собора, комора, в которой погребен святитель Лука, оказалась заложенною наглухо крупным старинным кирпичом и сохранилась вся без повреждений; плита, устроенная на ней на два ската, из цельного белого камня, оказалась совершенно твердою. Блаж. Лука, по свидетельству летописи, «был молчалив, долготерпелив, смирен, кроток и милостив, к печальным и скорбным утешителен, от мирских страстей удаляяся и весь свой ум простирал на труды и подвиги духовного жития, проходя оное непорочно» (Прот. Доброхотов, стр. 111–112. Прот. Виноградов, стр. 8). Не канонизирован. 408. Епископ Феодор Посвященный митрополитом Кириллом из игуменов Киевского Константино-Еленинского монастыря (Карамзин, т. IV, прим. 144), Феодор скончался в 1286 году и погребен во Владимирском Успенском соборе (Доброхотов, стр. 117–118). Не канонизирован. 409. Святый Симон архиепископ, преставися в лето шесть тысящь Постриженник Печерский, после настоятель Владимирского Родественского монастыря. Когда св. князь Георгий Всеволодович пожелал иметь в столице своей, дотоле принадлежавшей к Ростовской епархии, блаж. Симон поставлен был епископом Владимирским и Суздальским в 1214 году; 22 мая 1226 года «преставися блаженный, милостивый и учительный епископ Симон» (Лавр. лет., стр. 90. Собрание лет. I, 191). Погребен во Владимирском Успенском соборе, во второй коморе, в южной стене Всеволодовой пристройки, близ гробницы преемника его, епископа Митрофана (см. выше 404). При недавнем возобновлении собора обе эти гробницы, издревле закрытые белокаменными плитами, очищены от разного сору, нападавшего сквозь отверстия в плитах и «телеса святителей покрыты пеленами». Над гробом св. Симона надпись, поддерживаемая с древних времен: «Мощи Симона, епископа Владимирскаго; преставися в лето 6735 в 22 день маия» (Ист. Влад. собора, ключаря прот. А. И. Виноградова , стр. 39–41). Эти сведения доказывают, что мощи св. Симона не были перенесены в Киев. Память местно празднуется 28 мая. Святитель Симон описал молодому черноризцу Печерскому Поликарпу (которого не должно смешивать

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Исследователи-метафизики забывают диалектическую позицию Г.Ф. Гегеля, что «чистых» явлений ни в природе, ни в науке, ни в культуре не бывает, а всегда проявляется взаимодействие различных, порой противоположных феноменов, что является условием существования действительности в целом. Действует закон неравномерного развития как наук, так и культур: то одна вырывается вперед, то другая. Отставшие на тот момент присматриваются к устремившимся вперед, перенимают целесообразное и понравившееся, приспосабливают к себе, делают его органичным и своим «особенным», при этом совершают заметный рывок вперед. В дальнейшем приобретенное становится характерной чертой культуры другого этноса, забывается, а иногда и умышленно не упоминается влияние первоисточника. Но в социальной действительности дружба была и до сих пор является прочной основой мирного сосуществования народов. Повторяю, Мария-Ясыня по происхождению – аланка. Ясами русичи называли предков осетин. Мне это было приятно узнать почти 35 лет назад, так как я принадлежу к этому этносу. С великим трудом пришлось показывать и доказывать влияние и аланской компоненты на становление русской культуры, равно как и русской на осетинскую. Часто приходилось вспоминать высказывание Р. Бэкона о роли стереотипов и заблуждений в продвижении к истине. Пришлось неоднократно ездить в другую область. От Ярославля почти столько же необходимо потратить времени, добираясь до Владимира, что и до Москвы. Теперь в Осетии некоторые устроители конференций сочли меня даже владимирчанкой, так как объекты моего исследования – артефакты и интересующие личности покоятся во Владимире – столице прообраза первого русского самодержавного государства Владимиро-Суздальской Руси. В 2005 году правящему архиерею Владимирской и Суздальской епархии архиепископу Евлогию факсом отправила свою статью о Великой княгине – устроительнице Успенского женского монастыря. Не один день находила кров у строгой, но гостеприимной настоятельницы Княгинина Успенского монастыря – игуменьи Олимпиады, а до этого у матушки Амвросии. Потому-то легко было найти контакт оператору С. Цориеву, когда он приехал снимать фильм «Ясыня». Дорога ему была проторена: очень помогала монахиня Марфа, предложила генеалогическое всеволодово древо и свою концепцию происхождения Марии Шварновны.

http://bogoslov.ru/article/4285532

Особенно много народа группировалось, конечно, около собора. Георгиевский собор не был заперт и был наполнен преимущественно простонародьем, благоговейно дожидавшимся здесь, в присутствии св. мощей, начала церковного торжества. Чем более приближались 2 часа пополудни, тем большие и большие массы народа тянулись к Собору и собирались около него на площади. В обширной ограде Собора собрались воспитанники семинарии, гимназии, воспитанницы епархиального училища. В Собор собралось все городское и прибывшее из епархии духовенство, причем монашествующие из архиерейского дома, причты Дмитриевского собора, Успенского женского монастыря и 6-ти церквей: Георгиевской, Троицкой, Борисоглебской, Николоградской, Знаменской и Николозлатовратской прибыли с хоругвями. И вот, в 2 часа ровно на соборной колокольне ударили в большой колокол. В три часа прибыл в древний собор Высокопреосвященный Феогност. В храме начато было водоосвящение, которое совершал сам Владыка в сослужении с четырьмя архимандритами: московского Данилова монастыря Амфилохием, пожелавшим принять участие в торжестве, суздальским Досифеем и муромскими Мисаилом и Алексием, со всем городским духовенством и со многими приезжими из епархии духовными лицами, также пожелавшими принять участие в торжестве. По окончании водоосвящения Высокопреосвященнейший Владыка окропил освещенной водой обновленный храм и затем, начав молебен св. Благоверным Великим Князьям, внутренними (северными) дверями, вместе со всем духовенством, отправился в Георгиевский собор. Здесь, во время пения: «Бог Господь и явися нам», священные раки со св. мощами, при каждении на них Высокопреосвященнейшим Владыкой, подняты были на рамена на особых носилках священниками и дьяконами, – и торжество перенесения св. мощей началось. – Через северные парадные двери Георгиевского собора последовал крестный ход со св. мощами. Впереди несли фонарь, кресты, хоругви, иконы: св. Благоверного Князя Андрея и чудотворную икону Владимирской Божией Матери; затем следовали самые честные мощи: прежде св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Свято-Никольский источник (Санино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский источник — источник в селе Санино Владимирской области. Во Владимирских краях много хороших источников кристально чистой и вкусной воды, и не все они освящены. Любой родник настолько нежное чудо, что затоптать и извести его для небрежных людей не составляет никакого труда. Намоленные места и источники с часовнями обычно поддерживаются в порядке, есть уход, есть забота и внимание. Один из них Святой источник в селе Санино, где находиться Свято-Никольское подворье Свято-Успенского Княгинина женского монастыря г. Владимира. Родник расположен недалеко от Санинского монастыря. В обители иногда происходят чудеса: «проявляются» (обновляются) иконы, соколы патрулируют обитель, защищая огороды монастыря от ворон, мироточат иконы. Источник пробился здесь еще в XVII столетии. В ХХ веке, во времена богоборчества, два храма - Покрова Богородицы и Николая Чудотворца - пришли в упадок, место, где бил родник, позабыли. Недавно на рубеже веков одна местная дачница случайно обнаружила его, и рассказала о находке местным монахиням. Сестры воткнули в землю деревянную бочку, и после произведенного анализа воды началось возрождение некогда почитаемого святого источника. Воды Свято-Никольского источника богаты ионами серебра, потому она может долго храниться. Воду из колодца приходится черпать ведерком, купели нет. Зимой родник замерзает, на Крещение сестры-монахини пробивают во льду дырочку, но затем оставляют его до весны. Целебные свойства ключевой воды испытали на себе многие паломники. У некоторых исчезают экземы исчезают, проходит головная боль, одна монахиня, страдавшая артритом, ежедневно обтиралась водой, и болезнь вскоре прошла. Даже ходят легенды, что вода помогает бесноватым избавиться от этого тяжелейшего недуга. Стоит попить воды из санинского ключа человеку одержимому, как его начинает лихорадить, а некоторые даже валятся наземь. Через некоторое время и несколько приемов целительной воды приступы прекращаются. Адрес : село Санино, Суздальский район, Владимирская область Как добраться : на личном транспорте по трассе Владимир - Суздаль, затем по указателю свернуть на трассу Суздаль-Камешково и доехать до поселка Песочное, где повернуть направо на новую асфальтированную дорогу, дорога кончается автостоянкой возле храма, источник в 200 м западнее в прямой видимости, к нему ведет тропинка Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

В высоту и в ширину башни имели 2 1/2 сажени, по «городу» – от 1 1/4 сажени до 3 саженей. Башни были сложены в два кирпича. Только башни на «святых воротах», на «водяных воротах», наугольная круглая «рассольная» и наугольная круглая «старицкая» имели в высоту 3 сажени. Башня на «святых воротах» была выложена в 3 кирпича, а старицкая – в 3 1/2 кирпича. Расстояние прясел по «городу» между башнями было неодинаковое: от 21–22 саженей до 53, 57 и 62 саженей. Ширина же крепостной стены была до сажени, а высота – 2 сажени . Строительство стен Иосифо-Волоцкого монастыря велось на вкладные и поминальные пожертвования Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича , многих известных князей, бояр и многочисленных жертвователей. 1568 год. 9 февраля. Повелением Царя Иоанна Васильевича игумен Иосифо-Волоцкого монастыря Лаврентий был избран архиепископом Казанским и Свияжским 1570 год. 6 сентября 1569 года смерть благоверной Царицы и Великой Княгини Марии Темрюковны. Царь Иоанн Васильевич в 1570 году делает вклад в 200 рублей в Иосифо-Волоцкий монастырь «на вечный поминок». Вкладная книга монастыря сообщает: « Лета 7078 (1570 г.) далъ Царь и Государь Великий Князь Иванъ Васильевичъ всея Русии въ домъ Пречистая в Осифовъ манастарь, игумену Леониду зъ братиею, по своей Царице Великой Княгине Марье, на вечной поминокъ и на кормы, двесте рублевъ и игумену Леониду велети Царицу Великую Княгиню Марью написати въ повседневной списокъ и в сенаникь, доколе и манастырь Пречистыя стоить, из повседневнаго списка ея не выгладити, да кормити по ней на всякъ годъ по два корма – на преставление сентября в 6 день, да на память июля въ 22 день, да опосле придалъ кубен серебрян, гривенка, 22 золотникав ней» . 1572 год. 2 марта. В Иосифо-Волоцкий монастырь был принесен точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского Кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. « Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Общество, в большинстве своих членов, все-таки затруднилось решить вопрос в пользу дугового покрытия и определило назначить новую Комиссию для осмотра весною 1889 года не только Владимирского Успенского собора, но и других храмов, дабы удостовериться на изучении самых памятников, какое покрытие в действительности может быть признано первоначальным. Участвовать в этой Комиссии приглашались: Делекторский, Мартынов, Обер, Филимонов, Павлинов, Быковский, Румянцев, Никитин. 6 Мая 1889 года происходил осмотр собора, а также церкви Княгинина монастыря, церквей в Кидекше и Покрова на Нерли. Эта особая Комиссия решила, что покрытие собора должно быть кружальное. Этот весьма важный вопрос возбуждал между членами Общества живейшие пререкания, что вообще обнаруживало, с какою заботливостью гг. члены относились, как всегда, к охранению памятников в их первобытном устройстве. Между тем работы по обновлению храма продолжались безостановочно. 1) При разборке кирпичных и отчасти каменных надкладок на стены и закомары собора, по случаю устройства на нем четырех-скатной кровли в 1725–1727 годах, в полной ясности обнаружилось, что все слеты и признаки фронтонного покрытия относятся к устройству существовавших некогда деревянных кровель, при чем в белокаменных подкладках найдены даже обтесанные уже по шаблону части белокаменных надгробных памятников, с надписями XVII ст., и такие же камни найдены потом и на карнизной части шеи, или трибуна средней главы, которая, как и другие 4 главы, точно также имела кирпичные и белокаменные надкладки, сделанные при устройстве этих глав по обычному образцу грушевидной формы. 2) Своды собора были избиты и повреждены во всех местах, где на них были утверждены толстые железные подставы, поддерживавшие четырехскатную железную кровлю, и вместе с тем были покрыты большим количеством кирпичного и каменного мусора. При их очистке оказалось, что они были сложены из ноздреватого легкого туфа, в скважинах которого были найдены гнезда протекшего в них, некогда растопленного от пожара свинца, что вполне подтверждало мнение г. Забелина, что своды собора первоначально были покрыты свинцовыми кровлями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

скончался (Ист. Росс. Иерар. I, стр. 179–180). В 1675 году он доносил царю Феодору Алексеевичу о мощах кн. Бориса Георгиевича, виденных им в церкви с. Кидекши (Прот. Доброхотов, стр. 70). 406. Святый Серапион Архиепископ преставися в лето 6000 Прежде 1274 г. был архимандритом Киевопечерской лавры и, вероятно, был очевидцем страшного землетрясения 3-го мая в 1230 г., памятного для Печерской обители, особенно потому, что оно было в празднование памяти преп. Феодосия (3 мая) и, как замечает летопись, первый удар почувствовали во время литургии, причем трапеза лаврская поколебалась в основании, и кирпичи падали сверху на стол. В 1274 г. Серапион, известный по просвещению и строгой жизни, посвящен в епископа и присутствовал на знаменитом Соборе, которым много сделано было для управления и благочиния бедствовавшей Церкви Русской. Ум. 12 июля 1275 г. и погребен в Успенском Владимирском соборе. Почтение к памяти его доныне выражается в частом совершении панихид, даже некоторыми лицами из отдаленных губерний. От Серапиона дошло до нас семь слов, «дышащие силою сердечного красноречия и блистательные по ясному разумению Евангельского учения». Четыре слова найдены преосвященным Филаретом в пергаменной рукописи Сергиевой лавры, писанной в XIV веке, под заглавием «Златая Чеп». Пятое слово найдено С.П. Шевыревым в рукописи Кирилло-Белозерского монастыря; а шестое и седьмое напечатаны в «Православном Собеседнике» 1858 г. июль. («Прибавл. к Твор. св. Отцев», ч. I, стр. 95. Прот. Доброхотов «Памятники древности во Владимире», стр. 117. Барсуков, стр. 498). 407. Епископ Лука Игумен Киевского Спасо-Берестовского монастыря, посвящен Киевским митрополитом Никифором 11 марта 1185 года во епископа Ростову, Суздалю и Владимиру. Уважаемый великим князем, он приглашаем был на совет о делах государственных. По случаю войны Рязанских князей Игоря и Романа с братьями своими Всеволодом и Святославом, – великим князем Всеволодом отправлен был к ним для примирения. Ум. во Владимире 10 ноября 1189 года и погребен в Успенском соборе. При реставрации

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

1373 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. I, с. 438–445; Столетов И. А. Результаты исследования памятника архитектуры XIII–XVI вв. Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире//Памятники истории и культуры. Вып. 1. Ярославль, 1976, с. 88–94; Порфирий, архим. Древние гробницы во владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском Княгинине девическом монастыре, с. 98–119. 1374 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1, с. 396–437; Столетов А. В. К истории архитектурных форм Дмитриевского собора в городе Владимире//Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Вып. III. М., 1975, с. 114–141. 1376 Hallensleben H. Untersuchungen zur Baugeschichte der ehemaligen Pammakaristoskirche, der heutigen Fethiye camii in Istanbul//Istanbuler Mittelungen. Band 13/14. 1963/1964, S. 128–193. 1382 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, Т. I, С. 27–32; Т. II, с. 19–42; Варганов А. Д. Еще раз о Суздальском соборе//СА, 1977, 2, с. 249–255. 1383 Первые попытки обобщений и анализа были сделаны на новгородском материале М. В. Седовой и Н. Г. Порфиридовым в 1950–1960-х гг. Примерно тогда же Т. В. Николаева подготовила их описание в каталоге мелкой пластики Троице-Сергиевой Лавры, продолжив линию, начатую еще П. А. Флоренским, а позже опубликовала корпус всех известных каменных иконок древней Руси. Специальные исследования этому художественному явлению посвятили В. Г. Пуцко и А. В. Рындина, в монографии которой дана подробная историография вопроса (Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV–XV вв. М., 1978). 1384 Подбор сюжетов, связанных с отдельными святыми, может быть представлен как своего рода итинераий паломничества к местам их прославления – например, пещере Семи спящих отроков в Эфесе, мощам св. Николая в Мирах Ликийских, месту мученичества св. Стефана в Иерусалиме и другим. По-видимому, использовались и другие аллюзии: например, Николай являлся покровителем путешествующих, особенно к Святой Земле (и сам умер по дороге туда); какую-то роль в активном изображении святого Стефана играла близость места его кончины к иерусалимскому храму Воскресения, а также связанный с ним культ камня (побиение камнями; смерть на камне и др.). См. подробнее: Рындина А. В. Древнерусские паломнические реликвии. Образ Небесного Иерусалима в каменных иконах XIII–XIV вв.//Иерусалим в русской культуре/Ред.-сост. А. Баталов, А. Лидов. М., 1994, с. 63–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Где располагался этот монастырь, до конца не ясно, но Я. Н. Щапов предполагает, что он находился в Перемышле, где прадед князя Ростислава, Володарь Ростиславич, построил церковь Иоанна, в которой и был погребен 1287 . Нам кажется, что речь идет все же о каком-то пригородном или городском монастыре в самом Галиче. Это следует из контекста летописного рассказа о гибели и погребении Ростислава, а также из того, что сам этот князь был изгоем и в Галич вызван был из Смоленска, где укрывался у князя Давида (а значит, не имел стольного града). В Смоленске князь Давид Ростиславич в 1197 г. перед смертью принял монашеский чин и был погребен в монастырском соборе Бориса и Глеба на Смядыни, который был сооружен в 1145 г. его отцом, Ростиславом Мстиславичем 1288 . Во Владимире (Залесском) князья, как уже говорилось, погребались в городском соборе, но обычай погребения князей в монастырях проник под южнорусским влиянием и в северо-восточные земли. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, которую считали придворным храмом княжеского замка, могла быть монастырским собором. Здесь, по преданию, было становище Бориса и Глеба и в этом святом месте в построенной Юрием Долгоруким каменной церкви был в 1159 г. погребен его сын, князь Борис. В 1161 г. здесь же была похоронена жена князя Бориса, княгиня Мария, а в 1202 г. в церкви «посторонь отца и матери» была положена их дочь, Евфросиния 1289 . Уже в начале XV в. храм был монастырским, и нет ничего невозможного в том, что он был построен как княжеская усыпальница в монастыре, само посвящение и месторасположение которого живо напоминает смоленский монастырь на Смядыни с его культом Бориса и Глеба и княжескими погребениями. Какие-то княжеские погребения были и во владимирском храме Георгия (1157 г.), который в более позднее время (XV в.) был монастырским 1290 . Особая традиция погребения княгинь в отдельном монастыре сложилась во Владимире на рубеже XII–XIII вв. В построенном в 1200–1202 гг. Успенском соборе владимирского Княгинина монастыря в 1207 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

       Игумения Руфина (Кокорева, 27.6.1872–15.8.1937) – родилась в Перми в семье крупного промышленника А.Т. Кокорева. Послушница Успенского женского монастыря в Перми (июль 1880). После двух лет, проведённых в московских монастырях, она вновь возвратилась на Урал – в Верхотурский Покровский монастырь, где работала в иконописной мастерской и управляла монастырским хором, а позже исполняла должность благочинной. В 1911 г. инокиня Ольга была пострижена с именем Руфина, возведена в сан игумении и направлена в Чердынь Пермской губернии восстанавливать Иоанно-Богословский монастырь, упразднённый в Царствование Императрицы Екатерины II. Постепенно обитель обустраивалась. С началом войны в ней был создан приют для сирот воинов, погибших на фронте. Высочайшей покровительницей его стала Великая Княжна Татиана Николаевна. Летом 1917 г. матушка побывала в Москве в Марфо-Мариинской обители у Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. В годы революции и гражданской войны матушка Руфина как могла пыталась защитить сестёр и обитель от поругания и разорения, но в конце концов вынуждена была оставить Чердынь вместе с отступавшими «белыми». Во Владивостоке она пыталась устроить обитель во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». В начале июня 1923 г. матушка прибыла в Харбин. Здесь ею был основан Владимирский монастырь после сотворенного Господом чуда (26.8.1925): моментально в руках игумении Руфины обновилась потемневшая Владимирская икона Божией Матери. Позднее (26.4.1926) там же чудесно обновился образ Бога Саваофа. От новоявленных чудотворных икон исходили дивные чудеса и подавались исцеления. «Большую благотворительную деятельность,– свидетельствовал очевидец, – вела настоятельница Богородице-Владимирской женской обители, игумения Руфина, приобретшая особенно большую популярность среди японцев тем, что она заранее предсказала Японской императрице рождение у неё наследника престола, будущего принца Акихито. С того времени все выдающиеся японцы, посещавшие Харбин, считали своим долгом повидать матушку Руфину и возглавляемый ею монастырь и девичий приют при нём» (Архиепископ Нафанаил (Львов) . Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви. Т. 3. Нью-Йорк, 1992. С. 124). С 1927 г. обитель постепенно переводится в Шанхай, где сёстры нашли себе духовную поддержку у святителя Иоанна (Максимовича) . Скончалась матушка Руфина в день Успения Пресвятой Богородицы. Преемницей её стала игумения Ариадна, возглавлявшая обитель и позднее, когда её после войны перевели в Сан-Франциско.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010