Великая княгиня Анна была дочь князя Витебского Василька Брячиславича, потомка Владимира святого по старшему сыну его (от Рогнеды) Изяславу. С нею в брак вступил Всеволод Георгиевич года через 4 после кончины первой супруги его Марии, в 1209 году. Когда скончалась Анна Васильковна – неизвестно. В южном приделе, не в алтаре, а перед иконостасом на правой стороне – гробницы супруги св. Великого князя Александра Невского, Великой княгини Александры и дочери его княжны Евдокии, а на левой стороне – гробница второй супруги того же князя – Великой княгини Вассы 151 . Обе гробницы, подобно гробнице Великих Княгинь Марии и Анны, обложены медными посеребренными листами. Но гробница Великой княгини Александры и княжны Евдокии не имеет вида двойной гробницы, подобно гробнице Великих княгинь Марии и Анны, и, таким образом, остается место предположению, что здесь, в южном приделе, одна из гробниц уничтожена и останки Великой княгини и княжны положены в одной общей гробнице. В Сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века говорится о гробнице княжны Евдокии, что эта гробница стояла на правой стороне южного придела «в стене»; следовательно, она находилась в 17 веке под сводом ниши в южной стене храма. В этом Сборнике, при исчислении погребенных во Владимирском женском монастыре, прямо не упоминается имени Великой княгини Александры 152 , но вслед за сообщением о гробнице Евдокии говорится: «в другом каменном гробе подле и лежат мощи неизвестно чьи». Вероятно, эти слова указывают именно на гробницу первой супруги Александра Ярославича. Великая княгиня Александра была дочерью Полоцкого князя Брячислава. В брак с Александром Ярославичем она вступила, когда он был еще князем Новгородским, в 1239 году. Бракосочетание совершено было в городе Торопце, но брачные торжества свои князь Александр повторил и в Новгороде, «не из любви к пирам, по замечанию одного историка, а из желания делиться своею радостию с народом» 153 . Ранее того времени, в Полоцке жила и скончалась (23-го мая 1173 года) знаменитая полоцкая княжна, преподобная Евфросиния. Жизнь и подвиги преподобной, конечно, с детства хорошо были известны невесте Александра Ярославича и, несомненно, влияли на нравственное воспитание последней. Это, между прочим, видно и из того, что княжна Александра, отправляясь на свое бракосочетание в город Торопец, взяла с собой из Полоцка чудотворную икону Богоматери, присланную в дар св. Евфросинии Полоцкой Греческим императором Мануилом Комниным 154 . Когда скончалась Великая княгиня Александра – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Княжна Евдокия дочерью св. Александра Невского называется только в надписи на гробнице, а в Степенной книге и Сборнике Троице-Сергиевой Лавры она называется Великой княгиней. Тем не менее, надписи должно доверять, ибо она, вероятно, поддерживается здесь из древности. Притом, в указе царя Иоанна Грозного о поминовении почивающих во Владимирских храмах князей, княгинь и святителей она называется Великой княжной. Княжна Евдокия, несомненно, была дочерью первой супруги св. Александра Ярославича – Александры и, вероятно, скончалась или в детстве, или в ранней юности. Она погребена на одной стороне придела с Александрой, а не с Вассой – второй супругой Александра Ярославича. Гробница Евдокии, по Сборнику Троице-Сергиевой Лавры, стояла «в стене»; гробница же Великой княгини Александры, всего вероятнее, была поставлена рядом с этой гробницей. Но гробница, поставленная в стене, должна быть ранее помещена здесь, чем гробница, находившаяся возле ее и заграждавшая к ней доступ. Если же княжна Евдокия скончалась ранее своей матери, также преждевременно умершей (ибо после ее кончины супруг ее женился вторично); то несомненно, Евдокия скончалась в самых юных летах. В Сборнике Троице-Сергиевой Лавры дается еще следующее замечательное сообщение об останках княжны Евдокии: «Покров на ней в гробе, говорится здесь, камка желтая, кружево на нем шито золотом. У Великой княгини Евдокии, у сорочки ожерелье жемчужное пристежное с каменьем з дробницы. Дробницы серебрены золочены». Отсюда можно думать, что гробница с останками этой княжны в 17 веке открывалась. Лежащая на левой стороне южного придела Великая княгиня Васса, вторая супруга Великого князя Александра Ярославича, в Степенной книге называется Василиссой. Из Сборника Троице-Сергиевой Лавры 17 века известно, что Великая княгиня Васса скончалась в схиме. Более о ней нет никаких сведений. Кроме помянутых лиц из первых времен монастыря, в нем погребены, неизвестно в каком месте, две Елены – княгиня и княжна. Первая – свояченица Великого князя Всеволода Георгиевича, сестра Великой княгини Марии Шварновны, супруга Ярослава Владимировича, княжившего несколько раз по воле Всеволода Георгиевича в Новгороде, строителя существующей и доныне Спасо-Нередицкой церкви близ Новгорода. Она скончалась в 1201 г. и погребена еще только в строившемся монастырском храме Успения. Вторая Елена – дочь Великого князя Всеволода и Марии Шварновны, скончавшаяся (вероятно, в раннем детстве) 30-го декабря 1203 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, составленной в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. (вероятно, в 1550), изложен порядок поминания архиереев, вел. князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали в соборе. В связи с грамотой была составлена «Выписка о панихидах», в соответствии с к-рой в соборе по И. А. должны были служиться панихиды (Роспись панихид владимирским князьям//ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67). В описи владимирских гробниц 1-й пол. XVII в. упоминаются «розные гробницы» 3 сыновей вел. кн. Андрея Боголюбского, находившиеся на левой стороне Успенского собора. В сер. XVII в., после реконструкции захоронений, в связи с перенесением 22 янв. 1645 г. в центр Успенского собора гробницы Владимирского вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , гробницы его двоюродных братьев были перемещены. Согласно новому описанию некрополя, «на левой стране у сторонних дверей», у гробницы Владимирского вел. кн. св. Михаила Юрьевича «в головах две гробницы князь Андреевых детей Боголюбскаго Глеба да Ижеслава: одна в стене, а другая возле» ( Виноградов. 1905. С. 67; Сиренов. 2006. С. 410). Над гробницей И. А. появился лист, текст которого в виде приписки воспроизведен в рукописи 1670 г. «Книги степенной царского родословия» из б-ки Успенского собора (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 616 об.). В надгробном листе И. А. характеризуется как «кроткий, и смысленный, и храбрый» князь, сообщается, что он «на сопротивных устрои себе самострелные оружия - стрелы железныя великия» (в летописях об этом оружии известий нет), к-рые «и ныне в соборной церкви обретаются, и доднесь видими всеми». «Железные стрелы» И. А. оценивались современниками как важные реликвии. 3 окт. 1697 г. по просьбе настоятеля ярославского в честь Преображения Господня монастыря архим. Иосифа владимирский протопоп Григорий Гаврилов передал в мон-рь «железную стрелу великаго князя Андрея с чады… в похвалу великаго князя Феодора с чады, Смоленских и Ярославских чюдотворцев, сродича его Андрея Боголюбского с чады» (см.: Сиренов. 2003. С. 76-77). О почитании И. А. во 2-й пол. XVII-XVIII в. свидетельствует его упоминание вместе с отцом и младшими братьями в ряде списков «Росписи, что во Владимире у Пречистые Богородицы лежат благоверные и великие князи и княгини, и их дети, и епископы», а также в «Описании о Российских святых» (С. 215-216). В 1882 г. в ходе реставрации Успенского собора захоронение И. А. было освидетельствовано.

http://pravenc.ru/text/293924.html

После оставления своей кафедры 16 сент. 1229 г. Ростовским еп. Кириллом I М. занял Ростовскую кафедру. 9 марта 1230 г. вместе с членами великокняжеской семьи и «со всем клиросом, и со игумены, и княгыни з детьми, и вси людье» М. торжественно встречал со «свещами» за одну версту от Владимира мощи мч. Авраамия Болгарского , которые были погребены во владимирском Княгинине в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Вскоре князья братья Константиновичи обратились к Владимирскому вел. кн. Георгию Всеволодовичу и к епископу, чтобы те разрешили поставить на Ростовскую кафедру преемника М. во владимирском Рождественском монастыре «Кирила, игумена и архимандрита», который в 1230 г. стал епископом Ростовским (Там же. Стб. 453-454; Строев. Списки иерархов. Стб. 653, 661-662). 14 апр. 1230 г. во Владимире М. обвенчал св. блгв. кн. Всеволода Георгиевича со св. блгв. кнг. Марией Владимировной , дочерью Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича. Летом 1230 г. должен был принимать участие во встрече и в переговорах во Владимире с Киевским митр. Кириллом I (II), Черниговским еп. Порфирием и настоятелем киевского Спасского на Берестове монастыря игум. Петром Акеровичем, стремившимися заключить мир между князьями Сев.-Вост. и Юж. Руси (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 454-455). В 1230 г. при участии М. «написана бысть церквы святая Богородица в Суждали», а затем «измощена» привозным красным мрамором. Несомненно, М. благословил св. блгв. кн. Святослава Всеволодовича на возведение в Юрьеве-Польском нового каменного собора во имя вмч. Георгия Победоносца, освященного в том же году. В 1237 г. последними большими строительными акциями М. стали постановка кивота во владимирском Успенском соборе «над трапезою», к-рый был украшен «златом и сребром», а также роспись притвора в этом соборе (Там же. Стб. 459-460). 2-7 февр. 1238 г. М. принимал участие в организации обороны Владимира от нападения войск монгольского царевича Батыя. 7 февр. 1238 г., после захвата отрядом монголов города, М. с членами великокняжеской семьи, их родственниками и боярами заперся в стенах Успенского собора, где молился, всех духовно укреплял и причащал. Во время пожара, устроенного монголами, задохнулся от дыма (Там же. Стб. 463, 464). Почитание

http://pravenc.ru/text/2563408.html

IV) Святой Роман Владимирович второй сын блаженного Владимира I Константиновича, кн. Угличского и блажен. княгини Фотинии – Евдокии; родился 1 октября 1235 года; с 1261 г. князь Угличский. В 1265 году сочетался браком с блаженною княжною Александрою († в 1281 г. и погребена в г. Угличе), но потомства не имел; † 3 февраля 1285 г. 3 ; мощи (части) его открыто почивают в Угличском Спасо-Преображенском соборе. Угличское княжество присоединено к Ростовскому. V) Димитрий I Борисович, первый сын Бориса Ярослава Васильковича кн. Ростовского (род. 24 июля 1231 г.; † 16 сентября 1277 г.) и кн. Марии Ярославны Муромской († 1297 г.): родился 11 сентября 1253 г.; зимою 1276 г, вступил в брак с княжною, неизвестною по имени (не Анна ли? 4 и имел детей: а) дочь (родившуюся около 1277 г. и в 1292 г. вышедшую в замужество за Ивана Димитриевича князя Переяславского); б) Анну, 8 ноября 1294 г. вышедшую в замужество за святого Михаила Ярославича князя Тверского; в 1318 г. она с именем Евфросинии постриглась в иночество в Тверском Софийском монастыре; † в схиме с прежним именем Анны в 1338 г. 2 октября и погребена в соборе Кашинского Успенского женского монастыря, откуда мощи ее около 1650 г. перенесены в Воскресенский собор 5 ; в) Василису (в 1294 г. вышедшую в замужество за Андрея III Александровича, Великого Князя Владимирского-Городецкого, сына святого великого князя Александра I Ярославича Невского); г) Михаила (род. 1286 г. и умершего вероятно в молодости), и д) еще дочь; в 1286 г. стал князем Угличским; со средины или конца 1288 г. – князем Ростовским; † в 1294 году, близ города Волока, приняв монашеский сан. Александр I Феодорович, сын князя Феодора (не Ярославского ли Ростиславича Черного?); в 1288 г. князь Угличский до 1289 года; † в 1294 году. VII) Андрей II Александрович Городецкий, третий сын Великого Князя Александра Ярославича Невского и Александры Брячиславовны, княгини Полоцкой; род. 1255 г.; с 1289 г. князь Угличский до 1293 г.; в 1294 г. Великий Князь Владимирский и женился на Василисе Димитриевне, княжне Ростовской; имел детей: Юрия, Михаила и Бориса; † 22 июня (иные 27 1304 г. схимником и погребен в гор. Городце в церкви святого Михаила 6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако ее рождение имело основанием почву прославленной в древнерусском летописании Корсуни, где в 988-м году принял Святое Крещение киевский князь Владимир. Будущий монастырь был призван выполнить миссию по созданию живого памятника этому событию, определившему духовный вектор развития русского народа и государства. Древность исторических руин осеняла молодую обитель, в полном соответствии с замыслом архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, понимавшего святость земли Тавриды. Благодаря усилиям иерарха Святейший Синод одобрил «восстановление и ознаменование церковными учреждениями древних святых мест на Таврическом полуострове». Одновременно обитель Святого Владимира стала преемницей тех монастырей, которые некогда существовали на этом месте, в Херсонесе-Корсуни. Ввиду удаленности херсонесского городища от городской застройки, в 1840-х было принято решение о строительстве еще одного храма в честь Святого равноапостольного князя Владимира – в самом центре Севастополя, на Городском холме (Князь-Владимирский соборный храм – усыпальница адмиралов). Это решение отразилось на ходе строительства в самом Херсонесе. Нехватка материалов и рабочих рук порождала простои в работе, серьезно сказывался и недостаток денежных средств, путаница в проектах и документах. Строительство соборного храма в Херсонесе растянулось на три десятилетия, да и монастырь обустраивался медленно. В 1853-м году настоятель Бахчисарайского Свято-Успенского скита освятил небольшую церковь на месте Крещения князя Владимира. Некоторые исследователи считают, что он был освящен во имя Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, другие говорят о его освящении в честь Святого князя Владимира. В это время в киновии обустроили несколько небольших построек. Во время героической обороны Севастополя (1854–1855) на территории Херсонеса находились позиции французских войск, в ходе боевых действий все немногочисленные строения киновии были разрушены. В 1858-м году Император Александр II утвердил указ о производстве работ по возведению в Херсонесе соборного храма. Через 3 года Государь заложил камень в основание величественного Свято-Владимирского собора. Вскоре императорским решением и определением Святейшего Синода Херсонесская киновия получила статус «первоклассного монастыря по окладу западных епархий».

http://ruskline.ru/opp/2024/02/14/kratka...

К тому времени при богадельне жили уже более пятидесяти женщин. В основном это были крестьянки Владимирской, Тамбовской, Рязанской губерний, вдовы священников, бывшие послушницы монастырей. " Труженицы " разработали 15 десятин земли, где сеяли рожь, овёс, картофель. На территории богадельни находились три огорода, пасека, скотный двор, Кроме того, женщины обслуживали церковь, создали хороший хор, совершали надгробное чтение и отпевание умерших, занимались рукоделием. Праздничные службы в храме привлекали много народу, в том числе и интеллигенции. Таким образом, фактически уже существовал женский монастырь, богадельня на пять человек представляла собой лишь небольшое благотворительное учреждение при нем. В ответ на многочисленные просьбы, во Владимирскую духовную консисторию в августе 1907 года из Успенского Княгинина монастыря города Владимира прислали в качестве настоятельницы 54-летнюю монахиню Августу, а С.И.Жохова была вынуждена оставить руководство богадельней. Вскоре Синод определил " учредить в городе Иваново-Вознесенске Владимирскую женскую общину с таким числом сестёр, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, оставив при общине и существующую ныне богадельню на пять лиц " . Торжественное открытие общины состоялось 26 августа 1908 года. В 1908 и 1911 годах А.Н.Дербенёв и А.В.Константинов пожертвовали общине новые земельные участки для устройства огородов и расширения кладбища. В 1916 году Владимирская община стала монастырем, где жили 14 монахинь и 62 послушницы. На территории, окруженной забором, находился храм и девять деревянных домов с хозяйственными постройками. В 1918 году монастырь преобразовали в трудовую земледельческую артель, кроме того монахини занимались рукоделием. В 1920-е годы часть монастырских помещений заняли под студенческие общежития, в двухэтажном жилом доме поселились студенты политехнического института и рабфака, а всех монахинь и послушниц переселили в здание трапезной. После выезда студентов дом заняли под жильё. В 1925 году в монастыре остались 39 монахинь и послушниц и проживала 21 семья рабочих с разных текстильных фабрик.

http://sobory.ru/article/?object=12106

«Боголюбская» как экспонат антирелигиозного отдела После закрытия Боголюбского монастыря в 1923 году святыня была передана в церковь Иоакима и Анны в селе Боголюбово, где и пребывала до закрытия храма в 1939 году. С 1940 года она находилась во Владимирском Успенском соборе, бывшем тогда антирелигиозным отделом Владимирского краеведческого музея. В это время снова встал вопрос о реставрации, но серьезные работы начали только в 1960-х годах. Успехи специалистов были столь значительны, что в 1974 году икону выставили в Третьяковской галерее, хотя до раскрытия первоначального замысла иконописца было еще далеко. В 1992 году икона была передана в музейную экспозицию в Успенском соборе Княгинина монастыря. Для сохранности святыню поместили в специальную капсулу (в подобной капсуле находится икона Владимирской Богоматери в храме при Третьяковской галерее), однако датчики температуры и влажности несколько раз выходили из строя, необходимые условия хранения нарушались. Икона вновь начала разрушаться, красочный слой отошел, появилась плесень... В 2009 году она была экстренно отправлена на реставрацию. Реставрация высоких технологий Теперь реставрационный процесс шел с привлечением самых современных технических средств. За 858 лет своего бытования икона претерпела более 20 вмешательств и несколько раз подолгу находилась в условиях, драматично сказавшихся на ее сохранности. Многочисленные красочные слои, следы предыдущих несовершенных реставраций специалисты «разгребали» под микроскопом. «Шесть лет я общался с иконописцем XII века» По словам Александра Горматюка, проводившего исследования и научно-реставрационные работы с 2009 по 2016 годы, «процесс раскрытия осложняли не только многочисленные позднейшие вмешательства, но и своеобразие авторского красочного слоя, особенно его необычайная тонкость на лике». Работы велись очень бережно, под постоянным контролем реставрационного совета. Задача выведения древнего памятника из аварийного состояния порой ставила в тупик и опытных реставраторов. Для разрешения спорных вопросов привлекались новейшие методы из области высокоточного машиностроения и медицинской диагностики. Икону даже просвечивали на томографе во Владимирской областной больнице!

http://pravmir.ru/creative/takoy-ee-vide...

Исследователи-метафизики забывают диалектическую позицию Г.Ф. Гегеля, что «чистых» явлений ни в природе, ни в науке, ни в культуре не бывает, а всегда проявляется взаимодействие различных, порой противоположных феноменов, что является условием существования действительности в целом. Действует закон неравномерного развития как наук, так и культур: то одна вырывается вперед, то другая. Отставшие на тот момент присматриваются к устремившимся вперед, перенимают целесообразное и понравившееся, приспосабливают к себе, делают его органичным и своим «особенным», при этом совершают заметный рывок вперед. В дальнейшем приобретенное становится характерной чертой культуры другого этноса, забывается, а иногда и умышленно не упоминается влияние первоисточника. Но в социальной действительности дружба была и до сих пор является прочной основой мирного сосуществования народов. Повторяю, Мария-Ясыня по происхождению – аланка. Ясами русичи называли предков осетин. Мне это было приятно узнать почти 35 лет назад, так как я принадлежу к этому этносу. С великим трудом пришлось показывать и доказывать влияние и аланской компоненты на становление русской культуры, равно как и русской на осетинскую. Часто приходилось вспоминать высказывание Р. Бэкона о роли стереотипов и заблуждений в продвижении к истине. Пришлось неоднократно ездить в другую область. От Ярославля почти столько же необходимо потратить времени, добираясь до Владимира, что и до Москвы. Теперь в Осетии некоторые устроители конференций сочли меня даже владимирчанкой, так как объекты моего исследования – артефакты и интересующие личности покоятся во Владимире – столице прообраза первого русского самодержавного государства Владимиро-Суздальской Руси. В 2005 году правящему архиерею Владимирской и Суздальской епархии архиепископу Евлогию факсом отправила свою статью о Великой княгине – устроительнице Успенского женского монастыря. Не один день находила кров у строгой, но гостеприимной настоятельницы Княгинина Успенского монастыря – игуменьи Олимпиады, а до этого у матушки Амвросии. Потому-то легко было найти контакт оператору С. Цориеву, когда он приехал снимать фильм «Ясыня». Дорога ему была проторена: очень помогала монахиня Марфа, предложила генеалогическое всеволодово древо и свою концепцию происхождения Марии Шварновны.

http://bogoslov.ru/article/4285532

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского.  В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (Х-ХХвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13 Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

http://sobory.ru/article/?object=05331

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010