1 октября 1990 года в небольшом доме при тогдашнем кафедральном соборе Костромы древней церкви Воскресения на Дебре открылось епархиальное училище – прообраз будущей семинарии. Причем в то время, для его открытия, пришлось еще пройти через борьбу с Советом по делам религий. В 1991 году училище переехало в здание Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. 551 Были приняты на учебу первые 18 воспитанников, сформирован штат из 15 преподавателей. Занятия проводились в тяжелых условиях: зимой в неотапливаемых помещениях; не хватало учебных пособий и духовной литературы. Обучение проходило по двухгодичной программе, и в 1992 году состоялся первый выпуск Костромского духовного училища. С 1994 – 1995 учебного года училище переводится на трехгодичный курс обучения. К 1996 году укреплена материальная база, укомплектована библиотека, преподается уже 20 дисциплин. В 1996 году решением Священного Синода училище реорганизовывается в Костромскую духовную семинарию с 4-летним курсом обучения. К своему первому выпуску, состоявшемуся 24 мая 1999 года, духовная семинария имела уже около 100 студентов, 32 преподавателя; в ней читалось 37 дисциплин. В 1999 году очное отделение Костромской семинарии закончили 14 человек, отделение экстерната 2 человека, регентский класс 6 человек. 552 Инспекционная проверка Учебного Комитета в 2001 году констатировала, что положение дел в Костромской Духовной семинарии может считаться вполне удовлетворительным, налицо все необходимые предпосылки для перехода от 4-х летней к 5-ти летней продолжительности обучения 553 . Во Владимирской епархии развитие духовного образования связано с трудами архиепископа Евлогия. С 1998 года в ней действует Владимирская Свято-Феофановская Духовная семинария с заочной формой обучения. По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия обучение в ней всех, не имеющих духовного образования, священнослужителей епархии обязательно. Кроме того с 1995 года во Владимирской епархии функционирует духовное училище в г. Гусь-Хрустальный, которое готовит псаломщиков и катехизаторов для приходов епархии. Срок обучения в училище – 2 года. С 1996 года при Свято-Успенском княгининском монастыре города Владимира открыта Владимирская епархиальная регентская школа с трёхгодичным сроком обучения, готовящая регентов и псаломщиков для приходов епархии. 554

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аврамия (Мартынова), монахиня Дом-музей свт. Афанасия в г. Петушки Насельница Владимирского Успенского Княгинина монастыря до его закрытия в 1923 г. Монашеское имя получила в честь мученика Аврамия Болгарского, святые мощи которого хранились в обители 27 . До конца своих дней поддерживала связь со святителем Афанасием. Во время его епископского служения во Владимире шила ему облачения, собирала и посылала продукты и необходимые вещи в тюрьмы и лагеря, где находился Владыка. В старости мать Аврамия была для односельчан за священника: и отпевала, и давала духовные советы. С любовью относился к старой монахине Владыка Афанасий. О ней писал он своим друзьям из лагеря: «Какое христианское отношение к болезням!» 28 Освободившись, он старался помочь матушке чем только мог. А о ее великой любви говорят ее письма. Скончалась мать Аврамия 2 декабря 1959 г. «Дорогой наш светильник погас», – писали о ней односельчане Мария и Иоанн. Их письмо о кончине матери Аврамии публикуется здесь же. Мать Аврамия была полуграмотной. В ее письмах отсутствуют знаки препинания, последние буквы слов часто недописаны, что восстановлено без оговорок. Орфографические ошибки исправлены, расставлены знаки препинания. 1. Не позднее 4 января 1957 г. Х[ристос] п[осреди] н[ас]. Ваше Преосвященство Владыко святый. Просим мы вашего благословения и ваших св[ятых] мол[итв] за нас, многогрешных, – м. Авр[амия] Иван, Мария. Кланяемся Вам в ножки и целуем Вашу ручку и поздравляем вас с праздн[иком] Р[ождества] Х[ристова] и с наст[упающим] новым годом и желаем Вам добраго здравия телесного и душевного спасения и терпения в немощах Ваших. Как Ваше здоровье, а мое самое плохое, часто гриппом болею, и сердце не очень хорошо, душит, задыхаюся. В[ладыко], я Вас прошу, нет ли у Вас маленьких картинок Николая Чудотворца, Божией Матери. Все просят, у меня молитвенников просят. В[ладыка], еще скажите мне, меня спрашивают люди, чего лучше для души, сорокоуст заказать или отпевание. А все денег нет, бедные люди. Старухи умирают, на все надо полторы сотни. Ко мне некоторые приходят и просят отпеть, дадут мне 10 руб[лей]. А кто 5 [рублей], я даю землички, рукописание, сама пишу его, у меня есть требник, и венчик рисую, крестик и «Святый Боже» пишу. отец Александр меня научил, он ко мне ходил каждый год, нас, старух, причастить на ночь придет, а сейчас трудно вызвать священника – привези, увези, лошадь не дают. В[ладыка], прости меня, я стала нетерпеливая, надоело мне такой хворой жить. Машу я заманила ко мне, хотя, Спаси Боже, ходит ко мне, все дела делает. Простите меня Х[риста] р[ади] и благословите меня, помолитеся за меня. Будьте хранимы Богом. Ваша молитвенница м[ать] Авр[амия].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Мухина Агриппина Зиновьевна Бывшая послушница Успенского Княгинина монастыря в г. Владимире. Родилась в дер. Вахрамеева Ковровского уезда Владимирской губ. в крестьянской семье 863 примерно в 1879 г. В 1899 г. в возрасте 20 лет поступила в Успенский Княгинин монастырь г. Владимира. После закрытия обители пела в хоре Троицкой церкви во Владимире. Шила и вышивала облачения. Постоянно поддерживала святителя Афанасия в ссылках и заключении. Из Дубравлага он писал своим знакомым: «Скорблю очень об Агриппине Зиновьевне, что слабеет ее зрение. Молюсь о ней и об Анастасии, тоже со слабеющим зрением, – утешавшей чтением м. Аврамию. Молю Бога, да не потеряют они совсем зрения телесного, а паче сохранят целым око духовное, преданность воле Господа, предвкушение светлостей райских» 864 . Проживала в пос. Перловка Московской обл. 1. 17 ноября 1956 г. Дорогой наш Владыко и отец Епископ Афанасий. Прошу Вашего благословения, грешная Агриппина. Вас поздравляю с праздником св[ятого] Архистратига Михаила. В этот я получила дар паралича [?], он меня вразумил, акафист лежит, это все вл[адыки] Питирима 865 [?]. Особенно Рина никак не давала, «а может придет», все и лежало, и не знаем, где он. Когда Рина умерла, много было акафистов. Я все отдала владыке Нектарию 866 , мощи были – все отдала В[ладыке] Нек[тарию], акафист св[ятому] архистратигу Михаилу не отдала, стараюсь каждую неделю в понедельник читать, но не всегда. Мне он нравится, особенно молитва – вот уж этому 13 лет. Я считаю три года плохо говорила, а память все хуже и хуже, и здоровье слабеет. Но я Бога благодарю за Ваши молитвы. Дрова ношу и две печи большие я топлю, по нескольку полен приношу. Раньше я не могла, а сейчас приходится делать за Ваши молитвы. Народ есть, но они все уходят, днем никого нет, уходят рано, приходят поздно. Елене Александровне нельзя ни наклоняться, ни воды и тяжелого ей нельзя. И частенько лежит. В Болшеве была, видела, даже разговаривала, я сначала его не узнала. Русый был, а сейчас белый, волосы длинные, полный, как настоятель 867 . Важно держит[ся], звал к себе. Я говорю: «куда в гости, нет, я не могу». Как Вы себя чувствуете? Как матушка и Зинаида Петровна? Как матушка Маргарита? Все мы на исходе в дальний путь. Глаза мои лучше стали, но не прежние, хоть но все же читаю и много нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Ольга равноап. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 9001.jpg:   Размер: 353x1200, 0.42 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (387) , (9) . Описание: [Москва. 1950-70.] Почаевская икона со святителем Лвом Римским и равноапостольной Ольгой на полях (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Частное собрание. Файл 9002.jpg:   Размер: 351x1200, 0.42 MPix, 90 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (706) , (38) . Описание: [Москва. 1970-е.] Св. Ольга. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.8 х 12.3. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 9003.jpg:   Размер: 516x1200, 0.62 MPix, 136 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (566) , 1 (36) . Описание: [Москва. 1950-70.] Равноапостольные Владимир, Ольга и мученица Людмила. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Частное собрание. Файл 9004.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 234 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (490) , (23) . Описание: [Москва. 1969.] Св. равноапостольная Ольга с житием. Чуракова Е.С. Икона. Сергиев Посад. 1969 г. (написана к 1000-летию преставления равноапостольной Ольги). Файл 9005.jpg:   Размер: 1573x1800, 2.83 MPix, 361 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (680) , (21) . Описание: Икона Святой Равноапостольной княгини Ольги, копия росписи художника М. В. Нестерова во Владимирском соборе в Киеве. Выполнена наместником Псково-Печерского монастыря, архимандритом Алипием (Вороновым В. Н.) в 50-60-е годы XX века. Иконы, написанные архимандритом Алипием, можно увидеть в Псково-Печерском Свято-Успенском мужском монастыре под надвратным храмом во имя преподобного Корнилия. Псковский Кремль.

http://pravicon.com/icon-2597-photo

В 1654 г. владимирские посадские люди В. А. Хмылов и С. И. Пузов построили каменную 3-ярусную шатровую колокольню к юго-западу от собора. В 1763 г. на ней было 13 колоколов, в 1800 г.- 11, в 1814 г. и позже - 8 колоколов. На средства Хмылова и Пузова также были сооружены каменные кельи. До сер. XVII в. келейные корпуса и хозяйственные службы В. Р. м. были деревянными. В 1659 г. были сооружены сев. служительские (экономические, или казенные) каменные кельи, в 1681 и 1689 гг. на средства архим. Викентия - юж. каменные братские и больничные корпуса, вост. келейный корпус, часть к-рого в 1750-1789 гг. и после 1800 г. занимали Владимирская ДС и консистория (к 2004 сохр. в перестроенном виде). Ограда мон-ря до 1700 г. была деревянной. В древности, когда существовали крепостные валы и рубленые стены на валах, ограда мон-ря с юж. и вост. сторон находилась ниже валов, внутри насыпи; в 1719 г. ограда внутри насыпи сгорела и была поставлена новая на валах. В 1700-1701 гг. часть ограды с сев. и зап. сторон была отстроена в камне. Каменные сев. св. врата, очевидно построенные в 1607 г. вместе с надвратной Александро-Невской ц., были расписаны сценами Страшного Суда, на выступах изображены владимирские чудотворцы и вмч. Димитрий Солунский (вкладная книга упоминает о росписи св. врат в 1637 и «в прежних годах»; к 2004 росписи забелены). Фрески имели, по мнению Тихонравова, сходство с росписями собора владимирского Княгинина мон-ря и работами прп. Андрея Рублёва в Успенском соборе. Вост. ворота мон-ря были заложены после выноса мощей св. Александра Невского. Каменная арка этих ворот также была украшена росписью: изображением Богородицы «Знамение» с предстоящими справа Киевским митр. св. Максимом , св. князьями Андреем Юрьевичем и Глебом Андреевичем, слева - св. Александром Невским, вел. кн. Георгием Всеволодовичем и мч. Авраамием Болгарским. К 1763 г. вся ограда была каменной, с 4 воротами и 4 угловыми башнями. «Восточные ворота Рождествена монастыря». Литография К. Эргота. 1880 г. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/154981.html

Каменный монастырский храм был заложен 15-го июля 1200 года самим Великим князем Всеволодом и епископом Иоанном, а освящен 9-го сентября 1202 года, вероятно, тем же епископом 145 . Построив монастырь для тихого пристанища себе, многострадальная Великая княгиня, однако, медлила поселиться в нем, вероятно, потому что желала не отделяться до времени от своих детей и продолжать их воспитание. Она теперь, во время своей болезни, обратила особенное внимание на воспитание чад своих. По свидетельству Степенной книги, Великая княгиня в своей великой болезни благодарила Бога, и призывала детей своих, поучала их. Историк Татищев свидетельствует, что часто созывала детей своих болящая Великая княгиня, и что «много поучала их, как им жить в мире и любви, людей право судить», – и при этом поясняет, что такой учительницей своих детей она являлась благодаря чтению многих книг. Впрочем, заботы Великого князя об управлении отвлекали иногда от матери ее сыновей. Так, по свидетельству Татищева, старший сын Константин был около двух лет на княжении в Переяславле южном, и возвратился оттуда лишь по особенной просьбе своей перед родителем, по своему миролюбию тяготясь жизнью в бурной от междоусобий и нападений внешних врагов южной Руси. В 1200 году Всеволод Георгиевич отправил одного из младших своих сыновей, еще четырехлетнего младенца Святослава-Гавриила, на княжение в Новгород, желая сам управлять Новгородом через посланных с малюткой-князем бояр. Возвратился из Новгорода Святослав Всеволодович едва ли уже не перед кончиной матери. А один из старших сыновей, Ярослав, по воле родителя отъехавший в 1201 году десятилетним отроком на княжение в Переяславль южный, должно быть, в последние три с половиной года жизни своей матери, уже более не видал ее. Наконец, Великая княгиня почувствовала приближение своей кончины. Она созвала к себе сыновей своих и высказала им свои последние наставления. Эту прощальную беседу умирающей княгини передают нам – Степенная книга, Никоновская летопись и Житие св. Георгия. Приведем эту беседу по Степенной книге, где она изложена подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

«Великий князь, говорит историк Татищев, повелел немедленно, во-первых, церкви все строить от своего имения, затем, убогим раздавал много на построение; княгиня же, преимущественно, убогим раздавала, хотя ее уборы богатые едва не все погорели» (Книга 3, стр. 225). Но все подобные скорби и бедствия служили, так сказать, только приготовительным испытанием для благочестивой княгини, укреплявшим ее веру и нравственные силы к поднятию тяжкого креста, который Провидением назначено было нести ей в продолжение нескольких лет под конец ее жизни. Около времени рождения последнего сына, Великая княгиня заболела тяжким недугом и лежала на одре болезни до самой своей кончины, лет 7 или 8 139 . Никоновская летопись и Степенная книга называют эту болезнь «великою». Из древних источников мы видим, что Великая княгиня в своей «немощи» именно лежала на одре болезни. Писатель жития св. Георгия, сообщая об этой болезни, говорит, что Великая княгиня «посещением Божиим была в великой скорби» и далее вспоминает даже праведного Иова. «И пришла к ней, говорит он, как на праведнаго Иова, рана искушения». Праведному Иову уподоблялась Великая княгиня и в великодушном перенесении своей болезни. По свидетельству Степенной книги и Жития св. Георгия, Великая княгиня, для укрепления своего терпения, и сама вспоминала о праведном Иове: «и лежала в немощи семь лет, говорит писатель Жития св. Георгия, и никакого слова хульнаго не произнесла, но (лежала) благодарно терпя, часто молясь, и поминала праведнаго Иова, сказавшаго: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго» 140 . Великая княгиня черпала и там свое утешение, где всего более можно и должно почерпать его христианину, – в воспоминании о страданиях Христовых: «она поминала, говорится в Степенной книге, и вольныя страсти Христовы за жизнь и спасение мира». Она утешала себя также словами одного из наиболее спострадаваших Христу Апостолов. «Прилагала же к себе, говорится в Степенной книге, и Апостольское слово: «ничтожны страдания нынешняго века в сравнении с будущей славой, имеющей явиться в нас» 141 . В болезни всей душой обращалась Великая княгиня к Господу Богу, – и вот в 1200 году она совершила то великое дело благочестия, которое остается нерушимым и благоплодным и доныне. Она основала во Владимире, на горе над маленькой речкой Лыбедью, женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Впрочем, Великий Князь Всеволод был миролюбив и нечасто обнажал меч против внутренних или внешних врагов. Он много занимался мирным благоустроением своих областей, строил и украшал храмы и монастыри, возводил укрепления. Летопись чрезвычайно восхваляет благочестие Великого князя Всеволода, милосердие его и правосудие. Такого-то могущественнейшего и благочестивого князя была супругой Мария. Но и самой ей летопись приписывает многие из тех добродетелей, которые восхваляются в ее супруге. Она была, говорит летопись, воспитана «от детского возраста в страхе Божием, любила правду, воздавая часть епископам, игуменам, чернецам и пресвитерам, и любила черноризцев и подавала им потребное, ибо была нищелюбива и страннолюбива; печальных и нуждающихся, и больных, всех таковых утешала и подавала им потребное» 132 . Господь наградил благочестивых супругов многими и добрыми чадами. Старшими из детей у них были дочери, и самой старшей, кажется, была Всеслава, родившаяся в 1170-х годах, потому что в 1187 году она была отдана замуж за Ростислава, сына Ярослава, князя Черниговского. Второй, по историческим указаниям, была Собислава, во св. крещении Пелагия, упоминаемая историком Татищевым, который говорит, что она родилась в 1179 году и что восприемницей ее была тетка Ольга Георгиевна, княгиня Галичская (жившая тогда во Владимире). Более нет известий об этой княжне, и можно думать, что она скончалась в детстве. Затем, около 1181 года, родилась дочь Верхуслава, во св. крещении Анастасия, которая в 1189 г., еще будучи только 8 лет, была отпущена родителями в дальний Белград (Киевской области) для бракосочетания с сыном Белгородского князя Ростиславом Рюриковичем; причем, отпуская ее, родители много плакали, т.к., по выражению летописи, она «мила им была и очень молода» 133 . Только в 1185 году (или даже, может быть, в 1186 г.) 18 мая родился у Великой княгини первенец сын Константин Всеволодович, впоследствии, по своему благочестию и мудрости, бывший утешением матери, получивший за свою просвещенность прозвание «мудрого», скончавшийся Великим князем Владимирским (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Леонид Устьнедумский, основатель упраздненной Устьнедумсков Богородицкой пустыни, которая находилась в Устюжском уезде Вологодской губернии, скончавшийся 17-го Июля 1 54-го года (Ист. Uep. VI, 580 ; у Верюжск. стр. 668). Леонтий Кариховский (Новгородский), основатели упраздненного Карихива монастыря, который находился в Новгородском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 18-го Июля 1492-го года (Ист. Uep. IV, 355 ). Лукиан Александровский, устроитель Лукиановой пустыни, которая находится в Александровском уезде Владимирской губернии, скончавшийся 8-го Сентября 1654-го года (Ист. Uep. V, 27 ; Строева Списки иерархов). Макарий Глухарев, знаменитый Алтайский миссионер (1830– 1843), всю жизнь бывший строгим подвижником, скончавшийся настоятелем Волховского Оптина монастыри Орловской губернии, 18-го Мая 1847-го года. По словам одного из его биографов, писавшаго· в 1860-м году, «к месту его погребения собираются сонмы людей благочестивых и служат по нем панихиды», см. в Августовской книжке «Странника» за 1860-й год статью свящ. А. Лаврова: «Архимандрит Макарий, начальник Алтайской церковной миссии», стр. 67. Макарий Оптинский, подвижник Оптиной пустыни, скончавшийся 7-го Сентября 1860-го года. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века (Уважавший его митр. Филарет сделал замечание Цензурному Комитету за пропуск к печати его писем без очищения их от нелепостей, см. Алфавитный указатель к собранию мнений и отзывов Филарета, стр. 177, col. 2). Макарий Оредежский, основатель упраздненной Оредежской Успенской пустыни, которая находилась в Олонецком уезде Олонецкой губернии, ученик Александра Свирского (Ист. Uep. V, 370 ). Максим Грек, знаменитый писатель и страдалец, прибывший в Россию с Афона в 1518-м году, скончавшийся в Троицком Сергиевом монастыре в неизвестные месяц и день 1556-го года (Память в Троицком монастыре 21-го Января, в день памяти преп. Максима исповедника ). Мария Шварнова, Чехиня, перекрещенная католичка, супруга вел. кн. Всеволода Юрьевича, основавшая во Владимире Княгинин Успенский женский монастырь, скончавшаяся в своем монастыре по пострижении в монашество 19-го Марта 1206-го года (Лаврент. лет. под 1206-м годом; преосв. Димитрия Месяцеслов, 19 Марта, 1-го изд. вып. III, стр. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Боголюбская икона Божией Матери (Боголюбивая) ходатайством и усердием преосвященнейшего владыки Евлогия была передана Княгинину монастырю из Владимирского музея в 1992 году. И вновь Богородица явила себя Заступницей и Покровительницей. В монастыре помнят много чудесных случаев. Девятилетняя девочка сильно заикалась. Бабушка привела ее в Успенский храм монастыря к Боголюбской с верой в помощь Богородицы. Девочку причастили. А потом она сама, уже не заикаясь, рассказывала всем, что ее «Боженька исцелил». От масла из лампадки перед чудотворной иконой очень быстро прошли ожоги у ребенка. Человек повредил ногу, ему грозила ампутация. Друг принес ему масло от Боголюбской иконы, благодаря чему произошло исцеление… А мой случай простой: горячо возжелав много лет назад хоть глазком взглянуть на Боголюбскую, я за два дня пребывания во Владимире – неожиданно – не только посмотрела, но и помолилась пред ней, прикладывалась много раз, матушка настоятельница благословила маслом от возжигаемой перед ней лампадки… Простой случай, но разве не чудесный? И литургию в Успенском соборе отстояла я на следующее утро. И не простую – архиерейскую. Так что с избытком дал мне через несколько лет святой благоверный князь Андрей Боголюбский просимое у него в краткой молитве. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 января, 2023 7 января, 2023 7 апреля, 2024 22 марта, 2024 14 октября, 2023 18 апреля, 2023 16 апреля, 2023 13 апреля, 2023 9 апреля, 2023 8 января, 2023 7 января, 2023 7 апреля, 2024 22 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ili-bogo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010