Книги переписные Старорусским соляным варницам и дворовому всякому строению, за руками, на тетрати, переписи Строителя Пахомия. Книги переписные тем же Старорусским варницам и всякому дворовому строению, за руками, на тетрати, его ж, Строителя, Пахомия. Книги приходные деньгам старца Флавиана да Остафья Глумилова, за руками, на двух листах. Книги приемные оброчным лавочным деньгам Пятницкого торжку, за рукою, на двух листах. Книги росходные деньгам Казначея старца Акакия, в коже. 172 (1664) года) Книги приходные и росходные, что Григорий Урюпин взял из Воскресенского монастыря у Казначея Акакия казенных денег серебреных тысячу пятьсот двадцать рублев, за его, Григорьевою, рукою, на трех листах. Книги отдаточные Воскресенского монастыря Наместника Иеромонаха Иосифа, что он отдал новому Наместнику Иеромонаху Иову всякие дела и переписные книги, за руками. Книги Казначея Акакия росходные деньгам, в коже. Книги росписные Николая Ольшевского с Казначеем Филофеем, что он, Николай, принял у него Патриаршей келейной казны, за рукою, на тетрати. Книги росходные деньгам и хлебу Афанасьевского монастыря Строителя старца Сергия, за рукою, на десяти листах. Книги записные дубового четырехсаженного городового лесу, Иеромонаха Сосипатра, на шти листах слишком. Книги приемные пустошным деньгам Пятницкого монастыря Берендеева Строителя Митрофана за рукою, на двух листах. Книги приходные росходные деньгам казенным Воскресенского монастыря старцев Еремея да Иова, за рукою, на шти листах. Книги приходные и росходные казенным деньгам Понойского промыслу Иеромонаха Досифея да старца Иева, за руками, на шти листах. Книги приемные Строителя Иеромонаха Иосифа, что он принял в Старой Русе у Соборного старца Иоанна всякой варнишной завод, и хлебные всякие запасы, и лошади, и коровы, и варницы с црены, и дрова, за рукою, на тетрати. Книги переписные, что в пустыне в церквах Божия милосердия икон, и книг, риз и всякой церковной утвари, и в кельях борошню, на шести листах. Книги роздаточные монастырскому хлебу взаймы крестьяном роздачи села Казанова посельского старца Исакия, да Старосты Мишки Парфеньева, на тетрати.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Изображая все испытания, через которые предстоит пройти верующим, апостол одновременно уверяет, что их имена уже «написаны на небесах» 216 . Для верных христиан духовной опорой является сознание того, что они причастны небесному уже на земле. Исследователи считают, что в Апокалипсисе образ книги жизни – равно как и образы «запечатления» верующих ( Откр 7: 3–4 ) и «измерения храма» ( Откр 11: 1–2 ) – служит для выражения идеи о духовной неприкосновенности и защите, даруемой верующим от Бога 217 . Итак, пребывание имен в книге жизни основано на искупительной смерти Христа и также зависит от верности и преданности Христу каждого верующего. В образе книги жизни прежде всего акцентируется милость Божия к людям, Божие владычество и Его всеведение. 3. Книга людских деяний в Апокалипсисе 3.1. Упоминания о книге людских деяний и ее связь с предшествующей традицией В Откровении Иоанна Богослова присутствует еще один образ небесной книги, непосредственно связанный с книгой жизни. В 20-й главе, при описании эсхатологического суда, помимо книги жизни упомянуты некоторые «книги» во множественном числе ( βιβλα): «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были… и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» ( Откр 20: 12 ). Ясно, что эти «книги» четко отграничиваются от книги жизни – в 20: 12 она названа «иной книгой»: «…и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни». Упомянутые «книги», несомненно, представляют собой небесную книгу людских деяний, так как в них записаны «дела» каждого человека, которые раскрываются на суде Божием и становятся основанием для Божиих определений. Хотя книга людских деяний встречается в Откровении Иоанна Богослова только в одном эпизоде ( Откр 20: 12 ), ее роль в сцене суда очень значительна. В отличие от книги жизни, образ которой был дополнен важнейшими новозаветными чертами, образ книги людских деяний в Апокалипсисе не выходит за рамки предшествующей традиции. И в Книге пророка Даниила ( Дан 7: 10–11 ), и в межзаветной апокалиптической литературе (Юбил 4: 17–26; 1 Енох 98–104; Завещание Авраама) небесные книги людских деяний «раскрываются» на эсхатологическом суде, который вершится на основании записанного в них. Каждый получает воздаяние по своим делам, и этим подчеркивается справедливость суда Божия. Краткость упоминания о книге людских деяний в Апокалипсисе, возможно, связана как раз с полным соответствием этого употребления традиционному использованию образа книги людских деяний. Непосредственным адресатам Апокалипсиса мог быть хорошо знаком этот образ, и достаточно было нескольких слов, чтобы в их сознании возникла соответствующая картина. 3.2. Взаимное отношение книги людских деяний и книги жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Каноном Священного Писания называется официально принятый Церковью список книг, которые Церковь признает богодухновенными. Эти книги называются каноническими. Канон священных книг определен Церковью на Поместных Соборах: Карфагенский 318 г. и Иппонский 393 г. в своих правилах перечисляют 27 книг Нового Завета; Лаодикийский 364 г. и Карфагенский 397 г. определяют 39 книг Ветхого Завета. «Пространный катихизис»: «По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре разряда: книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета; исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия; учительные, которые содержат учение благочестия; пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе. Законоположительных книг пять, написанных пророком Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование – Закона Моисеева (см. Лк.24:44 ). Исторические книги Ветхого Завета – это книги: Иисуса Навина, Судей, Руфи, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, книги Неемии и Есфири. Учительные книги – это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы (Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней). Книги пророческие – это книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати малых (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии)». Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: послание Иеремии, кн. Варуха, Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, 2 и 3 кн. Ездры, Маккавейские 3 кн. Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного чтения и пользуются большим веро- и нравоучительным авторитетом. Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на древнееврейском языке, тогда как книги неканонические дошли до нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в латинском переводе. В III в. до Р. Х. большая часть книг Ветхого Завета была переведена с древнееврейского языка на греческий по требованию египетского царя Птолемея Филадельфа. По Преданию, перевод был выполнен семьюдесятью еврейскими толковниками, поэтому греческий перевод Ветхого Завета получил название «Септуагинта» (лат. «семидесяти»). Православная Церковь усваивает греческому тексту Ветхого Завета авторитет не меньший, чем тексту древнееврейскому. Пользуясь ветхозаветными книгами, Церковь опирается в равной степени и на древнееврейский, и на греческий текст. В каждом конкретном случае предпочтение отдается тексту, который более соответствует церковному учению.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Книги приходные и росходные деньгам села Казаново посельского старца Исакия, 172 и 173 годов, на четырех листах. 173 (1665) году Книги росходные Патриаршей келейной рухляди Казначея Иеромонаха Акакия, что он принимал на Москве с Иверского подворья у Казначея Иеромонаха Филофея, в разных месяцах и числах, за его, Акакия, рукою. Книги приходные и росходные деньгам Воскресенского монастыря монаха Иеремея на тетрати. Книги росписные церковные на Московском Воскресенском подворье образом и книгам, и всякой церковной утвари, Иеромонаха Филофея со Священником Сергием, за рукою на тетрати. Книги росходные деньгам села Богословского посельского старца Спиридона, на полуторе тетрати. Книги записные покупным дровам, и прием деньгам старца Флавиана, за рукою на двух тетратях. Книги записные бревнам дубовым пяти и четырехсаженным, покупки старца Флавиана за рукою на двух тетратях. Книги приемные денежные села Богословского посельского старца Спиридона, на полуторе тетрати. Книги росходные всякому дельному железу кузнишного монаха Тимофея, на получетверти тетрати, да к тем же книгам привязаны книги расходные его же монаха Тимофея, ушатам, и ведрам, и шайкам, на двух тетратях. Книги росходные железные козны монаха Тимофея всякому железу на четырех тетраетех. Книги записные соборного старца Флавиана,что кому за бревна товарные дано денег на тетрати. Книги приемные и росходные деньгам Иконома Иеромонаха Феодосия, за рукою, на тетрати. Книги, что сбирано рублевой пошлины, по Государеву Указу и по таможенной и по Уставной грамоте Понойского таможенного сбору с русских с приезжих торговых людей, и с иноземцев, с их со всяких товаров и с купли и с продажи, и с Понойских тутошних жильцов, и с Лопарей, на тетрати. Книги приходные и росходные деньгам Строителя Иеромонаха Феодосия, за рукою, на шти листах. Книги приходные и росходные монастырским казенным деньгам Воскресенского монастыря Иеромонаха Тертия да Сына Боярского Николая Ольшевского, за рукою, на тетрати. Книги приемные Воскресенского монастыря Архимандрита Герасима, Наместника Иеромонаха Леонида, Иконома Иеромонаха Феодосия, Казначея Иеромонаха Акакия, что они приняли и переписали после бывшего Наместника Иеромонаха Иева, что было в Приказе за печатью всяких Государевых жалованных грамот и списков, и вотчинных отказных и переписных книг, и всяких монастырских дел, на четырех тетратех.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Священные книги Ветхого Завета, по их содержанию, разделяются на четыре следующие разряда: 1) книги законоположительные; 2) исторические или повествовательные; 3) учительные и 4) пророческие. Законоположительными называются те книги, которые содержат основание Ветхого Завета. Таких книг пять: книга Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Все эти книги написаны великим пророком Моисеем. Сам Иисус Христос называет их в Евангелии законом Моисеевым ( Лк. 24:44 ). Книги исторические содержат преимущественно историю или повествование о благочестии избранного народа. Таковы следующие: книги – Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книга Ездры, книги Неемии и Есфирь. Книги учительные Ветхого Завета содержат учение об истинном благочестии, т. е. о том, как надобно веровать в единого истинного Бога, почитать Его или служить Ему добродетельною жизнью или исполнением закона Божия. Таковы следующие книги: книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы, т. е. Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. Пророческие книги так называются потому, что содержат пророчества или предсказания о будущих событиях, особенно об обетованном Спасителе. Пророческие книги суть книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати меньших пророков, которых выше мы наименовали. 2) О священных книгах Нового Завета Священных книг Нового Завета двадцать семь: четыре книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна; одна книга Деяний Апостольских, семь Соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. Новозаветные книги, также как ветхозаветные, разделяются на четыре разряда: 1) законоположительные, 2) исторические, 3) учительные и 4) пророческие. Законоположительных книг Нового Завета четыре: книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В этих четырех книгах предлагается повествование о рождении Господа нашего Иисуса Христа от Преблагословенныя Девы Марии, о Его Божественном учении, о чудесах, страданиях и крестной смерти, также о воскресении из мертвых и вознесении Его на небо. Или короче скажем: в них содержится повествование о том, как, в исполнение древних Божественных обетований, Господь Иисус Христос совершил на земле спасение рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Книги переписные Галилейской пустыни, переписки Строителя Евфимия, за руками, на двух тетратех. Тетрать Воскресенского монастыря житенного старца Иеремея, что взял он из монастырской казны на хлебную покупку денег, и что хлеба куплено, на полутетрати. Книги переписные на Московском Воскресенском подворье, церковному строению и в церкви иконы, и ризы, и стихари, и книги, и всякую церковную утварь описано на Иеромонаха Иева после Иеромонаха Пафнутия, на полутрете, за руками. Другие книги описные, таковы ж словом в слово, за руками, на полутрете тетрати слишком. Книги приходные и росходные деньгам Московского Воскресенского подворья Строителя Иеромонаха Иева, за рукою, на десяти. 178 (1670) года Книги записные Старца Сергия да Павла что они приняли денег и что хлеба в покупке, за рукою, на двух листах. Книги приемные и росходные казенным деньгам слуги Семена Павлова, что он издержал, будучи на Москве, на полутетрати, за рукою. Книги приемные и росходные деньгам казенным Подьячего Василья Иванова, на тетрати. Книги приемные и росходные казенных деньгам Архимандрита Акакия, на полутетрати, за рукою. Книги приходные и росходные казенным деньгам Строителя Иеромонаха Феодосия, на трех тетратех. Книги приемные и росходные деньгам Воскресенского Московского подворья Иеромонаха Мисаила, что он сбирал лавочных оброчных денег и в росход держал, 178 и 179 году, на полуторе тетрати, за рукою. Книги приходные и росходные образам окладным и деньгам воскресенского монастыря слуги Ивана Марушкина, за рукою. 179 (1671) года Книги Иеродиакона Никанора да конюшего старца Сергия, приемные и росходные деньгам и всяким монастырским покупкам за рукою, на тетрати. Книги конюшего старца Сергия хлебной покупки про монастырской обиход, за рукою, на тетрати. Книги покупные уголью железные казны старца Евфимия, на двух тетратех слишком. Список с межевых книг, письма и межеванья Семена Маврина Галилейские пустыни, деревни Подбережья, на монастырскую землю, на тетрати. Книги приемные и росходные деньгам Иеродиакона Никанора да конюшего старца Сергия, за руками, на тетрати.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Книги приемные платяной казне, что принял Казначей Сосипатр у Казначея Лаврентия в Воскресенском монастыре, за рукою, на тетрати. Книги переписные, села Рожествина большого и что по нем тягла, переписки конюшего старца Леонида да слуги Михаила Бахтеярова, на тетрати. Книги приемные Архимандрита Герасима, что принял он у Строителя старца Савы, всяких книг монастырским вотчинам и иных всяких писем, на тетрати. Книги приемные пустошным и всяким приемным деньгам, Иконома Иеромонаха Сосипатра, за рукою, на тетрати. Книги записные, что брано с лавок денег на торжку у Пятницы Берендеевой, на тетрати. Книги росходные деньгам Воскресенского монастыря Иконома Иеромонаха Сосипатра, на двух тетратех. Книги записные покупным лошадям, что куплено в Воскресенской монастырь, на тетрати. Книги отдаточные, что отдано на конюшню старцу Леониду всякой конюшенной сбруи, за рукою, на листу. Книги приходные и росходные казенным деньгам старца Наума, да в тех же книгах писан расход яблоков, на тетрати, за рукою. Книги посевные и ужинные, и умолотные и росходные всякому хлебу монастырскому, села Казанова, деревни Соснина, Старосты Никитки Кузмина, на тетрати. Книги приемные платяного Казначея старца Флавиана, что он принял всякие платяные рухляди у Иконома Сосипатра, на тетрати. Книги росходные платяной казне, раздачи Казначея старца Флавиана, 167 и 168 годов, за рукою, на получетверте тетрати. Книги приемные старца Ефрема, что он принял у старца Ермогена всякого платья и платяной рухляди, на тетрати. 168 (1660) года Книги росписные приемные Казначея Иеромонаха Акакия, что принял на лицо у прежнего Казначея старца Лаврентия, за их Казначеевыми руками, писаны на семи листах. Книги переписные, за рукою Иверского монастыря Архимандрита Филофея, что ему отдана из Воскресенского монастыря Государева жалования, и отказных грамот, и выписей и с писцовых, и с переписных, и с отказных книг и воевоцких отписок, и всяких монастырских крепостей, на трех тетратех. Книги росходные деньгам Клинского Уезду Успенского монастыря Казначея старца Якова, за руками, на двенадцати листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1. Первые книги пророка Моисея («Тора» — «Закон»), содержащие в себе основы ветхозаветной веры и нравственности. Их пять: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Это книги законоположительные.   2. Второй отдел — книги исторические. Он включает в себя: Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей, Книгу Руфь, Книги Царств. Но в еврейской Библии Книг Царств нет, там есть 1-я и 2-я Книги Самуила. Нет такого названия — исторические книги. Есть ранние пророки и поздние пророки. Кроме того, в этот же отдел входят Книги Паралипоменон (Летопись), 1-я Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь. Все это — книги, которые мы называем историческими, а в еврейской Библии они носят название ранние пророки.   3. Следующий отдел Ветхого Завета — учительные книги, т. е. книги в основном назидательного содержания. Сюда входят Книга Иова, Псалтирь, Книга Притчи Соломона, Книга Екклезиаст и Книга Песнь песней Соломона.   4. Этот отдел — книги пророческие, или пророки. Помните, в Евангелии Господь говорит: «В этом весь закон и пророки»? Две части: закон и пророки. Отдел включает в себя книги великих пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и книги малых пророков (всего 12 книг: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии). В еврейской Библии все малые пророки собраны в одну книгу.   Книги неканонические: Книга Товита (прекрасная книга, захватывающая и содержанием, и глубокой нравственной основой; особенно интересна она для тех, кто хочет создать крепкую христианскую семью, хочет знать, кто является покровителем семьи, как нужно молиться Богу и что делать, чтобы Господь умудрил и послал хорошую жену или мужа), Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона (это последняя книга, которая появилась в ветхозаветном каноне, она датируется примерно концом 1-го столетия по Р. Х., но тем не менее включена в Ветхий Завет), Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры (евреи не признают ее, считают эту книгу поздним дополнением), и три Книги Маккавейские.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Что касается до того возражения, что в апостольском правиле между каноническими книгами Ветхого Завета упоминаются три книги Маккавейские, которых церковь не принимает в канон, то его легко опровергнуть прежде всего тем, что в древнем греческом сборнике правил, изданном Иоанном Схоластиком (в VI веке: Collect, can. in tit. 50), эти книги не упоминаются, а в новейшее издание этого сборника они внесены были впоследствии. Правда, в латинском переводе этого собрания они уже упоминаются, но ужели нам нужно более верить переводу, чем самому подлиннику? Для нас довольно знать, что в самом подлиннике эти книги опущены 200 . Притом, если мы даже согласимся с тем, что книги Маккавейские в апостольское правило внесены были еще вначале, то что же из этого? Доказывает ли это, что рассматриваемое нами правило не существовало в первые века? – Нисколько. Напротив, этим и подтверждается древность его. И в самом деле, апостольское правило относит три Маккавейские книги к чтимым и святым: «Для всех принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять Бытия... Маккавейских три». Но несомненно известно, что в первые века Маккавейские книги считались святыми и чтимыми. Святой Киприан, приводя разные места из Маккавейских книг, называет эти книги «святыми, Божественными писаниями» (Sanctas, Divinas scripturas) 201 . Блаженный Иероним 202 и Руффин 203 ясно свидетельствуют, что эти книги читались в церквах. А потому, хотя Маккавейские книги не признавались в то время каноническими, во всяком случае, они могли быть внесены в апостольское правило, как книги чтимые, так как в нем указываются священные книги, назначенные вообще для чтения христианам. Впрочем, нельзя еще с несомненностью сказать, что действительно Маккавейские книги в первые века не признавались каноническими, потому что канон Священного Писания еще не был в то время точно определен, одни считали канонических книг более, а другие менее, а потому весьма вероятно, что в некоторых церквах и эти книги были присоединены к каноническим. Таким образом, упоминаемые Маккавейские книги в рассматриваемом нами правиле нисколько не говорят против древнейшего происхождения его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

Что касается до того возражения, что в апостольском правиле между каноническими книгами Ветхого Завета упоминаются три книги Маккавейские, которых церковь не принимает в канон, то его легко опровергнуть прежде всего тем, что в древнем греческом сборнике правил, изданном Иоанном Схоластиком (в VI веке: Collect, can. in tit. 50), эти книги не упоминаются, а в новейшее издание этого сборника они внесены были впоследствии. Правда, в латинском переводе этого собрания они уже упоминаются, но ужели нам нужно более верить переводу, чем самому подлиннику? Для нас довольно знать, что в самом подлиннике эти книги опущены Притом, если мы даже согласимся с тем, что книги Маккавейские в апостольское правило внесены были еще вначале, то что же из этого? Доказывает ли это, что рассматриваемое нами правило не существовало в первые века? - Нисколько. Напротив, этим и подтверждается древность его. И в самом деле, апостольское правило относит три Маккавейские книги к чтимым и святым: " Для всех принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять Бытия... Маккавейских три " . Но несомненно известно, что в первые века Маккавейские книги считались святыми и чтимыми. Святой Киприан, приводя разные места из Маккавейских книг, называет эти книги " святыми, Божественными писаниями " (Sanctas, Divinas scripturas) Блаженный Иероним и Руффин ясно свидетельствуют, что эти книги читались в церквах. А потому, хотя Маккавейские книги не признавались в то время каноническими, во всяком случае, они могли быть внесены в апостольское правило, как книги чтимые, так как в нем указываются священные книги, назначенные вообще для чтения христианам. Впрочем, нельзя еще с несомненностью сказать, что действительно Маккавейские книги в первые века не признавались каноническими, потому что канон Священного Писания еще не был в то время точно определен, одни считали канонических книг более, а другие менее, а потому весьма вероятно, что в некоторых церквах и эти книги были присоединены к каноническим. Таким образом, упоминаемые Маккавейские книги в рассматриваемом нами правиле нисколько не говорят против древнейшего происхождения его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010