Симон, святитель, епископ Владимирский и Суздальский † 1226, память 10/23 мая. 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов 1 По предположению академика П.Г. Буткова (1775–1857), святитель Симон родился около 1166 года. Круг источников, из которых можно почерпнуть сведения о святителе Симоне, видном церковном деятеле и незаурядном писателе, невелик: это сочинения Симона и Поликарпа, составившие ядро Киево-Печерского патерика, а также свидетельства русских летописей. Из них известно, что Симон с молодых лет жил в Киево-Печерской лавре, где и принял пострижение в монашество. С 1206 года – игумен монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире. Был духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо). В 1215 году по повелению великого князя Юрия Всеволодовича, желавшего иметь в своей столице городе Владимире самостоятельного епископа, поставлен первым епископом Владимирским и Суздальским. Во время княжеских усобиц, когда после поражения в Липецкой битве (1216) князь Юрий Всеволодович был вынужден уступить владимирский стол старшему брату Константину, епископ Симон следует за княжеской семьёй в городец Радилов, оставляя епископию. В 1217 году он сопровождает Юрия Всеволодовича в его поездке во Владимир для примирения с Константином, а затем переезжает с княжеским двором в Суздаль, доставшийся Юрию в удел. Епископ Симон возвращается на епископию только в 1219 году после смерти Константина и утверждения на владимирском столе Юрия Всеволодовича. Скончался 22 мая 1226 года, незадолго до смерти приняв схиму. Епископ Симон был погребён во Владимирском Успенском соборе. После канонизации в XVII веке его мощи были перенесены в Киево-Печерскую лавру. Летопись называет Симона «учительным», книжным, хорошо образованным для своего времени. Его идеал – смирение, простота и затворничество. Пастырь, нёсший апостольский подвиг просвещения восточной Руси светом христианства. Целые толпы народа сходились послушать благодатное слово святителя, научаясь от него истинам святой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Трогательно изображает тот же автор прощание с Великой княгиней второго сына, святого Георгия. «Лице его, говорится в Житии св. Георгия, все слез наполнилось и, разливаясь слезами, он пал на перси ея и начал говорить и просвещевать от серца такие слова: увы мне, госпожа моя, – на кого воззрю, или к кому прибегну, и где насыщусь такого благаго учения твоего и наставления твоего разума! Увы мне, сияние, заря лица моего, бразда юности моей! Увы мне, куда отходишь, мать моя! И лобзал ее и омывал рекою слез своих. Она же, видя его печальнаго и болезнующаго, утешала его и благословляла, как Ревекка Иакова, говоря: жалостливое мое чадо, Великий князь Георгий! Будь во все роды хвалим и ублажаем с братией своей, и пребывайте мирно, и будет в вас Бог». На другой день, после торжественных проводов самим Великим князем и его сыновьями Константина Всеволодовича, последовали печальные проводы Великой княгини в устроенный ею монастырь. «Того же месяца (марта) во второй день, говорит летопись Троицкая, постриглась Великая княгиня Всеволодова в монашеский чин, в монастыре Святой Богородицы, который создала сама… и проводил ее сам Великий князь Всеволод со многими слезами до монастыря Святой Богородицы, и сын его Георгий, и дочь Всеслава (супруга Ростислава, которая приехала к отцу и матери своей); и нельзя было смотреть на (их) горе. И был (при проводах) епископ Иоанн и Симон игумен, отец ея духовный и другие все игумены, и чернецы, и все бояре и боярыни, и монахи из всех монастырей, и граждане все проводили со слезами многими до монастыря, т.к. она была до всех чрезмерно добра». Везли ее на санях, повествует Татищев, за ней шел Великий князь и все дети их, бывшие тогда во Владимире, и множество народа. Все неутешно плакали, каждый как по матери, ради ея мудрости и великой всем милисти и щедрот». Далее Татищев свидетельствует, что проводившие Великую княгиню до монастыря возвратились и потом до кончины не видали ее, т.к. она никого не хотела видеть из своих родных, кроме дальней гостьи – дочери Всеславы, при которой и скончалась. – Так, последние дни своей жизни Великая княгиня всецело захотела посвятить Господу Богу. Пострижение ее в монастырь совершил, вероятно, сам святитель Иоанн. По свидетельству Степенной книги, при пострижении нарекли ей имя Марфы 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

  ЖУРНАЛ 117 СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Истринского Серафима, председателя Синодального отдела по делам молодежи, о назначении ему заместителя. ПОСТАНОВИЛИ: Заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи назначить священника Алексия Соловьева, клирика города Москвы, сотрудника указанного отдела.   ЖУРНАЛ 118 СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Хабаровского и Приамурского Артемия в сопровождении рапорта протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о назначении ректора Хабаровской духовной семинарии. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить на должность ректора Хабаровской духовной семинарии руководителя Миссионерского отдела Московской духовной академии игумена Пантелеимона (Бердникова).   ЖУРНАЛ 119 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных о назначении на должность и об освобождении от должности игуменов и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия освободить игумена Григория (Клименко) от должности игумена Николо-Пешношского мужского монастыря поселка Луговой Дмитровского района Московской области и назначить на эту должность игумена Алексия (Горлычева). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия, временно управляющего Сызранской епархией, назначить на должность наместника Вознесенского мужского монастыря города Сызрани иеромонаха Агафангела (Кузнецова). 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Владимирского и Суздальского Тихона освободить игумению Олимпиаду (Хоружую) от должности настоятельницы Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила назначить на должность наместника Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря Холмогорского района Архангельской области игумена Феодосия (Нестерова).

http://patriarchia.ru/db/text/5492005.ht...

Архиепископ Евстафий почислен на покой по состоянию здоровья 14 мая. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви избрал новых правящих архиереев Александровской епархии Владимирской митрополии и Нижнетагильской епархии Екатеринбургской митрополии. Синод постановил почислить архиепископа Александровского и Юрьев-Польского Евстафия на покой по состоянию здоровья ( журнал 21 ). Участники заседания Синода выразили архиепископу Евстафию благодарность за понесенные труды. Местом его пребывания на покое определена Свято-Троицкая Сергиева лавра. Преосвященным Александровским и Юрьев-Польским назначен епископ Нижнетагильский и Невьянский Иннокентий. Главой Нижнетагильской епархии избран епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии. Епископ Иннокентий (Яковлев Яков Яковлевич) родился 30 апреля 1947 г. в городе Южно-Сахалинске в семье кадрового военного, генерал-майора, участника Великой Отечественной войны. В 1965 г. поступил в Новосибирский архитектурный институт, после окончания которого преподавал в том же институте. В 1975 г. принят в Союз художников России, после чего стал профессионально заниматься изобразительным искусством. В 80-х годах приобщился к Церкви, помогая благоукрашать храмы Новосибирской епархии как архитектор и иконописец. В 1992 г.  рукоположен в сан диакона, 19 апреля того же года – во священника. 1 сентября 1992 г. назначен председателем строительно-хозяйственного отдела при Владимирском епархиальном управлении и членом епархиального совета. 1 мая 1993 г. назначен старшим священником Свято-Успенского Княгинина женского монастыря г. Владимира, 22 августа 1995 г. – секретарем Владимирского епархиального управления. 13 апреля 1997 г. пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. 12 апреля 1998 г. возведен в сан игумена. Закончил заочный сектор Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии. 21 декабря 2005 г. назначен наместником Александровского монастыря г. Суздаля и благочинным монастырей Суздальского округа с сохранением обязанностей секретаря епархиального управления.

http://pravmir.ru/izbranyi-novyie-pravya...

Проф. Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.225-226 и табл.ХХХ. 63 Ркп. Синод. б-ки, Л.161. 64 De divino templo. Cap.76. PG. T.155. Col.728. 65 Le Manuel de I " iconographie chretienne. Paris, 1845. P.198: Par derriere, la croix avec sen ekreteau. См.: " Исследование о Тихвинском воздухе " А.И. Одобеско. Древности. Труды Московского Археологического общества. Т.4. М., 1874. С.29. Прот. К Никольский. Цит. соч. С.173. 66 А.И. Одобеско. Цит. соч. С.29 и puc.III. Крест видим на грузинской плащанице в церкви Покрова в Лещине, в Москве, но здесь крест стоит не в середине, а на правой стороне. В.К. Пападопуло относит эту плащаницу к XI веку (Древности. Т.16. М., 1900. С.146-148), а Н.П. Кондаков – к XVI (Цит. соч. С.274). Крест на плащанице 1545 года в ризнице Дионисиата, на плащанице, хранящейся в б-ке Хилиандра (Там же. Puc.XLI и XLIII). См. еще: Русская историческая библиотека. Т.3. Стлб.716. Кондаков. Цит. соч. С.280. Крест же на древнейших антиминсах, где изображен тот же самый момент. См.: Прот. К Никольский. Цит. соч. Puc.I,III-XIV. Описание этих антиминсов на с.158-222. 67 О таких плащаницах у А.И. Одобеско. Цит. соч. Т.4. С.24,25,29. 68 Предварительное поклонение священной пелене имеем на Тихвинском воздухе. Одобеско считает это иконографической особенностью этого именно воздуха. Древности. Т.4. С.4-5. Но то же есть на плащанице Владимирского Успенского женского княгинина монастыря (Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.277) и на плащанице Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (Там же. С.279). 69 А.И. Одобеско. Солнце и луна казались даже не идущими к смыслу картины (Цит. соч. С.29), но, думается, здесь " уныние твари " , о котором говорят евангелисты (см.: Мф.27:45; Мк.15:33; Лк.23:44-45) и упоминают богослужебные книги. Драматическая сцена плача над телом, по мнению некоторых, образовалась под западным влиянием. Проф. Н.П. Кондаков опровергает это мнение и доказывает восточное происхождение " плача " . Главным отличием сцены, изображаемой на наших плащаницах и воздухах, от западных " плачей над телом Господним " является ее догматический смысл и символический характер. В иконе из собрания графа Строганова имеется для эпохи X-XII вв. не реальное изображение момента положения во гроб, но символическое представление торжества Христовой смерти. На той же иконе синдон, находящийся на груди Господа, украшен золотым крестом и представляет одновременно и " воздух " , и " плащаницу " . Цит. соч. С.261-263. 70

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

62. Проф. Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.225-226 и табл.ХХХ. 63. Ркп. Синод. б-ки, Л.161. 64. De divino templo. Cap.76. PG. T.155. Col.728. 65. Le Manuel de I " iconographie chretienne. Paris, 1845. P.198: Par derriere, la croix avec sen ekreteau. См.: " Исследование о Тихвинском воздухе " А.И. Одобеско. Древности. Труды Московского Археологического общества. Т.4. М., 1874. С.29. Прот. К Никольский. Цит. соч. С.173. 66. А.И. Одобеско. Цит. соч. С.29 и puc.III. Крест видим на грузинской плащанице в церкви Покрова в Лещине, в Москве, но здесь крест стоит не в середине, а на правой стороне. В.К. Пападопуло относит эту плащаницу к XI веку (Древности. Т.16. М., 1900. С.146-148), а Н.П. Кондаков – к XVI (Цит. соч. С.274). Крест на плащанице 1545 года в ризнице Дионисиата, на плащанице, хранящейся в б-ке Хилиандра (Там же. Puc.XLI и XLIII). См. еще: Русская историческая библиотека. Т.3. Стлб.716. Кондаков. Цит. соч. С.280. Крест же на древнейших антиминсах, где изображен тот же самый момент. См.: Прот. К Никольский. Цит. соч. Puc.I,III-XIV. Описание этих антиминсов на с.158-222. 67. О таких плащаницах у А.И. Одобеско. Цит. соч. Т.4. С.24,25,29. 68. Предварительное поклонение священной пелене имеем на Тихвинском воздухе. Одобеско считает это иконографической особенностью этого именно воздуха. Древности. Т.4. С.4-5. Но то же есть на плащанице Владимирского Успенского женского княгинина монастыря (Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.277) и на плащанице Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (Там же. С.279). 69. А.И. Одобеско. Солнце и луна казались даже не идущими к смыслу картины (Цит. соч. С.29), но, думается, здесь " уныние твари " , о котором говорят евангелисты (см.: Мф.27:45; Мк.15:33; Лк.23:44-45) и упоминают богослужебные книги. Драматическая сцена плача над телом, по мнению некоторых, образовалась под западным влиянием. Проф. Н.П. Кондаков опровергает это мнение и доказывает восточное происхождение " плача " . Главным отличием сцены, изображаемой на наших плащаницах и воздухах, от западных " плачей над телом Господним " является ее догматический смысл и символический характер. В иконе из собрания графа Строганова имеется для эпохи X-XII вв. не реальное изображение момента положения во гроб, но символическое представление торжества Христовой смерти. На той же иконе синдон, находящийся на груди Господа, украшен золотым крестом и представляет одновременно и " воздух " , и " плащаницу " . Цит. соч. С.261-263.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

    Мария св. праведная сестра Иоанна начальника устюжского. КСоф. (Филим. 25 мая см. Иоанн).     Мария княгння. См. Агафия.     Марк строитель богоявлен. монастыря вологодских чудотворцев. Филим. 8 окт. (пустынник в вологод. уезде на богоявленском озере, † 7000. 209. КСоф.     Марфа св. праведная юродивая, преставился 1 марта, погребена в соборной церкви в Ивановском московском монастыре. Погод. один.     Митрофан, архиеп. владимирский, сожженный татарами в в 1238 году при взятии Владимира. КСоф. Погод. 3 февр. 201 февр. 2, Филим. 12 февр. дело было 7 февр.     Михаил Феодорович, кн. ярославский, по КСоф. † 6756. Св. благов. княгини Ксения и Анастасия положени быша в древлепетровском монастыре. 209. КСоф. Погод. (В 1692 году было дело об открытии мощей сего князя и княгинь, но не состоялось. Дело в моск. синод. библиотеке).     Михаил верижник успенского монастыря на Клязьме реце вязниковский чудотворец. Филим. 9 нояб. (Погод. в монастыре Пресв. Богородицы и Николая чудотворца от Вязников 10 попприщь в матерской волости. Подобием старообразен, возрастом велик, чином был белец. Преставися в лето 6930. На гробе его положен камень и крест вырезан на диске и летопись и образ штилистовой).     Михаил юродивый сольвычегодский. 209. КСо. (Филим. 3 июля).     Михаил Георгиевич, В. Кн. владимирский. 209. († 1176. 20 июня Карамз. III. 27).     Мстислав Мстиславич князь в Новгороде (?) в соф. соборе под спудом. 209. КСоф. (известен один князь Мстислав Мстиславич храбрый † 1228 в схиме, но погребен в Киеве. Карамз. 111. примеч. 326).     Мстислав Георгиевич. 209 (сын В. Кн. владимирского убит татарами при взятии Владимира в 1238 г. февр. 7. Карамз. 111. 170). Наум, пр. ученик Сергия радонежского. 201. 209 и др.     Нектарий, казанский новый чудотворец, ученик св. Гурия Белоз. 16 54. 201.     Никанор, см. Исаия.     Никифор пр. боровский чудотворец. 209. КСоф.     Никифор, ученик св. Тихона медынского (града Калуги). 209. КСоф.     Николай, митрополит киевский чудотворец, † 6614. (1106 г.). 209. КСоф. (правил 10 лет).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Светила отечественной реставрации собрались во Владимире, чтобы окончательно решить судьбу иконы " Богоматерь Боголюбская " . Национальная реликвия, уникальный памятник мирового значения, подобных которому в мире осталось не больше десятка, древнейший памятник иконописи на территории Северо-Восточной Руси - таков далеко не полный список эпитетов, прозвучавших из уст мэтров в адрес памятника древнерусского искусства, рожденного на Владимирской земле. То, что увидели специалисты в феврале прошлого года, директор ВХНРЦ им. Грабаря Алексей Владимиров назвал ЧП колоссального масштаба. В ходе очередной проверки состояния сохранности иконы " Богоматерь Боголюбская " в Успенском соборе Княгинина монастыря специалист Владимиро-Суздальского музея-заповедника обнаружила на ней белые пятна. Комиссия из московских специалистов по реставрации темперной живописи и музея зафиксировала три очага плесени, отставания красочного слоя, шелушения, угрозы осыпей... Реставраторы отмечают такую закономерность: чем более почитаема икона, тем больше она страдает от внешних воздействий. А больна она уже ни одно столетие. По преданию, именно после перенесения чудотворной иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир прекратилась жесточайшая эпидемия чумы 1771 года. В честь этого события был установлен обычай ежегодного принесения иконы в губернский центр и ношение ее по городам и селам. По версии специалистов, именно это привело к тому, что к началу ХХ века живопись памятника оказалась в плачевном состоянии. " ...Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника " . Таким было заключение специалистов в 1918 году, сделанное при ее постановке на учет Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И. Э. Грабаря. С тех пор икона проходила три курса лечения. И пред каждым назначением диагноз ей ставился один - крайне аварийное состояние.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

и болре и вси мужи Ростовьскъу и игумени и попове и свтьу зборнъу церкве клиросъ и вси гражане . мала и до велика и введоша и с великою честью в стую зборную црквь стьу Бца». (В год 1230. В этот же год благоверные князья Василько и Всеволод послали к отцу своему Георгию (Юрию) и к епископу Митрофану (Владимирскому) (вопрошение) о Кирилле, игумене и архимандрите монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, чтобы отпустил на епископство Ростову. И отпустил великий князь Юрий Кирилла на епископство Ростову. Вышли же на встречу Кирилла князья и княгини, бояре и все мужи Ростовские и игумены и священники, и клирос святого собора, и все граждане от мала до велика и ввели его (Кирилла) с великой честью в святую соборную церковь Пресвятой Богородицы.) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 453) В Типографской лет. под 1230 г. сообщается, что «преставися Кирилъ, епископъ Ростовский, и бысть в него место причетникъ Кирил же оть Рожества из Володимеря. Тое же зимы февраля 25, на память святаго отца Тарасиа, въ 1 неделю поста, принесенъ бысть святый Леонтий ис церкви святаго Иоанна Предтечи в соборную церковь святыа Богородица, идьже и ныне лежить. В той же день и священа бысть соборнаа церковь Оуспение святыа Богородица в Ростове причетникомъ еа Кириломъ» (ПСРЛ. Т. 24. С. 92) Следует отметить, что заместитель почившего епископа был причетником (вероятно, иеромонахом) Богородице-Рождественского монастыря, а Успенский собор освящал причетник этого собора с именем Кирилл. Возможно, что оба Кирилла – одно и то же лицо, а иеромонах Кирилл занял Ростовскую архиерейскую кафедру, которая находилась в Успенском соборе, как временно управляющий. В пользу этого предположения говорит сообщение Типографской лет. под 1231 г., где сообщается, что «поставленъ бысть Кирилъ причетникъ епископомъ Ростову» (ПСРЛ. Т. 24. С. 92) Точная дата поставления – по Н.Д. Девятисотлетие... С. 22. В Никоновской лет. под 1261 г. повествуется, что «епископ Ростовский Кирилл оставил епископию в глубокой старости и многом изнеможении» (ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Боголюбская - описание В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич), один из первых собирателей и строителей Российской земли, названный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой без видимых причин внезапно остановилась, и лошади не могли сдвинуть её с места. Замена лошадей также ни к чему не привела. Князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Её чудотворной иконой, потом уединенно молился в шатре. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Чудотворная икона была торжественно возвращена во Владимир, а на месте явления Божией Матери князь Андрей заложил белокаменную церковь Рождества Богородицы и основал монастырь. В память о том, что Божия Матерь возлюбило это место, монастырь стали называть Боголюбским. Позднее так же был назван и возникший рядом город. Вдохновлённый явлением Пресвятой Богородицы, святой князь Андрей, которого с тех пор стали называть Боголюбским, повелел написать на кипарисовой доске икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась. На иконе Богородица изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и с ликом, обращённым к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Божия Матерь держит хартию с Её молитвой к Сыну Своему: «Да благословит Он место сие, Ею избранное». Новописанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Богородицы и названа Боголюбивой, или Боголюбской. В советское время после закрытия монастыря чудотворный образ хранился во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. В мае 1993 года Боголюбская икона Пресвятой Богородицы возвращена Церкви и в настоящее время находится в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире. Для древней святыни изготовлен специальный киот, в котором поддерживаются оптимальные климатические условия. Существует несколько разнящихся между собой изводов Боголюбского образа. На МОСКОВСКОЙ БОГОЛЮБСКОЙ иконе помимо Спасителя и Богородицы изображены наиболее чтимые святые. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Боголюбская " .

http://pravicon.com/info-243

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010