Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире В древнем Владимире на Клязьме есть почти семивековой монастырь, основанный в дни величия города Владимира, когда этот город был столицей Руси, – монастырь, стяжавший в те же времена сокровище честных мощей св. мученика Аврамия Болгарского (ум. 1229) и сохраняющий это сокровище доныне. Это – Успенский женский монастырь, называемый еще Княгининым. Последнее название дано потому, что он основан Великой княгиней Марией, супругой Великого князя Всеволода Георгиевича, и был некоторое время местом ее иноческого подвига. Замечательная личность этой Великой княгини. Не особенно много сведений дают о ней летописи и другие древние источники, но за то начертывают полный нравственный образ этой светлой личности, достойной супруги ее Великого мужа, мудрой и любвеобильной матери, воспитавшей многочисленное благочестивое семейство, истинной христианки, переносившей с кротким терпением многолетнюю тяжелую болезнь. Назидательно остановить внимание на светлом образе этой личности и проследить, насколько возможно, течение ее жизни. Одна из летописей заставляет предполагать, что Великая княгиня Мария была не русского происхождения, а принадлежала к племени ясов 130 . Племя это, подобно половецкому, кочевало в южных пределах нынешней России. Вообще, оно было, как и половецкое, вероятно, полудиким племенем, косневшим в язычестве; но знатнейшие люди из этого племени, как и знатнейшие из половцев, могли усвоить от русских некоторую просвещенность и вступали даже с русскими князьями в родственные связи. Летопись сообщает нам, что в 1116 году сын Владимира Мономаха , Ярополк, взяв в плен много ясов, женился на ясыне, – вероятно, на девице из ясского княжеского рода. Можно думать, что и Мария была дочь какого-нибудь ясского князька, взятого в плен русскими. На основании Степенной книги можно думать, что родителя Великой княгини Марии звали Шварном 131 . Под 1175 годом встречаем мы в летописях первое упоминание о супруге Всеволода Георгиевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Потрудись, пожалуйста, раздать прилагаемые записочки, но без шума. Если будет время и возможность, побывай у Михаила Ивановича Калачева и передай ему мой новогодний привет. Всех сердечно благодарю, о всех молюсь. Паки благословляю и желаю тебе всего лучшего, полезного и спасительного. 1 Е. П. Пешкова (1878–1965) – дочь самарского дворянина. В 1896 г. вышла замуж за писателя М. Горького (в 1904г. разошлись). В апреле 1918 г. стала заместителем председателя Московского комитета общества «Политический Красный Крест» (существовало с начала 1880 г. и занималось помощью российским политическим заключенным и ссыльным). В 1922 г. организация пере­регистрировалась под названием «Помощь политическим заключенным». Руководителем «Помполита» стала Е. П. Пешкова, ее ближайшим помощником – М.Л. Винавер. К концу 1920-х гг. деятельность «Помполита» стала угасать, 15.7.1938 он был официально ликвидирован (см.: Церковно-обшественный вестник. 1999. 23, стр. 5–7). 9 Имеется в виду последняя игумения Владимирского Успенского Княгинина монастыря Олимпиада (в миру Ольга Петровна Медведева, 1868–1936). Уроженка с. Шунево, Черкутинской волости, Владимирской губ. Настоятельница монастыря с 1917 г. В 1922 г. обновленческим ВЦУ уволена с запрещением пребывать в монастыре (в 1923 г. закрыт). Подвергалась арестам, три года была в ссылке (см. о ней: Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. М., 1995. С. 28–31). 10 Герман (Зацепин) – иеромонах. Родился в 1886 (1885?) г. Служил в Рождественском монастыре вместе с еп. Афанасием. После закрытия монастыря – настоятель Троицкого храма г. Владимира. 29.1.1924 по доносу обновленцев выслан из г. Владимира на 2 года (УФСБ по Владимирской обл. Д. П-3936). 11 Мухина Агриппина Зиновьевна – бывшая послушница Владимирского Успенского Княгинина монастыря. Родилась в дер. Вахрамеевка, Ковровского уезда, Владимирской губернии в крестьянской семье. Поступила в монастырь в 1899 г. в возрасте 20 лет. После закрытия монастыря пела в хоре Троицкой церкви во Владимире. Постоянно поддерживала еп. Афанасия в ссылках и заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Епископ Митрофан и княгиня Юрьева Агафия с дщерью Феодорою, с снохами и со внучата затворишася в церкви святыя Богородицы в палатех и тако огнем без милости запалени быша, и тако скончашася. Господи, приими в мире души раб своих». В глубине комары, над самою гробницей установлена икона св. Парфения Лампсакийского, память которого празднуется 7 февраля, в день мученической кончины Великой княгини Агафии и ее семейства, а пред иконою повешена лампада с горящим в ней елеем. Все это благочестивая и патриотическая гражданка соорудила на свое иждивение. На место епископа Андрея назначен был викарием Владимирским Иаков из настоятелей Московского Данилова монастыря. Епископ Иаков (Алексей Иванович Кротков) был сын Волоколамского соборного причетника, впоследствии диакона в селе Цареве. По окончании курса студентом в Московской духовной семинарии, в 1836 году был диаконом Пятницкой, что в Охотном ряду, церкви, но чрез 11 месяцев после брака, овдовев, постригся в 1838 году в монашество. 18 Января 1870 года хиротонисан был он в епископа Муромского, викария Владимирской Епархии. Тринадцать лет Преосвященный Иаков был викарием Владимирским, а по кончине Архиепископа Антония в течение 8 месяцев самостоятельно управлял Владимирской епархиею. В Январе 1884 гола, по преклонности лет и по слабости здоровья, уволен был на покой, с назначением управляющим Ставропигиальным Донским монастырем, где и скончался 1 Декабря 1885 года. Сей пастырь замечателен особенно тем, что, будучи еще архимандритом Данилова монастыря, был учредителем Общества любителей духовного просвещения и был первым его председателем, а, будучи викарием Владимирским, положил основание Владимирской Епархиальной библиотеке. Епископу Иакову суждено было сретить во Владимире 23 Декабря 1878 года прибывшего на Владимирскую кафедру епископа Феогноста. Преосвященный Феогност (Георгий Лебедев 207207 ) по происхождению своему сын священника Тверской губернии, Бежецкого уезда, а по образованию магистр Санктпетербургской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

В 1853-м году настоятель Бахчисарайского Свято-Успенского скита освятил небольшую церковь на месте Крещения князя Владимира. Некоторые исследователи считают, что он был освящен во имя Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, другие говорят о его освящении в честь Святого князя Владимира. В это время в киновии обустроили несколько небольших построек. Во время героической обороны Севастополя (1854–1855) на территории Херсонеса находились позиции французских войск, в ходе боевых действий все немногочисленные строения киновии были разрушены. В 1858-м году Император Александр II утвердил указ о производстве работ по возведению в Херсонесе соборного храма. Через 3 года Государь заложил камень в основание величественного Свято-Владимирского собора. Вскоре императорским решением и определением Святейшего Синода Херсонесская киновия получила статус «первоклассного монастыря по окладу западных епархий». В начале XX века монастырь развивался и обустраивался. Экономические связи не ограничивались Севастополем и Крымом. Из Сергиева Посада поступали различные деревянные изделия, из Воронежа и Костромской губернии – серебряные иконки, из Варшавы в монастырь присылали стеклянные, янтарные и костяные крестики, облачение поступало из Москвы. В Ярославле изготавливались финифтевые образки, а в Черниговской губернии для монастырской лавки изготавливали деревянные ложки, многие изделия также закупались в Нижегородской губернии. 1870-е или 1880-е Значительная часть монахов и послушников состояла из людей, имеющих достаточно высокий уровень образования – офицеров, интеллигенции, детей купцов, священно- и церковнослужителей. Это подтверждается записями о приобретении книг, а также ежегодной подпиской монастырем печатных изданий. Сведения о жаловании, которое ежемесячно выплачивалось монастырским служителям по найму, сохранились только с 1900 года: кучер и его помощник, повар, плотник, скотница, прачки, пастух, садовник, учитель получали достаточное жалование, поденные работники трудились на виноградниках, в саду и монастырском огороде.

http://pravoslavie.ru/158674.html

мощи Страстотерпца за версту от города, и они с честью положены были в Успенском храме женского монастыря, где и ныне почивают. По свидетельству рукописного жития св. Георгия, от св. мощей «были тогда (может быть, в самый день сретения их) многие исцеления: слепые прозревали, хромые начанали ходить и немощные освобождались от недугов». – В том же году Святитель должен был расстаться с достойным своим преемником по управлению Рождественским монастырем, архимандритом Кириллом, который был испрошен у великого князя Георгия и у Святителя Митрофана Ростовскими князьями, сыновьями Константина Всеволодовича, для занятия епископской кафедры в Ростове 109 . 3-го мая того же года, в день памяти св. Феодосия Печерского , во время литургии, когда читали Евангелие, внезапно произошло землетрясение: храм потрясся, иконы на стенах и свечи на паникадилах поколебались, и народ весь пришел в страх. в южной Руси землетрясение было сильнее: храм Киево-Печерской лавры, в котором служил сам митрополит, расселся на четыре части, хотя и не обрушился, а в Переяславле Южном расселась на двое церковь св. Михаила. Это было одно из тех грозных знамений, которые в княжение Георгия Всеволодовича начали предвещать великое бедствие для России 110 . Ввиду этого, по свидетельству рукописного жития св. Георгия, «великий князь Георгий с блаженным епископом Митрофаном, в соборной церкви приносили непрестанное моление Господу Богу и Пречистой Его Матери». – в том же году Святитель начал благоукрашать живописью соборный храм в Суздале, построенный в епископство Святителя Симона; храм затем был мощен красным мрамором, и работы по благоукрашению его кончены были только в 1233 году. Братие, христиане! Святитель Митрофан увенчался мученическим венцом: он есть священномученик. Таковые угодники Божии преимущественно уподобляются Господу Иисусу Христу, ибо как сам Господь Иисус Христос был добрым пастырем, положившим душу свою за овцы, то есть, за весь род человеческий ( Иоан. 10, 11, 15 ), так и священномученики принимали мучения за имя Христово и вместе за овец своих, то есть, за врученных их попечению людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Архив Пн Члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству ознакомились с жизнью монастырей Крымской митрополии 24 февраля 2024 г. 10:24 3-13 февраля 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили Крымскую митрополию , сообщает  Синодальный отдел по монастырям и монашеству . Целью визита было знакомство с духовной жизнью монастырей Крыма. В поездке приняли участие наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов) и настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга София (Силина). В ходе визита члены коллегии посетили 11 обителей, в том числе скит великомученицы Анастасии Узорешительницы Успенского Бахчисарайского мужского монастыря Симферопольской епархии , Кизилташский Стефано-Сурожский мужской монастырь и Катерлезский Георгиевский женский монастырь Феодосийской епархии . Состоялись встречи членов коллегии с митрополитом Симферопольским и Крымским Тихоном , митрополитом Феодосийским и Керченским Платоном и епископом Бахчисарайским Каллиником .  В ходе поездки обсуждались, в частности, вопросы возрождения Владимирского монастыря на территории Херсонеса Таврического (г. Севастополь).  В 1850 году на руинах древнего Херсонеса, на месте крещения князя Владимира было решено основать монастырь. Киновия создавалась под руководством настоятеля Бахчисарайского Успенского скита архимандрита Поликарпа, но весь основной труд лег на плечи игумена Василия (Юдина). Именно он собирал пожертвования и занимался строительством первой церкви. Небольшой каменный храм был освящен в честь княгини Ольги 23 февраля 1853 года. Короткая, но славная история Херсонесского монастыря прервалась в 1924 году. Ровно через сто лет, 15 февраля 2024 года, на территории Херсонеса Таврического была совершена Божественная литургия, ознаменовавшая начало возрождения монашеской жизни во Владимирском монастыре.  Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6105640.ht...

133 Возможно, имеется в виду иеромонах Исаакий (Новиков) – известный саровский старец, который после закрытия Саровского монастыря тайно проживал у своих духовных дочерей в дер. Истомине, Ковровского р-на, Владимирской обл., где устроил домашнюю церковь во имя преп. Серафима. Скончался в 1932 г. 135 Соловьев Алексей Иванович был посошником у Владыки Афанасия, впоследствии инженер-мелиоратор (сообщение Н. С. Фиолетовой). 136 Матявина Параскева Алексеевна – знакомая еп. Афанасия, в доме которой Владыка совершал тайные богослужения до своего ареста в 1936 г. Работала санитаркой в детской больнице (сообщение Н. С. Фиолетовой). 140 Монахиня Рипсимия упоминается в письме еп. Афанасия (см.: III, 15) как его родственница. В числе монахинь Успенского Княгинина монастыря г. Владимира в 1899 г. значилась монахиня Рипсимия, 43 лет, постриженная в этом же монастыре, несшая послушание учительницы рукоделия (ГАВО. Ф. 568. Оп. 1. Д. 494, «Ведомости о лицах монашествующих Владимирского Успенского монастыря»). 142 Ф. Г. Синицкая (2.6.1899–30.9.1977) – дочь прот. Григория Синицкого и Л. И. Синицкой. В 1931 г. была арестована в Москве, как дочь репрессированного священнослужителя, провела два месяца в Бутырской тюрьме. В июне 1931 г. сослана в г. Аулие-Ата (Казахстан) на три года. С 1937 г. проживала в г. Костроме. По специальности переводчица с немецкого языка, который, как и все ее сестры, знала в совершенстве. 143 См.: стихиры на «Господи воззвах»: «Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделенныя телесы, и совокупленныя духом...» 147 Имеется в виду Наталия Григорьевна Грумм-Гржимайло и ее сестра Ольга (схимонахиня Серафима). Н. Г. Грумм-Гржимайло в 1940-е гг. была в ссылке в Новосибирской обл., затем с сестрой проживала в Ленинграде. 149 Игумения Маргарита родилась примерно в 1828 г. В 1888 г. определена настоятельницей Успенского Княгинина монастыря в г. Владимире с возведением в сан игумении. По прошению уволена от должности настоятельницы 11.9.1914 (см.: Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. М., 1995, стр. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

К тому времени при богадельне жили уже более пятидесяти женщин. В основном это были крестьянки Владимирской, Тамбовской, Рязанской губерний, вдовы священников, бывшие послушницы монастырей. " Труженицы " разработали 15 десятин земли, где сеяли рожь, овёс, картофель. На территории богадельни находились три огорода, пасека, скотный двор, Кроме того, женщины обслуживали церковь, создали хороший хор, совершали надгробное чтение и отпевание умерших, занимались рукоделием. Праздничные службы в храме привлекали много народу, в том числе и интеллигенции. Таким образом, фактически уже существовал женский монастырь, богадельня на пять человек представляла собой лишь небольшое благотворительное учреждение при нем. В ответ на многочисленные просьбы, во Владимирскую духовную консисторию в августе 1907 года из Успенского Княгинина монастыря города Владимира прислали в качестве настоятельницы 54-летнюю монахиню Августу, а С.И.Жохова была вынуждена оставить руководство богадельней. Вскоре Синод определил " учредить в городе Иваново-Вознесенске Владимирскую женскую общину с таким числом сестёр, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, оставив при общине и существующую ныне богадельню на пять лиц " . Торжественное открытие общины состоялось 26 августа 1908 года. В 1908 и 1911 годах А.Н.Дербенёв и А.В.Константинов пожертвовали общине новые земельные участки для устройства огородов и расширения кладбища. В 1916 году Владимирская община стала монастырем, где жили 14 монахинь и 62 послушницы. На территории, окруженной забором, находился храм и девять деревянных домов с хозяйственными постройками. В 1918 году монастырь преобразовали в трудовую земледельческую артель, кроме того монахини занимались рукоделием. В 1920-е годы часть монастырских помещений заняли под студенческие общежития, в двухэтажном жилом доме поселились студенты политехнического института и рабфака, а всех монахинь и послушниц переселили в здание трапезной. После выезда студентов дом заняли под жильё. В 1925 году в монастыре остались 39 монахинь и послушниц и проживала 21 семья рабочих с разных текстильных фабрик.

http://sobory.ru/article/?object=12106

Внизу этой церкви устроена Епархиальная публичная библиотека. Помещение достаточно просторное; книг и рукописей довольно много. Затем прогуливались по саду. Сад не обширный, но наполненный хорошими плодовитыми деревьями – вишнями, яблонями и др., есть небольшая и теплица. В ограде сада с­ башни я любовался красивыми и широкими видами за рекою Клязьмою. В 10 часов отправились в кафедральный собор, где по случаю праздника литургию совершал преосвященный викарий. Собор был наполнен молящимися; певчие архиерейские пели стройно; служба, вообще, шла чинно. Владимирский Успенский собор, заложенный в 1154 г. Вел. Князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, окон­чен в 1160 г. В течении многих веков знаменитый собор этот подвергался многократным разорениям. В последнее время, благодаря ревности архиепископа Феогноста, внутренность его реставрирована и открыты из-под штукатурки древние превосходные фрески. После литургии я обозревал подробно весь собор, поклонился находящейся в нем святыне и был на хорах в ризнице, где рассматривал оставшиеся от разных погромов неприятельских священные древности и достопримечательные предметы, хранящиеся в отличном порядке, благодаря заботам о. ключаря протоиерея А. Виноградова , который, сверх сего, составил этим древностям и предметам опись и напечатал ее (Владимир, 1886 г.). Из собора отправились в женский монастырь, именуемый «Княгинин», так как он основан в конце XII в., по желанию княгини Марии, супруги Вел. Князя Всеволода III. Здесь я поклонился св. мощам мученика Авраамия, перенесенным сюда из Болгар в 1230 г. Из монастыря проехали за Лыбедь в духовные училища – мужское и женское. На обратном пути оттуда я посетил племянника инспектора гимназии А. И. Успенского . Затем были в семинарии, где производились в это время выпускные экзамены. Был в столовой, и посетил квартиру Ректора. После обеда отправились с преосвященным в Боголюбов монастырь, отстоящий от Владимира в 11 верстах. Монастырь этот основан в 1154 г. Св. Вел. Кн. Андреем Боголюбским. Монастырем управляет викарий Владимирской епархии. Поклонившись в древнем монастырском храме чудотворной иконе Владимирской Б. Матери, мы посетили настоятеля, преосвящ. епископа Аркадия.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В тот же день Блаженнейший Митрополит Владимир посетил Богоявленский монастырь, который был основан святым князем Андреем Боголюбским на месте явления ему Божией Матери. Блаженнейшего Владыку с радостью встречали сестры обители, а также свыше 60 воспитанников детского приюта, который действует при обители. В воскресенье, 6 марта, в сослужении архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, киевского и владимирского духовенства, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в Успенском соборе Владимира. После богослужения Блаженнейший Митрополит Владимир подарил архиепископу Евлогию список Почаевской иконы Божией Матери, а архиепископ Евлогий преподнес Блаженнейшему Владыке уменьшенный макет памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Сейчас заканчивается изготовление этого памятника, после чего он будет установлен на площади перед Успенским собором. В тот же день Блаженнейший Митрополит Владимир посетил Успенский Княгинин монастырь, где сегодня хранится оригинальная (XII ст.) чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Паломники из Украины поклонились этому дивному образу и ознакомились с монастырем. Потом Блаженнейший Митрополит Владимир посетил монастырь Рождества Богородицы, на территории которого сегодня находится Владимирская Духовная семинария. В соборе монастыря паломники поклонились мощам святителя Афанасия, страстотерпца ХХ века, которому принадлежат слова стихиры, известные сегодня каждому православному - „Русь святая, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение!” Архиепископ Евлогий подарил Блаженнейшему Митрополиту икону святителя Афанасия с частицей его святых мощей. Посетил Блаженнейший Митрополит и Введенский Островной женский монастырь – обитель, которая расположилась на острове, в 60-ти километрах от Владимира. Блаженнейший Владыка посетил возобновленный Николаевский храм, а также изуродованный атеистическими временами Введенский собор обители. На входе паломников из Киева встречали чудом уцелевшие на стенах иконы преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Сестры обители показали гостям собственное золотое шитье, которым сегодня славится обитель.

http://pravoslavie.ru/12895.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010