«Это не то значит, – толкует святитель Златоуст, – чтобы никого не называть отцом, но чтобы знали, Кого собственно называть Отцом. Ибо как учитель не есть учитель в смысле первоначальном, так и отец. Один Бог есть виновник всех, и учителей и отцов». «Господь не возбраняет почтения к родителям, – говорит блаженный Феофилакт, – особенно же к духовным отцам, но возводит нас этими словами к познанию истинного Отца, т.е. Бога, поскольку Отец в собственном смысле есть Бог, а плотские родители не суть виновники бытия, а только содействователи и слуги Божии». И еще раз Господь подтвердил:  И НЕ НАЗЫВАЙТЕСЬ НАСТАВНИКАМИ , не домогайтесь названия наставников,  ИБО ОДИН У ВАС НАСТАВНИК – ХРИСТОС . Святитель Златоуст замечает: «не сказал: Я наставник, подобно как и прежде не сказал: что вы думаете о Мне, но что вам думается о Христе». Таким образом, в самом способе выражения показывая образец смирения, Господь дает и прямой урок этой великой добродетели Своим ученикам, дает общий закон для всех христианских учителей и наставников, для всех Своих последователей:  БОЛЬШИЙ ИЗ ВАС , кто призван быть первым, быть для других учителем, начальником и отцом, тот пусть забудет о своем первенстве, пусть считает себя только послушником Божиим и со страхом проходя свое служение, как Богом возложенное на него послушание,  ДА БУДЕТ  всем  ВАМ СЛУГА , «да будет слугою, – говорит Филарет, митрополит Московский, – а не властителем учения и учеников». Гордость и самовозношение противны Богу, и потому Бог смиряет гордых:  ИБО ,  КТО ВОЗВЫШАЕТ СЕБЯ , сам себя возносит, ТОТ УНИЖЕН БУДЕТ ,  А КТО УНИЖАЕТ СЕБЯ ,  ТОТ ВОЗВЫСИТСЯ . «Ничто не может сравниться со смирением, – говорит святитель Златоуст. – Видишь ли, как Он здесь ведет слушателя к делам совершенно противоположным гордости, ибо не только запрещает искать первенства, но и предписывает избирать последнее место».  Читать далее Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Той бо заповеда глаголя: яко всяк возносяй себе смирится, смиряяй же себе вознесется. Темже единомудренно возопиим Ему: Боже, очисти нас грешных, и спаси нас. [«Будем верующие подражать покаянию мытаря, и не будем хвалиться, как фарисей; но из глубины сердца вознесём стенание благодетелю всех Богу, ибо Сам Он заповедал, говоря, что всякий возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя будет возвышен. Посему единомышленно возгласим Ему: «Боже, будь милостив к нам грешникам, и спаси нас».] Мученичен Едино дышуще, на едино взирающе, страстотерпцы мученицы, един путь живота обретше, за Христа смерть, ревностию воображающе кончину друг другу. О чудесе! Якоже сокровища муки предвосхищающе, друг ко другу глаголаху: яко аще и не ныне учмрем, умрем же всяко, и бытию должная послужим. Сотворим нужду любочестия, общее свое мняще, смертию живот купим. Молитвами их, Боже, помилуй нас. [«Одним дышали, на одно взирали страстотерпцы мученики, один путь жизни избрали, – смерть за Христа, и друг пред другом ревновали о кончине. О, чудо! Предвосхищая друг пред другом мучения, как сокровища, говорили друг к другу: „Хотя и не ныне умрём, а конечно умрём, и отдадим должное рождению. Необходимость сделаем предметом желаний, и, своё предпочитая общему, купим смертью жизнь“. Молитвами их. Боже, помилуй нас».] Богородичен Умири молитвами Богородицы, живот нас вопиющих Ти Милостиве: Господи, слава Тебе. [«Молитвами Богородицы умири жизнь нас, взывающих Тебе: «Милостивый Господи, слава Тебе».] На 6 час тропарь пророчества, глас 6 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. [«Кресту Твоему поклоняемся. Владыка, и святое воскресение Твоё славим».] Прокимен, глас 4, пс. 73 Бог же Царь наш прежде века, содела спасение по среде земли. [«А Бог Царь наш прежде века совершил спасение посреди земли».] Стих: Вскую, Боже, отринул еси до конца? [«Зачем, Боже, отверг Ты нас совсем?»] Чтение из пророчеств Исаии (28, 14–22) содержит обетование о том, что в основание Сиона положит Бог многоценный камень, ради которого и произведёт Господь суд над посмевающимся воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так именно вся смертная природа, стремясь вопреки воле Божией к тому, что выходит из пределов возможности, не только ничего не получает, но даже теряет то, что имеет. И как глаз, пользуясь умеренными лучами солнца, радуется и видит свет, если же хочет взглянуть на сам круг, то не только не получает света, но и того, что имел, лишается в наказание, так и смертная природа, стремясь к невозможному вопреки воле Божией, теряет разум. И вот пал человек, а за падением появилось множество ран: идолослужение, блуд, прелюбодеяние, корыстолюбие и тому подобное. И пал человек глубоко, потеряв печать образа Божия от нерадения; пал до такой степени, что «уподобится животным, которые погибают» ( Пс.48:13 ). Создание разделилось на две части: одна вышла из повиновения, а другая оставалась в рабстве, как я говорил в предшествующей речи. Львы начали замышлять на того, кто был образом Божиим, змеи кусали, вся бессловесная природа освирепела на Владыку своего. Так как она увидела, что он нарушил закон Божий, то хотела и сама избежать его господства. Солнце вздумало не всходить для преступника, луна захотела помрачить свои лучи, звезды не захотели показываться созданию, источники захотели отказать в потоках, реки в течении, сады в прелести, луга в цветах: все захотело отказаться от человека, потому что он отказался от своего Господа. Знаю, что речь глубока и темна, но для верующих и сотрапезников Церкви нужно выяснить смысл Св. Писания. Все сотворенное было порабощено человеку, не по достоинству, но потому, что это повелел Бог , чтобы образ не совсем был унижен, хотя бы и пал. Поэтому, когда все создание возмутилось, Бог повелел ему не противиться, но приказал, чтобы солнце испускало свои лучи, земля приносила плоды, море – рыб и торговлю, звезды – сияние. Открывая эту именно мысль, апостол говорит: «ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Наблюдающий за этим кругообращением не уподобится глупцу, купающемуся в сиянии солнечных лучей и внезапно оказавшемуся во тьме ночи. Не будет он унывать и ночью, зная, что скоро опять день. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф. 23:12 ). Блж. Иероним в кругообращении солнца находит указание на неизбежный и неожиданный закат всего, что велико в глазах человеческих: « Восходит солнце, и заходит солнце… всё же это говорится для того, чтобы переменами времён и восходом и заходом светил небесных научить, что род человеческий падает и погибает во время для него неизвестное» 1, 5]. Далее, как обычно, блж. Иероним предлагает мессианское иносказание, научающее духовной жизни: «Иначе: Солнце правды, в крылах коего сила, восходит для боящихся Бога, а для ложных пророков и в полдень заходит 11 . А, восшедши, влечёт нас на место своё. Куда? – без сомнения, к Отцу. Ибо для того и пришёл Он, чтобы подъять нас от земли на небо и сказать: Когда вознесён будет Сын Человеческий, всё привлечёт к себе ( Ин. 12:32 )» [там же]. Блж. Иероним приводит также наглядные примеры, как в жизни одного и того же человека солнце то заходит, то восходит опять: «Оное солнце… некогда зашло для Иакова патриарха, когда он выходил из земли святой, и снова взошло для него, когда из Сирии он входил в землю обетованную ( Быт. 28 ). И Лот, когда вышел из Содома и прибыл к городу, в который ему повелено было спешить, то взошёл на гору, и солнце взошло над Сигором ( Быт. 19 )» [там же]. Переведённое синодальными переводчиками: и спешит (солнце) к месту своему – это после захода солнце снова спешит к месту восхода своего – иначе переводится: И в место своё влечётся . Этот оттенок мысли блж. Иероним относит ко Христу, Сыну Человеческому, Который боящихся Бога влечёт к Отцу, на высоту небес. Подобную мысль высказывает и такой толкователь-аллегорист, как прп. Максим Исповедник : «Поэтому созерцатель (вещей) божественных путь усердно восходит горе, следуя за Словом до тех пор, пока не окажется в том месте, где (обитает) Оно. Ибо туда Слово влечёт , как говорит Екклесиаст. И в место своё влечётся ( Еккл. 1:5 ), то есть влечёт следующих за Ним, как за Великим Первосвященником, вводящим в Святая Святых, куда предтечею за нас вошло Оно Само ( Евр. 6:20 ) Главы о богословии, вторая сотница, 32]. Солнце не просто спешит к месту своему – оно влечёт за собой наблюдающих за ним, как и само в место своё влечётся. Отсюда астрономы, поэты, художники – все они увлеклись движением солнца. Так и в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И блаженный Павел пишет к некоторым: послание наше вы есте, написаное в сердцах наших, знаемое и прочитаемое от всех человек. Являеми, яко есте послание Христово служеное нами, написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных ( 2Кор.3:2,3 ). – Но некоторым кажется, что в вышеприведенных словах Пророка говорится не о служителях божественной проповеди, но священниками называются святые Ангелы, которым в особенности свойственна способность говорить сердцам. Итак, утешайте и, говоря, что Бог всяческих оставил гнев свой на них. Наполнися смирение его; ибо достаточно, говорит, он унижен и грех его разрешен. Яко прият от руки Господни сугубы грехи своя. Не сверх ли должного Бог наказал его и не наложил ли на него наказаний, не соответствующих его винам, а несравненно высших и как бы двойных? Но вероятно ли это? Как же можно будет назвать истинным того, кто говорит: не взыщет Господь дважды за одно и тоже в скорби? Как же надобно понимать сказанное? Поистине, как чадолюбивый и весьма сострадательный отец, причинивши не большую какую-либо печаль согрешающему против него сыну думает, что он чрезмерно разгневался на него (причиной же этого служит нежная любовь и расположение к детям, свойственные отцу); так Бог говорит об утешаемом Иерусалиме, что взяты руки Господни сугубы грехи его, – об Иерусалиме, который подвергся весьма тяжкому обвинению. но наказан Богом умеренно и не соответственно его страшным и тяжким преступлениям. Ибо истинно щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив и истинен, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам ( Пс.102:8,10 ). Ис.40:3–5 . Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего. Всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки, и явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола. Сказавши, что Израиль искуплен и повелевши утешать его, по освобождении его от его грехопадений, он показывает, что время его утешения приближается и как бы спешит вслед за сказанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Она не может подавать мнение в совете, но может подавать мнение дома, и часто те из домашних дел, о которых рассуждает муж, она понимает лучше его. Она не может хорошо исправлять общественные дела, но может хорошо воспитывать детей, а это — главнее из приобретений; может замечать худые дела служанок, заботиться о честности служащих, доставлять все прочие удобства супругу и освобождать его от всякой подобной заботы в доме, о сокровищах, о шерстяных изделиях, о приготовлении обеда, о благообразии одежд, заботясь обо всем таком, за что приниматься мужу и не прилично, и не удобно, хотя бы он употреблял много усилий. Подлинно, и то — дело промышления и премудрости Божией, что полезный в важнейших делах бывает несведущим и бесполезным в менее важных, чтобы необходимо было и занятие жены. Если бы Он создал мужа способным к тому и другому, то женский пол был бы в презрении; с другой стороны, если бы жене предоставил большее и полезнейшее, то жены стали бы надмеваться великой гордостью. Поэтому Он и не дал того и другого одному, чтобы другой пол не был унижен и не казался лишним, и не предоставил того и другого обоим равно, чтобы опять от равенства не произошло какой–нибудь борьбы и состязания, когда жены стали бы домогаться одинаковой чести с мужьями; но, промышляя о мире и вместе соблюдая свойственное каждому достоинство, Он разделил нашу жизнь на две части так, что необходимейшее и полезнейшее предоставил мужу, а меньшее и низшее — жене, чтобы первый по необходимости занятий его был нами уважаем, а последняя по меньшей важности своего служения не восставала против супруга. Зная это все, будем одного только искать (в женах) — душевной добродетели и благородства нравов, чтобы наслаждаться миром, чтобы утешаться взаимным согласием и постоянною любовью. Кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, нежели жену. Если жены и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то, когда и то будет им прибавлено, как они могут быть сносными для супругов? А кто взял жену равную по состоянию, или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу и внес в дом все блага, потому что нужда бедности располагает ее беречь своего мужа и во всем слушаться его и повиноваться ему, и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, а напротив, делается союзом мира, единодушия, любви и согласия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Во второй половине 3-го стиха описываются страдания Раба Господня, которые, как и Его внешний вид, были причиной Его отвержения, неверия в Него современников и презрительного отношения к Нему. «Муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (ст. 3.). Раб Господень изображается здесь испытавшим высшую степень страданий и крайнее унижение от современников. Исполнение этой части пророчества наглядно описано в Евангелиях. Естественно, что и апостольская проповедь о Христе распятом не соответствовала грубым, извращенным понятиям о Мессии современников, поэтому производила во многих соблазн и часто была отвергаема ( 1Кор. 1, 23 , Ин. 12, 37–38; 10, 8–16 ; Мф. 20, 16; 22, 14 ). Стт. 4–6. Продолжая описание страданий Раба Господня, пророк раскрывает в этом отрывке их истинную причину и значение, а именно, искупительный характер Его мучений за грехи людей. Взирая на Его мучения, люди думали, что Он наказан Богом, в то время как Он в действительности страдал за грехи людей. Ст. 4. Выражение первой половины стиха: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» – является первым из двенадцати изречений пророчества, выражающих идею искупительного значения страданий Раба Господня (ср. Мф. 8, 17 ). Во втором полустишьи пророк ведет речь от лица иудеев, уверовавших в Раба Господня как Спасителя, и раскаявшихся в своем прежнем заблуждении – «а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом». Сущность заблуждения этих людей была в том, что они позорное унижение Раба Господня и страдания Его расценивали как наказание Божие великого грешника. Из евангельской истории мы видим, что в факте позорной крестной смерти Спасителя многие, действительно, усматривали доказательство Его самозванства и божественное наказание за это ( Мф. 27, 43 ). Но как предсказал пророк и как описывают Евангелия, у самого подножия креста Христова уже были раскаявшиеся в этом заблуждении и уверовавшие в Распятого как Спасителя, Сына Божия. Это один из распятых с Ним разбойников и римский сотник ( Лк. 23, 40–43, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

19. О щеголиха вселенная, неужели саму тебя не мутит? Почему не стряхнешь с головы звездный венец страданий, если видишь, что люди стали незрячее бесов и неразумнее сынов ада! 20. Почему Иисус запрещал бесам объявлять людям, что Он Христос, то есть Мессия и Сын Божий? Потому что мудрый и человеколюбивый Господь наш не хотел, чтобы бесы стали учителями людям. Он не хотел, чтобы бесы представляли Его людям, но желал, чтобы люди сами узнали и признали Его как Спасителя по словам Его, по делам Его, по Любви Его, по духу Его. Чтобы злые бесы не могли хвалиться, что они помогли делу Христову и что без них Христос не смог бы просветить и спасти род человеческий. 21. Богословы-еретики древних времен соревновались в том, кто в свое богословие вплетет учение наиболее сильного античного философа. Так римо-католики призвали на помощь Аристотеля, лютеране – Платона; некоторые протестанты приголубили его же и других неоплатонических мыслителей. Смешали и перемешали их учения с Благой вестью Христовой, ослабили и огорчили ее. 22. В новые времена все еретические Церкви взядись возводить из научных теорий опорные стены в поддержу Евангелия. Они приняли многие научные теории за некий абсолют, хотя величайшие ученые современности перестали считать даже позитивные знания (не говоря уж о теориях) чем-то абсолютным. 23. Воины Пилата облачили Господа в дешевую багряницу, а Ирод в белый хитон. Подражая им, богословы-еретики одели Спасителя в дешевые одежды языческой философии и ложной науки, якобы стараясь приодеть Его и приукрасить! Но в обоих случаях Христос был одинаково оскорблен и унижен. 24. Православная Церковь единственная Церковь в мире, сохранившая веру в Евангелие как в единственную абсолютную истину, которая не нуждается ни в опоре, ни в поддержке философии или светской науки. Поэтому, когда мы произносим девятый член Символа веры – во единую святую соборную и апостольскую церковь, мы подразумеваем под единой Церковью именно православную Церковь по причинам, рассмотренным выше. 25. Богословы-еретики назвали Православную Церковь бранным именем «окаменевшая церковь». Почему? Потому что, как они говорят, наша Церковь «не идет в ногу со временем» или «не приспосабливается к времени»! Между тем, слава Православия именно в том и состоит, что оно не следует за временем и не приспосабливается к нему, согласно заповеди святого апостола Павла: Не держите себя согласно этому веку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Прокимен, глас 1 Когда возвратит Господь плен народа Своего. Стих: Сказал безумный в сердце своём: «Нет Бога!» Пс 13:7б, 1а Пророчества Исаии чтение Возвысится один Господь в день тот. Ибо день Господа Саваофа – на всякого дерзкого и надменного, и на всякого высокомерного и величавого, – и они будут унижены. И на всякий кедр Ливанский, высокий и величавый, и на всякое дерево дуба Васанского, и на всякую гору высокую, (и на всякий холм высокий), и на всякую башню высокую, и на всякую стену высокую, и на всякий корабль морской, и на всякое лицезрение красоты кораблей. И унижен будет всякий человек, и падет высота человеческая, и возвысится один Господь в день тот. И все рукотворные кумиры они будут скрывать, внеся в пещеры, и в расселины скал, и в пропасти земли от лица страха Господня и от славы могущества Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Ибо в день тот выбросит человек мерзости свои, серебряные и золотые, которые они сделали [себе], для поклонения богам суетным и летучим мышам, чтобы войти в отверстия твердой скалы и в расселины скал от лица страха Господня и от славы могущества Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Ис 2:11–21 Прокимен, глас 4 Господи, кто будет обитать/в жилище Твоём. Стих: Поступающий непорочно и творящий правду. Пс 14:1а, 2а В ЧЕТВЕРГ НА ВЕЧЕРНЕ На Господи воззвах: стихиры Иосифа на 6, глас 2 Меня, омраченного обманами врага,/Христе мой, просвети,/некогда, на Кресте вися, омрачивший солнце/и верных явно озаривший светом истинным прощения,/чтобы я, ходя во свете повелений Твоих,/в чистоте достиг Воскресения Твоего зари спасительной. Как виноградная лоза, Спаситель, на Древе вися,/Ты напоил, Христе, вином нетления мира концы./Потому взываю:/«Меня, пьянством греховным тяжко омрачаемого всегда,/сладостью умиления истинного напоив,/воздерживаться от наслаждений ныне, Спаситель, укрепи/как Благой и Человеколюбец!» Иной подобен господина Феодора, глас тот же: О сила Твоего Креста!/Он произрастил для Церкви воздержание,/древнее невоздержание Адама во Эдеме исторгнув с корнем:/ибо оно смерть людям принесло,/а сей нетленно источает миру бессмертие/как из иного источника райскаго/излиянием Твоей животворной крови и вместе воды,/от которых все оживотворилось./И для нас роскошь поста им услади, Боже Израилев,/имеющий великую милость!

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

Сие означают и слова: «Горе вам 1570 , когда все люди будут говорить о вас хорошо» 1571 , – то есть, когда желаете слышать о себе хорошее от людей и радуетесь славе и похвалам, от них исходящим. 3,4 Ибо как возможно, чтобы делающие добро не были явны для всех, когда сам Господь говорит: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели добрые дела ваши и прославляли Отца вашего Небесного» 1572 ? Подвизайтесь творить всякое доброе дело, говорит Он, во славу Божию, а не для своей собственной; не ищите себе похвал у недолговечных людей и не радуйтесь [им], но ожидайте похвалы и славы от единого Бога, 1575 . . Так и апостол заповедует, чтобы [всё], даже до вкушения пищи и пития, делалось во славу Божию: «Ибо едите ли, пьете ли, или [иное] что делаете, – говорит он, – всё делайте во славу Божию» 1576 . . Тех же, которые домогаются себе славы или похвал от людей, Господь объявил неверными, сказав: «Как вы можете веровать, друг от друга принимая славу и не ища 1577 славы, которая от единого Бога?» 1578 . 3,5 А Иоанн, сравнивая ненависть с убийством, говорит: «Ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в себе» 1579 . . Тайную ненависть к брату он сравнивает с убийством. Но и апостол Павел, обличая преданных страстям бесчестия 1580 по причине неразумного и непослушного их сердца 1581 и перечисляя худые и погибельные их дела, причисляя к одному тайные и явные грехи, говорит: «И как они не заботились иметь Бога в разуме 1582 , предал их Бог 1583 превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, лукавства, блуда, корыстолюбия, злобы, исполнены убийства, зависти, распрей, коварства, злонравия, злоречивы 1584 , клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы 1585 , немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти» и так далее 1586 . Видишь, как не явные только назвал грехи, которыми единственно гнушаются люди, но к явным причислил и тайные душевные страсти: лесть, гордость, вражду, злонравие, хвастовство, ненависть и неразумие? и Господь говорит также: «Высокое для людей – мерзость у Бога» 1587 ; и: «Всякий возвышающий сам себя будет унижен, унижающий же 1588 себя – возвышен» 1589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010