Не всегда закрытие храмов происходило спокойно. Верующий народ не желал отдавать свои  святыни на поругание. Например, в 1960 году стоял вопрос о закрытии Успенского собора в г. Владимире и переводе его на музейный режим; взамен верующим предлагалось предложить Успенскую церковь Княгинина монастыря в г. Владимире, являющуюся памятником архитектуры XVI века. Собор этот, открытый в апреле 1944 года, с 1949 по март 1954 года был закрыт для богослужений в связи с ремонтно-реставрационными работами. И в 1960 году, видимо, предполагалось под предлогом таких работ спокойно его закрыть. Письмо секретаря Владимирского Обкома КПСС К. Гришина и зампредседателя облисполкома Домнина в ЦК КПСС и СМ СССР от 6 июня 1960 г. говорит о том, что в Успенском соборе – архитектурном памятнике XII века – находятся фрески, представляющие собой исключительно большую художественную и историческую ценность, особенно исполненные великим русским художником Андреем Рублевым. Обеспечить их сохранность является задачей первостепенной важности. Но ввиду того, что собор используется общиной верующих, невозможно поддерживать соответствующий температурный и влажностный режимы, что не может не отражаться на состоянии фресок. Гришин и Домнин в своем письме ссылаются на результаты, сделанные комиссией под руководством И.Э. Грабаря еще в 1949 г. В этом заключении говорится, что фрески находятся в процессе недопустимо быстрого разрушения и требуют принятия неотложных мер по их укреплению и поддержанию. Меры эти состоят в первую очередь в необходимости изъятия собора у общины верующих, ибо обеспечение должной сохранности его мыслится только в условиях музейного режима. Заканчивается письмо заявлением, что Обком КПСС и исполком Облсовета поддерживают данное предложение комиссии и просят поручить Совету по делам РПЦ при СМ СССР и министерству культуры СССР рассмотреть вопрос о прекращении богослужения в Успенском соборе и о переводе его в музейный режим. Взамен этого собора церковной общине предлагалась Успенская церковь Княгинина монастыря, являющаяся памятником архитектуры XVI века . По всей видимости, чиновники не оставляли своих попыток отобрать у церкви собор.

http://bogoslov.ru/article/3738150

«Боголюбская» как экспонат антирелигиозного отдела После закрытия Боголюбского монастыря в 1923 году святыня была передана в церковь Иоакима и Анны в селе Боголюбово, где и пребывала до закрытия храма в 1939 году. С 1940 года она находилась во Владимирском Успенском соборе, бывшем тогда антирелигиозным отделом Владимирского краеведческого музея. В это время снова встал вопрос о реставрации, но серьезные работы начали только в 1960-х годах. Успехи специалистов были столь значительны, что в 1974 году икону выставили в Третьяковской галерее, хотя до раскрытия первоначального замысла иконописца было еще далеко. В 1992 году икона была передана в музейную экспозицию в Успенском соборе Княгинина монастыря. Для сохранности святыню поместили в специальную капсулу (в подобной капсуле находится икона Владимирской Богоматери в храме при Третьяковской галерее), однако датчики температуры и влажности несколько раз выходили из строя, необходимые условия хранения нарушались. Икона вновь начала разрушаться, красочный слой отошел, появилась плесень... В 2009 году она была экстренно отправлена на реставрацию. Реставрация высоких технологий Теперь реставрационный процесс шел с привлечением самых современных технических средств. За 858 лет своего бытования икона претерпела более 20 вмешательств и несколько раз подолгу находилась в условиях, драматично сказавшихся на ее сохранности. Многочисленные красочные слои, следы предыдущих несовершенных реставраций специалисты «разгребали» под микроскопом. «Шесть лет я общался с иконописцем XII века» По словам Александра Горматюка, проводившего исследования и научно-реставрационные работы с 2009 по 2016 годы, «процесс раскрытия осложняли не только многочисленные позднейшие вмешательства, но и своеобразие авторского красочного слоя, особенно его необычайная тонкость на лике». Работы велись очень бережно, под постоянным контролем реставрационного совета. Задача выведения древнего памятника из аварийного состояния порой ставила в тупик и опытных реставраторов. Для разрешения спорных вопросов привлекались новейшие методы из области высокоточного машиностроения и медицинской диагностики. Икону даже просвечивали на томографе во Владимирской областной больнице!

http://pravmir.ru/creative/takoy-ee-vide...

13 Название «Боголюбский» правда было дано князю Андрею по тому поводу, что он построил город Боголюбово и в нем монастырь с тем же именем; но и самое название св. Андреем города Боголюбовом и монастыря Боголюбовым свидетельствует о его благочестии, а затем не сроднилось-бы с именем князя название «Боголюбский», еели бы не был он действительно боголюбивым. 15 Св. икона названа Боголюбскою и Боголюбивою, монастырь Боголюбовым. Основал здесь свят. Андрей и город, назвал его Боголюбовом; монастырь и в нем св. икона существуют доныне, а на месте города – село Боголюбово. Св. икона Божией Матери, написанная св. Евангелистом Лукой, со времени поставления ее во Владимире называется Владимирской. В 1395 г. она перенесена была в Москву, и в день перенесения ея Богоматерь чудесно защитила Русскую землю от нашествия Тамерлана. И ныне сия свящ. икона находится в Московском Успенском Соборе. 16 Золотые ворота – белокаменное здание, имевшее, вероятно, позлащенные ворота под аркой. Самое белокаменное здание существует и до сего времени, ныне на верху его церковь в честь положения ризы Богоматери. При открытии Золотых ворот, по устроении их совершилось чудо: своды их обрушились и засыпали камнями 12 человек, но по молитве Благоверного Князя пред св. иконой Богоматери, принесенной из Вышегорода, все засыпанные были вынуты из-под камней живыми. 17 Нетленные мощи Глеба Андреевича, причтенного церковью к лику святых, открыто почивают во Владимирском Успенском соборе. Был и еще у св. Великого Князя Андрея сын Юрий, которого он в 1173 или 74 г. послал на княжение в Новгород и который потом был на княжении в дальней Грузии, а где кончил жизнь, неизвестно. 19 В сборнике Троице-Сергиевой лавры XVII века при описании Владимирских храмов, их достопримечательностей и святынь, говорится: «на левой стране (Успенскаго храма девичьего Княгинина монастыря), в том же пределе, в стене, в каменном гробу мощи великомученика Аврамия Болгарскаго. Над гробом висят вериги его, кладут их на боляших, кто изступит ума, и поют молебная. По совершении ж молебна мнози приемлют здравие». По вере, душевные и телесные исцеления от мощей Св. Мученика подаются и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Вновь построенный Богоявленский деревянный храм за ветхостью был разобран в 1680 году, и дано было благословении на строительство нового каменного храма Богоявления Господня с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата, Ангела Хранителя царя Феодора Алексеевича. Так преподобный Корнилий достойно почтил вечною молитвенною памятью царя-благодетеля, своего современника, который за шесть лет своего царсвтования жаловал Лукианову пустынь как личными неоднократными посещениями, так и хорошими вкладами. Освящение каменного храма было при преемнике преподобного Корнилия настоятеле отце Евагрии. Две главы храма были покрыты деревянной чешуёй, крест белым железом, а крыша тёсом. Внутри храма всё было просто, чуждо вычурности, всё располагало к молитве, стены не были расписаны вплоть до XX века. Иконы в иконостасах двух приделов – Богоявления Господня и великомученика Феодора Стратилата – были больших размеров, не покрытые ризами. Их украшали чеканные серебряные венцы позолоченные с каменьями, а также ожерельца из жемчуга. В четырёхъярусном иконостасе главного придела справа от царских варт помещались храмовая икона Богоявления Господня, с слева от них – Иверская икона Божией Матери. Это был один из ранних списков с иконы, принесенной с Афона в Москву в царствование Алексея Михайловича. Так Вратарница Горы Афонской с конца XVII века охраняла Лукианову обитель. В трапезной части храма на первом столпе висел образ Рождества Пресвятой Богородицы, а вокруг образа, представлявшего собой средник, были написаны Господские и Богородичные праздники; они находились под серебряным золочёным окладом. На колокольне было пятнадцать колоколов: один большой, один повседневный весом в 21 пуд 28 фунтов, семь малых и ещё шесть малых. Помимо этих колоколов при Богоявленском храме, был ещё колокол при соборе, затем у ворот и в келии настоятеля. Под храмом были сделаны «полатки» для хранения монастырского имущества и хозяйственных припасов. В храме Богоявления Господня в особом помещении находилась ризница обители, в которой хранились два древних Евангелия московской печати (одно 1677 года, а другое 1685 года), богато украшенные, два сребропозолоченных креста с частицами мощей – клады почитателей Лукиановой обители, церковные сосуды – вклад Великой княгини Натальи Алексеевны. Здесь хранились и четыре грамоты царя Феодора Алексеевича 1677, 1678, 1680 и 1681 годов и другие монастырские документы. Кончина преподобного Корнилия последовала 11 (24) августа 1681 года. Преподобный был погребён в склепе под алтарём Троицкого собора Александровского Успенского монастыря. Память святого издавна праздновалась в обеих обителях: ежегодно в день преставления преподобного Корнилия у его надгробья совершались панихиды при большом стечении народа. В 1995 году святые мощи преподобного Корнилия по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия были подняты и в настоящее время почивают в правом приделе Троицкого собора Успенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00571

Елисавета, игумения (Жегалова Татьяна Викторовна) Дата рождения: 12 марта 1958 г. Дата пострига: 7 апреля 1992 г. День ангела: 17 июля Страна: Россия Биография: Родилась 12 марта 1958 г. в г. Дмитрове Московской обл. в семье служащих. Крещена в младенчестве. В 1975 г. окончила среднюю школу 6 г. Дмитрова, по окончании которой работала в различных учреждениях г. Москвы. На воцерковление оказали влияние книги священника Димитрия Дудко, личное знакомство с Н.Е. Пестовым, общение с глубоко верующими людьми — чадами оптинских старцев. В 1970-е гг. окормлялась у иеромонаха Венедикта (Пенькова), насельника Троице-Сергиевой лавры (с 1990 г. — наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь ). В 1981 г. поступила в Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырь , исполняла послушания на скотном дворе, кухне, клиросе, в канцелярии. В 1989 г.  митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием  пострижена в рясофор с оставлением прежнего имени. В 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II переведена в Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь  в Шамордине. 7 апреля 1992 г. наместником Оптиной пустыни архимандритом Венедиктом (Пеньковым) пострижена в мантию с наречением имени в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы. В декабре 1992 г. поступила в число сестер Успенского женского монастыря г. Александрова Владимирской обл. Осенью 1993 г. направлена старшей сестрой в переданный Русской Православной Церкви Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь , до 1995 г. бывший скитом Успенского женского монастыря г. Александрова. 11 августа 1995 г. назначена настоятельницей Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. 25 ноября 1997 г. Святейшим Патриархом Алексием II возведена в сан игумении. Место работы: Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь (Настоятельница)   Награды: Церковные: E-mail: machra@inbox.ru Web-caйm: http://stefmon.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6004327...

Но этим испытания Великой Княгини еще не кончились. Едва успел возвратиться из плена ее сын Василий, как тяжело заболел ее супруг Великий Князь Димитрий Иоаннович и во цвете лет (40 лет) умер. Кто опишет и это горе блаженной Евдокии! Только вера в Бога помогла ей перенести его. Чем больше выпадало на ее долю скорбей, тем более она посвящала себя на служение общему благу. Смерть ее любимого мужа навела ее на мысль устроить женскую обитель; и в сам год его смерти, по известию Степенной (духовной) книги, она занялась этим делом, причем мысль ее остановилась на самом Кремле. Около теперешних Спасских ворот, на месте Вознесенского монастыря, находились великокняжеские терема, их-то и решила приспособить для обители Евдокия, тем более что княжеские чертоги были перенесены в новые здания, построенные на западной стороне Успенского собора. Казалось бы, что при таком святом настроении Княгине Евдокии ничего не оставалось другого, как удалиться во св. Обитель. Но она этого сразу не делает. Перед ней оставался еще долг матери, надо было воспитать детей, и, оставаясь во дворце, она была матерью не только своих чад, но и всех подданных, проявляя милосердие к страждущим, устраивая церкви и обители. Не касаясь дел правления своего сына Василия, она, однако, много ему помогала своими молитвами и духовными советами. Между прочим при ее участии было перенесение чудотворного образа Божией Матери Владимирской. На Россию надвигалась страшная гроза. Подходил грозный татарский завоеватель Тамерлан, который на своем пути все истреблял огнем и мечем. И вот в помощь нашему воинству был перенесен в Москву святой образ. Исстрадавшийся народ вместе с благоверной Княгиней Евдокией и Князем Василием встретили сей образ; не было человека, который бы не плакал. Упав ниц, соединяясь в одной мольбе, народ взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И в тот самый день и час Тамерлан, устрашенный во сне видением Грозной, Светоносной Жены в воздушном пространстве, поспешно возвратился назад. Между тем, благочестие Княгини Евдокии возрастало. Она рвалась к подвигам, к подвижничеству. Но как было то соединить с жизнью в царском чертоге. Не скрывать своих подвигов – это значило бы сразу создать себе славу; что противно христианскому смирению и опасно для самообольщения. И вот она всячески старается скрывать их. Она одевается в царские одежды, не чуждается общества и развлечений. Это внешнее ее поведение было настолько светское, что даже появилась клевета о ее сомнительном вдовстве и т. п. Это привело в смущение ее сына Василия и всех детей. Чтобы подкрепить их дух, а, может быть, дать им и назидание, как нужно быть осторожным с клеветой, она призвала их к себе и обнаружила перед ними свое изможденное от подвигов и от ношения тяжелых вериг тело. Дети ужаснулись и возблагоговели перед подвигами матери. Однако преп. Евдокия взяла с них слово содержать в глубочайшей тайне ее подвижничество, не доверять людской клевете и главное не мстить тем, кто говорит ложно о ее поведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

IV) Святой Роман Владимирович второй сын блаженного Владимира I Константиновича, кн. Угличского и блажен. княгини Фотинии – Евдокии; родился 1 октября 1235 года; с 1261 г. князь Угличский. В 1265 году сочетался браком с блаженною княжною Александрою († в 1281 г. и погребена в г. Угличе), но потомства не имел; † 3 февраля 1285 г. 3 ; мощи (части) его открыто почивают в Угличском Спасо-Преображенском соборе. Угличское княжество присоединено к Ростовскому. V) Димитрий I Борисович, первый сын Бориса Ярослава Васильковича кн. Ростовского (род. 24 июля 1231 г.; † 16 сентября 1277 г.) и кн. Марии Ярославны Муромской († 1297 г.): родился 11 сентября 1253 г.; зимою 1276 г, вступил в брак с княжною, неизвестною по имени (не Анна ли? 4 и имел детей: а) дочь (родившуюся около 1277 г. и в 1292 г. вышедшую в замужество за Ивана Димитриевича князя Переяславского); б) Анну, 8 ноября 1294 г. вышедшую в замужество за святого Михаила Ярославича князя Тверского; в 1318 г. она с именем Евфросинии постриглась в иночество в Тверском Софийском монастыре; † в схиме с прежним именем Анны в 1338 г. 2 октября и погребена в соборе Кашинского Успенского женского монастыря, откуда мощи ее около 1650 г. перенесены в Воскресенский собор 5 ; в) Василису (в 1294 г. вышедшую в замужество за Андрея III Александровича, Великого Князя Владимирского-Городецкого, сына святого великого князя Александра I Ярославича Невского); г) Михаила (род. 1286 г. и умершего вероятно в молодости), и д) еще дочь; в 1286 г. стал князем Угличским; со средины или конца 1288 г. – князем Ростовским; † в 1294 году, близ города Волока, приняв монашеский сан. Александр I Феодорович, сын князя Феодора (не Ярославского ли Ростиславича Черного?); в 1288 г. князь Угличский до 1289 года; † в 1294 году. VII) Андрей II Александрович Городецкий, третий сын Великого Князя Александра Ярославича Невского и Александры Брячиславовны, княгини Полоцкой; род. 1255 г.; с 1289 г. князь Угличский до 1293 г.; в 1294 г. Великий Князь Владимирский и женился на Василисе Димитриевне, княжне Ростовской; имел детей: Юрия, Михаила и Бориса; † 22 июня (иные 27 1304 г. схимником и погребен в гор. Городце в церкви святого Михаила 6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

51, «О тайне супружества») и «Книгу о священстве» свт. Иоанна Златоуста (Львов, 1614) (для гл. 36, «Указание от Божественных писаний о непоставлении на мзде»). Текст обсуждался на Соборе в сент. 1651 г., не был утвержден и подвергся дальнейшему редактированию уже при патриархе Никоне (опубл. в июне 1653). В Патриаршество И. были прославлены святыни, обретены и свидетельствованы мощи неск. угодников Божиих, основаны монастыри. И. благословил создание Артемиева Веркольского мужского монастыря (на месте обретения нетленных мощей св. Артемия Веркольского ), Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича И. поручил Серапиону , архиеп. Суздальскому и Тарусскому, собрать сведения об исцелениях от Казанской иконы Божией Матери , явившейся в Суздальском у. в часовне на пустоши Осовицы. 29 сент. 1649 г. царским указом установлено 22 окт. праздновать «Пречистой Богородице, явлению чудотворной иконы Казанския, во всех городех, по вся годы» (ААЭ. Т. 4. С. 61, 40). Летом 1644 г. при разборке деревянного Преображенского собора костромского Спасо-Преображенского Геннадиевского мон-ря были обретены мощи основателя обители прп. Геннадия Костромского и Любимоградского, о чем составили повесть, включившую описание 2 чудес. В том же году по благословению И. состоялась общецерковная канонизация прп. Геннадия. 22 янв. 1645 г. в присутствии И. и царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе Владимира состоялось обретение нетленных мощей вел. кн. св. Георгия Всеволодовича , к-рые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в изготовленную на средства И. серебряную позолоченную раку в центре собора, у юж. столпа. По заказу И. в 1647-1648 гг. был расписан Успенский собор владимирского Княгинина женского монастыря , в этой росписи образ Георгия Всеволодовича занимает одно из важных мест. В окружении И. в связи с перенесением мощей кн. Георгия Всеволодовича написано повествование о кончине кн. мч. Владимира Георгиевича , помещенное над гробницей князя во владимирском Успенском соборе. Тогда же составлен «Лист над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», содержащий сведения о гибели князей. Текст вошел в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции, хранившийся в кон. XVII в. в Успенском соборе. 7 нояб. 1648 г. были свидетельствованы мощи прп. Кирилла Новоезерского, в 1651 г. для них прислана из Москвы серебряная рака. В 1649 г. по указу царя и по благословению патриарха открыты мощи св. кнг. Анны Кашинской , в следующем году перенесенные из-под деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор в присутствии царской семьи. 19 янв. 1652 г. в присутствии царя и И. состоялось торжественное открытие мощей прп. Саввы Сторожевского.

http://pravenc.ru/text/578453.html

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского.  В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (Х-ХХвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13 Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

http://sobory.ru/article/?object=05331

Владимир. Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Раннемосковский Год постройки:приблизительно 1490 - 1510. 1960 г.: И. А. Столетов (реконструкция). Адрес: г. Владимир, поселок Воровского, 37а Координаты: 56.13172, 40.39923 Проезд:Исторический центр Владимира, территория Свято-Успенского Княгинина женского монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Супруга великого князя Всеволода III княгиня Мария Шварновна у северо-западной стены Среднего города на высоком берегу Лыбеди основала женский княжеский монастырь, получивший название Княгинина. В центре монастырского двора в 1200-1201 гг. был возведён Успенский собор. Здание храма не сохранилось, а существующий собор строился на месте древнего на рубеже XV-XVI вв. При строительстве были использованы оставшиеся части стен старого сооружения.  Нынешний Успенский собор Княгинина монастыря представляет собой большой кирпичный храм с двумя приделами, галереей и мощной главой. Наружные стены завершены закомарами, над которыми возвышаются два яруса килевидных кокошников, ставших основанием для светового барабана. В нижней части стены здания можно увидеть границу перехода от старых стен древнего собора к более поздней части. Древний кирпич был тонким, замешанным на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки. В храм входили через порталы, а при раскопках были найдены цветные майоликовые плитки, которыми был выложен пол в древнем храме. По свидетельству летописцев, можно судить о погребении в XIII в. в стенах храма княгини Марии, основательницы монастыря, её сестры Анны и дочери великого князя Александра Невского. Гробницы находятся в наружных стенах боковых фасадов, а это означает, что в старину к восточным углам храма примыкали специальные приделы-усыпальницы. Кроме княжеских погребений, в Успенском соборе существует гробница некоего купца Авраамия. По преданию, этот человек добывал для владимирского князя сведения о замыслах волжских булгар. Они схватили смелого купца и казнили, а его останки выдали русской стороне. В 1230 г. мощи этого купца-страстотерпца были торжественно привезены во Владимир и с великими почестями захоронены в одном из приделов Успенского собора. 

http://sobory.ru/article/?object=01780

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010