113 О Владим. Соборе 1274 года есть подробная статья во Влад. Епарх. Вед. За 1868 г. и 11. Прекрасную заключительную речь Святителя Кирилла можно читать в «Ист. Вл. Каф. Усп. Соб.» стр. 66–69. 115 Во Влад. Епар. Вед. За 1867 г., помещена статья П.Ц. о словах Святителя Серапиона с многими выдержками из его слов. 116 Так обличал суеверие пастырь Православной церкви в России в 12 веке в то время, как на западе латинское (католическое) духовенство само производило розыски мнимых колдунов и волшебниц и, по испытанию их водой и другими способами, предавало смерти. Так православие заключает в себе полный свет, а уклонение от правой веры производит и множество других заблуждений. 117 Воскр. лет. дает указание, что Феодор был поставлен в епископа из игуменов монастыря св. Константина и Елены. Но, на основании исследований Строева, здесь нельзя разуметь Константино-Еленинского монастыря, находившегося в 5 верстах от Владимира (где ныне Доброе село с древней Константино-Еленинской церковью), т.к. этот монастырь построен позднее времен Святителя Феодора, – св. митрополитом Алексием в 1362 году. По мнению Строева, в названии монастыря в летописи могла быть даже ошибка («Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». Стр. 670). 118 Степ. кн. говорит: «В та времена Русская земля не вредна бяша, и не ратуема от безбожных татар, но тишина бысть и ослаба христианству». (390 стр.) 119 Андрей Александрович приводил еще татарское войско против брата и в 4-й раз, только по смерти епископа Феодора, в 1293 г.; тогда татары взяли и разграбили 14 городов, в том числе Владимир. Карамзин говорит, что они тогда разграбили соборный храм Владимирский, и выломали даже прекрасный медный пол его. («Ист. Гос. Рос.» т. 4 стр. 159, по С.-Пет. Изд. 1830 г.). Россия, после кончины св. Александра Невского, победителя шведов, немцев и литвы, терпела много и от этих народов. От них великим защитником был теперь только св. Довмонт, князь Псковский. Юго-западная Россия вела войны с поляками и терпела зло от татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

15-го апреля 1212 года, в утро воскресного дня, Великий Всеволод на 58 году своей жизни мирно преставился, «передав державу свою и сыновей своих в волю Божию и о всем благодаря Бога» 28 . «И плакали по нем, говорит летопись, сыновья его плачем великим, и все бояре, и мужи, и вся земля власти его, – и певши над ним обычные песни, епископ Иоанн, и все игумены, и черноризцы, и священники города Владимира положили его в церкви Святой Богородицы златоверхой, которую создал и украсил брат его Андрей». Летопись так восхваляет Всеволода Георгиевича: «много мужествовал и имел отвагу на бранях, был украшен всеми добрыми нравами, злых казнил, а добромышленных миловал: ибо князь не туне меч носить… Одного только имени его трепетали все страны, и по всей земле прошел слух о нем, и всех врагов его Бог отдал в руки его: потому что он не возносился и не величался собою, но на Бога возлагал свою надежду. Многие и церкви создал по своей области. Всегда имел страх Божий в сердце своем, подавал требующим милостыню, судил суд истинный и нелицемерный, не смотрел на лица сильных своих бояр, обижавших меньших, порабощавших сирот и делавших насилие; много любил черноризческий и священнический чин. За то и даровал ему Бог чад добромышленных, которых он воспитывал в (добром) научении, в разуме совершенном, даже до их мужескаго возраста». В деле христианского воспитания чад Всеволоду Георгиевичу много содействовала блаженная супруга его Великая княгиня Мария, о чем свидетельствуют Степенная книга и древнее рукописное житие св. Великого князя Георгия Всеволодовича. Милостивый, правосудный и мудрый правитель, Всеволод Георгиевич несомненно любил и духовное просвещение. Степенная книга сообщает, что, когда в 1210 году, прибыл во Владимир митрополит Киевский Матфей, великий князь долго не отпускал его из Владимира, «насыщаяся от него духовнаго благовестия» (293 стр.). Существует предание, что в 1571 году, в царствование Иоанна Грозного, когда России угрожала опасность от Крымского хана Девлет-Гирея, в ночь на тот самый день, в который отступили враги, благочестивый инок Владимирского Рождественского монастыря Антоний видел, как на защиту отечества, по призыву св. страстотерпцев Бориса и Глеба, восстали из своих гробов св. Александр Невский и некоторые из великих князей, почивающих во Владимирском соборе, между ними – и Великий Всеволод 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Должно думать, что в Киевских пещерах почивает в нетлении другой Святитель Симон, – и есть некоторые основания полагать, что этот почивающий в пещерах Святитель принадлежит к числу неизвестных по летописям епископов Ростовско-Суздальского края, более древних, чем погребенный во Владимире Святитель Симон 103 . Святитель Симон был первым епископом Владимирским в том смысле, что со времени его святительства началось разделение епископии Ростовско-Суздальской на собственно Ростовскую и Владимиро-Суздальскую: в 1214 году в Ростов, по воле княжившего там Константина Всеволодовича, поставлен был во епископа Пахомий; около того же времени во Владимир и Суздаль, по воле св. великого князя Георгия Всеволодовича, был поставлен в епископа Симон. Между святительством Луки и святительством Симона Ростовскую и Владимирскую кафедру 24 года занимал епископ Иоанн, живший более во Владимире и около 1214 года удалившийся на покой 104 . Святитель Симон управлял Владимирской и Суздальской паствой около 12 лет в последовательное управление великих князей: св. Георгия Всеволодовича, Константина Всеволодовича и во вторичное княжение св. Георгия. По свидетельству летописи, он был пастырем «блаженным (благочестивым), милостивым и учительным». Памятником его учительности сохранилось доныне его «послание Поликарпу», в котором (послании) заключается начальная часть печерского Патерика. Из этого сочинения Святителя, написанного им, как думают, в конце его жизни 105 , открывается его духовная мудрость и благочестие. Из некоторых слов сочинения видно и то, в каких близких отношениях – духовного отца и мудрого советника – находился Святитель к великокняжескому семейству (к великому князю Георгию и его сестре Верхуславе). До своего святительства Симон был иноком в Киево-Печерской лавре, как это видно из его послания к Поликарпу; затем, в последние годы княжения Всеволода Георгиевича и в начале княжения св. Георгия Всеволодовича он был игуменом Рождественского монастыря во Владимире. В одной летописи (Троицкой), при описании погребения супруги Всеволода Георгиевича Марии (1205), игумен Симон назван духовным отцом почившей великой княгини.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Иоанн II, святитель, епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский († 1214; память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) О преосвященном Иоанне известно, что он был духовником великого князя Всеволода Юрьевича. 23 января 1190 года в Киеве он был хиротонисан митрополитом Никифором († 1198) во епископа Ростовского, по выражению летописца, «поставлен бысть пастухом всей земли Ростовской и Суздальской и Владимирской». Он был последним епископом Ростовско-Суздальской земли в 1190–1214 годах, когда она представляла еще одно государственное владение и одну епархию. 26 февраля 1190 года новый епископ прибыл в Ростов и был встречен великим князем Всеволодом Юрьевичем, находившимся в это время в Ростове по делам сбора дани с населения. 10 марта 1190 года епископ Иоанн прибыл в Суздаль. Весь город торжественно вышел ему навстречу за городские ворота Старой улицы. Против этих ворот епископ Иоанн вскоре основал Ризоположенский монастырь, в который потом поступила преподобная Евфросиния, тогда еще суздальская княжна Елена (Пребрана) Михайловна. В 90-х годах XII столетия семья великого князя жила по преимуществу в Суздале. В 1189 году Иоанн, будучи еще игуменом и духовником княжеской семьи, крестил новорожденного княжича Георгия, и с этой минуты все детство и юность Георгия Всеволодовича были запечатлены влиянием святого епископа Иоанна; это влияние определило всю жизнь благоверного князя вплоть до того часа, когда он пал смертью храбрых на берегу реки Сити в битве с татарами 4 марта 1238 года. Епископ Иоанн 26 июля 1192 года совершал над княжичем обряд рыцарского пострига, состоявший в том, что мальчику, по достижении трехлетнего возраста, подстригали волосы в кружок, ограждали крестом, окропляли святой водой и с молитвами сажали на коня. В первый же год своего епископства святой Иоанн установил местный праздник в честь святого Леонтия Ростовского по случаю открытия его мощей в 1190 году. Им же были написаны Похвальное слово и служба новоявленному чудотворцу. Епископ Иоанн был выдающимся организатором церковного строительства. В 1192 году епископ Иоанн и великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо заложили во Владимире мужской монастырь Рождества Богородицы, который до 1571 года был первенствующим монастырем Северо-Восточной Руси. В 1196 году епископ Иоанн закладывает на воротах Владимирского Успенского собора каменную церковь во имя Иоакима и Анны. В 1200 году епископ Иоанн принимает участие в построении во Владимире Успенского княгинина монастыря. Великая княгиня Мария Шварновна, первая супруга великого князя Всеволода Юрьевича, тяжело болела и была намерена уйти в монахини. В 1206 году она ушла от семьи, из княжеского дворца в построенный для нее монастырь, и епископ Иоанн провожал покидавшую мир великую княгиню. Вскоре после пострижения княгиня умерла, и епископ Иоанн отпевал ее в сослужении со Смоленским епископом, прибывшим во Владимир в качестве посла своего князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Обитель после Октябрьской революции 1917 г. была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий/Сахаров/ . В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. музей. В 1993 г. монастырь был открыт и начала возрождаться монашеская жизнь. До 2009 года в нём хранилась Боголюбская икона Богородицы, которая была передана монастырю из Владимирского музея в 1992 году. В 2009 году на иконе была обнаружена плесень. В настоящий момент икона находится в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея. Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы. Современное состояние [ править править код ] В 1993 году началось возрождение Свято-Успенского Княгининого женского монастыря. При монастыре действует Регентская школа, где обучаются все желающие искусству регентства (дирижирования) в храме. Курсы длятся три года. В 2000 году открыт детский дом для девочек сирот. Также действует воскресная школа. Во славу Божию в монастыре подвизаются 28 сестер. Возрождается обитель и духовно. В монастыре совершаются Богослужения. Интерьер монастырского храма Сегодня монастырь имеет свое Свято-Никольское женское подворье в селе Санино Суздальского района, где подвизаются 15 насельниц. В 2008 освящен придел Казанского храма в честь свт. Иоанна Златоустого. Настоятельница монастыря игуменья Олимпиада (Хоружая). В монастыре проживает 28 сестер. У Княгининого монастыря есть свое подворьев селе Санино Суздальского района. При обители открыта воскресная школа, которую сейчас посещают более 50 учащихся Храмы [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы - центр монастыря по сей день. Уже второй своего имени. Первый был разрушен. Нынешный Успенский собор был построен примерно в 1500 году. Внутри имеются ценные фрески 1647-1648 года известного мастера Марка Матвеева. Здесь же находится чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Икону перевезли сюда в 1992 году из Свято-Боголюбского монастыря, где икона была написана в 12 веке по указу князя Андрея Боголюбского.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Княг...

31 Вероятно, имеется в виду Анна Петровна Виноградова, родственница еп. Афанасия, проживавшая в Москве. 33 Христофора (Христофора Ефимовна Новикова) – бывшая монахиня Юрьевского монастыря. После закрытия монастыря проживала в Загорске и др. местах. Скончалась 5.5.1957. 35 Имеется в виду Н. Н. Овчининский, бывший врач Владимирской духовной семинарии, коллежский советник, кандидат Университета (см. о нем: Государственный архив Владимирской области. Ф. 556. Оп. 1. Ед. хр. 4943). 37 28 октября (10 ноября) – именины Параскевы. Кто именно имеется в виду, установить не удалось. 38 Назарий (Николай Кириллов), епископ Полтавский (с 1910 г.). С 28.9.1917 на покое (б. епископ Херсонский). С 1920 г. архиепископ Курский и Обоянский. С 1923 г. на покое. С 1925 г. управлял Курской епархией. Скончался 2.6.1928. 39 Имеется в виду Данилина Агафья Емельяновна – двоюродная сестра еп. Афанасия по матери, проживавшая в Москве. 44 Имеется в виду Бедина Надежда Александровна – духовная дочь Владыки. Родилась в 1903 (1902?) г. В 1933 г. была арестована и отправлена в Белбалтлаг на 3 года. Обвинялась в том, что «участвовала в нелегальных монашеских молитвенных сборищах», «поддерживала связь с контрреволюционной ссылкой путем отправления материальной помощи продуктами и деньгами» (в частности еп. Афанасию). После ссылки жила в г. Муроме. 45 Ефимовна (Тимонина Елена Ефимовна) жила в доме Сахаровых, помогала по хозяйству матери Владыки. 50 Память мц. Феодосии. Вероятно, это мирское имя м. Фаины (Королевой). До закрытия Княгинина монастыря была келейницей м. Олимпиады. Скончалась в 1956г. 51 Память вмц. Варвары. Имеется в виду племянница м. Фаины инокиня Варвара (Кукушкина), которая, как и м. Фаина, была келейницей м. Олимпиады. В последние годы алтарница во Владимирском Успенском соборе. Скончалась в 1982 г. 53 Устинов Павел Сергеевич (1890–1937) – священник. По-видимому, служил в с. Богослово, позднее в Николо-Кремлевской церкви г. Владимира. 3.11.1931 арестован. Приговорен к трем годам ИТЛ. Проживал в г. Муроме. 18.11.1937 арестован, приговорен к расстрелу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Храмы перешли в собственность Владимирского губмузея, колокольню и окружавшие монастырь стены разобрали в 1932 году (кирпич пошёл на строительство 50-квартирного дома). До 1929 года Успенский собор использовался в качестве склада музейного имущества, после – как зернохранилище. К великому счастью, в 1924 году во Владимире, в качестве ответственного представителя Академического центра Наркомпроса, работал специалист Главнауки, архитектор Петр Дмитриевич Барановский, изыскавший в те непростые годы возможность для обследования и частичной реставрации Успенского собора Княгинина монастыря и подтвердивший его историко-архитектурную ценность и необходимость присвоения памятнику статуса музея. В течение 1924-1925 годов были выполнены работы по разборке жуткого, надстроенного в 1781 году, барабана и расчистке остатков позакомарных сводов, о восстановлении которых в то время не могло быть и речи. С 1945 года в Успенском соборе расположилась Владимирская реставрационная мастерская, а в 1958-1960-х годах её специалистами были осуществлены как разносторонние научные исследования, так и полноценная реставрация архитектурного памятника. Авторами проекта реставрации являются Александр Васильевич и Игорь Александрович Столетовы, представители владимирской династии архитекторов-реставраторов. В результате основному объему собора был возвращен исходный облик (на XVI век): четверик с трехъярусным завершением, пилястры фасадов, барабан со шлемовидной главой, размеры узких высоких окон – всё соответствует замыслу древних зодчих. А вот первоначальную паперть решили не восстанавливать – подремонтировали ту, что была построена в 1823 году, её и оставили. Кроме того, что немаловажно, были устранены опасные трещины и обновлены фрагменты кирпичной кладки стен полутораметровой толщины и сводов, а также восстановлены разрушенные металлические связи. Облик Успенского собора, таким образом, на сегодняшний день представляет собой симбиоз архитектурных форм нескольких эпох. Разумеется, самая колоритная восстановленная деталь собора – это кокошники с закомарами, которые пришлось выкладывать заново, ориентируясь на уцелевшие остатки древних оригиналов. Силуэт восстановленного здания ”заиграл” именно благодаря их возвращению – своей живописностью они компенсируют весьма лаконичную отделку стен четверика, ограничивающуюся тройным членением фасадов пилястрами. 12 нижних закомар, плюс 12 на верхнем невысоком четверике, плюс 8 кокошников, образующих восьмигранник у подножия барабана. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. собор использовался под музей [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 240]. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01780

142 Там говорится: «постриглась Великая княгиня… в монастыре святой Богородицы, которую сама создала». В летописях святой Богородицей называются часто собственно Богородичные церкви; но в данном случае, конечно, это выражение может обозначать и всю Богородичную обитель. 146 Приведем эту беседу и по Житию св. Георгия, где она изложена кратче, но все-таки с некоторыми замечательными добавлениями, которые мы отметим курсивом. – «И когда она уразумела ко Господу свое отшествие, говорит писатель Жития св. Георгия, призвала к себе сыновей своих и начала говорить им: «сыновья мои любезные, вот я хочу отойти от света сего, имейте между собою любовь; Бога бойтеся всей душей своей; епископам, иереем и диаконам и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстоятели тайной Его (Божией) трапези. И в монастырях поусердствуйте взыскать домы святых и принимайте от них (святых) молитвы и благословения. Особенно же всякаго монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напоите, нагих одевайте, имейте чистоту в себе; пост и молитву любите, пачеже милостыню, ибо она поставит вас пред Богом. И наклоняйте голову пред всяким старейшим среди вас, и не давайте сильным обижать меньших, совершайте суд (на защиту) сирот, оправдайте вдову, трезвость имийте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов свела с неба». 147 Четырнадцатилетнего Ярослава, вероятно, не было теперь при матери (он был, как мы говорили, князем в Переяславле южном). – Владимиру-Димитрию было 10 лет, Святославу-Гавриилу около 9, Иоанну 6 лет. 149 Так и в Житии св. Георгия; но в Троицкой летописи говорится: «и нарекоша имя ей Мария; в тоже имя крещена бысть прежде». Читать далее Источник: Порфирий (архимандрит). Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском Княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья, княгини и святители: с изображением одной гробницы и с приложением статьи «Обновление Владимирского кафедрального Успенского собора»/[соч.] Архим. Порфирия. – Изд. 2-е доп. – Владимир: Тип. губерн. правления, 1903. – 132 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Владимирская женская община в Ковровском уезде. Владимирская община расположена при Дмитриевском поселке, в имении муромской купеческой дочери Александры Тягуновой. Основана в 1897 году. Владимирский Княгинин Успенский монастырь. Эта необщежительная обитель находится в городе Владимир. Монастырь расположен над рекой Лыбедью. Эта обитель была последней в ряду построек, произведенных во время славного княжения Владимирского князя Всеволода. Возникновение ее тесно связано с именем благочестивой и боголюбивой жены Всеволода Марии, дочери чешского князя Шварна. История основания этой княгиней Успенского монастыря такова. Задолго еще до смерти Господь посетил исполненную добродетелью княгиню болезнью, которую она безропотно проносила семь лет. На соболезнование окружавших Мария отвечала всегда, что если мы от Господа принимаем все благое, то не должны ли мы терпеть и неугодное нам. Во время болезни княгиня дала обет устроить во Владимире женскую обитель. Она выбрала для этой цели место в части города, называвшейся Китай-городом, и здесь скоро возник монастырь, который стал именоваться Княгининым. В этой обители княгиня и скончала дни свои, постригшись в иночество с именем Марфа. Дальнейшая история этого монастыря говорит, что обитель неоднократно разоряема была татарами, несколько раз была восстановляема, а окончательная ее реставрация совершилась к концу XIX столетия. В обители два каменных храма. Один соборный, в честь Успения Божией Матери, а другой Казанский. Главную святыню Княгинина монастыря составляют мощи Св. Авраамия Болгарского, почивающие на вскрытии. Ежегодно в 3-е воскресенье по Пасхе вокруг монастыря совершается крестный ход. Из монастырских учреждений при обители существуют: больница для сестер, церковно-приходская школа для девочек. Обителью управляет игуменья. Воскресенский Федоровский монастырь в Шуйском уезде. Эта общежительная обитель находится в 10 верстах от города Шуи, при селе Воскресенском, на реке Шуе. Ранее, в 1881 г., здесь была устроена женская община, которая после семилетнего своего существования была возведена на степень монастыря. Обитель управляется игуменьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

М. Ш. была торжественно похоронена в правой стене у алтаря Благовещенского придела 4-столпного одноглавого Успенского собора Княгинина монастыря, построенного на средства ее семьи в 1198/99-1202 гг. ( Бережков. 1963. С. 86). На ее похоронах присутствовали муж, все сыновья (за исключением св. блгв. вел. кн. Константина Всеволодовича, находившегося в Новгороде), мн. жители Владимира-на-Клязьме, духовенство - Смоленский еп. Игнатий и настоятель тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря игум. Михаил, гости и послы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 424-425; Т. 18. С. 41). В связи с последними днями жизни М. Ш. упоминается ее духовный отец - настоятель владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Симон , постриженик Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), буд. епископ Владимирский и Суздальский (1214/15-1226) и один из авторов Киево-Печерского патерика . На протяжении многих лет он был духовником не только М. Ш., но и некоторых ее детей (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 424; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси. XI-XIII вв.: Исслед., тексты, пер. СПб., 1992. С. 173, 177). Преставление и погребение блгв. кнг. Марии Владимирской. Миниатюра из Лицевого Летописного свода (РНБ. F.IV.233. Л. 614 об.) Преставление и погребение блгв. кнг. Марии Владимирской. Миниатюра из Лицевого Летописного свода (РНБ. F.IV.233. Л. 614 об.) В Летописную Повесть об убиении св. блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в виде молитвы была включена похвала семье вел. кн. Всеволода Георгиевича, отомстившего убийцам своего старшего брата: «Богу молися помиловати князя нашего и господина Всеволода, своего же приснаго брата да подасть ему победу на противныя, и многа лета съ княгынею и съ благородными детми и мирну державу ему и царство его ныня и присно в бесконечныя векы аминь» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 371). Объемный текст, прославляющий мудрую и боголюбивую М. Ш., сохранился в составе Симеоновской летописи кон. XV в. (в связи с напутствием ею и мужем в 1205 г. их старшего сына Константина Всеволодовича, ставшего новгородским князем). В этом рассказе М. Ш. уподоблялась визант. имп. св. Елене , блж. Феодоре и Киевской св. равноап. вел. кнг. Ольге (Елене) (Там же. Т. 18. С. 40-41).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010