Или иначе: должно быть милостивым и вместе с этим веровать в истинного Бога. Ибо многие из еллинов были милосерды; но, не веря в живого Бога, не имели истинного милосердия, свойственного только этой вере, а потому милосердие их было бесполезно. Каждому учителю следует брать с своих людей десятую часть, то есть требовать с десяти чувств, - пяти телесных и пяти душевных, - суда, милости и веры правой. Сия подобаше творити, говорит Господь, не в виде побуждения к одесятствованию трав, но чтобы не показаться противником Моисеева закона. Слепыми вождями Господь называет фарисеев за то, что они, хвалясь всезнанием, никому не приносили пользы, но еще и развращали всех, увлекая в бездну неверия; а комары оцеждающими - за то, что они замечали малые грехи, вельблуды же, то есть большие грехи поглощали и не обращали на них внимания, живя без страха Божия. Горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды. Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто. Соблюдая предания старцев, фарисеи обмывали стаканы, блюда и столы, на которых предлагается пища, но вино пили и пищу ели, приобретенные неправдою, - что особенно и оскверняло их сосуды. Итак не употребляй, говорит Он, вина, приобретенного неправедно, и внутренность сосуда будет чиста. Иносказательно разумей это не о сосудах, но о внешней - телесной части человека и о внутренней - духовной. Ты, говорит, стараешься сделать благолепною внешность сосуда, то есть внешность своего существа, между тем внутренность твоя полна нечистоты, ибо ты хищник, творишь неправду, прелюбодействуешь, лжесвидетельствуешь на других, убиваешь, и лукавые мысли, как поток, текут из твоего сердца. Нужно омывать внутреннее, то есть душу очищать от всего этого, дабы от чистоты душевной и внешность человеческая была чиста и светла. Горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко подобитеся гробом повапленным, иже внеуду являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых, и всякия нечистоты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

и сим помале сбывшаяся предуказа. Но сему убо сице случившуся. якоже посреде помянути, негли не невременно есть. сице к прочим поведанием возвратимся. В 15 августа месяца. обычне царем праздник совершающим, преставления Приснодевы и Божиа Матере, во всечестном ея Влахернском храме. в полудни достигоша тамо служителие честных сих. и положиша в горнем молитвенице таковаго божественаго храма, ковчег внутрь имеющ и икону и епистолию. И приступивше царие, и внеуду с чествованием целоваху и и поклоняхуся. Таже с честию и светлым провожением и со свещами многыми, к царскому кораблю принесше ю. с нею достигоша царских полат. и в божественом сущем тамо храме, иже Фарос именовася. положиша ю в последствующии день. иже в 16 августа месяца есть. Таже со страхом и благоговеинством, целование паки и поклонение сотворше. и приемше ю оттуду священницы же и юношествующии царие. старыи бо за немощь в дому остася. со псалмы и песньми, и обилным светом, сквозе водящия к морю улицы, в царскии корабль паки вложивше. мало не близ града хождение творяще. даже образом некоим опояшет града, морским своим шествием. вне западныа стены града доплуша, идеже из корабля излезше, пеши шествующе. царие и вси старейшинаго совета, и священноначальствуаи, со всяческим церковным исполнением. с подобающим светлым провожением, аки другаго ковчега, паче же и выше того, святейших и честнейших хранителныи сосуд провождааху. И внешняа стены даже до златых врат обшедше. с высочайшими псалмопении и хвалении и славословии духовными. и с бесщисленым свещь светом, всенародное составляюще провожение, сквозе града шествие совершаху. святыни причащатися, и большиа крепости граду, тем верующе. и невредиму и необориму во веки соблюстися. Народу же упражняющуся. и аки великия волны народу отвсюду двизающуся и сходящуся. человек некий ногами разслаблен. и немощен от долгаго времене. своими слугами подпираася, воста ко еже видети преходящий божественыи образ. и вкупе видению предивне здрав быв. И познав твердых бывших глезнеи своих, притече сам шествуа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Подлинно, тот только свободен, тот только владыка и могущественнее царей, кто не порабощен страстям. Итак, зная это, постараемся снискать истинную свободу и удаляться от постыдного рабства; не будем ничего, кроме одной добродетели, почитать за блаженство: ни ложного блеска власти, ни богатства поработительного, — и тогда мы будем наслаждаться спокойствием в здешней жизни, и в будущей получим блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. 1. Если надобно придти соблазнам, — скажет, может быть, кто-либо из противников, — то для чего же Христос сожалеет о мире, тогда как должен бы избавить его от соблазнов и подать руку помощи? В этом ведь состоит долг врача и ходатая; а сожалеть и всякий может. Что отвечать нам на столь бесстыдные слова? Можешь ли ты найти что-либо такому равное врачеванию? Будучи Богом, Христос соделался для тебя человеком, принял образ раба, подвергся всем поношениям и не оставил с Своей стороны ничего, что нужно было сделать. Но так как все это людям неблагодарным не принесло никакой пользы, то Он сожалеет о них, — сожалеет о том, что и после такого врачевания они не избавились от своей болезни, подобно тому, как если бы кто-нибудь, сожалея о больном, о котором прилагали великое старание, но который не захотел повиноваться предписаниям врача, сказал: горе этому человеку от болезни, которую он усилил собственным своим нерадением! Но там нет никакой пользы от сожаления; а здесь и то служит врачевством, что Христос предсказывает будущее и сожалеет о мире. В самом деле, часто от советов многие не получали никакой пользы, а от сожаления исправлялись. Потому-то особенно Спаситель и сказал: горе миру! — чтоб возбудить людей, приготовить их к подвигам и заставить бодрствовать. Вместе с тем, Он обнаруживает любовь Свою к ним и кротость — тем, что и о противящихся сожалеет, не негодуя только, но и исправляя их Своим сожалением и предсказанием, чтобы обратить их к Себе. Но как это возможно? — скажешь ты. Если надобно придти соблазнам, то как можно избежать их? Придти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости. Если бы, например, какой-нибудь врач сказал (ничто не препятствует опять представить тот же пример): надобно придти такой-то болезни, — из этого еще не следует, что эта болезнь необходимо должна причинить вред человеку осторожному. Эти слова Спаситель сказал, как я выше заметил, для того, чтобы вместе с прочими пробудить от усыпления и учеников Своих. Чтобы они не предавались усыплению, как будто бы им назначено было вести жизнь покойную и безмятежную, Он предсказывает о множестве предстоящих им внутренних и внешних браней. И Павел, указывая на это, сказал: внеуду брани, внутрьуду боязни, беды во лжебратии (2 Кор. VII, 5; XI, 26). Также рассуждая с ефесскими пастырями в Милете, говорил: востанут нецыи от вас глаголющии развращенная (Деян. XX, 30). И сам Христос сказал: врази человеку домашнии его (Матф. X, 36).

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

изыде от божественаго сего очищениа воднаго, чист весь и здрав. исчезнувшу абие оставшему малому останку проказы на челе его. Отнюду же всею силою чествуа и почитаа, сицевое подобие Господьскаго зрака. и сие к прочим приложу. Местоначалник от древних едесских гражан и жителей, кумир некоего от знаменитых еллинских богов, пред народными враты градскими воздвижен бе. емуже нужно бе преже поклонитися. и узаконеныя некия молитвы воздати всякому внутрь града быти хотящу. и сице входити во градскиа пути и улицы. Сего убо тогда Авгарь низложив, и исчезновению предав. вместо стояниа его, воздвиже нерукотворенныи сей образ Господа нашего Иисус Христа, на досце прилепив. и являемым и доныне златом украсив. написав злате сия глаголы. Христе Боже уповаяй на тя не погрешает. И повеле всякому, онеми враты проходити хотящему, вместо древняго оного кумира неключимаго и неполезнаго. подобающее чествование и должное поклонение и честь воздавати, многочудному и чудотворному Христову образу. и сице во град Едескии входити. И соблюдеся сицевое мужа благочестие, аки предначертание и возложение, во все пребывание житиа самого Авгаря и сына его. иже царствию и благочестию отчу бысть наследник. Но сих сын и внук. отчу убо и дедню начальству наследник бысть, а не и благочестию последователь. но отлагатель, тако рещи благочестиа. и к бесом и идолом прибеже. Темже и аки воздаяние бесом воздавая, восхоте понеже дед его идольскаго оного кумира изчезновению предаде. тожде осуждение и Господьскому образу наложити. Но не получи навета льстивый. Епископ бо места сие предуведев, возможное сотвори промышление. И понеже место в немже стояше икона, полукружен образ имеяше. кандило пред иконою возжег, и черепицу приложив. таже от внеуду известию и плинфы ожжеными загради в оставшее. в равное явление стену управи. И сицево еже не зретися завидимому образу, отступи начинаниа он нечестивыи. Черепицу же сего ради мню пред иконою положитися от иереа повелено бысть. да яко ниединому согнитию, от зданиа и извести, мокроты быти во обдержащем убрусе ткании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

При возложении евангелия на главу болящего, которое следовало непосредственно за седьмой молитвой, священники возлагали и свои правые руки. После молитвы: „Царю святый, благоутробне Господи”, читаемой и в нынешнем чине елеосвящения, следовали: ектенья малая и антифон первый: „Господи, да не яростию Твоею обличиши мене”, ектенья малая и антифон второй: „Блажен разумеваяй на нища и убога”, Слава и Ныне, Единородный Сыне, ектенья малая и антифон третий: „Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей” до стиха: „жертва Богу дух сокрушен”; за ним читались стихиры, творился малый вход и совершалось прочее последование литургии. По окончанию литургии священники выходили со свечами из алтаря и становились пред сосудом с освящённым маслом. После обычного начала, возглашённого старшим священником, читались: Трисвятое, псалом 50, снова Трисвятое, тропарь Безсребренникам и молитва над главой болящего: „Отче святый”, после которой непосредственно священник возглашал: „И сподоби нас, Владыко”, а клир пел: „Отче наш”. После этого первый священник мазал маслом болящего и „всех требующих благословения сего”, с произнесением слов: „Благословение Господа Бога, Спаса нашего на исцеление души и тела рабу Божию имярек, всегда, – ныне и присно”... Другие священники также помазывали маслом болящего и других желавших, читая при этом молитву: „Отче святый” и произнося вышеуказанные слова. Во время помазания клиром пелись приличные случаю стихи. По окончанию помазания священники расходились, „мажуще внеуду на дверех (своих домов или дома болящего?) 970 Другой чин елеосвящения был по своему порядку более близок к нынешнему. Он разделялся на две части: вечернюю и утреннюю или вообще следующего дня. Вечером после обычного начала и псалма 50 пелся канон, за которым читалось Трисвятое и по „Отче наш” трижды: „Помилуй нас Господи...”, и отпуст. На следующий день по обычном начале псалмы 50 и 91, богородичны и дневные тропари и кондаки, после которых, по испрошении желающими елеосвятиться прощения у священников, непосредственно читалась молитва над маслом, которая читается в настоящее время после ектеньи, возглашаемой по первом евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2. Но скажут: «Это, по–видимому, противоречит сказанному прежде». Нимало; напротив, очень даже согласно, потому что сказанное теперь делает удобоприемлемым то, что было сказано раньше, и настоящая похвала делает более действительной пользу прежних обличений, уничтожая их горечь. Вот почему он весьма кстати и щедро и расточает эти слова. Не сказал: «я исполнен радости», но — « изобилую »; и не только «изобилую», но — « преизобилую », чем опять обнаруживает горячность любви, по которой хотя и столько любим ими, что может радоваться и веселиться, все же, однако не почитает еще себя любимым в той степени, в какой бы следовало его любить, и не думает, что все от них получил. Так ненасытима была любовь его к ним! И малая взаимная любовь от тех, кого любим, доставляет великую радость, по причине нашей сильной к ним любви. Таким образом, и это послужило новым доказательством его любви. Говоря об утешении, он сказал: « исполнен », т. е. «получил, что надлежало»; а говоря о радости, сказал: « преизобилую », т. е.: «Я много боялся за вас, но вы довольно удовлетворили и утешили меня, и не только отняли у меня предлог к скорби, но еще доставили мне обильную радость». Показывая затем, как велика эта радость, не только выражает это словами: « преизобилую радостью », но и тем, что присовокупляет: « при всей скорби нашей » ( о всякой печали нашей ). «Так велико было доставленное вами удовольствие нам, что оно не затмилось и великою печалью, а напротив, избытком своей великости преодолело все постигшие нас скорби, и не дозволило нам даже почувствовать их». « Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя » ( Ибо пришедшим нам в Македонию, ни единаго име покоя плоть наша ) (ст. 5). Упомянув выше о печали, сказывает, какая то была печаль, и представляет ее в большем виде, желая показать, как велики доставленные ими утешение и радость, если они рассеяли и такую скорбь. « Мы были стеснены отовсюду » ( Но во всем скорбяще ). Как это во всем? « Отвне — нападения » ( Внеуду брани ) — от неверных, « внутри — страхи » ( внутрьуду боязни ) — за немощных в вере, чтобы не увлеклись в заблуждения, что случалось не у одних коринфян, но и у других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И так я чревоугодничал и пресыщался и нынешний, Петров пост! Церковью дан был прекрасный случай и заповедь – распинать плоть со страстьми и похотьми, и я опустил этот случай, не распинал многострастной плоти. А будет ли дан мне еще пост для этой спасительной цели – неизвестно. Как мы неразумно, бессловесно живем и, увлекаясь плотским, настоящим, не прозревая в будущее! Неверный в малом неверен и во многом [ Лк. 16, 10 ]: не соблюдающий заповеди о посте – меньшей заповеди – не соблюдет и прочих, больших заповедей, и, согрешив в едином, стал виновен против всего закона. На лицо и по внешности я каков есть – извините, не казист; но мы должны думать о том, каковы мы пред очами Божиими. Внеуду бо являетеся красны... внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония [рус.: снаружи кажетесь красивыми... а внутри исполнены лицемерия и беззакония] [ Мф. 23, 27–28 ]. Великанов о Краббе: что этот магнат совсем возгордился, зажирел, стал бесчувственен, что он, Великанов, желал бы ему еще больше земных благ, чтобы он по делам своим погряз, утонул в них душою, которой он отдался всецело чувственности. (По случаю речи его, Великанова, на собрании Ефремова, отличавшейся правдивостию и резкостию, Краббе отказал Великанову в справедливом жалованье.) Чрезвычайно и ужасно падшему человеческому роду подаются чрезвычайные, сверхъестественные средства к спасению – Страшные Тайны: Тело и Кровь Самого Господа славы, Жизнодавца! Кто станет отвергать их, если желает искренно спасения, если сознает свое гибельное, греховное состояние? Благодарю Тя, Господи, так истинно Божески пожалевшего нас, погибающих, и Божески спасшего. 29 июня Рассказ дьячка Адриана о товарище своем, силаче, полном цветущего здоровья, как он погубил свое здоровье и свою жизнь, как он хвалился своим здоровьем и силою, как он позволял бить грудь его поленами для испытания ее крепости, как он упивался, буянил, и как его вздули – до того, что он умер. 29 июня Позднюю обедню, при бессилии органическом и сильной наклонности ко сну, совершил с Божиею помощию бодро и твердым голосом и причастился Святых Таин в мир пренебесный душевных сил, в радость и восторг, препобедив благодатию Божиею коварство бесов и возмогши верою во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это есть путь истинного Православия, на котором и акривия соблюдается, и икономия не возбраняется... Радуйся, брат мой. И паки реку, радуйся! Радуйся в любой скорби и в любом страдании. Ибо Господь «предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше» ( Рим. 4:25 ). Прошу усиленных молитв всех вас о моём убожестве, так как я претерпеваю многие брани. «Внеуду брани, внутрьуду боязни» ( 2Кор. 7:5 ). Всегда в вашем распоряжении. Прошу ваших святых молитв, остаюсь с глубокой о Христе Иисусе Господ нашем любовью и почтением. Открытое письмо неизвестным и безымянным святогорским отцам-зилотам Афины, 25 ноября 1969 года Возлюбленные! Несколько дней назад в мои руки попала печатная брошюра объёмом в 32 страницы под заголовком «Ответ на эпистолярный трактат». Брошюра издана священной обителью преподобной Ирины Хрисоволанду в Ликовриси, в Аттике, авторство принадлежит «святогорским отцам-зилотам». Думаю, что подробный ответ будет излишен, поскольку практически все ваши позиции были мною критически рассмотрены в обширном письме от 23-го числа текущего месяца к монаху Феодориту (Мавросу). В этом письме хотелось обратить внимание лишь на три момента: 1 .               «Святогорские отцы-зилоты», почему вы не указываете свои имена? Боитесь? Стыдитесь? Или из смиренномудрия? Но защита своих убеждений не высокомудрие, но элементарный долг каждого. 2 .               На 6-й странице вы пишете, что своё письмо к некоему святогорскому монаху я «размножил и распространил по всей Греции, наверняка, даже и за её тесными пределами». А на 31-й странице вы пишете, что своё письмо я «развеял по всем сторонам света». Нет, дорогие мои. Лично я своё письмо никому за пределы Греции не посылал. Но и в самой Греции оно было послано нескольким клирикам и ничтожно малому числу мирян. Всего было послано не более 15 копий. Если кто-то из адресатов письма и не уважил моей просьбы, написанной на каждом письме, не обнародовать рукописи и, сделав с неё копии, разослал их другим, то в этом я ничуть не виновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Бедствие это становится тем больше, когда присоединяется к нему и междоусобная война: а тогда много было лжебратий. Видишь ли троякую войну, — именно с обольстителями, врагами и лжебратьями? Смотри, как и Павел, то же самое оплакивая, говорит: внеуду брани, внутрьуду боязни; и: беды во лжебратии (2 Кор. VII, 5); и опять: таковии бо лживи апостоли, делатели льстивии преобразующеся во апостолы Христовы (2 Кор. XI, 13). Потом, что всего хуже, ученики и от любви не будут получать утешения. Далее, показывая, что это нисколько не повредит мужественному и терпеливому, Христос говорит: не бойтесь и не смущайтесь. Если вы покажете надлежащее терпение, то несчастия не победят вас. Ясным доказательством этому служит проповедание евангелия по всей вселенной, несмотря ни на какие препятствия: таким образом вы будете выше несчастий. А чтобы ученики не сказали: как же мы будем жить? присовокупил еще более: будете и жить и учить всюду. Поэтому-то и сказал: и проповестся сие евангелие ... по всей вселенней, во свидетелство всем языком! и тогда приидет кончина (ст. 14) — не мира, а Иерусалима. А что Христос говорил об этом конце, и что евангелие было проповедано прежде взятия Иерусалима, послушай, что говорит Павел: во всю землю изыде вещание их (Рим, X, 18); и опять: благовествов а ния ..., проповеданнаго всей твари поднебесней (Кол. I, 23). И ты видишь, как скоро он перешел из Иерусалима в Испанию. Если же один овладел столь великою частью (вселенной), то размысли, сколько сделали и другие. И в другом послании Павел говорит о евангелии, что оно есть плодоносно и растимо (Кол. I, 6) во всей твари поднебесной. Но что значит: во свидетелство всем яз ы ком? Так как евангелие всюду было проповедано, но не всюду уверовали в него, Христос говорит: во свидетельство будет неуверовавшим, то есть, в обличение, в осуждение; во свидетельство: уверовавшие будут свидетельствовать против неуверовавших, и осудят их. Вот почему уже после проповедания евангелия по всей вселенной разрушается Иерусалим, чтобы неблагодарные не могли иметь и тени извинения.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

О, не заблуждайся, царь, ответил с презрительной улыбкой добрый пророк: тот, кому ты кланяешься, конечно, есть не живой Бог, а бездушный идол без божества, без жизни и силы. Совне он имеет великолепную наружность, вследствие блеска покрывающего его металла, но изнутри он – грязь и пыль. И рече Даниил посмеявся: не прельщайся, царю! той бо внутрьуду прах есть, а внеуду медь ( Дан. 14:7 ). Мне обидно, что я должен сказать то же самое и о нас самих. О христиане, не будем заблуждаться, эта наша вера не есть вера живая, а лишь образ, даже мертвые останки веры. Она не имеет духа своего Основателя, не движется, не действует, лишь мнимо обнаруживается во внешнем действии, – на самом же деле она мертва, ибо вера без дел мертва есть ( Иак. 2:26 ). И мы, братья, нося только обличие христианства, похожи на тех лживых верующих, обличенных апостолом Павлом, которые на словах исповедали Бога, а на деле отрицали Его. Бога исповедают ведети, а делы отмещутся Его ( Тит. 1:16 ). Как говорит святой Иероним: «Своим исповеданием свидетельствуют об одном, а поведением – о другом». Христиане, у коих вера и жизнь неравны и несогласны между собой, или, что еще хуже, грешники, облеченные в личину святости, и даже, может быть, некие демоны в ризах Иисуса Христа. Отвратительное зрелище, которое мы из себя представляем, являясь извне со столь прекрасной верой, а изнутри – с такой нечистой душой, по видимости – со столькими святыми заслугами, а по существу – со столь развращенными деяниями. Это безобразное зрелище, повторяю, возбуждает в наших врагах смех, даже ругательства и поношения. Так, действительно, говорит и Сальвиан: «В нас Христос терпит поношения, в нас закон Христов поругается». Вот главные недостатки нашей веры: недостаток относительно разума в вере созерцательной, ибо мы не знаем, во что веруем; недостаток относительно сердца в вере деятельной, ибо мы не живем сообразно вере. Значит, наша вера очень несовершенна и много ниже веры сотника, подобной которой Спаситель, как Он признает, не обрел в народе израильском, и я, как вам доказал, не нашел в христианском мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010