Слыша сие иной, может быть, равнодушным останется, а другой усиленному предастся нечаянию.— И равнодушие преступно, и нечаяние осуждения достойно. Недаром изречено сие грозное слово через Апостола Духом Святым!-И оно, конечно, не прейдет.Очнися, усыпленный, и восприими страх. Но не затем, чтоб нечаянию предаться, а чтоб начать со страхом и трепетом спасение свое содевать. — Вот еще Господь дает жить-зачем? Чтоб мы могли исправить неисправное. Как исправить? Сие Он в слове Своем дает нам слышать. Слышал слово?-Научись, и поступи по указанию Его. — Ныне слово сие учит; а по смерти оно судить будет.— Так, пока есть жизнь, спеши выйти из-под грозного слова. -И опять-излишнему страхованию предаваться не должно.-Страх иметь надобно, но настолько, чтоб он возбуждал к Богоугодной деятельности, а не подавлял силы.— Кто слишком страшлив, тот из самой страшливости пусть берет уверение, что в нем есть уже зачатки спасительного настроения,-зачатки любви.— Любовь степени свои имеет, и на всякой из них она есть любовь,-и суда нелюбию изреченного не заслуживает, а, напротив, отклоняет его.    Любовь к Господу совмещает все наши отношения к Нему. К Господу вот что мы должны иметь!— Веровать, что Он есть наш Господь, и мы Его,— быть уверенным, что Он не оставит нас ни в сей, ни в будущей жизни, и к Нему прилепленным иметь свое сердце.-Тут семя и корень святой и Богоугодной жизни.-В этом выражается и любовь;-и в какой степени есть сии расположения, в такой есть и любовь. Возгревая и возвышая их,-будешь возгревать и возвышать любовь. — Стань же в них и питай их.—    Скажу еще одну мысль.-Рожденный рождшего естественно любит.-Мы все рождены в Господе Иисусе к новой жизни.-Не мысленно считаемся рожденными, а действительно возрождены в Нем.— Стало,-не можем не любить Его.-Если не видим сами, и другие в нас не видят сей любви,-это только потому, что мы не упражняем Христианских сил.-Станем упражнять их,-разбудим любовь; возбужденная любовь начнет со своей стороны действеннее возбуждать силы Христианские к деятельности,-и их деятельностью сама расти и крепнуть. — Христианские силы суть; Боговедение и ведение вещей Божественных, ревность об исполнении заповедей и молитва с благоговейным участием во всех чинах и священнодействиях Церкви.-Приводи в движение силы сии, и каждая из них прямо приведет тебя в область любви ко Господу.-Как это,-дело покажет;-только начни. Скажу только, что сей деятельный путь к любви, утверждаясь на благодатном рождении, есть путь самый надежный, скорый и самооблегчительный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так как лукавое самолюбие наше ослепляет нас, часто наши недостатки прикрывает, слабости извиняет, грехи считает не так важными, а добродетели преувеличивает, то пред испытанием себя надобно молить Бога, чтобы просветил наши душевные очи, дал нам узреть свои грехи и недостатки и беспристрастно обсудить их. А чтобы суд наш о нас самих был более беспристрастен, надобно мысленно поставить себя на место враждебного нам человека, со страхом Божиим обсудить все его дела, слова и качества и суд этот приложить к себе. Если будет усмотрено, что сделано нами что-нибудь доброе, то со смирением надобно благодарить Бога, так как от Него зависит и происходит всякое благо, чтобы от этого возгревался дух, возбуждался к благоговейной любви к Богу. А о допущенных грехах с искренним сожалением надобно каяться перед Богом, укорять себя, чтобы через самоукорение приобресть смирение — истребителя грехов. В случае более тяжкого греха советуют наложить на себя какое-нибудь наказание (епитимью) как для возбуждения скорби, так и для предостережения себя от новых грехопадений. При этом нужно предпринять твердое намерение исправиться и при каждом испытании себя ежедневно надобно возобновлять решимость удаляться и малых грехов и принуждать себя к добрым делам. Через это со дня на день будет усиливаться предосторожность против грехов, станет укрепляться решимость воли на добро и больше будет успеха в благочестии. Хотя бы какой-нибудь порок и глубоко пустил корни в сердце или от долговременной привычки обратился в непременную потребность, однако никогда не должно отчаиваться, ибо при помощи Божией, укрепляющей нас, все можем сделать и привычка может быть побеждена привычкой. Эту брань надобно неослабно продолжать до тех пор, пока враг будет совершенно ослаблен, что можно узнать из того, когда мы возненавидим его, возлюбим противоположную ему добродетель и станем упражняться в ней легко, даже с удовольствием. Параграф второй. Диэтетика Об охранении внешних чувств Об охранении зрения . — Нравственная диэтетика научает, каким способом надобно предостерегать себя от приманок к грехам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Такое предварительное упражнение и образует воинственный дух, и приучает без робости встречать врага, и без больших трудов побеждать его, как бы по опытно узнанным приемам. dd) Сверх того, прежде нежели приступим к сражению, должны предварительно узнать, когда действовать наступательно, когда оборонительно и когда отступательно. Кроме того, что употребление того или другаго способа брани соответствует степеням духовнаго возрастания, (сначала лучше всего отступать, т. е. укрываться под кров Господа, не противодействуя; далее, когда опытно уже узнаем врагов и изучим их нападения, не теряя времени, можно отражать их; но намеренно давать свободу возбуждаться в себе страстям, или поставлять себя в такия обстоятельства, где оне должны действовать во всей силе, с тем, чтобы иметь случай к брани и победе, не должно) есть особенные порочные возбуждения, кои можно побеждать исключительно только тем или другим способом. (Помыслы непременно надобно прогонять; но не всегда возможно это сделать с наклонностями и страстями, особенно телесными). В том и другом случае можно потерять победу по одному неведению. ее) Наконец никогда не должно выходить на брань без главной побеждающей мысли: это как бы победоносное знамя. Как прежде она решила дело между добром и злом в пользу перваго, так и теперь, во время брани с каждым в частности греховным движением души, она без затруднения соделает нас победителями. С появлением ея должны рассееваться все полчища врагов – все порочные помыслы и желания. Она имеет силу воодушевлять и возносить человека над собою; потому надобно как можно чаще приводить ее в сознание и доводить до чувства, – утвердить навсегда на мысленной тверди сие светило, прогоняющее мрак. Ничто не может сильнее возгревать рвения к истреблению греха, как эта мысль, – рвения – сего быстраго потока живыя воды, который, волнуясь, но не возмущаясь, делает незаметными все волны от ввержения камней искушений. b) С такими предосторожностями и правилами иди, воин Христов с упованием на брань.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Такое предварительное упражнение образует воинственный дух, приучает без робости встречать врага и без больших трудов побеждать его, как бы по опытно узнанным приемам. Сверх того, прежде, нежели приступим к сражению, должны предварительно узнать, когда действовать наступательно, когда оборонительно и когда отступательно. Кроме того, что употребление того или другого способа брани соответствует степеням духовного возрастания, сначала лучше всего отступать, то есть укрываться под кров Господа, не противодействуя. Далее, когда опытно уже узнаем врагов и изучим их нападения, не теряя времени, можно отражать их, но намеренно давать свободу возбуждаться в себе страстям или поставлять себя в такие обстоятельства, где они должны действовать во всей силе, с тем чтобы иметь случай к брани и победе, не должно. Есть особенные страстные возбуждения, кои можно побеждать исключительно только тем или другим способом. Помыслы непременно надобно прогонять, но не всегда это возможно сделать с наклонностями и страстями, особенно телесными. В том и другом случае можно потерять победу по одному неведению. Наконец, никогда не должно выходить на брань без главной побеждающей мысли — это как бы победоносное знамя. Как прежде она решила дело между добром и злом в пользу первого, так и теперь, во время брани с каждым в частности греховным движением души, она без затруднения сделает нас победителями. С появлением ее должны рассеяться все полчища врагов, все порочные помыслы и желания. Она имеет силу воодушевляться и возносить человека над собою; потому надобно как можно чаще приводить ее в сознание и доводить до чувства — утвердить навсегда на мысленной тверди это светило, прогоняющее мрак. Ничто не может сильнее возгревать рвения к истреблению греха, как эта мысль, — рвения, этого быстрого потока живой воды, который, волнуясь, но не возмущаясь, делает незаметными все волны от ввержения камней искушений. С такими предосторожностями и правилами иди, воин Христов, с упованием на брань. Впрочем, и во время самой брани тебе должно действовать по известным правилам, чтобы не уподобиться в обороне беспорядочно нападающим врагам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е. проповедью евангелия, главным же образом евхаристическими словами Иисуса Христа, представляющими сущность всего евангелия, она может возгреваться и укрепляться. Слово евангелия может и успокоивать совесть человека. – Но нужно сказать еще нечто более. Нужно сказать, что присутствующее в евхаристии тело Иисуса Христа не может служить и той ничтожной цели, какую указывают ему лютеране. Будучи недоступно для наших внешних чувств, оно не может возбуждать нашей веры, так как само требует веры в реальность своего присутствия, – не может как невидимое ничего сказать нам для утешения и успокоения нашего. Только посредством слова мы уверяемся в реальном присутствии и вкушении в евхаристии тела Иисуса Христа. Но почему же это слово не может прямо уверить нас в реальности совершенного искупления? Насколько оно может уверить нас в реальности присутствия и вкушения в евхаристии тела Иисуса Христа, настолько же оно может непосредственно уверить нас и в нашем искуплении; и нет никакой необходимости этому слову производить присутствие тела Христова, уверять нас в его присутствии, и этим только путем доставлять уверенность в нашем искуплении. Ведь уверенность в искуплении (и соединенное с ней прощение грехов) все же, наконец, всецело принадлежит евхаристическим словам, а не телу Христову. Таким образом, при отрицании пресуществления и признания за евхаристией значения жертвы, присутствие тела Иисуса Христа в евхаристии, столь энергично защищаемое лютеранами, является совершенно бесцельным и бесплодным. Оно ничего не дает человеку ни непосредственно, ни посредством веры, к которой оно как невидимое и таинственно присутствующее не можетъ иметь прямого и действенного отношения. Гораздо больше значения может иметь для возбуждения веры внешняя, обрядовая сторона таинства, которая как доступная внешним чувствам может производить на нас некоторое впечатление и может некоторым образом возбуждать воспоминание смерти Иисуса Христа и веру в её спасительное значение для нас, подобно тому, как производит на нас действие картина или театральная сцена 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

Вообразите меня, например, полковым священником. Если я исполняю свое дело как следует, и следовательно привожу в своем воинственном приходе в живое движение благодать «царственного священства» (хотя бы и вовсе бессознательно для большинства, подобно тому, как обыкновенно в детях приводится в действие или возгревается благодать св. таинств): то в этом благословением приходе генерал, командующий войском, и все офицеры, предводяшие своих солдат, будут живыми проводниками и служителями любви Отчей, – в единородном Сыне властвующей над верными, к вечному их благу, благодатию св. Духа. В противном же случае, если т. е. по моей же вине не умею или не хочу, не забочусь возбуждать и приводить в живое действие благодать «царственного священства», принадлежащую и солдатам с их вождями: то очевидно, что я – священник, оставлявший без полного живого употребления благодатное сокровище собственного своего священства, или же, сказать по силе дела, заботящийся главными образом о собственных только правах Христова наместничества, – римский поп. Ибо я на то и поставлен на степени священства, чтобы во всем моем приходе была в силе и действии благодать «царственного священства». Для того я и служу, и таинства совершаю, и священнодействую слово Божие. 55 Как основная мысль наших педагогических заметок приложима и относительно известного Русского же, хотя и не столь распространённого раскола – духоборчества и молоканства, – это видно из следующего. Раскол духоборческий есть извращение той стороны или того направления в нашем народном русском духе, чтобы дорожить не просто только обыкновенными обнаружениями жизни и дела, по самою жизнью и делом, хотя бы то былой в необыкновенных и чрезвычайных их обнаружениях. Только вместо того, чтобы искать истинной жизни духа теми путями и в тех источниках самого животворящего Духа Божия, которые Он сам благоволил для нас открыть в области своей Благодати – св. Церкви, – духоборцы, молокане самочинно возбуждают в себе остатки естественной духовной восприимчивости к Божественному, а возбужденные живые и сильные движения сей последней мечтательно принимают за движения и проявления самого Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Душа стремится сама приобщиться к тому радостному чувству и переживаниям, которые она почувствовала в том, кто твердо верит, умеет горячо любить и с горячностью идет, не отвлекаясь, к ясно осознанной и прекрасной цели своего существования. Часто в жизни мы не сумеем найти около себя подобных людей. Тогда наше спасение в том, что мы познаем их через книги. Поэтому хорошая духовная литература является самым доступным для всех средством для возбуждения в себе ревности. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) в своем дневнике говорит, что чтение жизнеописаний святых имело для него решающее значение в отношении развития в нем духовной ревности. Он пишет (обращаясь к Богу): «Твои Пимены, Сисои и Макарии пленили мою душу». Так владеют душой и возбуждают ревность прекрасные образы святых, наших старших братьев из торжествующей Церкви. Для достижения той же цели прп. Антоний Великий велел своим ученикам всегда помнить о смерти и думать, что этот день, который мы переживаем, есть последний. Преподобный говорил также, что возбуждает ревность и закрепляет ее «ощущение сладости жизни в Боге». Сильнейшим же возбудителем он считал возгревание в христианине любви к Богу. Для утверждения ревности старец Силуан дает такой совет: «Чтобы сохранить ревность, нужно непрестанно помнить Господа и думать: пришел мой конец, и теперь я должен явиться на суд Божий». Кого зовет к Себе Господь? Он говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28). И св. отцы свидетельствуют, что только упорным трудом: усердной молитвой, ущемлением слишком здоровой плоти, при горячем желании спасения души и глубокой преданности Богу и Его заповедям, при преодолении многих испытаний — даруются христианам Божии милости. Как говорит о. Иоанн С: «Я должен непременно с каждым днем, с каждым годом становиться несравненно выше, лучше и лучше, совершеннее и совершеннее, должен подвигаться вперед по пути к Царству Небесному, или к Отцу Небесному, силою Господа Иисуса Христа и Духа Его, во мне живущего и действующего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Один доктор, замечает преосвящ. Феофан Затворник , по своим наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детских болезней советовал носить детей в храм к св. Таинству причащения, и очень редко имел нужду употреблять после медицинские пособия 20 . Между прочим, такая чудодейственность Таинства св. причащения, неоднократно наблюдаемая над больными детьми врачом И. И. Оболенским, впоследствии преосвящ. Тихоном, побудила его даже принять монашество 21 . Таким образом, возможно частое ношение ребенка в храм, в соединение с таким же частым причащением его Таин Христовых, вот что является самым важным из чисто благодатных средств христианского воспитания детей, составляющих, в своей совокупности, как бы какую-то спасительную вокруг них таинственную атмосферу. По слову Спасителя: «оставьте детей идти ко Мне, и не возбраняйте им» ( Лк.18:16 ), по воспоминанию о том, что Он Сам возлагал руки на них, обнимал и благословлял их ( Мк.10:16 ), христианские родители верят, что в храме дети получают Божие благословение, что здесь главным образом возгревается и питается в их душах религиозно-благодатная жизнь, наставшая для них со времени крещения. Необходимым и самым полным выражением религиозного чувства человека-христианина является молитва , она же есть первое дело, в котором выражается религиозная жизнь и христианского ребенка. К ней, поэтому, раньше всего, должно приучать детей. Как только начнет язык ребенка намекать первые слова, мать должна учить его благоговейно беседовать с Богом, к Которому, как любвеобильному Отцу небесному, уже возбуждено его благоговение. Пусть дитя видит, возможно чаще, мать свою на молитве, один образ благоговейно молящейся матери есть для него живое изображение самой молитвы, возбуждающее молитвенное настроение в его сердце прежде всякого наставления. Мать, предмет всей любви и нежности ребенка, стоит с благоговейным выражением лица и молится пред иконой Спасителя, дитя посмотрит то на нее, то на образ и не нуждается в объяснениях того, что это значит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Пребывание в чувствах и расположениях, свойственных покаянной вере и выразившихся в данных перед крещением обетах, есть непрестанное усилие христианина оживлять и возгревать в себе: смирение, или чувство своего нравственного бессилия без помощи благодати; противочувствия злым навыкам, бессознательно и помимо свободы христианина живущим в духовном организме, т. е. отвращение и омерзение к ним, а вместе с тем и ко всему миру, понимаемому как совокупность эгоистически-чувственных обычаев и наслаждений; страх при мысли о тяжких чувствах самообвинения и безответственности перед лицом Бога, как всемогущего и всеправедного Судии, в случае свободного нарушения воли Божией в новом своём возрождённом состоянии; далее – доверие к Евангелию и именно к лицу Христа Спасителя, ко всем Его словам и совершённым Им делам; надежда на Его искупительные заслуги пред Отцом небесным и на исполнение всех Его обетований; влечение или жажда к непрестающему общению с Ним, т. е. к жизни по Его образу и с Его помощью: вот в каких чувствах и расположения, то в каждом порознь, то во многих вместе, христианин усиливается держать своё сердце, чтобы дух ревности к жизни в Боге питался и возрастал в Нём. Наилучшим средством к успеху в этом подвиге или делании служат вышеизложенные подвиги самособранности и зрения нового мира. Первая приводит, а последнее устанавливает человека в духовной атмосфере, которая так благоприятствует возбуждению и продолжению чувств и расположений покаянной веры. Эти чувства и расположения, освещённые сознанием возбуждающих их истин и сосредоточенные в сердце христианина, и составляют собственно духовную жизнедеятельность, неизбежно отражающуюся и на всём внешнем строе его жизни и поведения. Испытывающий и питающий в себе эти чувства и расположения и есть живой христианин, не холодный созерцатель только Богооткровенных истин, не механический исполнитель внешних правил христианского благочестия, но переживающий в себе силу этих истин и правил, непрестанно горящий духом или, как выражаются святые подвижники, имеющий тайное поучение, т. е. непрестанно занятый какой-либо Богооткровенной истиной и воспламеняемый соответственным ей чувством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Примечательно, как Даниил не удовлетво­рялся молитвою домашнею, как сильно чувствовал преимуще­ство и потребность молитвы церковной, как усильно к ней устремляется. Неблагорасположенные к нему чиновники и князи Дария Медянина коварно выпросили у царя повеление, чтобы в течение тридцати дней никто не смел приносить про­шения никакому Богу, ни человеку, кроме Дария, под страхом быть отдану на снядение львам. Даниил знал, что эта сеть поставлена для уловления его. Но и сие не принудило его за­ключиться совершенно в одной молитве домашней, никому неприметной и потому безопасной. Он продолжал по сво­ему обыкновению открывать во время молитвы окно к Иеру­салиму и устремлялся взором и духом ко храму Иерусалим­скому, что прямо вело и действительно привело его к смерт­ной опасности, из которой он только неожиданным чудом был исхищен. Голодные львы не посмели растерзать пророка. Если Даниил, по свидетельству небесному, муж же­ланий, живет и действует желаниями, простертыми к Богу, совершенный молитвенник для возбуждения и возвышения своей молитвы имеет нужду в храме, то для нас, – признаемся, – большею частью далеких от совершенства в молитве, а может быть и не охотных к ней, не приобучившихся ко вниманию к ней, склонных к рассеянию мыслей, колико необходимее храм Божий, который бы нас от рассеянности собирал и в себе заключал и своими священными образами и действиями сосредоточивал внима­ние молитвы, возбуждал и возвышал дух молитвы, возгревал теплоту ее. Ф. м. М. 18-го декабря Любовь есть та царственная добродетель, для развития которой удобны и шумный рынок, и уединенная келия, и послушание, заставляющее обращаться даже среди злых людей, и молитвенное общение с миром небесным. Встречая порок, любовь проникается состраданием и учительною рев­ностью, а входя в общение со святыми – она веселится и тор­жествует. О, братие, держитесь любви! С нею не страшны искушения, ее, паче всего, трепещет диавол, ее выше всего похваляет Христос! Антоний архиеп. Вол. Милосердие и правосудие в одной душе, – то же, что чело­век, который в одном доме поклоняется и Богу и идо­лам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010