А допустим, историк-христианин, не отрицая наличие материальных факторов, будет исходить из того, что люди той эпохи были верующими, что в их поступках была религиозная мотивация, и эта мотивация могла преобладать над материальной. А самое главное: историк-христианин — именно в силу своей веры — не только принимает в расчет, что люди прошлого имели религиозные убеждения и поступали соответственно им, но и уверен, что духовный мир действительно существует и оказывает влияние на человеческие поступки. — Значит ли это, что ход человеческой истории определяется Богом, что Он сознательно направляет ее к некой известной только Ему цели, чудесным образом вмешиваясь в естественный ход событий? — Такая точка зрения весьма распространена, в том числе и у православных людей. Согласно этому подходу, причина любого исторического события — будь то война, революция, эпидемия — это таинственное воздействие Божие, воздействие, механизмов которого мы не знаем и в земной жизни точно не узнаем. Мне кажется, что это такая же крайность, как и материалистический подход к истории, напрочь отвергающий само существование сверхъестественного и, соответственно, влияние его на людей. А истина где-то между. В ветхозаветные времена Бог действительно властно и мощно вмешивался в ход истории, мы знаем это из Библии. Однако в новозаветную эпоху такого явного, несомненного и массового вмешательства становится гораздо меньше. То есть Бог, конечно, может влиять — и влияет! — на жизнь каждого отдельного человека, отвечая (порой очень неожиданно) на его молитвы, защищая от демонических сил, ставя его в обстоятельства нравственного выбора. Но видеть в Боге основную причину глобальных исторических катаклизмов — это, по-моему, неправильно. Утверждающие так люди, как мне кажется, путают Божью волю и Божье попущение. Божья воля — это то, чего Господь желает, в чем Он видит благо. А попущение — это, наоборот, Его невмешательство в те вещи, которые Ему как раз не нравятся. Но вмешаться — значило бы нарушить человеческую свободу воли, на что Бог не идет. В противном случае это были бы уже не люди, а биороботы. История видимая и невидимая

http://foma.ru/kak-ponimat-opravdanie-os...

Рейтинг: 9.7 Голосов: 1819 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Лидия 30 октября 2018, 20:21 Арина, это всё понятно, что люди сами виноваты в бедах, которые на них (на нас) обрушиваются. Но это не повод замалчивать участие тёмных инородных сил в этих событиях. Мол всё как-то само собой произошло. Ведь это же не правда. И люди должны знать правду, а не полуправду. Хотя бы для того, чтобы в будущем не наступать на те же грабли. Арина 29 октября 2018, 14:00 Петр28 октября 2018, 23:28, при всем влиянии не оккупанты зашли в " известное государство " , но желающие устроить переворот нашлись сверху донизу. У каждого своя мотивация и корыстные интересы. Инертные низы не организуешь и не двинешь никуда пока чаша их терпения не переполнится. А если внешним так легко влиять на низы, то почему же местные " верхи " не делают этого? Может потому что заняты только собой и мечтают о " лучшей " жизни для себя? Если верхи неоднократно проспали пока их низы кто-то окучивал, то " верхи не могут " , а " низы не хотят " такие верхи. И винить некого. Петр 28 октября 2018, 23:28 Алла22 октября 2018, 21:38 " масоны и т.д. это конспирология, то есть антинаучно. " Ну конечно, масоны, агенты влияния - это всё это выдумки. Это конспирология! Антинаучно! Вот недавно в одном городе собрались свободные граждане возмущенные тиранией на майдане, попрыгали, поскакали, потом в другом городе сожгли несколько десятков человек, потом... ну дальше вы и сами знаете. И ведь все сами! Никакого влияния извне! Только святая воля народа! Как там у классика? " когда верхи не могут, а низы не хотят... " . Верю, верю... Алла 24 октября 2018, 20:01 НН, я считаю, что вообще про иностранное влияние говорить не стоит. Чтобы понять, что я имею в виду, достаточно представить, могло ли иностранное влияние сделать революцию в США в 1918? Я думаю очевидно, что нет. Страна была спокойна, среди американского народа не было брожения. Конечно, какое-то недовольство было, но в пределах нормы. Революцию можно воспринимать счастливым переломом отживших порядков или же трагедией, или тем и другим, но сваливать её на каких-то иностранных злыдней или благожелателей совершенно бессмысленно. Революция - это не переворот, который и правда можно совершать сравнительно небольшими усилиями, в том числе извне. Для революции нужно народное согласие на неё.

http://pravoslavie.ru/114123.html

Вот почему по этим следам-отпечаткам нередко можно угадать прошлое человека или определить ту обстановку, в которой происходило его воспитание. Содержание души обыкновенно в большей своей части есть не что иное, как ряд пережитых впечатлений и образов, полученных извне. Зная этот закон, можно воспитывать человека и влиять на его душу путем определенного подбора тех образов и впечатлений, которые предстоит ему пережить и воспринять. На этом и основывается наука воспитания. Сильнее всего действуют на душу и прочнее в ней сохраняются впечатления, полученные от живой личности. Живое от живого — это закон биологии. Эти впечатления живут годами, часто остаются на всю жизнь и влияют настолько сильно, что нередко совершенно перерождают человеческую душу: человек начинает подражать тем лицам, которые особенно затронули его чувство и воображение, и мало-помалу становится на них похожим. Он преображается в тот же образ. Мы знаем, какое громадное влияние на русское общество имел в свое время английский поэт лорд Байрон и как под этим влиянием увлекающиеся читатели копировали героев его произведений, иногда довольно неудачно. Вряд ли мы оцениваем как должно то влияние, какое имели любимые нами герои литературных произведений на склад нашей психологии, на наши вкусы, стремления, на все наше мировоззрение. Наша беда состоит в том, что в русской литературе мало положительных типов, заслуживающих подражания. Особенно это плохо для молодежи, которая всегда склонна к увлечению литературными героями и для которой воспитание больше чем наполовину состоит в подражании. В самом деле, вот перед нами галерея литературных типов: Онегин, Печорин, Рудин, Чичиков и т. д. Кто из них может служить образцом для подражания? А между тем за отсутствием положительных типов молодежь в свое время копировала в жизни даже этих духовно изуродованных людей. В результате среди русского общества само понятие об идеальном нравственном типе стало весьма смутным и редко кто может сказать о себе, что у него есть ясное представление о том идеальном образе человека, воплотить который он хотел бы в себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Прежде   всего  надо  вспомнить,  что  в  богословской науке митр. Антоний явился проводником сильно выраженного психологизма и морализма. Этим окрашена его магистерская работа     «Психологические     данные     в     пользу свободной воли и нравственной ответственности», это же сквозит во всех его статьях о нравственном применении догматов; это же сказалось и в его знаменитом «Догмате искупления». В то время, в эпоху господства позитивизма и детерминизма, подобный взгляд был лучом яркого солнца и свежим дыханием живительного ветра. В наше время богословие с этим одним примириться не в состоянии. Психологизм и морализм проводился им и в Пастырском богословии. Призвание, как было уже сказано, не имеет решительно никакого значения; подготовка, на которую митр. Антоний ставил ударение, сводилась преимущественно к подготовке духовно-аскетической. Раскрытию в себе пастырского дара или настроения посвящалось нарочитое внимание, и лектор в особенности звал к умножению в себе этого дара. Можно свести это учение схематически к пастырскому влиянию. Воля человека свободна, но она выносит на себе влияние всякой другой воли, действующей на нее в меру внутренней значимости этой второй воли. Сила влияния не столько в словах и в содержании сказанного, сколько в убедительности   духа,   нравственности,   совершенства. «Пастырская проповедь, – говорил митр. Антоний, – представляется в Священном Писании , как сила, действующая независимо от самого содержания поучения, но в зависимости от внутреннего настроения говорящего. Влияние души пастыря на пасомых зависит главным образом от степени преданности его своему призванию». «Главное условие пастырского воздействия, – говорит он, – заключается не в учености, не в психологической тонкости нравственного деятеля, а в чем-то другом, что не нуждается ни в каких посредствах, ни внешних проявлениях, или же что остается при всех этих проявлениях неопределившимся во вне, а непосредственно вливается в душу наставляемого». Что же это за особое настроение, которое может так влиять на наставляемого? Дар сострадательной любви, – отвечает сам митр. Антоний. Этот дар может, но в зависимости от самого содержания поучения, возродить падшего грешника, поднять его из глубины отчаяния и дать ему силы к дальнейшему нравственному совершенствованию. Не следует забывать, что даже самое искупление рода человеческого объясняется у этого автора, как сострадание людям в их грехах, моральное несение их внутренних тягот и переживание их в Своем сердце с состраданием и любовью. Как известно, искупление Христом нашего рода в этом учении отнесено к моменту Гефсиманских нравственных страданий, в которых Чаша, о миновании коей молился Господь, есть Чаша   не   физических   страданий   Креста,   а нравственных страданий за род людской.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Контроль обязательно должен быть» Государство должно контролировать не только содержание телепрограмм, но и материалы других СМИ, а также весь культурный процесс 07.12.2017 1212 Первый зампред думского комитета по культуре режиссер Владимир Бортко (КПРФ) планирует внести в Госдуму законопроект о контроле контента государственных телеканалов, который, по задумке депутата, будет осуществляться парламентом совместно с компетентными госорганами, сообщает РИА Новости. Как рассказал парламентарий в ходе заседания комитета, в настоящее время никто не контролирует, что именно транслируют государственные каналы. По его мнению, такой подход недопустим, «так как телевидение имеет мощнейшее влияние на население». «Во всех цивилизованных странах существуют государственные организации, которое отслеживают это дело (контент государственных телеканалов) с участием парламента, где представлены все существующие фракции… О чем я и представлю свой законопроект через неделю, предлагаю комитету поддержать, мы должны влиять», — заявил Бортко. По его словам, необходимо, чтобы Госдума, Совет Федерации и компетентные госорганы могли оказывать влияние на программу государственных телеканалов. Инициативу прокомментировал в интервью «Русской народной линии» народный артист России, первый заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ, член Патриаршего совета по культуре, правления Союза кинематографистов России, президент Международного Кинофорума «Золотой витязь» Николай Петрович Бурляев : Я абсолютно согласен с предложением Владимира Бортко. Более того, приблизительно полгода назад на Общественном совете при Министерстве культуры России я выступал с аналогичным предложением о том, что необходимо возвратить Министерству культуры Российской Федерации его руководящую роль в культурном процессе страны. Эта роль была отнята у Министерства культуры в 1992 году законом Ельцина, который приписывал отныне Минкультуры решение самой главной задачи - «обеспечение прав и свобод художников», чем исправно занимается наше министерство, отдавая миллиарды рублей на пошлость, на вседозволенность, на патологию и на проповедование со сцены тех положений, которые запрещены законом.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/07/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слышит ли власть патриотов? Реплика о стратегии и тактике православно-патриотического движения 09.06.2017 4445 Неожиданно возникла любопытная полемика под моими впечатлениями о Юбилейном Славянском съезде на тему прямо со съездом не связанную - о влиянии православных и не очень православных патриотов на власть. Тема эта не новая, аргументы - тоже. Сторонники так называемой патриотической «третьей силы» уже много раз на эту тему писали. Мол, надо действовать так же, как либералы, - организовывать митинги, шествия, пикеты, тогда власть нас заметит. А вот все наши призывы, обращения для власти - пустой звук, «Васька слушает, да ест». Вот и по поводу Славянского съезда мы слышим те же доводы. Потусовались на теплоходе, пообщались, а практического толку никакого. А вот на Навального и дальнобойщиков власть реагирует. Надо действовать так же, как они. На мой взгляд - это весьма примитивное представление о механизмах влияния на власть. Несомненно, православные патриоты оказывают влияние на власть, только это влияние не видно невооруженным глазом. Увидеть его можно только на крупном историческом отрезке времени, да и в этом случае надо правильно настроить зрение. Конечно, Навальному проще влиять на власть, он, по природе своей, - сила разрушительная, он, и подобные ему оппозиционеры, играют на людских страстях и пороках. Мы, православные (и пока еще не очень православные) патриоты - сила созидательная, нам труднее. Добро всегда внешне проигрывает злу, менее эффектно. Но мы же знаем, что в итоге добро всегда побеждает зло. Так мир устроен. Давайте вспомним «лихие 90-е», когда в информационном пространстве доминировали либералы. Тогдашние «властители дум» откровенно глумились над патриотическим чувством. «Патриотизм - последнее прибежище негодяев», «патриотизм есть и у кошки». Патриотом быть в то время было немодно. А для политика назвать себя патриотом было политическим самоубийством, признаком маргинальности. Мы, патриоты, собирались на свои немногочисленные заседания, писали в своих малотиражных СМИ, выступали публично, когда предоставлялась такая возможность о естественности любви к Родине, в защиту патриотического чувства. Недалекие люди в то время тоже над этим потешались, мол, что вы занимаетесь пустой говорильней, нужны прямые действия, надо партию создавать, митинги созывать. Нас же, своих идейных противников, обвиняли в соглашательстве с властью, в трусости и т.д. и т.п. Даже среди православных возникла некая политическая секта уранополитов, нечто похожее на космополитов.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/09/sl...

Алхимики искали философский камень, некий катализатор превращения металлов неблагородных в благородные или некий эликсир здоровья, по Парацельсу, в панацею от всех болезней. Эта видимая сторона привлекала, соблазняла, искушала, но она носила призрачный характер и увлекала только тех, кто не усвоил истинного значения алхимии. Среди общей искушенной массы были и настоящие адепты оккультизма, которые искали в алхимии иные ценности. Свои убеждения они строили на герметической философии. Они понимали мир как единое целое, человека – как микрокосмос, Вселенную – как макрокосмос. И задача их состояла в постижении микрокосмоса и его связи с макрокосмосом; зная эти тайны, якобы можно было влиять на процессы, происходящие во Вселенной, и управлять ими. Они пытались достичь власти не с помощью денег, богатства, а проверенным оккультным методом – с помощью духов природы. В этом направлении и трудились подлинные адепты алхимии. Они изучали духов, которые наполняли все поднебесное пространство, и пытались войти с ними в связь, повлиять на них, подчинить своей власти. По их представлениям, все стихии мира, все явления в природе наполнены духами и подчинены им. Духи управляют как природой и ее процессами, так и людьми и их отношениями. Взаимосвязь природы и человека, в их понимании, тоже находится под контролем духов. Наиболее существенное влияние на взаимосвязь человека и Вселенной оказывают духи, связанные со знаками Зодиака и семью планетами Солнечной системы. Каждая планета, каждый знак Зодиака – это особый дух. Эти духи, помимо общего влияния на процессы, происходящие во Вселенной, имеют и частные функции, к примеру, они оказывают влияние на металлы. Так, дух планеты Сатурн, помимо основных функций, управляет свинцовым суриком, медовым камнем, Марс – железом, Солнце – золотом, Меркурий – ртутью и т. д. На этой основе в алхимии, как и в оккультизме в целом, разработана целая система, полная, естественно, противоречий и абсурда. В оккультной системе дух подчинялся общим планетарным законам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

В 1994 г. Марк Чавес выдвигает теорию, согласно которой суть процесса секуляризации состоит во всестороннем уменьшении и подрыве власти религиозных организаций 406 . При этом выделяется три основных уровня секуляризации или аспекта такой потери власти и способности влиять на ситуацию. 1. Уровень социальных институтов общества предполагает потерю религиозными группами возможности установления религиозных норм в качестве регулятивов для окружающего общества в целом и/или отдельных его институтов в частности. 2. Уровень религиозных организаций, или «внутренняя секуляризация», предполагает как сильное ослабление возможностей влияния руководителей религиозных сообществ на регулирование всех аспектов жизни подчиненных им групп, так и сильное обмирщение норм и правил их внутреннего распорядка. 3. Уровень отдельных людей предполагает ослабление влияния руководителей религиозных организаций и религиозных норм на жизнь и поведение людей, в том числе на людей четко идентифицирующих себя в качестве верующих и членов той или иной церкви. Таким образом, согласно теории Чавеса, такие показатели, как количество религиозных организаций, численность людей, считающих себя верующими, а также степень близости и интеграции религиозных организаций в структуры власти, еще ничего не говорят о степени секуляризированности того или иного общества. В результате в ХХ в. становятся возможными такие ситуации, когда в стране может быть огромное количество приходов религиозной организации, население может поголовно идентифицировать себя с ней, ее отношения с правящими элитами могут быть самыми тесными, но ее же реальное влияние на протекающие на всех уровнях общества процессы будет стремиться к нулю. При этом ученый говорит, во-первых, о разной скорости протекания процесса секуляризации не только в разных обществах, но и в разных религиозных организациях, и, во-вторых, о примерах обратимости данного процесса в тех или иных обществах и религиозных группах. Беря за основание теорию Чавеса, Давид Яманэ утверждает, что общий объем религиозности в обществе может сохраняться на одном уровне, и концепция Чавеса говорит об уменьшении религиозности в целом как о возможном, но вовсе не обязательном следствии процесса секуляризации 407 . Так, кризис власти религиозных лидеров и организаций значительно уменьшает их влияние на выбор человеком своей религиозной принадлежности и способствует стремительному развитию процесса индивидуализации религиозности в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Но мы понимаем, что сирийский конфликт еще далек от своего решения. И поэтому будем продолжать все возможные усилия для того, чтобы направить процесс в мирное русло. — Предполагается ли участие во встрече ВСЦ по Сирии в Женеве представителей международных организаций, сирийских властей и оппозиции, способных влиять на ситуацию? — В прошлой конференции участвовали спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдар Брахими, бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан — то есть люди, которые вовлечены в процесс принятия решений и оказывают на него влияние. Они там присутствовали от лица международных организаций. Надеюсь, что и во второй женевской межхристианской конференции, которая будет проводиться накануне второй женевской встречи (ООН) по мирному урегулированию в Сирии, также будут участвовать представители тех организаций, которые играют непосредственную роль в попытках решить сирийский конфликт. — Какие еще вопросы сегодня наиболее актуальны для Русской православной церкви? Судьба двух похищенных в Сирии в апреле этого года митрополитов, урегулирование палестино-израильского конфликта, развитие межрелигиозных отношений и укрепление мусульмано-христианского мира? — Все эти темы для нас очень важны. Всемирный совет церквей представляет собой достаточно уникальную площадку для встречи представителей из разных регионов, в том числе из упомянутых. То есть мы здесь, во-первых, слышим свидетельства из первых уст о том, что там происходит. Во-вторых, можем здесь озвучить свою позицию. И в-третьих, мы можем, я надеюсь, повлиять на ситуацию. В этом, думаю, и заключается та миссия Всемирного совета церквей, которая сегодня выходит на первый план. Те поиски вероучительного единства, которые характеризовали работу ВСЦ во второй половине 20-го века, сейчас, на мой взгляд, оказываются далеко не на первом плане. Это хорошо, потому что мы выходим от теоретических, никуда не ведущих дискуссий, в практическую плоскость, где наши церкви могут оказать реальное влияние на ситуацию.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vse...

Ирландские художники еще не различали искусство западной и восточной частей бывшей Римской империи. На их иллюстрации в рукописях оказывали в равной степени влияние коптские и армянские мотивы, византийская слоновая кость из Равенны, римские саркофаги. Впервые византийское искусство начало влиять вполне определенным образом на западное при Каролингах. Каждая из школ каролингского искусства обращалась к разным византийским памятникам, но особенно сильно было воздействие последних в придворной. Даже миниатюры Евангелия, находящегося сейчас в Венской Национальной библиотеке и созданного к такому знаменательному событию, как коронация Карла Великого императором в Риме, возникли под влиянием византийской рукописи, а именно Трактата Диоскорида VI столетия. С Византией западноевропейское искусство, особенно живопись, было связано постоянно. В романский и готический периоды оно испытывало ее влияние. Это воздействие Византии на живопись романского периода в большей степени, чем на скульптуру, определило более официальный характер первой. Что притягательного находила Западная Европа в Византии? Почему византийские памятники всегда выполняли роль желанных образцов для каролингских, оттоновских и, наконец, романских художников? Византия была прямой преемницей Греции и Рима, традиции искусства которых на Западе были прерваны, когда сюда пришли с Востока варвары, в течение многих лет уничтожавшие не понятые ими произведения. Интенсивное изучение византийского искусства как преемника античности подготовило Запад к утверждению собственного. В начале XX века французский исследователь Э. Маль писал, отмечая эту особенность Византии как наследницы античности, что эллинистическое искусство имело удивительную судьбу. Им в течение многих веков пользовался Запад. Античность, от которой на первых порах (IV–VI века) византийские мыслители и художники пытались отойти, создавая свой собственный художественный стиль, затем стала особым импульсом, дающим силы для расцвета искусства. Интерес к ней никогда не затухал, но особенно значительным он стал в периоды так называемых Возрождений при императорах Македонской династии (IX–X века) и при Палеологах (XIII – середина XV века).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010