Смотря на мир Божий, я везде вижу необыкновенную щедрость Божию в дарах природы: поверхность земли – это как бы богатейшая трапеза, приготовленная в изобилии и разнообразии самым любящим, благостным и щедрым Хозяином; и мало того, что поверхность земли – недра вод также служат насыщению человека. Что говорить о животных четвероногих и птицах – сколько и здесь щедрости в доставлении пищи и одежды человеку? Щедротам Господним нет числа. Смотрите, чего не доставляет земля летом и осенью? Так, всякий христианин, особенно священник, подражай щедротам Господа: да будет трапеза твоя открыта всякому, как трапеза Господня. Скупой – враг Господа. Слава Человеколюбцу Господу! Сегодня призвал я Его (22 мая, шедши из гавани) в скорби сердца, и Он услышал меня и от скорби моей избавил меня. Дивное дело! Творец небеси и земли приклоняется к сердечным воплям моим, как мать к воплям младенца, каждый раз, когда я призову Его. Между тем кто я? – Червяк, ползающий на древесном листочке! Сопхни меня – и меня не стало. Иисусе Сладчайший! Что есть, яко помниши меня, яко приклоняешься к моим сердечным воплям? Блаже! Лобызаю Твою избавляющую десницу и пою Твое неизреченное милосердие! Если душа не светла добродетелью, если лицо не светло от внутреннего света – что в светлой и богатой одежде? Тогда к нам относится слово Спасителя: внеуду [рус.: вне] убо являются красны, внутрьуду же полни есте суть хищения и лукавства и всякия нечистоты 98 [ Мф. 23,27 ]. Это слово сказано, говорят, в таком-то духе. Видите, в слове узнается дух человека, и с словом является дух его и сообщается часто другим, с кем он говорит. Так, с Словом Божиим, рожденным от вечности Отцом, исходит Дух Отеческий и подается или сообщается повинующимся слову Божию. Знай ежеминутно, коего ты духа, и твердо держись Духа Христова. Всячески остерегайся, как бы не закрался в тебя дух диавольский. От плод их всегда легко тебе познавать их. Один сказывается миром, любовию, широтою и легкостию сердечною; другой – смущением, злобою, теснотою и скорбию сердца; Один оживотворяет, другой убивает; Один всегда в истине стоит, другой в истине не стоит и всегда обманывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

аа) Церковное покаяние . § 22. Церковное покаяние, если не было вытеснено совершенно системою денежных выкупов, то, по крайней мере, по всей вероятности, имело весьма ограниченный круг применения. Здесь, прежде всего, следует обратиться к той болгарской компиляции, которая, под именем «закона суднаго людем царя Константина», принесена к нам в первоначальном славянском номоканоне, может быть, еще во времена св. Владимира 383 . Закон этот, как известно, представляет собою переделку «Эклоги» Льва Исаврянина и Константина Копронима: он заменяет уголовные наказания, назначаемые эклогою, церковным покаянием, или, в иных случаях, денежной пеней и продажей 384 . Самый образ прохождения покаяния представляется, в общих чертах, согласным с развившеюся после III в. на востоке покаянною системою, с довольно заметным, притом, отражением епитимийных начал Постникова номоканона. Преступления, за которые полагается публичное церковное покаяние по закону судному, суть или различные плотские грехи (блуд, обольщение, насилие), или незаконные браки (на куме, на воспринятой от св. крещения, второй брак), – и к этому странный диссонанс – зажигательство двора или дома 385 . Для образца приведем две статьи закона судного: одну – о блудодеянии с рабою, другую – о женитьбе на куме. Первая статья читается следующим образом: «блудящаго по Божиию закону достоит удалятися им Божиим рабом да отдастся в пост 7 лет: достоит внеуду храма Божия два лета во время литургии стояти, а две лете влазити в церковь до св. ebahreлiя, а другия два лета до «верую во единаго», а седьмое лето всю литургию стояти, не взимати же от священных ничтоже, но кончати же 7 лет, в осьмое же лето все приимати, но с разсужением; достоит в ту семь лет ясти токмо хлеб с водою». По поводу женитьбы на куме, в законе судном говорится следующее: «иже поймет куепетру, рекше куму свою, жену себе, по закону людскому носы обем урезати и разлучити я, а по церковному закону разлучити я, а пост прияти на 15 лет. Даст же ся чин по тому же сице: 5 лет вне церкви стояти, плачуще и послушающе лumypriu, а четыре лета в церкви стояти до евангелия, а три лета до «верую во единаго Бога», три все о хлебе и воде, и тако кончавши урок свой, и в шестонадесятное лето все возьмут 386 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

«Костями» называет как внутренние члены тела, так и охраняющие помыслы души. «Душа радуется» всегда о «Господе» . Он утешает скорбную и измученную душу не падать духом в тяжелых обстоятельствах, как свидетельствует святой апостол, говоря: «во всем скорбяще: внеуду брани, внутрьуду боязни; но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог» ... (2 Кор. 7:5) (Студит). Пс.34:11.   Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. Пс.34:12.   Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. С этого стиха вводится лице Христа, ложными свидетелями оговариваемого на суде архиерейском. Особенно трогательно объясняет этот стих Православная Церковь в своих песнопениях на Великий Пяток, обращаясь от лица Христова: «Людие мои, что сотворих вам? или чим вам стужих? слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, исправих. Людие мои, что сотворих вам? или что Мне воздаете? — за манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздите...» (стихира шестого часа) (Афанасий, Кирилл). Пс.34:13.   Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Из этого научаемся, как должно переносить несчастье. Не обманывайся, ты не сможешь освободиться от мысленного фараона, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков: т.е. понуждения и терпения поста и смиренного мудрствования. «Молитва в недра» — т.е. в пользу душевную молящегося возвращается (Феодорит, Лествичник). Пс.34:14.   Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плача и сетуя, тако смиряхся. Эти стихи открывают красоту души возлюбленного Богом Пророка и сообщают, как он в глубокой скорби о ненавидящем его болящем царе постился и молился, чтобы умилостивить к нему Господа; разъясняют нам тайну врачебной силы его музыки, показывая, что действенность ее к отгнанию мучащего Саула злого духа обусловливалась предварительными подвигами поста и молитвы. В лице скорбящего о Сауле Давида указан нам прообраз Христа Спасителя, Который для спасения болящего грехом человечества облекся во вретище человеческой плоти и «как брату или другу, старался им оказывать благодеяния» и «столько печалился о погибели их, что и скорбел, и тужил, и плакал, и молился о грехе их» (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

◊ Прекрасные розы распускаются на колком кустарнике: так сладостные утешения суть удел того, кто идет в след Иисуса Христа и несет крест Его. Принадлежите Ему смирением, терпением, любовью; всем будьте слугами, всех прощайте, всех любите, и всегда и везде будете утешены; утешение дается в награду, а даром никогда. ◊ Прошу вас, други мои, не презирайте никаких средств, которыми можете угодить Господу Богу; а таких средств множество, как то: ласковое обхождение с людьми, утешение печального, успокоение рассерженного, заступление обиженного, подаяние неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву, терпение, милосердие, справедливость и прочее тому подобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Господа; а с нею вы одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами. ◊ Всячески остерегайтесь на что-нибудь сердиться; всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается промыслом Божиим, для тех же спасительных целей, для коих святого апостола Павла постигали «беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды в лжебратии, внеуду брани, внутрьуду болезни» ( 2Кор. 11, 26 ). Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанесть вам оскорбления, если бы не Господь восхотел допустить это, и потому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужие, и ведет вас в Царствие небесное. Писание святое глаголет: «аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог; который бо есть сын, егоже не наказует отец?» ( Евр. 12, 7 ). ◊ Оставляйте свою серьезность и будьте пред Господом в обхождении с людьми, как дети незлобивые. ◊ В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите. Бог есть любовь, и кто в любви пребывает, тот в Боге и Бог в нем. И в скорбной жизни сладко жить с Божией любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принадлежности скинии Завесы , отделяющие три части скинии друг от друга по толкованию свв. отцов прообразуют Иисуса Христа 51 . Свт. Иоанн Златоуст в беседе на Послание к Евреям пишет: «Словом – Святое Святых (апостол) означает и небо, и завесу неба, и плоть (Христову), входящую внутрь завесы: открыл нам, – говорит, – через завесу, то есть плоть Свою ( Евр.10:20 )» 52 . И прп. Ефрем Сирин согласен с ним: «Бывшие в скинии три завесы – от синеты и багряницы, и червленицы спрядены... и виссона сканаго ( Исх.36:37 ), одна распростиравшаяся перед Святым Святых, другая в дверях скинии, и третья в дверях двора, – изображают Еммануила, потому что через Него соделавшиеся таинниками восходят к умосозерцанию Божества; средние же восходят к видению Божия величия; и, наконец, стоящие вне приближаются к ограде мысленного двора овчего, по сказанному Господом нашим, что Он есть дверь ( Ин.10:7 )» 53 . Ковчег Завета , стоявший во Святом Святых прообразовал Иисуса Христа 54 . Свт. Ириней Лионский пишет: «кивот завета есть образ Тела Христова, чистого и непорочного. Ибо как кивот был внутри и снаружи позолочен чистым золотом, и тело Христово чисто и блестяще, внутри будучи украшено словом, а снаружи укреплено Духом, чтобы от обоих обнаруживалось сияние естеств» 55 . Об этом же говорит и прп. Ефрем Сирин : « И сотвори Веселеил кивот из древа негниющаго. Это тайна Еммануиловой плоти, которая не подлежит истлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот внутрьуду и внеуду, означает Божеское естество Слова; которое неизреченно соединилось со всеми частями души и тела, потому что человечество наше помазало оно Божеством Своим» 56 . Такого же мнения и свт. Кирилл Александрийский : «Дерева кивота были не гниющие. Золотом же чистым и испытанным украшен был он внутри и извне, потому что нетленно Тело Христа, силою и светлостью обитающего в нем Слова и животворящим естеством и действом Святого Духа, как бы каким золотом, удерживаемое в нетлении» 57 . Крышка Ковчега (ц.-слав. очистилище) также прообразует Иисуса Христа 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Патриарх, разгнув его, подавал властям держать его над своею главою и говорила молитву и отпуст. В таком же порядке совершалось общее елеосвящение и в других кафедральных соборах, например, в холмогорском, и именно в великий четверток. Но в Москве оно совершалось иногда и в субботу, впрочем только но особым причинам и весьма редко. Так в 1691 г. маслосвящение было в великую субботу «ради мироварения» 84 . Кроме кафедральных соборов общее маслосвящение, как мы сказали уже, совершалось еще во многих монастырях, например, Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Госифо-Волоколамском и Соловецком, но там уже непременно в субботу. Монастырский устав елеосвящения, сравнительно с кафедральным, имел, по-видимому, некоторые особенности. Так по Соловецкому Обиходнику XVII в. 85 стол ставился «в трапезе посреди крылосов поперег... на нем чаша со пшеницею, во пшенице сосуд с маслом, другой с вином и седмь свеч и седмь спичек», как в чине обыкновенная елеосвящения; но помазание игумена и братии совершалось не после молитвы «Отче святый, врачю душ», а после отпуста. По Потребникам же оба эти чина, как кафедральный, так и монастырский должны были совершаться одинаково и отличались от обычного главным образом тем, что не было здесь больного и не было помазания его после каждого евангелия; помазание должно было совершаться после отпускной молитвы: «Владыко многомилостиве». В Потребнике 1639 г. сказано: «Аще будет освящение маслу в великий четверток или в великую субботу, то последи молитвы: «Владыко многомилостиве» целуют св. евангелие и по целовании помазует святитель или игумен святым маслом братию. И прощение сотворив благодаряще Бога отходят в домы своя. Всем помазавшимся, изыдут попове вси, вземше паличища своя, иже есть спички и обыдут вся келия и помазуют внеуду над дверми и внутрь на всех стенах, написующе крест» 86 . Так как устав общего елеосвящения помещался и в общеархиерейских Чиновниках, а особенности его отмечались в Потребниках, назначенных для общего употребления, то можно думать, что в XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Из сего разумеется, коликая есть слабость ума сочинителей предложенной челобитной, кои не на совершеннейших и превосходнейших добродетелях, но на вещественных и тленных вещах, то есть, одежде, какова есть мантия, (о которой древнейшие святые отцы ни же напомнить достойным сочли) монашеский чин основывают, и до конца искажённым почитают, поелику монахи без мантии ходят. К подтверждению же сего младенческого их мнения правила Василия Великого вымышляют и приводят, которых ни Василий не сочинял, ни в свете не состоят. И как кажется, всемерно стараются не о внутреннем, то есть, духовном монашеском состоянии, но о внешней сткляницы и блюда части, творя монахов подобными гробам повапленным, «яко да внеуду убо являются красны и праведны, внутрьудуже полны будут костей мертвых, лицемерия и беззакония, и всякой нечистоты. Очищать же подобает прежде внутреннее сткляницы и блюда» 348 , то есть, душу, да внешние их части будут чисты: прежде, то есть, монахам надлежит стараться, где ни стоят или ходят, прилежным соблюдением всех монашеского жития правил души свой превосходными украшать добродетелями: мантию же носить, где прилично, и когда должно. А в пострижении, Государь, иноческом в потребнике печатном той мантии и параман на постриженников класти у них не указано. «Иже утверждается на лжах, сей пасёт ветры» 349 . Две книги пред глазами имеем: первую, которая начала и конца не имеет, следовательно, где и когда печатана, не состоит: другую Требник, печатанный в Москве в 1754 году. Первая в последовании малого образа сие содержит: «брат наш, имярек, приемлет параман в обручение великого Ангельского образа, в одежду нетления и чистоты, и в всегдашнее воспоминание благого ига Христова взятия на себя и лёгкого бремени его ношения, и в обуздание и связание всех похотей и желаний плоти своея, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Рцем вси о нем: «Господи помилуй». И по немногим словам, посем взем мантию, и держа ю шуицей глаголет: «брат наш, имярек, облачится в ризу спасения, и в броню правды, во еже ошаяватися от всякие неправды и опасно своего разума составление, и своея воли мудрование отрезати: смерти же «память всегда в уме своем имети, распята же себе быти мирови вменяти и мертва, на всякую добродетель Христови неленостно представляти: «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа рцем вси о нем: «Господи помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

5. Прежде нежели что скажете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово или дело Бога или ближнего. 6. Не судите чужого раба, стоящего или падающего: у него есть Бог, сильный удержать его от падения и восставить попадении. 7. Вспоминайте, что та минута, которую отнимает у вас лень, есть, может быть, последняя в вашей жизни, а за ней — смерть и суд. Оставьте негу. 8. Не огорчайте никого и не платите бранью за брань, скорбью за скорбь — и в книге жизни имя ваше будет написано с преподобными. 9. Прошу вас, други мои, не пренебрегайте никаким средством, которым можете угодить Богу; а таких средств множество, как то: ласковое обращение с людьми, утешение печального, заступление за обиженного, подание неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву, терпение, милосердие, справедливость и прочее, томуподобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Божию, а с нею одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами. 10. Всячески противостойте вспыльчивости, и, при Божией помощи, она непременно ослабеет. «Аще случится ти когда раздражитися, или разгневатися, тогда наипаче ничтоже глаголи, или отойди, или затвори уста своя, да не изскочит яростный пламень и опалит душу твою и сущим с тобою сотворит напрасный мятеж; но едва угаснет пламень, и мирно будет сердце твое — тогда яже ко исправлению глаголи». 11. Всячески остерегайся на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается Промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих св. апостола Павла постигали беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыне, беды в море, беды от лжебратии, внеуду брани, внутрьуду — болезни (2 Кор. 11, 26). 12. Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы Господь не восхотел допустить это, и поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужие, и ведет вас в Царство Небесное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Книга родства Иисуса Христа ( Мф.1:1 ) Иоанн Богослов в своем божественном Откровении видел сидящего на престоле высоком и вознесенном великого Бога, державшего в Своей деснице книгу поистине чудную, – исписанную внутри и снаружи и запечатанную семью печатями. И видех в деснице Седящего на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию ( Откр.5,1 ). Книга в деснице Божией по таинственному духовному знаменованию есть от века Богописанная книга таинственной присносущной Премудрости, исписанная извнутри, так как содержит существенные тайны, внутренно-присущие Самому Богу; и извне, так как вмещает прочие тайны, домостроительные, совне касающиеся твари. (Книга) запечатана семью печатями, то есть совершенно незрима и непостижима. Первая печать запечатлевает и сокрывает несозданную сущность и безначальную природу Бога, Высочайшее Бытие, Бытие Само в Себе и источник бытия. Вторая печать – (запечатлевает и сокрывает) три ипостаси этого единого Существа и природы, Троицу Единицы, Отца и Сына и Св. Духа, – Единого Бога. Третья – предвечное происхождение этих Божественных Лиц, именно: рождение Сына и исхождение Духа. Четвертая – приведение всех телесных и бестелесных тварей из ничего в бытие. Пятая – вочеловечение Божественного Слова во времени. Шестая – страдание, смерть и воскресение сего вочеловечившегося Слова. Седьмая – будущую жизнь, блаженство в раю в награду за добрые дела и наказание в аду в воздаяние за злые. До воплощенного домостроительства все это было тайною запечатленною, все было сокровенно в глубине Божественного молчания, и посему было неведомо и незримо не только для людей, которых часть была помрачена заблуждением идолопоклонства, каковы были язычники, а часть – погружена в сень закона, как Евреи, но и для самых бестелесных духов. Поэтому говорит Иоанн: никтоже можаше ни на небеса, ни на земли, ниже под землею разгнути книгу, ниже зрети ю ( Откр.5:3 ). Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Лев от колена Иудина, корень Давидов, то есть Единородный Сын и Слово, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное, изъяснил неизреченное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

   Но, может быть, такая строгость против порока была принадлежностью одного Ветхого Завета, который, сообразно строгому внутреннему характеру своему, и дан был на Синае, среди молний, бурь и громов; может быть, в Завете Новом, яко Завете милости и благодати, менее ужаса и страха для грешника нераскаянного, так что, по надежде на заслуги Христовы, можно до конца жизни предаваться безпечно своим похотям и страстям?    Но, братие мои, мыслить таким образом не значило ли бы не понимать, унижать, оскорблять достопоклоняемую благодать Божию, и, по страшному выражению апостола Христова, прелагать ее в скверну ? (Иуд. 1; 4). Ибо скажем и мы вместе со святым Павлом: Христос... греху ли служитель? Да не будет ! (Гал. 2; 17). Если в Новом Завете благодать преизбыточествова там, идеже... умножися грех (Рим. 5; 20), то не для того, чтобы сим преизбыточеством своим питать и укреплять в человеках беззаконие, а чтобы подавить его, изгладить и упразднить. Кровь Иисуса Христа очищает и спасает от всякого греха, но кого? Не всякого грешника, а только тех, кои, сокрушаясь о своих грехах и приемля во имя Искупителя прощение в них, употребляют и со своей стороны все средства к освобождению себя от постыдного плена страстей. Для грешников же нераскаянных и в Новом, так же как и в Ветхом Завете, нет ни благодати, ни помилования.    Чтобы сии грозные истины не показались кому-либо нашим собственным рассуждением, обратимся паки к Писанию, и послушаем, что в Новом Завете говорится против пороков. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву и копр и кимин, и остависте вящшая закона: суд, милость и веру ! (Мф. 23; 23). Вот анафема против ложной набожности! Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко подобитеся гробом повапленным, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты ! (Мф. 23; 27). Вот суд на лицемерие! Горе... имже соблазн приходит... уне есть человеку тому, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей ! (Мф. 18; 7, 6). Вот анафема на соблазнителей! Горе вам богатым: яко отстоите утешения вашего ! Вот суд на богачей неправедных и жестокосердных! Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете ! Вот приговор против сынов роскоши и неги! Горе вам смеющымся ныне: яко возрыдаете и восплачете ! Вот гром против безумных радостей мирских! Горе, егда добре рекут вам вси чедовецы ! (Лк. 6; 24-26). Вот стрела против тщеславия и суетной похвалы человеческой!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010