Внеуду брани, внутреуду боязни ( 2Кор. 7:5 ), говорит Апостол. А обычный страх во время брани заставляет, как возможно скорее, взяться за оружие. Мы же для отгнания ужасов никакого другого оружия не возьмем, кроме указанного Иоанном Лествичником , имени Иисусова – «Всегда побивай ратников именем Иисусовым, ибо более лучшего оружия не найдешь ни на небе, ни на земле» (Слово 15-е о чистоте). Выслушайте, однако, и мой совет: «в другую руку возьмите еще как бы иное оружие, всесильное имя Матери Иисусовой», – более крепкого оружия не найти! Если враг нападет на нас с двух сторон – правой и левой, то и мы выйдем против него с двумя оружиями – именем Иисусовым и Марииным; первым победим врагов правой стороны, а вторым – левой. А сколь крепко оружие – имя Мариино, выслушай слова читаемые в акафисте – вси противнии дуси страхом одержими трепещут, боящеся имени святого Твоего (Мол. по Акаф.). Да будет мне позволено назвать Госпожу мою именем оружия, коим победил Давид Голиафа, т. е. пращею. Как вылетевший из пращи камень побил иноплеменников, так происшедший от Девы Марии Христос – сей краеугольный камень поражает того, на кого упадет, ибо всяк падый на камени сем, сокрушится, а на нем же падет, сотрыет и ( Мф. 21:44 ). Взяв в руку пращу, Давид присовокупил к ней пять камней прекрасных из источников, в имени Богородицы «Мариа» также находится пять букв или пять камней, побивающих адского филистимлянина – магнит, адамант рубин, иакинф и аметист. Каждый из сих камней изображает ту или иную добродетель Марии, а именно, притягивающий к себе железо магнит означает смирение Марии, которым Она привлекла Бога на землю, ибо по Ее смиренным словам се раба Господня, буди мне по глаголу твоему ( Лк. 1:38 ), сошел Бог , от Нее воплотившись; твердый адамант означает Мариино мужество, рубин – целомудрие; иакинф – Её богомыслие; огневидный аметист – разожженную любовь. Сими пятью камнями побеждаются все мысленные голиафы, много сильнейшие всех других; магнитом смирения побеждается бес гордости, адамантом мужества – бес, представляющий ужасы и ослабляющий подвиги, рубином целомудрия – бес студодеяния и нечистоты, иакинфом поражается бес земного пристрастия и аметистом любви – бес ненависти.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

В словах: благодать вам и мир, можно под благодатию разуметь всю целость духовной жизни, а под миром всю целость благосостояния внешнего, то есть кроме мирного союза верующих между собою, кроме мирного течения дел их, особенно мирные соотношения ко внешним, чтоб не было гонений, притеснений, лишений, дабы при мирности внешней удобнее преуспевать и во внутренней Богоугодной жизни. От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. «Указывает им Владыку и Благодетеля» (Феодорит). Это обычное во всех посланиях слово. Но как Апостол не скучает поминать его всякий раз, не должно и нам лениться освежить при сем в уме своем то благое помышление, что всякое благо нисходит к нам от Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа, прибавляя: во Святом Духе, — от Пресвятой Троицы, — Бога единого и благожелательного, и щедродательного бесконечно. 2. Начало послания (1, 3–11) Начинает свое послание святой Павел излиянием благодарных чувств к Богу за утешение в скорбях его и всех трудящихся в благовестии и избавление его от недавней смертной опасности, питая надежду, что Он и не перестанет избавлять, при споспешествовании тому, между прочим, и молитвы верных коринфян (1, 3–11). а) Воссылая Богу благодарение за утешение в скорби, Апостол удостоверяет, что это Бог делает для блага верующих (стихи 3–7), и б) питая надежду на избавление впредь от бед, участниками в доставлении сего блага признает и молитвы верных (стихи 8–11). Там и здесь выражает самый тесный союз трудящихся в благовестии с верующими в него, под влиянием их благовестия. а) Бог посылает скорби для блага верующих (1, 3–7) Стихи 3 и 4. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога. Благословен Бог! Как естественно было воззвать так святому Павлу после того, как Бог избавил его от толикия смерти во Асии (1, 10), и как он, не имевший покоя духу своему в Троаде (2, 13) и в Македонии испытывавший внеуду брани, внутрьуду боязни, утешен был пришествием Титовым (7, 5–6)! Всецело предан будучи Богу, всякий случай с собою он производил непосредственно от Бога и Его благостынную десницу видел не в утешениях только, но и в скорбях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Слово Христово возвращало Своих учеников к изначальному бытию, когда человек обладал первобытным взглядом на вещи, которым и сегодня обладают дети. «Детское строение сердца образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, пример подражания. У детей что видим? Веру полную, не рассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, безпопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни, с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться» (Еп. Феофан Затворник). Основа данного Слова Христова – научение смирению. Однако утверждения Иисуса всегда в противной среде вызывало неприятие и отторжение. История нашей цивилизации указывает на факты, когда дети являют собой образец жестокости и фанатизма, что даже пророк Елисей не выдержал и проклял детей, оскорбляющих его (в памяти всплывают дети-убийцы и садисты, с наслаждением расстреливающие камбоджийских интеллигентов и монахов). Но стали дети таким не в силу своей природы, а потому что взрослые научили их совершать такие страшные поступки. Искаженные неравномерным бытием люди в детское сознание насаждают свои представления и свои понятия. Вместо Божественного бесстрастия предлагают детям чувственное понимание мира. По слову Преп. Симеона Нового Богослова, вместе с возрастом человека рождается гордость. Христос же предлагает исправить нашу поврежденную природу обращением к детскому началу. Он, как истинный Художник, желает спасти Свое любимое творение. Возвращая нам младенчество, Господь возвращал первобытную любовь, которая, по слову Апостола «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 1-8)». К не перестающей любви призывал Бог Своих чад. Эта любовь готова к соблазнам века сего, о неизбежности которых говорит Господь. «Придти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости. Если бы, например, какой-нибудь врач сказал (ничто не препятствует опять представить тот же пример): надобно придти такой-то болезни, - из этого еще не следует, что эта болезнь необходимо должна причинить вред человеку осторожному. Эти слова Спаситель сказал, как я выше заметил, для того, чтобы вместе с прочими пробудить от усыпления и учеников Своих. Чтобы они не предавались усыплению, как будто бы им назначено было вести жизнь покойную и безмятежную, Он предсказывает о множестве предстоящих им внутренних и внешних браней. И Павел, указывая на это, сказал: внеуду брани, внутрьуду боязни, беды во лжебратии (2 Кор. VII, 5; XI, 26). Также рассуждая с ефесскими пастырями в Милете, говорил: востанут нецыи от вас глаголющии развращенная (Деян. XX, 30). И сам Христос сказал: врази человеку домашнии его (Матф. X, 36)».

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/22/...

Но слова Спасителя, приведенные тобой, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов. Прочитай-ка сначала 7-ю главу Евангелия от Марка, где сказаны эти слова, и увидишь, по какому случаю они сказаны. Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал (Мк. 7: 15): «ничтоже… внеуду человека входимо в онь, еже может осквернити его; но исходящая от него, та суть сквернящая человека», то есть как бы так сказал Господь: как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омыв их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит (2 Кор. 4: 16): «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни». Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и пророк сказал: «уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его» (Втор. 32: 15). О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал (Мф. 17: 20): «за неверствие ваше», а потом прибавил: «сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом» (Мк. 9: 29). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Евангелия от Марка, когда спросили Господа, почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся, Он отвечал (Мф. 9: 15): «еда могут сынове брачный плакаты, елыко время с нымы есть жених; Прыыдут же дне, егда отъымется от них жених, ы тогда постятся в тыя дни». Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же жених у сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Отвещающий. Об Иоанне, как свидетеле, сказано в Апокалипсисе прежде, а потом говорится еще о двух: это не исключает третьего, но только восполняет число трех, и в сем нет противоречия. Откр.11:1–2 «И дана ми бысть трость подобна жезлу, глаголя: востани и измери церковь Божию и олтарь, и кланяющыяся в ней: а двор сущий внутрь (вне) церкве изнеси внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы» Вопрошающий. Что означает измерение церкви Божией и алтаря ее и кланяющихся в ней? Отвещающий. Повеление измерить церковь Божию и алтарь ее и кланяющихся в ней означает то же, что и прежде данное повеление не вредити никого, «дондеже запечатлеем рабы Бога вышнего на челех их»; только здесь поясняется, что запечатленные на челах суть те, иже кланяются в церкви Божией пред алтарем Божиим. И так как церковь Божия и алтарь и кланяющиеся в ней измерены и запечатлены, то отсюда явствует, что и в четыредесять два месяца, т. е. при царстве антихриста, будут церкви Божии и алтари, и приношение в них без- кровной жертвы не прекратится. Вопрошающий. Что есть неизмеренный двор, данный языком, и что град святой, и кем он будет попираем четыредесять и два месяца? Отвещающий. Святой град есть Иерусалим, сущий в Палестине; святым называется он ради содеявшихся в нем страданий, смерти и воскресения Христа Бога нашего. Он же именуется здесь и внешним неизмеренным двором для различия от измеренного Иерусалима духовного, Святой Соборной и Апостольской Церкви. Дан же бысть внешний двор, то есть град Иерусалим, на попрание языком, т. е. поклонникам антихриста, которые названы языками по вере их, ибо они, как язычники, будут обожать человека-антихриста. И будет Иерусалим во власти их четыредесять и два месяца, то есть три лета с половиною, во все время царствования антихриста. Вопрошающий. Господь сказал в Евангелии об Иерусалиме: Иерусалим будет попираем языки, дóндеже скончаются времена язык ( Лк.21:24 ); в Апокалипсисе говорится: и поперут град святый четыредесять и два месяца. Есть ли какое различие между тем и другим сказанием Писания, или говорится об одном и том же?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Молитвы во вторник Скачать epub pdf Молитва во вторник по Утрени преподобнаго Кирила. 1 Крестителю Христов, покаяния проповедниче! Кающася не презри мене, но, совокупяся с небесными Силами, помолися Владыце за мя недостойнаго раба твоего ( имя рек ) дряхла и немощна 2 , в многыа беды впадающа, утружена бурными помыслы ума моего. Се бо предстою, имея на обличение мое черность дел моих: мноземи обложен бремены 3 греховными, пореваемь страстьми житейскими и лежю в тимении 4 дел моих, нечаянием одержим, отнуд не имея въсклонениа, крыя струпы душа моея студными вретищи греховными, заблудив праваго пути, ведущаго в жизнь, уклонився в стезя беззаконныя, отвсюду утесняем помыслы ума моего; възвратихся на страсть, егда унзе ми терн греховный, от совести своеа осужаюся и всеми человекы окаян бых, унынием сконцав вся дни живота моего, ослеплени имея сердечнии очи, окалях душевную ми ризу и всю плоть мою злобою осквервих; неподобному блуду чювьственныа двери отверзох; не встягновенно 5 от юности и доныне вся злая сътворих, и боюся посечениа, яко неплодная смоковница, егда приидет смертьная секира и предасть мя в истление огня негасимаго, егоже и сам сотана трепещет, от негоже несть изяти могущаго. Увы мве! Душе разумей и вижь долготерпение Божие, яко не волит смерти грешници. Горе мне! Что приобретох в минувшее время живота моего. Ибо несть, от начала миру и доныне, ни единого же грешника, егоже не преспех съгрешая: аз бо есмь вертеп всем злым делом, отнудь не имеа конца греховному обычаю; пригвожден есть ум земным вещем, да что сътворю, неведе, к кому ся приближу, да спасена ми будет душа, токмо к Тебе, Иоанне Предотече, яко свем Тя больша всех. Ибо Ты сподобися прияти за верх пречистыи Агньца Божия 6 , вземлющаго грехы всего мира, Его же моли за убогую и смиреную мою душю: да поне отъныне в единонадесятый час понесу яремь, благый и прииму наим от рукы Господня: даже непостигнеть вечерь, даже незайдеть солнце, даже не обыметь мене нощь страшная и трепетная и глубокая тма; да не остану внеуду дверий святого чертога, толкый без успеха, имея светильник угашен унынием и леностию, и тогда ократится 7 суетная моя надежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Статьи о латинянах в Синодальной рукописи стр. 478; Лаврская рукопись XV в., в Макариевских Минеях под 31 Августа [ см. выше стр. 272 ]; в Академических рукописях 81, 175, 198, 235. Фотия патриарха три послания против латинян [ см. выше стр. 276 ]. О Фрязех и о прочих латынех и о мудрствующих с ними, иже с папою единогласницы в сих ересех. Начало: „Папа римский и еликоже западные страны христиане внеуду ионьския луки”. – Синодальная рукопись лист 338, стр. 479. На греческом у Гардта V, 390 fin.. Сказание о папах римских, откуду начало прияша. Начало: „В лето в царство Нероново, егда убиен бысть в Риме святый апостол Петр”, Синодальная рукопись лист 327, стр. 478, XVII век. Исповедание вкратце, како и коего ради дела отлучишася от нас латыни. Начало: ,,В лето бяше на седьмом соборе Андреан папа римский, потом Леон, таж Стефан”. Синодальная рукопись лист 107, стр. 321, XVI век. Сказание о латынех, како отступиша от православных. Синодальная рукопись лист 333, стр. 479, XVII век. Об отступлении пап и жития их какова коего бяху. Синодальная рукопись стр. 594, лист 78 оборот (маленькая). „Подобает ведати, яко по Христофоре первом исповеднице развращенного исповедания его написаша яве латини в Римстей церкви” (Краткое сказание об отлучении латинян). В сборнике Кирилло-Белозерского монастыря второй половины XV в., см. в Учёных Записках 2 отделения Академии Наук, книга V, описание сборника архимандрита Варлаама, стр. 17, лист 96–97. О еже како латини своя папы имут и о образе Роберта лжепапы на хоругви. Синодальная рукопись лист 78 оборот, стр. 594. Григория Паламы сочинения против латинян. Синодальная рукопись XV в. [ см. выше стр. 269 . Ср. у Соболевского стр. 20]. Нила Кавасилы сочинения против латинян. Синодальная рукопись XV в.; ещё Никиты Хартофилакса (патриарха Фотия) послание, – Попов Обзор полемических сочинений против латинян, стр. 118–121. Енифания Кипрского о ересях, митрополит Даниил у Жмакина стр. 336 [ см. выше стр. 270 ]. Академическая рукопись лист 247 (Мерило праведное); лист 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мы помним сказанное в слове Божием, что «идоли язык – бесове суть» (ср. Пс.95:5 ). А где бесы, там и мерзость, там и великое оскорбление нашего православно верующего сердца. Князья придут в ужас, что я, православный архиерей, говорю это? Не взыщите, ваши сиятельства: в сделку с совестью входить не умею и как учит меня святая Церковь , тако верую и исповедую. Называйте меня, как угодно – верую, что вся православная Русь будет не на вашей, а на моей стороне; ибо она еще не отреклась от учения церковного. И уж, конечно, не вам учить Церковь Божию, и ваша брань не страшна нам, верным ее чадам и служителям. А крепко бранится князь Мещерский. Он величает всех нас, православных русских людей, начиная с высокопреосвященного Томского Макария, этого глубокочтимого всею Русью святителя-миссионера, меня и г. Трубникова, горячо протестовавших против капища языческого в столице, и кончая союзниками, величает «лицемерами-фанатиками», «узкомозглыми лжесынами Православной Церкви», «круглыми невеждами», «донкихотами», даже «преступниками», обвиняет нас «в безумной, гнусной по притворству трусости» за нашу мать- Церковь , в «бешеном фанатизме», в «жажде избиения людей и потоков крови во славу Церкви», говорит, что мы «требуем небывалого акта насилия у Государя». Он дерзает обращать к П. К., а следовательно, и ко всем нам, держащимся строго церковного воззрения, грозные слова Господа нашего Иисуса Христа, обращенные Им некогда к книжникам и фарисеям: «горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, яко внеуду являетесь человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония!» ( Мф.23:27–28 ). И эти слова в своем дневнике он повторяет трижды. Мы не будем отвечать ему бранью на брань, мы только напомним ему, что Христос Спаситель был сердцеведец, а он, князь, еще не имеет сего дара. Христос видел и читал в сердцах книжников и фарисеев их лицемерие и беззаконие, а князю еще не дано этого. Почему он думает и на всю Россию кричит, что мы лицемерим и фарисействуем, когда протестуем против осквернения идольским капищем нашего царствующего града, носящего имя апостола Петра и стоящего на местах, некогда освященных стопами благоверного князя, святого Александра Невского, коего и мощи здесь почивают? Кто дал ему право говорить о нас, будто мы «полны беззакония и лицемерия»? Вы были, князь, в нашем болящем, измученном сердце? Вы видели там наши беззакония? Стыдитесь, ваше сиятельство! Правда, и мы, как и вы, не без греха, но не вам обличать нас в грехах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Преподобный Феодор Студит. Поучение на день Пятидесятницы Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. 5 июня, 2004 Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать Святую Пятидесятницу — Сошествие Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: Уне есть не только вам, но и всему миру, да Аз иду, — да приидет Дух Святой. Аще бо не иду Аз, Утешитель, (т. е. Дух Святой), не приидет к вам аще ли же иду, послю Его к вам. Егда же приидет Он, наставит вы всяку истину (Ин. 16, 7,13). Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. Итак, Единородный Сын Божий, исполнив Отеческое дело, восходит на Небеса, а Дух Святый нисходит: не иной Бог (да не будет!), — но иной Утешитель, как написано. О, неизреченное человеколюбие! Сам Бог соделался Утешителем нашим. Так Он, подлинно, утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от изнеможения духом, как свидетельствует об этом святой Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни, но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог… (2 Кор. 7, 5). Он утешает устрашенное демонскими страхованиями сердце, возводя его через дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: «яко Ты, Господи, помгл ми, и утешил мя еси» (Пс. 85, 17). Он утешает, воодушевляя мятежный ум, что ему дан был пир с Богом и покой, как свидетельствует Апостол, говоря: по Христе молим, яко Богу молящу нами; молим по Христе, примиритеся, т. е. имейте мир, с Богом (2 Кор. 5, 20). Видишь неисследимое снисхождение? Видишь дар несравненный? Горе — на Небесах, Единородный Сын ходатайствует о нас пред Отцом, как написано: «Иже есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас» (Рим.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-feodor-st...

Иероним, что сие различие жилищ предъизобразило разнообразие Церкви». И в другом месте: «имел ковчег свои гнезда, имеет и Церковь многие обители» ( Ин. 14:2 ) 94 . Бл. Августин объясняя слова: обиталища двокровна и трекровна сотвориши в нем (ст. 16), говорит: «Внизу ковчега устрояются гнезда в два и три отделения: так как из всех народов Церковь собирает двоечастное число т. е. язычников и иудеев, или троечастное по числу трех сынов Ноевых, от которых распространился род человеческий. Посему, сии гнезда названы нижними частями ковчега, так как различие народов имеет значение в сей земной жизни, а в жизни высшей все составим одно» 95 . Ориген пишет: «поскольку не все имеют одинаковые достоинства, не все одинаково совершенны в вере, потому и ковчег оный ( Церковь ) не всем дает одинакия обители, но в нем различаются обиталища двокровна и трекровна, дабы показать, что в Церкви хотя все содержат одну веру и омываются одним крещением, но не во всех одна мера совершенства, а каждый – во своем чине» 96 . Бытописец продолжает: и посмолиши его (ковчег) внутрьуду и внеуду смолою. Осмоление ковчега заповедано Богом, как средство предохранительное от воды, и как символ гадательно изображающий скрепление духовного ковчега союзом любви и мира. Церковь Христова так тверда в членах своих, что уже не боится страшнаго напора искушений, и так крепко соединена любовию Христовою, что от нее не могут разлучить нас ни широта, ни глубина, ни ина тварь кая. ( Рим. 8:39 ) «Древа ковчега, говорит Августин, внутри и отвне связываются смолою, дабы означить терпение любви в союзе единения, так что соблазнам, искушающим Церковь , не уступает братский союз, и не разрушается ими связь мира» 97 . Ориген : «Древа ковчега отвне и изнутри покрываются смолою. Ибо архитектон Церкви Христос не хочет, чтобы ты был таким же, как те, которые отвне являются человекам праведными, а внутри суть гробы умерших; но желает, чтобы ты был и отвне свят телом, и внутри чист сердцем, чтобы ты был со всех сторон укреплен добродетелию чистоты и целомудрия» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010