И у Брэдбери такая интуиция тоже присутствует. Ведь люди не сразу умирают, их вещи, на которых сохранилось их дыхание, отпечаток их руки, они продолжают жить. И человек чуткий испытывает благоговение даже перед предметами, которые держал другой человек, – перед чашкой любимой мамы, или вазой бабушки, или станком, на котором работал его отец, ружьем, которым он пользовался. Все вокруг хранит их отпечаток, потому что вещи впитывают человека, не отпускают его насовсем. И это удивительно. И какие бы скорби нас ни постигали, откровение о том, что «я жив!» – это нечто совершенно удивительное, может быть, это даже основа того, что мы называем счастье. Форма, в которой себя проявляет вера – Один современный богослов сказал, что христианство – самая материальная из всех религий. Вхождение Бога в человеческую жизнь, в человеческую плоть и теперь вечное пребывание Бога в материи – это соединение таинственное, необъяснимое, несказанное, действительно нераздельное – оно призвало человека весь мир снова привести к Нему. И поэтому каждая чашка, каждый листок – это очень ценно. Кажется, что современное общество (и с одной стороны, с религиозной, и с материальной) так часто об этом забывает. Вот скажите, если у вас понимание… один мой друг задает такой вопрос на одном телевидении: что такое вера и что такое религия? Одно ли это? Или это разные вещи? И почему должна быть религия? – Я думаю, религия и вера – очень разные вещи, разного порядка. Знаете, как мы килограмм и километр не ставим, скажем, в одну плоскость – это разные меры разных вещей, в разных порядках бытия. Вот религия – это некоторая форма, в которой человек осуществляет свою веру. И христианство – это не религия, хотя в христианстве есть религия. Религия представляет собой набор разных культурных универсалий. Например, мы сейчас находимся в храме, так вот храм или монастырь – это тот кристалл, та форма, в которой себя проявляет вера человека или общества. Или, например, институт священства, институт монашества – это все некоторые религиозные формы, которые вы найдете в любой абсолютно религии. Если религия более-менее развита, значит, в ней появляется храм, жреческое сословие, какой-то вид монашества со своим уставом, с аскезой, с духовными упражнениями. Появляется ритуал, обряд, и так далее. Это абсолютно нормально.

http://pravmir.ru/arhimandrit-savva-mazh...

крупные вкладчики. Так, напр., в 1633 г. обитель получила «по завещанию земян Оршанского повета на вечное время шесть волок земли, несколько огородов с садами и крепостными». Могилёвские мещане Иван Степанович и Харко Ескович подарили настоятелю 2 волоки земли. В 1635 г. мещане Андрей Карпович Рослин, Авдей Авдеевич и Овтушко Устинович Широнос отдали в распоряжение монастыря 5 волок. В 1637 г. мещане передали в М. Б. м. свои земельные участки и дома с усадьбами ( Мелешко. 1988. С. 196). К 1637 г. М. Б. м. владел в городе 3 домами, 7 земельными участками, 11 волоками пахотной земли, «броваром» и несколькими огородами. В 1638 г. земли и имущество М. Б. м. существенно увеличились. Мещанин Т. Г. Козел подарил обители «добра свои… пляц з садом и стайнею лежачий тут в месте млгилевском над озером», а также «другий пляц з садом лежачий в месте… так теж бровар з лисцем, котлом пивным и всем начинем, до вареня пива належачим, и с колодезем над озером, под горою» (Там же. С. 161). В период с 1634 по 1641 г. от вкладчиков в М. Б. м. поступило 9 домов с усадьбами, 4 земельных участка, «до 22 волок земли, из них шесть волок с поселенными крестьянами и более шести волок лесу» (Там же. С. 224). До 8 июня 1643 г. напротив М. Б. м. был основан «паненский» мон-рь, в котором не было церкви. Киевский митр. Петр (Могила) предоставил монахиням право продажи изготовляемых ими просфор и свечей на территории обители и в др. местах. К 1648 г. часть сестер была переселена в могилёвский Никольский мон-рь ( Жудро. 1890. С. 55). Но жен. мон-рь при М. Б. м. действовал до 1797 г., когда, несмотря на просьбы и протесты, его закрыл еп. Афанасий (Там же. С. 84). В нач. 1650 г. положение братчиков улучшилось после январских переговоров Киевского митр. Сильвестра (Косова) с новым польским кор. Яном II Казимиром Вазой, разрешившим вернуть православным могилёвцам «церковь святаго Спаса, монастыр с приходами». В сент. 1654 г. при посредничестве братчика К. Ю. Поклонского и его сторонников могилёвцы открыли ворота города рус.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

С 1782 г. Татищев становится предводителем московского и коломенского дворянства, а с 1792 – серпуховским уездным предводителем. До этого момента Татищев проживал в Липецком уезде, где в 1769 г. купил село-усадьбу Знаменское (ныне – село Вешаловка Липецкого района), которое продал в 1804 г., он также имел усадьбу в Новоржевском районе Псковской области. В принадлежащих ему владениях он занимался строительством, наиболее ярким актом которого стала постройка знаменитой церкви в честь Иконы Божьей Матери “Знамение” в селе Знаменское. Проект церкви был создан великим русским архитектором В. И. Баженовым (1738–1799) и датируется 1768 г., а освящена она была только 30 сентября 1794 г. Знаменская церковь и сегодня является одним из выдающихся памятников псевдоготического стиля русской архитектуры XVIII в. [Клоков et al. 2015]. Татищев умер в 1806 г. в возрасте 77 лет и был похоронен на кладбище Симонова монастыря, которое являлось некрополем многих знатных русских родов. В 1815 г. на могиле своего деда его старшая внучка Мария Александровна Власова поставила памятник из белого дикого сибирского мрамора с вазой и покрывалом, который был разрушен вместе со всем некрополем Симонова монастыря в 1928 г. [Шокарев 1998]. Согласно делу “По прошении лейб-гвардии ротмистра Якова Татищева о напечатании на его собственный кошт поучительных слов Димитрия Ростовского ”, которое сохранилось в РГИА, в Канцелярии Синода (Канц. Син264) 7 , Татищев был инициатором первого издания “Собрания проповедей” Димитрия Ростовского . Остается загадкой, что подвигло Татищева на издание сочинений святого Димитрия Ростовского и написание Жития [Федотова 2009], которое вошло в это собрание. Интерес к творческому наследию святителя? Интерес к истории? Семейные предания? Или “для общенароднаго удовольствия и пользы” (Канц. Син264, л. 67)? Интерес к прошлому своего рода был характерен для Татищева. Известно, что в 1786 г. он обращался в Геральдическую контору за генеалогическими справками, а в 1787 г. первый, как старший к тому времени в роде, подписал “объявление о 11 однородцев в Московское дворянское депутатское собрание о внесении, на основании Жалованной дворянству грамоты, рода Татищевых в Родословную книгу” [Татищев 1900:91].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Депутаты-католики, прибывшие на Регенсбургский рейхстаг (1532), принуждали императора самостоятельно созвать Собор, если папа Римский не сделает этого (Ibid. P. LXXIII). Однако Карлу V, заинтересованному в поддержке нем. князей для борьбы с турками, пришлось гарантировать тем правителям, кто приняли Аугсбургское исповедание, что в гос-ве сохранится сложившееся к этому времени положение, а вопросы о религ. принадлежности правителей и их подданных будут рассматриваться только Собором (Нюрнбергский религиозный мир, 23 июля 1532). Тридентский Собор (1545-1563) был созван следующим папой, Павлом III (1534-1549). Папа Римский Климент VII с процессией. Миниатюра из миссала. Ок. 1523 г. Худож. В. Раймонди (NY. Morgan. M. 1134) Папа Римский Климент VII с процессией. Миниатюра из миссала. Ок. 1523 г. Худож. В. Раймонди (NY. Morgan. M. 1134) На время понтификата К. приходится утверждение Реформации в Скандинавских странах. В 1523 г. начался конфликт со швед. кор. Густавом I Вазой (1523-1560), который без согласия папы назначил на архиепископскую кафедру Уппсалы Иоанна Магнуса (Юхана Монссона). К. счел незаконным смещение предыдущего архиеп. Уппсалы Густава Тролле (он был обвинен в гос. измене) и отказался утвердить назначение Иоанна Магнуса. Король, сначала относившийся негативно к распространявшемуся в стране лютеран. учению (в 1523 он издал указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера), в поисках дополнительных источников средств добился того, что в 1527 г. на Вестеросском риксдаге он был объявлен главой Церкви, а имущество мон-рей передано в королевскую казну. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королем. Папа обращался к швед. церковным иерархам с призывом помешать распространению лютеран. учения. Архиеп. Иоанн Магнус активно выступал как против реформаторских действий Густава Вазы, так и против деятельности лютеран. проповедников Олауса и Лаврентия Петри. В 1526 г. король отправил Иоанна Магнуса послом к Московскому вел.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

– Если бы ты не ушел на дело, Я удалился бы от тебя. При сборах жертв на храмы, на благотворительность примечено, что кто отсрочивает жертву, тот ненадежный благотворитель. Откладывание – маска скупости. Отсрочивать в делах Царства Божия – то же, что отказываться. Тот, кто взялся за плуг веры и оглядывается назад, кто ссылается на семью и мирския дела, ненадежен для Царствия. Плаватели, ради спасения корабля, сбрасывают и ценный груз в воду. Тем легче христианин откажется от мирских привязанностей ради вечного добра. Высота священства. Блаж. Августин горько плакал в день посвящения его во пресвитера, считая эту должность наказанием за прежние грехи и опасною высотою, на которой легко он может погубить свое спасение, если чистота его жизни не будет отвечать священническому достоинству. Франциска Ассизского почитатели его усердно просили принять священный сан. Однажды, когда он размышлял об этом, явился ему ангел с вазой чистейшего хрусталя и сказал ему: – Франциск! тот, кто домагается священства, должен быть чист и прозрачен, как этот хрусталь. Франциск не пошел дальше диаконской степени, да и эту считал для себя слишком почетною. Урок ученому проповеднику. Лорд-мэр Лондона пригласил Мантона сказать проповедь при одном торжественном случае в церкви апостола Павла. Проповедник выискал труднейший текст, чтобы выставить свою ученость и красноречие. Слушатели были поражены ученою проповедью и чрезвычайно хвалили ее на бывшем после богослужения обеде. Когда Мантон с этого обеда пошел домой, за ним следовал какой-то бедный человек и вежливо спросил его, не он ли ныне проповедывал в церкви ап. Павла. Получивши утвердительный ответ, бедняк продолжал: – Я был ныне в этой церкви и приходил туда с душевным желанием назидаться Словом Божиим. Но из сказанного вами я почти ничего не понял. Это было слишком высоко для меня. Мантон ответил на это со слезами на глазах: – Друг мой! Не я вам ныне пропове-дывал, а вы мне, и с Божией помощию я впредь не буду настолько глуп, чтобы по нынешнему проповедывать лорд-мэру или кому другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Внутреннее пространство четверика перекрыто низким сомкнутым сводом с распалубками и открывается в алтарь и трапезную широкими арочными проемами (перекрытие трапезной аналогично четверику). Масляная роспись исполнена между 1947 и 1950 гг. В церкви четыре иконостаса: два из них в двухпрестольном храме, два в трапезной. Все иконостасы сборные, их конструктивные элементы и иконы перенесены из утраченной Троицкой церкви с. Филисово и из церкви Успения с. Бортницы Родниковского р-на. Поэтому структурно композиции иконостасов выдержаны недостаточно четко. Их украшает накладная резьба сер. 19 в. в духе классицизма. Большинство икон относится к 18-19 вв. Из приносных икон следует выделить небольшую " Аарон, Самой и Авив " (в южном приделе), относящуюся к 17 в. Колокольня представляет собой стройное четырехъярусное с двумя полуярусами сооружение: три четверика и восьмерик (все три верхних яруса - с арочными проемами). Колокольню в стиле классицизма с элементами барокко (креповка углов и карнизов, характер обработки люкарн, барабана и главки) венчает кровля гуськового профиля с люкарнами и тонкий барабанчик с фигурной главкой-вазой. В оформлении ярусов применены сдвоенные пилястры и полуколонны тосканского ордера, поддерживающие антаблементы и треугольные фронтончики (в двух средних ярусах). Нижний полуярус прорезан сегментными окнами, верхний служит основанием для восьмерикового яруса, диагональные грани которого также декорированы полуколоннами. Беляев, 1863, с. 206; ИАК, 1909, с. 288; ЖМВД, 1860, окт., с. 110. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3» - М., Наука, 2000, с. 195-198. На реконструкцию храма в XIX в. выделил большие средства местный купец Г. Ципаков. Возле храма сохранились его могила и надгробие. В конце тридцатых годов XX века церковь была закрыта и использована под склад зерна, но в 1946 году передана вновь общине верующих. Часть икон была утрачена. В 1980-е годы храм был реконструирован. Вичугскими художниками Чудовым и Макаровым расписан потолок. Стены храма побелили, покрасили купола. В 1990 году к церкви была подведена асфальтовая дорожка. За последние годы храм несколько раз пытались ограбить. Один раз грабители унесли две иконы. В 1988 году вблизи храма была установлена памятная стела в честь 1000-летия Крещения Руси.

http://sobory.ru/article/?object=03143

Игумен Исидор: Я думаю это и то, и другое. Слово монах произошло от «mono» – один, одинокий, или «инок» по-русски – это человек иной жизни по отношению к Богу, к миру, к себе, к окружающим людям, допустим, не боится смерти, чувствует свою вину, видит свои грехи, в отличие от человека мирского, который, может быть, об этом даже не задумывается. Если мы посмотрим на все духовные искания человечества, начиная от языческих, вспомним традиционные религии, такие как индуизм, буддизм и даже мусульманство, то увидим, что всегда были какие-то люди (например, дервиши), которые были странниками, одинокими, хранили целомудрие, подвизались духовно не в мегаполисе, а где-то в пустыне, в пещере и так далее. Это было во всех духовных исканиях всех народов, времен, религий. Что касается христианского, православного монашества, то мне кажется, что это просто удобный путь. Когда в 16 лет я вступил на эту стезю, приехал из Москвы в Валаамский монастырь, то думал: «Господи, как же мне легко!» Конечно, трудно в том смысле, что тебе сделают замечание, есть послушание, физически тяжело – были очень длинные службы, строгие посты и так далее. Но как легко, что не надо думать о деньгах, о том, где заработать, как накормить, о том, что заболел ребенок или куда семья поедет отдыхать, когда в стране разруха. Монах обо всем этом совершенно не думает, а думает только о вверенном ему послушании и о своей внутренней жизни, о том, что он сказал, что он подумал, как он себя ведет, есть у него молитва или нет. Есть такая пословица: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Монашество, я считаю, наиболее легкий путь. В этом порой упрекают, но мне кажутся странными эти упреки, ведь если мне надо забить гвоздь в стену, наверно, я пойду легким путем: возьму молоток и буду забивать. Конечно, можно хрустальной вазой попытаться забить или скрипкой, или стулом, но это неправильно. Поэтому если человек хочет духовно себя внутренне рассмотреть, познать и подкорректировать свои отклонения от евангельских норм, то духовной жизнью, конечно, проще заниматься в монастыре, как, например, спортом в спортзале.

http://azbyka.ru/monashestvo-radio

Веру готовили к операции. Взяли анализы, сделали снимки. Увидев их, врач изменился в лице. Страшное затемнение на легком исчезло! Он ворвался к Вере в палату: - Что с вами случилось? Ничего не понимаю! Легкое чистое! Операция не нужна! Рассказывайте всю правду! И Вера рассказала врачу и историю со свечой у Иоанновского монастыря, и о помазании Батюшкиным маслом на Леушинском подворье. Врач, выслушав девушку, с недоверием покачал головой, и вышел из палаты, бормоча себе под нос, что надо подробно во всем разобраться. Вера помчалась звонить Зинаиде. - Тетя Зина, легкое чистое! Операцию отменили! – кричала она на все отделение. - Как отменили? – опешила Зинаида, уже понимая, что случилось чудо. Отложив все дела, она пошла на подворье, чтобы сообщить радостную новость. Выписавшись из больницы, Вера сразу уехала домой. Спустя три месяца она вернулась в Петербург на контрольное обследование. Исцеление подтвердилось. В кабинете врача девушка увидела икону святого Иоанна Кронштадтского . - Я теперь за всех своих пациентов Батюшке молюсь. Начал на службы ходить на Леушино,- улыбнулся врач, перехватив удивленный взгляд девушки. — Помните, вы мне о нем рассказывали? Девушка от стыда покрылась красными пятнами — ведь она в благодарность за исцеление даже свечки святому Иоанну Кронштадтскому не поставила. Попрощавшись с врачом, Вера купила букет белых роз и поехала на Леушинское подворье, надеясь встретить там тетю Зину. Но ее на подворье на оказалось. - Кому цветы-то принесла? – подошла к девушке Людмила. - Святому Иоанну Кроншдатскому. Поставите? – Вера отдала ей букет. - А я ведь тебя уже видела. Ты с Зинаидой приходила. Потом я тебя в музей водила. Мы еще за тебя молебен служили. Потом Зинаида принеслась – сказала, что ты после помазания исцелилась от саркомы легкого. Сколько же времени прошло? – Людмила взяла цветы и ушла. Вернулась она с красивой вазой. - Прими, Батюшка наш дорогой, эти цветы в благодарность за исцеление от рабы Божьей, — она поставила вазу с розами перед иконой Иоанна Кроншдатского. — Забыла, как тебя зовут?

http://azbyka.ru/fiction/imya-tebe-lyubo...

Надгробие А. М. Голицына. 1788 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Надгробие А. М. Голицына. 1788 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) К старшему поколению выпускников АХ принадлежал и Ф. И. Шубин. Его резцу приписывали реалистичный профильный портрет на белом мраморном медальоне (возможно, авторство скульптора Я. И. Земмельгака (Земельгака)), помещенном на Н. скульптора - 8-гранном из серого мрамора пьедестале с вазой-светильником (1800-е гг., Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра; портрет ныне в Гос. музее городской скульптуры, С.-Петербург; на Н.- копия). Как следует из переписки Шубина, он участвовал в создании наружного и внутреннего скульптурного декора усыпальницы Барышниковых в ц. в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи в Николо-Погорелом (архит. М. Ф. Казаков, 1784-1802, не сохр.) ( Ильин М. А. Мавзолей в Николо-Погорелом//Памятники искусства, разрушенные нем. захватчиками в СССР. М.; Л., 1948. С. 450, 451, 456, 457). Композиция надгробного памятника с основой в виде возвышающегося на ступенчатом пьедестале пирамидального обелиска с портретным барельефом на нем и фигурой плакальщицы близка к варианту Н. в трактовке Гордеева. Соавторство Шубина отмечают также в Н. кн. П. М. Голицына (1783, Голицынская усыпальница Донского мон-ря). Гений и Марс фланкируют стоящий в центре жертвенник, у подножия к-рого лежат воинские доспехи. Непосредственное участие Шубина, под «присмотром» которого создавалось это Н. скульптором Земмельгаком по модели Гудона, видится в индивидуализированных, выразительных чертах и горделивой посадке головы бога войны, взирающего с постамента на стоящего перед памятником. Надгробие А. С. Попова. 1781 г. Скульптор Я. И. Земмельгак (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Надгробие А. С. Попова. 1781 г. Скульптор Я. И. Земмельгак (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Рельеф надгробия П. И. Мелиссино. 1800 г. Скульптор М. И. Козловский (Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра)

http://pravenc.ru/text/Надгробие.html

368 ...а ты безбоженъ... и малую снь латынскаго служения испровергли есте... – Реформация в Швеции началась в 1527 г.; конфискация церковных земель была завершена к 1540 г. 369 ...королъ на Свйской земл отцомъ твоимъ. – Иван IV, по-видимому, противопоставляет себя, царя «божьей милостью», Юхану, получившему власть от отца. 370 ...при Ягайле, корол полскомъ, хто былъ Воидило и которымъ обычаемъ Ягайлу з дядею своимъ с Кестутьемъ бои были... – Ягайло – великий князь литовский (с 1377 г.) и король польский (с 1385 г.); Кейстут – его дядя (младший брат Ольгерда). В литовско-русских летописях рассказывается, что у князя Ольгерда был любимец, холоп Войдило; Ягайло женил этого бывшего холопа на своей сестре княжне Марии; Кейстут убил Войдило; Ягайло, захватив Кейстута в плен, велел его удавить. 371 ...Онтону Олсу... – Речь идет об участнике посольства Павла Абовского Тоне Ольсоне, который был отпущен в Швецию еще в декабре 1571 г., когда остальные послы еще оставались задержанными. 372 ...а маленко былъ не похотлъ под старость... – Речь идет о войне 1555–1557 гг. между Густавом I Вазой и Иваном IV, одним из поводов к которой было требование Густава сноситься непосредственно с русским царем. 377 Понеже помните... егда нкогда прилучися нкоимъ нашимъ приходомъ к вамъ... – Видимо, в одну из поездок 1564–1572 гг. 378 ...Маккави... Елеазар... Златаустъ... – Отстаивая необходимость стойкости в соблюдении заветов Кирилла Белозерского, Иван IV приводит примеры из 1-й и 2-й книг Маккавеев и из жития Иоанна Златоуста , византийского церковного деятеля, константинопольского патриарха в IV–haчaлe V в. н. э., которое было знакомо царю по одному из популярнейших церковных памятников XVI в. – Великим Минеям Четьям (ноябрь). 379 ...Анна и Каияфа – Шереметевъ и Хабаровъ... – Иван Васильевич Большой-Шереметев – один из выдающихся политических и военных деятелей 50-х гг. В 1564 г., подозреваемый в измене, был арестован, а затем пострижен в Кирилло-Белозерский монастырь. Казнен ок. 1573 г. Иван Иванович Хабаров – боярин, насильно постриженный в Кирилловом монастыре; Курбский причислял его к числу жертв Ивана IV, но дата его смерти неизвестна. Обвиняя Шереметева и Хабарова в неблагочестивом поведении, царь сравнивает их с библейскими первосвященниками, гонителями Христа – Анной и Кайафой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010