Н. Паруновым, возбужден вопрос, не получивший, впрочем, практического решения, о постройке часовни в центре города в виде часовни Гроба Господня в храме Воскресения. В 1880 г. отставной рядовой Евграф Логинов Ильин принес в дар Обществу часовню в деревне Загорье Ложголовской волости Гдовского уезда, с условием, чтобы жертвователь жил при этой часовне, а отправление богослужения в ней с продажей свеч принадлежало местному причту. Создатели и первые руководители Палестинского Общества, очевидно, мало верили в содействие в деле пропаганды нового Общества и его апостольских задач со стороны лиц духовной и светской администрации, а поэтому желали эту миссию возложить и на людей частных, живущих в провинции, но горячо сочувствующих целям и задачам Общества и готовых всеми силами помогать его успехам. Так появляются «агенты» или уполномоченные Общества: в Москве А. Н. Ферапонтов, И. Н. Лодыженский, в Киеве профессор А. А. Олесницкий , протт. П. Г. Лебединцев и И. Т. Экземплярский, в Перми Д. Д. Смышляев, в Самаре В. Л. Давыдов, в Новгороде Д. В. Пирожников, в Полоцке П. М. Казначеев, в Вятке протоиерей С. Н. Кашменский, в Казани В. И. Заусайлов, в Астрахани Н. В. Саврасов, при Козельщанской женской общине граф В. И. Капнист, в Алатыре Н. К. Горталов, в Новочеркаске А. И. Золотарев, в Капустин-Яре (Астрах. губ.) В. И. Рыжков, в Благовещенске М. И. Караулов, в Чите И. В. Махов и др. Д. Д. Смышляев, потрудившийся впоследствии весьма усердно для Общества в Иерусалиме и оставивший по себе благодарную память в летописи его, 24 сентября 1884 года вошел в Совет с предложением о разрешении в городах Империи «учреждать отделы Общества, предоставляя им производить сборы пожертвований, принимать годовые взносы членов и содействовать к ознакомлению местного общества со Святой Землей и деятельностью Общества». Предложение было встречено с удовольствием, выработаны правила в заседании Совета 22 ноября и через обер-прокурора Св. Синода представлены «с ходатайством об утверждении в установленном порядке».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

—257— местах, где даже нельзя услышать спасительного имени Христа. Подобно этому для людей престарелых и увечных, неспособных к труду, составило бы истинное благодеяние устройство при монастырях соответствующих учреждений, чтобы, проживая в них, эти люди могли постоянно чувствовать на себе духовное влияние монастыря и проводить жизнь в более удобной; для спасения обстановке. Все это, как мы видели, не противоречит задачам монастырей и самому строгому аскетическому идеалу, в чем порукой нам отмеченная выше деятельность великих представителей монашества, которые могут служить примером для монахов вообще. Вспомним кроме того, – что, наприм., в Киево-Печерском монастыре, как видно из Киево-Печерского Патерика, преп. Феодосием был устроен при монастыре двор с церковью, где всегда жило много нищих, слепых, хромых, прокаженных, которые питались от монастыря. На них тратилась одна десятая часть монастырского имения. Кроме того, преп. Феодосий посылал каждую субботу воз хлебов находящимся в темницах и во узах. 3164 История свидетельствует также относительно св. Иосифа Волоцкого (Волоколамского), что он устраивал училища для детей, дома призрения для старых и убогих во время голода кормил народ на монастырские средства, а когда увидел, что вследствие большой смертности очень много детей потеряли родителей, построил особый дом для сирот. 3165 Заботы монастырей об одержимых нищетой и недугами св. Иосиф, как приведено выше, выставлял даже одним из оправданий владения монастырей недвижимыми имуществами и признавал для монахов полную возможность заведовать делами благотворительности. Подобные заботы о ближних, требуемым христианскою любовью, может быть вполне покрыли бы по отношению к современным монахам многие недостатки и грехи их монашеской жизни ( 1Пет.4:8 ). При таких условиях монастыри привлекли бы к себе немало новых лиц из мipa, кото- —258— рые часто жаждут отдать себя на служение ближним, да не находят для этого твердой точки приложения своих сил. Итак, существование монастырей не только должно быть охраняемо, но уничтожение их вредно отозвалось бы на интересах Церкви и народа. Этим между прочим была бы уничтожена важная историческая особенность самой России, благотворно действующая на ее жизнь, что, конечно, уже не может входить в задачу законодателя и правительства. Недостаток от отсутствия таких учреждений, как монастыри, сознается в последнее время даже в некоторых местах Западной Европы. До нас дошли сообщения, что в Английской Церкви я, кажется, еще в какой-то протестантской стране, недавно был возбужден вопрос об устройстве учреждений, напоминающих наши монастыри, с особым классом людей, поставивших своею целью проводить известным образом жизнь и всецело посвятить себя на служение ее религиозным задачам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

« Как прежде мы сказали, [ так ] и теперь еще говорю » ( Якоже предрекох, и ныне паки глаголю ) (ст. 9). Для того чтобы ты не подумал, что предыдущие слова произнесены в гневе, или сказаны преувеличенно, или вырвались как–нибудь невольно, он снова повторяет их. Ведь если кто скажет что–нибудь, будучи возбужден гневом, тот скоро раскаивается в своих словах; кто же в другой раз говорит то же самое, показывает тем, что он сказал так подумавши, и что прежде решив в уме своем, он произнес сказанное именно так, (как решил). Авраам, умоляемый (богатым), чтобы послал Лазаря, сказал: «У них есть Моисей и пророки; если не послушают их, то не послушают и воскресших из мертвых» (Лк. 16:29, 31). Христос, представляя Авраама говорящим это, желает показать, что Он хочет, чтобы более верили Писанию, чем восстающим из мертвых. А Павел (когда же я называю Павла, я разумею вместе и Христа, потому что Он сам действовал в душе его) предпочитает (Писание) и ангелам, сходящим с неба; и вполне справедливо. В самом деле, ангелы, хотя и велики, но они — рабы и слуги, а все Писание ниспослано нам, будучи написано не рабами, но Владыкою и Богом всяческих. Вот почему он и говорит: «Если кто будет благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам». Он не сказал: «такой–то или такой–то», — что весьма разумно и не тягостно. Для чего, действительно, нужно было упоминать об именах тому, кто обладал таким превосходством, что обнимал всех — и горних и дольних? Произнесши проклятие на благовестников и ангелов, он тем обнял всякое достоинство, а произнесши проклятие и на самого себя — всякое сродство и дружество. «Не говори мне, — говорит он, — что это проповедуют твои собратья — апостолы и друзья, потому что я и самого себя не пощажу, если будут проповедовать противное. Впрочем, это он говорит не для осуждения других апостолов, как бы извращавших проповедь (евангельскую); нет: «мы ли, — говорит он, — они ли, мы так проповедуем» (1 Кор. 15:11); но этим он хотел только показать, что достоинство лиц не принимается во внимание, когда речь идет об истине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мария Абрахова, г. Барнаул Подружились Несколько лет назад, когда мы делали первые шаги в вере, решили улучшить наши жилищные условия. Мы просили помощи Николая Чудотворца, надеясь, что благодать святого оградит нас от обмана и не даст совершить ошибку. Не­сколько раз распадались обменные цепочки, пока не нашелся очень хороший вариант. С бывшими хозяевами нашей новой квартиры – пожилой парой – мы подружились. Теперь старики, люди верующие, не так одиноки. Мы созвани­ваемся с ними, встречаемся, помогаем, чем можем. Наталья Егорова, Санкт-Петербург Прогнала молитвою Как-то раз вечером к нам в дверь стал ломиться незнакомый мужчина. Дома были только я и мой тринадцатилетний сын. Мне стало страшно. Этот человек был крайне возбужден и требовал открыть ему дверь. На замечания соседей он не реагировал. Я думала, что дверь слетит с петель, настолько сильными были удары. Пришлось придерживать ее ногой. Я решила призвать на помощь Николая Чудотворца. Прочитала молитву. Мужчина в это время отошел от нашей двери и поднялся на второй этаж. Там уж соседи вызвали милицию. Этим все и кончилось. Светлана Гордеева, г. Муром На источнике Зимой 1982 года я приехала в деревню под Лугой к своей больной родственнице, старушке. Она попросила сходить за водой на источник, который находился далеко за деревней. Накануне была оттепель, а в тот день ударил мороз. Я взяла санки с большим бидоном и поехала на источник. Дорогу занесло. На источнике был небольшой сруб с крышкой. Когда я взялась за нее, по­няла: без лома тут не обойтись. Возвращаться в деревню далеко и холодно. И тут меня осенила мысль: попросить помощи у Николая Чудотворца. В моей жизни уже был случай дивной помощи этого святого. В лесу я попала на непроходи­мое болото. Помолившись Николаю Чудотворцу, я вышла прямо к деревне. Правда, мне пришлось прыгать с кочки на кочку, держась за веточки. В деревне мне не могли поверить. Помолившись с усердием, я снова взялась за ручку крышки; она легко, безо всякого труда открылась. Словно теплом на нее повеяло, и она оттаяла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Немецкий ученый Вальх в своей истории еретиков (1762 г.) пользовался, где представлялся случай, и художественными памятниками, как резные камни Василидиан; несколько позже (1770 г.) в своем критическом сочинении об источниках церковной истории он отводит видное место между ними памятникам. При исследовании древностей стали обращать внимание и на художественные памятники. Вернсдорф, профессор университета сначала в Лейпциге (с 1752 г.). потом в Виттенберге (1756–1792 г.), написавший множество трактатов по древней церковной истории, особенно литургического содержания, рассматривал и археологические предметы, как, напр., изображение голубя в свящ. местах (1773 г.). Религиозно-исторический элемент, сравнение христианских древностей с языческими замечается у двух братьев Цейблих. Карл-Генрих Цейблих, профессор в Виттенберге (с 1752–1763 г.) трактует об изображении Иисуса Христа, которое импер. Александр Север поставил в своем Lararium вместе с изображениями языческих богов и мудрецов, а также об изображении Минервы по образу Христа. Герман Цейблих, профессор гимназии в Иене (с 1755–1787 г.), при изучении классической археологии затрагивал вопросы, имеющие значение и для археологии христианской, напр., об изображении смерти, каковой вопрос возбужден раньше Лессингом (1769 г.). Благодаря богатому материалу, который теперь только стал доступен, явилась возможность и потребность систематического изучения памятников христианского искусства. Таким специальным и систематическим изучением памятников занялся первый Ажинкур (род. 1730 г.). Он старался обозреть памятники искусства, по возможности, всех веков с самых древних времен до новейшего времени, снять копии и тем дать основу для истории христианского искусства. Обширное сочинение его окончено после его смерти и вышло в 6 томах с 325 литографическими снимками. Литографии его, хотя и не всегда удачны, имеют важное значение, потому что некоторые памятники с тех пор исчезли, напр., ворота церкви св. Павла в Риме. К второстепенным исследователям памятников древнехристианского искусства принадлежит Millin (ум. 1818 г.). Во время путешествия в южную Францию и верхнюю Италию, он описывал встречавшиеся произведения искусства, равно как и в литографиях к своему путешествию по южной Франции дает снимки с существовавших там памятников высокой христианской древности, по важности равняющихся памятникам подземного Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Никто из нас не верил, что отец Виталий скоро уйдет от нас. За всю жизнь никто не слышал, чтобы он стонал или тяжело вздыхал; он никогда не подавал вида, что ему плохо». «Он был очень слаб, хлеба не ел уже шесть месяцев. Исповедовал нас сидя, потом пересел на диванчик и стал нам рассказывать, как совсем недавно, перед нашим приездом, ему был явлен мир горний: «Пришел Иоанн Богослов, взял меня и мы стали подниматься. Когда мы поднялись на Небо, там шла трапеза. За столами сидели святитель Николай, Святые, Апостолы, и Сам Господь сидел и трапезовал со всеми. Тогда Иоанн Богослов дал мне со стола сухарик, я положил его запазуху в подрясник, а Господь сказал Иоанну Богослову, что этому рабу Божию еще не время – отведите его на землю. Иоанн Богослов проводил меня на землю, и я почувствовал, как вошел в свое тело. Сразу же поспешил я достать сухарик, но его не оказалось…» Тут у Батюшки потекли слезы. Одна сестра сказала: «Отец, мы недостойны небесной части». Он промолчал. Никто из нас не верил, что отец Виталий скоро уйдет от нас. За всю жизнь никто не слышал, чтобы он стонал или тяжело вздыхал; он никогда не подавал вида, что ему плохо». Схимонахиня Елизавета (Александра Орлова) 36 : «Отца Виталия обследовали в военном госпитале, где я работала. У него оказались пораженными почки. Главный хирург сказал, что надо бы заменить почку, но больной может не выдержать этой операции. Батюшку привезли в квартиру на Московском проспекте, и я стала ходить к нему каждый день. В один из вечеров он был очень возбужден, не мог понять, что с ним происходит. Я всячески старалась показать, что все будет хорошо, как он сам меня всегда учил ободрять больного, разговаривать добродушно и ласково, вселяя надежду на выздоровление, даже если дела его очень плохи. Последними обращенными ко мне словами Батюшки были: «Следи за свечами». Как ему ни было плохо, он продолжал молиться за своих чад. Мы с Анастасией вышли, чтобы приготовить теплую воду для ванны. Когда я вернулась в комнату, Батюшка лежал, но уже ничего не мог сказать – у него отнялась речь. Он попытался встать, чтобы что-то написать, но не смог.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 3 Змий искуситель. Быт.3:1 . Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости ( Мф. 10:16 ) и по наложенному на него наказанию – ползания по земле ( Быт. 3:14 ) – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст , говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью ( Прем. 2:24 ), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» ( Иоанн Златоуст ). Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ), первовиновником на земле зла ( 1Ин. 3:8 ; Прем. 2:24 ) и даже прямо «древним змием» ( Откр. 12:9–10 ). И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду ( 1Тим. 2:14 ; 1Пет. 3:7 ), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо. не ешьте ни от какого дерева в раю? Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Основоположнику. Быт.3:2–3 . И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во второй половине семидесятых атмосфера в Тбилиси была очень своеобразная. Все дышало жаждой плохо представляемой свободы. В мастерских и на квартирах художников собиралась самая разная публика. Помимо мастеров кисти за чашкой кофе или стаканом вина рядом с вами могли оказаться начинающие поэты, знаменитые актеры, антропософы, гадалки, племянник вора в законе, державшего под контролем полгорода, католический миссионер из братской Польши, подруги целительницы Джуны, утверждавшие, что превзошли ее по части нетрадиционного врачевания. Посидев у одного маэстро, половина публики перемещалась к другому, по пути зайдя к гадалке, варившей самый вкусный в городе кофе. Потом кто-нибудь из гостей мог шепнуть на ухо: «Приглашаю вас к Сержику». Сержик – это режиссер Параджанов. Приглашение к нему считалось дорогим угощением для заезжего служителя муз. Ивану это угощение по вкусу не пришлось. Весь вечер Параджанов был возбужден. Распекал при гостях своего племянника. Показал мало приличные рисунки, сделанные в заключении, рассказал несколько лагерных историй, дал мне навынос два своих сценария. Узнав о том, что я интересуюсь древними обителями, рассказал о съемках фильма «Цвет граната» в монастырях Ахпат и Санаин и об одной Пасхе во время его отсидки в лагере на Западной Украине. Лагерь находился в бывшем монастыре. Утром после литургии народ крестным ходом подошел к высоким стенам монастыря и стал перекидывать через них яйца, куличи, поляницы и даже кур. – Когда-нибудь сниму этот эпизод: летящие по небу яйца и вохровцы, отгоняющие зэков от падающих к их ногам пасхальных угощений. Неожиданно Параджанов предложил мне в подарок серый фрак: – Вот купил у соседки шкаф за 20 рублей, а в нем целый гардероб дореволюционных нарядов. От фрака я отказался. Тогда Параджанов вытащил толстенную пачку купюр, ходивших во времена короткого периода независимости Грузии после развала Российской империи: – Возьми сколько хочешь. Это тоже было в том шкафу. Я не коллекционер, но одну веселенькую бумажку достоинством в 25000 взял. Иван все время молчал и от сувениров отказался.

http://pravoslavie.ru/59069.html

Там. где это участие есть – в протестантских странах, – интересы религии близки обществу, там же, где Церковь осталась верном римскому принципу и не дала мирянам их прав, напр. в Италии и Франции, Церковь осталась вне общественного движения и вызвала враждебное отношение общества к религии. Среднее место занимает англиканская церковь. И после реформации здесь осталась сильная епископская власть, подавляющая, хотя и не исключающая, участие мирян в церковных делах. Эта система уже давно подвергалась основательным нападкам. а с начала этого века самой иерархией возбужден вопрос об учреждении общего представительного собрания из мирян и клира. и осуществление этого проекта есть дело ближайшего будущего. Вопрос об участии мирян на выборах в русской Церкви имеет, в настоящее время особенную, исключительную важность. Мы видели, что широко практиковавшееся участие мирян на соборах никогда не отрицалось Церковью принципиально и в последующее время. Замена мирян императорскою властью и в Византии, и у нас объясняемая пассивностью народной массы и отсутствием представительного начала и там, и здесь, была нежелательным явлением, так как, помимо противоречия духу христианства, замена эта правильное течение церковной жизни ставила в зависимость от личности и настроения императора или царя и его чиновников, и только корректирующий народный голос предотвращал часто вредные последствия этой замены, хотя и дорогою ценой продолжительных церковных смут. К счастию, в русской Церкви вопрос о соборе поднят во время необычайного подъема общественного движения и отчасти вследствие его. Народная масса, с которой приходится иметь теперь дело Церкви, далеко не та, что была в Византии или на Руси всего несколько десятков лет тому назад. Место безграмотной инертной массы крестьян, мещан и купечества заняло поколение лиц грамотных, размышляющих, действующих не только независимо от воли родительской и начальственной, но часто вопреки силе народных обычаев и традиций, а нередко и вопреки основам веры, нравственности и права.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

3.  О душах, имеющих в себе семя Ахамофы, говорят, что он лучше прочих; почему и больше других возлюблены Демиургом, который не зная причины сего, думает, что он таковы от него. Посему, говорят, Он и поставлял их пророками, священниками и царями. И многое, сказанное пророками, как объясняют они, происходит от сего семени, как естества высшего. Многое, говорят, и Матерь изрекла о горнем чрез это же семя и чрез души, от него происшедшие. И наконец рассекают пророчества, полагая, что иные сказаны Матерью, иные семенем, а иные Демиургом. И Иисус также, говорят, изрек иное от Спасителя, иное от Матери, и иное от Демиурга, как покажем далее в нашем изложении. 4.  Демиург же, говорят, не зная того, что выше его, хотя был возбужден тем, что говорилось (чрез пророков), но пренебрегал сим, приписывая это то той, то другой причине: или пророчествующему духу, имеющему и свое собственное движение, или просто человеку, или изобретению худших (людей), и так продолжал оставаться в неведении до пришествия Господня. По пришествии же Спасителя, говорят, Демиург от Него узнал все, и с радостью присоединился к Нему со всею своею силою; и он есть тот упоминаемый в Евангелии сотник, который говорил Спасителю: «и я имею под властью своею воинов и рабов, и если что прикажу, они делают» (Мф. 8:9; Лк. 7:8). Он будет продолжать управление миром до надлежащего времени, более всего для попечения о церкви, а также и потому, что знает об уготованной ему награде, именно, что войдет в местопребывание Матери. 5.  Они признают три рода людей: духовный, земной, душевный, соответственно тому, как были Каин, Авель и Сиф, а по этому и три естества, но не в каждом порознь, а вообще. Земное, учат они, обращается в тление; душевное же, если изберет лучшее, упокоится в среднем месте, если же — худшее, то поступит в подобное тому; а духовные начала, посеваемые Ахамофою, с того времени до ныне в праведных душах обучаемые и воспитываемые здесь, — так как посылаются сюда незрелые, — достигают потом совершенства, и отданы будут в невесты ангелам Спасителя, между тем как самые (животные) души необходимо будут всегда покоиться в среднем месте с Демиургом. И деля опять самые души говорят, что одни из них по природе добрые, а другие по природе злые; добрые те, которые бывают способны принять семя, а по природе злые — те, которые никогда не могут принять того семени. Гл. VIII. Как Валентиниане извращают Писание в подкрепление своих мнений

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010