Такое предварительное упражнение и образует воинственный дух, и приучает без робости встречать врага, и без больших трудов побеждать его, как бы по опытно узнанным приемам. dd) Сверх того, прежде нежели приступим к сражению, должны предварительно узнать, когда действовать наступательно, когда оборонительно и когда отступательно. Кроме того, что употребление того или другаго способа брани соответствует степеням духовнаго возрастания, (сначала лучше всего отступать, т. е. укрываться под кров Господа, не противодействуя; далее, когда опытно уже узнаем врагов и изучим их нападения, не теряя времени, можно отражать их; но намеренно давать свободу возбуждаться в себе страстям, или поставлять себя в такия обстоятельства, где оне должны действовать во всей силе, с тем, чтобы иметь случай к брани и победе, не должно) есть особенные порочные возбуждения, кои можно побеждать исключительно только тем или другим способом. (Помыслы непременно надобно прогонять; но не всегда возможно это сделать с наклонностями и страстями, особенно телесными). В том и другом случае можно потерять победу по одному неведению. ее) Наконец никогда не должно выходить на брань без главной побеждающей мысли: это как бы победоносное знамя. Как прежде она решила дело между добром и злом в пользу перваго, так и теперь, во время брани с каждым в частности греховным движением души, она без затруднения соделает нас победителями. С появлением ея должны рассееваться все полчища врагов – все порочные помыслы и желания. Она имеет силу воодушевлять и возносить человека над собою; потому надобно как можно чаще приводить ее в сознание и доводить до чувства, – утвердить навсегда на мысленной тверди сие светило, прогоняющее мрак. Ничто не может сильнее возгревать рвения к истреблению греха, как эта мысль, – рвения – сего быстраго потока живыя воды, который, волнуясь, но не возмущаясь, делает незаметными все волны от ввержения камней искушений. b) С такими предосторожностями и правилами иди, воин Христов с упованием на брань.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Такое предварительное упражнение образует воинственный дух, приучает без робости встречать врага и без больших трудов побеждать его, как бы по опытно узнанным приемам. Сверх того, прежде, нежели приступим к сражению, должны предварительно узнать, когда действовать наступательно, когда оборонительно и когда отступательно. Кроме того, что употребление того или другого способа брани соответствует степеням духовного возрастания, сначала лучше всего отступать, то есть укрываться под кров Господа, не противодействуя. Далее, когда опытно уже узнаем врагов и изучим их нападения, не теряя времени, можно отражать их, но намеренно давать свободу возбуждаться в себе страстям или поставлять себя в такие обстоятельства, где они должны действовать во всей силе, с тем чтобы иметь случай к брани и победе, не должно. Есть особенные страстные возбуждения, кои можно побеждать исключительно только тем или другим способом. Помыслы непременно надобно прогонять, но не всегда это возможно сделать с наклонностями и страстями, особенно телесными. В том и другом случае можно потерять победу по одному неведению. Наконец, никогда не должно выходить на брань без главной побеждающей мысли - это как бы победоносное знамя. Как прежде она решила дело между добром и злом в пользу первого, так и теперь, во время брани с каждым в частности греховным движением души, она без затруднения сделает нас победителями. С появлением ее должны рассеяться все полчища врагов, все порочные помыслы и желания. Она имеет силу воодушевляться и возносить человека над собою; потому надобно как можно чаще приводить ее в сознание и доводить до чувства - утвердить навсегда на мысленной тверди это светило, прогоняющее мрак. Ничто не может сильнее возгревать рвения к истреблению греха, как эта мысль, - рвения, этого быстрого потока живой воды, который, волнуясь, но не возмущаясь, делает незаметными все волны от ввержения камней искушений. С такими предосторожностями и правилами иди, воин Христов, с упованием на брань. Впрочем, и во время самой брани тебе должно действовать по известным правилам, чтобы не уподобиться в обороне беспорядочно нападающим врагам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

Здесь указаны стороны, к каким должно прикреплять свое размышление при возгрева–нии чувств благодарения во всех видах его; неточным же началом для самых мыслей во всех сих случаях должны служить Божественные свойства: Всемогущество, Благость, Премудрость и Правосудие. Размышление о каждом из сих свойств способно дать обилие радости и утешения. Впрочем, как не всякий сам крепок умом, то хорошо иметь и знать изложение утешений на разные скорбные случаи и излияние благодарений, составленные мужами опытными в сем деле. И радости и скорби так повсюд–ны! Повею дно должно бы быть и благодарение, и умение благодушествовать и терпеть, если б не окаменение сердца. Кто принимает все очищенным сердцем, у того только и бывают во всей силе сии чувства. Ищи их у таковых! Сколько их у святого Златоуста, у святого Димитрия, Ростовского Чудотворца, у святителя Тихона Воронежского! Иные составляли целые книги в утешение несчастным и скорбящим. вв) Все, что будет с тобою, от Бога будет. Он ведет все к определенному концу; ведет и разумные твари, но только под условием покорности их Его воле. Что Бог приведет к самому лучшему, это несомненно; остается только тебе явить совершенную покорность Ему, Всераспорядителю, отказаться от своей воли, своих замыслов и способов. Отсюда вытекают разные расположения относительно своего будущего, обязательные для всякого верующего в Божественное мироправление. Таковы: 1) Преданность в волю Божию. Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела, к чему приведут они — к благу или злу для него самого и для других; а, желая только одного блага и славы Божией, молитвенно отдает Богу и себя, и свои силы, и свои дела, чтобы Он по мудрому, и благому, и праведному Своему совету благоустроил их, как хочет, иное отсекая, иное прибавляя, иное изменяя в ходе и направлении. Преданность в волю Божию не есть недеятельность. Она совмещает и усиленную деятельность, только без пристрастия к ней, без настойчивости, чтобы именно было по моей воле. Не есть она и пренебрежение своих дел, но радеет о них, только не ради их и себя. Преданный Богу во всем говорит: воля Господня да будет, по уверенности, что она будет ко благу. Ибо один Бог знает все и один Он может отвратить злое, если восхощет.

http://predanie.ru/book/86160-nachertani...

24. Слово в день Святыя Пасхи (Говорено в Успенском Соборе апреля 2-го дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) 1822 Христос воскресе! Сколь ни много уже раз повторяли мы ныне, но и еще не утомляемся повторять, уповаем же, что и вы не утомляетесь так часто слышать одно и тоже слово: «Христос воскресе!» Какое чудесное слово! Как изменяется от него вид всего, что существует! До сих пор многие из человеков знали только землю, на которой они являются на краткое время, и вскоре скрываются, неизвестно, куда; иные нечто еще слыхали об аде, как о пропасти, которая всех угрожает поглотить, и никого не отдает обратно; не многие помышляли о небе, как о таком горнем жилище, к которому лествицу только во сне видел некто, и только такую, по коей видны были восходящие 150 Ангелы Божии, а человеков не примечено. Теперь, когда «Христос воскресе», чем оказывается земля? – Она есть разсадник для неба; кратковременная и разрушением оканчивающаяся жизнь человека в теле, – скажем словами то, что наблюдаемый между нами при взаимном изъявлении радости воскресения обряд выражает вещию, – жизнь человека в теле есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому, по сокрушении скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца объят, проникнут и возбужден был теплотою крови матерней; то есть, надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке объят, проникнут и возбужден был животворящею силою крови Христовой. Теперь, когда «Христос воскресе», и когда Ему, яко Богочеловеку, «дадеся всяка власть на небеси и на земли» ( Mamф. XXVIII. 18 ), не только небо сделалось досязаемым, но даже соединилось с землею так, что трудно найти между ими предел и различие; ибо и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видел восходящих и нисходящих по лествице небесной, теперь сонмами ходят по земли, как вестники Сына человеческаго, Который владычествует на небеси. Что и ад после того, как, по сошествии во ад, «Христос воскресе»? Крепость, в которую под видом пленника вошел победитель; темница, у которой врата сокрушены, и стражи разсеяны; вот подлинно, по изображению Христову, чудовище, которое поглотило сверженнаго с корабля Пророка; но, вместо того, чтобы пожрать и истребить его, сделалось для него другим, хотя не столь покойным, кораблем, чтобы вынести его на брег жизни и безопасности. Теперь становится понятным, как надеялся некто чрез самый ад пройти безопасно: «аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» ( Ncaл. XXII, 4 ), – Ты, Который для нас сшел с неба 151 , подобно нам, ходил по земли, и, подобно нам, низшел в сень смертную, дабы и оттоле проложить Твоим последователям путь во свет жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

При обсуждении Съездом вопроса о злоупотреблениях, допускаемых в расколе и сектах при заключении браков относительно неисполнения требований закона о совершеннолетии, кровном родстве, а также непрочности брачных союзов, противо-сектантскими миссионерами возбужден быль вопрос простирается ли действие закона 1874 года о записи раскольнических браков в особые метрические полицейские книги и на новейших сектантов. Из сообщений миссионеров выяснилось, что в отношении новейших сектантов подобная запись не регламентирована правительственными распоряжениями и местные власти поступают не одинаково. По отзыву Екатеринославского миссионера г. Дородницына, штундисты записывают свои браки в посемейных списках при волостных правлениях. Делопроизводитель Съезда В.М. Скворцов сообщил, что в юго-западном крае штундисты своих браков нигде в правительственных актах не записывают. По сведениям Ставропольского миссионера о. Никольского, баптисты, как и штундисты, лишь изредка записывают свои браки в посемейных списках, чаще же не делают никаких записей; в Херсонской же губернии штундистские браки вносятся в книги, ведущиеся у самих наставников секты, и частью в посемейные списки. Вследствие отсутствия правительственных актов сектанты нередко оставляют своих жен и детей и, присоединяясь к православной Церкви, вступают в новые законные браки. При этом некоторыми членами возбужден был вопрос о том, следует ли признавать законными детей раскольников и сектантов по присоединении родителей их к православной Церкви. В одном из своих заседаний (13-м) Съезд имел суждение по вопросу об отношении православного населения к сектантству, причем выяснилось, что появление сектантства с его злохулениями на Церковь православное население встречает с живою скорбью и проникается на первых порах необычайною ревностью к охранению себя и детей от совращения, вследствие чего нередки случаи составления приговоров, со стороны сельских обществ, о выселения совратителей, как порочных членов общества. Такое воздействие на пресечение сектантства со стороны самого общества оказывает благотворное, отрезвляющее влияние на сектантскую массу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 385 году она потребовала, чтобы известная приворотная базилика, находившаяся вне стен города Милана, была уступлена арианам. Амвросий спокойно, но решительно отказал в этом требовании, и отклонил даже обсуждение этого дела в консистории. Между тем, молва о требовании императрицы подняла бурное движение в народе, для подавления которого требовался весь авторитет архиепископа, так как народ считал Церковь своей защитой против тирании гражданской власти. Разъяренная противодействием и полагая, что народ возбужден именно Амвросием, Юстина в пятницу пред Вербным воскресеньем послала нескольких сановников из своей консистории для предъявления дальнейшего требования, и притом уже не по отношению к приворотной базилике, но с требованием новой и обширной базилики, лежащей в стенах города. Амвросий отвечал, что «храм Бога не может быть оставлен Его священником». Требование было возобновлено на следующий день преторианским префектом Нестером. Оно было сделано в старой базилике, и Нестер поспешил назад с извещением ко двору о том народном гневе, который возбужден этим требованием. На следующее утро, когда Амвросий спокойно приготовлял оглашенных к приближающемуся пасхальному крещению, ему принесено было известие, что слуги императора занимались в это время развешиванием занавесей в новой базилике, с целью показать этим, что это императорская собственность. Он не обратил никакого внимания на это известие, спокойно продолжал свое объяснение символа оглашенным и затем начал совершать святую евхаристию. Второй вестник сообщил ему, что началось народное смятение и что народ схватил одного арианского пресвитера, по имени Кастул. Устрашенный мыслию, что могло произойти кровопролитие, Амвросий со слезами вознес молитву, что если будет погублена чья-либо жизнь, то пусть это будет его собственная, и послал некоторых из своих диаконов с целью позаботиться об освобождении Кастула. В этом они имели успех. Взглянув на все это событие как на мятеж, Юстина ввергла многих из граждан в тюрьму, приказала всем правительственным чиновникам разойтись по своим делам и наложила на гильдию купцов тяжелый штраф в 200 фунтов золота. Народ кричал, что он готов заплатить штраф, если только его оставят неприкосновенным в своей вере, и обнаруживал столь мятежное настроение, что Юстина еще раз отправила сановников и трибунов от имени императора с требованием от Амвросия сделать какую-нибудь уступку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сошествие во ад и Воскресение Христово имеют важное значение в деле спасения людей. Святитель Филарет, митрополит Московский писал: «Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскресить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающая? – На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос Воскресе». «Что ад после того, как, по сошествии во ад, Христос Воскресе? Крепость, в которую под видом пленника вошел победитель; темница, у которой врата сокрушены и стражи рассеяны; вот подлинно, по изображению Христову, чудовище, которое поглотило сверженного с корабля пророка; но вместо того, чтобы пожрать и истребить его, сделалось для него другим, хотя не столь покойным, кораблем, чтобы вывести его на брег жизни и безопасности. Теперь становится понятным, как надеялся некто через самый ад пройти безопасно: аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси ( Пс. 22, 4 ), – Ты, Который для нас сошел с неба, подобно нам, ходил по земле и, подобно нам, нисшел в сень смертную, дабы и оттоле проложить Твоим последователям путь во свет жизни». «Теперь, когда Христос Воскресе, чем оказывается земля? – Она есть рассадник для неба; кратковременная и разрушением оканчивающаяся жизнь человека в теле есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому, по сокрушении скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца объят, проникнут и возбужден был материнскою теплотою крова, то есть надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке объят, проникнут и возбужден был Животворящей силою Крови Христовой». «Теперь, когда Христос» Воскресе, и когда Ему, яко Богочеловеку, дадеся... всяка власть на небеси и на земли (ср.: Мф. 28, 18 ), не только небо сделалось досязаемым, но даже соединилось с землею так, что трудно найти между ними предел и различие; яко и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видал восходящих и нисходящих по лестнице небесной, теперь сонмами ходят по земли, как вестники Сына Человеческого, который владычествует на Небеси» Что есть Воскресение мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

21) Миссионеры нижегородской епархии, о. Фиалковский и протоиерей Порфирьев, внесли в Съезд предложение, в котором указывали на необходимость прочной организации миссионерских собеседований во время Макарьевской ярмарки, куда съезжаются со всех концов России известные ракольничьи начетчики для пропаганды своих лжеучений среди ярмарочного населения. В противодействие этой пропаганде местная епархиальная миссия вынуждена вызывать на раскольничьи беседы, которые ведутся здесь ежедневно в течение целого месяца, наиболее опытных полемистов, что требует значительных расходов, между темь как нижегородская миссия не располагает для сего достаточными средствами, а потому миссионеры просили Съезд ходатайствовать пред Св. Синодом об отпуске в распоряжение Нижегородского Епархиального Начальства на миссионерские нужды ежегодной субсидии, в размере 1.000 руб. В виду действительно особо важного значения Нижегородских ярморочных собеседований с раскольниками начетчиками, Съезд признал изложенное заявление заслуживающим серьезного внимания и отнесся к нему сочувственно. 22) В заключение был возбужден вопрос о том, по какому чину надлежит принимать в Церковь последователей многочисленных сект и толков русского раскола и сектантства. В частности, миссионерами некоторых епархий возбужден был вопрос о том, не следует ли перекрещивать баптистов, так как, по решению некоторых духовных консисторий, крещение баптистов не истинно, как совершаемое в одно погружение и в смерть Христа. В разъяснение обсуждавшегося вопроса, товарищ председателя, профессор Н. И. Ивановск ий доложил Съезду, что по отношению к баптистам необходимо каждый раз расследовать, совершено ли над ними крещение и как, соответственно этому установить чиноприем их в Церковь , не повторяя крещения над теми из них, которые крещены, по Господню повелению, во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и крестить вторично тех, которые крещены неправильно. Все прочие, совратившиеся из православия в раскол и секты, принимаются в Церковь третьим чином. Указанным действиям должно предшествовать обстоятельное расследование относительно крещения и мiponoмaзahuя возвращающихся в Церковь. А так как в богослужебных книгах наших не имеется особого чиноприема в Церковь последователей того или другого толка или секты, то Съезд ходатайствовал пред Св. Синодом об издании таких богослужебных последований. X. Совещания и решения Съезда: а) Об условиях вчинания судебных дел по преступлениям отпавших против веры и церкви и об экспертизе; б) об усилении общецерковного молении о вразумлении отпадших; в) о будущем 4-м Миссионерском Съезде//Миссионерское Обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь, кн.1. С. 889–892

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ни из самого послания, ни из обстоятельств, среди которых оно было написано, нельзя заключать ничего такого, что в поведении Коринфян могло бы быть сочтено за признание верховной власти Римского епископа или Римской церкви, ни в самом ответе Климента нельзя видеть акта авторитета. Коринфяне обращаются к церкви, где имели пребывание сотрудники св. Павла, их отца по вере; и эта церковь при посредстве Климента обязывает их к миру и согласию без малейшего притязания на какой-либо авторитет. Таким образом, в участии Климента в этих делах нельзя видеть никакого доказательства в пользу мнимой власти Римских епископов. Климент был уполномочен клиром Римским на это дело ради своих способностей, по своим связям с Коринфянами, по своим сношениям с апостолами и по влиянию, вытекавшему из всех этих различных обстоятельств. Но он решительно не действует, как епископ Римский, еще менее, как обладающий властью над церковью Коринфскою. Во втором веке был возбужден весьма оживленный вопрос о Пасхе. Многие восточные церкви хотели следовать иудейским преданиям, принятым многими апостолами при совершении этого праздника и приурочивали его к 14 дню лунного месяца Марта; другие же восточные церкви вместе с западными церквами и на основании предания равным образом апостольского, совершали праздник Пасхи в воскресение, которое следовало за 14 днем лунного месяца Марта. В сущности вопрос не был высокой важности; однако же вообще думали, что все церкви должны вместе праздновать великий христианский праздник и что одни не должны пребывать в радости о воскресении Спасителя, когда другие предаются размышлению о тайнах Его смерти. Как же был разрешен этот вопрос? Можно ли видеть в епископе Римском человека, налагающего свой авторитет и господствующего при разногласии, как это открылось бы в данном случае, если бы Римский епископ пользовался верховным авторитетом? Послушаем свидетельство истории. Когда вопрос был возбужден, «открылись (eurent lieu) синоды и собрания епископов, говорит Евсевий 9 , и все, по единодушному соглашению, в посланиях изложили пред всеми верующими церковное правило... Мы и теперь имеем послания собиравшихся в Палестине под председательством Феофила, епископа Кесарии Палестинской, и Наркиса, епископа Иерусалимского. Существует также послание синода Римского, под которым стоит имя епископа Виктора. Мы обладаем также посланием епископов Понта, среди которых председательствовал Пальм, из уважения к его наибольшей старости; обладаем посланием Гальских Церквей под председательством Иринея; посланием церквей, основанных в провинциях Осроэнских и в городах этой страны; посланием Бакхильским, епископа Коринфского, и многими другими посланиями. Все, исповедуя одну и ту же веру и одно и то же учение, высказали одинаковое мнение».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

(Что это означает... введение общежития, вопрос о котором возбужден Владыкою? – В Российской Империи монастыри по своему уставу делились на общежительные и необщежительные с существенными различиями во внутреннем строе монастырской жизни. В общежительных монастырях собственником всего монастырского имущества являлся монастырь как юридическое лицо; монашествующие получали все необходимое от монастыря и не могли иметь собственность. В необщежительных монастырях монашествующие имели общую трапезу, а одежду и прочие необходимые вещи приобретали сами, получая на руки жалованье. Личным трудом они могли приобретать движимое имущество в пожизненную личную собственность при условии ее отчуждения только монастырю, также могли вносить денежные капиталы в кредитные учреждения с условием, чтобы после смерти вкладчика они обращались на пользу монастыря. В соответствии с указом Св. Синода от 20.03.1862 г. за предоставлялось право заводить общежительные монастыри, хотя бы по одному в епархии; настоятели общежительных монастырей избирались братией и утверждались в должности Св. Синодом по представлению правящего архиерея. При представлении в Св. Синод избранного кандидата архиерей мог предложить и своего кандидата из братии того же монастыря. Окончательное решение принималось Св. Синодом. Настоятели необщежительных монастырей назначались Св. Синодом по представлении от епархиального архиерея двух кандидатов. В 1869 г. обер-прокурор Д.А. Толстой представил в Св. Синод записку о монастырской реформе, а именно о введении общежительного устава: во всех мужских монастырях с некоторыми отступлениями для архимандритов крупных монастырей и архиереев, которым разрешалось владеть собственным имуществом и пользоваться монастырским; в женских монастырях – там, где монастырские средства позволяли установить для монахинь запрет на выход из обители для продажи изделий своего рукоделия и сбора пожертвований. По отзывам епархиальных архиереев, записка о реформе получила неодобрение части епископата и настоятелей монастырей. Дальнейшего развития проект реформы не получил. Однако по инициативе обер-прокурора Св. Синода в некоторых монастырях все-таки был введен общежительный устав; также его вводили в новых монастырях, открывавшихся в центральных губерниях. Это введение происходило медленно. К 1896 г. насчитывалось всего 46 мужских (из них 11 на Кавказе) и 101 женский общежительный монастырь. Вероятно, в Дневнике идет речь о попытке митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) возбудить вопрос о введении общежительного устава в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. См.: Красножен М.Е. Церковное право. Юрьев, 1906. С. 147–148; Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Вып. 2. Казань, 1913. С. 19–20, 163–164; Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 2002.С. 49–51.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010