Вынос тела из храма; Стихиры самогласны: «Кая житейская сладость…» Предание тела земле, тропари «Земле зинувши…» 3. Содержание молитвословий чина Чин отпевания над принявшими обеты иноческого послушания, непрестанной молитвы и поста, имеет в настоящее время определенные отличия от чина погребения мирских человек. Эти отличия касаются и структуры чинопоследования, и содержания молитвословий. В монашеском погребении отображается личность монаха, его уединенность от мира и сосредоточенность на внутреннем покаянном делании, непрестанная устремленность его к Богу. Внутренняя суть последования пронизана духом высоких обетований, к которым призвана стремиться душа иноков. Погребальный прокимен, читаемый после «Блаженных», звучит иначе: «Блажен путь, воньже идеши, брате днесь, яко уготовася тебе место упокоения». При последнем целовании 5–10 стихиры заменяются другими, напоминающими о жизни и обетах иноческих. При выносе тела усопшего монаха из храма для погребения поется не «Святый Боже…», а стихиры самогласны: «Кая житейская сладость». После предания тела земле братия совершает двенадцать поклонов за усопшего, «скончавшего временную жизнь, которая вся исчисляется двенадесятым числом часов, как во дни, так и в нощи» (Новая скрижаль, ч. IV, гл. 21, § 5). Чин отпевания священников 1. История чина Современный чин священнического погребения вошел в нашу богослужебную практику только со времени патриарха Никона . Впервые он был напечатан в Требнике 1658 года (л. 402–476). До этого времени умерших иереев отпевали особым, довольно необычным по своему составу чину.Со второй половины XV века сначала в греческих Евхологиях стали появляться особые чины иерейского отпевания. В памятниках более раннего времени имеются только отдельные молитвы «над скончавшимся иереем». Подобное же явление наблюдается и в памятниках Русской Церкви. С начала XV века появляется даже «чин егда поп преставится». Греческие богослужебные последования XV века уже содержат специальные чины для погребения священников. Вот составные части их, которые вошли и в наш древнерусский чин иерейского погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Но согласно постановлению третьего старокатолического синода, приходское духовенство может и не употреблять его, а пользоваться ритуалами, которые употреблялись раньше; только для этого необходимо получить позволение т. наз. «Синодального представительства». Затем, если является необходимость совершить такие священнодействия, которых нет в новом требнике, их нужно заимствовать из требника Вессенберга 34 и других требников, раньше употреблявшихся в Германии, но тоже не иначе как с согласия «Синодального представительства». Позволено делать добавления к требнику молитв т. н. «переговоров» (вопросов и ответов) и т. под. Пред рядом названных нами чинов совершения таинств и других богослужебных священнодействий в старокатолическом ритуале есть введение, в котором старокатолики приводят несколько данных в защиту составления ими и введения нового требника в своих общинах. Из этого введения видно, что в Германии, несмотря на запрещения из Рима вводить народный язык в богослужение, во многих католических епархиях были в употреблении не только переводы, но даже и свободно сделанные переложения латинского требника (Rituale Romanum) на немецкий язык с дополнениями и сокращениями 35 . Выходя из того положения, что «единство в существенном не исключает различия в частностях, не относящихся к существу», старокатолики считают необходимым ввести в богослужение немецкий язык, чтобы смысл священнодействий был доступен и принимающему в них участие народу. После кратких ответов на возражения против немецкого и других народных языков, составители старокатолического требника заявляют, что они при сохранении сущности богослужебных чинов, стремились несущественные части их преобразовать так, чтобы они были приспособлены к современному положению дел и к современным воззрениям; поэтому их требник ритуал есть не простой перевод, но и переделка в некоторых отношениях тех требников, которые употреблялись до того времени в Германии 36 . Чтобы по достоинству оценить преобразования и переделки римского католического требника старокатоликами, необходимо сопоставить чины священнодействий, находящиеся в нём, и чины старокатолического ритуала, выпущенного в свет в 1876 году 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Сего ради оболкшеся свыше светом божественного Параклита, повелеста от градов харатейныя книги добрых преводов древних собирати, и ко свидетельству божественных писаний благоразумный свой совет приподавати, и от тех древних харатейных книг божественных писаний стихословие исправляти, яже неисправлением от преписующих, и многолетных обычаев погрешена быша. Сия вся исправльше и во единогласие вся потребы и чины церковнаго священноначалия сочетаста». Во дни патр. Иоасафа сначала перепечатали филаретовский требник без перемены; но потом, без сомнения, признали его не совсем исправным, когда решились вновь исправлять его по древним славянским спискам и издать в виде измененном, равно как и другие книги. При патр. Иосифе, без сомнения, также признали не совсем исправными требники и другие книги, издававшиеся при всех предшествовавших патриархах, когда не захотели печатать эти книги в прежнем виде, а все более или менее изменяли и чрез то думали улучшить, исправить. 3) Каково действительно достоинство старопечатных книг, изданных до п. Никона , если рассматривать их по содержанию и сравнивать между собою? Сами раскольники сознаются, что в уважаемых ими книгах есть «некая разньства»; но утверждают, что эти разньства не важные, позволенные, которые нельзя назвать «несогласием, распрею, враждою», и что первые наши патриархи «не отлагаху древлеправославных церковных уставов, не составляху нововводных чинов, но яже печатаху в книгах, с древлеправославных книг печатаху» 246 . А мы со своей стороны скажем, что в старопечатных книгах есть не некая только разньства, но бесчисленное их множество, что некоторые из этих разностей по всей справедливости должно назвать разногласием и распрею, и что есть чины или части чинов, которые были или не были напечатаны в книгах при одном патриархе, но потом отложены или прибавлены при другом. Не станем показывать бесчисленных разностей в старых книгах – разностей, действительно, маловажных, касающихся слов, оборотов речи и под.: это прежде нас сделали другие 247 , и чтобы убедиться в этом, стоит только сличить два, три экземпляра какой-либо книги, по разным ее изданиям при первых наших патриархах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

937 Приводим это прошение: «Еще молимся Господу Богу нашему, услышати глас моления нас, грешных, и помиловати раб Своих, обращающихся от прелести кумирския к благоразумию. Освяти, Господи, укрепи их п прости им всякое согрешение вольное и невольное». 941 Ibld., л. 440 об.–443. Большая часть этих прошений имеется и в современном Требнике и в Книге молебных пений. 946 Как образец пользования в древнерусской церкви одной и той же молитвой на разные, до противоположности, случаи, мы приводим параллельно тексты названной молитвы, как из последования о дожде, так и из последования о ведре. В последовании о дожде: Господи вседержителю, возводяй облаки от последних земли просяще от Тебе богатыя милости: отверзи хляби небесныя и облаком одождити землю повели тучею благою, и ущедри вся земныя, и милостив буди старым, и юным и младенцем... В последовании о ведре: Господи вседержителю, возводяй облаки от последних земли просяще от Тебе богатыя милости: уясни небо и просвети облаки небесныя, ущедри вся земныя, и просвети землю благорастворением воздуха и даждь ведро ко умножению плодом земным. Милостив буди на старыя и юныя... 949 Вот этот тропарь: «Иже во огни показався и во плоти явився, Моисевов прославив образ, иже законного священства Аарону образ скинии показав, его же молитвами, Христе Боже, яко человеколюбец…« (тропарь в рукописи не окончен). Кондак: «Предочистимся и мы божественно в дусе и в горы Синайския верно взыдем, да видим тамо купину огненосную, Девы провозвещающе Рождество и видевше, поклонимся вси, со страхом вопиюще: Радуйся, Невесто неневестная». Рукопись Троице-Ссргиев. Лавры под заглавием «Столовый обиходник и чины разные», 739. 952 На этот случай, в греческих евхологиях помещалась та же молитва, что и теперь: Паки Тебе, Господи, человеколюбца, Владыки, память наказания, паки рабов неключимых прощения, моление...», Goar, pag., 636; Совр. Требн. М. 1897 г., л. 209. 953 См. Goar, Εχολγιον, р. 627. Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 808, 948. Ср. Совр. Требн. гл. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Да, св. отче, очень невыносимо иногда было для меня это мое глупое сомнение, и поэтому, отчаявшись получить разъяснение в недоумении, я и выразился так, если можно сказать, болезненно. Конечно, я бы должен во всем прибегать к милосердию Божию и от Него просить разъяснения; но, честный отче, ведь я больно грешен, и в молитве слаб и по этому часто впадал в уныние о сомнениях. Но слава милосердому Богу! Я грешный, через Вас, служителя Его, просвещен и от недуга сего исцелен. Святый отче! В своем письме Вы пишете, что если я найду что-либо в писании об уставах служб церковных, то с братскою любовью написал бы Вам, где об этом писано. Отче святый! Я кроме Псалтыря и Требника никаких и книг служебных не имею: где же я могу найти? Я человек малосведущий в писании. Поэтому и обратился к Вам, как человеку целую жизнь проведшему в изучении писания. Я доселе разумел, что положенные в книгах чины и обряды служб и треб церковных неизменяемые уставы и из них, как я думал, убавить ничего нельзя, ибо думал, что об них есть постановление церкви, чтобы они без всякого убавления исполнялись в точности, и смотрел на эти чинопоследования как на неизменяемую ни в чем заповедь св. отцев. Вот почему скорбел и тужил, что у нас в церкви не все исполняется, и с небрежением нарушается положенное св. отцами; теперь же, по милости Божией, я знаю, что это суть образцы к благолепной службе Божией, и что все, за немощь человеческую убавляемое, в грех пред Богом не поставляется; я даже радуюсь благоразумию служителей церкви, что они хотя и покороче совершают службу Божию, но за то с умилением и со страхом Божиим. Извините меня, что я так много Вам написал и утруждаю Вас чтением сего моего письма. Еще раз благодарю Вас, св. отче, за ваше неоцененное для меня разъяснение. Святый отче! Извините меня за дерзость и беспокойство! Надеясь на вашу милость и любовь, я грешный вознамерился еще попросить Вас: будьте снисходительны, не откажите, если можно, благословите меня своей фотографической карточкой (я зная, что и монашествующие снимаются в фотографиях: полагаю что и Вы за особенный грех не считаете сниматься), пришлите пожалуйста на память о Вас, моем благодетеле. Я бы от души желал Вас видеть лично, но этого нельзя за дальностью расстояния. Между тем, живя около Вашей родины, г. Сызрани, не вдалеке, я многое слышал хорошего и про Вашего родного брата, покойного Алексея Ивановича Леднева 7 , и про Вас, святый отче, еще с малолетства много слышал хорошего, и Господь Бог привел получить от Вас, уважаемый отче, письмо, которое я сохраню как драгоценность; читая же Ваши собрания бесед со старообрядцами иногда так бы хотелось взглянуть на Ваше преподобное лицо! Будьте добры, святый отче, – если это Вас не затруднит и не обременит, не откажитесь уважить и эту мою наипокорнейшую просьбу 8 , за что Вам; и за все Ваше святое наставление и просвещение, да воздаст милосердый Господь Иисус Христос своими щедротами и царствия небесного да сподобит Вас со всеми избранными его!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

468 В Εχολγ. Goar’a. Эта молитва надписывается: «Εχ το κολυμβισυ τν Βλαχερνν» (р 364); в рук. Εχολγ. Париж. Нац. библ. 213, XI в., эта же молитва встречается в «κολουϑια το γιου λοσματος τν Βλαχερτν», Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 1048. 469 Из севернорусских требников нам пришлось встретить проследование вкратце освятити воду лишь в одном рукописном требнике XVII в. (Импер. Публ. Библ. Q. I. 298). Здесь начало последования такое: «Благословен Бог наш. Трисвятое... по Отче наш – тропарь и кондак Богоявлению. Затем следует молитва: «Боже великий и великоименитый». (Цит. рукоп. л. 174 об.–175). 474 Εχολγια проф. Дмитриевского, стр 241. Здесь эта молитва надписывается так: Εχ π δατος μεταλαμβανορ νου π ϑεραπεας ρρστου κа φυλακς οκου. 475 Последнее надписанис чина можно видеть в рукоп. Требн. Синод. б. 898, л. 197; Чуд. б. 54. л. 141; Типогр. б. 214, л. 350, 215, л. 126. 479 Павел Алеппский. Путешествие антиох. патр. Макария в Россию, в половине XII в, перев. Муркоса, М. 1897, вып. II, стр. 155. 481 Ркп. требн. Хиланд. библ. 158, л. 74, 185, л. 165 об; рукоп. сербск. требн. Синод. б. 324, л. 30; 307, л. 192. 482 Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 241, 252. В греческих евхологиях эта молитва употреблялась в тех же случаях, в коих иногда употреблялся и наш «чин омыти мощи святых», а именно– в случае болезни кого-либо. Это видно из надписания рассматриваемой молитвы: Εχ π δατος μεταλαμβανορ νου π ϑεραπεας ρρστου κа φυλακς οκου. 483 На этом основании, прот. Никольский делает такое замечание: «В сущности, «Последование краткого освящения воды» есть тот же Чин, «иже омыти мощи святых и крест мочити», но еще более сокращенный (Цит. соч., стр. 275). Но между обоими чинами сходство лишь в одинаковой молитве. Сличая эти чины, чин «вкратце освятити воду» никоим образом нельзя признать сокращением чина «омыти мощи святых». Чин «вкратце освятити воду» – вполне самостоятельное Последование. 484 Чин священ.-служ. и обрядов, наблюд. в Больш. Успен. Соб., л. 11 на об. Церковно-историч. Месяцеслов Троице-Серг. Лавры, 1854 г., стр. 23. (Последняя цитата – по соч. прот. Никольского. О службах, бывших..., стр. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Вскоре, по прибытии Преосвященного, заведена епаршеская кафедральная печать, которую прикладывали на красном сургуче к ставленническим грамотам и другим документам. Власти консистории и законы, которыми она руководствовалась Консистория ведала дела административные и судебные. Ее власть, даже по делам судным, простиралась не только на духовных лиц, но, по некоторым делам, и на светских, напр. по делам брачным, семейным, о христианском поведении и т. п. Основанием для разрешения дел признавались: а) канонические правила вселенской церкви по изложению их в Кормчей книге, при сем, правила из нее приводились не иначе, как с толкованием; б) Духовный регламент; в) церковно-гражданские постановления Святейшего Синода, изданные как в дополнение к регламенту и в разъяснение его, так и особо постановленные по новым случаям, например о церковных старостах, о строении престолов и т. п.; и, наконец, г) указы Верховной власти касательно разных сторон внешней гражданской жизни, насколько содержание сих указов требовало применяемости к ним членов церкви, например о форме подачи прошений в консисторию, о производстве дел в ней, о часах присутствия и т. п. Кроме того, когда дело касалось обрядов, напр. освящения антиминсов, церквей, каких-либо недоуменных случаев, встретившихся при богослужении и т. п., то в справках приводились правила и чины (т. е. уставы) из требников, изданных при патриархах, и из учительного известия, напечатанного при служебниках. Иногда же консистория руководствовалась в производстве и решении дел примерами прежних лет, выводя их на справки. А какого-нибудь особенного устава для консистории, при учреждении ее, не было дано. На сей раз все дело ограничилось только переменой прежнего наименования: канцелярии, на новое: консистории, с распространением сего последнего на все епархиальные управления Российской церкви. Собрание законов Для того, чтобы всегда легко было находить законы и указы прежнего времени, при консистории имелись собрания их, еще со времени Тиунской конторы. Они расположены были по годам и переплетены в отдельных книгах. К каждой книге, в начале ее, приложена опись содержащихся в ней постановлений. Консистория продолжала сохранять сей порядок. Взгляд на консисторию

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Далеко не все печатные филаретовские книги издавались в исправленном виде; исправлена только небольшая часть их, а именно: требник 1624 и 1625 г., служебник 1627 г., следованная псалтирь 1627 и церковные уставы 1632 и 1633 г. 89 . Таким образом и цель филаретовской справы привлечь все книги и чины церковного богослужения к единству и согласию далеко не была достигнута. Но важно то, что эта цель исправления книг и пути к ее достижению при п. Филарете были верно и ясно намечены, положено твердое начало исправлению книг, прекрасно организована и выдвинута была корпорация справщиков, установлен строгий контроль над книжной справой и приняты разумные меры к успешному распространению новоисправленных книг. К сожалению, организация книжной справы, начатая при п. Филарете, не была поддержана ближайшим преемником его на патриаршей кафедре, во всех отношениях была нарушена и на долгое время изменилась к худшему. Патриарх Иоасаф I лично был добр и благочестив, но не имел и не мог иметь той силы и влияния, какою обладал великий государь патриарх Филарет Никитич, который в управлении государством и церковью занимал исключительное положение, с своим сыном царем составлял «честную и изрядную двоицу» и действовал во всем с авторитетом. Иоасаф был избран в патриархи по личному указанию своего предшественника с целью не ослаблять авторитета царской власти, или, как характерно отмечено в хронографе, «понеже был дворовой сын боярской, а ко царю недерзновенен» 90 . Вмешательство его в дела печатного двора, находившегося в ведении приказа большого дворца, было отстранено; и царские указы на счет исправления и печатания книг, рассылавшиеся по епархиям, исходили даже без упоминания имени патриарха 91 . Прежний строгий надзор над издаваемыми книгами при новом патриархе был ослаблен; книги правда издавались повелением царя и с благословения патриарха, но в выходных листах нигде не говорилось, чтобы они свидетельствовались патриархом и собором. Естественно, при таком порядке дел на печатном дворе получили силу и известность уже не справщики и не печатники, а приказные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Молитва в неделю по Вечерни ко Ангелом. 49 Яко первыя Светлости пресветло предстоящи, светила огнеобразная, во мрак соблажненый обхожаема, молитвами Вашими озарите мя, яко светила трисолнечна богосияния суще приималища пребогатая. Се бо Вам ныне предстах, тяжкой сон отгнавше: не тще надежа покажите. Ангельския силы небесныя, видящи душа смирение, милостивно молитву приимите. Не имам кътому прилепляющеся добродетели: от нея удалеешися душе по неразумъствию смертнаго существа вещи. 50 Плотию же пекыйся, радуюся, хотящею в персть преставитися. Почтен во образ Создавшаго, скотию жизнь возлюбивши, причастихся достоания безсловеснаго, стремлению повинувся. Живота моего конець настал, и злых отвержения не сотворих. Сего ради, припадая, молю Вы, Вашего прося милосердия, Архангел множество безплотных и Ангельстии чины: огня гееньскаго избавите мя, от страстей ми воздерьжатися помолитеся. Власти, чинове святии покорите мя законом Божественным. Силы вышняя, сотворите мя сильна на врага видимаго и невидимаго. Молитвами Вашими уветлива сотворите мене ныне Зиждителеви, яко хощет человеческаго покаяния, им же плотию человек бысть. Со спасшимся ликом причтите, Михáиле и Гаврииле, начальная Ангелом архистратига: не угасающаго пламени избавите мя, яко заступника миру. Безплотныя Начала и Власти и Господьства не отрините мене не достойнаго: к Вам, окаянный, прибегох, яко заступником сущим. Избавите мя от работы: Вы бо стяжахом заступникы к Богу и ходатая Архангелы. Тому подобает слава и хваление Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и в векы веком. Аминь. Примечания: При издании молитв св. Кирилла, были использованы: Три рукописи Соловецкой библиотеки а) сборник под 802, состоящий из статей разнаго содержания, написанных в XV и XVI в., в 4-ю долю, на 202 стр; здесь помещены 21 молитва св. Кирилла на л. 171–201: все молитвы названы именем Кирилла Туровскаго , или Кирилла преподобнаго, Кирилла священноинока; б) Большой Требник дачи Новгор. Митроп. Макария под 1085, написаный в 1505 г., в лист, на 712 листах: молитвы св. Кирилла, в числе 21, занимают здесь 684–712 стр;

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

24 . Владыко.. сотворивый от небытия всяческая... 25 . Владыко.. Апостолам заповедывай отпущати... 26 . Владыко, благости бездна... Таким образом, 26 молитв, по одной и по нескольку, в разных комбинациях, имели значение разрешительной формулы. К этому времени сложились и определённые вопросы, предусмотренные исповедным уставом, а также «поновления», или перечни грехов от лица кающегося. Вопросные статьи в первоначальных уставах были развиты мало. Только в XVII веке они получили быстрое и полное своё развитие. Вопросы делились не только на две большие группы – на вопросы мужчинам и вопросы женщинам, – но были и более частные разделения: вопросы епископам, священникам, монахам, монахиням, диаконам. «Поновления», т. е. механический перечень грехов от лица кающегося, также пользовались на Руси широкой практикой, но не заменяли собою исповеди, основанной на вопросах, а были лишь приготовлением к такой исповеди. «Замена» исповеди «поновлением» если и делалась, то по невежеству. По этому поводу проф. Алмазов говорит: «В древнерусской практике исповедь кающегося, если и совершалась иногда через механическое чтение поновления, то это могло допускаться разве только невежественными духовниками, не понимавшими существа и внутреннего смысла исповеди; рукописные же русские исповедные чины в существе дела никогда не предписывали такого метода совершения исповеди... Исповедь совершалась в практике древнерусской Церкви путём вопросов со стороны духовника и ответов со стороны исповедника, причём почти всегда сопровождалась чтением особой покаянной статьи, которой усвоено название «поновления». Первое печатное издание чинопоследования исповеди относится к 1606 году. Это так называемое Острожское издание. В 1618 году, вышло издание Виленского требника, здесь чинопоследование исповеди в значительной степени переработано. В этом чине перед исповедью читается только одна молитва , увещевания перед исповедью не положено, вопросы признаются обязательными, но форма их предоставляется духовнику, а разрешительная молитва устанавливается та, которая читается и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010