурных соков и от хронического заболевания.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

" Веру их», т. е. или тех одних, которые принесли расслабленного для исцеления, или и их и вместе веру самого расслабленного. «Дерзай» – это слово ободрения. Быть может, больной но грехам своим почитал себя не достойным милосердия Иисус Христа. «Прощаются грехи» – болезни иногда посылаются в наказание за грехи, посему, чтобы исцелить болезнь, нужно снять грех . И Господь видел причину болезни расслабленного во грехе, потому и говорит прежде о прощении грехов. Когда, исцеляя расслабленного, Иисус Христос сказал ему: «прощаются тебе грехи твои», то при этом некоторые из книжников сказали сами в себе: «Он богохульствует». Иисус же Христос, видя такие их мысли, сказал: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». Что такое хула или богохульство? Как понимать слова Иисус Христа: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или... встань и ходи»? И что значит название Иисус Христа Сыном Человеческим, которым здесь, как нередко и в других случаях, Он называл Себя? " Хулить» – значит унижать. «Богохульствовать» – значит унижать имя Божие, присваивать себе то, что принадлежит Богу. Книжники, т. е. еврейские ученые, обвиняли Иисус Христа в том, что Он присвоил себе право, принадлежащее только Богу, т. е. отпускать грехи, как Он отпустил расслабленному. Слова же Иисуса Христа книжникам: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или... встань и ходи?» значат следующее: «Разве легче, вы думаете, сказать: «встань и ходи», чем сказать: «прощаются тебе грехи»? Нет, то и другое одинаково нелегко, для того и другого нужна Божественная власть, потому что и выздороветь больной может только тогда, когда будут прощены ему грехи, причинившие болезнь». Название Иисуса Христа Сыном Человеческим значит то же, что человеком вообще (т. е. будучи вцелом человеком), Иисус Христос есть Сын Божий; родившись на земле от Пресвятой Девы Марии, Он сделался «Сыном Человеческим». Господь особенно любил называть себя сим смиренным названием, чтобы показать свое братство с людьми и свою особенную близость к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

— Как интересно! Нет, я о таком обряде даже не слыхала. — Разве вы не православная? — Православная, наверно: когда я родилась, меня крестили. — И верующая? — Да вроде бы. Но я не считаю, что для того чтобы верить в Бога, нужно ходить в церковь и поститься. — А вот если бы ходили, то через неделю после Прощеного воскресенья, в следующее воскресенье, когда церковь празднует Торжество Православия, вы бы услышали точное определение того, что есть православие, а что — нет, должен православный посещать храм или не должен, обязан он причащаться или нет. — Ну, мне хватает и своего собственного мнения! — Вот вам заодно объяснили бы, что есть наше собственное мнение с точки зрения истинного Православия! — засмеялся Валера. — И как оно, это собственное мнение, называется. — И как же оно называется? — Да очень просто — прелесть. — Ну, уж вы скажете! Неужели я не имею права на собственное мнение в вопросах веры? — По основополагающим вопросам — нет, не имеете. — Это что ж, я каким-то догматам должна доверять больше, чем себе? — Можете не доверять, конечно, но тогда уж, будьте добры, не считайте себя православной! — А как же личная свобода? — Личная свобода состоит в том, что вы входите в Церковь или не входите. Но уж если вошли — все, Ирочка, кранты! В этом случае придется принимать законы и догматы Церкви и стараться жить по ним. — Вот поэтому я и предпочитаю не входить в вашу Церковь, а жить своим умом! — Пожалуйста. Только тогда лучше не называть себя православной, потому как это не соответствует истине. — Но в этом есть что-то очень унизительное: вы входите в Церковь, и вам начинают указывать, как вы должны молиться, когда вам поститься и как просить прощенья. Еще потребуют, чтобы я платок на голову напялила! — Какая же вы чудачка, Ирина! Если вы, допустим, садитесь на океанский лайнер, вас разве будет унижать, что у штурвала стоит кто-то другой, а вас к нему не подпустят? Унизит вас, когда вам покажут, где ваша каюта и как работает в ней умывальник, как надевать спасательный пояс в случае кораблекрушения и когда можно сходить на берег? А если вы найметесь матросом и вас заставят носить форму, — вас это будет унижать?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Б). О пакостнике плоти, данном Апостолу для прикрытия его духовных совершенств (12:7–10) 12:7. Святой Павел удостаивался многочисленных откровений от Бога. Но чтобы он, по слабости ли человеческой или по наущению диавола, не впал в самомнение – гордость, Господь устроил для него предохранительное средство, позволил ангелу сатаны уязвлять его унижать, посрамлять перед людьми. Обыкновенно думали, что пакостник плоти, ангел сатанин, есть нечто смущавшее и беспокоившее святого Павла со стороны плоти, и находившееся в самой плоти. Наши толковники (Златоуст, Феофилакт) полагают, что святой Павел говорит здесь, как и прежде, о внешних бедствиях, и о неприязненности со стороны врагов Евангелия, кои суть орудия сатаны. Чтобы Апостолу нельзя было хвалиться перед людьми по внешнему, Господь и попускал противникам проповеди его о Христе, всюду нападать на него, унижать, бить, заключать в темницы (Златоуст). Тяжелы были для святого Павла эти нападки врагов. Он многократно молил Господа, чтоб Он угладил, выровнял путь его проповеди, уменьшил нападки врагов, уменьшил сопротивления, бывшие до того времени почти непрерывными. 12:9. Но Господь сказал ему: «Довольно для тебя, что ты воскрешаешь мертвых, исцеляешь слепых, очищаешь прокаженных и творишь и другие чудеса, при помощи Моей благодати. Не домогайся того, чтобы жить в безопасности, без страха, и проповедовать без труда. Но ты скорбишь и печалишься? Не приписывай Моей немощи того, что многие коварствуют против тебя, терзают тебя, гонят и бьют тебя бичами. Это самое и показывает Мою силу, ибо она совершается в немощи, то есть когда вы, гонимые, одерживаете верх над гонителями, когда вы, преследуемые, побеждаете своих преследователей, когда вы, связанные, обращаете в бегство связывающих. Итак, не желай излишнего» (Златоуст). Услышав от Господа такой ответ, святой Павел говорит, что он охотнее будет хвалиться своими немощами, в которых проявляется сила Божия, ибо «в какой мере усиливались искушения, в такой мере умножалась и пребывала в нем благодать Христова» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Нецензурная брань имеет демоническую природу. Духовный смысл нецензурной брани в оскорблении Божией Матери и вообще святыни. Она расслабляет человека духовно и толкает его на путь грехопадения. Примиряет человека с жестокостью, ложью, предательством. Ребенок, обладающий опытом искренней молитвы, не может быть причастным к нецензурной брани. По слову преподобного Серафима: он будет слышать «эти» слова и как бы не слышать их, знать их и как бы не знать их. Человек, единственный из всего живущего на земле, владеет словом. Нельзя унижать человека, в нем образ Божий, но нельзя унижать и словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). Но есть и другой аспект этой триады: духовного, душевного и телесного. Если духовному соответствуют религиозные потребности и соответственная им деятельность (скажем, молитвенная, литургическая), то душевным потребностям соответствует сфера искусства и т.п., телесным – сфера спорта, физического труда и т. п. Духовным можно назвать того человека, кто пытается с помощью Божией подчинить (отнюдь не уничтожить) сферы душевную и телесную духовным основаниям своей жизни. Задача не в том, чтобы задавить душевное и телесное ради духовного. Высшая задача так уравновесить все три сферы, чтобы духовная направляла и просветляла душевную и телесную нашу жизнь. III. Нравственные основания жизни. 1. Основополагающие или базисные нравственные чувства. В. Соловьев выделял три основополагающих чувства, характеризующих нравственное начало личности. Это – чувства стыда, жалости и благоговения перед святыней. Речь идет не об эмоциях и чувствах, как их обычно понимают. Скорее это эмоциональные нравственные установки, проницающие все сферы личности, в том числе и бессознательную сферу. Нам уже довелось говорить о чувстве благоговения. Стыд надо понимать как установку на целомудрие и душевную чистоту. Следует отличать настоящее чувство стыда от патологической стыдливости, которую мы видим в рамках неврозов. Стыд – это неуступчивость пошлости, стояние в чистоте. Идеалом целомудрия и чистоты для нас является образ Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

http://azbyka.ru/deti/printsipy-hristian...

преподобный Иоанн Дамаскин Содержание    I. Святого Дионисия Ареопагита, из послания к Титу    …Итак, должно и нам, вместо народного о них [священных символах] мнения, благопристойно проникнуть внутрь [в самую сущность] священных зна­ков и не унижать их — ведущих свое начало от божественных форм и являющихся отображениями их, также и видимыми изображениями тайных и сверхъестественных зрелищ…    Толкование: Заметь, как он говорил, что не долж­но унижать изображений того, что достойно ува­жения.    II. Его же, из книги о божественных именах    …Научены и мы этому: между тем как теперь, сообразно с нашею способностью понимания [божественных] изречений и иерархических преданий, Человеколюбие посредством священных покровов, по­средством воспринимаемого чувством скрывает по­стигаемое только умом и посредством того, что существует, скрывает то, что превосходит [всякую] сущность, и то, что лишено вида и образа, облекает видами и образами, и ту простоту, которая сверхъ­естественна и не имеет формы, как наполняет раз­нообразием делимых знаков, так и изображает…    Толкование: Если Человеколюбию свойственно сообразным с нами способом облекать видами и образами лишенное образа и вида, и простое, и не имеющее формы, то почему не изображать нам, со­ответствующим нам способом, того, что сдела­лось [для нас] видимым через посредство форм и фигур, — как для воспоминания, так и для происте­кающего из воспоминания движения к соревнова­нию?    III. Святого Дионисия, епископа Афинского, из послания к Апостолу и богослову Иоанну    …Доступные зрению вещи суть поистине види­мые изображения того, что невидимо…    IV. Его же, из книги о церковной иерархии    …Но, конечно, высшие нас сущности и чины, свя­щенное воспоминание о которых я уже сделал, бестелесны, и имеющая в отношении к ним место ие­рархия как духовна, так и премирна. Иерархия же, имеющая место в отношении к нам, — мы ви­дим, — изобилует, соразмерно с нашею собственною способностью понимания, разнообразием чувствен­ных знаков, которыми мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом в соот­ветствующей нам мере и к Богу, и божественной добродетели. Первые [то есть высшие нас чины и сущности], как умы, насколько им позволено, пони­мают, мы же при посредстве чувственных изобра­жений, насколько возможно, возводимся к божест­венным созерцаниям…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3243...

Почему люди впадают в подобные грехи, которые противоречат самой человеческой природе? Апостол Павел пишет: « Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение » ( Рим. 1, 25–27 ). У апостола Павла все связано! Сначала они не рассмотрели Бога через рассматривание творений видимых ( Рим. 1, 19–21 ) и вместо того, чтобы поклоняться Творцу, поклонялись Его творениям: солнцу, луне, звездам. А ведь дьявол , когда вводит в заблуждение, он хочет унижать и унижать, опускать человеческое достоинство и далее, все ниже и ниже. Сначала поклонение небесным светилам, потом людям, потом поклонение животным – все ниже и ниже! – потом поклонение пресмыкающимся… А теперь развращенный ум привел их к тому, что мужчина смотрит на мужчину, и он не хочет даже на чело его смотреть – он хочет чего-то сзади увидеть, разглядеть то, что естественной человеческой стыдливостью принято скрывать. Это дьявол так издевается над человеческой природой! Здесь происходит подмена культа Бога культом творения, культом части тела. И « срам делают, и получают в самих себе должное возмездие » мужчины эти и женщины, которые, заменив « естественное употребление противоестественным », то есть впав в грех гомосексуализма, такие дела творят, что грех уже не просто теоретически зловонный, а фактически уже вонь идет, что и наблюдает блаженная Феодора на этом мытарстве. А им, зараженным этим грехом, это нравится! Они стремятся распространять свою инфекцию. Происходит всецелое искажение человеческой природы. Это было проблемой и во времена Иоанна Златоуста : « …Женскому полу предстоит уже опасность сделаться излишним, так как его во всем заменяют отроки. И не только это ужасно, но и то, что такая мерзость совершается с полною безопасностью и беззаконие стало законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010