В богослужебных книгах, используемых в наст. время в правосл. Церкви, все чинопоследования, к-рые относятся к Б. с., представлены единым блоком (в греч. Церквах - Εχολγιον τ Μγα. Σ. 506-561; в РПЦ - Требник большой. Л. 195-227, гл. 79-88). Первым идет общее последование для молений во время Б. с. («Последование в различные литии и бдения молебнов»); далее следуют особые чины для пения во время «бездождия» (т. е. засухи), «безведрия» (нет сухой погоды - вёдра, идут сильные затяжные дожди); в «страхе труса» (при опасности землетрясения); эпидемий; также приведены отдельные молитвы на «прещение» громов и молний, против «злорастворения» ветров и морской бури. Набор чинов на случаи Б. с. заключается молитвой «на всякую литию» (на всякое моление; она же в: Требник. Ч. 2. С. 530-535). В Дополнительном Требнике (К., 1866) содержится также особое последование «во время губительного мора скотов» (Л. 90об.- 91). Последование в различные литии и бдения молебнов Используется как общее последование, в к-рое в зависимости от ситуации включаются соответствующие гимнографические и евхологические тексты из чинов на отдельные Б. с. Последование с таким заглавием и составом известно в греч. рукописях только с XVI-XVII вв. (напр., сборник из б-ки афонского мон-ря Кутлумуш - Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 948), но восходит к к-польским παννυχς; в составе рус. Требника оно появилось в ходе исправления рус. богослужебных книг по греч. образцам в сер.- 2-й пол. XVII в. Последование начинается с обычного начала, Пс 142, великой ектении, «Бог Господь» и обычных покаянных тропарей 6-го гласа; далее на 6-й глас стихословятся «со сладкопением» 3-го псалма (Пс 6 с тропарем «                      »; Пс 101 с тропарем «            »; Пс 78 с тропарем «                          »; в конце каждого из псалмов на «Слава:» прибавляется тропарь 3-го из псалмов («    »), на «И ныне:» - тропарь «                    »), перемежаемые 2 малыми ектениями и соответствующими случившемуся Б. с. молитвами. Это стихословие напоминает 3 антифона к-польской παννυχς; по стихословии поются степенны (1 антифон 4-го гласа), «Всякое дыхание» ; последование заключается Евангелием, каноном , заключительной молитвой, соответствующими Б. с., и отпустом.

http://pravenc.ru/text/77782.html

С XIV века число славянских рукописных Требников начинает увеличиваться, а в XV являются такие полные записи, в которых насчитывается до 180 статей литургического и канонического содержания. Благодаря более близким сношениям с Востоком, наши церковные власти заботятся о соглашении славянских служебных чинов с греческими, усвояют себе результаты тамошнего литургического движения и стремятся довести уровень обряда до той высоты, на которой он стоял там при патриархах Каллисте, Исидоре и Филофее. Московские митрополиты принимают на себя эту заботу и, при посредстве восточных властей, вводят новые чины и устанавливают дополнительную детальную сторону Евхология. Вопросы по исправлению обряда занимают митрополитов Киприана и Фотия и вызывают с их стороны ряд практических мер к осуществлению этой мысли. Значительный вклад в эту область делает Афон, и памятником живых книжных сношений с ним, особенно же с Хиландарем, является множество рукописей служебного содержания сербского извода, дошедших от XIV–XV веков, а между ними и несколько требников. Таким образом происходило увеличение состава Требника, и в него входили чины и молитвы, которых дотоле не было. Обряды Крещения дополняются молитвами над родильницею и новорожденным, чин Елеосвящения сопровождается каноном Арсения, и молитвы умовения ног начинают совершать после заамвонной молитвы, а не пред литургией, как было принято у нас по обычаю Великой Константинопольской церкви в XII веке. Феодор Ростовский переводит в Константинополе чин малого освящения воды. Киприан посылает псковичам синодик правый цареградский, который чтут в Великой Софии, прибавив к нему устав, как великих князей поминати, переводит канон Филофея в нашествие врагов и другие его молитвы. В Требнике и других служебных книгах XV века мы уже находим большое число молитв и канонов Константинопольских патриархов XIV в., а некоторые из этих произведений становятся известными в славянском переводе и того раньше. Молитвы Каллиста и Филофея вытеснили из употребления некоторые из прежних подобного же содержания и вошли в требник наряду с оставшимися. То же случилось с ними и у нас на Руси. Особенно много их встречается в сербском Требнике в Синод[альной] библ[иотеке] 374. Тут читаются и молитвы индикту, и прибавочная на вечерне Пятидесятницы, каноны и молитвы на безведрие, засуху и отвращение неприятельских нашествий, и несколько других, также местно-византийского происхождения. Некоторые из них вносились в славянские требники без имени составителей и, получив местную переработку, принимались за произведения славянские. Так случилось с молитвой «Егда поставят митрополита и входит первее в град и чтет сию молитву пред градом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В этом отношении особенно много сделал у нас митрополит Киприан, а потом митрополит Фотий. Знаток этого дела, проф. И. Д. Мансветов , по поводу интересующего нас вопроса, говорит следующее: «с XIV века число славянских рукописных требников начинает увеличиваться, а в XV веке являются такие полные записи, как синодальные 374–376, заключающие до 180 статей литургического и канонического содержания. Благодаря более близким сношениям с востоком, наши церковные власти заботятся о соглашении славянских служебных чинов с греческими, усваивают себе результаты тамошнего литургического движения и стремятся довести уровень обряда до той высоты, на которой он стоял при патриархах Каллисте, Исидоре и Филофее. Московские митрополиты принимают на себя эту заботу и, при посредстве восточных властей, вводят новые чины и устанавливают дополнительную, детальную сторону Евхология. Вопросы по исправлению обряда занимают митрополитов Киприана и Фотия, и вызывают с их стороны ряд практических мер к осуществлению этой мысли. Значительный вклад в эту область делает Афон, и памятником живых книжных сношений с ним, особенно же с Хиландарем, является множество рукописей служебного содержания сербского извода, дошедших от XIV-XV веков, а между ними и несколько требников. Таким образом, происходило увеличение состава требника, и в него входили чины и молитвы, которых дотоле не было. В отношении литургии такой крупной прибавкой было введение устава Филофеева и чин литургии преждеосвященных, стоявший с первым в необходимой связи и служивший существенным его продолжением. Обряды крещения дополняются молитвами над родильницей и новорожденным, чин елеосвящения сопровождается каноном Арсения, и молитвы умовения ног в великий четверг начинают совершать после заамвонной молитвы, а не перед литургией, как было принято в уставе Алексеевом, по обычаю великой церкви. Феодорит Ростовский переводит в Константинополе чин малого освящения воды и с его именем это последование заносится в типографский требник 129.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В 1982–1983 гг. вышло пересмотренное издание «Чиновника архиерейского священнослужения» (2 т.): 1-й том содержит материал «Чиновника» издания 1907 г. с переработанными рубриками, 2-й – чины избрания, наречения и рукоположения архиерейского, освящения антиминсов, выходившие в синодальный период отдельными книгами, и другие чины. В кон. XX в., после обретения Русской Церковью свободы, было перепечатано множество старых богослужебных книг и напечатаны новые (в т. ч. разнообразные редакции Требника). Для келейного чтения издаются Молитвословы самого разного состава, популярные издания сборников акафистов. Современный комплект богослужебных книг соответствует принятому ранее. Службы суточного круга. Службы суточного круга в общем совершаются так же, как и в нач. XX в. Стала общепринятой плохо оправдываемая практика ежедневного совершения утрени с вечера. В большинстве мон-рей в кон. XX в. принято ежедневное совершение вечером вечерни и утрени, а утром – полунощницы, братского молебна, часов и литургии (при этом полунощница совершается не раньше, а позже утрени). Наблюдается возрождение интереса к уставному богослужению, выражающееся в тенденции совершать службы суточного круга с минимальными сокращениями, в некоторых храмах и мон-рях в праздники служат даже уставные всенощные бдения (ночью). Утренние и вечерние молитвы Молитвослова фактически приобрели статус неопустительно совершаемых служб суточного круга, заменивших для большинства церковного народа древние полунощницу и повечерие. Совершение литургии. Совершение Божественной литургии отличается от служб суточного круга строгостью и точностью исполнения по существующим Служебникам и Чиновникам почти без сокращений. Гонения в советское время привели к усилению благоговения перед тайной Евхаристии. Святые новомученики и исповедники Российские совершали литургию в самых тяжелых условиях. Известно множество случаев тайного совершения литургии в тюремных камерах и лагерных бараках или землянках, в специально устроенных домашних храмах. В последние десятилетия возрождение церковной жизни способствует усилению евхаристического благочестия. Причащение раз в две-три недели стало для многих нормой, так же как и причащение на Св. Пасху и в большие праздники. В 90-х гг. XX в. стало возможным свободное причащение по домам, в больницах, в домах престарелых, местах лишения свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В таком виде вышел устав исповеди в первопечатном Московском требнике, обнимающей здесь более 200 страниц. На основании только что представленного очерка его содержания мы вправе высказать следующие общие суждения. – При всем своем весьма сложном составе, данное чинопоследование ни в одном случае не заключает хотя бы то незначительное нововведение. Правда, некоторое исключение в этом отношении, по-видимому, представляет обширное извлечение из сочинений Никона Черногорца. Но это нововведение скорее кажущееся, так как подобные же извлечения, только в несравненно меньшем объеме, имели место в исповедном чине и в раннее время 1335 . Не представляя ничего нового, рассматриваемый чин берет все свое содержание из исповедных чинов уже ранее практиковавшихся в Русской церкви. Таким образом, не подлежит никакому сомнению, что при первом издании чинопоследования исповеди в Москве и не подумали о справках с современными греческими его оригиналами. Если бы эти справки, действительно, были, то быть не может, чтобы они не оставили на рассматриваемом издании трактуемого устава следов, следов – совершенно другого содержания и совершенно другой конструкции. Далее, Москоские издатели не нашли нужным снестись в этом случае даже с вышедшими к тому времени юго-западными печатными изданиями, как напр. в Вильне в 1618 г., в Клеве в 1620 году, и пр. Они взяли для себя за образец исключительно великорусские исповедные чины предшествующего времени 1336 . Быть может, они и сносились с юго-славянскими изданиями, но и это подлежит сильному сомнению, так как подобные чины и без того ранее были известны и практиковались на северо-востоке Русской церкви. В подобном способе издания чина исповеди нельзя не видеть еще одного из доказательств – и недоверия русских к грекам в первой половине XVII в. и крайней преданности их своей родной старинной церковной обрядности. – Не привнося ничего нового со стороны содержания, издатели чина исповеди в 1623 г. расположили все разнообразные составные элементы этого чина более или менее на соответствующих местах. Так, однако, можно сказать только относительно общей и чисто внешней конструкции чина. Что же касается до частностей, то с этой стороны самая существенная часть данного издания – и именно часть по-исповедная – страдает весьма существенными же недостатками. В ней не выделены с категорическою ясностью ни прощальные молитвы по-исповеди, ни разрешительные молитвы по епитимии. В последнем случае внесены совершенно излишние молитвы, присутствие которых в исповедном чине по рассматриваемому изданию вело только к разнообразию практики в деле совершения исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

В противоположность чинам западно-греческим, чины первой группы, разумеем – пространные и сокращенные уставы исповеди с именем Иоанна Постника , – всегда стоят в связи с общим епитимийным руководством того же автора, составляя вместе с ним одно органически целое. Однако, и здесь наблюдается одно исключение, когда пенитенциал устраняется от исповедного последования 389 . Как внесенное в евхологий, такое исключительное исповедное последование подтверждает указанное нами условие изолированности западно-греческих чинов от пенитенциалов. Собственно же, постоянная связь исповедного чина с пенитенциалом, как двух, с внешней стороны самостоятельных, произведений, составляет обычное явление в отношении чинов II группы, т. е. чинов восточно-греческих. Исключения из такого правила, если и имеются здесь, то чрезвычайно редко 390 . В силу такой именно связи, данные чины (за неизбежными исключениями), вместе с пристроенными к ним пенитенциалами, обычно и составляли отдельную н нарочитую книгу литургико-канонического содержания, которой всего свойственнее наименование – «ξομολογητριον». Входить в существо этих пенитенциалов – и не составляет прямой нашей задачи в настоящем случае и требует для обстоятельного историко-критического обзора их нарочитое (и даже не одно) исследование. Ограничиваясь, поэтому, общим замечанием о трактуемом элементе, как соединявшемся с греческим исповедным чином, мы имеем основание сказать, что по нашим наблюдениям греческие пенитенциалы далеко не столь разнообразны, как сложилось о них представление. Разнообразились собственно частности в этих пенитенциалах, а что касается до самых редакций, то их, по-видимому, нельзя насчитать значительное количество. По кр. мере, при нашем просмотре трактуемых пенитенциалов в рукописях, мы можем отметить (кроме пенитенциала И. Постника) только – редакции: а) при прототипе чинов западно-греческого извода; б) при чине (как он был в рукописи), принятом в современном греческом евхологии; в–г) при чинах – V и VII – восточно-греческого извода, и д) при том чине того же извода, какой принят в современной практике Русской церкви. Этот последний номоканон в позднейших греческих ξομολογητριον-ах послужил основанием для самых разнообразных переделок. – Все эти номоканоны составлялись при руководстве самыми разнообразными источниками. Более ранние из них отличаются сжатым изложением и содержат епитимийные правила без определенной системы. В позднейших номоканонах данные правила, обычно, излагаются по степени авторитета лиц, к которым они относятся (для архиереев и священнослужителей, для монашествующих и для мирян). Номоканон при чине исповеди в современном русском требнике, в его пространной редакции 391 , надо добавить, наиболее систематично расположенный.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Совершенно понятно для вас обилие приложений из памятников XV и XVI веков. Их 71 номер: 16 из них падает на долю XV столетия, а 55 приходится па XVI век. В это время чин исповеди достиг наивысшего своего развития и осложнился настолько, что один нередко составлял содержание цельной рукописи весьма внушительного объема. Но недоумение снова возникает само собою, если мы обратим внимание на подавляющую массу приложений из памятников столетия. Их 42 приложения, т. е, всего на тринадцать приложений меньше, чем сколько напечатал их наш автор по памятникам ΧVΙ века. Не следует при этом упускать из внимания и того важного обстоятельства, что автор ограничил историю чина исповеди, как мы уже заметили, веком. Мы совершенно согласны с автором, что «рукописные источники в деле исповедной практики на всем православном востоке не теряли своего значения и с выходом печатных официальных (sic!) церковно-практических изданий по предмету исповеди и не теряли до самого позднейшего времени» (т. I стр. II–III), но только лишь на Востоке, а не у нас в России , где печатные чины исповеди в ΧVII в. были, можно сказать, безусловно обязательными, и ими должны были руководиться в деле совершения тайной исповеди и пастыри и пасомые. Рукописные чины исповеди теперь сделались достоянием лишь некоторых местностей, отдельных частных лиц, искавших лично для себя практических удобств, а посему пользовался ими для характеристики богослужебной практики в отношении данного чина в русской церкви вообще и не безопасно и даже нельзя совершенно: практика в этом отношении заключена была у нас в Требники и те частные отдельные издания чинов исповеди, которые печатались, по распоряжению патриарха, на московском печатном дворе. В виду всего сказанного упомянутые 42 приложения ΧVII века мы считаем излишнею щедростью и даже роскошью. Что же касается двух, в тому же весьма обширных приложений в отделах III (т. III, стр. 156) и (стр. 288 и далее), взятых из рукописей XVIII века, то их появление в книге г. Алмазова можно объяснить только тем, что его издание печаталось на казенный счет. К чину исповеди в русской церкви эти приложения не имеют никакого отношения, да к тому же они и изданы в высшей степени неряшливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Чин сей существовал также ещё у Греков, что можно видеть из свидетельства Вальсамона (XIV в.) при объяснении им 41 прав. VI вселен. собора, коим постановляется «испрашивать дозволение у настоятеля монастыря на затворничество». В России затворничество было известно уже в XII в. и относящиеся к нему чины находятся в рукописных требниках конца XIV и начала XV вв. Der Ritus ward nach der göttlichen Liturgie, bei welcher der Betreffende communicirte, vollzogen, und bestand aus Stichiren auf alle Töne, einer Ektenie, einem lauten und einem leisen Gebete des Priesters, nach welchem der, welcher sich dieser Art des Asketenthums widmete, mit brennenden Kerzen in seine Zelle begleitet wurde, wo er sich üben konnte im Gebete, in Betrachtung und ununterbrochenem Schweigen. Häufig war diese geistige Askese verbunden mit äusserster Enthaltung von Nahrungsmitteln, fast gänzlicher Entblössung von Kleidung, an deren Stelle der lange Haarwuchs gegen die Unbilden der Witterung nur mangelhaft schützte. Чин совершался после Литургии, за которой хотящий затвориться обыкновенно приобщался, и состоял из стихир всех гласов, ектений, двух молитв, из коих одна произносилась вслух, другая же – главопреклонения – тайно, после которых хотящего затвориться провождали при возожжённых свечах до места затвора, где он имел подвизаться в молитве, в созерцании или размышлении, безмолвии и другом каком либо виде аскетизма. Часто эти духовные подвиги соединялись с крайним воздержанием в пище, питии, одежде и прочих самоограничениях и лишениях. Im ersten Viertel des XVIII Jahrhunderts erfolgte in Russland ein Verbot dieser Form des Anachoretenthums, als eines Heerdes der Verbreitung and Begünstigung des Raskols, zumal, wie im «geistlichen Reglement» steht, wegen des im Vergleich zu Palästina kalten Klimas in Russland und des Mangels an geistlicher Führung und Hilfe. Und in zweifelhaften Fällen, bei wem soll er Rath suchen? Wer wird ihn pflegen in Krankheit? Oder steht ihm bei in der Sterbestunde? В первой четверти XVIII в. последовало в России запрещение затворничества сколько потому, что оно являлось местом укрывательства для раскольников и людей беглых, столько же и «холодного ради, сравнительно с Палестиной, воздуха в России» и по отсутствию духовного руководительства в случаях сомнения и «падежей совести», беспомощности при болезни и невозможности напутствия при смертном часе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Молитва Θες μεγαλδωρος, ελκσας τν δολον σου τνδε... входит в качестве заключительной молитвы в κολουθα ες ρασοφοροντα по Евхологию 1538 года Афоно-Ватопедской библ. 134 728 . Но собственные молитвы чина просхимы, превратившейся в рясофор после того, как малая схима начала принимать в свое последование элементы схимы великой, настолько прочно утвердились в богослужебной практике, что молитвы, привнесенные сюда из чинов другой редакции последования на рясофор, могли иметь здесь только временное значение. Даже наиболее трогательная из молитв γιε, γαθ, το γαθο Πατρς Υς.., относящаяся к временам глубочайшей монастырской древности и в переводе вошедшая в славянские печатные требники, изданные в России до патриарха Никона , не могла навсегда удержаться в составе последования на одеяние в рясу и камилавку. Теперь, как в греческом Εχολγιων’е τ Μγα, так и в славянском Большом Требнике, печаются лишь две молитвы: Благодарим Тя, Господи Боже наш, иже по мнозей милости Твоей избавил еси раба Твоего... и Во имя Твое, Владыко, спасительное приими раба Твоего... V Приближение последования малой схимы к схиме великой, заявляющее о себе особенно с XIV века, не могло не отразиться и на составе последования над новоначальными. В самом деле, если малая схима образовалась из того типа просхимы, который характеризуется присутствием существенных частей полного чина пострижения в монашество, каковы: обеты, пострижение и облачение 729 , то последование на рясофор, заменившее собою с XIV века древнюю просхиму, должно было, при наличности малой схимы, воспроизводить, в той или иной мере, прекративший существование чин просхимы во всех его разновидностях, а в развитии своем должен был подчиниться большему или меньшему влиянию полных чинов пострижения в монашество. Такая именно картина и открывается взору исследователя, когда он обозревает чины над новоначальными в памятниках XIV, XV и XVI веков. Он видит, что пострижение и облачение составляет непременную принадлежность этих чинов, как замечает и то, что во всех чинах над новоначальными отсутствует акт произнесения обетов. В этом последнем случае чины над новоначальными все согласно примыкают к типу приуготовительных монашеских чинов, не включавших обеты, по древнейшему обыкновенно, в свой состав 730 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Словом «чин» в богослужебных книгах называется полное изложение или полное указание всех молитв, назначенных для богослужения, как изменяемых, так и неизменяемых, с обозначением их последовательности. Таков, например, в Служебнике чин Божественной литургии. В книгах, которые относятся к частному богослужению, например в Требнике, слово «последование» иногда надписывается над молитвословиями и песнопениями богослужения, которое, по Уставу Церкви, должно следовать за другим богослужением. Так, последование Крещения следует за оглашением, последование обручения должно совершаться после литургии. Иногда в Требнике слово «последование» надписывается над изложением молитв и песнопений для богослужения более продолжительного, чем чин. Словом «чинопоследование» озаглавливаются в богослужебных книгах те молитвословия и песнопения, к которым можно приложить слова и «чин», и «последование»: чин – потому, что здесь для известного богослужения изложены все молитвословия или весь порядок их; последование – по той причине, что данное богослужение должно следовать за другим или предшествовать другому. Так, в книге «Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви» содержатся чины, которые, по Уставу, должны следовать за вечерней или предшествовать ей. Словом «служба» называется и полный состав всякого отдельного богослужения, например вечерни или утрени, и полный состав всех богослужений, совершаемых в известный день. Но чаще всего этим словом называются все изменяемые молитвословия и песнопения для вечерни, утрени и прочих богослужений известного дня седмицы или числа месяца, и таким образом слово «служба» заменяет слово «восследование», «последование». В Служебнике и Часослове, как сказано выше, содержатся неизменяемые, постоянные молитвословия и песнопения служб ежедневного общественного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов (суточный круг). Для одних из этих служб излагаются молитвословия в обеих книгах – Служебнике и Часослове. Таковы службы вечерни и утрени. В Служебнике находятся молитвословия, произносимые за этими службами священником и диаконом, в Часослове – чтецом и певцами. По этим книгам на утрене или на вечерне священник в алтаре или на солее пред царскими вратами, а чтец на клиросе совершают иногда разные чтения в одно время. Например, на утрене чтец читает по Часослову шестопсалмие, в то же время священник тайно читает по Служебнику утренние молитвы. На вечерне, когда чтец читает по Часослову псалом предначинательный «Благослови, душé моя, Господа» ( Пс. 103 ), священник по Служебнику читает молитвы, называемые светильничными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010