Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владислав IV Ваза. Гравюра. XVII в. (9.06.1595, Краков - 20.05.1648, Мереч, ныне Мяркине, Литва), польск. король (1632-1648). В ходе польско-швед. интервенции часть рус. знати в февр. 1610 г. провозгласила королевича В. царем в Русском гос-ве, по Поляновскому миру 1634 г. В. отказался от претензий на рус. престол. Правление В. в Польше было осложнено множеством внешне- и внутриполитических конфликтов. Последние зачастую имели религ. характер и были следствием религ. политики, проводившейся отцом В. кор. Сигизмундом III Вазой и имевшей главной целью утверждение приоритета католичества на территории Речи Посполитой над Православием и протестантизмом. Сигизмунд III старался не давать важных гос. должностей протестантам и православным, активно содействовал заключению Брестской унии 1596 г. , не признавал правосл. иерархов, поставленных в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном IV . В. имел др. политические цели. После смерти Сигизмунда III весной 1632 г. началась Смоленская война с Россией. Правящие круги Речи Посполитой нуждались в лояльности правосл. населения, прежде всего Запорожского казачьего войска, упорно выступавшего против религ. политики Сигизмунда III. В этих условиях В. был инициатором уступок правосл. населению страны. Он мог опираться на поддержку шляхты Волынского, Киевского и Брацлавского воеводств, выбравших правосл. послов на сейм, к-рый должен был определить порядок и условия выборов на польск. трон. На сейме была создана комиссия во главе с В. для урегулирования положения правосл. Церкви в Речи Посполитой, о чем были срочно уведомлены послы Запорожского казачьего войска. Однако никаких серьезных решений сейм не принял. На собравшемся 27 сент. 1632 г. элекционном сейме, еще до избрания В. на трон, участники поручили В. разработать документ, к-рый определял бы положение правосл. Церкви в Речи Посполитой. Проект соглашения - «Пункты успокоения»,- созданный В.

http://pravenc.ru/text/155001.html

Монастырь Св. Онуфрия в Яблечне над Бугом HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Андрей Холостяков, Андрей Шестаков Монастырь Св. Онуфрия в Яблечне над Бугом Монастырь св. Онуфрия в Яблечне - единственный на территории современной Польши монастырь, который просуществовал почти пять столетий как православная обитель и в котором монашеское делание никогда не прерывалось. Монастырь св. Онуфрия / Адрес монастыря: 21-526 Jableczna 69 тел./факс.(083) 378-31-11 Монастырь св. Онуфрия в Яблечне - единственный на территории современной Польши монастырь, который просуществовал почти пять столетий как православная обитель и в котором монашеское делание никогда не прерывалось. Сохранилось придание, связанное с историей основания монастыря, согласно которому, на берегу Буга рыбакам явился св. Онуфрий и произнес пророческие слова: «Здесь будет славиться имя мое». Вскоре к тому месту приплыла икона святого. Затем посреди болотистого леса была сооружена часовня, и основан монастырь в честь св. Онуфрия. Согласно письменным источникам монастырь был основан не позднее 1498 года. Первым тяжелым испытанием для монастыря было подписание в 1596 году Брестской унии, которую приняла большая часть православных приходов и монастырей. Православные монастыри в Бельске, Дрохичине, Бресте и Яблечной не признали унии, несмотря на то, что Православная Церковь в Речи Посполитой была объявлена королем Сигизмундом III Вазой вне закона. В Яблечной остался епископ Паисий (Черхавский), возглавлявший Хельмскую епархию. Его епископскую хиротонию совершил приехавший в 1620 году в Речь Посполитую Патриарх Иерусалимский Феофан. Епископ Паисий участвовал в защите прав монастыря. После того как в 1633 г. король Владислав IV снова узаконил существование Православной Церкви, монастырь активно развивается. Еще более окрепла духовная жизнь обители, ведется строительство новых и ремонт уже существовавших монастырских строений. В 1699 г. окрестные земли были приобретены князем Каролем Станиславом Радзивиллом. Духовенство соседних с монастырем приходов было вынуждено принять унию. Усилилось давление и на монастырь. Дело дошло даже до вооруженных нападений, которым братия оказывала сопротивление. Однако в 1753 г. вооруженное нападение монахов-униатов из Бялы Подлясской опустошило монастырь. Нападавшие осквернили храм, разграбили имущество, похитили множество документов, касавшихся истории монастыря и его прав.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Монастырь Св. Онуфрия в Яблечне над Бугом (версия для печати)/Православие.Ru Монастырь Св. Онуфрия в Яблечне над Бугом Православие.Ru , 26 июля 2001 г. Монастырь св. Онуфрия / Адрес монастыря: 21-526 Jableczna 69 тел./факс.(083) 378-31-11 Монастырь св. Онуфрия в Яблечне - единственный на территории современной Польши монастырь, который просуществовал почти пять столетий как православная обитель и в котором монашеское делание никогда не прерывалось. Сохранилось придание, связанное с историей основания монастыря, согласно которому, на берегу Буга рыбакам явился св. Онуфрий и произнес пророческие слова: «Здесь будет славиться имя мое». Вскоре к тому месту приплыла икона святого. Затем посреди болотистого леса была сооружена часовня, и основан монастырь в честь св. Онуфрия. Согласно письменным источникам монастырь был основан не позднее 1498 года. Первым тяжелым испытанием для монастыря было подписание в 1596 году Брестской унии, которую приняла большая часть православных приходов и монастырей. Православные монастыри в Бельске, Дрохичине, Бресте и Яблечной не признали унии, несмотря на то, что Православная Церковь в Речи Посполитой была объявлена королем Сигизмундом III Вазой вне закона. В Яблечной остался епископ Паисий (Черхавский), возглавлявший Хельмскую епархию. Его епископскую хиротонию совершил приехавший в 1620 году в Речь Посполитую Патриарх Иерусалимский Феофан. Епископ Паисий участвовал в защите прав монастыря. После того как в 1633 г. король Владислав IV снова узаконил существование Православной Церкви, монастырь активно развивается. Еще более окрепла духовная жизнь обители, ведется строительство новых и ремонт уже существовавших монастырских строений. В 1699 г. окрестные земли были приобретены князем Каролем Станиславом Радзивиллом. Духовенство соседних с монастырем приходов было вынуждено принять унию. Усилилось давление и на монастырь. Дело дошло даже до вооруженных нападений, которым братия оказывала сопротивление. Однако в 1753 г. вооруженное нападение монахов-униатов из Бялы Подлясской опустошило монастырь. Нападавшие осквернили храм, разграбили имущество, похитили множество документов, касавшихся истории монастыря и его прав.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Впервые в документах К. м. упоминается в окт. 1465 г., когда вдовая кобринская кнг. Ульяна Семеновна, внучка киевского наместника кн. Иоанна Ольгимонтовича Гольшанского, а также ее сын кн. Иван Семенович пожертвовали монастырской Спасской ц. мельницу на р. Шевне (приток Мухавца) с прудом и землей, игум. Варлааму - 10 сакков меда, священнику и диакону - по 3 сакка меда и 2 капы денег (АЗР. Т. 5. 2. С. 2-6; Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 35). В б-ке Вильнюсского ун-та сохранился оригинал грамоты, датированной 10 июня 1491 г. Согласно предсмертной воле князя, его вдова кнг. Феодора Ивановна (урожд. Рогатинская), которая по матери была правнучкой Киевского вел. кн. Владимира (Василия) Ольгердовича , приписала к К. м. на поминовение супруга с. Корчицы, десятину от мельницы на р. Кобринке, десятину от хлеба, от яровых и 2 вольные корчмы в Кобрине. Кобринская отмечала, что «муж мой покойный с этого света сошел, а той десятины не успел записать, и, сходя с этого света, князь Иван, покойный муж мой, нам говорил и велел записать». Помимо имущества вкладчица оставила духовную заповедь: «Игумену Спасскому Андрею и потом иным игуменам, которые когда-либо будут служить в мон-ре, чтобы каждый день неопустительно совершалась Божественная служба». Среди свидетелей этого пожалования был Владимирский и Берестейский еп. Вассиан. Позже этот документ неоднократно подтверждался: польск. кор. Сигизмундом I Старым - в Кракове 5 окт. 1512 г. игум. Антонию (Крицкому), кор. Боной Сфорца - в Вильно 16 июля 1541 г. и польск. кор. Владиславом IV Вазой - в Кракове 19 февр. 1633 г. (АВАК. Т. 3. 1. С. 1-3; Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 123). В 1512 г. игум. Антоний добился от короля подтверждения прав К. м. и на др. владения, а именно на «землю пашную у во Именине; человека в Кустовичах, а другого в Шиповичах; а лесу Костреевского за граними; а субботника у Брилеви и млынец на Шевни речце, который мелет одно по весни, коли вода бывает; а две ведре меду з Данкович и землицу бортную на Щерчеви; а у Соболевых две полци, которых дают одно три гроши» (АВАК. Т. 3. 1. С. 3). Такого рода княжеские пожалования были характерны для западнорус. мон-рей и соборов 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. Отсутствие отдельных документов на них, по-видимому, свидетельствует о том, что, напр., К. м. первоначально мог получить их еще до времени правления кн. И. С. Кобринского, при его отце кн. С. Р. Кобринском (ок. 1431 - ок. 1460), одном из сторонников Литовского вел. кн. Свидригайло .

http://pravenc.ru/text/1841594.html

Однако этот же мирный договор произвёл эффект вожжи, попавшей под хвост лошади, на Речь Посполитую. В Варшаве, только-только обживавшейся в статусе столицы, куда переместились двор Сигизмунда III и парламент (сейм), получение известия о заключении мирного договора России и Швеции, а особливо – титулование в нём Михаила Романова «Божиею милостию Великим Государем, Царём и Великим Князем, всея Руссии Самодержцем» вызвало, мягко говоря, бурю эмоций. Ведь ровно на ту же «должность» претендовал Владислав, королевский отпрыск, ещё 15-летним недорослем 27 августа 1610 года провозглашённый «Государем, Царём и Великим Князем всея Руси» по представлению московских бояр-сепаратистов, хотя выдвинутых ими условий – принятия православия и коронации в Москве – он не выполнил, и не собирался. Претендент на русский трон польский королевич Владислав в возрасте 18 лет Тем не менее «посягательство» на этот виртуальный титул и Сигизмунд, и Владислав восприняли болезненно. Сейм не только поддержал претензии этих двух одержимых на власть над Русью, но и подстрекал к военной агрессии, вотировав создание для этого «армии вторжения» – польско-литовского войска номинально во главе с Владиславом Вазой и великим литовским гетманом Яном Ходкевичем. Наскребли по сусекам 12 тысяч пехотинцев и всадников, на что денег хватило, а дабы молодой полководец глупостей не понаделал, его окружили группой из 8 «комиссаров», без одобрения которых важных решений он самостоятельно принимать не мог. Боевые действия между русскими и поляками проходили и ранее, после выдворения ляхов из Руси и зачистки от них Кремля в 1612 году, вплоть до похода 1617 года, однако со стороны Речи Посполитой они носили характер скорее рейдерства, чем боевых действий. Здесь же планировалась полноценная войсковая операция, имевшая притом политическое значение. Ещё до выхода на театр войны в Варшаве был отыгран акт абсурда: Владислав, «Государь… всея Руси» подписал с Сигизмундом, Королём Польским и Великим князем Литовским», ряд договоров о послевоенном устройстве отношений между двумя странами. Шкуру неубитого русского медведя делили бойко.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/09/_deuli...

16 нояб. 1605 г. кор. Сигизмунд III Ваза предоставил В. м. в пожизненное управление униату архим. Самуилу (Сенчило) с «удалением от заведования» обителью представителей виленской рады. В янв. 1608 г. при В. м. было создано униатское братство, к-рому, по мнению Потея, должны были перейти грамоты и привилегии, дарованные правосл. братству, и т. о. последнее должно было прекратить свое существование (такого рода иски к правосл. братчикам выдвигались униатским братством до офиц. признания кор. Владиславом IV Вазой правосл. братства в 1632). После того как Потей в июле 1608 г. назначил своим наместником в Вильно насельника В. м. иером. Иосифа Вельямина Рутского , известного своим стремлением к окатоличиванию униатов, архим. Самуил выступил против митрополита и в авг. 1608 г. вместе с виленскими приходскими священниками обратился к собранию бурмистров и радцев рус. общины с жалобой на действия митрополита. За незаконное обращение к светскому суду Потей приговорил Самуила к лишению сана и отлучению от Церкви. Троицкий архимандрит подал виленскому правосл. братству просьбу принять его в число братчиков. На собрании 30 нояб. 1608 г. виленские правосл. священники вместе с членами братства решили вернуть архим. Самуилу (Сенчило) настоятельство в В. м. после отречения от повиновения униатскому митрополиту. Последующие полгода были отмечены стихийными стычками между православными и униатами, взаимными исками, направленными в суды разных инстанций. В июле 1609 г. в Вильно состоялось выездное заседание суда при королевском дворе, решением к-рого виленские правосл. братчики были оштрафованы на 10 тыс. злотых, а архим. Самуилу предписывалось покинуть пределы Речи Посполитой. В авг. 1609 г. В. м. окончательно перешел под власть униатов. В ведение настоятеля мон-ря светские власти передали все виленские приходские правосл. церкви. Униатский наместник обители Рутский, а затем и его преемник архим. Иосафат Кунцевич преобразовали мон-рь по образцу лат. монашеских орденов. Городской магистрат, состоявший теперь только из католиков и униатов, вынес постановление, в соответствии с к-рым каждый желающий вступить в купеческое братство или ремесленный цех должен исповедаться в Троицком храме и принести оттуда удостоверение о принадлежности к унии; инициатор этого решения - Кунцевич - бдительно следил за его исполнением. (Т. о. православные лишались средств к существованию, поскольку в соответствии с магдебургским правом после удаления ремесленника из цеха его профессиональная деятельность становилась невозможной.)

http://pravenc.ru/text/158630.html

В XVI-XX вв. деятельности Л. Д. приписывалось неск. актов. Среди них был устав кафедрального собора Успения в Крылосе, расположенного около Галича. Этот документ посвящен разъяснению таких важных вопросов, как земельные владения Галицкой епархии , ее десятина, суды и церковные люди. Он ошибочно датировался 8 марта 1301 г., когда Л. Д., вероятнее всего, уже умер. Известны 9 списков этого устава, написанных на лат., польск. и укр. языках, в к-рых упоминаются Галицкая митрополия и ее митр. Григорий. В качестве свидетелей выступают Киевский св. митр. Киприан и Перемышльский еп. Иларион, действовавшие в посл. трети XIV в. В 1301 г. Галицкая митрополия не существовала. Вопрос о времени и причинах составления устава нуждается в дополнительном исследовании, но вряд ли его можно связывать с деятельностью Л. Д. Впервые устав упоминается в кон. XVI в. среди актов, подтвержденных польск. кор. Стефаном Баторием (1581) и Сигизмундом III Вазой (1592) (ДРКУ. С. 166-173). От брака с вел. кнг. Констанцией имел сына Галицко-Волынского вел. кн. Юрия (Георгия) Львовича и предположительно 2 дочерей - кнж. Святославу (впосл. монахиня; † 1302) и кнж. Анастасию, вышедшую ок. 1296 г. замуж, по не вполне достоверным данным, за добжиньского кн. Земовита I Казимировича († 1309/14) из ветви куявских Пястов. Как считает Д. Домбровский, кнж. Анастасия была дочерью не Л. Д., а его младшего брата волынского кн. Мстислава Даниловича ( D browski. 2008. S. 356). По мнению польского генеалога К. Ясинского, кнж. Елена, ставшая в 1281/82 г. женой бытомского кн. Казимира II Владиславича, была дочерью Л. Д. Однако есть и др. версии о ее происхождении (Piastowie. 1999. S. 725; D browski. 2008. S. 298, 356). В позднейшей львовской «Грамматике» XVI в. отмечалось в связи с изображением льва на гербе города: «Знамение тезоименитого князя Льва град сей мает. Его же имя по всей Европе и российский род знает» (цит. по кн.: Островский Г. С. Львов. Л., 19823. С. 11-12). Ист.: ПСРЛ. Т. 2 (по указ.); Т. 40 (по указ.); ДРКУ. С. 169-173, 194-196; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв.: [Пер. и коммент.]/Сост.: Л. М. Попова, Н. И. Щавелева. М., 1987. С. 184, 192, 245. Примеч. 3; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 118-119. 104; С. 130-132. 116; С. 144-149. 121.

http://pravenc.ru/text/2463291.html

После этого большевистские власти города решили устроить на месте собора увеселительное место, а на месте главного алтаря планировалось разместить туалет. И только заступничество мирового светилы науки академика Владимира Петровича Филатова спасло святое место от осквернения - на месте алтаря установили фонтан с большой мраморной вазой в виде цветка (прозванной впоследствии вазой Филатова). После восстановления собора в 2005 г. этот фонтан был перенесен на место первого городского фонтана на Соборной площади. Строительство храма осуществляется благотворительной организацией - Черноморским Православным Фондом исключительно на пожертвования физических и юридических лиц, жителей города Одессы, а также иностранных лиц, посещающих город. Затраты на строительство, включая проектные работы, составили 32 млн грн. Бюджетные средства на воссоздание собора до настоящего времени не использовались. 25 мая 2008 г. исполнилось 200 лет со дня освящения Спасо-Преображенского собора. Были собраны средства для отливки самого большого на Украине колокола. Его вес составляет 14,5 тонн. Отливали колокол в Воронеже на заводе " Вера " . Хроника восстановления: В 1996-1999 г.г. были проведены раскопки и обнажён старый фундамент собора. 5 сентября 1999 г. - проведено торжественное освящение начала строительства и была произведена закладка в основание Собора капсулы с посланием будущим поколениям Одессы и мощами Георгия Победоносца. 29 ноября 1999 г. - распоряжением городского головы объявлен конкурс на выполнение строительных и реставрационных работ первой очереди храма на Соборной площади. 29 декабря 1999 г. по итогам конкурса генеральным подрядчиком было определено АО «Стикон». 1 февраля 2000 г. - начало строительства нулевого цикла. 29 апреля 2000 г. освящение и закладка первого камня в основание колокольни. Строительство первой очереди собора - колокольни было осуществлено менее чем за год. На Рождество Христово 6 января 2001 г. - при большом стечении народа, под малиновый звон 14-ти колоколов, произошло торжественное открытие колокольни и освящение часовни в её первом ярусе.

http://sobory.ru/article/?object=03754

В канун Крещения Господня в 10 часов утра в походной палатке-церкви совершается богослужение – сначала часы патриарха Софрония затем непосредственно великая вечерня с благословением хлебов (которые и разделяются между богомольцами), вина и елея и потом литургия святого Василия Великого . По окончании ее Иорданский митрополит в мантии и омофоре, с клириками, в сопровождении массы богомольцев отправляется торжественно крестным ходом на приготовленный на Иордане деревянный помост, далеко с берега выдающийся в реку, для совершения великого водоосвящения. Во время третьей паримии из 12 главы книги пророка Исаии с призывом «Почерпите воду с веселием от источника спасения» ( Ис. 12, 3 ) митрополит серебряной вазой почерпает воду из Иордана и, поставив ее на приготовленный стол пред собой, читает пред вазой молитвы водоосвящения. Когда клир запоет тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», архиерей погружает святой крест сначала в воду в серебряной вазе, а затем на прикрепленном к нему шелковом шнуре трижды бросает его в реку Иордан, отливая при этом туда и часть воды из вазы. В это время желающие из поклонников, погасив держимые в своих руках во время чина водоосвящения горящие свечи, погружаются троекратно в волнах священной реки. Погружение святого креста в воде и купание богомольцев сопровождается ружейной пальбой проводников, пусканием голубя для более сильного впечатления и восторженными криками богомольцев. Русские паломники, мало-помалу еще до окончания утрени оставляя палатку- церковь , в самом Иордане успели уже выбрать более удобные места для омовения. Кавассы, сопровождавшие паломнический караван, всячески предупредили паломников о возможных опасностях при купании в бурных волнах священной реки. Опасные по быстрому течению ее и по глубине места предупредительно ограждены арабами, которые обыкновенно образуют в воде живую цепь, имея для этого канат в руках, и зорко наблюдают за богомольцами в воде, чтобы отнюдь не выходили далее линии каната. Вот приблизилась церковная процессия к деревянному помосту на реке Иордане, устроенному для водоосвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Отличается выразительностью несколько наивно трактованных форм. Центральная мощная прямоугольная стена, включающая крупный арочный въезд, увенчана фронтоном, двумя ступенями аттика за ним и поздней металлической главкой на пирамидальном основании. По сторонам к ней примыкают пониженные и более узкие стенки, прорезанные также арочными проходами калиток. Устои украшены трехчетвертными укороченными тосканскими колоннами на постаментах, крайние из них заканчиваются вогнутой кровлей и вазой. Средний проезд подчеркнут архивольтом с замковым камнем. Северные ворота - оригинальный пример архитектуры малых форм в духе эклектики. Четыре массивных квадратных пилона ограничивают центральный широкий проезд и два боковых прохода с калитками (сохранилась решетка восточной). Между более высокими средними пилонами перекинута широкая лучковая перемычка, на которую водружен тяжелый постамент, несущий невысокую тумбу, равную в сечении пилонам. Тумба, как и устои ворот, заканчивается крупным трехступенчатым карнизом и вместе со всеми пилонами формирует общий пирамидальный силуэт ворот. Крайние опоры завершены шпилями на четырехскатных кровлях, средние и тумба - высокими восьмигранными пирамидками с главками (сохранились фрагментарно). Со стороны улицы устои украшены выложенными в кирпиче рустом, нишками, крестами и киотами. Часовня вне границ церковного участка поставлена к юго-востоку от него, на одной (красной) линии с южной стороной ограды. Является важным элементом панорамы храмового комплекса. Характерный для рубежа 19-20 вв. пример архитектуры малых форм, выдержанный в духе эклектики. Компактное квадратное сооружение под четырехскатной кровлей увенчано железным восьмигранным барабаном, скругляющимся в верхней части, с граненой вазой и миниатюрной главкой. Стены покрыты выложенным в кирпиче рельефным декором. Главный фасад обращен к торговой улице села. Прорезанный в нем дверной проем имеет профилированное обрамление с арочным верхом. Этот фасад акцентирован также центральным треугольным щипцом, на котором возведен кирпичный крест.

http://sobory.ru/article/?object=06043

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010