Н.И. Большаков В Академии 1851–1855 В академии провел Иван Ильич Сергиев четыре года и окончил в ней курс в 1855 году. Чтобы облегчить тяжкую сиротскую долю матери, овдовевшей в годы его студенчества, он, оставаясь студентом, берет на себя труд письмоводства в канцелярии академии и все свое жалованье 10 р. в месяц отсылает матери. «Я получал 10 рублей за письмоводство в академии и считался богачом», с улыбкой рассказывал о. Иоанн впоследствии, вспоминая студенческие годы своей жизни. О студенческих годах дорогого батюшки о. Иоанна товарищ его по академии протоиерей Н. Г. Георгиевский говорит следующее: «О. Иоанн был моим близким другом в течение всей академической жизни. Мы с ним сидели рядом и в аудитории, и в занятной комнате. О. Иоанн, будучи студентом, отличался необыкновенной тихостью и смиренным характером. Все товарищи, в течение всего 4-х летнего курса, не видели от него никакого озлобления, хотя для этого и были случаи, в виду его отчужденности от увеселений. О. Иоанн отличался редкой набожностью. После обычной вечерней молитвы все мы, студенты, ложились спать, а он еще долго, стоя на коленях, молился перед образом у своей кровати. Будучи не привязаны к внешней жизни, мы с о. Иоанном в течение всего академического курса ни одного раза не были ни на одной вечеринке, ни в одном театре, а все время проводили в чтении книг, нужных для сочинений». С внешней стороны о. Иоанн был студентом академии, как и прочие студенты, но с внутренней – он был в очах Божиих избранником Божиим, человеком, которому суждено было идти особым путем жизни; посему провидение Божие поставило его в академии в особо благоприятные условия. Письмоводительское место дало ему, кроме жалованья, еще уединение. Письмоводитель пользовался особой «своей» комнатой, благом, которого были лишены остальные студенты, и вот эта письмоводительская комната была местом первых молитвенных, подвижнических трудов великого праведника и чудотворца о. Иоанна. Уединенная комната, длинные ночи поддержали и воспитали тот дух молитвенного деятеля, задатки которого даны были всеми предшествующими годами семейной и школьной жизни. Здесь один – на один, Иван Ильич Сергиев переживал первые восторги общения с Богом и надмирными обителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Подполье под новой соборной ризницей. Справа - фрагмент первоначальной фасадной стены середины XVIb. с декоративной белокаменной облицовкой 6 июня 2014 г. 10:00 Василий Блаженный и тайная комната РИЗНИЦА ПОКРОВСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ Тоя же осени, месяца Октября, благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Руссии самодержец с великою верою и со многим желанием тщателне повеле поставити храм Пречистей Царицы Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова с приделы о Казанской победе, что милостию Ея и молением к Сыну своему и Богу нашему Иисусу Христу о роде христианского молится, и помощию Ея и святых молитвами и новых чудотворец Руских всемилостивый Бог покорил безсерменский род казанских татар царю государю Ивану Васильевичу самодержцу всея Руси под его державу. Патриаршая (Никоновская) летопись Подполье «Наши гости любят допытываться, есть ли у нас подвал. Обычно мы отвечаем отрицательно: храм стоит на неглубоком ленточном фундаменте и возведен фактически на дневной поверхности, - говорит заведующая филиалом «Покровский собор» Государственного исторического музея Татьяна Сарачева. – Открывшееся при недавнем ремонте помещение, строго говоря, тоже нельзя считать подвалом. Скорее это неглубокое подполье между полом ризницы и верхними сводами находящейся ниже паперти. Но до недавнего времени о нем знали лишь считанные единицы музейных работников. Теперь же возможность заглянуть туда предоставляется всем желающим». Возникновение потайного помещения высотой меньше двух метров архитекторы-реставраторы из Государственного исторического музея, филиалом которого является храм-памятник, объясняют чисто строительными причинами. Сыграла свою роль сложная внутренняя геометрия возводившихся в разное время церквей Покровского собора. «Нижние ярусы всего соборного комплекса построены задолго до появления ризницы – в XVI веке 1 , - объясняет главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных и проектных мастерских Татьяна Никитина. – В частности, в первом уровне под нами – паперть церкви Василия Блаженного 2 . А в конце XVII столетия с северной стороны к стене собора пристроили двухъярусную церковь Феодосии девицы 3 (ранее престол с этим посвящением располагался в одном из соседних храмов над разрезавшим Красную площадь рвом 4 ). И пол ее второго яруса, что вполне естественно и логично, выполнили в одном уровне с внутренней обходной галереей второго (в современной терминологии) этажа. Между этим полом и объемом нижнего яруса и возник небольшой зазор. Никакого потайного хода там нет – только слуховое окно для вентиляции. Последние десятилетия, насколько мне известно, это помещение было заполнено строительным мусором».

http://e-vestnik.ru/culture/riznitsa_vas...

Домовый храм св. Александра Невского в Академии управления МВД РФ 11 лет назад был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Академии управления МВД РФ. Мы попросили протоиерея Александра Добродеева, клирика Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами и полковника в отставке, рассказать о возникновении храма и его роли в жизни Академии. 6 декабря, 2010 11 лет назад был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Академии управления МВД РФ. Мы попросили протоиерея Александра Добродеева, клирика Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами и полковника в отставке, рассказать о возникновении храма и его роли в жизни Академии. 11 лет назад был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Академии управления МВД РФ. Основанная на базе одного из авторитетнейших учебных заведений системы МВД – Высшей школы МВД СССР, история которой началась в июле 1929 г., Академия сегодня является крупнейшим центром по подготовке руководящего состава для структур всех уровней системы органов внутренних дел, и в ней обучаются офицеры со всей России. Мы попросили протоиерея Александра Добродеева , клирика Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами и полковника в отставке, рассказать о возникновении храма и его роли в жизни Академии. — В 1994-98 годах у нас проходили Рождественские чтения, несколько раз приезжал Патриарх Алексий. Я тогда был сотрудником Академии, а 1996 году я начал учиться в Центре духовного образования военнослужащих в Свято-Тихоновском богословском институте . К нам в Академию приезжал о. Константин Татаринцев , нынешний наш настоятель. Мы обратились к руководству с просьбой, чтобы у нас была хотя бы молельная комната. Нам выделили маленькую холодную комнатку, 18 квадратных метров. Потом мы молились, собрали подписи, обратились к руководству, переселили одного профессора, и у нас получилось 40 квадаратных метров с небольшим. Эта часовенка у нас была 2 года, с 1997 по 1999. В храме

http://pravmir.ru/esli-najdu-xot-desyat-...

Памяти великого преобразователя России. Первый раз Петр Великий приехал в Карлсбад в октябре 1711 года. Его сопровождала многочисленная свита вместе с посланниками: Германским, Польским, Английским, Прусским и Ганноверским. Встретил и принял его здесь тогдашний Губернатор Богемии Граф Братиславский во главе отряда Императорской гвардии. Конечно и народонаселение Карлсбада не осталось равнодушным в ожидании такого великого гостя. Бывшие в Карлсбаде, пять или десять лет тому назад, еще были свидетелями того старинного, только с установлением прямого железнодорожного сообщения здешнего города, совершенно исчезнувшего обычая, по которому жители города, с музыкой и радостными приветствиями и благожеланиями, встречали и провожали едва-ли не каждую карету, не каждый омнибус. И любили встречать и провожать со всевозможным великолепием особенно русских знатных особ. Имена Орлова-Чесменского, Разумовского от прошлаго столетия, Демидовых уже от второй и даже третьей четверти нынешнего столетия здесь известны и памятны каждому; живы еще старики, считающие себя, когда они были мальчуганами, в числе счастливцев, такие успевших поймать по червонцу, которые русский вельможа горстями бросал во встречавшую его толпу из быстро мчавшейся своей кареты. Эти времена, говорят теперь, прошли безвозвратно. Но они были; карлсбадцы со вздохами вспоминают о необыкновенной щедрости русских и только русских. Нельзя думать, что Петр Великий был относительно карлсбадцев скупее русских вельмож и жители едва ли были к нему менее любезны и внимательны. Здесь русского Царя помнят более, чем кого-нибудь. Два дома на старом Лугу (Alte Wiese) оспаривают честь принимать к себе нашего великого Императора, это Белый Заяц (Weisse Hase) и Красный Орел (Rothe Adler). Спор идет, конечно, не о самом том доме, в котором жил Петр Великий, а только много – много о стенах, вмещавших его жилище, потому что в 1759 году страшный пожар истребил почти весь Карлсбад и именно на Старом Лугу не уцелело тогда ни одного дома. Доктор Каро в своем Карлсбадском Альманахе за 1853 год, собравший некоторые сведения о пребывании здесь Петра Великаго, склоняется в пользу Белого Зайца. В зале здешнего стрелкового общества хранится, между прочим, одна мишень, простреленная Петром, на которой изображена его лечебная комната. Доктор Каро усматривает на этом изображении балкон. А на самом старинном виде Карлсбада, относящемся к 1726 году, из всех домов Старого Луга с балконом виден только один дом на том месте, на котором теперь стоит дом Белого Зайца. Полагая, что этот дом носил тогда название: Zum Rothen Erker (красного Балкона), доктор Каро отсюда заключает, что в этом здании с балконом и жил Петр Великий. Я нарочно осматривал сказанную мишень; она представляет внутренность комнаты, которую ниже я опишу и только необыкновенно пылкая фантазия может усматривать здесь балкон, который конечно должен иметь вид на улицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.8 из  5) Глава двенадцатая Петиция Конец 1965 года. 21 ноября. Ночь. На Большой Дмитровке — ныне Пушкинская улица. В Москве. Большой шестиэтажный дом. Старинные барские квартиры, потолки с лепными украшениями. В одной из квартир большая комната с внутренней лесенкой, с мезонином. Ночью здесь два человека: двое мужчин — красивые, зрелые. Один с боярской внешностью, с выхоленной бородой, Николай Эшлиман; другой также со старомодной бородкой, имеет наружность провинциального помещика. Я как-то ему сказал: «Вы, Феликс, похожи на картежника XIX века, азартного игрока». В ответ он засмеялся и сказал: «От вас дождешься комплимента!» Оба взволнованы. Они только что закончили 8месячную работу: обе петиции — Патриарху и в Совет по делам Православной церкви. Они твердо уверены, что это харизматический момент, что работа закончена благодаря действию Благодати Святого Духа, всегда «немощные врачующей, оскудевающих восполняющей». И, встав перед иконами, они поют пасхальные гимны. Наутро приходит Глеб Якунин — человек одного с ними духа, но так на них непохожий. Быстрый, суетливый, с блондинистой, рыжеватой бородкой, типичный советский научный работник, аспирант, — мой лагерный дружок Кривой нашел в нем сходство с молодым Бухариным. 13 декабря 1965 года оба священника в рясах отправляются в Чистый переулок в Патриархию. А в Патриархии после отставки Киприана опять перемены. Теперь правит четверка. Патриарх Алексий (в лице своего alter ego — Даниила Андреевича Остапова) Митрополит Никодим («министр иностранных дел»), Митрополит Пимен (управляющий Московской епархией), как всем понятно, будущий Патриарх, и новая фигура — управляющий делами Патриархии Митрополит Таллинский Алексий. Именно перед ним предстали два священника со своей петицией. Надо сказать о нем также несколько слов, тем более что и сейчас он занимает ту же самую должность. Его фамилия Ридигер. Собственно говоря, барон фон Ридигер. Дед его, из остзейских баронов, занимал высокое положение, ходил в генералах. Жил в Ревеле. После революции отец его принял сан священника и служил в одной из церквей Ревеля, переименованного эстонцами в Таллин. Его собратом, который служил с ним в одном храме, был пресловутый А. А. Осипов.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Усово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 2009-2010 гг. при попечении председателя правительства РФ В.В. Путина в селе Усово был построен новый Спасский храм. Современный храмовый комплекс построен по проекту архитектора В.Н. Ижикова и состоит из церкви, водосвятной часовни, святых врат с надвратной звонницей, дома причта и Православного просветительского центра «Усово-Спасское». Центром комплекса является четырехпрестольный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, высота его – более сорока метров. Храм может вместить более 250 человек. В его внешнем облике — гармоничных пропорциях, стати и мощи белокаменного силуэта — воплощены традиции древнерусского храмового зодчества. Престол верхнего храма в честь Спаса Нерукотворного Образа, престолы нижнего: центральный – в честь Державной иконы Божией Матери, боковые: в честь священномученика Сергия Махаева и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Автор концепции внутреннего убранства храма и алтарных икон — выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Переосмыслив наследие ранневизантийского церковного искусства VI—IX веков, он создал уникальный символичный интерьер храма. В помещениях Дома причта и просветительского центра расположены многофункциональные учебные аудитории с современным оборудованием, конференц-зал, театр на 120 мест, два спортзала, библиотека с читальным залом, выставочный зал и мемориальная комната, посвященная преподобномученице великой княгине Елисавете Федоровне. Комплекс по проекту Вячеслава Ижикова будет включать в себя храм соборного типа на 250 человек, выполненный в стилистике русских княжеских храмов XI-XVI веков (высота в Кресте 41,5 м), звонницу в архитектутрном стиле 17 века, дом причта площадью 2149 кв. м и культурно-просветительский центр площадью 1710 кв. м. Храмовый комплекс включает в себя церковь, дом причта и православный культурно-просветительский центр, объединяющий на своей территории помещения социального назначения, учебные аудитории, мастерские, гостиницу, бытовые помещения, столовую с оборудованием, многофункциональный зал. Церковь имеет четыре придела. Верхний придел освящен в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Три нижних придела освящены в честь иконы Божьей Матери «Державная», священномученика Сергия Махаева, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы (Романовой).

http://sobory.ru/article/?object=19316

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Темперлей) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] После Второй мировой войны, в Аргентину прибыло большое количество количество русских беженцев. 1 декабря 1948 года игумен Никодим совершил в своей комнате первое богослужение, на котором присутствовало несколько человек православных, живших в Эсейсе и в Баррио 1. В конце января 1949 года к ним присоединилось несколько семей из Лаважоля, знавших о совершаемых в Монте Гранде богослужениях. Вскоре весть об этом распространилась на ряд поселков юга Гран Буэнос-Айреса, где жили русские люди, и к марту того же года богослужения по воскресным дням стало посещать до 15 человек. Комната игумена Никодима стала тесной, и Е. Н. Четверикова предоставила для церкви свою студию. Там, приблизительно в мае 1949 года, под председательством игумена Никодима состоялось собрание молящихся, которое решило основать приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы и выбрало старостой Е. С. Кулиша и церковно-приходской совет в составе: Л. И. Вельбицкого, С. Г. Кришпиновича, Е. Н. Четвериковой и Д. Б. Тизенгаузена. В связи с отъездом семьи С. В. Кржижановского в провинцию, церковь перешла в посёлок Луис Гижон в дом семьи Б. А. Иванова, поблизости от которого поселился протоиерей Николай Колчев со своей семьёй. Богослужения совершались регулярно. Старший сын протоиерея Николая, С. Н. Колчев, опытный регент и псаломщик, организовал церковный хор, в первое время больше чем наполовину состоявший из детей и внуков протоиерея Николая. Поэтому уже с середины 1951 года возник вопрос о необходимости создания собственного храма, приблизив его, по возможности, к центральному пункту южной части Гран Буэнос-Айреса. 31-го августа 1951 года, в связи с освобождением Е. С. Кулиша от обязанностей церковного старосты, церковно-приходской совет избрал на эту должность М. П. Ракитина. В 1951 году С. Н. Колчевым была организована церковно-приходская школа. В середине 1952 года церковь была переведена в Темперлей в Дом Русских Военных Инвалидов, обладавший внутренним двором, способным вместить более 50 молящихся. Благодаря переезду в более оживлённое и доступное место посещаемость богослужений почти утроилась, членов прихода с 30 стало около 70 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

Чудо Благодатного огня Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей кончины. Где находилась гора Голгофа — место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и произошло Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима, с внешней стороны. Святая Гробница — пешера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в небольшой скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Святой Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем — аркосалием, — и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы был воздвигнут великолепный храм — Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня — Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

http://pravoslavie.ru/4942.html

Глава V. Крестовые священники и дьяки В обыденной церковно-обрядовой стороне жизни московского государя и его семьи в XVI в. и в XVII в. немаловажное значение имели так называемые крестовые священники и дьяки. Самое название «крестовые» указывает на то, что лица, носившие оное, совершали церковную службу в крестовой палате, во дворе. Как известно, правила Домостроя имели сильное влияние на устройство образа домашней жизни наших предков в XVI и XVII в. По одному из таких правил, предписывалось всякому христианину «в дому своем святые и честные образа ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильниками, и в сем месте совершать домашнюю молитву» 1910 . В силу сего предписания, в домах знатных бояр и тем более в государевом дворце, для отправления домашней молитвы посвящалась особая комната, которая, как убранная иконами, называлась крестовою. Во дворце эта комната была устроена на подобие церкви. Одна стена ее была сплошь занята иконостасом в несколько ярусов, причем все иконы украшались золотом, серебром, дорогими каменьями и различными привесками. Внизу икон, особенно в праздники, подвешивались пелены, шитые золотом, низанные жемчугом, убранные дробницами. Пред иконостасом стояли книжные аналои и для чтения – глухие или разгибные, украшенные резьбою, золоченьем и расписанные красками. Кроме икон, в крестовой палате сохранялись еще и другие священные предметы, приносимые из местных монастырей и с Востока. «Вообще иконостас крестовой комнаты был хранилищем домашней святыни, которая служила изобразителем внутренней благочестивой истории каждого лица, составлявшего в своей крестовой иконостас – собственное моление» 1911 . В такой-то комнате, согласно предписанию Домостроя, муж и жена с детьми и домочадцами должен был каждый день вечером «отпеть вечерню, повечерницу, полунощницу с молчанием и вниманием и с кротко-стоянием и с молитвою и с поклоны», а утром, восстав от сна, – семья должна была отпеть утреню, и часы и за тем уже посещать церковные службы 1912 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

     Мировой фестивальный кинематограф вновь заговорил в полный голос о войнах ХХ века. Осенью прошлого года триумфаторами в Венеции стали фильм Франсуа Озона «Франц», сюжет которого связан с событиями Первой мировой войны, и российско-германская драма «Рай», действие которой разворачивается в нацистском концлагере. В этом году специального показа в Каннах удостоилась французская кинокартина «Напалм», где история героев представлена на фоне войны в Северной Корее, а фильмом открытия фестиваля «Кинотавр» в Сочи была выбрана мелодрама «Холодное танго» Павла Чухрая, повествующая о сложных человеческих взаимоотношениях в оккупированной фашистами Прибалтике. Казалось бы, все эти темы должны были остаться в веке двадцатом… Но что-то, видимо, еще не до конца изжито. И если раньше на пик популярности время от времени выходили фильмы, показывающие героизм в батальных сценах или обнажающие антигуманную сущность военных действий в сценах кровавых, то сегодня разговор со зрителем о войне — это преимущественно разговор «без войны». Ведь любая война начинается в головах, а мир наступает тогда, когда он наконец водворяется в душах… В киноленте Андрея Кончаловского «Рай», вышедшей на экраны в начале 2017 года, нашли отражение как антивоенная патетика, вновь актуальная в наши дни, так и глубоко личные размышления режиссера о том ответе перед Богом, который каждый человек дает после земного конца за свою жизнь. Сам киномэтр назвал эту свою картину — черно-белую, снятую в суровом «документальном» стиле, с долгими исповедальными монологами — совершенно не прокатной. И был в этом в значительной степени прав — она не собрала большой аудитории в кинотеатрах, однако получила высокие оценки зрителей и жюри кинофестивалей: помимо «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля была удостоена премий «Ника» и «Золотой орел», призов в Чикаго, Израиле и Аргентине, премии мира в Мюнхене и других наград. В фильме показаны судьбы трех главных героев — офицера французской полиции, русской эмигрантки, высокопоставленного немецкого военного. Вторая мировая война поставила каждого из них перед выбором: принять фашизм и встать в ряды сочувствующих или пойти против, понимая, что это, скорее всего, обернется потерей жизни. Они оказываются в этой войне на противоположных сторонах, но все в итоге погибают. После смерти каждого из них ждет своя «серая комната», где они рассказывают о себе всё, начиная с самого детства. Эти люди беседуют с нами, уже не имея возможности ничего в своей жизни изменить. И то, что они сами говорят о себе и своих поступках, отчасти проливает свет на те внутренние процессы, в русле которых их выбор совершался.

http://pravoslavie.ru/106348.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010