В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский Старорусский монастырь, 1 класса, в городе Старой Русе. Основан Мартирием, который при новгородском князе Ярославе Владимировиче выстроил здесь в 1192 году несколько келлий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиепископа новгородского. Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия (в 1193 года избранного архиепископом Новгородским, скончавшегося 24 августа 1199 года и погребенного в Новгороде, в притворе Софийского собора). Во время литовских и шведских набегов монастырь весьма часто подвергался разорению, но после каждый раз снова возобновлялся. Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя (Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=00838

Закрыть itemscope itemtype="" > Преображенский храм: возвращение 11.12.2019 492 Время на чтение 4 минуты Великое освящение храма в честь Преображения Господня поселка Соколовый, которое совершил 1 декабря Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, многие прихожане этого храма считают последним, завершающим этапом в деле восстановления исторической справедливости. Ведь Преображенский храм стоял в поселке с 1819 года. Каменную церковь с колокольней возвел саратовский купец Григорий Яковлевич Крюков. В 1937 году церковь была разрушена, а на ее руинах сооружены конструкции для водоналивных цистерн. В 2013 году на этом месте был возведен Поклонный крест — в память об уничтоженной святыне. Ломать и строить Анна Васильевна Кузенкова живет в Соколовом уже много лет. Говорит, что до начала строительства храма по поселку ходили сектанты различного толка, особенно много их было в 90-е. Тогда же здесь было попросту страшно выйти на улицу — пьяные драки, разбой. Когда-то давным-давно поселение так и называлось — Разбойщина, позднее его переименовали в Преображенское в честь Спасо-Преображенского храма, а уже после Октябрьского переворота поселок стал именоваться Соколовым. Православный приход в этих краях был заново образован в 2007 году. Для богослужений выделили помещение. Настоятель Преображенского храма протоиерей Владимир Каширин рассказывает, что в 2014 году, когда его сюда только назначили, прихожане повели нового батюшку показывать молитвенную комнату — и он пришел в ужас. — Подъезд был совершенно обшарпанный, стены исписаны, и первое, с чего я начал, был ремонт подъезда,— вспоминает отец Владимир.— После этого мне пришлось… разломать фундамент, который несколько лет назад заложили под новый храм. Прихожане не один год собирали средства на начальный этап работ, вырыли котлован, заложили бетонные блоки. Но дальше дело встало. И тут приходит новый священник и всё ломает — представляете их ощущения и отношение ко мне после этого?.. А все дело в том, что фундамент простоял открытым несколько лет — таял снег, лил дождь, потом все это замерзало и снова таяло, так что строить на этом основании было уже нельзя.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/11/preobr...

Переславль-Залесский. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Послужил образцом для церкви Успения Пресвятой Богородицы (1901-1904, арх. Н.Д. Иванов) в усадьбе Ширинских-Шихматовых Островки Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Дата создания: 1152-1157 гг. Материал, техника: белый камень. Построен из белого камня в 1152-1157 гг. Начат Юрием Долгоруким в качестве княжеского храма, закончен (верхняя часть) при Андрее Боголюбском. Крестово-купольное здание с четырьмя столпами и хорами. Называется собором по традиции. Вероятно, был связан с княжеским дворцом. Строгие лаконичные формы собора и мощная глава придают ему крепостной облик. Перспективные порталы связываются с романским влиянием, но не имеют колонок. Мощные апсиды с узкими окнами украшены скромным арочным пояском на клиновидных консолях - прообраз будущих аркатурно-колончатых фризов владимиро-суздальского зодчества. Поверх арочного пояска и полосы прямоугольных впадинок виден венчающий карниз с волнообразным резным орнаментом - предвестник владимиро-суздальской фасадной резьбы. Интерьер собора, отличающийся такой же мощностью конструкции, был в 1157 г. расписан, но от всей росписи сохранился только фрагмент " Страшного суда " с изображением апостола Симона. Фрагмент находится в Государственном Историческом музее. По материалам сайта www.russia.rin.ru На Красной площади Переславля на фоне древних городских валов вот уже более 850 лет белеет небольшой одноглавый храм. Свидетель времени основания города и всех последующих событий, Спасо-Преображенский собор XII века является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. Об основании Переславля-Залесского Юрием Долгоруким в летописи от 1152 года сказано: «…Переславль град перевел от Клещениа (озера), и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе Святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно…» Предполагают, что храм был достроен Андреем Боголюбским и строительство его явилось своего рода репетицией перед постройкой лучшего творения Боголюбского – Покрова-на-Нерли.

http://sobory.ru/article/?object=00231

Вахитовский район. Кремль. Спасо-Преображенский монастырь. комментарий от 12.01.2015 г. , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан " > Фото до 1858 года. С СД " Экскурсия по старой Казани " . Информацию по данной фотографии см. комментарий от 12.01.2015 г. Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Кремля, рядом со Спасской башней. Начало строительства относится к 1557 г. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входят архитектурно-археологические фрагменты Спасо-Преображенского собора, церковь Николы Ратного, Братский корпус, Пещерка Спасо-Преображенского монастыря. Архитектурно-археологические остатки Преображенского собора Архитектурно-археологические остатки (подклет) Преображенского собора расположены в центре комплекса. Собор монастыря был построен в 1595—1601 гг. Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм, с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору. Собор во имя Преображения Господня первоначально построен в 1550-х годах и представлял собой деревянное строение на каменном подклете. В 1596—1601 гг. на его месте был построен каменный шестистолпный храм с пятью главами и с тремя алтарными выступами. Здание построено на более раннем каменном подклете, который чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это очень колоритное помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды Верхняя часть здания была взорвана в 30-е годы XX века. Но даже по этой сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования. В XVIII веке были пристроены галереи с северной и южной стороны. Причем они отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом. Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом.

http://sobory.ru/article/?object=17091

Воспоминания об Антонии Шутове (Письмо к редактору «Брат. Слова») Вы однажды высказывали мне желание, чтобы я написал для вас биографию Антония Шутова, именующего себя архиепископом московским и Владимирским, – именно изложил бы то, что мне близко известно о нем: как он удалился в Пруссию и как из беспоповцев перешел в поповцы, чтобы сделаться видным членом Белокриницкой иерархии. Исполняя ваше желание, я и буду описывать только то, что сам видел или что слышал от самовидцев. При этом, для полноты сказания, я должен коснуться и тогдашнего существования беспоповцев-федосеевцев на Преображенском Кладбище. Думаю, что и это будет для вас небезынтересно знать. В 1846 году, в сентябре месяце, я приехал в Москву 109 . Тогда Преображенское Кладбище существовало еще в полном цвете богатства, а в Преображенской слободе, наполненной и теперь беспоповцами, тогда в каждом почти квартале были домовые моленные, – из них было несколько знаменитых, с богатыми иконостасами и паникадилами, напр. у Гучковых, Федора Алексеича и Алексея Никифорыча; у этих и других богатых фабрикантов в моленных управляли службою на крылосе их приказчики и фабричные, так что у каждого был свой хор певчих, кроме приходящих певцов. Таким образом приехавший в Москву из провинции старообрядец-федосеевец видел, кроме Кладбища, где было на обеих дворах до десяти моленных с ежедневной службой (на мужском дворе две и семь на женском), еще в Преображенском множество моленных и маленьких женских монастырьков тоже с моленными. Обходит их приехавший и чудится, называя Преображенское новым Иерусалимом. Что было тогда Преображенское для беспоповцев, и что стало теперь, и узнать нельзя. И это сделалось в благочестивое царствование Императора Николая первого. Вечная ему память! Я приехал в Москву, как выше сказано, осенью, в сентябре месяце. На первый раз, по рекомендательному письму, мы въехали на квартиру к Федору Алексеевичу Гучкову. У него пробыл я около недели, а потом, по его рекомендации, поместился у Ерофея Афанасьева, тоже беспоповца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Нижний Новгород. Кремль. Собор Спаса Преображения (новый). Спасский собор, Преображенский собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первоначальное основание Нижегородского кафедрального соборного храма Преображения Господня, или церкви " Спаса Святаго " относится к 1225 году, через четыре года после построения Нижнего Новгорода и Архангельского собора. Основателем его считается великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Собор с самого начала был построен из белого камня. Первый из великих князей нижегородских, Константин Васильевич начал строить в 1350 году в Нижнем Новгороде каменную соборную Спасо-Преображенскую церковь в новом, улучшенном виде. А в 1352 году собор был построен и освящен. В эту новопостроенную церковь, великий князь Нижегородский перенес из Суздаля древнюю византийскую икону Спаса Нерукотворного, и великолепно украсил Собор и снабдил его богатой утварью Собор строился по подобию Владимирского Успенского собора. Преображенский храм просуществовал только двадцать пять лет в первоначальном состоянии. В 1377 году после Запьянской битвы, его ограбил овладевший городом Арап-шах, а потом, в следующем году, вторично нахлынувшие на Нижний толпы татар Мамая. Впоследствии князь Димитрий Константинович, возобновляя столицу свою, возобновил и собор, в котором в начале XVII столетия были, кроме главного Преображенского алтаря, еще два придела: Святого Николая Чудотворца и Святой Параскевы Пятницы. Этот собор простоял до 1672 года и в продолжение 320 лет видел многие невзгоды. Спасо-Преображенский собор был местом общественных молитв, прошения и благодарения во всех важных событиях не только для нижегородцев, но и для проезжавших через Нижний Новгород. В нем молился Иоанн IV в 1548 году, и когда шел на Казань в 1550 году и когда возвращался оттуда с победой в 1552 году. В смутные времена собор был местом собраний нижегородцев, в его стенах звучали поучения известного патриота, архимандрита Нижегородского Печерского монастыря Феодосия, посланного в село Пурех за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.

http://sobory.ru/article/?object=24304

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Богородицкий, в Свияжске, основан в 1555 г. Ныне первоклассный. [VI, 53.] Архимандриты Св. Герман Садырев и Полев 3 февр. 1555 перев. из Старицкого Успенского, а 12 мар. 1564 хирот. в архиеп. Казанского. Иеремия , 1564 и 65. Иларион , 1566–68. Иосиф , 1572–76. Авраамий , 1579–84. Мисаил , 1588–93. Сергий , 1598–1613. Корнилий , 1613–1620, 6 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Иоаким , 1620–24. Левкий , 1624–34. Герасим определён 16 июля 1634; до 1639. Пафнутий , 1639 и 40. Гермоген , 1641–47. Иона , 1648–50. В 1651 келарь управлял. Антоний , 1652–63. Иосиф определён 13 мая 1663–67, перев. в Соловецкий. Варфоломей перев. из Соловецкого 1667–69. Евфросин , 1669 и 70, мар. Гавриил , 1674–86. Паисий , 1688–96. Два? Симеон , 1696–1724. (Не так.) [Свияжский архим. Симеон перев. 12 сент. 1698 в Ипатиевский (sic).] Гавриил Русской в авг. 1725–31, перев. в Владимиро-Рождественский. Алексий Раифский определён 3 сент. 68 1731–38. Димитрий Сеченов опред. 11 дек. 1738–42, 12 сент. хирот. в еписк. Нижегородского. Сильвестр Гловатский , 1742–49, 6 июля хирот. в митрополита Сибирского. Евмений Скаловский с 7 февр. 1750; до 1767. Иероним Формиковский в 1767 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 25 дек. 1770 хирот. в еписк. Владимирского. Дорофей 4 окт. 1770 перев. из Новгородского Антониева, а 14 мая 1778 – в Иверский. Иосиф 1778 перев. из Нижегородского Печерского, а 13 окт. 1785 – в Симонов. Платон Любарский 30 окт. 1785 перев. из Казанского Преображенского, а 21 июня 1788 – в Новый Иерусалим. Вениамин Багрянский в 1788 перев. из Новгородского Антониева, а 9 дек. 1789 хирот. в еписк. Иркутского. Гедеон Замыцкий 9 янв. 1790 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 24 мая 1794 – в Цареконстантинов. Сильвестр Лебединский 27 мая 1794 перев. из Астраханского Спасского, а 25 сент. 1799 хирот. в еписк. Полтавского. Ксенофонт Троепольский 24 авг. 1799 перев. из Казанского Преображенского; 15 янв. 1800 хирот. в викария Казанского, а 24 февр. перев. во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Патриарх Алексий совершил малое освящение храма в честь св. апостола Андрея Первозванного в Воскресенском скиту Валаамской обители. По завершении чина освящения храма Его Святейшество наградил Генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына орденом преподобного Серафима Саровского III степени, за вклад в возрождение Воскресенского скита. 18 августа, в канун праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в храме преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. За Всенощным бдением Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Мануил, епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. 19 августа, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и престольный праздник Валаамской обители, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин освящения воссозданного верхнего храма Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил первую в новоосвященном храме Божественную Литургию и совершил чин освящение плодов. За богослужением Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Мануил, епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. На богослужении присутствовали: Министр обороны России Сергей Иванов, Глава Республики Карелия Сергей Катанандов, Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Позже состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Главой Республики Карелия Сергеем Катанандовым. В ходе встречи были подведены итоги проведенных за последние годы с участием республики восстановительных работ на Валааме и рассмотрены дальнейшие перспективы развития монастырской жизни на острове.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202075...

Шуя. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь. Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Преображенский храм (ул. 2-я Мельничная, 61). Освящён в 1836 году. До XVII века село Мельничное - вотчина князей Шуйских, в XIX веке - поместье декабриста Н.В.Шимановского. Ныне входит в черту города. Сторожка (1879), колокольня (сер. 19в), Преображенская (Никольская) церковь (1833) с приделами Св. Апостола Якова и Преображения Господня (1869) Рядом - Источник святителя Николая. Родник известен здесь с давних времён. В 1904 году о нём упоминается в реестре питьевых вод Владимирской губернии. Сохранилось предание, что в старину здесь произошло явление иконы святителя Николая Чудотворца. С тех пор место именуется источником святителя Николая. О святости источника свидетельствует множество случаев чудесных исцелений. Святителю Николаю был посвящён и сам храм (ныне церковь Преображения Господня). Преображенская (Никольская) церковь в Мельничном Церковь примечательна своим расположением, убранством, древним происхождением, современной историей. Церковный комплекс с храмом, сторожкой и небольшим кладбищем расположен на живописном склоне холма, который огибают небольшие речки Сеха и Мотовилиха. В 17 в на речках стояли мельницы, с чем и связывают название села. Несмотря на незначительную высоту холма на общем фоне равнинной местности церковь видна с северных подъездов к Шуе – от Осиновой горы, дорог от Иванова (автомобильной и железной), Дунилова, Введенья. Все значимые в Шуйской послевоенной церковной жизни события связаны именно с храмом в Мельничном. Храм был закрыт в 1930-е гг., затем открыт в 1940-е. В период, когда храм был закрыт, помещение использовалось как мастерские и склад. С конца 40-х до начала 90-х гг церковь в Мельничном оставалась единственной действующей в Шуе (село Мельничное присоединено к Шуе 16.05.1940). Во всем шуйском районе богослужения не прекращались в единственной церкви - в с. Кузнецово. Утраченные после закрытия храма церковные ценности и утварь частично компенсировались личными пожертвованиями шуян (до революции в Шуе и ближайших к городу селах – Мельничном, Юрчакове, Взорново действовало свыше 20 храмов, в том числе один монастырь), приносивших в единственную церковь семейные иконы, церковные книги.

http://sobory.ru/article/?object=07482

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010