Синода. 28-го числа я предполагаю выехать на короткое время в Тверь для освящения моей домовой возобновленной церкви, а на обратном пути из Твери должен заехать в Теребенскую пустынь также для освящения храма. Не многие из присутствующих в Синоде архиереев имеют такое удобство, какое имею я в сообщении с своею паствою. Кроме того, благодаря близости Твери от СПб, я имею здесь своих коней с экипажем, и даже получаю оттуда не только некоторые продукты для своей свиты, как-то: огурцы, картофель и пр., но и сено для лошадей; а это – большой расчет для экономии. Что нового у Вас? Как Вы устроили молодых студентов, не поместившихся в стенах академических? В здешней академии оказалось излишних 16-ть человек, и немало о них было толку в Синоде. Вопрос о новом Ректоре для здешней академии окончательно еще не решен; вероятно, на сих днях, с приездом К. П-ча, решится. Мне предстоит избрание для себя Викария. Мысль моя склоняется к тому лицу, которое Вами было мне рекомендовано прошедшею зимою. Могу ли я быть уверен, что он будет мне добрым и верным помощником в управлении епархиею? Скажите мне об этом откровенно“. Еще в 1876 г., по поводу усмотренных в некоторых из печатных богослужебных книг грубых опечаток и неудобопонятных речений возбужден был покойным митрополитом Московским Иннокентием (1879 г.) вопрос о пересмотре этих книг. Вследствие сего учреж- —46— 1883 г. день был, для этой цели, в Москве Комитет из ученых и образованных лиц, под председательством настоятеля Покровского собора, протоиерея Николая Надеждина. Совершенный этим Комитетом труд представлен был на благоусмотрение Св. Синода. Для пересмотра этого труда Св. Синодом образована была в 1881 г. особая комиссия, под председательством присутствовавшего в Синоде Преосвященного архиепископа Кишиневского Сергия. Комиссия эта успела пересмотреть к 1883 году текст четвероевангелия и труд свой представила Св. Синоду. В мае 1883 г. Преосвященный Сергий уволен от присутствования в Св. Синоде и на его место назначен был архиепископ Тверской (т. е. я). Продолжение начатого Комиссией труда по пересмотру богослужебных книг указом Св. Синода от 28-го сентября за 3039 возложено было на меня. Членами состоявшей под моим председательством Комиссии оставались те же лица, какие были и при моем предшественнике, а именно: Ректор С.-Петербургской Д. Семинарий, протоиерей Николай Розанов , Настоятель Спасобочаринской церкви, протоиерея Василий Михайловский и законоучитель 2-й военной гимназии, протоиерей Петр Лебедев. Заседания нашей комиссии происходили раз в неделю. В продолжении двух лет моего председательствования в этой комиссии (с Октября 1883 г. по Ноябрь 1885 г.) нами пересмотрен был текст Служебника и половины Требника. При этом пересмотре мы имели под руками как греческие книги, так и старинные славянские издания пересматриваемых книг. Все члены комиссии с любовию и усердием занимались исполнением возложенного на них поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этот период христианская Церковь стояла еще в связи с эллинизмом и взяла от него все, чем только она могла воспользоваться. Второй период начинается от Халкидонского Собора (451 г.). Первая, большая половина его есть время, когда государственная Церковь, покоющаяся на никейской основе, направляемая императором, епископом и монахом, получила права гражданства. Но после некоторого времени относительного спокойствия снова был возбужден вопрос об отношении Божественного и человеческого в личности Спасителя. Противоположность антиохийской школы и ново-александрийской теологии, которая доселе чувствовалась (понималась), как единственно церковная, обострилась в этом вопросе, и александрийскому епископу удалось продвинуть его в центральный пункт церковного интереса. Возгоревшийся великий спор даже видимо не был улажен на двух Ефесских Соборах (431 и 449 г.), а только на Халкидонском Соборе благодаря широкой негативной формуле. Формула эта, продиктованная Западом в лице папы Льba I, была признана, не без влияния императора, Собором, по смыслу Запада, неизменною верою отцов, в смысле же Востока — компромиссною формулою, нуждающейся в толковании и для многих не вполне ортодоксальною. Не без основания поэтому халкидонская формула названа «национальным несчастием» для Византийского царства. Все Соборы, бывшие до Никейского, относятся к разряду Поместных Областных Соборов. Никейский Собор был первым в жизни христианской Церкви, который охватывал весь христианский мир — orbis christianorum. На нем присутствовали 4 важнейших митрополита — Римский (чрез своих делегатов), Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Никейский Собор представлял собою первый пример или случай, когда светская власть приняла деятельное участие в устройстве Собора. Никейский Собор был созван Константином Великим, повелителем Востока и Запада. Это был действительно συνοδος οικουμενικη. Такой же характер носили Соборы Ефесский, Халкидонский, Константинопольский и другие. Поэтому постановления их получали общеобязательный характер для всех христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Посещение пастырем пасомых имеет большое значение как для самого пастыря, так и для пасомых. Внутренние переживания от этих посещений у пастыря таковы: умягчение сердца, воодушевление, прилив новых сил, духовное утешение. У пасомых подъем религиозного чувства, любовь ко всему церковному, большая преданность пастырям Церкви. Один принявший Православие из лютеран так описывает свое душевное настроение. «Меня, – говорит он, – поразила та тишина, мир и благодатная обстановка, какую я стал испытывать при посещении православных храмов – особенно это я чувствовал, когда бывал у раки Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Эта-то тишина и дала мне толчок стремиться к Православию, а когда я перешел в него, то я испытал еще и следующее чувство: лютеранство, в котором я прежде находился, давало мне пить из чаши духовной только отчасти, наполовину, в Православии же я эту чашу стал пить всю полную». То обстоятельство, что ты часто бываешь мелочен, несерьезен, гневлив, безсодержателен, нечист в помыслах – все это должно тебя убеждать, насколько ты несовершенен и укреплять тебя в смирении. Но ты не думаешь о себе, не внимаешь своему «я», не замечаешь своих несовершенств, которые, повторяясь безпрестанно, свободно создают в тебе человека дурного, скверного, во всех отношениях несовершенного, ограниченного. Как хорошо быть свободным от дурных, нечистых помыслов и чувств! Это здорово не только в нравственном, но и физическом отношении. Тогда чувствуешь свободу, широту духа, не стесняешься прямо смотреть в глаза людям, тогда сердце открыто бывает для любви к ближнему и на всякое благо, тогда ощущается свежесть, бодрость всего организма. И, наоборот, загрязненность души сказывается в тесноте, подавленности настроения, тогда стыдишься людей, тогда не так скоро двигаешься на что-либо доброе, а организм бывает вял или нервно возбужден. Когда мы видим молящегося, то проникаемся к нему уважением и чувствуем, что этот человек совершает высокое дело. И это потому, что молитва действительно такова есть. Она для души то же, что пища для тела. Если лишим тело пищи, то тогда ноги слабеют, в руках появляется дрожь, и весь организм ослабевает. Так, если из души вытравлена молитва, то тогда помыслы наши рассеиваются, воля слабеет, чувство грубеет. Но вот организм подкреплен пищею, – тогда он бодр, свеж и трудоспособен; и наша душа, когда есть у нас молитвенное настроение, удобоподвижна на все доброе. И думается нам, что та неустроенность нашего внутреннего состояния, какая замечается ныне – именно происходит от того, что у нас нет молитвы. Нет молитвы, и ум наш склонен к неверию и рассеянности, нет молитвы, и воля наша не может устоять против всякого рода искушений и соблазнов, нет молитвы, и сердце наше не понимает и не ищет высших духовных наслаждений, а утопает в чувственных удовольствиях и пороках. Молитва же делает человека духовно-настроенным и высоко нравственным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

По исполнении сего послал в Переславль Залесской слугу Алексея Острецова к Воеводам Ивану Волынскому и Князю Феодору Волконскому просить о немедленной Москве помощи: а между тем Троицкого Монастыря Архимандрит Дионисий и Келарь Аврамий Палицын, разослали во все города Российской державы, к Боярам и Воеводам окружныя грамоты, в коих описывая плачевное Москвы состояние, молили их о собрании соединения и о вспоможении царствующему граду. И сими писаниями возбужден был Боярин Князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой со всеми служивыми людьми из Калуги пришел к Москве, где соединившись с приводцами, пришедшими по совету Троицких Властей от Переславля, Коломны, Тулы, Владимира и иных Городов, учинил с Поляками бой, и их разбив, овладел Белым Городом и воротами Яузкими Покровскими, Флоровскими, Стретенскими, Потровскими и Тверскими, и Поляков осадил в Китае Городе. Потом показанные, Архимандрит Дионисий и Келарь Аврамий Палицын, по совету Бояр и Воевод, писали вторично в Казань о вспоможении Москве, которое их писание имело успех: ибо по получении его Казанские и всех понизовских градов Бояре и Воеводы пришли с войсками к Москве, и сшедшись взяли Ново-девичь Монастырь, в котором осаждены были Литвяне; также Водяныя, Чертольския, Арбатския и Никитския ворота, а чрез то осажденных Поляков крайне притеснили. Сии счастливые успехи удержаны были потом на время несогласием и несоюзством Российских воинов, а наипаче взволновавшимися Козаками. Они убили Коломенского Воеводу Прокофья Ляпунова и Ивана Ржевского, от чего все приводцы войск, впад в недоверчивость, отступили и ушли из под Москвы, где остался один только князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой. По таковом Российского воинства отступлении осажденные Поляки получили в помощь Гетмана Сапегу, а с ним ввезено в город не малое число запасов. И таким образом усиленные Поляки овладели частию Белого Города, начиная от Алексеевской башни до Тверских ворот. В сем состоянии оставленный один Трубецкой, от Гетмана Хоткевича, вновь пришедшего из Польши со многим воинством, был осажден в такое время, когда отечественное войско претерпевало недостаток в съестных припасах, также порохе и свинце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К подобным просьбам, особенно заявлявшимся от лица многих, напр., на съездах духовенства, преосв. Макарий всегда относился сочувственно и поддерживал их своим ходатайством пред высшим начальством. Во время управления Литовской епархией преосв. Макария и отчасти при его содействии, а отчасти и благодаря удачному стечению обстоятельств, казенное жалованье духовенству было увеличено более чем вдвое 1508 . Менее удачно разрешился вопрос об устройстве казенных помещений для причтов Литовской епархии. Но в этом не безвинно было и само духовенство. Последнее, как мы отчасти могли уже видеть это из отчетов преосвященных викариев Литовской епархии, не совсем правильно посмотрело на дело обеспечения его готовыми помещениями. Своим безучастным отношением к этому делу Литовское духовенство немало затормозило его. В таком же положении оказалось и другое – не менее важное – дело об обеспечении вдов и сирот духовенства Литовской епархии. Вопрос об этом был возбужден еще в 1870 году и весьма сочувственно был принят преосв. Макарием. Но, к сожалению, благодаря разным встретившимся затруднениям и препятствиям, он так и не получил разрешения в годы управления преосв. Макария Литовской епархией 1509 . 3 (Число и состояние монастырей Литовской епархии перед вступлением в управление ею преосв. Макария. Правила для монастырей Литовской епархии, введенные преосв. Макарием в 1869 г. Тип западно-русского православного монастыря. Несостоявшийся проект введения общежития в монастырях Литовской епархии. Закрытие трех монастырей Литовской епархии. Отношения преосв. Макария к духовно-учебным заведениям Литовской епархии. Несостоявшийся проект учреждения высшего духовного училища (Академии) в Вильно). Ко времени вступления преосв. Макария в управление Литовской епархией в этой последней было всего 12 монастырей, из которых 10 было мужеских и 2 женских 1510 . За исключением мужеских – Виленского Св. Духовского, Пожайского и Сурдецкого, которые всегда оставались православными и потому так и назывались древне-православными, и женского Виленского Мариинского, основанного уже при митрополите Иосифе Семашко в 1864 г., все прочие мужеские (Виленский Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Уже классическая картина: люди собираются вместе, и каждый - в своем мобильнике. Должна быть какая-то золотая середина. Вовсе исключить общение в социальных сетях было бы не совсем правильно в наше время, да и не все это могут: надо поддерживать какие-то контакты, связи. Но у нас обязательно должен быть институт очного общения, и, мне кажется, Церковь должна здесь сыграть важную роль. Очень важно, чтобы люди могли остаться после Литургии и посидеть, поговорить. Я часто бываю в Сербии, и там это - как часть богослужения, когда заканчивается Литургия, особенно в монастырях. Люди причастятся, а после Литургии обязательно идут посидеть вместе. В некоторых местах, если ты убежишь сразу, они даже обидятся. Такие посиделки называется послужение. Пьют кофе, перекусывают, разговаривают. Но, главное, происходит общение - полчаса, сорок минут. И хорошо было бы в монастырях и особенно в городских храмах найти такое место, пусть на улице, в беседках, для общения. Потому что людям не хватает общения. Ведь есть такая опасность: люди общаются в социальных сетях и перестают общаться друг с другом вживую. Мне кажется, развивать эту способность общаться друг с другом - одна из наших церковных задач. И мы должны давать людям такую возможность, давать им кров, где они могут пообщаться, особенно молодые люди, дети, подростки. Евангелие тоже идет через слово, через личное общение. Христос ведь не взял и не разослал всем письма, как, знаете, рассылают письма всем сотрудникам на работе, что у нас завтра будет совещание или какие-то новые установки. Да, апостолы писали послания, но они сами везде шли. Общение очень важно. Помню, несколько лет назад, когда был очень популярен ЖЖ, произошла серия междоусобных скандалов между православными. Я это наблюдал, и мне было совершенно ясно, что все это происходит оттого, что эти люди просто не встретились и не поговорили. - То есть соцсети дистанцируют людей: они уже общаются с аватарками, а не друг с другом? - Да, особенно когда люди скрывают свою личность. Это же вообще ненормально. Еще 30 лет назад это был какой-то совершенно невозможный способ общения. А есть и другое. Часто бывает, что ты написал, например в Фейсбуке или «ВКонтакте», что-то в сердцах, или ты ошибся, или ты просто был слишком возбужден, или ты не спал, выпил... И ты потом вроде бы и раскаиваешься в том, что написал, а уже и назад не вернешь, потому что то, что написано, уже написано. Бывает, люди влезли в какую-то богословскую дискуссию и что-то там наговорили. А потом они защищают свою позицию, они как бы уже заложники того, что написали, им уже стыдно забирать назад свои слова. Понятно, что если бы люди просто собрались, сели и поговорили, они бы поспорили, а потом кто-то сказал бы: «Действительно, я тут что-то нагородил, да ладно, это ерунда. Я не прочитал ту или ту книжку».

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/31/duho...

В 1620 г. на Украину приехал Иерусалимский патриарх Феофан IV и поставил для православных митрополита и епископов. 7 янв. 1621 г. в Трехтемировском монастыре в присутствии полковника П. К. Сагайдачного и большого числа казаков патриарх хиротонисал И. во епископа Владимирского и Брестского и назначил «прототронием» Киевской митрополии. По свидетельству современника-униата, на хиротонии И. особенно настаивали казаки. Когда кор. Сигизмунд III Ваза , узнав о восстановлении правосл. иерархии, разослал местным властям универсалы с требованием арестовать новопоставленных епископов, среди этих документов был универсал от 15 марта 1621 г. об аресте И. Вместе с митр. Иовом (Борецким) И. участвовал в казацкой раде, собравшейся в Сухой Дубраве 15 июня 1621 г., где иерархи призвали войско Запорожское встать на защиту Православия. На раде в ходе переговоров с королевским посланником была достигнута договоренность, что иерархи одобрят выступления войска Запорожского против турок, а войско Запорожское и правосл. духовенство получат возможность обратиться к властям Речи Посполитой со своими требованиями. Отправленное в Варшаву посольство возглавили Сагайдачный и И. Прибыв в Варшаву 20 июня, послы вручили королю «Протестацию» против действий власти и обоснование законности поставления правосл. иерархов. Нуждаясь в поддержке войска Запорожского накануне тяжелой войны с Османской империей, Сигизмунд III любезно принял послов. И. вспоминал, что король «клялся Богом живым, что было веры не нарушать» ( Флоря. 1991. С. 147), но позднее он убедился в том, что эти обещания не выполняются. Резиденцией И. на Волыни стал Святой Троицы монастырь в с. Дермань (ныне с. Дермань Вторая, Ровненская обл., Украина). И. активно защищал православных, выступая на сеймике в Жидичине, во Владимире и в Луцке. Эти действия вызвали недовольство противников, к-рые, по словам И., «учали наступать на здоровье мое и желать смерти моей» (Там же). Против И. был возбужден судебный процесс, связанный с деятельностью мон. Киприана, «старшего» в Почаевском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре. Когда митр. Иов (Борецкий) назначил Киприана своим наместником, тот начал рассылать митрополичьи «универсалы» и выступать против униат. «пастырей». Киприан был обвинен в уголовных преступлениях и измене и нашел убежище в Дерманском мон-ре. Когда власти потребовали выдачи монаха, И. отказался это сделать и 8 окт. 1622 г. дал вооруженный отпор королевским чиновникам, собрав слуг и крестьян, принадлежавших мон-рю. Обвиненные в гос. измене, Киприан и И. были вызваны на сеймовый суд в февр. 1623 г. И. на суд не явился и был снова вызван в февр. 1625 г. В случае повторной неявки приговор мог быть вынесен заочно. В таких условиях епископ решил искать убежища в России по совету Иерусалимского патриарха Феофана IV, к-рый дал ему рекомендательные грамоты к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету.

http://pravenc.ru/text/578515.html

Последние три дня, лежа на смертном одре, он ни с кем ничего не говорил, и вот в глубокую ночь пред кончиною слышат его поющим: «Утверждение на тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь ». 929 В 1735 году был возбужден вопрос о миссии в Екатеринбургском крае. Вследствие доношения императрице с. с. Татищева из Екатеринбурга об умножении в тамошних местах, особенно в лесах близь заводов Демидова, раскола и о необходимости прислать туда «ученого священника, который мог бы раскольников на путь истинный наставить», Св. Синод определил посылать московских священников, беспорочной жизни и ученых, или хотя и неученых, но способных к разглагольствию с раскольниками, по одному в раз, сроком на три года, если не пожелает остаться там больше. На первый раз был назначен священник Трехсвятительской, что у Красных ворот, церкви Иван Федоров, по поручению Синода и ранее того увещавший раскольников. Но определению не суждено было осуществиться. Скоро из Москвы от генерала Чернышева было получено письмо, в котором тот писал, что священник Иван Федоров его духовный отец, что по дряхлости ему до Екатеринбурга не доехать, да и порученное дело не выполнит как следует, что он, генерал, знает другого священника, Тимофея Ипатьева, священствующего в его вотчине, который, как учившийся в Новгороде славяно-российской грамматике и затем бывший учителем церковнопричетнических детей в Рязанской епархии, «по науке своей то увещание и разглаголание, с Божиею помощью, к раскольникам с удовольствием показать может». Так как, уволив Федорова, Св. Синод назначил навести об Ипатьеве справки, то дело затянулось. 930 В 1740 году Св. Синод новым определением положил послать на заводы Демидова и Осокина, для увещания раскольников, на время переписи их, «искусных духовных персон» по усмотрению Тобольского митрополита. Миссия, действительно, теперь состоялась, но успеха почти не имела. 931 Из лиц, трудившихся или исключительно по любви к истине и незнающим её, или вместе и по обязанности служения, и больше неофициально, одни приобрели известность своею миссионерскою деятельностью, другие преимущественно полемическою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

совершена была им «по собственному почину» («Посл. Новости», При прочтении всей переписки, предшествовавшей его приезду, видно, что вопрос о возстановлении мира и единства возбужден был не им, а Блаженнейшим Митрополитом Антонием. Правда мысль о приезде в Югославию впервые встречается в письме Митрополита Евлогия от 17/30 апреля, но в форме сообщения, что некоторые ревнители советуют ему ехать, но что по его мнению в данный момент его приезд не был бы своевременен. Приехал он только после настойчивых письменных и телеграфных приглашений Митрополита Антония. Сам Митрополит Евлогий в беседе с редактором газеты «Русский Голос» в Белграде  заявил, что «возбуждение вопроса о возстановлении церковного единства исходило от Блаженнейшего Митрополита Антония» (Рус. Голос, 1934 г. И в беседе с кореспондентом «Последних Новостей» вскоре по возвращении из Югославии, Митроп. Евлогий не приписывал себе инициативы поездки, упоминая о том, что предпринял ее, когда «с разных сторон стали раздаваться голоса, настоятельно просившие его приехать» При этом он почему то умолчал о приглашении Митрополита Антония. Равным образом, говоря о Соборе 1934 г. и о несостоявшемся приезде его, Митрополит Евлогий почему-то говорит только о пригласительной телеграмме Патриарха Варнавы, а не упоминает о том, что и сам Собор послал ему такую же телеграмму, на которую он ответил телеграммой же: «Благодарю Собор за приглашение, но физически невозможно приехать, письмо следует». Мы уже упоминали, что на заседании Синода в 1934 г. Митрополит Евлогий признал желательность объединения, обусловив его согласием Патриарха Вселенского и Епархиального Собрания с участием представителя Архиерейского Синода. Собрание это тогда не состоялось. Оно имело место только в 1936 г. и без участия представителя Синода. На этот раз ему предшествовало Совещание осенью 1935 г. в Сремских Карловцах под председательством Патриарха Варнавы, созванное по инициативе Святейшего. Совещание это выработало Временное Положение об управлении Русской Православной Церкви Заграницей и обратилось с посланием к зарубежной русской пастве за подписью Митрополита Антония, Евлогия, Анастасия, Феофила и Епископа Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

650 Пророческие книги Ветхого Завета (из академ. чтений 1817–1821 гг.)//ЧОЛДПр. 1873. Кн. 2. С. 163–165. Ср. также: «Псалом 78, по первому виду просто исторический, сам о себе возвещает, что он есть притча и загадка. Ключ к разумению сей притчи подает евангелист Матфей, открывая также сокровенное лице, которое оную произносит и которое есть Иисус Христос. Мф.13:34–35 . Посему можно догадываться, что разрешение сей загадки есть судьба церкви новозаветной, прообразованная в церкви ветхозаветной» (Руководство к познанию книги псалмов//ЧОЛДПр. 1872. Кн. 1. С. 18). Или в лекции о Песни песней: «Сверх того некоторые ищут здесь происшествий и судьбы церкви, однако ж искомого во всей полноте и ясности еще не обретают» (Учительные книги Ветхого Завета//ЧОЛДПр. 1874. Кн. 2. С. 184). 654 «Торжество продолжалось семь дней. Кроме чудес, которые запечатлели освящение храма, Бог два раза открывал о нем волю свою Соломону. Прежде нежели здание приведено было к окончанию, Он чрез пророка (сие можно заключить из снесения двух мест 3Цар.6:1; 9:2 ) обещал вселиться в нем посреди людей своих, если сохранят его заповеди. После в ночном видении уверял Соломона, что его молитва о храме услышана; обнадеживал его прочностью его царства; в случае же нарушения Своего завета угрожал изринуть евреев из земли обетования и самый храм предать опустошению» (Начертание. С. 359). 657 Шохин В.К. Святитель Филарет в истории русской философии//Альфа и Омега. 1996. 4 (11). С. 211–230. 668 Лабзиным или кем иным был возбужден вопрос, на самом деле не суть важно. Важно, что Лабзин.был, безусловно, одним из тех, кто привлек интерес тогдашнего общества к этим проблемам. 670 Аналогичный цикл представляют две проповеди 1806 года, связанные памятью прп. Сергия, но более темой веры, как ведения вещей. Ниже пойдет речь о благовещенском цикле 1822–1824 годов. 671 Более подробно см.: Хондзинский П., свящ. Восток и Запад в русском синтезе святителя Филарета, митрополита Московского//Материалы XVIII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2008. Т. 1. С. 22–33.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010