Моисей бо рече: чти отца твоего и матерь твою, и иже злословит отца или матерь, смертию да умрет: вы же глаголете: аще речет человек отцу или матери, корван (еже есть дар), иже аще пользовался еси от мене: и не ктому оставляете его что сотворити отцу своему или матери своей, преступающе слово Божие преданием вашим, еже предасте: и подобна такова многа творите. Чтобы сильнее обличить иудеев, Господь приводит и Пророка осуждающего их. Они обвиняли учеников за то, что ученики преступили предание старцев: а Господь направляет против них самих гораздо сильнейшее обвинение, именно, что они преступают закон Моисеев. Закон, говорит Он, учит: чти отца твоего и матерь твою: а вы учите детей говорить своим родителям так: то, чего вы хотите от меня, есть корван, то есть, посвящено Богу. Ибо фарисеи, желая воспользоваться имуществом простых людей, учили детей (когда дети имели какую-либо собственность и родители требовали у них) говорить следующее: я уже посвятил то Богу, и ты не требуй посвященного Богу. Обольщая таким образом детей и убеждая их посвящать Богу из своего имения, фарисеи чрез это заставляли их пренебрегать родителями, и посвященное Богу поглощали сами. Это-то Господь и ставит им в вину, что они ради корысти преступают закон Божий. И призвав весь народ, глаголаше им: послушайте Мене вси, и разумейте. Ничтоже есть внеуду человека входимо в он, еже может осквернити его: но исходящая от него, та суть сквернящая человека. Аще кто имать уши слышати, да слышит. И егда вниде в дом от народа, вопрошаху Его ученицы Его о притчи. И глагола им: тако ли и вы неразумливи есте? не разумеете ли, яко все, еже извне входимое в человека, не может осквернити его, яко не входит ему в сердце, но во чрево? и афедроном исходит, истребляя вся брашна. Глаголаше же, яко исходящее от человека, то сквернит человека. Извнутрь бо от сердца человеческа помышления злая исходят, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы, лихоимства, (обиды), лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

Глава 11. Видение, или пророчество об устроении Церкви Христовой (Апок. 11:1–2) Ф.Яковлев. «Апостолы» «И дана ми бысть трость, подобна жезлу, глаголя: востани и измери Церковь Бо­жию и олтарь, и кланяющыяся в ней: а двор сущий вне Церкве исключи внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы» ( Апок. 11:1–2 ). Тот же ангел, который подал Иоанну книжицу, дал ему еще жезл или меру для измерения Церкви Божией, алтаря и вместимости ее поклонни­ков, то есть для измерения того, что, говоря языком Ветхого Завета, нахо­дилось во внутреннем дворе храма Божия; а внешний двор не велел изме­рять, потому что он предан язычникам, которые будут попирать Святой город 42 месяца. О какой же Церкви, внешнем дворе и Святом граде гово­рил ангел Иоанну? Буквальный смысл указывает на Иерусалим и храм Иерусалимский, но они были разрушены до основания за несколько лет (за 25 лет) до написания Апокалипсиса, а потому слова ангела и относи­лись к Церкви Христовой, для означения которой заимствованы были об­разы из Церкви ветхозаветной, напоминающие тесную связь обоих Заве­тов. Для уразумения слов ангела надобно сказать несколько слов об Иеру­салимском храме. Он имел два двора, отделенные друг от друга стенами. Первый был двор жрецов или священников, окружавший с трех сторон стену святилища, в котором завесами разделялись Святая Святых, Святая и притвор. Этот двор назывался также внутренним; он был недоступен народу, или мирянам, только священники и левиты, служащие при жерт­воприношениях, имели право быть на этом дворе; их и жилища находи­лись в стенах, отделяющих внутренний двор от внешнего. Внешний двор, огороженный также стеною с четырех сторон, с галереями и разными по­строениями, назначался для народа и назывался двором народным, дво­ром Израиля. Пророчество Апокалипсиса, применяя названия принадлеж­ностей храма Соломонова к Церкви Христовой, давало разуметь, что и Церковь Христова в обширнейшем значении имеет два, так сказать, дво­ра; внутренний и внешний.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Книга родства Иисуса Христа ( Мф. 1:1 ). Иоанн Богослов в своем божественном Откровении видел сидящего на престоле высоком и вознесенном великого Бога, державшего в Своей деснице книгу поистине чудную, исписанную извнутри и извне и запечатанную семью печатями, – И видех в деснице Седящаго на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию ( Откр. 5:1 ). Книга в деснице Божией по таинственному духовному знаменованию есть от века Богописаная книга таинственной присносущной Премудрости, исписанная извнутри, так как содержит существенные тайны, внутренне присущие Самому Богу, и извне, так как вмещает прочие тайны, домостроительные, совне касающиеся твари. Книга запечатана семью печатями, т.е. совершенно незрима и непостижима. Первая печать запечатлевает и сокрывает несознанную сущность и безначальную природу Бога, Высочайшее Бытие, Бытие Само в Себе и источник бытия. Вторая печать запечатлевает и сокрывает три ипостаси этого единого Существа и природы – Троицу Единицы, Отца и Сына и Святого Духа – Единого Бога. Третья – предвечное происхождение этих Божественных Лиц, именно: рождение Сына и исхождение Духа. Четвертая – приведение всех телесных и бестелесных тварей из ничего в бытие. Пятая – вочеловечение Божественного Слова во времени. Шестая – страдание, смерть и воскресение сего вочеловечившегося Слова. Седьмая – будущую жизнь, блаженство в раю в награду за добрые дела и наказание в аду в воздание за злые. До воплощенного домостроительства все это было тайной запечатанной, все было сокровенно в глубине Божественного молчания и посему было неведомо и незримо не только для людей, часть которых была помрачена заблуждением идолопоклонства, каковы были язычники, а часть погружена в сень закона, как евреи, но и для самых бестелесных духов. Поэтому говорит Иоанн: Никтоже можаше ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю ( Откр. 5:3 ). Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Лев от колена Иудина, Корень Давидов – Единородный Сын и Слово, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное, изъяснил неизреченное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Для удобства в исследовании, разделим видение на три отдела, из которых каждый хотя и не равен по объему другим двум, но резко отличается от оных своеобразием предметов. Первый отдел о двух свидетелях пророках, убитых было зверем, но воскресших и восшедших на небо (1–12). Второй отдел о землетрясении, поразившем одних и обратившем других к Богу небесному, чем и заключалось второе горе для язычества (ст. 13 и 14). Третий отдел о гласах на небесах, о славословии 24 старцев и об отверзении храма Божия с Кивотом Завета внутри его, с последующими затем грозными и величественными явлениями (15–19). При рассмотрении каждого из сих отделов будем, во-первых, раскрывать смысл сего видения, объясняя символические в нем предметы или из описания их Тайнозрителем, или из связи их с предметами, имеющими буквальное значение, или из употребления тех же символов выше в самом Апокалипсисе, или из истолкования символов в других местах Св. Писания. Раскрытый же таким образом смысл видения, во-вторых, станем подтверждать и оправдывать историею или указанием самых событий, в которых исполнилось пророчественное видение Тайнозрителя. Откровение о двух пророках предваряется таким вступлением: и дана ми бысть, – говорит Тайнозритель, – трость, подобна жезлу, глаголя: востани и измери Церковь Божию и олтарь и кланяющияся в ней: а двор сущий вне Церкве изнеси, внеуду, ниже, имери его, зане дан —333— бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы (ст. 1–2). Здесь требуют изъяснения как предметы, созерцаемые Тайнозрителем, так и действия, ему поручаемые. Предметы видения, требующие раскрытия своего значения, суть следующее: Церковь Божия, с греч. храм Божий; олтарь, т.е. жертвенник; кланяющиеся во храме; двор, который дан бысть языком; град святый, который будут попирать язычники сорок два месяца. Храм Божий свят есть, иже есте вы, говорит Апостол христианам ( 1Kop. III, 17 ). Отсюда видно, что под храмом Божиим разумеется в духовном смысле Церковь христианская, это вселенское собрание христиан. А так как в рассматриваемом месте Апокалипсиса храм Божий отличен от кланяющихся в нем, то здесь под храмом Божиим, видно, разумеется не просто самое собрание верующих, а вселенски-церковное устройство или порядок, в который введены или собраны верующие во Христа. Ибо под условием правого церковного устройства, в которое вводятся христиане, собрание их и составляет истинную Христову Церковь ; а вне сего устройства, сколько и какие ни выдавали бы себя за христиан, они были бы еще вне духовного Храма Божия, вне истинной вселенской Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поставил же есть церковь камену во имя святаго архаггела Михаила, честнаго его чюда, ю же украси подписью и иконами и книгами, и ссуды священными, и спроста рещи всякими церковными узорочьи. Обещажеся тому монастырю быти общему житию, еже есть и до сего дне. Многа же села и домы, и люди, и езера, и нивы, и пажити подавал есть и вся, елико довлеет на потребу монастыреви, не токмо же предиреченаа дааниа и благодеаниа, но и самого себе в том монастыри повеле положити преставлешася, иде же есть и доныне гроб его, входя в церковь одесную олтаря. Созда же себе таковыи монастырь за двенадесять леть 115 до своего си преставлениа. Таче потом по мнозех его добродетелех и по мнозех исправлени их преставися, конець житию прият в старости добре, в старости честне, в старости глубоце, в седине честне, честна бо по истине таковаа седина, яко же рече великыи Василии: «Честна седина постом украшена». Добре упасе порученое ему стадо Христово, добре предръжав церковнаа правлениа 116 , ибо в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернечьстве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть в митрополитех 24 лета, и бысть всех днеи и житиа его лет 85. Егда же преставлешеся, заповеда князю великому, не повеле положити себе в церкви, но внеуду церкви за олтарем, тамо указа место и ту повеле положити ся конечнаго ради и последняго смирениа. Князь же великии никако же не сотвори того, не въсхоте положити его кроме церкви, таковаго господина честна святителя, но в церкви близ олтаря положи его с многою честию. Проводиша его усердиемь и со тщанием честно епископи, архимандриты, игумени, попове, диакони и черноризци, и множество народа с свещами и с кадилы, и со псалмы, и съ песньми, и с пении духовными, певше над ним обычныя надгробныя песни. Князь же великии Дмитрии Ивановичь сам стояше над ним и тако же и брат его князь Володимер Андреевичь, князь же Василии, сын сыи князя великаго Димитриа, еще тогда младо детище сыи, шести лет сущу ему, а князю Юрию Дмитриевичю, брату его, три лета сущу. Вси же проводивши его людие, разидошася кождо в свояси.(обратно)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XXXIII. При этом (ангел) еще добавляет, говоря: «и запечатается видение и пророк». И действительно, так как Он 672 только явился исполнением закона и пророков – «закон же и пророцы до Иоанна», то все, сказанное ими, и должно было оказаться запечатленным, дабы только с пришествием Господа все разрешилось и осветилось; все, запечатленное и недоступное для понимания, сделалось легко постижимым; все, связанное древле, теперь получило от Него разрешение. Об этом, собствено, Сам Господь сказал старейшинам народа, когда они негодовали, видя, что Он совершает чудеса в день субботний и исцеляет «всяк недуг и всяку язю» 673 ; Он сказал им: «Лицемере, кождо в вас в субботу не отрешает ли вола своего или осла от яслий, и вед напаяет? Сию же дщерь Авраамлю сушу, юже связа сатана се осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботный?» 674 . И так всех тех, которых сатана связал, – всех этих по своем пришествии Господь освободил от уз смерти; Он связал (таким образом) самого сильного 675 над нами и освободил ( λευθερσας) человечество, как об этом и Исаия говорит: «(тогда скажет) сущым во узах: изыдите, и сущым во тме: открыйтеся» 676 . О том же, что сказанное в законе и через пророков было запечатано и людям непонятно, Исаия так говорит: «(И) дадут человеку, ведущему писания, (книгу запечатленную), глаголюще: прочти сие, и речет: не могу прочести, запечатленна бо» 677 . И все это (было запечатано) в силу необходимости. В самом деле, для неверующих фарисеев, которые думали, что они знают писания закона, все реченное пророками даже необходимо было запечатать; и только для верующих должно было все открыться. XXXIV. Итак, все, запечатленное в древности, теперь по благодати Господа открыто святым; ведь Он оказался завершительной печатью ( τελεα σφραγις) и ключом Давидовым, отверзающим и никого же затворяющим; затворяющим и никого же отверзающем 678 . По этому поводу и Иоанн говорит: «И видех в деснице седящаго на престоле книгу написану внутръуду и внеуду, запечатану седмию печатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Не вся страсти прилогом ратуют; суть бо страсти, скорби точию показующе душе: нерадение, и уныние, и печаль, не прилогом, ни ослабою приражаются, но тяжесть точию налагают душе. Крепость же души, победою на ратующих прилогом искушается, и сих всех уразумение тонко, и знамения подобает человеку имети, яко да ощутит в коейждо стопе, юже полагает, где достиже, и в кую страну начат душа его наступати, в землю ли Ханааню, или внеуду Иордана. Внемли же и о сем. Светом ли души доволен есть разум к разсуждению сих, или во тме разсуждает я, или отнюд лишился есть таковых, обретаеши ли убо отнюд, яко начат словесство чистотствовати Уступает ли место парение уму во время молитвы? И кая убо страсть смущает внегда приближитися уму к молитве? Ощущаеши ли в себе, яко сила безмолвия осенила есть на душу твою кротостию, и тишиною, и миром, яже паче обычая обыче раждати во уме Восхищается ли ум внеуду хотения в разумы безтелесных, о них же не попущена суть чувства истолковати та? Возжизается ли внезапу в тебе радость, умолцающая язык неуподобляемым наслаждением своим? Источается ли из сердца присно сладость некая, и привлекает ума всего от всего не ощутне, во время и время Впадает ли во все тело наслаждение некое и радование, яже язык плотян не может изрещи, Дóндеже вся назмная пепел и уметы вменит в памяти сей? Она бо первая сладость сердца, во время в час молитвы, и во время во чтении, и во время паки от всегдашняго поучения, и долготы помышления согревает ум; сия же последняя, яко наимножайше внеуду сих, и коликощи в деле подельне и яко наимножайше в нощех темжде образом, егда между сном и бдением, якоже спя, и якоже не спя, и бдя, и не бдя приключается. Егда же найдет человеку оно наслаждение, скачущее во всем телеси его, тако непщует таковый во он час, яко несть ино что царствие небесное, точию сие. Зри паки, стяжала ли есть душа силу умаляющу памяти чувственныя силою надежды, обладающия сердцем, и укрепляющу чувства внутренняя несказанным извещения уверением. И возбудися ли сердце, кроме еже о нем промышления, пленено быти от земных в непрестанно поведание с деланием своим непрестанным, сущим со Спасителем нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

И потому, если они совершают худые дела пред лицем Бога-серцеведца и тем самым как бы предоставляют их Его суду, а дела добрые пред глазами людей только для прикрытия себя и поддержания у них выгодного о себе мнения; то добро, делаемое ими открыто, остается без свидетелей, а зло тайное – не без свидетеля, и притом вечного и нелицеприятного. Таким образом, скрывая от людей свои пороки, и выставляя пред ними на вид свои добродетели, они, и при всем старании утаить, обнаруживают то, за что должны понести наказание, и при всем усилии разгласить, скрывают то, за что могли бы получить награду. Таковых людей кому или чему уподобляет Господь? Подобитеся, – говорил Он фарисеям лицемерам, – подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякие нечистоты: тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония ( Мф.23:27 и 28). Их надобно вразумлять, чтобы они не унижали добрых дел своих до того, что считают достаточным для себя воздаянием человеческую хвалу и расположение к себе, а напротив того пришли бы к тому убеждению, что эти дела достойны лучшей награды. Ибо если они за доброе дело ищут только временной и скоропреходящей славы, то продают за ничтожную цену то, что удостаивается вечной награды. О сем-то говорит Господъ многократно лицемерам, притворно творящим милостыню, молящимся, постящимся, для того только, чтобы прославляли их люди: аминь глаголю вам, яко восприемлют (receperunl – получили уже) мзду свою ( Мф.6:2, 5:16 ). Пусть же вникнут в свое положение и подумают, что, будучи сами в себе скрытно злы, а между тем выставляя себя публично для виду только добродетельными, они сами изобличают себя и внушают примером своего поведения, что должно следовать тому, от чего они бегут, и любить то, что они ненавидят, как бы невольно проповедуя горькими уроками своими, что они живут для других, а для себя умирают. Что же значит это? и как понимать эти наставления, когда повелевается нам добрые дела и творить и не творить пред человеки? Это значит, что мы должны и творить их в тайне, не трубя о них пред собою, чтобы показаться пред людьми, ища от них за то славы, и являть их пред другими, не скрывая того, для прославления Отца небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

О внимании и молитве. 1) Все рачение подвижника должно быть обращено на то, чтоб высшая часть души не была унижена возстанием низших сластолюбивых похотений. Ибо как бы душа свободным оком могла воззреть на сродный ей мысленный свет, прилепившись к низшим сластям плоти? Почему прежде всего надлежит подвижнически держать воздержание, — сие безопасное хранилище целомудрия, и владычественному уму не позволять вращаться в нечистых помыслах. Необходимо также иметь попечение о внутреннем человеке, чтобы ум пребывал непарительным, и был прилеплен к славе Божией, как последней цели, если хотим избежать суда Господа, рекшаго: горе вам, яко подобитеся гробом поваленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых, и всякия нечистоты. Тако и вы, внеуду являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония (Мф. 23, 27—28). Сего ради подвиг потребен великий, и притом законный, в сердце, в слове и в делах, да не вотще будет принята нами Божия благодать. 2) Как воск принимает образ формы, в которую вливается, или печати, какою печатается; так и мы своего внутренняго человека да образуем учением Господа нашего Иисуса Христа, делом исполняя сказанное Павлом: совлекшеся ветхаго человека с деяньми его, — да облечемся в новаго, обновляемого в разум по образу создавшаго его (Кол. 3, 9). Ветхим же человеком называет он все в частности грехи и осквернения. Будем, говорить, так образовывать своего внутренняго человека в обновлении жизни (Рим. 6, 4) до самой смерти, чтоб сделаться достойными истинно сказать: живу не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Многое по тому потребно рачение и неусыпное попечение, как бы, действуя противно сей заповеди, не лишиться нам такого и толикаго плода и не подпасть страшным угрозам за то. Когда же диавол покусится наветовать, и начнет с чрезмерною силою, как какия стрелы разженныя, пускать помыслы свои в безмолвствующую и мирствующую душу и внезапно воспламенит ее, делая на долго остающимся и трудно изгладимым воспоминание о том, что им однажды ввергнуто: тогда должно с сильнейшим трезвением и напряжением противостать таким нападениям, пока не изгладятся совсем, подобно атлету какому, с тщательным вниманием и быстрыми движениями тела отражающему нападки противника. Первенство однакож в сем деле надо отдавать молитве и призыванию споборания себе свыше в пресечении брани и отвращении стрел. Сему св. Павел научает нас, говоря: над всеми же сими восприимите щит веры…. всякою молитвою молящеся (Еф. 6, 16—18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву и копр и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру, сия же подобаше творити, и онех не оставляти. Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе. Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды. Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты. Тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк. Темже сами свидетелствуете себе, яко сынове есте избивших пророки, и вы исполните меру отец ваших. Змия, порождения ехиднова, како убежите от суда огня геенскаго? Сего ради, се, Аз послю к вам пророки и премудры и книжники, и от них убиете и распнете, и от них биете на сонмищих ваших, и изженете от града во град, яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем. Аминь глаголю вам, яко приидут вся сия на род сей. Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте? Се, оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю бо вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже речете: благословен Грядый во имя Господне. Мф 22:15–23:39 Евангелие от Матфеа, зачало 91. Во время оно, приступиша к Иисусу саддукее, иже глаголют не быти воскресению, и вопросиша Его, глаголюще: Учителю, Моисей рече, аще кто умрет не имый чад, да поймет брат его жену его и воскресит семя брата своего. Беша же в нас седмь братия, и первый оженься умре, и не имый семене, остави жену свою брату своему, такожде же и вторый, и третий, даже до седмаго, последи же всех умре и жена.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/ot-mat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010