Разумей, монах, что говорю; пусть не будет у нас вне - благоговение, а в келлии - роскошь, чтоб не уподобиться гробом повапленным, иже внеуду убо являются белы, внутрьуду же полны суть костей человеческих и нечистоты (Мф.23:27). Ибо на всяком месте один Бог, Которому слава во веки! Аминь. Смири помысл гордыни прежде, нежели гордыня смирит тебя. Низложи помысл высокоумия прежде, нежели оно низложит тебя. Сокруши похоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя. Не укоряй брата в непостоянстве, чтоб и самому тебе не впасть в ту же немощь. Если будешь жить с великим старцем, то не пересказывай только его добродетели, но и подражай его жизни; ибо сие полезно для тебя. К новоначальному, монах, оказывай долготерпение; потому что все возможно Господу. Новоначальный же, который ненавидит смирение, не имеет у себя оружия на сопротивного; и таковой потерпит великое поражение. Кто желает плотского успокоения, тот готовит себе много болезней; а долготерпеливый спасается. Умный настоятель не почтет маловажным выслушать недоумение между новоначальным и старшим его, а сведущий исследует дело в точности и примирит их страхом Божиим. Кто множит словеса в монастыре, тот умножает ссоры и ненависть к себе; а кто блюдет уста свои, тот будет любим. Хорошо послушание ради Бога соблюдаемое, возлюбленные; посему узнавай, какое послушание благоугодно Богу. Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыни даже до смерти. Прилагай старание о душе своей, и не смущайся падением своим; ибо есть стыд, который ведет за собою грех, и есть стыд в котором слава и благодать. Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет (Притч.3:11,12). Кто заключен в темницу, и думает воспротивиться царю, тот сделает ли себе какую пользу? А кто припадает к ногам и умоляет, тот скорее возбудит к себе сострадание. Брат однажды занемог и сказал сам к себе; " увы мне грешнику! состареюсь я в этой немощи " . Он выздоровел, и снова постигла его другая немощь, которая была тяжелее прежней; и он опять сказал то же слово; между тем не объявил вдруг своего страдания человеку, но стал просить милости у Господа, Который подает здравие в болезни и крепость в немощи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/753/...

Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильною помощь Господа; а с нею вы одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами. 48. Всячески противустойте вспыльчивости и, при Божией помощи, она непременно ослабеет. От вспыльчивости я давно уже избавляюсь следующим врачеством святителя Димитрия. «Аще случится ти когда раздражитися и разгневатися, тогда наипаче ничтоже глаголи; но или отъиди или затвори уста своя, да не вскочит яростный пламень и опалит душу и сущим с тобою сотворит напрасный мятеж; но егда угаснет пламень, и мирно будет сердце твое, тогда яже ко исправлению глаголи». 49. Всячески остерегайтеся на что-нибудь сердиться; всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается промыслом Божиим, для тех же спасительных целей, для коих святого Апостола Павла постигали беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды в лжебратии, внеуду брани, внутреуду болезни ( 2Кор. 11:26 ). 50. Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанесть вам оскорбления, если бы не Господь восхотел допустить это, и потому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы ему не чужие, и ведет вас в царствие небесное. Писание святое глаголет: аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог; который бо есть сын, егоже не наказует отец ( Евр. 12:7 )? 51. Оставляйте свою серьезность и будьте пред Господом в обхождении с людьми, как дети незлобивые. 52. В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите. Бог есть любовь, и кто в любви пребывает, тот в Боге и Бог в нем. И в скорбной жизни, сладко жить с Божиею любовию. 53. Не говорите ничего без благочестивого рассуждения, без благочестивых целей. 54. Не в многоглаголании состоит спасение, а в совершенном внимании себе. Отвыкайте от споров: они, возмущая сердце, лишают нас мирного состояния души. Всякой вздорной мысли противуставьте молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам. 55. Подозрение совсем не христианское свойство, а потому и не усвоивайте его. Мудрости же, непорочности и осторожности требует от нас сам Бог чрез святое писание: «Будите мудри яко змия, и цели яко голубие». Всегда держитесь средины; крайности нигде и ни в чем не похвальны. Помните старческое слово: «могущему понести все возвести».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

И от сих растлешася людие, не токмо старии, но и младенци в пианстве; и много пиюще глаголют, яко не вредит; мню, яко от врага в сем укреплены» 54 . Вот о такихто духовных порочных лицах, не могущих пасти не только народ, но и самих себя, и притом ушедших в латинство, Иоанн мних и писал Острожскому князю: лучше вам без этих владык в церковь Божию ходить и православие хранить; эти владыки, ушедшие в латинство, нас не спасут. У вас еще есть свое православное священство, оставшееся верным Христовой Церкви. «...He дивися тому, аще и пастыри волцы будут, – читаем в Книге о вере. – К епископом бо и ко иереом беседуя, глаголет апостол: от вас самех востати имут мужие, глаголющии развращенная. И тако да никтоже прелстит вас, от нихже от внеуду ангели убо суть, а от внутрьуду диаволи суть, ихже от плод их познавати научает Господь. Вы же, возлюбленния, во святей вере созидайтеся Духом Святым, ни в чесом же отступающе от святых отцов своих патриархов, и до Конца пребывающе с ними спасетеся. И по святому апостолу Павлу, яже научистеся, рече, и приясте, и слышасте, и видесте, в Церкви сия творите, и Бог мира да будет с нами» 55 . О словах Шарова, приведенных им из Кирилловой книги, из 10го послания: «Сего ради толико вам мало обнажим отступников благочестия, да ся ими не прельщаете, яко пастыри отступиша или заблудиша, яко и нам не мощно ся без них сохранити. Но несть тако, несть, мощно бо быти без них, занеже Бог их из Церкве изгнал и обесчестил, понеже недостойне тыя престолы содержат и то имя на себе носят...» – нужно сказать то же, что сказано о словах Иоанна, афонского монаха. В Кирилловой книге говорится о тех же епископах, которые «отбегли на покой латинскии, на славу и на честь папину, да зде мирно свое житие и безнаветно поживут» 56 – о тех же самых, о которых говорил монах Иоанн князю Острожскому. Этот случай не может оправдать понетовского бесцерковного бессвященнословного общества. 10е послание писано и прислано такому православному обществу людей, у которого был представителем благочестивый православный князь с православными же князьями и воеводами, с православными епископами «и до последняго степене», что видно из заглавия послания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В самом деле, возражение сильно, таково, что в состоянии поколебать даже и несколько знакомых с писаниями; но разрешается оно весьма легко. Ибо отнюдь не плакал бы Господь о разрушении Иерусалима, если бы не любил его. Он плакал и о Лазаре, потому что любил его. Да и с первого взгляда ясно, что грех принадлежал людям, а не месту. Но как избиение народа, пленение города клонились к тому, чтобы при разрушении города был наказан народ; так и храм затем был разрушен, чтобы погибли прообразовательные жертвы. А что касается самого места, то с течением времени оно стало гораздо священнее, чем было дотоле. Прежде иудеями почитались Святая Святых, потому, что там находились Херувимы, очистилище, ковчег завета, манна, жезл Ааронов и золотой жертвенник. Но не досточтимее ли кажется тебе гроб Господень? Потому что, когда ни войдем в него, всегда увидим Спасителя, лежащего в плащанице, а пробудем там немного, увидим и ангела, сидящего у ног, а в головах сударь свитый. Слава этого гроба была предсказана задолго до того, как он был иссечен Иосифом; это мы знаем из пророчества Исаии, говорящего: и будет покой Его – честь ( Ис. 11:10 ), то есть место погребения Господня сделается для всех достопокланяемым. Но ты скажешь, как же мы читаем в Иоанновом Апокалипсисе: зверь, иже исходит от бездны, убиет я, и трупы их оставит на стогнах града великаго, иже нарицается духовне Содом и Египет, идеже и Господь наш распят бысть ( Апок. 11:7–8 ). Если, говоришь ты, града великого, идеже распят бысть Господь, нет другого, кроме Иерусалима, а место, где распят Господь, нарицается духовне Содом и Египет, значит Содом и Египет, где распят был Господь, и есть Иерусалим. Сначала мы хотим заметить тебе, что священное Писание вообще не может противоречить самому себе, и в особенности не может разногласить одна и та же книга, или, сказать еще ближе, – одно и то же место одной и той же книги. Но в Апокалипсисе, из которого ты теперь представила свидетельства, менее чем десять стихов назад, написано: востани и измери церковь Божию и олтарь и кланяющыяся в ней: а двор сущий внутрь церкве изнеси внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы ( Апок. 11:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Во время видения Иоанном четырёх животных ещё не все Евангелисты, по крайней мере, он сам, скончали своё служение на Земле, и потому Иоанн мог видеть в лике четырёх животных только своего ангела, выну видящего лице Отца Небесного ( Мф 18:10 ). Стих 8 . Свят, Свят, Свят и далее. Этим выражается не только троичность Лиц Божества, но и полнота их прославления ( Иез 21:9,14,27 ). Глава 5:1 . Книгу написану внутрьуду и внеуду. [Книги у древних состояли или из отдельных кусков пергамента, свёрнутых в трубку, или навитых на круглую палку. Внутрь свитка продевался шнурок, который связывался снаружи и прикрепляем был печатью. Таким образом книга о семи печатях могла состоять из отдельных свитков. Или же, она состояла из одного большого куска пергамента, который складывался в виде веера и был стянут поверх шнурком, припечатанным печатями на каждом сгибе или складке книги. Раскрытие одной печати давало возможность раскрыть только одну часть книги. Писание обыкновенно производилось только на одной внутренней стороне пергамента, но в редких случаях писали с обеих сторон]. – Книга эта скрывала судьбы мира и Церкви, а стало быть то же, что и Апокалипсис. Стих 3 . Никто же можаше ни на Небеси, ни на Земли, ниже под Землею. Этим выражением обнимается весь сотворённый мир. Под Землею – интересно, что и обитателям подземного Царства также предлагается раскрыть сию книгу. Разогнуть книгу значило или самому прочесть написанное в ней или дать другим эту возможность. Если же, по словам тайновидца, никто же можаше разгнути таинственную книгу, то этим показывается, что в ней заключались такие тайны, которые были недоступны никому из сотворённых существ. Эту недоступность Апостол усиливает ещё прибавлением слов: ни же зрети ю (в русском переводе посмотреть в нее), – проникнуть в ее содержание. Стих 5 . Лев иже сый от колена Иудова. Лев в значении сильного, героя. Указывается на пророчество Иакова ( Быт 49:9–10 ). Стих 6 . Посреде Престола и четырех животных, то есть на пространстве между Престолом и четырьмя животными, а также 24 старцами, в средине образуемого сопрестолиями круга, стоял Ангнец с 7-ю рогами – символами крепости ( Пс 74:11 ; Дан 8:20–21 ) и 7-ю очами – символами всеведения. Седмеричное число означает полноту и совершенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Лучший есть мирянин бедствуя в мирских и житейскихь злостражда, инока злостраждуща, и с мирскими пребывающа. Страшен есть бесовом, и вожделенен Богови, и Ангелом Его, иже с горящею ревностию взыскуяй в сердце своем Бога в нощи и во дни, и изкореняяй от него прилоги от врага прозябающая. Чистаго душею страна мысленная внутрьуду его есть. И солнце, сияющее в нем, свет Святыя Троицы есть. И воздух, имже дыхают жителие ея, утешительный и всесвятый Дух есть. Соседателие же его суть святая и безтелесная естества. А живот и радость и веселие их, Христос есть свет. Иже от света Отца. Таковый и о видении души своея на всяк час веселится, и о доброте своей удивляется, светлыней сущей сторицею солнечныя светлости. Сей есть Иерусалим он и Царствие Божие, внутрь нас сокровенное, по словеси Господню. Сия страна, облак есть славы Божия, в оньже едини чистии сердцем внидут, еже увидети лице своего Владыки, и озаритися умы своими лучею Света Его. Яростивый же, и гневливый, и славолюбивый, и лихоимец, и чревообъястливый, и с мирскими живый, и волю свою составити хотяй, и скорояростивый, и страстей исполненный, таковии якоже в нощератии пребывают, и тму осязают, внеуду суще страны оныя живота и света. Страна бо она благем и смиренномудрым, в очистившим сердца своя в наследие бысть. Не может человек увидети доброту, сущую внутрьуду себе, прежде даже не обезчестит и гнусну быти не вменит всяку доброту извнеуду себе. И не может воззрети искренне ко Богу, Дóндеже не отвержется совершенно мира. Охуждаваяй и умаляй себе, от Господа упремудрится, а непщуяй себе быти премудра, премудрости Божия отпадает. Елико язык многословия отстоит, толико озаряется еже разделяти помышления; от многословия бо смешавается и словеснейший ум. Обнищаваяй от мирских вещей, обогатеет о Бозе, а другь богатым, обнищает от Бога. Целомудрствуяй и смиренномудрствуяй, и гнушаяйся дерзновения, и ярость от сердца отринувый, аз верую, яко егда востанет на молитву, зрит в души своей свет Святаго Духа, и взыгравается во светлостех сияния света Его, и веселится о видении славы Его, и о изменении своем к тоя подобию.– Несть ино делание, могущо тако разрушити полки нечистых бесов, яко же еже о Бозе видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

10. Всячески противостойте вспыльчивости, и при Божьей помощи она непременно ослабеет: «Аще случится ти, когда раздражитися или разгневатися, тогда наипаче ничтоже глаголи, или отыди, или затвори уста своя, да не щекочет яростный пламень, и опалит душу твою, и сущим с тобою сотворит напрасный мятеж, но едва угаснет пламень и мирно будет сердце твое, тогда уже ко исправлению глаголи». 11. Всячески остерегаться на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается Промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих Апостола Павла постигали беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыне, беды в море, беды от лжебратии, внеуду брани, внутрьуду болезни ( 2Кор.11:26 ). 12. Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы не Господь хотел допустить это, и поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужды, и ведет вас в Царство Небесное. Писание Святое глаголет: «Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог . Который бо есть сын, егоже не наказует отец?» ( Евр.12:7 ). 13. Оставляйте суровость всегда и будьте пред Господом в обхождении с людьми, как дети незлобливые. 14. В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ей, дышите: Бог есть любовь, и кто в любви пребывает, тот в Боге, и Бог в нем. И в скорбной жизни сладко жить с Божией любовью. 15. Не в многоглаголании есть спасение, а в совершенном внимании себе. 16. Отвыкайте от споров: они, возмущая сердце, лишают нас мирного состояния души. Всякой вздорной мысли противопоставляйте молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам. 17. Подозрительность – совсем не христианское свойство, и потому не усваивайте его. Мудрости же, осторожности и непорочности требует от нас Сам Бог через св. Писание: «будите мудры, яко змия, и цели, яко голубие» ( Мф.10:16 ). 18. Всегда держитесь средины: крайности нигде и ни в чем не похвальны. Помните старческое слово: «могущему понести все возвести».

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

2828 Названы Антоний Кизический, Василий Фессалоникийский, Константин Лариссы. Феодор Сиракузский, Митрофан Смирнский, Павел епископ Понта Ираклийского, игумены Никита Хризопольский, Николай Студийский, Досифей Осидийский (Osiidii), – Лазарь Хазар, пресвитер и монах (и искусный иконописец, работы которого посылались из К-поля в подарок папе Венедикту III правительством Феодоры. – Хр. Лопарев. Византийские жития святых VIII–IX веков. Византийский Временник 1910 (XVII) 55. Vita Bened. III, Duschesne Liber pontif. II, 147). 2830 Текст первых двух стихов 11 гл. требует следующих примечаний: Прим. 1. Текст рассмотренного места оказывается в начале 1-го стиха, неполным и даже неправильным. И дана ми бысть трость подобна жезлу, глаголя... К чему или к кому это последнее – глаголя? Без сомнения, не трость, данная Тайнозрителю, была глаголющею. В некоторых рукописях греческих, а отсюда в некоторых изданиях греч. Нов. Зав. есть нужное дополнение к слову глаголя: предстал Ангел глаголющий. Впрочем, если за первоначальное чтение сего места принять слово: глаголя, без дополнения об Ангеле, то ничто не препятствует разуметь здесь причастие за сокращение такой речи: „и слышан был глаголющий“; так в нашем русском переводе и поставлено вместо глаголя „сказано“. Сжатая и иногда неподчиняющаяся грамматическим правилам речь Апокалипсиса допускает в себе некоторую неполноту, не затемняясь от сего в своем смысле. Прим. 2. Слова нашего славянского перевода: двор сущий внутрь церкве не соответствует общепонятному греч. чтению „внешний двор храма“ в Иерусалимском храме, взятом в сем видении в образе Новозаветной Церкви, двор, предоставленный язычникам, был именно внешний. Наконец, как тому, кто только измеряет храм, можно внутренний двор храма вынести внеуду? Самая странность сего представления показывает, что здесь славянское чтение должно быть исправлено, как это сделано не только в русском переводе, но и в славянских изданиях Нового Завета. (В Славянском языке поправка поставлена на поле книги).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Удивило вас такое ваше возражение! Что может быть яснее сего доказательства, если скиния, или самый храм Божий был огражден не дешевой оградой по стенам двора, что несравненно важнее ограды нынешней, а особенно сельской, где делается ограда по достатку (жителей) прихожан. Но как видно из вашего выражения, вам хочется видеть буквальное сказание об ограде церковной, то мы и на это вас успокоим: Премудрый Сирах упоминает о первосвященнике Симоне, и в похвалу его говорить: «Симон сын Ониин иерей великий, иже в живот своем сострои дом, и во дни своя утверди церковь . И Тем основана бысть высота сугуба, воздвижение высоко ограждения церковная» ( Сирах.50:1, 2 ). Из этого видно, что дом Божий (или церковь ) имела высокая «ограждения» вокруг себя. А это ограждение и есть самый двор храма. При дверях храма тогда стояли сторожа, для охранения святыни храма, чтоб не всякий ходил во двор, но только те, кому дозволялось. Двери двора, или двери ограды, назывались дверьми красными, при которых находились нищие и просили милостыню от входящих во двор храма, при которых Апостол Петр со Иоанном исцелили хромого ( Деян.3:1, 10 ). Еще мы видим: в Откровении упоминается об этом же дворе храма; Тайновидцу сказано было: «Востани и измери Церковь Божию и Олтарь, и кланяющыяся в ней; а двор сущий внутрь (вне) Церкве изнеси (исключи) внеуду, ниже измери его» ( Апок.11:1–2 ). При этом нужно заметить, что храм и двор храма, это две вещи отдельные; двор храма по нашему ныне называется оградой. К этому еще мы приведем примеры следующие: 2) О чем вокруг Синайской горы и об ограждении священнаго кладязя Когда благоволил Господь явиться древнему Израилю на горе Синайской, то повелел Моисею вокруг горы сделать « черту », чтобы простонародье не смели переходить или переступать чрез нее на гору, о сем сказано в Св. Писании: «И сказал Господь к Моисею… проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ея; всякий, кто прикоснется к горе, придан будет смерти ( Исх.19:12 ) (в русском переводе).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Под тем же 6885 г. летописец употребил выражение «странно нека–ко и не знаемо», в епифаньевском Житии Сергия читается то же самое: «странно нечто и незнаемо», «странно и незнаемо», «странно некако и незнаемо» (МДА, 88. Л. 286, 293, 295, 342). Другой вариант употреблен в статье 6912 г.: «страннолепно некако», а далее — «незнаемо»; тождественно читается в Житии Стефана Пермского: «страннолепно некако и незнаемо» (Житие Стефана Пермского. С. 61). В статье 6885 г. Троицкой летописи перечисляется состав направлявшегося в Константинополь посольства (бояре, слуги, представители церкви) и заключается описание характерным замечанием: «И бысть их полк велик зело». Но теми же словами описывает Епифаний окружение князя, прибывшего в Троице–Сергиев монастырь: «и плъку велику быти округ его, боляром же и слугам и отроком его» (МДА, 88. Л. 349). Совпадает описание погребение митрополита Алекия (под 6885 г.) и преподобного Сергия (в Похвальном слове Сергию). Алексий «запо–веда князю великому, не повеле положити себе в церкви, но внеуду церкви… Князь же великий никако же не сотвори того…, но в церкви близ олтаря положи его с многою честию». Сергий также «заповеда ученикомь своимь и не повеле имь в церкви положити ся, нъ вне церкви тако просто повеле погребсти ся съ прочими братиами… Ки–прианъ митрополитъ… повеле имь положити его въ церкви на правей стране» (Тихонр. 705. Л. 117—117 об.). Завершает летописатель статью 6885 г. фразой: «До зде скратим слово и скончаем беседу»; сходное находим в Житии Сергия: «конечную беседу реку и потом препокою слово», «скончаста беседу» (МДА, 88. Л. 295, 327 об.), а также в Житии Стефана Пермского: «подобает же скратити слово» (Житие Стефана Пермского. С. 111). Под 6898 г. встречу митрополита Киприана с тверским князем хронист описывает в следующих выражениях: «благослови князя велика–го митрополит, и целовастася любезно, и седоста, и беседоваста надол–зе о ползе душевней»; те же речевые обороты присутствуют при описании сходных ситуаций в Житии Сергия: «благослови его, и о Христе целование даст… и поучи его о плъзе души», «благослови его…, о Христе целование дасть ему… и побеседова с ним», «благослови его, и це–ловавшася, седоста… и побеседова с ним душепитателными, утешител–ными словесы» (МДА, 88. Л. 293—294, 327 об., 349—349 об.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010