Словами же: очисти прежде, по замечанию святого отца, Господь «не предписывает прежней мелочной разборчивости, напротив показывает, что она есть дело излишнее. Он не сказал: очисти и внешнее, но внутреннее; за сим, без сомнения, последует и то». Седьмое горе – за внутреннее неплодие и омертвение, прикрываемое наружными лицемерными знаками мнимой жизненности: горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко подобитеся гробом повапленным, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты. Тако и вы, внеуду являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония. По закону Моисееву, прикосновение к костям умершего или ко гробу делало нечистым в течение семи дней ( Чис. 19, 16 ), а посему иудеи, из предосторожности желая сделать места погребения заметнее, ежегодно в месяце адаре подбеливали и красили наружные части гробниц. Это приточное выражение Господа нужно понимать так же, как предыдущее. «книжники и фарисеи, – по толкование блаженного Феофилакта, – старались по внешности казаться людьми благовидными, подобно гробам, выбеленным известью и алебастром и сделанным под мрамор, а внутреннее их оставалось исполнено всякой нечистоты, мертвых и гнилых дел». Восьмое горе – за упорную ненависть к посланным от Бога пророкам, которую лицемеры скрывали от глаз народа под видом усердия к украшению гробниц их: горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гробы пророческие и красите раки праведным и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в пролитии крови пророков. Сердцеведец, ясно зря тайные мысли и намерения книжников и фарисеев, возвестил им горе, по выражению блаженного толковника, «не за то, что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и очевидно обманывали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков, ибо они хотели убить самого Господа пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

О целомудрие! колико светла есть доброта твоя в долелегании и во труде алкания, отъемлющаго от Тебе сон злостраданием плоти, сотворшияся аки ров глубок между ребрами и чревом, воздержания ради от брашен. Всяка снедь и всяк покой приемлема внутрь нас, подобия скверна и мечтания студна воображают, и раждаются от них и исходят, и зрятся в месте тайнем ума нашего, и скохощут нас сприобщитися тайно к вещем студным. Истощенность же чрева, вмещение пусто творит, мудрование наше от помысл утишающая и убезмолвляющая от всех мятежливых помысл. Оно наполненное насыщением, вмещение есть привидений, и четверовратно мечтаний безместных творит себе, аще и в пустыни есмы едини: насыщение бо, глаголет, многих желает. Егда сподобишися благодати Божественныя, и безстрастия души, разумей, яко не от онаго еже не пройти сквозе тебе гнуснымь помыслом, или движению помыслов в телеси бывающих, без них бо невозможно есть быти кому; ниже от онех удобне тобою побеждаемых, зане отнюд мысль не оскверняется, ниже смущается, аще и зело высока есть сия: но от онех сущих действа лучшаго мысли, не оставляется ум брань сотворити с ними и погубити их; но егда приникнет помысл, восхищаемь восхищением бывает от ближайше их, нуждею некоею внеуду хотения сущею, от обычая и благодати содержащею квас внутрь сердца, еже есть дом ума. Ин есть разум подвижника, и ин чин священства. Ум, иже милостию небесною умертвися мирови, просты помыслы точию о неких имать, без борьбы и подвига. Совершенство оно с плотию и кровию смешенное, царством царствует над источающимися от плоти и крови, а не упразднением упраздняет я, и свойственное естеству. Дóндеже еще в жизни сей, яже от стихий, биется помышление оживления человека, от четырех влаг, основание ума его приемлет изменение во всяком движении и уклонении. Богу же нашему да будет слава во веки веков, аминь. Слово 44. О еже како должен есть разсудительный седети в безмолвии Услыши возлюбленне, аще хощеши, да не будут дела твоя суетна, и дние твои праздни, и лишаеми приобретения, уповаемаго разсудительными в безмолвии, то вход твой в не с разсуждением да будет, а не от подъятия коего, да не будеши, якоже мнозии; но да будет намерение положено в мысли твоей, да к нему управляеши дела жительства твоего. И вопроси наимножае ведящих от искуса а не от разума точию; и да не престанеши Дóндеже обучишися во всех стезях дел его, и всяку стопу, юже полагаеши, буди истязуя, путем ли тем ходиши, или вне его уклонился еси, во единой стези внеуду его ходя: и да не имаши веровати, яко делами единеми явными совершается опасное жительство безмолвия.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Эта приточная речь имеет такой смысл: тела свои вы очищаете (это обозначает внешность чаши и блюда), а внутри — души ваши полны хищения и неправды страстей; иначе — о телесной чистоте вы заботитесь, а душевной пренебрегаете. Под неправдой здесь мы разумеем всякий грех, подобно тому, как и правдой можно назвать всякую добродетель. Лука (11, 39) сказал яснее: «внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства» . внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Мф.23:26.   Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто . Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Когда очищается душа, то очищается и тело, а когда очищается тело, то не очищается этим и душа, Поэтому нужно очистить душу, чтобы стало чистым и тело. Мф.23:27.   Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; Вапно — это известь, которой намазывают и красят стены. Нечистотой называет смрад. Мф.23:28.   Тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведны, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония . так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Лука (11, 44) сказал: «есте яко гроби неведоми, и человецы ходящии верху не ведят» . что вы « — " _ ; как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. Закрытые гробницы внутри наполнены смрадом, а сверху их видна чистая земля и широкая дорога. Мф.23:29—30.   Горе вам, книжницы. и фарисее, лицемеры, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Эта приточная речь имеет такой смысл: тела свои вы очищаете (это обозначает внешность чаши и блюда), а внутри – души ваши полны хищения и неправды страстей; иначе – о телесной чистоте вы заботитесь, а душевной пренебрегаете. Под неправдой здесь мы разумеем всякий грех, подобно тому, как и правдой можно назвать всякую добродетель. Лука ( Лк.11:39 ) сказал яснее: «внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства», «внутренность ваша исполнена хищения и лукавства». Мф.23:26 .  Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Когда очищается душа, то очищается и тело, а когда очищается тело, то не очищается этим и душа. Поэтому нужно очистить душу, чтобы стало чистым и тело. Мф.23:27 .  Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Вапно – это известь, которой намазывают и красят стены. Нечистотой называет смрад. Мф.23:28 .  Тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведны, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Лука ( Лк.11:44 ) сказал: «есте яко гроби неведоми, и человецы ходящии верху не ведят», «что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того». Закрытые гробницы внутри наполнены смрадом, а сверху их видна чистая земля и широкая дорога. Мф.23:29–30 .  Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf О книжниках и чтении книг 81 Сегодня я хотел бы поговорить о чтении святоотеческой литературы. Нам часто кажется, что главное – жить духовной жизнью, а книжным учением можно пренебречь, однако мы забываем о том, что богооткровенное учение преподано нам именно через книги. Пророки и апостолы либо сами писали книги, либо их поучения записывали другие. Хотя Евангелие, казалось бы, и обличает книжников, но само оно также является книгой. Поэтому в каком-то смысле человека, внимательно изучающего, например, Новый Завет , тоже можно назвать книжником. С одной стороны, Священное Писание Нового Завета, как правило, порицает фарисеев и книжников. В Евангелии от Матфея приведена речь Господа нашего Иисуса Христа в обличение этих людей, в которой звучат прямые и жестокие слова в их адрес: Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву и копр и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру; сия же подобаше творити, и онех не оставляти. Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе! Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды. Фарисее слепый! очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты; тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк; темже сами свидетелствуете себе, яко сынове есте избивших пророки; и вы исполните меру отец ваших. Змия, порождения ехиднова! како убежите от суда огня геенскаго?» ( Мф. 23, 23–33 ) Казалось бы, столь суровые, страшные обличения позволяют сделать однозначный вывод: эти люди стали олицетворением заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Всякой отраде последует злострадание, и всякому Бога ради злостраданию, отрада последует. Аще вся, яже в мире сем, тлению подлежат, а тление чрез сопротивная бывает, или зде, или в будущем веце, или во время исхода, и пачеже сластию, яже от блудонеудержания, или злостраданием, сопротивляющимся сласти сей, бывающим чрез святыню; и сие человеколюбия ради усмотревает Бог, или в самом том пути, или на конце того искус прияти муки сея, и тогда прейти богатыя ради милости Его сию якоже некое воздаяние, ону же якоже залог. Занеже не возбраняет приобретение благаго, даже до последняго часа; злое же, ей, возбраняет, за еже озлоблену быти достойному муце, якоже писано есть. Наказуемый зде студа ради своего, от своего студа яст. Охраняйся от своего самовластия, предваряющаго лукавую работу. Охраняйся оть утешения, предваряющаго брань. Охраняйся от разума, предваряющаго сретение искушений, и яко наимножайше от желания, еже прежде совершенства покаяния Аще бо вси грешни есмы, и ни един вышший искушений, убо ниедина из добродетелей вышша есть покаяния. Зане ниже совершитися может дело того некогда. Прилично бо есть сие всегда всем грешникам и праведникам, хотящим спасение получити; ни един бо есть предел совершения; зане совершенство и самых совершенных, воистинну несовершенно есть. Сего ради покаяние, ни времены, ни деяньми определяемо бывает даже до смерти. Поминай, яко всякой сласти последующа есть гнусность и горесть, яко вторая сущи. Охраняйся от радости, не имущия спряженну вину изменения. Всяко бо еже сокровенно свыше смотрение имать, не можеши постигнути ниже уведети предел и вину изменения его. О онех бойся, ихже непщуеши правость имети: занеже внеуду пути, глаголется, сим ходити. Он, Иже премудростию ведый управити корабль мира, изменение смесил есть со всеми еговыми а еже есть внеуду сего, сень есть. Последует ослабе удес, помыслов изступление и смущение; и безмерному деланию, уныние; и унынию, изступление. Разнствует же изступление от изступления: зане первому убо еже от ослабы изступлению, последует брань блуда; второму же еже от уныния, своего безмолвища оставление, и от места на место предвижение Умеренному же и притрудне пребывающу деланию, цены несть.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Зриши ли, яко не рече: почиваю, но: уже жрен бываю; таковыми глаголы же и делы, показуя всем, яко предел покаяния до разрешения и смерти долженствуем есть от нас небесному Царю Христу: с Нимже Отцу, купно со святым Духом, слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков, Аминь. Тогожде: Совет ума к своей ему души. Слово второе Слыши 107 , душе словесна общнице моих советований: хощу ти тайную и общую вещь исповести, юже, не очищен быв от страстей, не ведех, но благодатию Божиею мало почив, постигох 108 . Познах яве, о душе, яко аз же и ты, противу естества действуеми, от неведения прелщаемся, и сего ради о своих гресех инех обвиняем, внеуду нас быти злобу глаголюще: и овогда убо Адама, овогда же сатану, овогда же человеки обвиняем; и сим мнящеся инех ратовати, себе ратуем: и непщующе друг друга защищати, аз же и ты, друг на друга воюем: и себе благодетелствовати мнящеся, подобне неистовящемуся, себе досаждаем: труды и поношения несмыслена 109 праведне страждем: заповеди убо мнением 110 любяще, вины же их за прелесть 111 нашу возненавидевше. Темже ныне познах известно, яко ни во злое, ни во благое от некия власти неправедне влекоми есмы: но от времене крещения, в началех вещей, ему же аще по воли поработаем, или Богу, или диаволу, той нас праведне прочее во свою поощряет часть. Прологи же 112 вещей неразмысленни суть два: похвала человеческа, и отрада 113 тела: яже, невольне прилогствующе 114 прежде воли нашея, ниже злобы суть ниже добродетели; но обличения нашего преклонения, где 115 клонимся. Господу бо хотящу нам терпети поношения и злострадание, диаволу же сопротивная хотящу, мы егда убо радуемся о прилозех онех, явно есть, яко преклонение дахом сластолюбивому духу, преслушавше Господа: егда же о предреченных прилозех скорбим, явно есть, яко преклонение дахом Богови, тесный возлюбивше путь. Сего ради убо два сия прилога человеком неразсмотренне 116 прилогствовати попущена быста, яко да заповедь любящии и услаждающиися о ней, дадят Христови преклонение воли, и Той вход обрет, наставит ум на истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

еже и до ныне во Едесе соблюдаемо есть. Приим убо в руце божественое сие Христа Бога образование. и лучшиа надежи быв. прииде на то место, под нимже персяне копающе, от шума медных сосуд познаваеми быша. И наченьшим гражданом внутрьуду копати. егда друг ко другу близ быша, от кандила оного масла полиавше на иже от ратных уготовленыи на них огнь. и противу персян в таиник спустивше, всех погубиша. И сице от такового навета избавльшеся, противу ухищрений яже вне стены, подобное искуство приведоша. И сия абие пожгоша. и многых в них ратных истребиша. И сице много на них дерзновение приемше. испущениа каменнаа часто от стен творяху. от нихже и воеводе ратного воинства случися пасти. и иным многим с ним. Не токмо же. но и огнь иже от внеуду персяне воспалиша противу едеских. егоже бесчислена вещь маслин и иных многых сеченых древес воспиташе. противу персян быти поборающаго божественаго образа сотвори сила. Якоже бо свыше стен, Евлалии своими дланьми простер его, град обхождаше. абие яко на месте оном бысть, силен ветр воздвигся, и на воспаляющих таковый огнь пламень обрати. и гоняше их, и попаляше якоже халдеов древле. И сия не без сведетелства. слава есть. в сладость слуху или прелщение умышлена. Но три вкупе патриарси. Иов Александрьскии. Христофор Антиохийскии. и Василей Иерусалимский списаша. И сице ся имети сим показаша. к Феофилу пишуще царю, священным иконам досадившеу. егда различными словесы показующе божественых икон священное и честное, о сем списаша. И леть есть хотящему многострочную оную епистолию прочести, и о сем известитися. Но и Евагриа церковную историю, аще кто трудолюбне прочитал. позна всяко, како о священем сем образе, в четвертом слове глаголет. Пишет бо. яко с прочими Хозрои и сие сотворил есть. хотя яве обличити ложно слово, глаголемое от християн о сем граде, яко непленуем есть. Древес бо велие собрание, и множество бесчислено вскоре повелению многоручием войственым собрав. и сия окрест града две стены водрузив. таже землю посреде их сыпав. и противоличну ону стену созидаа, высочайше бываше едеских стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И естественный человек издревле имел гадание, что гроб не есть последний предел бытия его. Приникая в открытую пред ним книгу истины, перстом Божиим написанную внеуду – в творениях видимых, и внутрьуду – в себе самом, он читал в ней предсказание о своем бессмертии. Подлинно, вся природа вопиет против ужасной мысли о уничтожении. Растения увядают, и прозябают; зерно умирает, чтобы дать жизнь древу или злаку; засыпает пресмыкающееся – и пробуждается окрыленным; грубейшие сущности разрешаются в тончайшие; свет удаляется, и возвращается; времена оканчиваются, и начинаются; исчезающие гласы воскресают в отголосках; все соразрушается для воссоздания, умирает для жизни, погибает для хранения: один ли человек, – столь громкое имя, издаст минутный звук, и более не отзовется? Напротив, если бы даже существование видимого мира могло сократиться в пределы земной жизни человеческой, бытию духа человеческого не свойственно было бы стесниться в существовании видимого мира. Бытия чувственные совершенствуются поспешно, и достигают своего назначения: человек, возрастая непрестанно и всегда чувствуя внутреннее воззвание к высшему совершенству, дотоле старается приблизиться к небу, доколе не снидет в землю; и возможно ли, чтобы сей сын неба родился токмо для младенчества и воспитания? Животные, водимые чувственностью, находят свое счастие и покой в удовлетворении нужд, ограниченных сохранением бытия. Человек, управляемый высшими побуждениями, живет более в будущем, нежели в настоящем, и не может насытить бесконечного желания. Неужели в сем случае владыка мира должен быть несчастнее покоренных под ноги его? Неужели никогда не постигнет сего будущего, которое он столь неутомимо преследует? Неужели сие бесконечное желание могло быть насаждено в конечной природе? Что будут сии высокие побуждения любви к Богу и ближнему, если один из сих предметов никогда не достигается, а другой всегда исчезает? Что будет кроткая добродетель, если дерзкое злодеяние, которое иногда упреждает ее в снискании благ земных, смешается с нею в прахе могилы и может быть переживет ее в памяти потомства? – Жив Господь порядка, правды и благости, – и в Нем жива по смерти душа наша!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Отмечая, что в «Лаодикийском послании» понятие «фарисейство» — единственный случай, отводящий к Новому Завету, следует добавить, что и в Новом Завете тексты о фарисействе соотнесены с Ветхим Заветом. Это хорошо известные тексты, даже памятные, и все же требующие воспроизведения в интересах изучения «Лаодикийского послания», как могущие служить его комментированию, договаривающие то, о чем — этого нельзя исключить — автор в «Лаодикийском послании» умолчал. Итак: «Горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко подобитеся гробом повапленным, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых, и всякия нечистоты… Горе вам книжници и фарисее лицемери, яко зиждите гробы пророческия, и красите раки праведных и глаголите: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк. Темже сами свидетельствуете себе, яко сынове есте избивших пророки. И вы исполните меру отец ваших… Сего ради се аз послю к вам пророки и премудры и книжники: и от них убиете и распнете, и от них биете на сонмищах ваших, и изженете из града в град: яко да приидет на вы всяка кровь праведна… Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением пробиваяй посланныя к тебе… Се оставляется вам дом ваш пуст» (Матфей, XXIII, 29—38). Приводимые тексты пользовались популярностью в древнерусской литературе и письменности. «Лаодикийское послание» возвело в достоинство наивысшей духовной ценности пророческий дар, сопряженный с мудростью. И это имело не одно отвлеченное, но и конкретное значение. Идеологи и руководители ереси видели собственное предназначение в том, чтобы выступать как пророки своего времени. Гонения духовных властей и расправа, последовавшая согласно соборному осуждению в октябре 1490 г., не могли не отзываться в их сознании скорбно и грозно: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланныя к тебе… Се оставляется вам дом ваш пуст»! Мы называли «Лаодикийское послание» программным как по отношению его к учению еретиков, так и для истории русской общественной мысли. При всем том, «Лаодикийское послание» в силу его замысловатости эзотерично. Мы хотим сказать, что ему внимали и понимали его в тесном кружке еретиков, непосредственно связанных с Федором Курицыным: здесь мог быть истолкован и обсужден каждый тезис сочинения.» В нем заключена высокая по тем временам теория. В рассеянном, в корпускулярном состоянии она присутствовала в мировоззрении и мировосприятии еретиков, и не их одних, а в кругах свободомыслящих людей, им современных. И ковда Д. С. Лихачев пишет о памятниках древнерусской литературы конца XV — первой половины XVI в., что они содержали новые темы, мысли, терминологию, новые понятия, философские и политические, об ее, литературы, повороте в сторону «обмирщения» , то теоретической подосновой (сознававшейся или же нет), сокрытым двигателем этого литературного процесса является принцип: душа самовластна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010