Но, запечатленный силою Христовою, миную и этого надувшегося ветона, или раздутую змею, и прострусь умом к следующим по порядку ересям, по обычаю призывая Бога на помощь. О ереси, которая не принимает Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса 161 , тридцать первой, а по общему порядку пятьдесят первой, ереси Гл. 1. В след за сими ересями, после ереси фригийской, после квинтиллиан и, так называемых, четыренадесятников, народилась в мире другая ересь, подобная слабому пресмыкающемуся, которое не может устоять против запаха критского бадьяна (τς διτμνου), или стираксы, или розмарина (λιβαντιδος), или божьего дерева, или запаха горной смолы, или фимиама, или камня гагата, или оленьего рога. Ибо люди привычные по опыту говорят, что эти вещества прогоняют ядовитых пресмыкающихся. А критский бадьян иные называют родильною травою (τταμνον), потому что врачи пользуются ею для вспоможения женщинам во время родов; в следствие чего мы по праву можем принять его за подобие свыше, с небес пришедшего Бога Слова, родившегося от Отца вне времени и безначально. Соломон о безумной и злой жене говорит, что она ненавидит слова утверждения ( Притч.11: 15 ). Так и сии ненавидят то, что есть твердого в проповеди: потому что они земные, и им ненавистно небесное. По сему боятся они гласа Духа Святого, который говорит: глас Господень свершающий елени ( Пс.28:9 ), потому что Господь сказал Своим рабам и апостолам: се дал Я вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию ( Лк.10:19 ). Вот глас свершающий елени: это – тот глас, который святыми апостолами и их учением и евангелистами преподан миру для попрания сопротивления диавольского. Из числа их, святой Иоанн стал всех выше, и ниспроверг силу впавших в заблуждение, но имеющих образ змия. Гл. 2. Но не возымеют силы против ковчега эти еретики. Ибо святым Ноем упрочен ковчег, как повелено ему речением Господним, в котором сказано ему: посмолиши его внутрьуду и внеуду ( Быт.6:14 ). Сим указано подобие святой Божией церкви, которая имеет, подобную силе горной смолы, силу прогонять страшные и пагубные змеиные учения: ибо где курится горная смола, там змея не может оставаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

1235 Подобным образом елеосвящение совершалось в древности в Великий четверток и в Новгородском Софийском соборе. В сохранившихся письменных архиерейских Чиновниках XVII-ro века изложен чин этого священнодействия. Там, между прочим, сказано, что святитель, по совершении помазания, «отходил в алтарь, омывал масло на челе и на руках теплой водой и отирал полотенцем. Подобно поступали и помазуемые в церкви». Для них по окончании действия пред северными алтарными дверьми поставлялся столь с медной лоханью и двумя курганами теплой воды и при этом полагались две чарки и два полотенца для умовения (Временник Имп. Моск. Общ. Ист. и Древн. 1856 г., кн. 24. Чиновник патриарха Иоакима за 1675 год, стр. 78; Чтен. в Имп. Общ. Ист. и Древн., 1861 г., кн. 1. Древние церковные обряды по указанию письменного архиерейского Чиновника, стр. 35). 1236 Всем помазавшимся, изыдут попове вси, вземше паличицы своя, иже сеть спички, и обыдут вся келии и помазуют внеуду над дверьми и внутрь на всех стенах, написающее крест, глаголят сия: Благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем всегда, ныне, и присно, и во веки веков (Треб., изд. в Москве, 1639 и 1651 г., л. 235). Священное и оставшее масло от помазания в Великий четверток, или в субботу Великую, соблюдати на освящение просвещаемым во святом крещении (там же). 1237 О необходимости руководителя духовного монаху и о том, до какого совершенного отвержения своей воли должен повиноваться монах старцу- восприемнику, см. у Каллиста и Игнатия: «О безмолвии и молитве», гл. 1 и 15. Сн. Доброт., ч. II, л. 44 и др. и у Лествичн., 4-я. 1238 Священнослужители(монашествующие и немонашествующие) Русской Церкви носят свои одежды по примеру священнослужителей Восточной Церкви. На Московском Соборе 1667 года постановлено было такое определение: «Благословихом убо всякому освещенного чина и монахом одеяние носити, якоже носят вси освященного чина и монахи Святыя Восточные Церкве, обаче не принуждаем, но подражателей ея благословляем, аще же кто непокорен есть и не хочет такова одеяния носити, повелеваем, да не укоряет носящих: аще ли же кто станет укорять носящих греческия одежды, таковый аще будет от освященного чина да извержется, аще же от мирского да будет отлучен» Деяния Московского Собора, 1667 года; Псков, 1874 г., л. 64, на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Глава 34 И говорит Моисей Господу: (7) Храняй милость в тысящи родов. Ибо роду нашему сотворил Бог, что за много веков обещал отцам нашим. (12) Да не завещаеши завет седящим на земли, чтобы они не прельстили вас ложным богопочтением своим, и не прельстили дочерей ваших, не прельстили сынов ваших. Смотри, чтобы народ твой не прилепился к тем народам, которых истребления просишь у Меня. Смотри, чтобы народ твой не вступал с ними в супружеские союзы. (19) Всяко разверзающее ложесна, мужеск пол, свято да наречется. Сим означаются крещаемые и сохраняющие печать крещения, и дается разуметь, что они навсегда святы Господу. (26) Да не свариши козленка во млеце матери его. Сие значит: если кто из язычества или иного заблуждения обратится к познанию истины; то не укоряй его за прежние нравы, заблуждения, за прежние обычаи отцов его. Называет же такового козлом, как пришедшего от страны грешных, от страны шуей, а матерью называет прежнюю его веру и прежнее имя. По другому смыслу козленок седмь дней да будет у матери, в осьмый же день да отдаси Мне (Исх.22:30). Олтарь из земли сотвориши; аще же олтарь от камений сотвориши, да не возложиши сечиво на камень, да не осквернится (Исх.20:24.25). Сим научает, что Богу должно приносить жертву смиренного духа и хвалы, приносить произвольно, а не принужденно. Ибо угодно Богу, чтобы всякий человек по воле своей себя самого устроял в храм и алтарь Богу. Неугодно же Богу, когда к добрым делам приступаем по неволе, подобно камням, которые с помощью сечива и секиры обделываются и употребляются на строение. Повелевая же сооружать алтарь из земли, разумеет плоть нашу, которая из земли, и должна быть приносима в жертву Богу по предварительном очищении ее благочестивыми трудами. Глава 37 И сотвори Веселеил кивот из древа негниющаго. Это тайна Еммануиловой плоти, которая не подлежит истлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот внутрьуду и внеуду, означает Божеское естество Слова; которое неизреченно соединилось со всеми частями души и тела, потому что человечество наше помазало оно Божеством Своим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/887/...

Следует подборка из нескольких евангельских стихов по Еванг. от Матфея (5, 39 и 44), от Луки (6, 27-30 и 35). Слова из посланий апостола Иакова (4, 6) и Петра (1, 5). Перечисляются покровители Руси и Москвы, святые Николай Мирликийский, покровители града Москвы митрополиты Петр и Алексий, также Сергий Радонежский, известные игумены главных русских монастырей Кирилл Белозерский, Варлаам Хутынский (новгородский святой), Александр Невский. Сложная амальгама расхожих евангельских текстов, составленная, в частности, из Еванг. от Иоанна (7, 24) и от Матфея (7, 2). СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ алнамахи - альманахи, астрологические сборники, посвященные гаданию по движению звезд и по знакам Зодиака арака - пшеничная водка аргамак - восточный породистый конь, скакун: на свадьбе - конь под седлом, а не в упряжке армяк - суровая ткань из верблюжьей шерсти, из нее шились широкие кафтаны бела можайская - древнерусский сорт наливных яблочек бечет - драгоценный камень типа рубина битые караваи - взбитое на сливках тесто для калачей борщ - борщевик (Heraclium), стебли которого поедали сырыми братина - небольшой чаша, кубок с шаровидным корпусом, служил для питья вкруговую бухоный хлеб - пышный белый хлеб (от польского bochenek - белый хлеб); отсюда происходит современное слово буханка вандыш - снеток, сушеная рыбка вроде ерша векошники - пироги, заправленные мясными и рыбными остатками пищи (своего рода " пицца " ) вечка - медная кастрюля вешаные (грибы, мясо и пр.) - сушеные внеуду - вне, снаружи внутрьуду - внутрь, внутри волога - мясной бульон, всякая жирная жидкая пища волосник - женский головной убор, сетка из золотой или серебряной нити с ошивкой (чаще не праздничный, как кика, а каждодневный) воронограй - гадание по крикам ворона; книга с описанием таких примет враг - дьявол, бес глезно - голень, лодыжка говейно - пост (госпожино говейно - Успенский пост и т. д.) горлатная шапка - пошитая из очень тонкого меха, взятого с шеи животного; по форме - высокая прямая шапка с тульей, расширяющейся кверху

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

    [Начало января 1708 г.] 19. Преосвященнейший Владыко мой, о Святом Дусе отче и благодетелю!     Челом и благодарствие Преосвященству Вашему за пропитание Летописца моего, и за примечания некоих вещей, исправления требующих. Посему уверяюся о отеческой Вашего Архиерейства к моему недостоинству любви и истинной приязни. Сие люблю, о сем и впредь покорно прошу. Не меньшая сия добродетель пред Богом, еже исправите в чесом брата и вразумити. Потщуся, помощию Божиею, исправите, иная перемените, иная же и совсем отставите. Летопись прочтенную, аще изволися Преосвященству Вашему у себе удержати; буди по воле Вашей Архиерейской. И больше что поспешит Бог написати, пришло до рук и благоразумного рассуждения Вашего Святительства. Мне Преосвященство Ваше один вместо тысячи. Так бывало и блаженной памяти Преосвященнейший отец наш Варлаам (Японский), что он прочитает, и утвердит, то несумненно в печать издаваемо было. И хотя ныне не с тем намерением начал я писать, дабы издавать во свет; однако такового от Преосвященства Вашего молю и прошу пропитания (если будет на то время), и исправления, аки бы к изданию в печать. Авось либо когда и было бы так, если бы Господь Бог с помощию Своею нам продлил жития, и если бы время нынешнее милосердием Своим на лучшее преложил. Внеуду брани, внутрьуду страхи Кор. 7, 5]. Молимся, и боимся, да не преодолеют грехи наша Божия милосердия и долготерпения. Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо, и возбуждают гнев и отмщение Божие! но о сем помолчим. Воля Господня да будет [Деян. 21, 14]! Мы же своему вниманием делу, и посреде обуревания надежды спасения не теряем.     Книга стихов печатных прислана мне. Бог дал тем виршописцам типографию, и охоту, и деньги, и свободное житие. Мало кому потребные вещи на свет происходят: а самые нужнейшие, кои могли бы всему Российскому миру быть в велию пользу, проповеди Преосвященства Вашего богомудрые и набожные под спудом лежат. Сродно есть металлу золотому и серебряному в недрах земных быта глубоко, а худого железца руде наверху: и драгоценные жемчуги во глубине дна скрываются, а простое каменье всюду сыскать можно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Рукоположение во пресвитера совершалось примерно с теми же отличиями от современ-ного чина, что и поставление во диакона. Новохиротонисанный причащался раньше других свя-щенников, после чего сам причащал их. Он также читал заамвонную молитву и «служил за седмь дний в ризах». Чин поставления во епископа ближе к современному, чем чины поставления во диакона и пресвитера. Не было обведения вокруг престола с пением тропарей. Только при епископской хиротонии по окончании посвящения во епископа возглашалось: «Достоин» (см. Аксиос). Весь-ма значимым был чин настолования епископа, совершавшийся через несколько дней после хиротонии или прибытия из того города, где он получил ее. Настолование заключалось в тор-жественном возведении архиерея высшим духовенством на «стол», или кафедру, стоявшую по-среди храма, после этого архиерея приветствовали лобзанием. При Ярославе настолование совершалось в церкви св. вмч. Георгия в Киеве. Записи чина «маслоосвящения» (елеосвящения) сохранились не ранее XIV в. В житии прп. Феодосия Печерского повествуется о Дамиане пресвитере, по просьбе больных помазывав-шем их маслом, читавшем над ними молитвы и через это исцелявшем их. Здесь, видимо, содер-жится указание именно на таинство елеосвящения. Можно предположить, что русское чино-последование в XI–XIII вв. мало отличалось от современного ему византийского. В памятниках XIV в. встречаются два разных чина елеосвящения. Один состоит из двух частей и в целом схо-ден с принятым ныне. Другой чин назван чином елеосвящения «по уставу Иерусалимскому» (речь идет в данном случае не о монастырском Иерусалимском уставе, а о каком-то местном обычае). Он интересен тем, что в нем служба за болящего, обычно предваряющая елеосвящение, соединена с обычным последованием служб суточного круга. На литургии, совершавшейся на трех просфорах: агничной, богородичной, за болящего, после мирной ектении, во время апо-стольских, евангельских чтений и молитв освящался елей. По окончании литургии иереи по-очередно помазывали болящего, а затем расходились, «мажуще внеуду на дверех и внутрьуду глаголюще сице: Благословение Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем всегда, ныне и присно». Как видно, помазывались не только больной, но и все желающие и даже дом. Помазание дома «елеем больных» в XX в. войдет в общепринятый в Русской Церкви чин освя-щения дома благодаря Требнику Петра (Могилы) .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В заключение сего отдела, отметим здесь одну историческую особенность. По греческому чину IX в., изложенному у Гоара, семь пресвитеров, по окончании помазания недужного, помазывали весь дом его, делая знаки креста, с пением целесообразным, по содержанию, 90-го псалма: Живый в помощи Вышняго 484 ... о заступлении Божием. Думают, что этот обычай Восточной Церкви очень древний, приблизительно V–VI вв., так как он существует в практике коптов и яковитов 485 . Подобный же обряд совершался, но прежде помазания болящего, в VIII–IX вв., и в Западной Церкви. Пеллиций говорит, что, в VIII столетии, священник, вступивши в дом для помазания недужного, прежде всего произносил некоторую молитву и, сделав повсюду кропление благословенною водою , приступал к постели больного 486 . Подробнее обряд сей описывает архиеп. Теодульф в чине Западной Церкви того же VIII в. «Когда придут (в дом) к больному три пресвитера, то пусть говорят: «мир дому сему и живущим в нем; мир входящим и исходящим во имя Господне». Затем, священник льет освященный елей в св. воду и кропит ею, говоря антифоны «благослови, Господи, дом сей и живущих в нем, поскольку Ты, Господи, сказал: мир дому сему  и проч. Благослови, Господи, малых сих со старейшими. Благословенны вы от Господа, сотворившаго небо и землю». И потом, говорит антифон: окропиши мя иссопом  и проч.» 487 . Очевидно, обряд кропления дома в Западной Церкви не был тогда одинаков и различно совершался. В Восточной Церкви, обряд помазания дома существовал долгое время и подвергался развитию. В XIV в., по «Иерусалимскому уставу» в нашем отечестве, после больного, св. Елеем помазывались еще двери и все здание, где совершалось таинство. В уставе сказано: по окончании помазания, священники расходились, «мажуще внеуду на дверях и внутрьуду, глаголюще сие: благословение Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем всегда, ныне и присно»... 488 . Из сего видно, что, против IX в., обряд изменился: ибо, вместо псалма, произносилась формула помазания (formula ungnendi), применительно к дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

– Но много, гораздо больше, чем этих радостей, у Апостола было и тяжелых скорбей во время описываемого пребывания в Македонии. В душе св. Павла еще живы были горькие воспоминания о недавних тяжелых испытаниях, постигших его в Ефесе. Он писал из Македонии коринфянам об этих воспоминаниях: мы были отягчены чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. —434— Который и избавил нас от столь (близкой) смерти. 3625 Но к этим воспоминаниям о скорбях присоединились и сами новые скорби. Когда пришли мы в Македонию, говорит Апостол, плоть наша не имела никакого покоя; 3626 продолжалось то же самое беспокойство, которое тревожило Апостола и в Троаде. 3627 Причины этого беспокойства вот в чем; мы были стеснены отовсюду, отвне нападения, внутри страхи. 3628 «Внеуду брани, т. е. от неверных; внутрьуду боязни, т. е. за немощных в вере, чтобы не увлеклись в заблуждения». 3629 Быть может, в Филиппах Апостолу много было скорбей от тех плотских чревоугодников, которые поступали, как враги креста Христова, у которых бог – чрево и слава коих в сраме, а мысль – постоянно вращается только в земных интересах. 3630 Апостол об этих людях часто говорил филиппийцам, а впоследствии писал им о них даже со слезами. 3631 Много, весьма много скорбей было у Апостола в этот раз в Македонии. Во втором Послании к коринфянам, написанном в это время, более чем в каком-либо другом Послании, Апостол говорит о своих великих скорбях. Ко всем огорчениям, какие причиняли Апостолу заботы о македонских церквах, присоединились еще давние скорби и опасения за мир и благоденствие коринфской церкви: он еще не получал никаких известий о ней, хотя ожидал их получить еще в Троаде. Но вот, подобно тому, как во время долгой засухи, когда на знойном небе не появляется ни одного облачка, когда высохшая земля с блекнущей от зноя и бездождия растительностью будто совсем обрекается на долгую за- —435— суху, вдруг на небосклоне совсем неожиданно явится дождевое облако, вырастет в тучу, и земля оросится благотворным дождем, а землепашец, крестясь, говорит: «вот Господь утешил, послал дождь», так и иссохшее от скорби сердце Апостола Бог, утешающий смиренных, утешил прибытием Тита.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

святаго Афанасия, иже на Афоне Пресловутый монастырь Лавры святаго Афанасия Афонскаго почтен во имя Богородицы Успения, есть в доброте неизреченный, понеже есть здание дву великих самодержцев, Никифора Фоки и Иоанна Цимиски приснопоминаемых. Но и потом обветшавша обнови господарь Уггровлахийский Неагул Вассарав воевода, и церковь покры всю свинцовыми дсками, яко же видится написано пред великими дверьми паперти, на самом свинцу великия мары. Обретается монастырь в благообразном положении, имать пред собою все Эгейское море, имеет лимень (пристань кораблей) противу себе, созади же себе имать гору Афон, гору высочайшую и небодосязную. А на верху ея (горы) обретается малая церковь , и на сию восходят отцы единожды в год на день праздника Преображения Спаса нашего Иисуса Христа, и литургию служат. От туду, егда есть чист и безоблачен воздух, видны суть на страну запада все 12-ть островов, а к востоку Константинополь, аще и отстоит от святыя горы 400 миль италийских, толь есть зело высока и едина от двунадесяти великих и именитых гор. Имать монастырь сей внутрь и вне параклисов (церквей малых) тридесять, большая часть живописаных, устланы мармары светлыми и дивными, и во всех всегда горят лампады неугасимыя. В нем увидиши отцев огороды, богадельни ради немощных, гостиницы, поварни, маслобойни, сапожни, шварни и прочая. А наипаче всех велию и пречудную трапезу, которая есть во образ креста, и имать столы двадесять четыре мармаровыя от единыя и другия страны по чину, а наипаче впереди обретается игуменский стол, весь зрения и удивления достоин. Есть же та трапеза против великих врат церковных, к западу величайшая и пространнейшая, вся живописна от внутрьуду и внеуду изряднейшим писанием. А промеж церкви же и трапезы обретается чаша оная преславная, в ней же совершают отцы на всяко начало месяца освящение (воды), и есть от самородного мармара изваянна во образ чаши, обаче толико велика, яко высота шесть пятей, округа же ея вся четыредесять, и в средине ея обретается труба медная стоящая прямо к верху с различными животны, окрест ея медными и поверх ея двоглавый орел. Имать же место подземное извне которым идет художеством чудным вода и восходит в трубу и течет устами животных оных, и востекает высоко и обращаяся вниз наполняет чашу оную. Дело и зрения и чудеси достойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ничтоже есть внеуду человека входимо в онь (ничто входящее в человека извне), еже может (не может) осквернить его, т. е. принимаемая человеком пища и питие не могут сделать его нечистым и повинным пред Богом; так как они не соприкасаются с его духом и не имеют влияния на его нравственное совершенство и несовершенство; но только приходят в чрево, и доставив питание телу, извергаются вон (ст. 18–20). По сей причине и скоромная пища, принимаемая во время постов, установленных Церковью , не оскверняет человека; но тем не менее употребление ее составляет грех, как нарушение церковной заповеди о посте; как равно составляет грех употребление и постной, но изысканной пищи постом, – как искажение понятия о посте и принятие пищи в неумеренном количестве, до пресыщения, – как грех невоздержания и объедения. Таким образом, заметим ко вниманию нарушителей поста, которые в свое оправдание, нередко приводят слова Спасителя: Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека, или по Матфею: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет его. Но эти слова Спасителя нисколько не оправдывают их. В них даже совсем нет и речи о посте т. е. воздержания от известной пищи, – какую пищу можно, какую нельзя есть по предписанию закона, а приведены они Христом по поводу вопроса об умовении рук, именно умытыми или неумытыми руками берет пищу человек, и важно ли это или не важно для спасения души. Здесь выражается та мысль, что не пища сквернит человека, а дурная нравственность – угождение плоти, непослушание церкви. „Не сказал Господь, – толкует св. Златоуст, что разборчивость в пище ничего не значит, что Моисей предписал оную напрасно; но, заимствуя доказательство из свойства пищи, говорит: не то, что входит в уста, сквернит человека, но – как увидим далее из слов Спасителя – то, что выходит из уст“. И православная Церковь , запрещая употребление скоромной пищи постами, запрещает это не потому, что такая пища оскверняет человека, а по другим причинам: во-первых, для выражения полной скорби, например, о смерти Христовой по средам и пяткам, или о грехах, великим постом; во-вторых, для смирения нашей плоти и, в третьих, для нашего наказания за допускаемое часто невоздержание. И, таким образом, телесный пост, как служил в ветхозаветное время, так служит и теперь выражением нравственного состояния или действия человека ( 1Кор.10:25–33 ), и потому необходим. Аще кто имать уши слышати и пр. Чит. об этом в объясн. 23 ст. 4 гл. Вопрошаху Его ученицы Его о притчи. Что такое притча, чит. в объяснении 2 ст.4 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010