К 1 апр. 1925 г. в Николаеве имелось 5 правосл. общин, насчитывавших 3750 чел. В 1925 г. представители правосл. общины пытались получить не действовавшую с 1915 г. часовню в Николаевском торговом морском порту, но власти ее закрыли. К кон. 1925 г. в Николаевском округе насчитывалось 38 правосл. общин, к-рым принадлежало более 30 храмов. В Николаеве «тихоновскому» течению принадлежали церкви: кладбищенская Всехсвятская (391 чел.), Александро-Невская полковая (982 чел.), греч. Николаевская (572 чел.), Леонидо-Феодосиевская (165 чел., в 1926 перешла к обновленцам). В Новоодесском р-не действовала Архангело-Михайловская ц. в с. Себине (877 чел.). В Варваровском р-не «тихоновское» течение имело Екатерининскую ц. в с. Трихаты (1839 чел.), Преображенскую ц. в с. Нечаянном (645 чел.), Петропавловскую ц. в с. Петровском (610 чел.). Во Владимировском р-не имелись 4 правосл. церкви: Архангело-Михайловская в с. Дрентелево, Покровская в с. Ново-Владимировка, Троицкая в с. Софонове (Троицком), Николаевская в с. Владимировка. Самой многолюдной была община в Софонове - 1340 чел. Правосл. общины в Николаевском р-не действовали при церквах: Богоявленской и Духовской в пос. Богоявленск, Покровской в пос. Воскресенск, Духовской в с. Водопой (ныне в черте Николаева), Рождество-Богородичной и Успенской в с. Калиновка, Петропавловской в с. Матвеевка, Архангело-Михайловской в с. Пересадовка, Георгиевской в с. Широкая Балка, Рождество-Богородичной в с. Валовском, Петропавловской в с. Балабановка. Самыми многочисленными были общины сел Пересадовка и Валовское - 1500 и 1457 чел. соответственно. В Очаковском р-не правосл. общины действовали в Николаевской ц. в с. Куцуруб (1433 чел.), Николаевской ц. в с. Аджисполь (1870 чел.) и в ц. св. Евфросинии Суздальской в с. Парутине (815 чел.). В Вознесенском р-не имелась 1 «тихоновская» община - при Покровской ц. в с. Белоусовка. В Привольнянском р-не также действовала одна Покровская ц. в с. Привольном. В Новобугском р-не православные объединились вокруг 3 церквей: Успенской и Покровской в с. Явкине и Димитриевской в дер. Новодмитровка. Самым многолюдным был Успенский приход в Явкине - 1128 чел.

http://pravenc.ru/text/2565630.html

Светейшият Патриарх Московски и на цяла Русия Кирил Общуването на Църквата с външния свят е особена и неразделна част от православната мисия. Това служение не винаги е пряко проповядване на Божието Слово. То обаче помага на милиони хора да видят Православието от различни гледни точки, включително и да усетят красотата и силата на Православието. Обща биографична справка Светейшият Патриарх Кирил (в цивилния живот Владимир Михайлович Гундяев) е роден на 20 ноември 1946 г. в Ленинград. Баща – Михаил Василиевич Гундяев, свещеник, починал през 1974 г. Майка – Раиса Владимировна Гундяева, учителка по немски език в училище, през последните години от живота си домакиня, починала през 1984 г. По-големият му брат – протойерей Николай Гундяев, е професор в Петербургската духовна академия, почетен предстоятел на Преображенския катедрален храм в Санкт-Петербург. Дядо му – свещеник Василий Степанович Гундяев, заточеник в лагера Соловки, заради активната си църковна дейност и борбата си с обновленския разкол минал през затвори и интернирания през 20-те, 30-те и 40-те години на ХХ в. След завършване на 8 клас на средното училище Владимир Гундяев постъпва в Ленинградската комплексна геоложка експедиция на Северозападното геоложко управление, където работи от 1962 г. до 1965 г. като картограф техник, съчетавайки работата с образованието в средното училище. След като завършва гимназия през 1965 г., той постъпва в Ленинградската духовна семинария, а след това и в Ленинградската духовна академия, която завършва с пълно отличие през 1970 г. с кандидатска степен по богословие. На 3 април 1969 г. митрополит Ленинградски и Новгородски Никодим (Ротов) го подстригва в монашество с името Кирил. На 7 април е ръкоположен за йеродякон, а на 1 юни същата година – за йеромонах. От 1970 до 1971 г. е учител по догматическо богословие и помощник-инспектор в Ленинградската духовна академия и семинария; в същото време е личен секретар на Ленинградския и Новгородски митрополит Никодим и класен ръководител на 1-ви клас на семинарията.

http://mospat.ru/bg/patriarch/

„Вавилон и Библия“ (по поводу лекций Делича) труды Киевск. Акад. 1903 г. Май (кн. V) стран. 127. 1510 Книга помечена 1902 г.; представлена в академию при прошении от 3 февр.; значит, вышла в свет в самом начале 1902 года. 1512 Между тем некоторые места этой статьи, взятые в книгу г. Преображенского, нуждаются в поправках и добавлениях. 1513 В конце настоящей заметки нами указана причина столь странного порядка рассматриваемой главы. 1514 В своё подтверждение рекомендуем вниманию Преображенского следующие работы: 1. Московское Филаретовское Епархиальное женское училище. Историческое изложение его судьбы за пятидесятилетний период (1832–1882). Москва. 1883 г. Составил инспектор классов свящ. С. Сперанский. Труд интересный уже по одному тому, что излагает историю самого старейшего из женских духовных училищ. 2. Двадцати-пятилетие Полтавского Епархиального женского училища (Материалы для истории училища). Владимир Щеглов. Полтава. 1895 г. Автор сам отмечает в заглавии, что его книга содержит в себе лишь материалы для истории училища; но они переданы в форме такого связного, последовательного повествования, что работа носит характер вполне исторического очерка. 3. Свящ. А. Кириллов . Архангельское Епархиальное женское училище (Краткий исторический очерк). Архангельск. 1896 г. Не смотря на сжатость очерка, книга заключает много интересных страниц, рельефно изображающих нам жизнь училища, особенно за время епископства Преосв. Нафанаила – основателя его. 4. Историческая записка о состоянии Киевского женского училища духовного ведомства в течение первого двадцати-пятилетия его существования, составленная преподавателем М. Гневушевым. 1861–1886 г. Киев 1890 г. 5. Исторический очерк Ярославского женского училища духовного ведомства ко дню пятидесятилетнего юбилея этого училища (1846–1896 г.) составил Г. Преображенский. 1896 г. 6. Краткий очерк истории Смоленского училища девиц духовного звания (Смол. Епарх. Вед. 1874 г. 12–20). Очерк, обнимающий почти 30 лет жизни училища (1846–1874 г.), интересен особенно потому, что изображает историю заведения, устав которого, переработанный из царско-сельского, послужил, как известно, образцом для монастырских училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

i) От него же удержанные с тою же целью с подписных листов в пользу студентов академии с листов помощника благочинного 4-го отделения Сретенского сорока священника Григория Орлова к) От помощника благочинного 4-го отделения Сретенского сорока, священника Григория Орлова по подписным листам благочиннического округа Итого всего наличными в кассу Комиссин поступило 2310 ,, а с остатком от 1909 года в сумме 1.114 руб. 45 коп., в кассе Комиссии к 1-му января 1910 года на приходе значится 3425 ,, —66— Расход. За то же время в расход выписаны следующие суммы: а) пособия постоянные: 1) Вдове Протоиерея г. Калуги Марии Хвалебновой 2) Вдове священника Ольге Воскресенской 3) Вдове священника Варваре Крастелевой 4) Вдове священника Любови Побединской 5) Вдове помощника инспектора Новгородской семинарии Вере Велявской 6) Бывшему преподавателю Московской духовной семинарии Николаю Наумову 7) Заштатному священнику Сергею Виноградову 8) Вдове Ольге Салмановой – племяннице покойного ректора Академии протоиерея А.В. Горского (из них 60 р. в счет сумм Совета Братства) 9) Вдове бывшего преподавателя Могилевской семинарии Елене Плаксиной 10) Вдове священника Наталии Преображенской 11) Вдове преподавателя Симбирской семинарии Фелицате Добролюбовой 12) Вдове преподавателя Перервинского духовного училища Александре Соболевой 13) Жене преподавателя Смоленской семинарии Евдокии Сагановой 14) Вдове помощника смотрителя Рославльского духовного училища Екатерине Павловой 15) Вдове профессора академии Елизавете Смирновой (из них 24 рубля в счет сумм Совета Братства) 16) Вдове преподавателя Вологодского духовного училища Анне Берсеневой 17) Вдове преподавателя Вологодской духовной семинарии Клавдии Труневой —67— 18) Вдове преподавателя Арзамасского духовного училища Зинаиде Соколовой 19) Вдове священника с. Лежнева, Владимирской губернии Марии Соколовой 20) Вдове диакона г. Москвы Агрипине Лавровой 21) Помощнику инспектора Минской духовной семинарии Георгию Павловичу Вершинскому 22) Детям бывшего преподавателя Арзамасского духовного училища Нарциссовым

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Богослужебные тексты, месяцесловы, мартирологи и синаксари 14.  Минея [служебная]. Июнь. Ч. 1. Изд. Моск. Патр., 1986, с. 1–13. Среди мучеников в редакционном послесловии на с.12 упомянут Иуст. 15.  Православный церковный календарь., 1994. Изд. Моск. Патр. С.29. 16.  Μηναον του ουνου. A­ θναι, б.г. Два Иустина, но в синаксарной заметке Иуст не упоминается – б.7, 10. 17.  Μγας Συναξαριστς τς ορθοδξου κκλησας. A­ θναι, 1980, τμος ΣΤ. Martyrolog. Usuardi. – ¡n: PL, t.123 (P., 1852), col.931 AB (13 апреля, критическая заметка издат.), t.124 (июнь, где Иустин отсутствует). 18.  Сергий, архиеп. (на титуле 1 изд. архим.) Владимирский. Полный месяцеслов Востока. Т. 1–2. Владимир, 1901 (репринт: М., 1997). 19.  Христианство . Энцикл. словарь. Т.3. М., 1995, 632 (различаются «Иустин Римский» и « Иустин Философ ») и 726 (у католиков правильно – только один Иустин). Исследования 20.  Papebrochius, Daniel. [Praefatio.] – In: AS, P., 1867 ( " 1695). Junii t.I, p.16 sqq. (там же впервые изданные по-гречески акты, текст β). 21.  Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан... Спб., 1904 (репринт: М., 1994), 97–9 (М.,1883). 22.  Остроумов С. Разбор сведений Евсевия Кесарийского ... М., 1886, 89–95, 121–38. 23.  Лопарев Х.М. [Библиографич, заметка на изд. Cavalieri, Studi е testi. Roma, 1902, вып.8 и 9.] Византийский временник 12 (1906), 240–1. 24.  Латышев В.В. Св. мученик Иустин и дружина его. – Сообщения Императ. Правосл. Палестинского Общества, т.25 (1914). Вып. 2, 157–8. 25.  Он же. Византийская царская минея. Пг., 1915 (Записки Ак. наук. Серия 8, m.XII, 26.  R. Die Acta Justini als historisches Dokument. – In: Humanitas-Christianitas: Walter v. Loewenich zum 65. Geburtstag, ed. K.Beyschlag et al. Witten: Luther, 1968, p.24 – 31. 27.  Наттап A. La confession de foi dans les premiers Actes des Martyrs. – In: Epektasis offert au cardinal Jean Daniélou. P., 1972, 99–105. 28.  Williams H. Justin Glimpsed as Martyr among His Roman Contemporaries. – In: The Context of Contemporary Theology: Essays in Honour of Paul Lehmann, ed. Alexander J.McKelway and E.David Willis. Atlantä John Knox, 1974, p. (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Встреча " Круга друзей тропы святого Симеона " состоялась в Нидерландах Екатеринбург, 18 ноября 2004 г. Несколько лет назад в Нидерландах была образована общественная организация – " Круг друзей тропы святого Симеона " , сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Инициатором ее создания стал Иоаннес Анне-Клаас де Гроот – православный голландец, принявший крещение в одном из храмов города Верхотурье. Два года назад вместе со своими соотечественниками Иоаннес Анне-Клаас де Гроот приступил к расчистке участка тропы святого Симеона – старинного паломнического пути из Екатеринбурга в Меркушино, к месту молитвенных подвигов святого праведного Симеона Верхотурского. Более 40 километров прошли граждане Нидерландов вместе с юными краеведами - школьниками из села Махнево Алапаевского района, пролагая путь в лесных зарослях - ведь последний раз по этой дороге паломники шли 90 лет назад, в 1914 году. Возвратившись в Нидерланды, де Гроот стал собирать вокруг себя единомышленников. Летом 2003 года граждане Нидерландов вновь побывали в Махнево и продолжили работы по расчистке тропы. А недавно создан совместный российско-голландский проект " Симеонова тропа " , в рамках которого и пройдет дальнейшая работа по обустройству старинной тропы для пешего прохождения ее современными паломниками. На середине пути будет построена гостиница – небольшой домик для отдыха путников. Благоустроению подвергнется старинный источник, который голландцы обнаружили на Симеоновой тропе еще при первом ее прохождении. Сейчас участники " Круга друзей тропы святого Симеона " вновь собираются побывать в России. 3 декабря в Махнево состоится презентация международного проекта " Симеонова тропа " . Как рассказал один из российских организаторов проекта, краевед Владимир Александрович Кислых, активное участие в подготовке предстоящей презентации приняли представители администрации Алапаевского района, во главе с заместителем главы района Людмилой Михайловной Матвеевой. В программе праздника, разработанной российскими организаторами международного проекта – выступления многочисленных приглашенных гостей; экскурсия гостей на тропу святого Симеона; экскурсия на место, где находился разрушенный большевиками старинный Спасо-Преображенский храм бывшей Тагильской Слободы; посещение памятного знака в честь путешествия Ермака в Сибирь.

http://pravoslavie.ru/11877.html

Главными задачами братства объявлялись служение православно-богословской науке и религиозно-просветительная деятельность. Предлагалось учредить и содержать духовно-учебные заведения (высшие, средние и низшие) и школы специально пастырского и миссионерского характера, издавать богословско-общественный журнал или газету, которые явились бы печатным органом всего ученого монашества, составлять учебные руководства, заниматься переводами святоотеческих творений С. 4—8]. Братство ставило перед собой задачу образования при монастырях пастырско-богословских институтов с целью подготовки пастырей. Эти институты должны быть с 3-х годичным курсом, по программе преподавания не ниже программы богословских курсов семинарий. Кроме уже действовавших пастырско-миссионерской семинарии при Григориево-Бизюковом монастыре и миссионерских курсов в Казани при Спасо-Преображенском монастыре было предложено основать для нужд Дальневосточной миссии Миссионерско-богословский институт в Московском миссионерском Покровском монастыре (проект Богословско-педагогического миссионерского института при Покровском миссионерском монастыре был предложен еще в 1915 г. управляющим монастырем еп. Верейским Модестом (Никитиным) 238 ). Для подготовки миссионеров по работе с ламаистами (среди бурят Иркутской и Забайкальской епархии) рекомендовался Миссионерско-богословский институт в г. Иркутске при Князь-Владимирском или Вознесенско-Иннокентиевском монастыре, в епархиях Астраханской, Ставропольской и Донской — Миссионерский пастырско-богословский институт в астраханском Покрово-Болдинском монастыре. Для подготовки противомусульманских миссионеров среди киргизов, татар и узбеков предполагалось учредить Миссионерско-пастырско-богословский институт в Чуркинском монастыре Астраханской епархии С. 8—9]. Предлагалось также при каждом монастыре братства открывать в местностях со сплошным русским населением обычные церковно-приходские школы, а в местностях с инородческим населением — по системе Н. И. Ильминского. Во внеучебное время воспитанники институтов вместе с наставниками должны были отправляться в инородческие селения и стойбища для миссионерской проповеди, при этом они обязывались вести миссионерские дневники, которые по возвращении с проповеди должны были обсуждаться С. 9].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

P. S. Да! Не видано на свете столь смердящих дураков, как Гиляровы все эти, Данилевский, Марков! Письмо без даты. Дата устанавливается точно: 18 февраля, 1885 года. Из прилагаемых стихотворений «От пламени страстей» написано 23 декабря 1884-го года, а «Восторг души расчетливым обманом» – в январе 1885 года. На 18-е февраля указывают начальные слова письма; «Только вчера, 17 февраля, получил я твое письмо». Позже 1885 года письмо написано быть не могло, потому что Мих. Серг. жил во Владимире только до весны 1885-го года, а письмо заканчивается словами: «в апреле, если не исчезну из мира живых, то приеду во Владимир». 9 Милый Миша! Очень был рад получить твое письмо. Последнюю неделю я проводил в Пустыньке и не читал никаких газет. Перед тем виделся с одною важною Петербургскою особою, который говорил мне, что моя статья в Руси произвела волнение в высших сферах. Надеюсь однако, что Аксаков не предостережен. Я хочу напечатать в Православном Обозрении часть предисловия к своей теократии – именно обзор полемики по вопросу о соединении церквей. За последние месяцы появились три большие статьи в «Вере и разуме», стоящие внимания. По крайней мере это единственно интересное, что доселе представлено нашими противниками соединения. Мой обзор почти написан, цензор закуплен, Преображенский согласен. Приеду в Москву и напечатаю кроме Прав. Обозр. отдельною брошюрою в 600 экз. Поручение, которое я хотел тебе дать не спешное, могу сам исполнить по приезде в Москву ................ В вагоне, где я ехал, была женщина с детьми, которые делали всякие гадости столь зловонные, что я должен был выбежать на площадку между вагонами, дабы меня могло вырвать на просторе. Боюсь, что это было прообразо- —51— ванием той нравственной (моральной) рвоты, которая меня ожидает. Будь здоров. Очень кланяюсь Ольге Михайловне. Твой Влад. Письмо без даты. Статья в «Руси», произведшая волнение в высших сферах, несомненно «Государственная философия в программе Министерства Народного Просвещения». Об этой статье являвшейся «вызовом Каткову» см. в предыдущем письме. Так как «Государственная философия» появилась в «Руси» 1885 г. в 9, то всего вероятнее, что письмо написано в марте-апреле 1885 года. 10

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кругом ее саней бежали, как и прежде, толпы народа с радостными восклицаниями. В придворной церкви дворца отправлено было благодарственное молебствие при пушечных выстрелах, а потом прочитан был, составленный наскоро Бестужевым, манифест, отпечатанный на шести листах довольно серой бумаги. Это был, так сказать, манифест предварительный, за которым должен был последовать другой, полнейший. В нем от имени новой императрицы объявлялось во всеобщее сведение, что " все духовные и мирские чины, верные подданные, особливо лейб-гвардии полки, для пресечения всех происходивших и вперед спасаемых беспокойств и беспорядков, просили нас, дабы мы, яко по крови ближняя, отеческий престол восприять изволили " . Тогда гренадеры Преображенского полка просили императрицу принять на свою особу сан капитана их роты.Елисавета Петровна не только соизволила на это,но даровала дворянское достоинство всем состоящим в ее роте и вдобавок обещала наделить всех их населенными имениями.Вся эта рота,состоявшая тогда в числе трехсот шестидесяти человек, наименована лейб-компаниею. Сенат сделал распоряжение о приводе к присяге всех чинов людей во всей империи и о переделке во всех присутственных местах печатей. По всем городам империи приказано было в церквах, с утра до вечера, приводить к присяге народ всех сословий, кроме пашенных крестьян. Над совершением обряда присяги посланы были наблюдать штаб и обер-офицеры гвардии; им вменялось в особенную обязанность смотреть, чтобы духовного чина люди непременно были приведены к присяге, а о неприсягнувших, какого бы они звания ни были, приказано было доносить. Тогда последовали разные награды. На одних были возложены ордена, иные были повышены в чинах. Вызваны были на свободу пред новую государыню опальные прежнего царствования Анны Ивановны, князья Долгорукие - фельдмаршалы Василий и Михайло Владимировичи; томившиеся долго в шлиссельбургских казематах, потом отправленные в Соловки, они привезены были в Петербург еще по повелению Анны Леопольдовны, а явившись к Елисавете, по ее воцарении, получили прежние ордена и почести.

http://sedmitza.ru/lib/text/537264/

К той же категории смешанных музеев относится музей Кирхера в Риме. Высшее место принадлежит Латеранскому музею в Риме, где собраны многочисленные предметы христианской древности, найденные в Риме и его окрестностях; здесь хранятся предметы, найденные в катакомбах: саркофаги, памятники эпиграфические, лампы, фрагменты фресковых живописей. Сюда же следует отнести музей христианский, основанный проф. Пипером при Берлинском университете. Специальных музеев и собраний византийских древностей до сих пор еще нет: предметы византийского искусства рассеяны по разным музеям западной Европы, Греции и России, по монастырям и церквам Греции, Турции, Кавказа; особенно по монастырям Афона. Русские церковные древности сосредоточиваются отчасти в музеях; в патриаршей ризнице в Москве, в монастырях: Троице-Сергиевой Лавре, Ипатьевском монастыре в Костроме, Спасо-Преображенском в Ярославле, Рождественском во Владимире, Антониевом и Юрьевом в Новгороде; в соборах: Новгородском Софийском, Псковском Троицком, в московских – Успенском, Архангельском и Благовещенском, киевском Софийском, ярославском Успенском и др. Научная обработка памятников периода началась в XVI–XVII вв. Капитальные труды Бозио положили прекрасное начало исследований римских катакомб. Продолжателями его были в XVIII веке Фабретти, Миссон, Боттари, Буонаротти, Больдетти и Аженкур. В XIX в. наибольшей славой покрыты имена Марки и его ученика Джиованни Баттиста де Росси: труды их, особенно последнего, легли в основу большей части исследований новейших авторов, – Аляра, Мартиньи, Перре, Резана, Сальмона, Клоке, Орацио Марукки, Норзскота, Крауса, де-Валя, Вильперта, Бейсселя, Лиля, Фиккера и Фриккена; большей оригинальностью отличается французский ученый Ролле и немецкий В. Шульце. Гарруччи поставил дело исследования памятников христианских (I–VIII в.) шире, чем де-Росси, издал и оценил все известные памятники христианские первых восьми столетий, кроме архитектуры; однако и эта последняя имеет уже достаточно обширную литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010