И иже кленется церковию, кленется ею, и Живущим в ней. И кленыйся небесем, кленется престолом Божиим, и Седящим на нем. Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин: и остависте вящшая закону, суд, и милость, и веру. Сия же подобаше творити, и онех не оставляти. Вожди слепии, оцеждающии комары, вельблуды же пожирающе. Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда: внутрьюду же суть полни хищения и неправды. Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто. Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеюду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых, и всякия нечистоты. Тако и вы, внеюду убо являетеся человеком праведни: внутрьюду же есте полни лицемерия и беззакония. Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных. И глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк. Темже сами свидетельствуете себе, яко сынове есте избивших пророки. И вы исполните меру отец ваших. Змия, порождения ехиднова, како убежите от суда огня геенскаго? Сего ради се Аз послю к вам пророки, и премудры, и книжники: и от них убиете и распнете, и от них биете на сонмищах ваших, и изженете от града во град, яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго, до крове Захарии, сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем. Аминь глаголю вам, яко приидут вся сия на род сей. Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланный к нему: колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокошь птенцы своя под криле, и не восхотесте! Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю бо вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже речете: благословен Грядый во имя Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О внимании и молитве. 1) Все рачение подвижника должно быть обращено на то, чтоб высшая часть души не была унижена возстанием низших сластолюбивых похотений. Ибо как бы душа свободным оком могла воззреть на сродный ей мысленный свет, прилепившись к низшим сластям плоти? Почему прежде всего надлежит подвижнически держать воздержание, — сие безопасное хранилище целомудрия, и владычественному уму не позволять вращаться в нечистых помыслах. Необходимо также иметь попечение о внутреннем человеке, чтобы ум пребывал непарительным, и был прилеплен к славе Божией, как последней цели, если хотим избежать суда Господа, рекшаго: горе вам, яко подобитеся гробом поваленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых, и всякия нечистоты. Тако и вы, внеуду являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония (Мф. 23, 27—28). Сего ради подвиг потребен великий, и притом законный, в сердце, в слове и в делах, да не вотще будет принята нами Божия благодать. 2) Как воск принимает образ формы, в которую вливается, или печати, какою печатается; так и мы своего внутренняго человека да образуем учением Господа нашего Иисуса Христа, делом исполняя сказанное Павлом: совлекшеся ветхаго человека с деяньми его, — да облечемся в новаго, обновляемого в разум по образу создавшаго его (Кол. 3, 9). Ветхим же человеком называет он все в частности грехи и осквернения. Будем, говорить, так образовывать своего внутренняго человека в обновлении жизни (Рим. 6, 4) до самой смерти, чтоб сделаться достойными истинно сказать: живу не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Многое по тому потребно рачение и неусыпное попечение, как бы, действуя противно сей заповеди, не лишиться нам такого и толикаго плода и не подпасть страшным угрозам за то. Когда же диавол покусится наветовать, и начнет с чрезмерною силою, как какия стрелы разженныя, пускать помыслы свои в безмолвствующую и мирствующую душу и внезапно воспламенит ее, делая на долго остающимся и трудно изгладимым воспоминание о том, что им однажды ввергнуто: тогда должно с сильнейшим трезвением и напряжением противостать таким нападениям, пока не изгладятся совсем, подобно атлету какому, с тщательным вниманием и быстрыми движениями тела отражающему нападки противника. Первенство однакож в сем деле надо отдавать молитве и призыванию споборания себе свыше в пресечении брани и отвращении стрел. Сему св. Павел научает нас, говоря: над всеми же сими восприимите щит веры…. всякою молитвою молящеся (Еф. 6, 16—18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

23 Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву и копр и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру: сия (же) подобаше творити, и онех не оставляти. 24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 24 Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе. 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 25 Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды: 26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. 26 фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 27 Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты: 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. 28 тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония. 29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 29 Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 30 и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк: 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 31 темже сами свидетелствуете себе, яко сынове есте избивших пророки: 32 дополняйте же меру отцов ваших. 32 и вы исполните меру отец ваших. 33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? 33 Змия, порождения ехиднова, како убежите от суда (огня) геенскаго;

http://drevo-info.ru/articles/6678.html

Эта приточная речь имеет такой смысл: тела свои вы очищаете (это обозначает внешность чаши и блюда), а внутри – души ваши полны хищения и неправды страстей; иначе – о телесной чистоте вы заботитесь, а душевной пренебрегаете. Под неправдой здесь мы разумеем всякий грех, подобно тому, как и правдой можно назвать всякую добродетель. Лука ( Лк.11:39 ) сказал яснее: «внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства», «внутренность ваша исполнена хищения и лукавства». Мф.23:26 .  Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Когда очищается душа, то очищается и тело, а когда очищается тело, то не очищается этим и душа. Поэтому нужно очистить душу, чтобы стало чистым и тело. Мф.23:27 .  Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Вапно – это известь, которой намазывают и красят стены. Нечистотой называет смрад. Мф.23:28 .  Тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведны, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Лука ( Лк.11:44 ) сказал: «есте яко гроби неведоми, и человецы ходящии верху не ведят», «что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того». Закрытые гробницы внутри наполнены смрадом, а сверху их видна чистая земля и широкая дорога. Мф.23:29–30 .  Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf О книжниках и чтении книг 81 Сегодня я хотел бы поговорить о чтении святоотеческой литературы. Нам часто кажется, что главное – жить духовной жизнью, а книжным учением можно пренебречь, однако мы забываем о том, что богооткровенное учение преподано нам именно через книги. Пророки и апостолы либо сами писали книги, либо их поучения записывали другие. Хотя Евангелие, казалось бы, и обличает книжников, но само оно также является книгой. Поэтому в каком-то смысле человека, внимательно изучающего, например, Новый Завет , тоже можно назвать книжником. С одной стороны, Священное Писание Нового Завета, как правило, порицает фарисеев и книжников. В Евангелии от Матфея приведена речь Господа нашего Иисуса Христа в обличение этих людей, в которой звучат прямые и жестокие слова в их адрес: Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву и копр и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру; сия же подобаше творити, и онех не оставляти. Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе! Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды. Фарисее слепый! очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты; тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк; темже сами свидетелствуете себе, яко сынове есте избивших пророки; и вы исполните меру отец ваших. Змия, порождения ехиднова! како убежите от суда огня геенскаго?» ( Мф. 23, 23–33 ) Казалось бы, столь суровые, страшные обличения позволяют сделать однозначный вывод: эти люди стали олицетворением заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Беседа 37. О книжниках и чтении книг Сегодня я бы хотел поговорить о чтении святоотеческой литературы. Нам часто кажется, что главное - это жить духовной жизнью, а книжным учением мы можем пренебречь, но мы забываем о том, что богооткровенное учение преподано нам именно через книги. Либо пророки и апостолы писали книги сами, либо их поучения записывались другими. Хотя Евангелие, повествование о Спасителе, казалось бы, и обличает книжников и их занятие, но оно само также является книгой. Поэтому в каком-то смысле человека, внимательно изучающего, например, Новый Завет, тоже можно назвать книжником. Итак, сначала давайте посмотрим, как говорит о книжниках Священное Писание. В Евангелии от Матфея приведена речь Господа Иисуса Христа, в которой мы увидим многочисленные, прямые и жесткие обличения этих людей. Например: Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко одесятствуете мятву и копр и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру: сия же подобаше творити, и онех не оставляти. Вожди слепии, оцеждающии комары, вельблуды же пожирающе. Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды. Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто. Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты. Тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полны лицемерия и беззакония. Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк. Темже сами свидетельствуете себе, яко сынове есте избивших пророки. И вы исполните меру отец ваших. Змия, порождения ехиднова, как убежите от суда огня геенскаго (Мф.23:23-33). В этом отрывке мы видим столь жестокие, страшные обличения, что, казалось бы, можно сделать однозначный вывод о том, что люди эти являются абсолютными носителями порока и заблуждения, лицемерами, как постоянно их называет Спаситель: Горе вам, книжницы и фарисеи лицемери, яко снедаете домы вдовиц, и виною далече молитвы творяще… Яко затворяете Царство Небесное пред человеки (Мф.23:13-14) и прочее, и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мф.23:23. Сия (же) подобаше творити, и онех не оставляти.сие надлежало делать, и того не оставлять.    Это прежде всего нужно было сделать, как важнейшее, а затем не оставлять и того, менее важного, если вы хотели точно соблюдать закон. Мф.23:24. Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе.Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!    Маловажные требования закона вы строго соблюдаете, а в самых важных незаметно для себя погрешаете. Мф.23:25. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.    Эта приточная речь имеет такой смысл: тела свои вы очищаете (это обозначает внешность чаши и блюда), а внутри — души ваши полны хищения и неправды страстей; иначе — о телесной чистоте вы заботитесь, а душевной пренебрегаете. Под неправдой здесь мы разумеем всякий грех, подобно тому, как и правдой можно назвать всякую добродетель. Лука (11, 39) сказал яснее: «внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства».внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Мф.23:26. Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто.Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.    Когда очищается душа, то очищается и тело, а когда очищается тело, то не очищается этим и душа, Поэтому нужно очистить душу, чтобы стало чистым и тело. Мф.23:27. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;    Вапно — это известь, которой намазывают и красят стены. Нечистотой называет смрад. Мф.23:28. Тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведны, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония.так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.    Лука (11, 44) сказал: «есте яко гроби неведоми, и человецы ходящии верху не ведят».что вы « — " _; как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Зриши ли, яко не рече: почиваю, но: уже жрен бываю; таковыми глаголы же и делы, показуя всем, яко предел покаяния до разрешения и смерти долженствуем есть от нас небесному Царю Христу: с Нимже Отцу, купно со святым Духом, слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков, Аминь. Тогожде: Совет ума к своей ему души. Слово второе Слыши 107 , душе словесна общнице моих советований: хощу ти тайную и общую вещь исповести, юже, не очищен быв от страстей, не ведех, но благодатию Божиею мало почив, постигох 108 . Познах яве, о душе, яко аз же и ты, противу естества действуеми, от неведения прелщаемся, и сего ради о своих гресех инех обвиняем, внеуду нас быти злобу глаголюще: и овогда убо Адама, овогда же сатану, овогда же человеки обвиняем; и сим мнящеся инех ратовати, себе ратуем: и непщующе друг друга защищати, аз же и ты, друг на друга воюем: и себе благодетелствовати мнящеся, подобне неистовящемуся, себе досаждаем: труды и поношения несмыслена 109 праведне страждем: заповеди убо мнением 110 любяще, вины же их за прелесть 111 нашу возненавидевше. Темже ныне познах известно, яко ни во злое, ни во благое от некия власти неправедне влекоми есмы: но от времене крещения, в началех вещей, ему же аще по воли поработаем, или Богу, или диаволу, той нас праведне прочее во свою поощряет часть. Прологи же 112 вещей неразмысленни суть два: похвала человеческа, и отрада 113 тела: яже, невольне прилогствующе 114 прежде воли нашея, ниже злобы суть ниже добродетели; но обличения нашего преклонения, где 115 клонимся. Господу бо хотящу нам терпети поношения и злострадание, диаволу же сопротивная хотящу, мы егда убо радуемся о прилозех онех, явно есть, яко преклонение дахом сластолюбивому духу, преслушавше Господа: егда же о предреченных прилозех скорбим, явно есть, яко преклонение дахом Богови, тесный возлюбивше путь. Сего ради убо два сия прилога человеком неразсмотренне 116 прилогствовати попущена быста, яко да заповедь любящии и услаждающиися о ней, дадят Христови преклонение воли, и Той вход обрет, наставит ум на истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

2. Поэтому и Павел непрестанно повторяет нам учение о воскресении, как и сегодня вы слышали такие слова его: «вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, храмину от Бога имамы,... нерукотворенну, вечну на небесех» ( 2Кор.5:1 ). Впрочем обратимся к тому, что сказано выше, и посмотрим, как он перешел к учению о воскресении. Неспроста и неслучайно выдвигает он постоянно это учение, а с намерением научить будущему и вместе с тем желая укрепить подвижников благочестия. Ныне, правда, по благодати Божией, мы наслаждаемся полным миром, так как и цари живут в благочестии, и начальники узнали истину, и простолюдины и города и народы, освободившись от заблуждения, все поклоняются Христу; но тогда, в начале проповеди , когда семена благочестия только что посеявались, была война сильная, разнородная. На верных восставали и начальники, и цари, и домашние, и родные, и все; даже вопреки самой природы велась эта война, часто отец предавал сына, мать – дочь, господин – раба. И не только одни города, не только страны, а часто и дома восставали друг на друга, и тогдашнее смятение было тяжелее всякой междоусобной войны, так как и имущество расхищалось, и свобода отнималась, и самой жизни грозила опасность, и не потому, что нападали и притесняли варвары, а потому, что сами те, которые считались повелителями и начальниками, были настроены к подчиненным хуже всяких неприятелей. И Павел, указывая на это, говорил: «мног подвиг подъясте страданий, ово убо поношенми и скорбми позор бывше, ово же общницы бывше живущым тако, ибо узам моим спострадасте, и разграбление имений ваших с радостию приясте» ( Евр.10:32–34 ). И галатам он говорит: «толика пострадасте туне; аще точию и туне» ( Гал.3:4 ); и фессалоникийцам и филиппийцам, и всем вообще, кому посылает письма, он свидетельствует о многом подобном. И не то только было тяжело, что отвне была воздвигаема жестокая и постоянная война, но и то, что между самими верующими возникали некоторые соблазны, споры, состязания, несогласия; выражая это самое, Павел говорил: «внеуду брани, внутрьуду боязни» ( 2Кор.7:5 ). И эта война была гораздо тяжелее внешней и для учеников, и для учителей. Поэтому-то и Павел не так боялся козней врагов, как внутренних падений и преступлений между своими. Так, когда впал в блуд некто у коринфян, – он проводил все время в сетовании о преступнике, терзаясь сердцем и горько рыдая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

еже и до ныне во Едесе соблюдаемо есть. Приим убо в руце божественое сие Христа Бога образование. и лучшиа надежи быв. прииде на то место, под нимже персяне копающе, от шума медных сосуд познаваеми быша. И наченьшим гражданом внутрьуду копати. егда друг ко другу близ быша, от кандила оного масла полиавше на иже от ратных уготовленыи на них огнь. и противу персян в таиник спустивше, всех погубиша. И сице от такового навета избавльшеся, противу ухищрений яже вне стены, подобное искуство приведоша. И сия абие пожгоша. и многых в них ратных истребиша. И сице много на них дерзновение приемше. испущениа каменнаа часто от стен творяху. от нихже и воеводе ратного воинства случися пасти. и иным многим с ним. Не токмо же. но и огнь иже от внеуду персяне воспалиша противу едеских. егоже бесчислена вещь маслин и иных многых сеченых древес воспиташе. противу персян быти поборающаго божественаго образа сотвори сила. Якоже бо свыше стен, Евлалии своими дланьми простер его, град обхождаше. абие яко на месте оном бысть, силен ветр воздвигся, и на воспаляющих таковый огнь пламень обрати. и гоняше их, и попаляше якоже халдеов древле. И сия не без сведетелства. слава есть. в сладость слуху или прелщение умышлена. Но три вкупе патриарси. Иов Александрьскии. Христофор Антиохийскии. и Василей Иерусалимский списаша. И сице ся имети сим показаша. к Феофилу пишуще царю, священным иконам досадившеу. егда различными словесы показующе божественых икон священное и честное, о сем списаша. И леть есть хотящему многострочную оную епистолию прочести, и о сем известитися. Но и Евагриа церковную историю, аще кто трудолюбне прочитал. позна всяко, како о священем сем образе, в четвертом слове глаголет. Пишет бо. яко с прочими Хозрои и сие сотворил есть. хотя яве обличити ложно слово, глаголемое от християн о сем граде, яко непленуем есть. Древес бо велие собрание, и множество бесчислено вскоре повелению многоручием войственым собрав. и сия окрест града две стены водрузив. таже землю посреде их сыпав. и противоличну ону стену созидаа, высочайше бываше едеских стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010