И ничего не могло произвести оно, пока могучий ум истинно великого человека - Петра, не начал пересоздавать его в новое государство уже на иных культурных началах. [ПРИМЕЧАНИЯ!] 1. Видели доказательство этому в том, что ее труп необыкновенно раздулся, так что положенный на него покров сначала висел до земли, а потом оказался недостаточным для прикрытия трупа. После погребения ее в Вознесенском монастыре в Кремле, великий князь разгневался на жену дьяка Алексея Полуэктова Наталью, которая посылала к ворожее пояс покойной княгини, и самого мужа ее Алексея Иван Васильевич не пускал к себе шесть лет на глаза. 2. Прозвище фрязин означало не более как принадлежность к западным европейцам: фрягами называли вообще последних, и название это, как кажется, было не что иное, как переиначенное с течением веков древнее название варяг, сначала означавшее северных скандинавов, а впоследствии перешедшее в значение европейца вообще. 3. Ее двое других сыновей утонули в море, и в память этого грустного события Мария основала монастырь на Белом море (Корельский, в 34 верстах от Архангельска). 4. Кроме него, Василию Селезневу-Губе, Киприану Арбузьеву (или Арзубьеву) и Иеремею Сухощоку, архиепископскому чашнику. 5. День был четверток. 6. Кроме того, он не дозволил боярам отъезжать к его братьям: одного из них, князя Оболенского-Лыка, приказал схватить во владениях Бориса. Меньший брат Андрей не пристал к своим братьям, когда они сговаривались против Ивана; он задолжал великому князю 30000 р. и впоследствии завещал ему за это свой удел. 7. Существуют такие известия: ханы, посылая своих послов в Москву, отправили с ними свое изображение, так наз. «басма»; великие князья должны были кланяться этому изображению и выслушивать ханскую грамоту, стоя на коленях. Иван Васильевич уклонялся от этой церемонии, сказываясь больным; наконец, когда Ахмат послал потребовать дани, Иван Васильевич изломал ханскую басму, растоптал ее ногами и велел умертвить послов: вследствие этого Ахмат пошел на Москву. Сказание это не имеет достоверности, и гораздо правдоподобнее, что Ахмат был возбужден на московского государя Казимиром, как объясняют другие современные известия. 8. Достойно замечания, что во время построек дворца государь некоторое время проживал в частных домах: в доме боярина Патрикеева и в домах московских жителей у Николы Подкопай и близ Яузы. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435588/

Сравнение жизни, в письме вашем с клубком ниток весьма удачно. Не одни только белые нитки тянутся в жизни нашей. Есть в ней много и пестрых, и серых, и темных, и черных, – которые все наматываются на один клубок. А мало ли было таких в жизни нашей?! Да и доселе не примечаем ли мы часто в самих себе темных мыслей, нечистых желаний и черных чувствований. Это все прядево жизни нашей! Как же быть? Надобно нечистоту и черноту нитей жизни нашей убелять покаянием, нашею скорбью о сем, умилением, слезами. Помянули вы в письме своем, что в продолжении Великого поста просили Спасителя, чтоб он сделал вас участницею в Своих страданиях. Господь послал вам болезнь, – и вы перенесли ее без ропота. – Считаю нужным напомнить вам по этому случаю о распоряжениях св. Церкви во времена гонений и мученичества. Ревность по вере во Иисуса Христа в первенствующих христианах так была велика, что многие сами охотно отдавались в руки гонителей и предавали себя на мучения. Благопопечительные отцы Церкви положили, чтобы верующие сами себя не предавали на мучения, – укрывались бы от гонителей, когда есть возможность, как сделал и св. Киприан Карфагенский , но и не страшились бы мучений, когда в этом будет настоять нужда по указанию промысла Божия. Припомните также разные случаи из жизни апостола Павла, в книге Деяний апостольских. Духом возбужден он был идти в Иерусалим к празднику Пятидесятницы; но Дух же Божий, живший в нем, и другие, Духом Божиим водимые, внушали ему, что в Иерусалиме ожидают его узы и бедствия. Он говорил верующим, что если бы ему и умереть пришлось в Иерусалиме, он готов на сие, Господа ради ( Деян. 21:13 ). Опасности действительно открылись: его хотели убить и растерзать. Что же делает сей св. муж? Когда в темнице его хотели наказывать, он воспользовался правом римского гражданина, и отклонил от себя наказание ( Деян.22:26 ). Когда сделан был против него заговор, чтоб убить его; он опять воспользовался случаем, и отклонил убийство ( Деян. 23:17 ). Когда в Кесарии начальник хотел предать его Иудеям, сговорившимся убить его, он опять отклонил от себя опасность, и потребовал суда у Кесаря ( Деян.25:11 ). Кто же так поступал? Св. апостол Павел, который многократно подвергался побоям за проповедь Евангелия, был побиваем камнями едва не до смерти и говорил о себе, что он язвы Господа Иисуса на теле своем носит ( Гал.6:17 ). Подобное примечается в деяниях и других св. апостолов, и житиях св. мучеников. Из соображения сих и подобных примеров легко можете видеть, что святые Божии не напрашивались сами на страдания, но когда Богу угодно было вводить и в оные, то они переносили сии страдания мужественно и доблественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1Тим. 1:17 . Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Откр. 17:14 . Он есть Господь господствующих и Царь царей (срав. 1Тим. 6:15 ). Это действие Божие проповедуют и учители Церкви: Святой Григорий Богослов : “да не дивятся сему не постигающие недомыслимой глубины Божиих распоряжений, по которым все совершается! Да не дивятся предоставляющие мироправление Художнику, который, конечно, премудрее нас, и творение свое ведет к чему и как Ему угодно, без всякого же сомнения к совершенству и уврачеванию, хотя врачуемые и огорчаются! По таким распоряжениям и он (Юлиан) не возбужден на зло (Божество, по естеству доброе, нимало невиновно во зле, и злые дела принадлежат произвольно избирающему злое), но не удержан в стремлении”. 1543 Святой Иоанн Златоуст : “Что всем управляет Промысл, это можно видеть из того, что бывает у нас. Ибо ничего не бывает без промышления, но и стада, и все прочее имеет нужду в управлении. А что и прежде все происходило не случайно, это показывает геенна, показал – и бывший при Ное потоп, огонь, потопление Египтян, события случившиеся в пустыне”.” 1544 Святой Кирилл Иерусалимский : “божественное Писание и учение истины признают единого Бога, который хотя над всем владычествует своим могуществом, но многое также терпит по своему изволению. Он владычествует и над идолопоклонни­ками; но терпит их по своему незлобию. Владычествует и над отметающимися Его еретиками; но терпит их по великому своему снисхождению; владычествует и над диаволом, но и сего терпит; терпит не по слабости, так как бы побеждаем был от него... О всемудрое Божие провидение! Злую волю оно обращает в средство ко спасению верующих. Ибо как братоненавистное намерение братьев Иосифа оно обратило в средство собственного своего домо­строительства, и, попустивши им продать по ненависти брата, открыло случай к возведению на царство того, кого оно само хо­тело, равно и диаволу попустило вести брань против людей, дабы победившие удостоились венцев, и дабы, по одержании победы, сам он, так как побежденный слабейшими, большему подвергся посрамлению, а люди более прославились, так как победившие того, кто был некогда Архангелом”. 1545

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Недавно, по предложению правительства, именующийся московский архиепископ Савватий дал подписку, что впредь ни под какими бумагами он не будет подписываться и именовать себя архиепископом. Эта подписка равносильна отречению от сана «страха ради человеча», за что он, Савватий, по 62 апостольскому правилу подлежит извержению, и ему бы следовало поэтому удалиться куда-нибудь в монастырь, чтобы жить там и доживать век свой простым иноком. И более разумные люди из старообрядцев находят, что так бы именно ему следовало поступить, что законность его архиерействования теперь уже сомнительная; а противуокружники и прямо обличают его в этой незаконности, поставляя на вид, что по силе указанного апостольского правила, он даже и в том случае, «аще покается», должен быть принят «яко мирянин». Но для Савватия подобное дело не новость, – еще будучи «Тобольским епископом», он официально же отрекался от епископского звания, и несмотря на то, что Антоний со своим советом тогда именно судил его за это отречение, все же однако продолжал «архиерействовать» у раскольников и даже сделался у них «Московским архиепископом»: теперь он точно так же нимало не думает об оставлении кафедры, повторяя свое любимое «ништо», чем приводит московских старообрядцев в большое смущение. Притом же они находят, что «владыка-Савватей» слишком уж стар, убог и скудоумен, что и поэтому давно бы пора ему на покой. Вообще, вопрос об удалении Савватия возбужден теперь у московских старообрядцев, и чтоб решить его, ожидают только возвращения из-за границы одного властного в старообрядчестве лица, без которого приступить к решению этого дела затрудняются. Между тем есть уже и лицо, очень желающее заместить Савватия, – известный Паисий Саратовский, который в чаянии кафедры у московских раскольников и живет более в Москве, нежели в Саратове. У раскольников должно быть дозволительно епископам жить и вне своих епархий. Но достигнет ли Паисий своих ожиданий, это еще сомнительно, так как у него есть не мало недоброжелателей в среде московских старообрядцев, и во главе их стоит сам Савватий, весьма недовольный его пребыванием в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В 1731-м году Адмиралтейская Коллегия возбудила вопрос об устройстве на морском корабельном дворе церкви. По справке у соседних церквей, оказалось, что ближайшими церквами к морскому двору являются Исаакиевский собор и Вознесенская церковь , – первый в расстоянии 400-т сажень «через реку» и вторая – в расстоянии 190-и сажень. Причт Исаакиевского собора признал для себя невозможным совершать требы на корабельном дворе за дальностью расстояния. А причт Вознесенской церкви заявил, что он мог бы совершать требы на корабельном дворе, «кроме часовенной службы»; двор «письменно числился» в приходе Вознесенской церкви и только с 1732-го года исключен из ведомостей в виду того, что обыватели двора «Вознесенских священников ни с какими требами в тот двор не зывали». В 1733-м году вновь был возбужден Адмиралтейской Коллегией вопрос об устройстве на корабельном дворе церкви. Проектировано было при адмиралтейской часовне соорудить полотняную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В это время – с 22-го сентября 1732-го года – на корабельном дворе был уже свой белый священник, который и положил начало приходу 2273 . В Ревеле был морской гошпиталь, при котором иеромонахи и оставались на зиму 2274 . Впоследствии это место сделалось постоянным 2275 . До 1739-го года здесь служил иеромонах Никандр Златоустовский. а с 1739-го года иеромонах Мелхиседек. Был гошпиталь и в Кронштадте. С 1725-го года обер-иеромонахом был состоявший в Ревельской эскадре иеромонах Иустин (Рудзенский). Он скончался 10-го апреля 1727-го года 2276 . Некоторое время после его кончины обер-иеромонаха не было и был только командующий – иеромонах Иона (Ключарев) Казанский, все время с 1720-го года остававшийся во флоте 2277 . 18-го декабря 1727-го года и он скончался 2278 . У него в Симбирске были 2 сына. В некоторых документах он именуется и обер-иеромонахом 2279 . Его место в эскадре заступил иеромонах Исаия (Волошенин) 2280 . Он оставался без утверждения в виду неопределенных о нем сведений из Иностранной Коллегии 2281 . В кампанию 1729-го года «начальником над прочими» назначен иеромонах Лука головщик 2282 . Однако, в 1730-м году «командующим?»» в Ревеле опять был иеромонах Исаия 2283 . Но в 1731-м году он был вовсе отрешен от эскадры 2284 . В 1731-м году назначен обер-иеромонахом состоявший в Ревельской эскадре иеромонах Карион Николаевский 2285 . В 1734-м году обор-иеромонахом был вернувшийся в Невский Монастырь из Смоленска иеромонах Карион (Голубовский) 2286 . В 1742-м году при назначении во флот иеромонахов, обер-иеромонахом назначен иеромонах Пафнутий 2287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

се бо царствие Божие внутрь вас есть 614 ». Поэтому мы думаем, что народ из поучений Господа понимал, что Господь Иисус никогда не согласится добровольно быть их царем и решил в диких инстинктах своих, что надо употребить силу «восхитить Его да сотворят Его царя». Мы еще думаем по самому ходу рассказа Евангелистов 615 , что народ, собравшийся к Господу был уже в это время сильно возмущен и возбужден злодейством тетрарха Галилеи Ирода Антипы, который только что перед тем обезглавил Иоанна Крестителя. Весьма вероятно, что мысль сделать Господа Иисуса царем возникла именно в эту минуту озлобления народа, желавшего избрать себе властителя, который бы отомстил Ироду за его беззакония. Несомненно, что это народное возбуждение было бессмысленно, но оно доказывало однако, что они веровали в Господа как в Мессию и может быть мечтали (по крайней мере книжники), что они могут своею волею положить начало тому мечтательному царствию земного Мессии, которого они ожидали в заблуждении своем. Господь, зная их помышления и в сущности греховные и ложные стремления, удаляется сначала в горы. После же сего, т. е. после прибытия в Капернаум 616 , Господь даже на малое время удаляется из Галилеи в страны Тирские и Сидонские 617 , чтобы дать время народному волнению успокоиться, независимо от другой высшей цели – распространения благодати и на язычников 618 . Ин.6:16 . Яко позде бысть, снидоша ученицы его на море, Ин.6:17 . И влезоша в корабль, и идяху на он пол моря в Капернаум. И тма абие бысть, и не у бе пришел к ним Иисус. Чтобы подробнее изучить сие событие, надо обратиться и к другим Евангелистам. У Матфея 14:22, 24 указано что Господь Сам понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ, и отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине и вечером оставался там один, а лодка была уже на средине моря и ее било волнами, потому что ветер был противный 619 . Что Господу угодно было остаться наедине, и что Он отпустил учеников, – на это вкратце указано и в Евангелии от Иоанна словами стиха 15-го «отыде в гору един».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Обыкновенным занятием его после этого явления Ангела было плетение циновок. И все вообще отшельники много в этом упражнялись, так как, производя этот труд сидя, они могли легче сохранять внутреннюю сосредоточенность. Но он также иногда возделывал землю и работал в садах. Мы уже видели, что он принимал пищу лишь после захода солнца. Он проводил время от времени по пяти дней без всякой пищи и после столь долгого поста довольствовался маленьким хлебом, который размачивал в соленой воде. Когда он состарился, ученики добились от него позволения приносить ему ежемесячно олив, зелени и масла. Часто ему случалось проводить в молитве всю ночь; или, отдохнув до полуночи, он подымался и молился с воздетыми руками до восхода солнца или даже до трех часов вечера. Он находил столько радости в этом святом занятии, что, когда наступал день, он восклицал: — Солнце, солнце, зачем встаешь ты развлекать меня своими лучами, как будто ты выплываешь только для того, чтобы скрыть от меня блеск Истинного Света! Касьян, передающий эту черту из жизни Антония, прибавляет, что преподобный говорил: молитва инока несовершенна, когда, молясь, он чувствует и сознает сам, что молится. Это доказывает, насколько в своих молитвах Антоний поднимался выше чувств. Сладость, которую он тогда испытывал, внушала ему такое равнодушие к заботам о плоти, что он смотрел на пищу и на питье как на грустную необходимость, которой он уступал с сожалением. Ему даже было стыдно чувствовать, что он не может совсем убить ее в себе. И иногда, готовясь сесть за стол с братией, он оставлял их или для того, чтобы вовсе ничего не есть, или чтобы принять пищу одному, смущаясь делать, это перед другими. Все течение жизни его было сурово и трудолюбиво. Но это не мешало ему относиться очень снисходительно к другим, особенно относительно телесных подвигов, хотя он считал их весьма полезными. Он хотел, чтобы их принимали на себя с осторожностью, особенно молодые отшельники; и говорил при этом, что если действовать без такой рассудительности и руководиться в назначении подвигов собственным мнением, они подвергаются опасности впасть, в прелесть. Во время одного совещания его с несколькими пустынными старцами был возбужден вопросе добродетели, наиболее способной предохранить пустынника от козней врага и наиболее верным путем довести его до совершенства. Одни говорили, что это — посты и бдение; другие — равнодушие ко всем предметам; третьи — удаление в глубь пустыни; наконец, четвертые утверждали, что это есть милосердие к ближнему. Выслушав всех их, преп. Антоний решил, что эта добродетель есть смиренная тайна своих подвигов.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

Первоначальный монастырь преподобного Сергия, или послужившую родоначальницей лавры его пустыньку, должно представлять себе в таком виде: в глухом бору, на берегу речки, полурасчищенная поляна, на которой большой лес вырублен, но кой-где в виде редкой рощи стоят еще деревья и на которой везде лежат колоды от срубленных деревьев и везде торчат пенья; на поляне маленькая деревянная церковь и кругом церкви под деревьями и между деревьев 13 маленьких деревянных келлий; вся поляна или же значительная часть ее обнесена тыном, и внутри тына по-за кельями разделаны огороды. В настоящем монастыре надлежало быть игумену над братией. Конечно, никого другого могла пожелать братия в свои игумены, как самого преподобного Сергия. Но когда возбужден был вопрос об игумене, ему не было еще и 30 лет, при своих слишком молодых годах он страшился принять игуменство. На некоторое время он уклонился от игуменства тем, что смог дать братии готового игумена. Помянутый выше игумен, старец Митрофан, постригший преподобного Сергия в монахи, пришел к нему жить, когда собралась к нему братия; этот Митрофан, превращаясь из игумена в несобственном смысле в игумена в собственном смысле, и стал первым настоятелем Сергиева монастыря, став в одно и то же время и его священником. Но Митрофан, прожив в монастыре около года, скончался. Тогда братия решительно приступила к преподобному с просьбою и требованием, чтобы он принял на себя игуменство, и после более или менее долгого колебания, обусловленного тем же сознанием своей молодости, он наконец, уступая решительнейшим настояниям братии, принял на себя игуменство вместе с восприятием сана священства. Он поставлен был в игумены в 1344 году, имея 30 лет возраста. Еще более молодых лет был поставлен в игумены преподобный Феодосий Печерский, и очень можно думать, что пример Феодосия, который в последующее время Сергий, несомненным образом, постоянно имел перед своими глазами, и вдохнул в него решимость принять игуменство, несмотря на молодые годы В продолжение некоторого времени число братии в монастыре оставалось одним и тем же- 12 человек с 13-м игуменом: не выносившие пустынного жития и уходившие, а равно и умиравшие возмещались вновь приходившими, так что число неизменно оставалось 13.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Того, кого искали жены, ангел называет не Господом, не Сыном Божиим, а Иисусом Назарянином. Это он делает с тою целью, чтобы жены могли скорее понять его. В это время жены не имели веры в Иисуса Христа, как Сына Божия; Они искали не Господа, не Сына Божия, а человека Иисуса, который пришел из Назарета и пострадал на кресте в Иерусалиме. Распятым ангел называет Иисуса Христа потому, «что не стыдится креста, который есть спасение человеков а основание всех благ». (Феофил. Златоуст). – По Луке, ангелы прежде всего предлагают женам вопрос, в котором слышится порицание их прибытию ко гробу. Что ищите живаго с мертвыми? говорят ангелы женам. Жены заслуживали порицания потому, что думали об Иисусе, как о простом человеке, не могущем воскреснуть из мертвых. Не разумно было искать среди мертвых Того, Кто имеет власть над смертью . Не воскрешал ли Он мертвых? Если Он других возбуждал от смерти, то не ручалось ли это за то, что Он может победить смерть и выйти из гроба? Думать о Нем, как об умершем, не было никакого основания. Этим вопросом жены приготовились к тому, чтобы услышать известие о воскресении Иисуса. Это известие синоптики передают вполне согласно. По Матфею, ангел говорит: несть зде: воста бо – οκ στιν δε: γρϑη γρ, по Марку: возста, несть зде – γρϑη οκ στιν δε, по Луке: несть зде, но возста – οκ στιν δε λλ γρϑη. Слово γρϑη (буквально: он возбужден) подало повод некоторым утверждать, что воскресение Иисуса Христа совершилось по инициативе и силою Бога – Отца. Шлейермахер, например, в своем сочинении: «Христианская вера» (2, 93) замечает по этому поводу: «Воскресение Христа никогда не выставляется свидетельством живущего во Христе Божества, так как оно везде приписывается не Ему, а Богу. Сравн. Дeяh. II, 24; III, 15; IV, 10; X, 40 , Puмл. IV, 24 ; 1Kop. VI, 14; XV, 15 ; 2Kop. IV, 14 . Но это мнение не основательно: Иисус Христос неоднократно приписывает причину своего воскресения Себе Самому, например, говоря однажды о храме тела своего, Он сказал: треми денми воздвигну ю ( Uoah. II:19 ); этим Он, по следующему 22 стиху, предсказывал свое воскресение из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

И самый Кармил, который лежит близ моря великого, усаженный оливами и плодовыми деревьями, сплошь покрытый виноградниками, придет в такое запустение. что будет обнажен как пустыня. И все города будут опустошены А причина всех зол та, что по вине народа согрешившего возбужден гнев Божий. Все, что в смысле историческом мы сказали об Иерусалиме и Иудее, можно отнести к церкви Божией, когда она прогневает Бога и будет опустошена или пороками или гонениями, и когда там, где некогда был лик добродетелей и радость, поселится множество грехов и скорбей. Ст. 27, 28. Ибо так говорит Господь: опустошена вся земля, но однако совершенного истребления не сделаю. Восплачет земля и возскорбят небеса сверху, оттого что Я сказал. Я задумал, и не раскаялся, и не отвратился от того. С гневом соединено милосердие Божие: опустошается вся земля, но совершенного истребления нет, чтобы было кому разуметь милость Его. И небо сверху представится скорбным и сама земля восплачет оттого, что определение Господне достигло до конца; но Он не раскаялся о том, что определил и сказал. Раскаянием же Божиим обозначается то, когда отменяется прежде высказанное определение, и воспламенившийся гнев не доходит до конца. Грозил он чрез Иону; но висевший над головою меч победило множество слез и стенаний. (Ион. гл. 3) Ст. 29. От голоса всадника и метающего стрелу (или натягивающего лук) бежит всякий город (или область). Вошли в места непроходимые и взошли на скалы. А дальнейшие слова: вошли в леса или пещеры прибавлено Семидесятью. Слово Божественное изображаете войско разъяренного Вавилонянина, что пред страхом его весь народ оставить город и уйдет в места непроходимые; и однако гнева Божия отклонить не сможет. А все, как сказали мы выше, что в историческом смысле разумеется в отношении к Иерусалиму, относится к церкви, когда она прогневает Бога и будет предана или врагам во время гонения, или пороком и грехам. Ст. 30. А ты, опустошенная, что станешь делать? Вместо опустошенная, что в еврейском sadud; как перевел один Акила, другие перевели бедная и жалкая – по своей вине, оскорбив Бога милосердого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010