– Вот удобный случай помочь беднякам, – сказал он сопровождавшему его Троилу, и тот, стесняясь обнаружить скупость свою перед святителем, раздал убогим довольно много денег, но, возвратясь домой, стал сокрушаться об этой издержке до такой степени, что даже захворал... Поняв причину расстройства Троила, Иоанн, скорбя о нем, пожелал излечить его от еще худшего – нравственного недуга. И вот, придя к больному, возвратил он ему издержанные им деньги в больнице и сказал: «я принес тебе те деньги, которые ты по моей просьбе издержал в больнице, – получи их, но только напиши своею рукою, что ты предоставляешь мне получить от Господа то воздаяние, которое следовало тебе»... – Сребролюбец, обрадованный возвращением своих денег, не вразумился внушением, которое заключалось в предложении Иоанна, и поспешил написать требуемое Иоанном, не вникнув в смысл того лишения, которому сам он подвергал себя, и так успокоился, что вскоре почувствовал себя здоровым. Но любящий святитель со скорбию ушел от душевнобольного и молил Бога об его душевном исцелении. И Бог не оставил Троила спасительным вразумлением. В ту же ночь немилостивый епископ имел знаменательное сновидение: ему представился великолепный дом, над дверями которого золотыми буквами было начертано: «здесь – обитель и вечное успокоение для епископа Троила». Приятно ему было видеть такое загробное свое воздаяние... Но вдруг является величественный и грозный муж, который объявляет Троилу, что Царь всего мира повелел ему изгладить имя его, а вместо него начертать имя Иоанна, который приобрел этот дом ценою тридцати литр золота... – Это и была та сумма, которую истратил епископ в больнице и которую возвратил ему Иоанн... Вразумился тогда сребролюбец и в скорби своей пошел к Иоанну и рассказал ему о своем сновидении. Отозвался на его скорбь любвеобильный святитель и успокоил, вразумив окончательно наставительными беседами, которые наконец смягчили сердце немилостивого. Полная любви душа Иоанна не могла вмещать в себе никакого чувства, нарушающего мир с ближним. Таким образом всегда спешил он примирением с теми, кто по какому-нибудь поводу был возбужден против него. Однажды, когда в праздничный день он был в церкви и готовился совершать Богослужение, вспомнил он, что один из клириков, на которого наложил он, впрочем, заслуженное наказание, был огорчен и сохранял неудовольствие против него. Руководясь буквально словами Христа: «если принесешь дар твой к алтарю и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тя, оставь дар твой и поди прежде всего помирись с братом твоим», святитель действительно вышел из алтаря, подозвал к себе гневающегося на него клирика и в присутствии всех поклонился ему в ноги и попросил у него прощения, – и таким смирением возбудил раскаяние в самом виновном и совершенно обезоружил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Недостойный иер Михаил Поймите, что для меня м б только одна цель; и к ней не могут весть никакие внешние средства. Вы говорите: ради великого нужно решиться на средство – диссертацию. Но вопрос: великое ли выйдет? Я не верю во внешние планы – простите. Я уверен, что, когда у Вас чрезмерный избыток энергии придет в равновесие сил, – Вы согласитесь со мной и пойдете прямым царским путем органического роста души во Христе, не отступая ни на йоту и направляя на это всю свою активность. У нас начались богословские вечера. Два раза беседовал Ив Саввич [Пальмов] 776 о различных правосл Церквах. Теперь будет Евг Петр [Аквилонов] о Церкви. Булгаков М. И. – о регламенте. Я – о единении Церквей православных на одной почве и о средствах к этому. 20 марта 1887 г. 17 Дорогой о Антоний! Арсения в Ригу, 777 Доната 778 в Каменец-Подольск, Иустина 779 в Курск. Государь вчера утвердил, но официально будет объявлено в конце Пасхи. Поэтому поздравлять еще нельзя. Ректором, вероятно, о инспектор. 780 Но наверное неизвестно; то есть вопрос еще не возбужден. О Питирима, вероятно, в Ставрополь, в инспекторы 781 к пр Владимиру. 782 Я очень рад. Ныне Питириму пишу об этом. Сказал это ныне Саблер. – Может быть, к празднику не придется еще написать. В таком случае поздравляю с праздником всю братию. Дай Бог воскреснуть нам и духом и телом, соблюсти мир и радость о Дусе Святе. Ничего, ничего больше нам не нужно, как взаимной любви во Христе до полного самоотвержения. Нам следует выработать полную дисциплину любви, чтобы она никогда в нас не охладела, чтобы не было ни малейшей тени недоразумений. – Простите, что так скверно пишу. Дел непроходимая бездна. Ныне у нас была Наталья Петровна. Ваша обрученница, вышедшая замуж за генерала, 783 сходит с ума. – О диссертации нового ничего нет. Приселков начал печатать свое магистерское. 784 – Лобзаю всех. – Недостойный собрат Ваш и богомолец иер Михаил. 29 марта 1887 года 18 Дорогие отцы! Христос Воскресе! Поздравляю все братство с праздником Светлого Христова Воскресения. Да будем едино в воскресшем Христе. Молитвы любви да спасают нас взаимно. – Ваш недостойный богомолец и собрат иером Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

«Пути Господни неисповедимы» даже и по отношению к адвокатам и врачам... Как же не радоваться! Мы, не получившие ничего за эти дела, тоже искренно рады, что монастырь выиграл процесс. Но и при этом тревожат нас некоторые мысли, вопросы и сомнения. Например: «В харьковском обществе был возбужден этим процессом живейший интерес», говорит корреспонденция «Молвы»; но дело Веры Засулич тоже возбуждало интерес. Когда Веру оправдали, «интеллигенция» берегов Невы аплодировала и проливала слезы восторга... Любопытно было бы знать, аплодировала ли в этом случае харьковская публика серьезному и правдивому решению харьковского суда? Мы думаем, что нет... Монастырь – не реальное училище... Монахи – это ведь крайняя правая... В Пантелеймоновском Афонском монастыре, например, есть один мул. Его кормят и хранят, но на него никто не смеет садиться только потому, что Царский Сын, Его Высочество Великий Князь Алексей Александрович немного проехался на нем... В монастырях одни вовсе не философствуют, а другие думают, что всё злое – в нас самих, в нашей природной греховности, а не в том или другом общественном устройстве; считают земную иерархию отражением небесной и т.д. Какие же тут могут быть аплодисменты? Мы полагаем, что самый приверженный сын Церкви из присутствовавших на этом, в самом деле замечательном процессе вышел из залы очень скромно и перекрестился где-нибудь за углом, озираясь. И еще раздирающий вопрос... что это значит: «В высших сферах проект этот был встречен довольно неблагосклонно; Хрущеву было предложено пожертвовать имение на какое-нибудь другое полезное учреждение»... Так пишет корреспондент «Молвы»... Что такое эти высшие сферы?.. Уж не обмолвился ли корреспондент?.. Полезное учреждение? В государстве православном что же может быть полезнее духовно-православного учреждения? Каковы бы ни были монахи сами (мы знаем, что в наше время и они очень ослабели), но учение их уже потому правильно, что в нем больше практической реальности, чем в учениях уравнительного оптимизма... Монахи пессимисты для земли...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Русская наша пословица о дитяти на семи нянях здесь оправдывается в лучшей степени. Для иллюстрации приведем нисколько характерных примеров с натуры. Вот два прихода – рядом, один одноштатный, средний, другой – двухштатный, большой, с двумя молодыми священниками; в первом трудами одного священника устроены в короткий срок, кроме двухклассной школы, – и библиотека-читальня, и рукодельная, профессиональная школа, и приходское попечительство; в другом же – ничего подобного, кроме школ, открытых светскими лицами. Или другой случай: многоклирный соборный причт с настоятелем – благочинным, при возникновении нужды навести справки в прежних указах, или епархиальных и Церковных Ведомостях, обычно посылает за таковыми в ближайшую одноштатную церковь … Или наконец еще: в том же соборном приходе лет 15 тому назад, по распоряжению епархиального начальства, возбужден был вопрос об открытии приходского попечительства, сгоряча изыскано было немного денежных средств, но на этом начале дело встало и с той поры дело не подвинулось ни на шаг. Такими или подобными фактами многоштатные приходы, можно сказать, изобилуют. Таким образом ясно, что в новом устройстве, – по инструкции, и причты, и приходы многоштатные получают условия вполне неблагоприятные для развития их жизнедеятельности. V. Считая достаточно доказанным положение свое о малопригодности и нецелесообразности настоятельских инструкций, – действующей и проектируемой, в заключение находим себя в праве выразить пожелание, чтобы для многоклирного духовенства вместо них выработано было другое законодательство, новое – на новых началах. А именно, – чтобы взамен нехристианского, бюрократического принципа – произвола, деспотизма старших и всяческого обезличения и утеснения младших, – в нем принят был за основание истинно-христианский принцип пастырского братства, единодушия и любви во Христе, церковной соборности, —189— истинной коллегиальности. В этом последнем отношении для нового устройства многоклирного причта некоторым образом могут служить даже светские коллегиальные учреждения, – думы, управы, советы и пр., где в среде равноправных членов старшему не дается власти над товарищами, а лишь – первенство, председательство, и где кроме правящего совета (управ) имеется еще особый класс низших служителей (канцелярия).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается до частного и частнейшего содержания каждого из трех отделов, то их так много, что одно их оглавление, занимающее 8 страниц, показывает их чрезвычайное обилие. Здесь, можно сказать, не оставлено без внимания ничто существенное, и даже много уделено, сравнительно, не очень важному. И на все, большею частью, даются очень положительные ответы, иногда даже легальные. Хотя правда, случается, что толкуется закон не вполне верно. Напр., относительно очень интересного в настоящее время вопроса о правах на законоучительство говорится, что православная церковь не допускает народных учителей-мирян к преподаванию закона Божия по указанию VI вселенского собора. Вот что говорится в 64 правиле этого собора: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзати слух приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися божественному. Ибо в единой церкви разные члены сотворил Господь по слову апостола, а не все апостолы, не все пророки, не все учители ( 1Кор.12:1828 ). Аще кто усмотреть будет нарушающим это правило, на 14 дней да будет отлучен от общения церковнаго». Если бы православная церковь держалась обычая не допускать большинства народных учителей к преподаванию закона Божия на этом основании, тогда бы она не позволяла никому из мирян законоучительствовать, а между тем окончившие богословский семинарский курс имеют на это указанное право. Таким образом, причина недопущения всех народных учителей к преподаванию закона Божия находится в недостаточности их богословского образования, с устранением которого не станет и этого ограничения. Поэтому, указание в настоящем случае на вселенский собор сделано г. Ширским напрасно. Оно только может питать излишний антагонизм. Требовать от человека достойнейшего и способнейшего к законоучительству – принадлежности к клиру, и ради отсутствия его в клире, в человеке, имеющем достаточные сведения в законе Божьем, отрицать право на преподавание закона Божия это значит быть узким клерикалом, или потворствовать клерикализму, который, слава Богу, пока еще не производит у нас того страшного антагонизма между клиром и обществом, который возбужден на западе, особенно через римский клирикализм. 417

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Когда они переселился в Александро-Невскую Лавру: Петербургская паства, в каждый Воскресный день стала слышать поучения из уст Преосвященнейшего Митрополита Михаила. По совершении Священнодействия, в известное время выходил он из Олтаря на амвон чтения, а иногда, для удобности слушателей, на амвон облачения; и, стоя с одним Пастырским жезлом, без налоя и без всяких пособий памяти, беседовал, можно сказать, не только устами к устам, но и сердцем к сердцу сынов Церкви. Духом Пастыря возбужден был дух паствы. Стечение народа в Лавру было превеликое. Троицкий Собор был достаточен; но для зимы Благовещенскую Церковь Преосвященнейший принужден был распространить; а по времени, находя и сие неудовлетворительным решился устроить близ ее другую, более обширную. Чрез несколько месяцев по вступлении Преосвященнейшего Михаила на Кафедру Санкт-Петербургскую, соединилась с нею под его начальством и Новогородская, и принесла ему новые труды и попечения. Важная обязанность первенствующего Члена Святейшего Синода не воспрепятствовала ему найти время для посещения обеих Епархий, которое, прежде его, по сей самой обязанности, долго было отлагаемо. В следующее лето посетил он Новгород, и часть Новогородской Епархии, которую знал уже прежде; потом продолжал трудное сушею и водою путешествие по таким местам Санкт-Петербургской Епархии, которые или очень давно, или никогда невидали своего Архипастыря, оставив, между прочим, незабвенную память назидательного посещения в братствах Валаамского и Коневского общежительных Монастырей. Как соединял он кротость с ревностию, милость с правдою, твердость с уступчивостию в суждениях по Епархиальному и высшему управлению Церкви и духовных училищ, знают те, которые имели случай быть участниками, или свидетелями, или предметом действования его в сем роде! Но в сем поспешном начертании мне не можно следовать за ним по всем разнообразным и обширным предметам его деятельности. Чтобы можно было судить о ее напряженности, укажу только на ее предел, то есть, на отдохновение. Во время послеобеденное, для которого самая природа некоторым образом предписывает закон покоя, отдохновение Преосвященнейшего Митрополита Михаила состояло обыкновенно в наблюдении за новым Изданием своих сочинений, которое он, при Высочайше дарованных средствах, начав до вступления в Епархию Петербургскую, и после сего продолжал и совершал под личным своим надзором. Так отдохновением для него было то, что другие почли бы не легким делом! Он столь далек был от утомления, что, видя новое Издание (состоявшее из 3000 экземпляров) разшедшимся в то самое время, когда оно было окончено, готов был предпринять другое, имея притом в виду некоторую благотворительную цель. Но мысль сия не исполнилась: надобно было, чтобы благость Государя вновь пришла на помощь, дабы могли выйти в свет многие его сочинения, прежде не напечатанные; и чтобы тем оказано было бедным сродникам Преосвященнейшего по его кончине вспоможение временное, а множеству читателей духовное Благодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Изгнася Иоанн Златоуст ... и обиду вдовицы виноград по смерти определи. – Патриарх Никон вспоминает сюжет из Жития Иоанна Златоуста , в котором рассказывается о том, как святитель Иоанн заступился за вдову, у которой после смерти ее мужа Феогноста, оклеветанного боярином Гаем, царица Евдоксия отобрала виноградник – Маргарит 1641, 98 об.– 104. Изгнася Филип митрополит, но паки ста противу лицу оскорбивших его. – Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (в миру Федор Степанович Колычев) (1507– 1569). До поставления в митрополита был игуменом Соловецкого монастыря. Митрополит Филипп последовательно проявлял несогласие с политическими взглядами царя Ивана Грозного, требуя, чтобы «великий князь отставил опришнину». Разрыв между царем и упрямым митрополитом произошел весной 1568 г. во время службы в Успенском соборе: митрополит Филипп отказался благословить царя. Против митрополита был возбужден процесс, на котором его обвинили в «порочной жизни». 8 ноября в день архангела Михаила, когда митрополит Филипп совершал по просьбе царя праздничное богослужение, в церковь ворвались опричники, сорвали с митрополита святительские одежды и отправили его в монастырь Николы Старого (или Богоявленский). Чтобы окончательно сломить дух святого, царь отправил ему в монастырь голову казненного родственника. Вскоре опального митрополита сослали в Тверской Отроч монастырь, где во время похода Г розного в Новгород Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа в келье подушкой. Митрополит Филипп стал символом непреклонности в выполнении обязанностей, налагаемых духовным саном. А мученический венец сделал его одним из самых популярных святителей в Древней Руси. В 1591 г. по просьбе братии Соловецкого монастыря моши святого были перенесены из Твери на Соловки. В 1652 г. новгородский митрополит Никон перенес моши святого в Успенский собор Московского Кремля. На Соловках во время литургии Никон читал грамоту от имени царя Алексея Михайловича, в которой государь молил святого «разрешить согрешение прадеда нашего царя и великаго князя Иоанна» – Буланин 1989, 466– 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для уяснения сейчас сказанного внимательно вникнем в обстоятельства, которыми сопровождалось устроение этого святилища. Прежде всего мысленному взору нашему представляется, что чрез все время устроения этого храма, от основания его до настоящего дня освящения, события, относящиеся к устроению его, носят отпечаток лишений, нестроений и вообще много такого, что могло служить препятствием к благоуспешному ведению дела строительства, видны как бы чьи-то усилия к уничтожению начатого храмоздания. Над этим храмом Живоначальной Троицы как бы повторилась участь второго Иерусалимского храма Иеговы, который был оставлен строителями на половине работ по причине многих препятствий, встреченных ими при производстве строительных работ. Оставив храм, иудеи занялись построением собственных жилищ. Свою небрежность в этом отношении строители хотели оправдывать тем ложным предположением, что якобы еще не пришло время построения храма Божия. На обличение их и для возбуждения готовности к продолжению оставленной постройки послан был пророк Аггей, который в обличительной речи своей от лица Божия говорил народу и представителям его: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень»... А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь: одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что?.. За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» ( Агг.1:2,4–6 ,9 ). Не то же ли было и здесь, с этим храмом? Не так же ли думать о нем готовы были некоторые, а может быть многие, что не время строить дом Господень, и стали строить свои домы, устроять здания для общественных увеселений, созидать храмы наук и искусств? Там, при построении Иерусалимского храма, Господь возбудил дух правителя народного и первосвященника к возобновлению строительных работ – и здесь было нечто подобное: и здесь был возбужден дух главы города и святителя-первосвященника, которые и увлекли за собой дух городских обитателей к восстановлению развалин храма. Пошли приношения крупные и мелкие; храм стал расти не по годам, а как бы по дням и часам – откуда что бралось! Назначенный в мыслях человеческих к уничтожению, храм этот, по чудному устроению Всезиждущей и Живоначальной Троицы, явился теперь в такой красоте и величии, каким мы его видим. Насколько этот дом Святой Троицы был жалок, беден, уничижен в дни смирения своего, настолько он любезен и великолепен теперь, хотя еще и скуден средствами для будущего своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

III. Историческая судьба учения Оригена о Св. Троице До арианства В 231 г. Ориген должен был навсегда оставить Александрию. Один александрийский собор приговорил его к изгнанию из этого города, другой – к лишению священнического сана 909 . Чем мотивировали свой приговор отцы соборов, невыяснено; несомненно, что еще при жизни Оригена возбужден был вопрос о его православии, и он писал по этому поводу к Фабиану, епископу римскому, и многим другим 910 , но неизвестно, подвергалась ли сомнению чистота вероучения Оригена о Св. Троице, равно как и то, был ли вопрос о его православии поставлен еще на александрийских соборах. Вся эта буря, поднявшаяся против Оригена , не имела, однако, важных последствий для славы его имени. В самой Александрии должность катехета в огласительном училище преемственно занимают ученики Оригена – непосредственные или посредственные 911 , и его имя окружено столь блестящим ореолом, что для трудолюбивого, даровитого Пиерия не находят названия более почетного, чем «младший Ориген » 912 . Преемниками догматического воззрения Оригена были его преемники в звании катехета Дионисий Великий, Пиерий и Феогност. Время деятельности Дионисия Великого уже в сане епископа александрийского совпадает с эпохою особенного оживления и успешной пропаганды савеллианства, борьба с которым дала ему громкую известность. Свою полемику он повел с большею энергиею, чем тактом и осмотрительностью: поставив своею задачею – осветить с возможною силою различие между Отцом и Сыном, Дионисий думал достигнуть своей цели как тот неискусный садовник, который, выпрямляя искривившееся молодое дерево, искривляет его в противоположную сторону 913 . В одном из своих писем Дионисий допустил такие выражения: «Сын Божий есть творение и происшедший. Он не есть собственный Сын Отца по природе и столь же различен от Него по существу Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение, Он не был, прежде чем произошел» 914 . Это письмо возбудило сильное волнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Также известно, что русский великий князь Владимир в 987 году возбужден был к обращению в христианскую веру видением или рассмотрением представленной ему греческими иноками иконы Страшного суда Божия. Впрочем, обыкновенный опыт достаточно убеждает в том, насколько зрение возбудительно действует на человека. Между прочим, издавна вошел в употребление обычай изображать близких родных или знакомых красками или фотографией и держать эти изображения на видных или почетных местах, даже нередко целовать или на себе носить такие портреты. Это делается, конечно, из памяти и уважения к любимым лицам или к благодетелям своим. Не тем ли более из глубочайшего почтения, уважения и любви к высшим благодетелям людей – Господу Иисусу Христу, искупившему их честной кровью Своею, к Пресвятой Богоматери, святым угодникам Божиим и ангелам, всегда за людей молящимся и от бед избавляющим их – христиане должны иметь и достойным образом чествовать изображения их на доске или на полотне! Из опыта известно, что многие из не признающих святые иконы – весьма плохие почитатели Бога, Спасителя, Божией Матери и святых и мало-помалу даже совсем заглушают в себе наклонность ко всякой молитве к Ним. Между тем чествование святых икон так естественно людям и весьма многополезно для них, что отвергать иконы или не прибегать к поклонению им по меньшей мере неразумно. Святые иконы могут возбуждать и усиливать в людях любовь к Богу, Спасителю, Божией Матери и святым. Чрез образ Бога человек живо представляет себе беспредельное величие существа Божия и бесконечных совершенств Его, и в сознании своей всецелой зависимости от Бога и из благодарности к Нему за бесчисленные и великие милости и благодеяния естественно любит и прославляет Бога душой и телом, искренно благоговеет и поклоняется пред Ним. В самом деле, когда мы имеем пред собой образ любимого нами лица, то любовь наша к нему более и более усиливается, надежда на него утверждается и вера в него умножается. И без сомнения, не так часто мы возводили бы ум и сердце к Богу, Спасителю или святым Божиим, если бы не имели образа пред глазами, а чаще смотрели бы на другой образ, положим, любимого нами человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010