§ I С появлением в русском государстве новых высших государственных законоодобрительных учреждений – Государственной Думы и Государственная Совета, переустроенного на началах пополнения его выборными от населения членами, Православная Церковь в России призвана государством к участию в его законотворческой деятельности через свое представительство в Государственной Думе и в Государственном Совете. Призвание Православной Церкви к высокой подготовительной к государственному законодательству деятельности, конечно, должно было наполнить радостью сердца верных чад Церкви, так как последняя получала возможность широко и мощно влиять на все стороны государственной жизни России, а не ограничиваться только сферою индивидуальной, семейной и общественной жизни подданных Русского Государства. Новым положением Церкви в государстве отчасти восстановлялась и дорогая сердцу православных и истинно русских людей ее исконная связь с Русским Государством, когда в государственной жизни не было такого уголка, на который бы не распространялось благотворное влияние Православной Церкви, тем самым созидающей счастье и величие Русской земли. Перед такою связью Православной Церкви с Русским Государством, как известно, приходили в изумление самые лучшие мужи Западной Европы и воздавали ей дань большого уважения, видя в ней источник и залог государственной мощи России. Так, еще известный германский профессор Овербек писал: «упрек, делаемый России в том, что у русских Народность и Церковь сливаются вместе – утверждение довольно правильное: но это вовсе не может быть поставлено ей в упрек, а в преимущество. Что именно безотрадно для нас, бедных германцев, это то, что наше народное чувство пристегнуто к какому-то отвлеченному, безжизненному понятно: «Германия». И этот конгломерат разделенных частей еще раздвоен сердцем – в религии! Первое условие для единства Германии–есть единство веры... Мы охотно готовы допустить, что в России много недостатков, что она нуждается еще во многих преобразованиях; но она – с религией тесно связанное государство и это ее превосходство. Государство чтит религию, религия чтит государство и их интересы взаимно сливаются. Франция обладает сильным чувством национальности. Но она зиждется не на религии, а па gloire (славе)!.. Англия обладает сильным чувством национальности, но и она зиждется не на религии, а на идее свободы!.. Россия же зиждется на вере, – оттого и великою будет ее будущность”! Понятна, посему, та радость, которая охватила верных сынов Церкви и России, когда блеснул луч надежды на усиление значительно порушенной связи Православной Церкви с Русским Государством!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

Аспирантура для богословов, православная субкультура и диптих Поместных Церквей: Патриарх ответил на вопросы журналистов 16 апреля, 2009. Редакция " Правмира " Если мы скажем, что церковность и субкультура – тождественные понятия, то исключим из Православия носителей других субкультур и, в первую очередь, молодежных 15 апреля в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась традиционная предпасхальная встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с журналистами ведущих информагентств и радиостанций. Скачать Среди участников встречи – корреспонденты «Радио России», радиостанций «Голос России», «Мир», «Радонеж», «Радио Белграда» (Сербия), а также Российского информационного агентства «Новости», ИТАР-ТАСС, ИА «Интерфакс». Отвечая на вопрос журналиста о перспективах реформирования духовных школ в свете взаимоотношений с системами среднего и высшего образования, Его Святейшество подчеркнул, что развитие системы духовного образования является одним из важных приоритетов. «Совершенно очевидно, что богословское образование, несмотря на реформу, которая имела место в девяностые годы, до сих пор не вышло на уровень, который можно было бы признать удовлетворительным, и подготовка кадров, в первую очередь священнослужителей, сегодня требует определенной коррекции, – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. – Это диктуется самой жизнью: если в прежние времена Церковь находилась в общественной изоляции, то сейчас священник – не только пастырь и совершитель Таинств, но еще и общественно значимая личность. Это особенно явственно чувствуется в селах, деревнях, небольших районных центрах, где священнослужитель входит в число наиболее влиятельных людей. Для того чтобы осуществлять доброе влияние на паству, и уже не только на паству, но и на окружающее общество в целом, помимо глубокого религиозного и молитвенного опыта, который является абсолютно необходимым, у человека должны быть обширные знания». Подчеркнув, что современное общество является информационным, Святейший Владыка сказал: «Слово Церкви, распространяемое через средства массовой информации, достигает многих, поэтому оно должно быть убедительным, должно быть способным реально влиять на состояние человеческих душ и на общественные отношения».

http://pravmir.ru/aspirantura-dlya-bogos...

ВЕРЕН ЛИ ТЕРМИН «ИСИХАЗМ»? ЗАМЕТКИ О РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ XIV СТОЛЕТИЯ XIV столетие в истории Восточной Европы было временем бурных событий и новых разделений. Однако оно же свидетельствовало о нарождающемся осознании религиозно-культурного единства Византии и славянских народов. В политическом плане империя все больше превращалась в условную величину, в плане же экономическом она полностью зависела от Генуи и Венеции, чьи интересы, в свою очередь, были частью взаимоотношений итальянских городов-государств с монгольскими и османскими правителями Причерноморья. Тем не менее Византия по-прежнему считалась духовно-религиозным и интеллектуальным центром восточного христианства, а ее церковь успешно контролировала централизованную административную структуру, которая охватывала всю Восточную Европу и обеспечивала главный канал для перевода и распространения греческих текстов, а значит, и идей. При таком положении дел события внутри Византийской церкви не могли не влиять на славянский мир. Вот почему главенствующее положение монахов в церковном управлении, наметившееся уже при патриархе Афанасии I (1289–1293, 1303–1309) и закрепленное торжеством паламитов в 1341, 1347 и 1351 гг., неизбежно приводило к тому, что греческие тексты, достигавшие славянских земель, отражали в значительной своей части монашескую духовность. Но преобладание в Византийской церкви того, что традиционно определяется как исихазм, невозможно понять, исходя из узкого и поначалу сугубо технического значения этого термина. Цель моих кратких заметок – оспорить исключительное, но потому и необоснованное предпочтение термина «исихазм» при описании некоторых событий в самой Византии и их влияния на славян. 1. Что означал термин «исихазм» в историческом контексте XIV в? Начиная с IV в. словом συχα обозначается род жизни, избираемый представителям созерцательного монашества. Согласно Евагрию Понтийскому , «безмолвие» ( συχα), которое есть радость истинного инока, подразумевает «обитание в пустыне» 1185 . Определяя статус их поселений сравнительно с общежительными монастырями, законодательство империи оперирует терминами «исихаст» ( ησυχαστς) и «отшельник» ( ναχωρητς) как синонимами 1186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

М.В. Грацианский Аннотация: В статье на основе сохранившейся корреспонденции римского папы Льва Великого (440–461) изучается вопрос о пределах юрисдикции Римской Церкви в Италии, понимаемой как территории, на которые распространяется епископская власть римского понтифика. Автором раскрываются канонические основания власти епископа и делается попытка выявить те территории Италии, на которых римский епископ осуществлял таковую власть, рукополагая епископов – суффраганов и проводя поместные соборы. В поле зрения автора попадает большая часть территорий Италии, в административном отношении разделенной во времена Льва на два диоцеза: Italia Annonaria и Italia Suburbicaria. Проведенный автором анализ показывает, что, согласно посланиям папы Льва и его корреспондентов, в его юрисдикцию входил ряд провинций субурбикарной Италии: Кампания, Пицен Субурбикарный, Тусция и Умбрия, Самний. Сицилия, как следует из писем Льва, не находилась под папской властью. Целый ряд субурбикарных провинций (Валерия, Апулия и Калабрия, Лука- ния и Брутии, Сардиния, Корсика) в посланиях Льва не упомянуты и их церковная юрисдикция в данной статье не рассматривается. Что касается Italia Annonaria, то входящие в нее провинции находятся в церковной юрисдикции медиоланского (миланского) архиепископа и аквилейского митрополита. Равеннская Церковь , хотя очевидно и находится в тесной зависимости от римского епископа, однако говорить о ее принадлежности к его церковной области не представляется возможным. Вопрос о юрисдикции Римской Церкви в ранний период истории папства является неотъемлемой частью изучения концепции так называемого «папского примата». По аналогии с государственно-правовым понятием юрисдикции, связанным с административными и судебными компетенциями государства, церковное понимание этого термина основывается на факте наличия епископской власти над определенными приходами и преимуществ (компетенций) митрополитов, имеющих свое наиболее прямое выражение в праве рукоположения. Из числа западных церквей наиболее активную роль в межцерковной политике играла Римская Церковь . Уже в ранний период церковной истории, во II в., Римская Церковь , пользуясь своим столичным положением, пыталась влиять на церковно-политические события как на Востоке, так и на Западе 1 . Впрочем, ее действия и оказываемое ею влияние были спорадическими и не имели структурообразующего характера. Инициатором вовлечения Римской Церкви в церковно-политические процессы, запущенные арианским кризисом, был грекоязычный Восток. В силу того, что Афанасий, архиепископ Александрийский, пользуясь религиозными разногласиями между сыновьями Константина Велико- го, правившими в 40-е гг. IV в. разными частями Империи, будучи низложен, из конъюнктурных соображений привлек римского папу Юлия (337–352) в качестве арбитра в споре различных восточных церковных партий, римский престол начал играть заметную роль в разворачивавшихся на Востоке магистральных церковно-исторических процессах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

Преп. Феодор Студит принадлежал к числу самых замечательных деятелей Православия в VIII и IX веках. Студитом он назван по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря, который всецело был обязан преп. Феодору своим образцовым благоустройством и процветанием, историческим значением для монашества и выдающимися заслугами перед Православной Церковью . Во время преп. Феодора течение исторических событий в православной Византии выдвинуло для обсуждения и практического решения ряд жгучих принципиальных вопросов, которые тесно переплетались с существенными сторонами церковной жизни и неизбежно должны были так или иначе влиять на судьбу византийско-восточной ортодоксии. Преп. Феодор Студит был, можно сказать, единственным борцом за Православие и самым выдающимся защитником Церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убежденным вдохновителем современного ему общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских заповедей и церковных канонов, самоотверженным организатором византийско-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку под воздействием политически вольнодумного, светско-либерального иконоборчества. Своей разнообразной и плодотворной церковно-общественной деятельностью этот святой отец дал содержание целой исторической эпохе (в VIII–IX веках), обозрение которой в некоторых деталях вызывает глубокий научный интерес. Глава первая. Юность преподобного Феодора и первоначальная его деятельность в Саккудионском монастыре Преп. Феодор Студит родился в 759 году в Константинополе, в богатой и знатной семье. Его отец Фотин занимал должность царского казначея при дворе византийского императора Константина V Копронима (741–775). 1 Фотин находился в родстве и дружбе со многими членами столичной аристократии и пользовался всеобщим уважением за добросовестное исполнение обязанностей, за просвещенность и твердость религиозных убеждений. 2 Мать преп. Феодора, Феоктиста, также происходившая из видной византийской фамилии, была сестрой известного византийского подвижника Платона, игумена обители Символов на вифино-мизийской (в Малой Азии) горе Олимпе. Искренняя вера и горячая любовь к Богу, безукоризненная чистота нравов, наклонность к аскетизму, строгое и ревностное исполнение религиозных обязанностей, любовь к своим и чужим, добросовестное следование долгу – вот некоторые из свойств Феоктисты, выделявшие ее среди женщин современной ей Византии. В своей семье Феоктиста пользовалась большим авторитетом и оказала в высшей степени благотворное влияние на старшего своего сына Феодора. Признательный сын по смерти Феоктисты произнес в честь ее красноречивое, проникнутое искренней любовью похвальное слово, в котором ярко охарактеризовал нравственный облик матери и ее выдающуюся моральную деятельность. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

В.В. Виноградов Влияние, влиять Влияние, влиять, инфлюенция. 1 Известно, что в русском литературном языке первой половины XVIII в. влияние – было словом высокого стиля (ср. книжный славянизм влиять в значении «вливать») (см.: Срезневский, 1, с. 379). Его синоним в среднем и простом стиле – вливание. Однако конкретное значение этого слова подвергается сложному процессу отвлеченно-образного обобщения под воздействием проникшего в русский научный и государственно-деловой язык из латинского через польский термина инфлюенция. Слово инфлюенция имело два значения: астрологическое – «действие звезд, светил небесных на судьбы общества и отдельных людей» и общее отвлеченное – «воздействие, влияние» (ср. историю франц. influence. Заглохшие и замершие отголоски средневековых астрологических представлений дали толчок семантическому содержанию французского слова influence. Слово influence в средневековом французском языке (еще в XVI в.) употреблялось для обозначения особой жидкости, будто бы выделяемой планетами и оказывающей особое магическое воздействие на человека. Постепенный прогресс науки отрывает это слово от астрологических представлений, и influence (быть может, через посредство более общего значения «жидкости, оказывающей чудесное воздействие») приобретает широкое отвлеченное значение «воздействия, влияния» (см.: Huguet E. L " evolution du sens des mots. Depuis le XVI siécle. Paris, 1934, с. 59–60). У Ант. Кантемира в примечаниях к переводу сочинения Фонтенелла «Разговоры о множестве миров» (1730) читаем: «Инфлуэнция. Действо или сила звезд и светил небесных, которая или есть причина происходящих на земли вещей, или к произведению оных отчасти содействует». Вместе с тем слово инфлюенция (польск. influencya – «влияние»; ср. лат. influentia) проникает в русский язык Петровского времени в значении влияния. Например, в «Архиве кн. Куракина» (1, с. 338): «Инфлуенцию иметь в делах Европских» (Смирнов, Зап. влияние, с. 123). Ср. в автобиографической, написанной ломаным русским языком заметке императрицы Екатерины (не ранее 1782 г.): «Говорила я себя: твою инфлуенцию опасаются, удались от всево, ты знаешь, с кем дело имеешь» (Русск. старина, 1899, апрель, с. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе Действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику 22.09.2020 1414 Время на чтение 28 минут Павел Ситников — российский хакер, который рассекретил себя несколько лет назад, когда испугался за свою жизнь. По той же причине он нанес на тело множество татуировок — чтобы его можно было опознать. Иногда его имя мелькает в СМИ, когда речь заходит о слитых данных — клиентов банков, крупных магазинов. Эти сливы приписываются ему. Ему много чего приписывается — не только сливы, но и разнообразные взломы, вбросы, влияние на внешнюю политику. Мы встретились с ним в Великих Луках, где он живет, чтобы выяснить, кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику. Но главной темой стал цифровой контроль за простым человеком, который не могут игнорировать даже хакеры. Павел Ситников, рассекретивший себя хакер, заходит в полутемный гостиничный бар в Великих Луках, который сам и выбрал для встречи. Настороженно оглядывается: все столики пусты. Снимает с головы черную шапочку, садится за мой стол. С настороженностью смотрит на меня. — Какой чистый воздух в Великих Луках, — говорю я. — Вы же про цифровой контроль хотели поговорить. — Он придвигается к столу и начинает сбивчиво: — Ну, вас уже всех контролируют. Но вы не переживайте, все равно на Лубянке одни тупорезы работают. Они меня хотели в Америку обменять на кардера какого-то (кардинг. — мошенничество с картами. — «Эксперт»). — Зачем же они вас хотели отдать? — А я им неинтересен. Меня это воровство с карт вообще не интересует. Нет, меня бы там не посадили, но заставили бы работать на ЦРУ. Я б там весь в почете сидел. Меня любое государство примет с распростертыми объятиями. А наши — тупорезы знатные, денег не платят, поэтому у нас все на патриотизме. Мы (хакеры. — «Эксперт»), когда хотим им помочь, помогаем, когда не хотим, не помогаем. Но технологии и алгоритмы тотального контроля им в руки никто из профессионалов никогда не отдаст.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/22/kto_ta...

Лекция LXXXI ВЛИЯНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА НА УМСТВЕННУЮ И НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ РУССКОГО ОБЩЕСТВА. КУЛЬТУРНЫЕ ЗАПРОСЫ ДВОРЯНСКОГО ОБЩЕСТВА. ПРОГРАММА ДВОРЯНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АКАДЕМИЯ НАУК И УНИВЕРСИТЕТ. КАЗЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ. НРАВЫ ДВОРЯНСКОГО ОБЩЕСТВА. ВЛИЯНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРОВОДНИКИ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЛИЯНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ТИПИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБРАЗОВАННОГО ДВОРЯНСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗНАЧЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II. УВЕЛИЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ. УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЗНИ. ДВОРЯНСТВО И ОБЩЕСТВО. ВЛИЯНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА НА УМСТВЕННУЮ И НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ РУССКОГО ОБЩЕСТВА Мы изучили последствия крепостного права для народного и государственного хозяйства, но крепостное право простирало свое действие гораздо далее материальных отношений русского общества, оно глубоко подействовало на умственную и нравственную жизнь его. Я коснусь в самых общих чертах этого влияния. При первом взгляде может показаться непонятным, каким образом факт исторический и юридический, каким было крепостное право, мог влиять на такую интимную сторону народной жизни, как жизнь нравственная и умственная? Проводником этого влияния крепостного права на умы и нравы было дворянство. Крепостное право создало этому сословию довольно ненормальное положение в русском обществе. Прежде всего ненормальность эту заметили внизу – низшие классы. Если вы припомните строй русского общества в допетровское время, наверху его стояло также дворянство или многочисленный класс служилых людей. Эти служилые люди пользовались важными преимуществами, но за эти преимущества они и платили тяжелой служебной повинностью: дворянство обороняло страну, служило главным орудием администрации, со времени Петра оно же стало обязательным проводником образования в русском обществе. Видя, какие жертвы приносило стране сословие, низшие классы мирились с теми преимуществами, какими оно пользовалось. С половины XVIII в. это равновесие прав и обязанностей, на котором держался политический строй в России, нарушается: одно сословие продолжает пользоваться всеми прежними преимуществами и получает некоторые новые, в то время как с него спадали одна за другой его прежние обязанности. Это нарушение равновесия и почувствовали живо низшие классы, и почувствовали тем живее, что осязательным выражением этого нарушения было крепостное право, всего ближе их касавшееся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Старчество и аскетизм XVIII–XIX вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Деятельность митрополита Гавриила Петрова, направленная на возрождение монашества Группа пустынножителей из рославльских лесов вышла из тех кругов монашества, которые не утратили своих духовных сил и своего стремления к истинно монашескому житию, несмотря на разрушительное влияние эпохи. Это стремление возникло внутри самого монашества. Поэтому при характеристике монашества оно заслуживает особой оценки. Если бы церковные власти удостоили это течение внимания и дали ему возможность сильнее влиять на монастырскую жизнь, то оно могло бы стать источником далеко идущей реформы. Но сейчас, рассматривая это явление в исторической перспективе, можно прийти и к такому выводу, что, может быть, это было и к лучшему, что Святейший Синод не взялся руководить этим аскетическим течением сверху, опираясь на свою административную мудрость,— таковой мудрости синодальные архиереи не проявили ни разу за 200 лет существования Синода! — и руководство принадлежало Божию Промыслу. Потому эти духовные силы свободно направлялись туда, где они могли обрести под собой плодородную почву и питать новое возрождение иночества. Но от лучших представителей церковной иерархии не были сокрыты ни нужды монастырей и монашества, ни обнаружившиеся в иноческой среде духовные течения. В этом отношении особой оценки заслуживает деятельность архиепископа Тверского Гавриила Петрова, впоследствии митрополита Новгородского и Петербургского. Несмотря на свое внешне блестящее положение, владыка Гавриил оставался тем человеком и иерархом, нравственный облик которого не могли исказить ни разрушительное влияние карьеры, ни дух эпохи . Его келейник, знаменитый и прославленный впоследствии старец Феофан Соколов, дал краткую, но впечатляющую характеристику Гавриила .

http://sedmitza.ru/lib/text/436684/

Закрыть itemscope itemtype="" > Влияние чипирования на духовную жизнь человека Чего нужно бояться и чего не нужно? 25.05.2020 3519 Время на чтение 4 минуты В вопросе применения чипов чаще всего обращают внимание на внешнее ограничение ими свободы индивидуума, в частности, постоянную идентификацию его в самых различных внешних аспектах. Но может ли чип, при соответствующем техническом решении, влиять на внутреннее человека, т.е. на его душу и даже духовную жизнь? Вопрос далеко не праздный, учитывая, что эти устройства, вполне возможно, являются прообразом или прототипом печати антихриста. Сразу же следует заметить, что никакое внешнее воздействие не может изменить духовную жизнь христианина без его вольного согласия на такое изменение. Это хорошо видно из подвигов святых мучеников, которые основывались на слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). Поэтому мученики в ответ на угрозы мучителей обычно отвечали: «Над телом моим ты имеешь власть, но не над душой». И если весь чудовищный арсенал древних и новых орудий пыток не мог отвратить христианских мучеников, без их вольного согласия, от Христа, то тем более это не способен сделать какой-то ничтожный чип! Настоящая духовная жизнь христианина – это соединение его души с Богом, с Духом Святым. И это соединения зависит лишь от Бога и воли самого христианина. Бог же всегда «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). А вот воля человека изменчива. Но если он захочет неизменно пребывать с Богом, то никакие мучения, чипы, шнипы и даже сам сатана его от Него не отвратят! Так, к примеру, когда те же мучители древности после первых пыток угрожали мученикам подвергнуть их новым, гораздо более сильным, то мученики отвечали, что тогда и Бог даст им большую благодать, чтобы эти мучения претерпеть. И так было на самом деле. Поэтому, в общем-то, можно, как некоторые боятся, внедрить некий зловредный чип в тело христианина насильно, без его согласия. Возможно также, что этот чип, к примеру, будет действовать как источник сильной боли, когда, скажем, христианин захочет причаститься, т.е. будет вызывать боль, чтобы не допустить его к причастию и т.д.…

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/25/vl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010