Особенно близкие отношения Апостола Иоанна к Малоазийским церквям давали ему побуждение и удобство усмотреть и частные нужды этих церквей, примерные для всей Вселенской Церкви. Заточение в Патмосе в силу того закона, что искушенный может и искушаемым помощи, могло и должно было расположить дух Апостола к тем живейшему участию и в малоазийских его чадах, и в положении всей Церкви. А возвышенная созерцательность, принадлежащая этому орлу из Апостолов и Евангелистов, являла полную готовность его быть восхищенным от Св. Духа к таким возвышенным созерцаниям, чтобы небо и землю —62— соединить в одно величественное зрелище дивных судеб Церкви. Это соображение о том, как Св. Иоанн был уготован и возвышен к приятию благопотребного Божественного откровения подтверждается самой книгой Апокалипсиса. Аз Иоанн, – говорит Апостол христианам семи Малоазийских церквей, ясно выражая свое участие в их судьбе, – аз Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и в царствии, и в терпении Иисус Христове, бых во острове, нарицаемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово. Бых в дусе в день недельный, – продолжает Иоанн, указывая особенно возвышенное восхищение от Духа Божия, – и слышах за собою глас велий яко трубы, глаголющия: Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний: и яже видиши, напиши в книгу (1:9–11). В другом видении Тайнозрителя открывается со всей поразительностью, как неразрешима и непроницаема была для всего миросоздания книга Божиих судеб, как нужным и вожделенным признавал сам Св. Иоанн раскрытие сей книги, и как через это самое усильное желание привлек себе Духа откровения благопотребного. И видех, – говорит он, – в деснице седящаго на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию. И никто же можаше ни на небе, ни на земли, ни под землею разгнути книгу, ниже зрети ю. И аз плакахся много, яко ниедин обритеся достоин разгнути и прочести книгу, неже зрити ю. И един от старец глагола ми: не плачися: се победил есть лев, иже сый от колена Иудова, корень Давидов разгнути книгу и разрешити седмь печатей ея (5:1, 3–5).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Прежде нежели что скажете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово или дело Бога или ближнего. 6. Не судите чужого раба, стоящего или падающего: у него есть Бог, сильный удержать его от падения и восставить по падении. 7. Вспоминайте, что та минута, которую отнимает у вас лень, есть, может быть, последняя в вашей жизни, а за ней - смерть и суд. Оставьте негу. 8. Не огорчайте никого и не платите бранью за брань, скорбью за скорбь - ив книге животней имя ваше будет написано с преподобными. 9. Прошу вас, други мои, не пренебрегайте никаким средством, которым можно угодить Богу, а таких средств множество, как-то: ласковое обращение с людьми, утешение печального, заступление обиженного, подаяние неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву; терпение, милосердие, справедливость и прочее тому подобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Божию, а с нею одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами. 10. Всячески противостойте вспыльчивости, и, при Божией помощи, она непременно ослабеет. " Аще случится ти когда раздражитися или разгневатися, тогда наипаче ничтоже глаголи, или отыди, или затвори уста своя, да не изскочит яростный пламень и опалит душу твою и сущим с тобою сотворит напрасный мятеж; но едва угаснет пламень и мирно будет сердце твое - тогда яже ко исправлению глаголи " . 11. Всячески остерегайся на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих святого апостола Павла постигали " беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии " , внеуду брани, внутрьуду - болезни (2Кор.11,26). 12. Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы не Господь хотел допустить это, и поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужие, и ведет вас в Царство Небесное. Писание Святое глаголет: " Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын егоже не наказует отец " (Евр.12,7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/140/...

Что Дух Святый через истинных рабов Своих и служителей, угодников Божиих, постановил и узаконил в Церкви, то изменять людям обыкновенным невозможно и страшно, потому что страшно впасти в руки Бога жива. Ежедневно в церкви повторяются богодухновенные слова Псалмопевца: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» ( Пс. 140: 4 ). Если грешны мы и немощны, то должно себя за таких и признавать, а не искать извинения и самооправдания в каких-либо недозволенных послаблениях. Господь, в Откровении Иоанна Богослова, во 2-й главе, говорит к семи Асийским церквам, обличает прямо и строго, что Он ненавидит и не терпит в Церкви дел николаитских, то есть каких-либо благовидных послаблений, носящих печать язычества. Впрочем, об этом великом и важном предмете должно быть осторожным и умерять свои убеждения опасением, как бы в чем-нибудь и нам не согрешить, особенно неуместным обвинением других. В 5-й главе Откровения сказано: «И видех в деснице Седящего на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию... И никтоже можаше ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю» ( Откр.5:1–3 ), кроме Сына Божия, аки Агнца, за мир закланного. Что это за книга, которой никто не только из земных, но и из небесных жителей ни читать, ни зреть не мог и не может? Толкователь Откровения, святой Андрей Кессарийский, говорит, что эта книга сокровенных судеб Божиих, которые непостижимы, и потому никто, особенно из земных жителей, да не дерзает нерассудно проникать в оные. Такое дерзновение святой Иоанн Лествичник относит к возношению (См.: Степень 25, отделение 12). А должно довольствоваться писанным совне этой таинственной книги, сколько открыто в Священном Писании и в писаниях богодухновенных мужей, преимущественно тем, что только необходимо для нашего спасения. Доказательств ваших о Вселенской Церкви, кажется, не поймут и не примут, тем более, что в Откровении к семи Асийским церквам ни одна из них за другую не упрекается, а упрекается только каждая за собственные недостатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

На уведение же и сие приложити нужно является, яко великое оружие на врага и похоти злыя память смертная, или геенны и вечных мук, или страшного суда, истязателей воздушных мытоимец, или царствия небесного и радости святых, и прочих подобных сим. Обаче вся сия нам страстным и нечувственным зело слаба, кроме умного внимания и призывания имене Иисус Христова. Аще бо и таковых воспоминай! Е в победивших нечувствие весть утоляти похоти плоти, и погубляти злыя помыслы от души: но имя страшное Иисус Христово большую и несравненную имать силу, всех сих потребляти от сердца и ума. Сего ради, спряжену сущу деланию умному таковых памяти, сугубою крепостию действуем, придающе и самой той молитве не малое поспешество: наипаче же, и сами от молитвы яко свет сияюще, прогоняемей сущей тме от ума и мгле страстей именем Иисус Христовым. Первее бо Святый Исихий глаголет сице: Бога, рече, бойся, и заповеди его храни, чувственно и умно: аще бо умно понудиши себе хранити, по малу и чувственно на тех делание востечеши. И паки: аще не посреде чрева, си есть посреде сердца, сотворит человек волю Божию, и сохранит закон, ниже внеуду соделати сие может. И Симеон Новый Богослов рече: ведуще Святии Отцы, яко со внутренним деланием удобно и внешния вся добродетели исправити, оставиша делательство наружное, и положиша все тщание о внутреннем блюдении, и прочая. Ты убо, о друже, разстояние и время хранению чувств телесных ко обученно умный молитвы уставляеши, и сим являешися не ведый чина и делания сердечного: ведущий же искус умныя молитвы не разделяют времене во обоих сих, но равно и совокупленно уставляют сих обучение: погружают бо ум в чась молитвы внутрь сердца, утоляют врение чувств, не попущением уму востекати на тыя; не востекшу же уму на чувства телесная, праздны сия вне пребывают, и тако подают великое безмолвие уму и сердцу, якоже и сами блюдением ума по малу обучаются не тещи на похоти плотския. Ведомо же есть и сие, яко не оскудевают ни время, ни вещи, ни час любящим прекословити о таковых, и еще бо остает сим писанное в новом Богослове: яко подобает хотящему обучатися умного делания, первее сохранити свою совесть к Богу, и человеком, и вещем.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

И егда снедох ю, горька бяше во чреве моем. Сладка книга в начале по причине веселого, прискорбна же к концу по причине язв, как и грех сладок при вкушении, горек же при сварении и воздаянии, как сказано было. Будучи же сострадательными, святые с радующимися радуются и с плачущими плачут, как говорит Божественный Апостол.  10:11. «И рече ми: подобает ти паки пророчествовати в людех и во племенех и во языцех и в царех мнозех». Сим показывается или то, что не скоро после видения Божественного Апокалипсиса примет исполнение виденное, но надлежит еще Блаженному через Евангелие свое, и через сие откровение даже до конца пророчествовать читающим о будущем; или что он не вкусит смерти, при конце же придет, препятствуя принятию антихристова обольщения.  11:1–2. «И дана ми бысть трость подобна жезлу, глаголя: востани и измери церковь Божию и олтарь, и кланяющияся в ней: а двор сущий внутрь церкве изнеси внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы». Тростью сей показывается, что все, являющееся на небе, есть духовно, хотя бы у нас оно было и бездушно, как например, и алтарь и престол и другое, поскольку данная ему трость сказала: востани и измери церковь Божию, чем показывается, что Ангельским разумением измеряется храм Божий. Если же кто скажет, что ангелом и дана была ему трость, а от него услышал он: востани и измери церковь Божию, – тому скажем, что трость показывает меру знания, соответственную приемлющему, которой удостоятся ведомые у Бога и Божиих ангелов за добрые дела. Ибо весть Господь сущия своя, говорит Божественное Слово ( 2Тим. 2:19 ) Нужно же знать, что некоторые под церковью Божией разумели Ветхий Завет , а под внешним двором – новый, неизмеряемый по множеству спасаемых в нем, а под сорока двумя месяцами – краткость времени до второго пришествия Христова, в которую будут содержать таинства Нового Завета. Мы же думаем, что храмом Бога живого называется Церковь , в которой приносим Богу разумные жертвы, а внешним двором – общество неверующих и синагога – Иудейская, как недостойные измерения Ангельского за нечестие их. Позна Господь сущия своя, как сказано, беззаконных же, как говорится, не знает Ведущий все. А что святый город будет ли то новый Иерусалим, или вселенская Церковь , будет сорок два месяца попираема язычниками, сие, думаю, означает то, что в пришествие антихриста три с половиной года будут попираемы и преследуемы верные и честные. Глава 30-я. О Енохе и Илии

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

" Внеуду брани, т.е. от неверных; внутрьуду боязни, т.е. за немощных в вере, чтобы не увлеклись в заблуждения» 1918 . Быть может, в Филиппах Апостолу много было скорбей от тех плотских чревоугодников, которые поступали, как враги креста Христова, у которых бог – чрево и слава коих в сраме, а мысль – постоянно вращается только в земных интересах 1919 . Апостол об этих людях часто говорил филиппийцам, а впоследствии писал им о них даже со слезами 1920 . Много, весьма много скорбей было у Апостола в этот раз в Македонии. Во втором Послании к коринфянам, написанном в это время, более чем в каком-либо другом Послании, Апостол говорит о своих великих скорбях. Ко всем огорчениям, какие причиняли Апостолу заботы о македонских церквах, присоединились еще давние скорби и опасения за мир и благоденствие коринфской церкви: он еще не получал никаких известий о ней, хотя ожидал их получить еще в Троаде. Но вот, подобно тому, как во время долгой засухи, когда на знойном небе не появляется ни одного облачка, когда высохшая земля с блекнущей от зноя и бездождия растительностью будто совсем обрекается на долгую засуху, вдруг на небосклоне совсем неожиданно явится дождевое облако, вырастет в тучу, и земля оросится благотворным дождем, а землепашец, крестясь, говорит: «вот Господь утешил, послал дождь», так и иссохшее от скорби сердце Апостола Бог, утешающий смиренных, утешил прибытием Тита 1921 . Апостол смиренно переносил тяжелую скорбь неведения о том, что делается в Коринфе. Он так сжился с нею, что будто потерял даже надежду на свидание с Титом: ему думалось, что в Коринфе поднялись такие споры и возникли такие несогласия, что Тит задержится там надолго. Но вот Тит прибыл. Когда только до слуха Апостола дошла первая весть о пришествии Тита, его сердце наполнилось сильной радостью. Лишь только он увидел перед собой своего любимого ученика и сотрудника, лишь только он дал ему первые целования – утешилась его душа, утешилась прежде всего единственно только одним прибытием Тита. Бог утешил нас, говорит Апостол, прибытием Тита 1922 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

69 Дабы пресвитер по предложенному наставлению от пороков был чист: а добродетельми, не токмо вышеупомянутыми, но и всеми другими, коих священство требует, по превосходству был бы украшен: к тому его апостол сильно поощряет. И почти убеждает, когда говорит в той же гл.3. 1Тим.14:15 ; сия пищу тебе, да увеси, како подобает в дому Божии житии, яже есть церковь Бога жива. Аки бы сказал: о Тимофее, ведай ты, да и кто по тебе, что в дому Бога жива пресвитером быть, люди Божия учить, тайнодействовать, и о всем мире Бога молить, не иному надлежит человеку, как такому, коего я ныне описал. И сему великоважную причину в 16-м стихе там же представляет: Бог , рече, явися во плоти. Се то есть велия благочестия тайна: сия то наказует всех нас, требуя, да мы отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. К Титу 2:12 76 . 70 Заключим и мы сию часть генеральными двумя добродетельми, то есть, верностью и мудростью, под именем коих, сам Христос совершенных домостроителей своих означает, и тем самым от них реченных двоих добродетелей особливейше требует. Кто есть, рече, верный строитель и мудрый, его же поставит Господь над челядью своею. Даяти во время житомерие; Лк.12:42 . Мф.24:45 . Сия то верность и мудрость в том единственно состоят, как от евангелия представляется, чтоб строитель дому Божия проходя звание свое, не сам бы ел и пил, и упивался от домостроительства, но рабом Господним, над коими поставлен, прилежал бы раздавать пищу во время, ово учением, ово тайнодействием, ово же молитвами к Богу: и во всем том не искал бы своих, но яже Христа Иисуса. Филипп.2:21. Таковая мудрость и верность так входят в должность пресвитера, что при них все добродетели его удобно сохранены быть могут: следовательно и самого пресвитера в деле пастырства его непостыдным покажут делателем. Почему и Павел описав апостола и апостольского преемника, епископа и пресвитера, мудрой верности, как Духа оживляющего от него требует, глаголя: а еже прочее ищется в строителях, да верен кто обрящется. 1Кор.4:1–2 . Напротив того, без сея верности и мудрости, что добродетели; Разве один вид и маска. Что строитель; Разве гроб повапленный, внеуду титлою являйся красен, внутрьуду лицемер и неверен. Что же такова строителя ожидает; Христос говорит: придет Господь раба того в день, в оньже не чает. И в час, в оньже не весть: и протешет его полмА. О коль жестокая казнь! и часть его с неверными положить. Вот жребий нерадивого и неверного пастыря: ту будет плач и скрежет зубов. Мф.24:50–51 . Глава 3. О втором деле священническом, сие есть о тайнодействии

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Аркадия, перенесшего кости бл. Самуила из Иудеи во Фракию? Не только нечестивыми, но и глупыми надобно почитать всех епископов, которые несли «презреннейшую вещь и распавшийся прах» в шелковой материи и позлащенном ковчеге? Глупы, значит, народы всех церквей, исходившие навстречу св. останкам и принимавшие пророка с такою радостию, как бы видели его присутствующим и живым, с такою радостью, что текли во множестве от Палестины до Халкидона и едиными устами пели хвалу Христу?.. Выходит, что они боготворили Самуила, а не Христа, которого Самуил был священником и пророком?.. Худо, значит, поступает епископ римский, когда над костями умерших людей Петра и Павла, для нас свято почитаемыми, а для тебя прахом презренным, приносит Господу жертвы, – при чем гробницы их заменяют тогда жертвенники Христовы? Не одного только города епископ, но епископы всего мира заблуждают, значит, когда, пренебрегая шинкарем Вигилянцием, входят в базилики усопших, где лежит презреннейший какой-то прах и тлеющий пепел, обернутый в плат, чтобы осквернять все скверное, и чтобы, подобно гробам фарисейским, внеуду красным ( Матф. 23:27 ), внутрь уду находящимся в них нечистым прахом, как говоришь ты, сообщать зловоние и нечистоту всему нечистому? И после сего, из бездны сердца своего изрыгая грязную скверну, дерзает он говорить: значит, души мучеников любят свой прах, увиваются около него, и всегда присутствуют при нем, как бы опасаясь, что в отсутствии они не могут услышать, если придет какой-нибудь молитвенник? О чудак, стоющий того, чтобы сослать тебя в отдаленнейшую землю! Ты издеваешься над останками мучеников, и вместе с виновником настоящей ереси Евномием клевещешь на Церкви Христовы, и не ужасаешься общения с ним, но говоришь против нас то же самое, что и он говорил против Церкви: ибо все его последователи не ходят в церкви мучеников и апостолов, чтобы т. е. религиозно почитать мертвого Евномия, сочинениям которого усвояют они больший авторитет, нежели евангелиям, а его самого почитают светильником истины, подобно как другие ереси признают, что на Монтана сошел Параклит и самого Монтана почитают Параклитом… Удивляюсь, как не скажешь ты, что отнюдь не должно терпеть мучений, поскольку Бог , не требующий крови козлов и тельцов, тем паче не требует крови людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

[Без подписи] НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 29, лл. 3–4. Владыке был[о] угодно сделать меня викарием. Верую Господу, что Он покроет меня и от всяческих искушений. Благодаря Вашим советам, буду сугубо осторожен, а по отношению к своим сослужителям по архиерейству и братски услужлив. Вот уже неделя, как я в Москве, и слава Богу: везде вижу пока только доброе внимание и расположение. […] Инструкций мне никаких владыка не дал, и пока выяснится мое положение, буду в распоряжении старшего викария . Он – старый мой доброжелатель. Да и с преосв[ященным] Трифоном у меня всегда были самые добрые отношения. Буду сторониться от дела, которое мне не поручено. А какое поручено – делать по пословице: семь раз примерь – однажды отрежь. Тяжелое время мы переживаем. Что значит наша личная жизнь, когда и внеуду и внутрьуду враги подняли на нас свои козни? Если нужно положить свою душу за родную землю, за батюшку царя, за Церковь Божию – буди воля Господа Небесного… Не искал я, не напрашивался на крест архиерейства: Господь его на меня наложил, Он же и поможет понести. В своем переселении во Вл[адимир] я видел волю Божию, меня испытующую, в возвращении в родную Москву – волю милосердую и утешающую. Будущее покажет, подобает ли так смотреть. Здесь, в Москве, нечто делается, чтоб не давать много воли врагам Церкви и отечества, а что творится в провинции – страшно подумать… Пастыри или спят, или в бессилии опускают руки… Веру в возможность успеха потеряли и […] ничего не делают… страшно… Ужели же так пойдет дальше? Ужели всем врагам порядка, врагам Церкви и отечества будет дана полная свобода и говорить, и писать, и делать все, что им хочется, а нам, архиереям, наложены будут путы всяческих условностей, не дающие нам возможности свободной грудью хоть часть прямого пастырского дела сделать? За семь с пол[овиной] месяцев я написал до 2 000 резолюций по трем только мне предоставленным категориям дел: браки несовершеннолетних и в родстве-свойстве, ремонты храмов до 500 р[ублей] и определен[ие] псаломщиков… От такой канцелярщины положительно отупеешь. А епархиа[льный] архиерей их пишет вдвое-втрое больше викария. Когда ж ему дело пастырское делать? Ведь сердце сохнет, душа ноет от мук совести, что вместо дела апостольского делаешь канцелярское… А в положении викария в провинции – не смей и проповеди сказать, не смей и в люди показаться: при всех добрых отношениях, попытках спросить совета – совет: не советую… Был в семинарии на уроке гомилетики пастырского богословия и… понял, почему бегут семинаристы в «лошадиные доктора»: так сухо, безжизненно, мертво, холодно преподается эта живая наука. А она-то и должна бы зажигать огонь благодатный в душе будущих пастырей. Сократить бы число этих резолюций, дать бы возможность нам почаще беседовать уж если не с самим народом, то хоть бы с семинаристами: авось бы оживилась жизнь церковная. Да и другие школы почаще посещать архиереям. Надо же что-нибудь делать, нельзя же руки опускать…

http://pravoslavie.ru/3127.html

253 Речь о злостраданиях своих Апостол начал-было выше (во 2 гл.). «Но лишь начал, как взят был Духом к созерцанию силы и славы новозаветного». Теперь он возвращается к прерванному сказанию и говорит о том, как он в великой скорби своей в Македонии был обрадован прибытием Тита, а главное его добрыми вестями о Коринфянах и о благом воздействии на них первого его послания. Святой Иоанн Златоуст говорит: «внеуду брани, т. е. от неверных; внутрьуду боязни, т. е. за немощных в вере, чтобы не увлеклись в заблуждения, что случалось не у одних Коринфян, но и у других... Тит же, возвратившись, привел нас в восхищение от удовольствия, когда рассказал о вас столь много приятного... Утешися о вас Тит. Чем же утешился? Вашею добродетелию, вашим исправлением. Посему и присовокупляет: поведая ваше желание, ваше рыдание, вашу ревность по мне. Вот что утешало Тита! Видишь, и его представляет весьма расположенным к Коринфянам, так как он добрую их славу почитает для себя утешением и пришедши хвалится ею пред Павлом, как собственным благом. И смотри, с каким жаром выражает сие Апостол: ваше желание, ваше рыдание, вашу ревность. Ибо им и должно было плакать и скорбеть о том, что блаженный Павел так прогневался на них, и так долго не был у них. Он избыточествует радостию, потому что сильно тронул их». А мне кажется, что сие сказано не только для утешения за прежнее, но и для большего возбуждения исполнивших требуемое. Ибо думаю, что некоторые подлежали прежним обличениям и не заслуживали такой похвалы: но он не отделяет их, напротив, всех вместе хвалит и укоряет, предоставляя каждому избрать свое. А таким образом и укоризны делались сносными, и похвалы возбуждали к большей ревности. 254 Говоря о действии на Коринфян первого послания, Апостол высказывает и радость о том, что оно возбудило в них печаль по Бозе, хотя могло оно показаться и оскорбительным, потому что было написано «укорно и грозно», так что он и сам был в печали, пока не известился о благотворном действии послания, о покаянной печали грешников, настолько же духовно-живительной, насколько смертельна мирская печаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010