Синагогальное изучение закона считалось для народа вполне достаточным; но оно не было достаточно для учителей народа. От них требовалось не только общее и поверхностное знание предписаний закона, но и основательное знание священного языка, умение читать и писать и знание преданий, – коротко, от них требовалось уже образование почти школьное. Но начало иудейских школ принадлежит уже позднейшему времени 329 ; а как велось дело образования книжников-учителей народа до возникновения школ, определенно сказать нет данных. По иудейскому преданию, «собирайте около себя многих учеников» было одним из руководительных правил мужей великой синагоги. Эти-то собрания учеников у ног какого-либо знаменитого «ученого», «мудрого», вероятно, и были рассадниками учителей народа. Думают, что такие собрание могли происходить в частных домах и в домах этих самих членов великой синагоги, или же при синагогах, а в Иерусалиме – и при храме (Срав. Лк.2:46 ) 330 . Таково в общих чертах то просвещение, которое получали послепленные иудеи, и таковы были руководители этого просвещения. Вызванное обстоятельствами исключительными – потребностями строгой, хотя и внешней формальной, сообразности всей жизни с требованиями закона, оно и само приняло направление, исключительное, а, делаясь одной из жизненных сил народа, проводило теоретические принципы своего направления в сферу практической деятельности, выражаясь здесь по большей части в строгом формальном исполнении мелочных предписаний закона и предания касательно соблюдения суббот и праздников, касательно чистого и нечистого, молитвы и постов и вообще всей внешней стороны религии и нравственности. Неудивительно, поэтому, что «слепые вожди слепых» и сами дошли, и руководимых ими с течением времени довели до жалкого уподобления «гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякие нечистоты» ( Мф.15:14 ср. Мф.23:27 ). Не могла остаться без существенных последствий и та отчасти ревность, отчасти свобода, с которой относились к словам Божественного закона эти учители народа и которой руководились они в своей просветительной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несогласия между владыкою и Воейковым перешло даже границы отношений по должности. Однажды во время проповеди святителя дочери Воейкова без стеснения громко разговаривали и смеялись. По окончании проповеди он в своем возгласе «благословение Господне на вас», прибавил: «кроме смеющхся». Впрочем, сам Воейков нес строгую ответственность за целость церковных средств, которые могли быть обращаемы в казну правительства. Он должен был следить, когда поповские старосты собирали дань с духовенства на архиерейский дом, венечные деньги с браков и проч., а также следил за правильностью записи их. 1704 г. 4 дек. Приказано данные деньги и венечные пошлины и всякие доходы митрополита Димитрия собирать ему, Воейкову, совместно с архиерейским казначеем, с точною записью всего. Раз в Московском Казенном Приказе обнаружили неправильную запись в книгах, именно: – утайку сбора по деньге с каждого приходского двора, венечные деньги тоже оказались записанными не сполна; – вместо 5 алтын 4 деньги с первобрачных записано по 4 алтына, вместо 13 алтын 2 денег с второбрачного – по 6 алтын и т. п. – С Воейкова потребовали не только объяснений, но и всех удержанных по его 293 недосмотру денег. В 1705 году велено переписать всех монахов, а также количество пострижений после народной переписи с указанием, на какие убылые места размещены новые постриженики и по каким указам. Представить в Москву справки об этом обязали митрополита 294 . В том же 1705 году из ограниченного содержания монахам убавили еще половину: получающим 10 рублей в год положено по 5 рублей, равно архиерейским людям, служащим на жалованье, давать половину, да и во всех вотчинах половину доходности отбирать для отсылки в Монастырский Приказ на дачу ратным людям 295 . «Сколько беззаконий! Столько обид!» восклицал владыка. «они вопиют на небо и будят там гнев отмщения! Но мы не теряем надежды!» Положение нашего низшего благого духовенства, не имевшего средств платить дань архиерею, возбуждало одну печаль и тревогу: «внеуду брани, внутрьуду страхи!» 296 «печалью смущаюся, видя беды, сущие священникам, и видя слезы их и дом наш, падающий час от часу!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пс.5:8 . Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Пророк показывает здесь плод, собранный от умозрения онаго, в котором упражнялся поутру, почему как бы так говорит: познав, колико Ты отвращаешися греха и грешников, хощу благоугоден быти Тебе, и должен есмь грех убо возненавидети, непорочность же и правоту возлюбити. Убо да возблагодарю за множество милости Твоея, еюже спасл мя еси от злых оных и нечестивых человеков, и да впредь избегу всякаго греха, вниду в дом Твой поклонюся ко храму святому Твоему, – повергнуся пред скиниею Твоею, и со благоговейным страхом реку: Пс.5:9 . Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. То есть: прошу благодати Твоея, да тою наставиши мя на стезю правды, и да поможеши мне творити заповеди Твоя, и тако избегнути всех грехов, ненавистных Тебе; исправи убо путь мой пред Тобою: сотвори, да хожу путем непорочным, имея присно пред очами Тебе, Бога моего, и страх Твой. Сие же сотвори враг моих ради, да избегну наветов и козней их. Тако молится Пророк, дабы показать, колико потребна нам Божия помощь, исправляющая и покрывающая, предшествующая и совозследствующая, ради множества врагов, наветующих нам и тщащихся привлещи ко грехам. Нарицает бо врагами всех тех, кои препинают нам путь спасения, хотя некоторые из них и дружелюбни являются: но врази человеку домашнии его ( Мф. 10:36 ). Пс.5:10 . Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Дает причину, чего ради просит помощи противу наветующих врагов: понеже де ни о чем ином не помышляют, как разве о том, чтобы обольстить, и что не удобно избежать наветов их. Несть, глаголет, во устех их истины, но ложь, коварство и обман: иное говорят, иное мыслят. Сердце их внутрюду убо суетно, внеуду же развращенно; ибо не мудрствуют, ниже помышляют, разве суетная. Гроб отверст гортань их: то есть, уста или язык, которыми произносят они слова чрез гортань, подобны отверстию гроба; внутренность же их, сиречь душа, или сердце, в котором сокрыты желания и помыслы, суть аки трупы смердящие; ибо чрез гортань их не исходит слово здравое и спасительное, но или Богу обидное, или ближнему вредное. За сим, повторяя то же самое, присовокупляет: языки своими льщаху. То есть: глаголют не токмо ложная, понеже несть во устех их истины, но и льстивая: ибо под видом добра желают зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Человек, глаголет, иже разумевает искусом сладость безмолвия в келлии своей, не яко презирая ближняго бежит сретения его, но плода ради, его же объимает от безмолвия. Како бегаше Авва, глаголет, Арсений, и не почиваше усрести кого. Авва же Феодор среташе убо, но аки мечь бе сретение то ему Обаче ниже поздравлением поздравляше кого, егда обреташеся внеуду келлии своея. Святый же Арсений, ниже грядущаго к нему к поздравлению поздравляше. Во время бо некое, некто от отец иде увидети Авву Арсения, и отверзе старец, мня, яко той есть служитель его; и егда увиде его кто есть, поверже себе ниц, и много молен быв от него востати, и благословитися от него и отъити, отречеся Святый, глаголя: не востану Дóндеже отъидеши. И не воста, Дóндеже отъиде. И сие творяше блаженный, да не даст тем единою руку и паки обратятся к нему. Зри последование словесе сего, да не речеши, негли за малейшество его презре его, или иного кого: а иного чести ради его лицеприемляше и собеседоваше с ним; но равне стяжа бегство от всех, малых и великих. Едино имеяше пред очима своима, презирати сретение их за безмолвие, великаго же и малаго, и понести укорение их на себе от всех, за честь безмолвия и молчания. Вемы бо, яко иде к нему блаженный Феофил Архиепископ, имея с собою и судию страны тоя к чести и к желанию видения Святаго. Егда же седе пред ними, ни до слова мала упокои тех чести ради их, аще и желающих множайше услышати слово его. И егда помоли его Архиепископ о сем, помолча мало добрый Старец, и по сем глагола: и аще реку вам, сохраните ли? И исповедаша, глаголюще: «ей.» И рече им Старец: «идеже услышите, яко есть Арсений, да не приближитеся тамо.» Видел ли еси дивность Старца сего? Видел ли еси презрение беседы человеческия? Сей есть, обравый плод безмолвия. И не вознепщевал есть блаженный сей, яко муж есть Соборен, и глава Церкве; но сие помыслил есть, яко аз единою умрох миру. Что пользует мертвый живыя? И укори его Авва Макарий укоризною, исполненною любве, глаголя: почто бежиши от нас? И ответствова Старец словоизвинением дивным и достохвальным, глаголя: «Бог весть, яко люблю вас, но не могу быти с Богом и с человеки.» И разуму сему дивному, не отъинуду, но от Божественнаго гласа изучился есть. «Арсение бо, глаголет, бегай человек, и спасешися.» Никий же человек от праздных и любящих беседы да обезстудствится и разорит сия превращением словес своих, и возглаголет прямо сим яко человеческо обретение есть, о вине безмолвия обретено занеже учение есть небесно. И да не вознепщуем, яко сие речено бысть ему о еже бежати и изыти от мира, а не сравна и от братий бежати. По еже оставити ему мир, и приити и вселитися в Лавру, паки помолися Богови, како добре пожити возможет: Господи, глаголет, настави мя, како да спасуся. И мняше, яко ино что имать услышати. И глас Владыческ паки услыша второе тойжде: «Арсение, бегай, молчи, безмолвствуй. И аще, глаголет, много пользует видение и беседа братий, но сице не пользует тя еже беседовати с ними, якоже еже бежати от них.»

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Не восхищайся здоровьем плоти «Наша плоть унывает и понуряет голову, когда подвергается немощам, а когда здорова и вкушает удовольствия плотские, тогда восхищается, скачет и выходит из себя. Не надо обращать внимания на обманчивые чувства плоти и вообще должно пренебрегать всякою плотскою игрою, плотским восторгом, нужно благодушно терпеть скорби и болезни плотские, духом мужаться и возлагать упование на Бога». Цветущее лицо «Не радуйся, когда лице твое цветет от приятных яств и пития, – потому что тогда внутреннее лице души твоей безобразно и мертвенно, и на этот раз к тебе идут слова Спасителя-Христа: «яко подобитеся гробом повапленным, иже внеуду убо являются красны, внутруду же полни суть костей мертвых» ( Мф.23:27 ), то есть лицемерия и беззакония». Тесный путь лучше удовольствий плоти «Лучше идти тесным путем, терпеть уныние и искать частой помощи и избавления у Господа Иисуса Христа, веселящего трудящихся Его ради над спасением своим, нежели сойти на пространный и гладкий путь мира и там удовольствиями плоти купить свободу от духа уныния. Враг духом уныния многих согнал с тесного и спасительного пути на широкий и гладкий, но гибельный путь». Просьба об искушениях «Слава Тебе, Господи, Отче наш , премудрый Испытателю любви моея к Тебе и к ближнему моему. Не оставляй меня без искушений, аще премудрости и правде Твоей угодно и благопотребно будет, – ни единого дня живота моего; да насадится, да утвердится, да очистится и возвысится любовь моя к Тебе и к ближнему моему, и да не явлюся на суде Твоем тощ пред Лицем Твоим». Жажди искушения «Ты, исполненный всякой неправды, жажди терпеть от людей всякую неправду, да явятся на тебе в здешней жизни суды правды Божией (см.: Рим.2:3 ). «В нюже меру» меришь ты Господу своему и ближнему твоему да возмерится и тебе ( Мф.7:2 ). Имей всегда в виду пример величайшего Праведника Иисуса Христа Сына Божия, Который при праведности Своей потерпел всякую неправду над Ним людей, вознесен на крест и умерщвлен позорнейшею смертию». Радуйся скорбям

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И рече Даниил посмеявся: не прельщайся, царю, той бо внутрьуду прах есть, а внеуду – медь (7ст.). Мне обидно, что я должен сказать то же самое и о нас самих. О христиане, не будем заблуждаться, – эта наша вера не есть вера живая, а лишь образ, даже мертвые останки веры. Она не имеет духа своего Основателя, не движется, не действует, лишь мнимо обнаруживается во внешнем действии, – на самом же деле она мертва, ибо вера без дел мертва есть. И мы, братья, нося только обличие христианства, похожи на тех лживых верующих, обличенных Апостолом Павлом, которые на словах исповедали Бога, а на деле отрицали Его. Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его ( Тит.1:16 ). Как говорит святой Иероним: «своим исповеданием свидетельствуют об одном, а поведением – о другом». Христиане, у коих вера и жизнь неравны и несогласны между собою, или, что еще хуже, грешники, облеченные в личину святости, и даже, может быть, некие демоны в ризах Иисуса Христа. Отвратительное зрелище, которое мы из себя представляем, являясь извне со столь прекрасною верой, а изнутри – с такой нечистой душой, по видимости – с столькими святыми заслугами, а по существу – со столь развращенными деяниями, – это безобразное зрелище, повторяю, возбуждает в наших врагах смех, даже ругательства и поношения. Так, действительно, говорит и Сальвиан: «в нас Христос терпит поношения, в нас закон Христов поругается». Вот главные недостатки нашей веры: недостаток относительно разума в вере созерцательной, ибо мы не знаем, во что веруем; недостаток относительно сердца в вере деятельной, ибо мы не живем сообразно вере. Значит наша вера очень несовершенна и много ниже веры сотника, подобной которой Спаситель, как Он признал, не обрел в Израиле, и я, как вам доказал, не нашел в христианском мире. Не обретох толицы веры во Израили. Если первое излечение болезни заключается в ее распознании, то я могу на это надеяться относительно недостатков нашей веры – именно, я легко могу видеть исцеленными эти недостатки, раз я их обнаружил во всей ясности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

– 3) Бежим же всего не подобного. 9] 4. Пятидесятницу празднуем и Духа Святого сошествие, о коем говорит Господь: «уне есть вам, да Аз иду; аще бо не иду Аз, Утешитель не придет к вам, аще ли же иду, послю Его к вам. И пришед Он наставит вы на всяку истину» ( Ин. 16, 7. 13 ). Какое это обетование! Какое нас удостоение! Не Ангела, не человека послать обещал, но самого соестественного Духа. Итак Сын Божий Единородный, исполнив отеческое дело, восходит на небеса, а Дух святой нисходит, – не иный Бог, – да не будет! – но иный Утешитель, как написано. И, – о, неизреченное человеколюбие! Утешением нам Бог бывает. И утешает Он скорбную и умученную душу не падать духом в тяжелых обстоятельствах, как свидетельствует святой Апостол, говоря: «внеуду брани, внутрьуду боязни; но утешаяй смиренные утеши нас Бог.... (2» Кор. 7, 5). Утешает Он, устрашенное демонскими страхованиями, сердце, возводя его чрез дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: «Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси» ( Пс. 85, 17 ). – Утешает, воодушевляя смущенный ум, что ему дан мир с Богом возыметь и покой, как свидетельствует Апостол, говоря: «по Христе молим, яко Богу молящу нами: молим по Христе, примиритеся с Богом» ( 2Кор. 5, 20 ). – Видишь неисследимое снисхождение? Видишь дар несравненный? Горе Единородный Сын о нас ходатайствует пред Отцом, как написано: «иже есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас» ( Рим. 8, 34 ). Долу Дух святой утешает многообразно. 5. Что же воздадим мы за сие Господу? – Нам остается только восприять песнь псаломскую и взывать: «вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища от руки креплших его, и нища и убога от расхищающих Его» ( Пс. 34, 10 ). И опять: «помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» ( Пс. 123, 8 ). И еще: «аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя» ( Пс. 93, 7 ). И: «Господь мне, помощник не убоюся, что сотворит мне человек» ( Пс. 117, 6 ). Имея убо такого Утешителя, Духа Святого, непобедимую силу, Великого Защитника – Бога и споборника, не убоимся страха вражия и не устрашимся сопротивных сил, но, яко Его имущие помощником и способником нам, мужественно и твердо поспешим на подвижнические и исповеднические борения, переживая в них дни за днями, не прельщаясь обольщениями змия, и не изнемогая под непрестанными его нападаниями; угасим плотскую любовь, как наполняющую огнем дом души нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Явно убо есть, яко внешними движится, а не якоже своими: и аще в сих страстех души движущейся без тела, по сему глаголются естественны, то прочее алчба, и жажда, и сон, душевны бы были: зане и в сих страждет, и своздыхает с телом, и во отсечении удес, и огневицах, и недузех, и подобных. Зане же общением сболезнует телу душа, яко же убо и тело той, и сподвижится с веселием тела, и приемлет скорби его. Богу же нашему слава и держава во веки, аминь. Слово 4. О души и страстех и ума чистоте, по вопросу и ответу Вопрос. Что есть естественное устроение души, и что есть еже чрез естество и что есть еже паче естества Ответ. Естественное устроение души уразумение есть созданий Божиих чувственных и мысленных. Еже паче естества есть движение видения пресущественнаго Божества. Еже чрез естество есть еже во страстех движение. Яко же рече Божественный и Святый Василий: яко душа, егда обрящется по естеству, горе пребывает; егда же внеуду естества своего обрящется, обретается долу на земли; егда же горе будет, безстрастна обретается; внегда же снидет естество от свойственнаго чина, тогда страсти в нем обретаются. Явно убо есть прочее, яко страсти душевныя, не суть естеством душевны; аще и тако душа движется в страстех телесе зазорных, яко же во алчбе, и жажде, но понеже не наложен есть на ню в сих закон, не толико зазрению достойна есть, яко же о прочиих подлежащих зазору. Овогда случается повелеваему быти кому от Бога, содеяти что, мнящееся быти безместно, и в место зазора и обличений, благими воздаяньми воздатися ему, яко же Пророк Осия, блудницу появший, и Илия Пророк, ревностию Божиею убивый, и яко же мечами родителей своих убившии повелением Моисеевым. Обаче глаголется естественне быти в души желанию и ярости, кроме телеснаго естества, и сия суть страсти ея. Вопрос. Внегда ли желание душевное возжжется в Божественных, по естеству есть, или егда обрящется в земных и телесных? И по что ревнует душевно естество яростию? и како глаголется естественна ярость? Убо ли внегда яритися за некое плотско желание, или зависть, или тщеславие, или о таковых, или по сопротивному сим? Да отвещает глаголяй, и мы последовати имамы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Петр утопает и заслуживает услышать: маловере, почто усумнился еси ( Мф. 14, 31 )? Если в нем мала вера, то в ком она велика, не знаю. От сердца, говорит, исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, татьбы , лжесвидетельства, хулы. Сия суть сквернящая человека ( Мф. 15, 19 ). Пусть выступит тот, кто заверит, что в его сердце нет этого, – и я соглашусь, что возможна праведность в этом смертном теле. Иже хощет, говорит, душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою мене ради, обрящет ю ( Мф. 16, 25 ). Повторяю: легкие это заповеди? Горе миру от соблазн: нужда бо есть приити соблазном ( Мф. 18, 7 ). И потому в другом месте написано: во многих грехах претыкаемся или согрешаем вси ( Иак. 3, 2 ). Поставил не немногие грехи, а многие, не некоторых, а всех. Вси бо своих си ищут, а не яже Христа Иисуса (Филипп. 2, 21). Один Бог называется благим, и благость Учителя, как человека, отрицается. Умнейший в законе говорит, что он все сделал, почему и находится в любви у Господа; и однако полной праведности не имеет, ибо не захотел имение свое раздать нищим. Отсюда поэтому поводу сравнивается трудное или лучше невозможное с невозможным, так как ни верблюд не может войти в иглиныя уши, ни богатый достигнуть царства небесного. Кто из нас не омывает снаружи чаши и блюда, и у кого внутреннее не осквернено нечистотами? Кто может уклониться от уподобления окрашенным снаружи гробам, чтобы не относилось и к нам слово Господа: внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полны лицемерия и беззакония ( Мф. 23, 28 )? Хотя бы других пороков мы и могли избегать, слабости лицемерия или немногие не имеют, или никто не свободен от нея. 14. Отче, говорит, аще возможно есть, да мимо идет от мене чаша сия: обаче не якоже аз хощу, но якоже ты ( Мф. 26, 39 ). Сын Божий, Который рече и быша, повеле и создашася вся ( Пс. 148, 5 ), но человечеству смиренно говорит: Отче аще возможно, обаче не якоже аз хощу, но якоже ты ( Мф. 26, 40 ); а Критовул мой, вздернувши брови, гордо провозглашает: человек может быть без греха, если хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Притом Дух Святый оправдывал Божие правосудие, давая разуметь, что люди не напрасно истреблены потопом. Если и это ни в чем не раскаивающееся Существо снизошло до того, что говорит о Себе раскаяхся, то изрекло так, чтобы дерзкий род, слыша эти слова, содрогнулся, и чтобы семена покаяния запали в сердца упорствовавших. Если бы недостаток какой был в тварях Божиих, то Бог сотворил бы новый мир и не сохранил бы в ковчеге тварь, о сотворении которой раскаивался. Но, смотри, Бог, сказав раскаяхся, — этим самым показывает, что Он не раскаивался! Ибо если Бог раскаялся о грешниках, то для чего было сожалеть о скотах, гадах и птицах небесных, которые не согрешили? Если же не сожалел о них, то почему сказал раскаяхся, когда не раскаивался? Потому сожаление о сотворении не только виновных, но и невинных удостоверяет, что Бог о раскаянии Своем сказал по любви к грешникам, а не показывает, что Бог не имел предведения. Создавшая людей Благость болезновала о том, что должны они погибнуть за дела свои, а если не погибнут, то через них сделаются нечестивыми последующие за ними роды. Когда же сокращение жизни человеческой и раскаяние Божие не привело людей в трепет и не пробудило в них сожаление о грехах, тогда Бог говорит Ною: время всякой плоти прииде пред Мя… Сотвори убо себе ковчег от древ высоко растущих… Трех сот лактей долгота ковчега, и пятидесяти лактей широта, и тридесяти лактей высота его… И в лакоть свершиши его свыше… обиталища… трекровна сотвориши в нем… и посмолиши его… внеуду смолою (Быт. 6:13–16, 14). Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников. Где было Ною взять такие дерева? Где было взять смолы, железа и пакли? Чьими руками мог он сделать это? Откуда мог взять людей, которые помогли бы ему в деле? Кто послушал бы его, когда в роде человеческом растли всяка плоть путь свой? Если бы стал сооружать ковчег сам Ной со своими домочадцами, то не посмеялся ли бы над ним всякий видевший? Однако же Ной приступил к построению ковчега в первый из тех годов, которые современникам его были даны на покаяние, и окончил построение в сотый год.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010