Я.А. Татищев получил домашнее образование, в 1746 году во время правления императрицы Елизаветы Петровны, достигнув шестнадцатилетнего возраста, поступил рейтаром в лейб-гвардии конный полк и, дослужившись до звания ротмистра, в 1761 году был уволен со службы. После ухода со службы он женился на Марии Дмитриевне Еропкиной (?–1813). дочери рижского губернатора Дмитрия Федоровича Еропкина и сестре Петра Дмитриевича Еропкина, московского главнокомандующего во время чумы 1772 года. В браке у них родилась одна дочь – Варвара Яковлевна, в замужестве Белосельская-Белозерская (1764–1792), у которой был сын князь Ипполит, умерший в юности, а также три дочери – Мария Александровна Власова, Наталья Александровна Лаптева и Зинаида Александровна Волконская. (Знаменитая хозяйка литературного салона пушкинской поры была внучкой Я.А. Татищева!) С 1782 года Я.А. Татищев становится предводителем московского и коломенского дворянства. а с 1792 – серпуховским уездным предводителем. 1661 Яков Афанасьевич Татищев умер в 1806 году в возрасте 78 лет и был похоронен на кладбище Симонова монастыря, которое являлось некрополем многих знатных русских родов. В 1815 году на могиле своего деда его старшая внучка Мария Александровна Власова поставила памятник из белого дикого сибирского мрамора с мраморной вазой и покрывалом, который был разрушен вместе со всем некрополем Симонова монастыря в 1928 году. Итак, Я.А. Татищев был инициатором первого издания Собрания сочинений Димитрия Ростовского . Первое прошение Я.А. Татищева в Святейший синоде просьбой рассмотреть и разрешить напечатать на собственные средства имеющиеся у него тексты Димитрия Ростовского датируется 11 июля 1782 года. Вместе с прошением в Синод были присланы четыре книги с копиями текстов Димитрия Ростовского. В 1784 году, после цензурной правки, издание начали печатать; в 1785 году Я.А. Татищев прислал в Синод еще один том сочинений писателя, в который он включил и текст составленного им Жития. В результате на средства Татищева в 1786 году было издано шеститомное Собрание сочинений Димитрия Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я отвечала: «С матерью Варварой я не могла сговориться даже в детстве…»— «Нет, вы ошибаетесь. Мать Варвара Вас ценит. Она сказала, что Лиза была прямым человеком, и мы всегда знали, что она думает». Для меня эти слова оказались большим утешением. Я была дружна с матерью Тамарой (Романовой) Княжна, дочь великого князя Константина Константиновича, она была, как все Романовы, очень высокая, а я была маленькая. И вот она решила однажды, что я должна разделить с ней одну келью в игуменском «аристократическом» доме, где находились кельи игумении, матери Тамары и сестры Евдокии (княжны Голицыной). А я в то время жила с другой сестрой латышкой Анастасией (русская няня в свое время привела ее к Православию). Игумения согласилась, и в один прекрасный день сестра Анастасия узнала, что меня переводят от нее к матери Тамаре. Она загрустила, и мы с матерью Тамарой каждый вечер после ужина ходили пожелать ей спокойной ночи. Какие люди были, какое воспитание! У нее от всего того, что она имела в миру, оставалась лишь одна ваза, большая, хрустальная, синего цвета. Каждый день в эту вазу ставили букет цветов. Однажды я решила вытереть пыль (мне было 10 лет): взяла в руки вазу, но не ожидала, что она такая тяжелая. Ваза выскользнула у меня из рук и разбилась. Я выбежала с ревом из комнаты в коридор, и прямо в коридоре идет мне навстречу мать Тамара. Поняв, что случилось с вазой, она спокойно сказала: «Ну, ничего…». Каждый вечер я провожала мать Тамару из трапезной в ее келью. Она по дороге мне рассказывала о своей жизни. И когда мы доходили до ее кельи, в дверях я ее двумя руками поворачивала спиной к двери и говорила: «И что потом?». Мать Тамара и сестра Евдокия (Голицына) приехали на Святую Землю в монастыри, приняв монашество с глубоким внутренним желанием молиться за воскрешение Святой Руси. Каждый вечер мы вместе молились. Их рассказы были исключительно о России, которую они так глубоко хранили в душе. Сестра Евдокия мне заповедала: как только будет возможно поехать в Россию, написать там где-нибудь фреску в память о погибших.

http://pravmir.ru/vospitana-gefsimaniej/

В 1601 г. по неизвестной причине Патриархия во главе с Матфеем II переехала в к-польский монастырь вмч. Георгия в Диплофанарии (Αγιος Γεργιος ες τ Διπλοφανριον), в квартале Фанар, где и пребывает до наст. времени. С XVI в. название квартала Фанар стало одним из синонимов и самой Патриархии КПЦ, и греч. христ. населения К-поля (Стамбула), к-рое в большинстве селилось в сев.-зап. районах города, примыкавших к патриаршей резиденции. Вместе с тем в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. КПЦ еще сохраняла некоторый запас инерции от предыдущих стабильных десятилетий. Именно в этот период, в обстановке нек-рого ослабления контроля над деятельностью Церкви османских властей, в КПЦ проявились признаки выстраивания осмысленной внешней политики, отношений с др. Церквами и христ. странами. В числе выдающихся политических деятелей КПЦ этого времени был патриарх Иеремия II Транос (1572-1579, 1580-1584, 1587-1595). Большая часть Патриаршества Иеремии, как и мн. др. патриархов этой эпохи, прошла в борьбе за сохранение своего положения на престоле либо за возвращение на него. Тем не менее уже в первые годы Патриаршества Иеремия приобрел признание среди значительной части правосл. населения империи и славу талантливого администратора в Европе. Когда в 1584-1587 гг. он временно оказался в ссылке на Родосе, Римская курия столь откровенно проявила сочувствие к нему, что для освобождения Иеремии инициировала проект переноса резиденции КПЦ из К-поля (Стамбула) в Речь Посполитую. Содействуя освобождению Иеремии, Рим предлагал ему возглавить процесс объединения (унии) католиков и православных в странах Вост. Европы. Тем не менее КПЦ, очевидно, была не готова обсуждать столь радикальную программу. Более того, вернувшись в 1587 г. на Патриарший престол, Иеремия принял ряд значительных мер, противодействовавших усилению католич. влияния в Вост. Европе. В 1588-1590 гг. Иеремия совершил путешествие в Речь Посполитую и Россию и был с честью принят государями обеих стран (кор. Сигизмундом III Вазой и царем Феодором Иоанновичем ).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Между тем, Европа документально закрепляет свою постхристианскую сущность в новой конституции объединенной Европы. По сообщению " Немецкой Волны " , " в проекте европейской конституции не говорится о христианских корнях " . На этом сайте можно прочитать обзор прессы, посвященный этому документу. Итальянская газета " Мессаджеро " , комментируя споры вокруг новой европейской конституции, пишет: " Председателю Европейского Конвента дЭстену удалось настроить против себя Ватикан и народнические политические течения. И действительно, в преамбуле будущей европейской конституции нет чёткого признания религиозных ценностей и христианско-иудейского наследия, как того неоднократно требовали Папа Римский Иоанн Павел Второй и христианско-демократические партии " . Тему продолжает итальянская газета " Коррьере делла сера " : " Папе Римскому не удалось добиться того, чтобы в проекте европейской конституции чётко упоминались Бог и христианские корни " . Однако Ватикан, столь неудачно действующий в Европе, пытается отыграться на России. И при этом обижается " на обвинения в прозелитизме " . Как сообщает " Благовест-инфо " , " одна из причин конфликта двух Церквей на территории России в том, что лидеры Русской Церкви продолжают считать Католическую церковь " церковью для иностранцев " , убежден архиепископ Торан... (Кстати, на прошедшей недавно в Риме экуменической конференции также обсуждалась тема католического догмата о примате папы Римского как основы для объединения христианских конфессий) " . В США задержаны осквернители православного Свято-Владимирского кладбища. Меньше месяца назад " вандалы осквернили Свято-Владимирское русское православное кладбище в Джаксоне , штате Нью-Джерси (США). Было опрокинуто и поломано более 70 крестов и памятников в казачьем отделе кладбища. Пострадала и кладбищенская часовня, выстроенная в память выдачи казаков в Лиенце. Окна часовни были разбиты брошенными в них камнями, лампадами и вазой от цветов. У входа в часовню находились бронзовые фонари из Германии - они также были повреждены. Ручка от двери была поломана и брошена на землю. Пасхальные яйца, положенные верующими на могилы родных в день Радоницы, были брошены о стенку часовни и скорлупа везде валялись на земле. Возмещение убытка выразится в сумме около 70,000 ам. долларов " . " Разрушителями оказались два американских мальчика 10 и 12 лет из города Джонсон (штат Нью-Джерси)... Полиция установила, что дети, катаясь на велосипедах, заехали на кладбище после пяти вечера, где устроили погром, длившийся два или два с половиной часа... Священник Филипп Петровский, члены семьи которого похоронены на кладбище, сказал, что " это показатель отсутствия ориентиров в жизни детей. Они совершили действие абсолютно бессмысленное, которое к тому же ввергло их в беду " .

http://pravoslavie.ru/4837.html

Пророка Своего вещает нам, Что обветшало прежнее служенье. Иосиф Да, верю я; не далеко то время, Когда не в городе царя Давида, Когда не в этом пышном храме только, Но где бы ни было под небесами Создателю миров, Отцу, как дети, Поклонниками истинными мы Повсюду поклоняться будем в Духе И истине. Никодим Опять взыграло сердце, Твоим речам внимая. Узнаю Слова святые Иисуса. Верю Душою всей, умом и сердцем верю, Что Он с небес на землю послан Богом, Чтоб с нами новый заключить завет. Он, Он — давно обещанный Мессия, Сомненья нет!.. — И вдруг, лишь только вспомню Синедрион, полночный суд, Пилата, Допрос и этот смертный приговор, - Как у стрелой настигнутой орлицы Беспомощно поникнут крылья веры, И в глубь и мрак сомнений я паду. Иосиф Не унывай, друг верный мой! Надейся И жди! Не будем дерзко предрешать Божественную волю Провиденья. (Входит слуга.) Явление второе Слуга Готова трапеза! Иосиф (Никодиму) . Друг, оставайся И трапезу со мною раздели! (Все трое уходят налево.) Явление третье (Справа, из глубины сада входят Симон, Руф и Вартимей с садовыми орудиями.) Симон (утирая пот) . Как солнце горячо в открытом поле! Еще вчера с вершин Ливана ветер Навеял холода и пахло снегом; Безоблачная ночь была свежа, А уж сегодня к полдню стало жарко. РуФ На крыльях ласточек летит весна! Смотри, отец, уж две из них хлопочут Под крышею у старого гнезда. Который год они сюда летают! А здесь, под вазой, алый гиацинт Готовится раскрыть, пригретый солнцем, Своих кудрей румяных завитки. Симон Да, снова нам Всевышний посылает Отрадную, счастливую весну! Почуяли ее тепла дыханье, Из муравы вытягиваясь к небу, Стебли прекрасных белоснежных лилий. Что стоило б им к празднику расцвесть! Так любит их хозяин! Нет, до завтра Не зацветут. Вартимей Какое счастье! Снова Прозревшими глазами вижу я Красу и блеск, и прелесть мира Божья, И ласточек, и солнце, и цветы! Симон [Да, Вартимей! С заоблачного неба Призрел Господь на слепоту твою, И нашему Учителю позволил Твои глаза избавить от нее. А на земле, как и в надзвездном небе,

http://azbyka.ru/fiction/czar-iudejskij-...

– Тогда и ты мне не нужен! – заорала Ася и запустила в него дорогой китайской вазой. Вахтанг ловко увернулся от летящего в голову раритета и сказал: – Вах, вот такая ты мне больше нравишься! Но всё уже решено. Я уже сделал предложение. Тебе придется подвинуться. Да, и не вздумай завести себе любовника. Мои дети должны расти в здоровой обстановке. Никаких вторых пап! Папа – я, один. Если ты попытаешься выйти замуж, то я отниму у тебя детей, а к своему… – тут он добавил мерзкое слово, – уйдешь голая, как я тебя и брал. И это справедливо. Неделю Ася плакала, но потом поняла, что это неисправимо. Постепенно свыклась со своим новым статусом разведенки. В материальном плане для них ничего не изменилось. Вахтанг держал свое слово. Честно оплачивал все расходы, но приставил к ней своего шофера Лексо, который по совместительству выполнял роль добровольного шпиона. Любые походы в окружающий мир не приветствовались по умолчанию. Логика была такая: зачем тебе куда-то ходить, когда всё есть? Ася ломала голову над сложившейся ситуацией и, естественно, хотела вернуть всё на свои исходные позиции. На этой почве как-то занесло ее в церковь. Что там и как происходит, она представляла очень плохо. Заходя в полумрак, неожиданно вспомнила момент из недавнего счастливого прошлого. Вахтанг шел с ней и вдруг захотел войти, поговорить со священником. Вот такая у него возникла неожиданная блажь. Но Ася тогда уперлась, отговорила его: «Потом. Не нужно. Мы торопимся. И чем они тебя могут удивить?» Еще дома, в России, ее сестра делала всяческие попытки ее воцерковить, но тогда Асе это было, мягко говоря, безразлично. Потом у Вахтанга желание пообщаться со священником улетучилось, и его прочно замкнуло на каких-то новых идеях, не совсем понятных Асе, а она и не пыталась вникнуть. Теперь, когда она оказалась перед нерешаемой по-земному проблемой, пришлось искать выход через высшие коридоры власти, не подчиняющиеся земным законам. Ася нашла в себе силы пойти в храм. Обратилась к первому встреченному пожилому священнику (молодых батюшек она сознательно обходила, сочтя их не наделенными жизненным опытом). Отец Теймураз сразу вник в ее дело, и они присели поговорить. Через два часа Ася ушла от него слегка не в себе: мозг отказывался вмещать столько новой информации.

http://pravoslavie.ru/126232.html

В 1492 г. на границе с Эстонией, как раз напротив Нарвы, был заложен новый город, ставший важным торговым и стратегическим пунктом на северо-западном русском рубеже. «Он получил название Ивангород (в честь Ивана III) и представлял собой первоклассную по тому времени крепость, построенную из камня» . В 1496 г. после жестокой битвы шведы взяли Ивангород и нещадно его разрушили. Они предложили отдать его магистру Ордена, но получили от ливонцев отказ, Орден не хотел открыто нарушать существовавший мирный договор с Русским государством. Ивангород долгое время оставался передовой русской крепостью на берегах Балтики 274. И все же Россия была озабочена притеснением православия в Прибалтийском крае, ограничением торговли Новгорода и Пскова с западными странами, остро нуждалась в надежном выходе к морю. Не желая делать какие-либо уступки России, Орден искал союзников для борьбы с ней. В начале 50-х гг. посланники Ордена вели тайные переговоры о военном союзе со шведским королем Густавом I Вазой, а также с королем польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом. Союз заключался против России. Ивангород. Гравюра. XVII в. Фрагмент В грамоте Ивана IV ливонцам и ответном письме императору Фердинанду, который пытался выступить посредником между Орденом и Москвой, сообщалось о положении русских православных людей в Прибалтийском крае. «С давних времен в ливонских городах Дерпте, Ревеле и Риге дозволено было строить русские церкви... Русские купцы имели свободный доступ в улицы и торговые дома, в которых свободно и беспрепятственно могли продавать свои товары, к тому же магистр ливонский, архиепископ Рижский и епископ Дерптский вместе с магистром этого города не только грамотами, скрепленными печатями, но клятвенно обещались выплатить великому князю дань за три года, а также обещано было без всяких стеснений пропускать из-за моря из всех земель людей, желающих поступить к нам на службу» . Эту клятву и обещания «ливонцы совершенно забыли и поступили против всякого старого согласия и справедливости: русские церкви обратили в оружейные склады и живодерни, иконы нашего Спасителя, досточтимых апостолов и мучеников сожгли и совершенно обесчестили; у русских купцов отняли их свободный рынок, торговлю и торговые дома и вели с ними только побочную торговлю, лишили их всех старых льгот и преимуществ; так же упорно ему (московскому государю) отказали в должной дани... потому (царь) должен был начать войну с ними, испытать их страхом и побудить к справедливости» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430136/

Крыльцо подчеркивало парадность входа, особенно в тех случаях, когда церковь размещалась на подклете, а «ползучая» арка подчеркивала движение вверх. По всей вероятности, крыльца в более ранний период были деревянными о чем можно сделать заключение по некоторым памятникам раннего московского зодчества. Одним из первых крылец «на отлете» (как определяет их И. Грабарь) появилось крыльцо в церкви Троицы в Никитниках. И этот прием настолько полюбился современникам, что они стали широко применять его при строительстве церквей как в Москве, так и в других городах. Среди значительного количества крылец XVII века крыльцо муромского Благовещенского собора отличается своеобразием и самобытностью благодаря своей живописности и скульптурности. На четырех классических постаментах установлены опоры сложной по рисунку конфигурации с капителями в виде профилированных плит, при этом передние имеют форму восьмигранных балясин утолщенных пропорций, а задние — в виде шаров, опирающихся на упрощенные подушки-базы. Опоры, соединенные полуциркульными арками, несут основной кубический объем крыльца. Одновременно с этим они являются основанием для двойных арок с висящей опорой в виде гирьки. Фасадные углы кубического объема декорированы балясинами сложного рисунка, несущими карниз с полочками и выкружками. Над карнизом вкомпонована широкая лента парапета с довольно глубокими нишами в виде кокошников по три с каждой стороны. Верх крыльца завершен тремя шатрами. Центральный шатер — с гуртами по углам граней, переходящими в вершине шатра в балясины, на которых покоится четыре кокошничка. Шатер завершается белокаменной резной вазой со сложным орнаментом, на которой укреплена стилизованная металлическая корона с изящным флажком из кровельной стали. Над передними опорами укреплено два меньших по размерам восьмигранных шатра с гуртами по углам, на вершинах которых установлены белокаменные резные вазы. Ползучей, стремительно поднимающейся вверх аркой крыльцо увязывается с папертью, расположенной на подклете.

http://sobory.ru/article/?object=04950

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ (12.07.1596, Москва - 13.07.1645, там же), первый рус. царь из династии Романовых (1613-1645). Сын боярина Федора Никитича Романова (буд. Московского патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой. Двоюродный племянник царя Феодора Иоанновича (правил в 1584-1598). В 1600/01 г. разлучен с родителями после их пострига в монашество в результате опалы на род Романовых. В июне 1601 г. сослан на Белоозеро; в сент. 1602 г. переведен в с. Клины Юрьев-Польского у. (ныне Кольчугинского р-на Владимирской обл.). В царствование Василия Иоанновича Шуйского получил чин стольника (1606/07). В 1610-1612 гг. жил с матерью в Москве; покинул столицу вместе с др. боярами и членами их семей, удерживаемыми в городе во время присутствия там польско-литов. гарнизона. После освобождения Москвы войсками Второго ополчения 1611-1612 гг. в кон. 1612 - нач. 1613 г. находился в с. Домнине Костромского у. или в самой Костроме. С этим временем связана история подвига местного крестьянина Ивана Сусанина, к-рый, согласно грамоте, врученной его родственникам в 1619 г., не выдал местопребывание буд. царя. Согласно нек-рым преданиям, М. Ф. разыскивал польско-литов. отряд, заведенный Сусаниным в находящееся поблизости от с. Домнина огромное «Чистое болото». Возможно, это были «черкасы» - запорожские казаки, пришедшие вместе с кор. Сигизмундом III Вазой под Волок (ныне Волоколамск) и направившиеся оттуда в поход на сев. уезды Русского гос-ва в кон. 1612 г. На Земском соборе, созванном руководителями объединенных ополчений 1611-1612 гг., планировалось рассмотреть ряд кандидатур на рус. престол, в частности швед. принца Карла Филиппа, договор о призвании к-рого на Русское царство был заключен с Новгородом во время стояния ополчения в Ярославле в 1612 г. Однако затем на соборе постановили выбрать царя «из русских родов». Рассматривались кандидатуры главных воевод ополчения кн. Д. Т. Трубецкого и кн. Д. М. Пожарского, представителей родов князей Шуйских, Голицыных, Черкасских и Пронских. Кандидатура М. Ф. была выдвинута на Земском соборе служившими в подмосковных «таборах» вольными казаками, ее поддержали влиятельные родственники и приближенные самих бояр Романовых. После избрания 21 февр. 1613 г. М. Ф. царем к нему и его матери в Кострому из Москвы от Земского собора было направлено посольство во главе с архиеп. Рязанским Феодоритом и боярином Ф. И. Шереметевым с просьбой дать согласие на свое избрание на рус. престол. 14 марта того же года М. Ф. согласился занять рус. трон. 11 июля 1613 г. его венчал на царство в Успенском соборе Московского Кремля Казанский и Свияжский митр. Ефрем .

http://pravenc.ru/text/2563774.html

Мы ушли, даже не очень обескураженные этим случаем. Яша всю дорогу ждал, когда же и с меня снимут пальто, но этого не случилось. И Яша вдруг помрачнел и надулся на меня, будто я мог знать, почему сняли пальто только с него, или был наводчиком и работал «в доле» с бандитами. Вообще Яше сильно не везло. Назаров уверял, что Яша принадлежит к тому редкому типу людей, которые приносят неудачу. В доказательство он приводил два случая. Я, к сожалению, не мог опровергнуть их потому, что произошли эти случаи у меня на глазах. Один случай был с бутылью для воды, а второй – с термометром. В то время в Одессе было очень плохо с водой. Ее качали из Днестра за шестьдесят километров. Водокачка на Днестре едва дышала. Ее много раз обстреливали разные банды. Город все время висел на волоске, – ничего не стоило оставить его совсем без воды. Вода в трубах бывала, да и то не всегда, только в самых низких по отношению к морю кварталах города. В эти счастливые кварталы тянулись с рассвета до позднего вечера вереницы людей со всей Одессы с ведрами, кувшинами и чайниками. Лишь немногие счастливцы – владельцы тележек – приезжали за водой с бочонками. Им завидовали и заодно их ненавидели, несмотря на то что они сами впрягались в тележки и на них жалко было смотреть, когда они, задыхаясь, втаскивали свои тележки на подъемы или мчались, испуганные, за этими же тележками на крутых спусках, расплескивая половину воды. Мы ходили за водой по очереди километра за два на Успенскую улицу. На этой улице я знал все подвалы, где были краны, и мог их найти с завязанными глазами. В очередях за водой мы узнавали все последние новости и слухи и встречались с завсегдатаями этих очередей как со старыми и добрыми друзьями. Поэтесса Вера Инбер жила недалеко от нас, в тенистом Обсерваторном переулке. Она ходила за водой с большой стеклянной вазой для цветов. Ваза была сделана из матового разноцветного стекла, и на ней были выпуклые изображения лиловых ирисов. Однажды хрупкая и маленькая Инбер поскользнулась и разбила вазу. Но на следующий день она пришла с такой же точно вазой. Я просто из сострадания донес ей эту вазу с водой до дому. Инбер так боялась, что я уроню и разобью эту последнюю вазу, что я устал от ее боязни и у меня начали дрожать ноги.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010