Но эта задача на будущее, а пока вернемся к цифре. Есть несколько общепринятых постулатов, которые сглаживают проблему воздействия виртуальной реальности на человека, и как бы сводят её на нет. Однако при ближайшем рассмотрении они выполняют роль дымовой завесы, позволяя, подобно известной птице, прятать голову в песок и не замечать очевидных проблем. Таков, например, тезис: «ИИ – просто технология». На этом считают тему исчерпанной и самодовольно потирают руки. На самом деле – это лишь начало серьёзного разговора. Ведь у вдумчивого человека возникают вопросы: Что такое технология? Что входит в это понятие? Учитывается ли при этом длинная цепочка затраченных усилий разных специалистов, начиная от рабочего конвейера, изготавливающего микросхемы и заканчивая программистом? Как технология влияет на человека? Как может влиять? Осознает ли человек это влияние? Если да, то всегда ли? Если нет, то каковы последствия этой неосознанности? Видите, всего несколько первоначальный вопросов навскидку, а уже каждый требует отдельной статьи. Для наглядности можно провести такое сопоставление. Понятие вещество – гораздо проще и определеннее понятия технология. Известный всем этиловый спирт – С2Н5ОН – просто вещество. Однако многие люди, принимающие (заметьте, добровольно!) это вещество, становятся от него зависимыми. И при этом совершенно не важно, в какую обёртку это вещество упаковано. Красное вино, белое, коньяк, водка… Важно его воздействие на человека. Многих это вещество, в итоге, доводит до различных болезней, а то и убивает. А всего-то просто «вещество». Любой наркотик – тоже «просто вещество», однако почему-то никто на основании этого факта не объявляет проблему наркомании решённой. Понятие «технология» гораздо сложнее «вещества», следовательно, и его воздействие на человека гораздо сложнее, многообразнее и, не побоюсь этого слова, изощрённее. Второй момент, который упускается из виду защитниками цифры и ИИ, или теми, кто недооценивает его влияние, не менее важен. Простой вопрос: «Может ли ИИ принимать самостоятельные решения, без участия человека?». Разумеется, именно для этого он и создан, чтобы освободить человека от множества забот связанных с принятием множества однообразных или даже разнообразных решений. Любая автоматизированная система служит тому наглядным примером.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/05/ch...

А теперь коснусь тех вопросов, решение которых зависит от православных библиотекарей. Влиять на репертуар книгоиздателей – дело сложное, трудное, но необходимое. И осуществлять влияние, видимо, возможно путем поставленных активных, целенаправленных выступлений в средствах массовой информации с обзором лучших изданий и перечисленных тем, от воздействия которых следует оградить общество, и прежде всего молодежь. При этом следует отметить, что православные СМИ одни из первых подняли вопрос о создании общественного совета на ТВ и СМИ по охране нравственности детей и подростков от пропаганды насилия, сексуальной распущенности, расизма и жестокости в печати и СМИ. Видимо, библиотекам и библиотекарям следует активнее требовать от законодателей скорейшего принятия необходимого в этом плане закона. А одновременно в законе следует предусмотреть существенные налоговые льготы тем издательствам, которые выпускают духовно-просветительскую литературу. Кроме того, как это было в прошлые годы, целесообразно было бы восстановить выпуск аннотированных рекомендательных библиографических списков и указателей литературы для массовых библиотек и для читателей по различной тематике, и прежде всего изданий патриотического и духовно-нравственного содержания. В потоке контрольного экземпляра в последние годы такие издания, к сожалению, отсутствуют. Хотя ряд библиотек, например Центральная республиканская детская библиотека, издает и распространяет подобные издания для своих читателей. Одновременно было бы целесообразно издавать рекомендательные списки для издателей, в которых, например, предлагать к переизданию забытые духовно-нравственные произведения авторов прошлых столетий (В.А. Никифорова-Волгина, Н.Д. Телешева, Е. Поселянина и др.). С этой же целью хорошо было бы чаще устраивать выставки духовных и патриотических изданий (типа «Забытые имена», «Забытые книги») из фондов библиотек, чтобы привлечь к ним внимание не только читателей, но и издателей-специалистов, активнее рекомендовать к изданию лучшие духовно-нравственные произведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – их число пока весьма незначительно. И в завершение еще несколько слов о работе православных библиотек и православных библиотекарей. Рекомендовать читателю репертуар православной литературы, составляющий в последние годы свыше 3000 названий в год, призваны православные библиотекари, профессионалы своего дела, работающие в православных библиотеках, способные раскрывать свой фонд и готовые помочь разобраться в нем читателю. В качестве первоочередных задач православных библиотекарей еще раз назову влияние на репертуар издательской продукции с целью недопущения выхода бездуховных изданий, отрицательно воздействующих на формирование мировоззрения молодого читателя, с одной стороны. С другой стороны, постоянное содействие духовному возрождению общества путем его нравственного просвещения и воспитания, возвращения православных традиций, воспитания у читателя отторжения бездуховной литературы.

http://pravoslavie.ru/32137.html

Опрос: Пятая часть россиян уверена, что может повлиять на решения властей 22 августа, 2019. Новостная служба 22 августа. ПРАВМИР. Каждый пятый россиянин верит в то, что может оказывать влияние на принятие государственных решений в стране. По данным опроса «Левада-центра», такого мнения придерживаются 19% жителей России. 31% опрошенных считают, что могут влиять на решения властей в своем регионе, городе или районе. Большинство россиян не верят в свое влияние на принятие государственных решений в стране (79%) и в своем регионе (66%). Чаще всего о том, что на власти можно повлиять, заявляют молодые люди. 31% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет выразили уверенность в своем влиянии на решения в стране и 44% — в регионах. Для участников опроса старше 55 лет этот показатель составил 16% и 25% соответственно. Опрос прошел с 27 июня по 4 июля среди 1608 человек в возрасте от 18 лет в 137 населенных пунктах. Исследование проводилось методом личного интервью. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2024 2 апреля, 2024 16 октября, 2012 15 декабря, 2016 17 января, 2019 17 апреля, 2024 16 апреля, 2024 10 апреля, 2024 8 апреля, 2024 4 апреля, 2024 2 апреля, 2024 16 октября, 2012 15 декабря, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/opros-pyataya-chast-ro...

Терпимость проявляется в том, что окружающих мы воспринимаем так же, как хотели бы быть воспринимаемы сами. Люди – не машины, от которых вполне естественно ожидать совершенных результатов работы. В горячке повседневных взаимоотношений мы забываем о том, что все люди обладают разными эмоциями, идеями, желаниями и восприятием реальности. Каждый человек способен делать выбор. Быть терпимым – значит любить человека даже тогда, когда ты не согласен с его выбором. Не всем близки наши приоритеты. Мы должны понять, что в любых отношениях всегда присутствует человеческий фактор. Этот фактор нужно учитывать, когда мы предъявляем какие-то требования к другим людям. В противном случае мы останемся людьми нетерпимыми и станем проявлять свою нетерпимость таким образом, который никак не способствует укреплению отношений между людьми. Отец восемнадцатилетнего сына сказал мне: «Мне хотелось бы, чтобы сын поступил в колледж, но он предпочел целый год путешествовать. Не знаю, где он нашел на это средства, и не понимаю, чем путешествие поможет ему. Но я уважаю его выбор». Я высоко оценил огромную терпимость этого человека, в глубине души не согласного с выбором сына. Другая моя клиентка, недавно вышедшая замуж, рассказывала мне о том, что в первые два года брака постоянно пилила мужа за то, что он много спит по выходным, когда дома так много работы. «Теперь я понимаю, – сказала мне эта женщина, – что ему нужна свобода. Он хочет использовать свободное время по своему усмотрению. Мне кажется, что он даром тратит лучшее время дня, но это именно то, что ему нужно. Теперь я просто начинаю работать на дворе и жду, когда он решит ко мне присоединиться». Все мы постоянно меняемся – порой к лучшему, иногда к худшему. Если осознать этот процесс, то можно стать более терпимым к родственникам, коллегам и друзьям, даже если в данный момент они поступают не так, как нам хотелось бы. Если мы будем уважать их выбор, то с большей вероятностью сможем оказать на них положительное влияние. Мы не должны контролировать других людей. Можно лишь влиять друг на друга. Терпимость создает атмосферу, в которой позитивное влияние возможно.

http://azbyka.ru/semya/ljubov-kak-obraz-...

– Вы действительно очень плохо влияете на людей, лорд Генри? Бэзил прав? – Не существует такой вещи, как плохое влияние. Любое влияние безнравственно – безнравственно с научной точки зрения. – Почему же? – Потому что влиять на человека – значит навязывать ему свою душу. Он начнет думать не своими мыслями и пылать не своими страстями. Его добродетели перестанут быть настоящими. Его грехи, если все же существует такая вещь, как грехи, будут заимствованными. Он станет отголоском чужой мелодии, актером, выступающим в роли, которая не для него написана. Цель жизни – самосовершенствование. Каждый из нас здесь для того, чтобы понять свою сущность. Сейчас люди боятся самих себя. Они забыли, что высший долг – это долг перед самим собой. Разумеется, они милосердны. Они кормят голодных и помогают нуждающимся, в то время как их собственные души голодны и беспомощны. Наша раса потеряла смелость. А возможно, ее у нас никогда и не было. Страх перед обществом, на котором базируется мораль, и страх перед Богом, который является основой для религии, – вот две вещи, которые управляют нами. Но… – Поверни голову немного вправо, Дориан, будь хорошим мальчиком, – сказал художник. Он был погружен в работу и обратил внимание лишь на то, что раньше никогда не видел такого выражения на лице юноши. – Однако, – продолжил лорд Генри, сопровождая свой низкий голос, звучавший будто музыка, характерным взмахом рук, который отличал его от других еще со времен учебы в Итоне, – я считаю, что если бы хоть один человек смог прожить свою жизнь целиком и полностью, смог почувствовать каждое чувство, выразить каждую мысль и осуществить каждую мечту, то мир получил бы такой огромный заряд радости, что мы смогли бы забыть о чуме Средневековья и вернуться к эллинистическому идеалу или, возможно, даже к чему-то лучшему и более высокому, чем эллинистический идеал. И самые смелые из нас боятся самих себя. Уродство дикаря отчаянно пытается выжить, несмотря на отказы самим себе, которые разрушают наши жизни. Каждый порыв, который мы сдерживаем, бродит в нашей голове, отравляя наш разум. Тело грешит, и на этом грех заканчивается, ведь действие – это способ очистки. Ничего не остается на потом, кроме упоминания об удовлетворении или роскоши почувствовать угрызения совести. Единственный способ избавиться от искушения – поддаться ему. Если же ему сопротивляться, то душу будет разрушать желание того, что она сама себе запретила, жажда к тому, что она с помощью собственных уродливых правил объявила уродливым и неправильным. Говорят, что самые выдающиеся события случаются в голове. Так же и грехи существуют в голове, и только в голове. Да и вы, господин Грей, в вашей цветущей, будто роза, юности уже чувствовали страсти, которые вас пугали, к вам приходили мысли, что вызывали у вас ужас, вы видели сны, одно лишь упоминание о которых заставляет вас краснеть.

http://azbyka.ru/fiction/portret-doriana...

А с другой стороны, мы можем ждать пришествия Царствия Божьего, но это никоим образом не зависит от нашей деятельности в сфере политики. А если говорить об участии Церкви в политической жизни, я думаю, что оно возможно только в одном случае. Скажем, возьмем Византийскую империю — страну, которая вся была населена православными людьми. И естественно, что влияние того или иного пастыря, священника или подвижника на тех людей, которые прислушивались к его голосу, которые руководствовались его настроениями, это и было влияние на политическую жизнь страны, в целом. Но цели как таковой — влиять на политику я в этом не просматриваю. Единственное участие Церкви в политической жизни страны, которое мне кажется оправданным, это выполнение Церковью ее непосредственной миссии, ее долга. Это забота о той пастве, которая ей поручена. Будет эта паства умножаться, расширяться, обязательно это скажется на жизни страны. Никаких других способов участия Церкви в политике, мне кажется, не нужно. Иначе можно даже потерять то малое, что у нас есть сейчас. Можно ли верить рейтингам? Вопрос из зала: У меня есть такое ощущение, что сравнивать эти два рейтинга – священника и журналиста — это как сравнивать рейтинг дерева и листьев. Дерево остается, а листья опадают, меняют цвет, поэтому, по-моему, это не очень правильное сравнение изначально. Тем более, Вы сам журналист по образованию, мы с Вами знакомы очень много лет, и вместе работали в журналистике. Рейтинги – это вещь очень лукавая, я бы сказал — от лукавого, потому что она рождается в пропагандистском пространстве, и был период, когда рейтинг священников был куда ниже, чем рейтинг журналистов. Это был период, когда ломали кресты и взрывали церкви в огромном количестве. Поэтому рейтинги ведутся все-таки в пропагандистской системе. Мне хотелось бы, чтобы Вы потом ответили на этот вопрос. Это просто в качестве ремарки в защиту того, о чем говорил коллега-журналист. Я хотел бы спросить: что Вы можете сказать по поводу новоиспеченного законодательного акта об оскорблении чувств верующих? Я не берусь точно повторить диспозицию этой статьи, ее наименование, но убежден, что там не идет речь о православных, там вообще идет речь о чувстве верующих. У Вас это отражено в книге, что собрались мормоны – я не мормон, я православный – и были предприняты все возможные средства для того, чтобы эти мормоны не состоялись, состоялось это в столице. Они, по-моему, в соответствии с новой статьей вправе претендовать за защиту от оскорбления чувств верующих, потому что они тоже верующие.

http://pravmir.ru/igumen-nektarij-morozo...

У китайцев небо считается владыкой и повелителем земли. Некоторые были склонны даже «шангти» переводить как «отец небесный», но шангти, на самом деле, можно переводить и во множественном числе. И почитание корейцев относится к объекту, который очень удобно назвать шангти. Как будто они почитают небесного духа, как будто – небесных духов. С другой стороны, их вера в волю неба, в какие-то принципы, которые должны быть осуществлены и нарушение которых производит нестроение в мире, похожи на безмолвное исповедание японцами подобных принципов, которым подчинены боги, духи и люди в их легендах. Национальную религию корейцев правильнее всего, пожалуй, назвать шаманистическим полидемонизмом. Полидемонизм есть вера в существование множества духов, определяющих, или, по крайней мере – влияющих и могущих влиять на судьбу людей. Корейцы веруют в легионы духов, по месту обитания эти духи разделяются на небесных, воздушных и земных, по своим качествам – на злых и добрых. Влияние первых нужно парализовать, влияние вторых – привлекать. Духи предполагаются корейцем за каждою стихией, за каждым естественным более или менее грандиозным и характерным объектом, за каждым типом объектов. Горы, реки, ручьи, море, леса, поля предполагают за собою духов. А далее и дороги оказываются имеющими духов покровителей, каждая деревня, наконец, каждый дом. Представление о духах, охраняющих дом, непременно всегда содержит в себе мысль о духах предков. Некоторые выводят анимизм (веру в духов) из культа предков, но гораздо логичнее и согласнее с фактами культ предков рассматривать как частный случай анимизма. Существует мир духов. Души умерших людей приобщаются или присоединяются к этому миру. Но духи – хотя и духи – но в воображении их почитателей всегда приурочиваются к определенной территории. О духах предков естественнее всего предположить, что они приурочены к домам потомков. С этими домами связаны любовь, привязанность и интересы предков, счастье отцов заключается в счастье их детей. Однако и отеческая любовь требует выражения любви и от детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Когда в 1988 г. в СССР наступила религиозная свобода, это поколение интеллигенции было уже подготовлено к новым временам, утверждает историк: многие воцерковившиеся до перестройки стали священниками и монахами; миряне стали открыто проводить занятия по катехизации; создавались православные университеты. Влияние верующих стало заметно и в политике: Мартин упомянула попытку создания христианско-демократической партии, а также усилия верующих депутатов по продвижению законодательных инициатив о свободе совести, о передаче храмов церкви и т.д. Во внутрицерковных процессах она отмечает «попытки обновления Церкви изнутри» (введение русского языка в богослужении, призывы вернуться к решениям Поместного собора 1917-1918 гг.), которые «столкнулись с непримиримым сопротивлением». Очень скоро в РПЦ «возобладал иерархический подход, инициативы снизу не поощрялись». Историк подчеркнула, что намерена дальше продолжать и углублять свое исследование, но уже сейчас можно сделать вывод о том, что «процесс религиозного возрождения начался еще в советской России», и «в процессе ревитализации религиозной культуры в конце 1980-1990-х гг. главную роль сыграли верующие интеллигенты – носители и наследники дореволюционной культуры». Они смогли «передать новой волне новообращенных свои знания, пытались влиять на курс религиозного возрождения в обществе», заключила Мартин. Поблагодарив швейцарскую коллегу и отметив, что пока никто из российских историков не взялся за подобную тему в полном ее объеме, ученые из ИВИ РАН высказали несколько конструктивных замечаний. По мнению старшего научного сотрудника ИВИ РАН Алексея Беглова, вряд ли корректно говорить о преемственности дореволюционной религиозной культуры – носители ее в большинстве своем были истреблены во время репрессий. Скорее, мировоззрение верующей интеллигенции брежневского времени основывалось на некой реконструкции дореволюционной России и церковной жизни. И в зависимости от того, какой образ выбирался за основу этой реконструкции, возникали разные религиозные культуры: например, ориентированная на монархизм, изоляционизм, с одной стороны, и те, что культивировали открытость, братство, соборность, с другой стороны. Здесь необходимо еще учитывать то идейное влияние, которое транслировала с Запада РПЦЗ. Священники – выходцы из этих разных «культур» на двадцать лет определили облик российского православия, для которого характерны глубокие внутренние противоречия, считает Беглов, и корни этих противоречий надо искать именно в позднесоветском периоде.

http://bogoslov.ru/event/6025692

Закрыть itemscope itemtype="" > Влияние чипирования на духовную жизнь человека Чего нужно бояться и чего не нужно? 25.05.2020 3519 Время на чтение 4 минуты В вопросе применения чипов чаще всего обращают внимание на внешнее ограничение ими свободы индивидуума, в частности, постоянную идентификацию его в самых различных внешних аспектах. Но может ли чип, при соответствующем техническом решении, влиять на внутреннее человека, т.е. на его душу и даже духовную жизнь? Вопрос далеко не праздный, учитывая, что эти устройства, вполне возможно, являются прообразом или прототипом печати антихриста. Сразу же следует заметить, что никакое внешнее воздействие не может изменить духовную жизнь христианина без его вольного согласия на такое изменение. Это хорошо видно из подвигов святых мучеников, которые основывались на слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). Поэтому мученики в ответ на угрозы мучителей обычно отвечали: «Над телом моим ты имеешь власть, но не над душой». И если весь чудовищный арсенал древних и новых орудий пыток не мог отвратить христианских мучеников, без их вольного согласия, от Христа, то тем более это не способен сделать какой-то ничтожный чип! Настоящая духовная жизнь христианина – это соединение его души с Богом, с Духом Святым. И это соединения зависит лишь от Бога и воли самого христианина. Бог же всегда «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). А вот воля человека изменчива. Но если он захочет неизменно пребывать с Богом, то никакие мучения, чипы, шнипы и даже сам сатана его от Него не отвратят! Так, к примеру, когда те же мучители древности после первых пыток угрожали мученикам подвергнуть их новым, гораздо более сильным, то мученики отвечали, что тогда и Бог даст им большую благодать, чтобы эти мучения претерпеть. И так было на самом деле. Поэтому, в общем-то, можно, как некоторые боятся, внедрить некий зловредный чип в тело христианина насильно, без его согласия. Возможно также, что этот чип, к примеру, будет действовать как источник сильной боли, когда, скажем, христианин захочет причаститься, т.е. будет вызывать боль, чтобы не допустить его к причастию и т.д.…

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/25/vl...

Но может ли человеческая мысль остановиться на таком неопределенном, полном сомнений и недоразумений, представлений о Божестве, не говоря уже о других существеннейших предметах веры, как-то: бессмертии и откровении? Положительный ответ должен следовать тот, что развитая человеческая мысль не может удовлетвориться таким представлением о Божестве. Это сознавал и Милль. Если же с точки зрения науки невозможно дойти до другого представления о Божестве, и притом если обратить внимание на постоянно усиливающееся стремление общества ревностно заботиться о воспитании своих членов; то для Милля представлялось необходимым остановиться на разъяснении следующих вопросов: неужели вера в проблематическое сверхъестественное существенно необходима для нравственного развития человека на земле; или возможно найти и другие побуждения к этому, помимо веры в божественное, которая представляет для развитого человека множество противоречий, сомнений и недоразумений? Указанные вопросы Милль решает в своем рассуждении о пользе религии, где он старается ответить главным образом на следующие вопросы: 1) имеет ли значение религия сама по себе; 2) полезна ли она для достижения общественного и индивидуального блага; и в 3) не может ли быть заменена любовью к человечеству? Религия, рассматриваемая сама в себе, по мнению Милля, не имеет ни силы, ни значения, а все свое влияние на человека она получает от воспитания, авторитета и общественного мнения. Лучшим подтверждением этого может служить еврейский народ, который находился под непосредственным Божественным управлением и за малейшую неверность своей религии подвергался наказаниям. Несмотря на все это, еврейская история представляет весьма частые примеры уклонения от веры в Бога и впадения в язычество. Религия, если и может чем влиять на умы людей, то только обещанием наград и наказаний после смерти; но едва ли награды и наказания в будущем могут иметь сильное влияние на человека. Притом, награды и наказания определяются не за частные какие-либо дурные поступки, а вообще за всю жизнь, поэтому каждый легко может уверять себя, что его грехи могут быть заглажены впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010