Единство Церкви не что-то второстепенное, а сама сущность бытия в Церкви. Церковь одна, ибо един Господь и Спаситель всех. Всякому, кто верует в Него и в обещанное Им Царство Божие, необходимо быть в литургическом и каноническом единстве со всей Православной Церковью в мире. Считаем, что это наш епископский долг, ибо испытали это сами и учим верующий народ, что правда жизни только в единении с самим Богом и с теми кто находится в единении с Ним. Те, кто упорно остается в расколе, по каким-то причинам, но особенно из этнофилитических побуждений уже осуждены на Константинопольском соборе и будут окончательно осуждены после второго Христова пришествия, потому что больше поверили лжи, чем истине и потому, что личного Бога заменили свойствами человеческой природы. В обращении к архиереям, священству и верующему народу республики Македонии, Вы, Ваши Преосвященства, подчеркнули, что Православная Церковь в Сербии «не выступает с позиций национальной исключительности» и «не имеет никаких ни национальных, ни территориальных претензий» в отношении македонцев. Этого совершенно достаточно всякому разумному и благонамеренному человеку, чтобы он был убежден, что актом единства никто не будет национально унижен. Истинно, что подлинная ценность национальной принадлежности возможна только в единстве со всеми народами, составляющими Тело Христово. Будучи приняты в литургическо-каноническое единство «искренней братской любовью», таким образом, что вы ничего не требуете нас изменять в нынешней литургической и административной практике, кроме того, что обязаны согласно каноническому порядку Православной Церкви, ибо не можете принять в общение «того клирика, который имеет канонические и моральные препятствия к священническому служению, к какой бы иерархической ступени он не принадлежал», мы обязуемся, что не будем сослужить с митрополитом Полошско-кумановским Кириллом, так как его непригодность для принятия какой бы то ни было иерархической степени была известна Сербской Церкви, что видно из синодального акта N 2438 от 3 августа 1965 г. С другой стороны, постановлением Священного Синода Македонской Православной Церкви N 125 от 7 августа 1990 г., которое до настоящего дня не отменено, ему запрещено совершение священнодействия. Позвольте нам, Ваши преосвященства, обратиться к Вашим святым молитвам и попросить Вас поминать нас на святой проскомидии. Ибо, надеемся, что, начиная с сегодняшнего дня, мы больше не в расколе с Сербской Православной Церковью, а тем самым и с православной экуменой. Просим Вас известить братские Православные Церкви, что Велешская и Повардарская митрополия находится в единстве со вселенской Православной Церковью. Ваш брат во Христе, Митрополит Велешский и Павардарский Иоанн » Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящнми с Православной Церковью в вопросе о недостойных пастырях Мф.10:2:4 . «Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его... Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». Объяснение. Если один из апостолов (Иуда Искар.) сделался предателем, то из этого не следует, что только апостольские преемники могут быть недостойными пастырями. Господь учил слушаться и недостойных книжников: Мф.23:3 ; дабы сила Божия приписывалась не людям, а Богу: 1Кор.4:5–7 . Мф.23:2–4:6, 11–12:14 . «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи: итак, всё, что они велят, соблюдайте, по делам же их не поступайте... связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Объяснение. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи – самовольно, ибо они Богом не были посажены, как Левиты: Втор.31:9–11 . Православные пастыри признают седалище Христово, след., как ст.2, так и вообще вся 23 глава к православным пастырям не относится. Причём, как видно из ст.23, вся глава 23-я относится к пасомым, а не к пастырям, ибо десятины давали только пасомые: Евр.7:5 . В 4 стихе говорится о трудности исполнения раввинских правил, напр.: Мк.7:5 , а не христианских обрядов. В ст.6:11, 12 и 14 говорится о фарисейской духовной гордости и напускном благочестии. Христианских пастырей осуждать в этом грешно: 1Тим.5:17:19 ; Сир.7:31–32 , слушать учение пастырей нужно и тогда, когда бы они казались и не тем, чем должны быть: 2Кор.13:6–7:4:7 . Мф.23:38–39 . «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В это время, действием Святого Духа, совершилось несказанное зачатие, совершилась непостижимая тайна, в которую не могли вникнуть и ангелы. Приходит Единородный Сын Божий в мир для спасения грешного человека, чтобы возвратить ему потерянный рай, чтобы даровать ему Царство Небесное. Дорогие братия и сестры, задумывались вы когда-нибудь над жизнью Божией Матери? Это была жизнь самая скромная, самая смиренная и незаметная; Ее мало кто знал при жизни, и мы знаем о Ней очень мало, будто бы вся жизнь Ее покрыта тайной смирения. Она, верно, знала, хорошо знала, что такое смирение, и нам оно ценно в очах Божиих, если говорится: «Яко призре на смирение рабы Своея…» Сколько сказано о смирении и как мало его в нашей жизни. Смирение — одно из божественных свойств. Смирение — величайшая добродетель и, вместе с тем, величайший дар Божий, без которого спастись невозможно. Смирение совсем не немощь, не приниженность, а, напротив, великая сила. Преподобный Антоний Великий видел однажды сети диавола, распростертые по всей земле. В глубокой печали спросил он Господа: «Кто же может избежать их?» — и получил ответ: «Смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему». Смирение — великая тайна, и ее несомненно знала Матерь Божия. С трехлетнего возраста она воспитывалась в храме, проводя время в молитве, чтении Священного Писания, богомыслии, и кто может проникнуть в тайну Ее внутренней жизни? Кто скажет, каких откровений сподобилась Она от Своего любимого Господа? Среди достоинств смирения и такое: «Смиренный духом приобретает честь». Слово Божие так часто и сильно внушает человеку мысли о смирении, что его нельзя не признать за одну из главнейших христианских добродетелей. На кого Бог взирает оком Своего благоволения? Только на смиренного и сокрушенного духом. Кому Господь обещает истинное величие и славу? Смиренным, как учит святой апостол Петр: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время», и Сам Спаситель говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

" Превозношение гордого не падет ли, - говорит святитель Филарет, митрополит Московский, - если противопоставят ему конец его: безобразие разрушения, смрад гниения, червя могильного, тлящего и истлевающего, и, наконец, червя адского, никогда не усыпающего? " 153 Гордый никогда не должен забывать, что высокомерие с тщеславием всегда приносили гибель человеку. Зазнался некогда царь иудейский Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к народу; а народ, раболепствуя ему, восклицал: " Это голос Бога, а не человека " . Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер (Деян. 12, 21 - 23). Видел я, - говорит святой Царь и пророк Давид, - нечестивца превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот, его нет; и искал его, и не нашлось место его (Пс. 36, 35 - 36). Плачевна участь гордецов уже в этой жизни, а о будущей и говорить нечего. Они ненавистны Богу и обречены с диаволом на вечные муки, тогда как смиренным, нищим духом и принадлежит по преимуществу царство небесное, к ним-то особенно благоволит Господь. Для борьбы с гордостью чаще прочитывай строки Священного Писания, направленные против нее: Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). Когда исполните все повеленное вам, говорите: " Мы рабы ничего не стоящие " (Лк. 17, 10). Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6, 3). Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2 Кор. 10, 18). Во смирении нашем помянул нас Господь, и избавил нас от врагов наших (Пс. 135, 23). Я смирился, и Он спас меня (Пс. 114, 5). 154 Не тщеславен ли ты? Не любишь ли ты, чтобы тебя хвалили? Сам Бог часто смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие. Молись об изгнании духа тщеславия. Если молитва не истребит тщеславного помысла, то подумай об исходе души из этой жизни. Если это не поможет, устрашим его позором Страшного Суда. Кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф. 23, 12) даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или, лучше сказать, льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все свои беззакония, и найдем, что вовсе не стоим того, что нам приписывают. 155

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Удивился и не поверил патриарх наветам на святого Петра, но, чтобы проверить их, отправил к нему со своим клириком следующее послание: «Всесвященнейший митрополит Киевский и всея России, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашего смирения Петр! Ты знаешь, что избранием Святаго Духа поставлен ты пастырем и учителем словесного стада Христова. И вот ныне от вашего народа и из твоей страны дошли до моего слуха тяжкие на тебя обвинения и смутили мою мысль. Постарайся, сын мой, очистить и исправить это». Замысел Андрея и ранее не был тайной для святого Петра, и не смутился он, но все свое упование он возложил на Господа, говоря: Терпя потерпех Господа и внят ми, аще Бог по нас, кто на ны? (Пс. 39, 2; Рим. 8, 31). Когда же прибыл патриарший посол, немедленно составился Собор в Переяславле-Залесском в 1310 году. На Соборе присутствовали епископ Симеон и игумен Прохор Ростовские, патриарший посол и призванный сюда Тверской епископ Андрей. Великий князь Михаил Ярославич был тогда в Орде и вместо него на Соборе присутствовали малолетние сыновья его Димитрий и Александр. Собралось несколько князей, много бояр; съехались лучшие из игуменов и чернецов и множество белого духовенства. По прочтении патриаршего послания в собрании поднялись распри и великий шум. Некоторые из присутствовавших, имевшие вражду на святителя, стали на сторону доносчика, другие же, почитая угодника Божия, восстали против ложных обвинений. Враждебное настроение между спорившими все разгоралось, и тогда святой Петр обратился к ним со словами кротости: «Братия и дети о Христе возлюбленные! Я не лучше пророка Ионы, который был причиной морской бури и для укрощения ее брошен с корабля в море. Из-за меня происходит ныне волнение. Извергните же меня, и прекратится среди вас смятение; зачем вы так волнуетесь из-за меня? Изберите из своей среды пастыря, угодного для всех». Но Собор оправдал святителя Петра. На Соборе не утаилось, кто истинный виновник смуты, открылся ложный донос епископа Андрея, и доносчик был посрамлен и унижен перед всеми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

«(Господь) сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Добрые дела обесцениваются осуждением других, покаяние со слезами и смиренная просьба к Богу о милости очищает от скверны греха. Боже, милостив буди мне, грешному! Условием успешной молитвы является сознание своей всецелой греховности. В это сознание человек обязательно приходит, если очень внимательно относится ко всем, проплывающим или проскакивающим в голове мыслям, и ко всем чувствам, появляющимся в сердце. Попробуй не допускать плохих мыслей и злых чувств, попробуй отказаться хотя бы от одной вредной привычки, расстаться хотя бы с одной ненужной привязанностью — и ты увидишь свое бессилие, а значит и губительную подверженность греху. Боже, милостив буди мне, грешному! Попробуй каждый день читать Евангелие, или вспоминать те правила жизни, которые дал Христос, и не отступать от них — и ты узнаешь, насколько твоя душа испорчена грехом. Боже, милостив буди мне, грешному! Не отчаивайся, а проси о милости Того, Кто создал тебя; Кто любит тебя так, как ты сам не умеешь любить себя. Вспомнив о своих бесчисленных грехах и представляя себя перед Всемогущим Богом, со вниманием сердечным, а не просто умным сосредоточением, не спеша, но и не медля, начни чтение утренних молитв. Господи (называя Бога — Господином, мы выражаем этим всецелую готовность во всем Его слушаться) Иисусе (Спаситель в пер. с древнееврейского) Христе (Тот, Кто помазан на вечное Царство), Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых помилуй (спаси, прости, сохрани, дай Твои милости) мя (меня) грешного! Слава тебе Боже наш, слава тебе!

http://pravmir.ru/shkola-molitvy/

«Иное» и «иное», не теперь разделенное, но соединенное домостроительством, а разделяемое мыслью. 3. Итак, когда услышишь или об архиерее, или пастыре или овце, или храме, или завесе, или очистилище, или крови кропления, или о чем–либо таковом, во всем познавай домостроительство, бывшее ради тебя. Когда же увидишь, что Единородный сидит на одном и том же с Отцом престоле (потому что церковь проповедовала Его и прославляла), то не стыдись Божественных изречений. « Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою » ( Премудрость во исходных поется, в стогнах же дерзновение водит. На краех же стен проповедуется ) (Притч. 1:20, 21). Когда же заметишь, что возвещается Божия премудрость и сила, то размышляй о преизбытке славы, о предвечном достоинстве, неумалимом, неизменном, непреложном. « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог » (Иоанн. 1:1). Всюду «было», а «не было» — нигде. Если размыслишь о преизбытке славы, то не соблазнись по поводу воплощения Господня. Например, я скажу: если услышишь, что еретик говорит: « ибо Отец , пославший Меня, более Меня » (Иоан. 14:28), то скажи ему, что нет ничего удивительного, если Сын меньше Своего Отца ввиду Своего воплощения, так как Он умалился даже и по сравнению с ангелами. Ты, вследствие своей порочности, стараешься доказать, что Сын меньше Отца; я же доказываю, что Он, в виду Его воплощения, меньше даже и ангелов. Ты, конечно, желая доказать различие сущности Отца и Сына, приводишь изречение: «ибо Отец, пославший Меня, более меня»; я же доказываю, что, по смыслу этого изречения, Он меньше не только Отца, но и ангелов. Блаженный Павел, приводя свидетельство Давида: « что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами » (Пс. 8:5, 6), истолковал его в послании к Евреям: « за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами » ( умаленаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти ) (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Подобным же образом слова Павла толкует и Златоуст в уже упомянутой Беседе 12 на Первое Послание к Тимофею, на главу 4, ближе к концу: «И для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном упражнении? Для того чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов, – потому что первое (телесное упражнение), будучи соединено с большими трудами, не приносит ни пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить, а последнее (духовные подвиги) приносят неизменную и обильную (пользу)». Претыкание седьмое В Евангелии от Луки в главе 18, стих 11, фарисей, перечисляющий свои посты, не был оправдан. Поэтому от постов нет никакой пользы и нет воздаяния от Бога. Исправление претыкающимся Фарисей не потому не был оправдан, что постился дважды в неделю, но пото­му, что гордился своими добрыми делами и презирал других. Поэтому Господь мытаря предпочел фарисею, так как мытарь был смирен, а фарисей горд, а не потому, что фари­сей постился, а мытарь не постился. Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий Сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 18, 14 ). Глава 3. Претыкания о камень изречений некоторых боговещанных Святых Отцов Претыкание первое Вселенский учитель святой Иоанн Златоуст в Беседе 46 на Евангелие от Матфея говорит следующим образом: «Итак, видишь ли, что жизнь может приносить больше пользы? Жизнью же называю не то, когда ты постишься, когда подстилаешь вретище и пепел, но то, когда ты пренебрегаешь богатством, как пренебрегать им должно, когда избыточествуешь в любви, даешь хлеб свой алчущему, сдерживаешь гнев, отвергаешь тщеславие, истребляешь в себе зависть. Такой урок преподан нам от Христа. Научи­тесь, – говорит Он, – от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11, 29 ). Не говорит: " Я постился», – хотя бы мог упомянуть о сорокадневном посте; но, умалчивая об этом, указывает только, ибо Я кроток и смирен сердцем. И опять, посылая учеников, не сказал: поститесь; но, идя проповедовать, что приблизилось Царствие Небесное, – ешьте, что вам предложат ( Лк. 10, 8 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

«Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным». То-есть, Иисусу Христу, как победителю смерти и ада, покорены все создания: и человеки и Ангелы, и небо и земля, и настоящее и будущее. Это несомненно; потому что Ему все покорено, как Сам Он говорил пред вознесением своим на небо: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). Ныне же не у видим ему всяческая покорена. «Ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено». Это говорит Апостол для устранения возражений. Могли ему возражать: как ты говоришь: ничтоже остави Ему непокорено? Видим, что еще многое не покорено Ему: и смерть еще господствует; и диавол не совсем лишился своей власти, еще рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Апостол какбы так отвечает: Нет, Ему, Спасителю мира, все покорено: и смерть и диавол побеждены и покорены; а мы только не видим ныне, чтобы все было Ему покорено; потому что мир невидимый закрыт от наших взоров. Господь Иисус влыдычествует над всем, хотя это Его владычество еще не раскрылось пред нами во всей славе своей. Но мы знаем, что Он победил смерть, разрушил ад, и воскрес, из мертвых; что Он вознесся на небо и седит одесную Бога Отца, увенчанный Божественною славою и честию: поэтому должно несомненно верить и тому, что Его господство над всеми тварями в определенное время раскроется в полном свете, пред лицем неба и земли, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господ Иисус в славу Бога Отца ( Флп. 2:10–11 ). После этого Апостол раскрывает превосходство Иисуса Христа пред Ангелами, показывая, как Господь совершил спасение людей. 9. А умаленного малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна, яко да благодатию Божиею за всех вкусит смерти. 10. Подобаше бо Ему, Его же ради всяческая и имже всяческая, приведшу многи сыны в славу начальника спасения их страданми совершити. «Но видим, что, за претерпение смерти, славою и честию увенчан Иисус, который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Это – хвалебная молитва к трем лицам Пресвятой Троицы. Ею мы высказываем, что Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому принадлежит равная слава (равное прославление) в настоящее время (ныне), всегда (присно) принадлежала и вечно (во веки веков) будет принадлежать. Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради. В этой молитве прежде у трех лиц Пресвятой Троицы вместе, а потом у каждого лица порознь мы просим одного, хотя в различных выражениях, именно – избавления от грехов. Под словом Господи разумеется Бог Отец, и Его мы просим очистить нас от грехов; под словом Владыко – Бог Сын, и Его мы просим о прощении наших беззаконий (нарушений закона Господня, т. е. грехов); под словом Святый – Бог Дух Святый, и Его мы просим об исцелении наших душевных немощей (слабостей, грехов). Заключительными словами этой молитвы: имени Твоего ради, мы показываем, что просим у Бога прощения грехов не по заслугам нашим, а в надежде на милосердие Божие. Господи помилуй. Это – молитва человека грешного, проникнутого покаянием и смирением. Но в милосердии Божием мы нуждаемся не только потому, что грешим, но и потому, что во всем зависим от Бога. В Его руках судьба наша; Он подает нам блага жизни, поддерживает нас телесно и душевно, Он же посылает нам и испытания. Поэтому мы должны просить у Бога, как милости, не только прощения грехов наших, но и всякого блага, в котором нуждаемся. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Это – хвалебная молитва к Богу. Произнося ее короче, мы говорим: «Слава Богу». Так нужно говорить при конце всякого доброго, полезного дела. Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк.18:13 ). Однажды Иисус Христос сказал следующую притчу для вразумления тех, которые считают себя праведными, а других грешными и гордятся этим. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей 3 , а другой мытарь. Фарисей, став, помолился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:10–14 ). Так и мы, когда молимся, не будем, подобно фарисею, хвалиться своими добродетелями и осуждать других, иначе и самые добродетели наши потеряют свою цену пред Богом; будем лучше молиться так, как молился мытарь, со смирением и сознанием своих грехов, и Господь помилует нас.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010