С глубокой благодарностью и пожеланием здоровья, Ирина Филатова. Алексей 16 января 2011, 21:02 Спаси Господи за проповедь! Слава Богу за всё! Павел 16 января 2011, 15:30 " " Сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. " " (Первое послание к Коринфянам.12:3) " " Имя выше всякого имени. " " (к Филиппийцам. Глава 2:9) " " именуемого не только в сем веке, но и в будущем. " " (к Ефесянам. Глава 1:21) геннадий 16 января 2011, 09:43 СЕГИЮ. Спасибо, брат СЕРГИЙ за Ваш ответ! Игорь 15 января 2011, 14:31 Имя Иисуса Христа - это имя великое и славное. Так что будем христиане славить его имя во веки. Аминь. Владимир 15 января 2011, 01:39 " В имени Спасителя великая сила " . Замечательная статья: " Имя Христа " , имя Истинного Бога, Духа Истины. В полноту, которая осталась за занавесом, ибо мы безумны Христа ради, а свидетельство во славу Божию. Ибо много " спасителей " пришло в мир, а Спаситель у нас Един, и все имеем доступ к Нему через Святого Духа. Дыхание огня, Его огня - дыхание Жизни, текущим рекою Жизни Царя Небесного. Исцеляющим через очищение Огнем, Его Огнем, и не опаляющим, поднимающим из мертвых, чей Бог способен к сему, - Величие и Сила, несравнимая ни с какими изобретениями " человечества " , несущими смерть человечеству. А Слово Божие говорит: " Я и Отец Одно; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную " . В деснице Его , в имени Его - Лучи Славы Его. И как Царь Давид говорит: " блажен муж, который наполнил свой колчан огненными стрелами " . «Как в разбитом зеркале множество тел, но собери осколки, увидим одно тело, так и в Духе одно тело; всемогущая сила Божия, Сущая и действующая во всем мире, сосредотачивается, подобно тому, как солнечные лучи собираются в фокусе...; Им живем и движемся и существуем» (Иоанн Кронштадский) Благодать Святого Духа с Отцем и Сыном Его со всеми нами. Аминь. Ирина 14 января 2011, 19:33 К сожалению, плохо знаю ветхий завет, так до переименования Иисуса Навина такого имени у евреев не было?

http://pravoslavie.ru/44063.html

Святой апостол Павел во время своего третьего путешествия с проповедью Христова Евангелия, избрал главным поприщем своей просветительной деятельности город Эфес; здесь он провел три года, обративши весьма многих к вере Христовой. Из Эфеса, прошедши по Македонии и Греции, он, по влечению Духа Божия, отправился в Иерусалим; по пути туда, в Милете собрались к нему пастыри церкви Эфесской, чтобы проститься с апостолом и получить от него последние наставления. В поучительной беседе с эфесскими пастырями апостол Павел свидетельствовался ими самими, что с первого дня, как пришел к ним, он работал Господу со всяким смиренномудрием, среди немалых испытаний, и не пропустил ничего полезного, о чем им не проповедовал бы. Но возвестил им всю волю Божию. «Ныне же, – говорил он, – предаю вас Богу и слову благодати Его. Знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие». Сказав сие, он преклонил колена свои и со всеми ими помолился. Тогда не малый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. ( Деян. 20:17–38 ) Как поучительное изображение описанного в книге Деяний апостольских трогательного прощания святого апостола Павла с пастырями Эфесской церкви напоминает нам, пастырям Московской церкви, нынешнее прощание наше с тобой, наш благостнейший архипастырь! Как много здесь общего даже в подробностях. Трехкратное путешествие апостола языков, не соответствует ли твоей архипастырской деятельности в церквах: Самарской, Грузино-Имеретинской и Московской? Не три года, а почти три пятилетия правил ты, святый Владыко, слово Божественной истины среди нас, и теперь мы уже лишены будем духовного утешения часто зреть светлое лицо твое и встречать всегда кроткий, приветливый и благожелательный твой взор. Твоя доступность, и простое истинно-отеческое обращение с нами приобрели тебе не только общее глубокое уважение, но и искреннюю любовь. С дерзновением ты, наш архипастырь, можешь сказать нам словами святого апостола: «Я ни на что не взираю, и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще свое и служение, которое я принял от Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, облек их силой свыше, которая привлекала людей к вере во Христа, и дал премудрость, перед которой не могли устоять никакие земные доводы. Это было необходимо для того, чтобы, по слову Христа, они могли стать Ему «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). Каждый человек принимает Духа Святого во время Крещения, а потом и в других таинствах. Все христиане имеют возможность проявить Его в своих словах и делах. Однако большинство христиан не имеет той решимости следовать за Христом, какую проявили апостолы и мученики. Что же нам делать, чтобы обрести подобную им решимость оставить все земное и следовать за Христом? Апостол Павел советует: «Имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 29–31). Разъясняя эти слова апостола, блаженный Феофилакт говорит, что мы «не должны злоупотреблять» всем, что имеем в земной жизни, «то есть прилепляться к нему со всем усердием и пристрастием». Бесспорно, придет время, мы оставим все земное, и нажитое достанется неизвестно кому. То, что для нас было ценным, нашим детям может быть совершенно неинтересно. Кто-то, например, все свои средства вкладывал, чтобы собрать ценную коллекцию монет, а сын продаст ее за копейки. Если же человек среди неизбежной повседневной суеты находит возможность взять в руки Евангелие или книгу творений святого отца, значит, он пытается сделать задел в будущее. Как говорит Христос, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если будем искать сокровища в Боге, т.е. в жизни по Его заповедям (не лгать, не обманывать, не прелюбодействовать, а поступать с другими, как хотим, чтобы с нами поступали), то и сердце наше будет устремлено к Нему. Смысл апостольского служения как раз и заключался в том, чтобы люди устремились к небесным сокровищам, к стяжанию даров Духа Святаго, чтобы они поняли, насколько это важно. Их целью было зажечь в сердце человека желание жить по-евангельски. Такую ревность приведения ко Христу все народы, живущие в Киевской Руси, имели святой равноапостольный князь Владимир и его бабка святая Ольга.

http://pravoslavie.ru/122709.html

- Слава Богу! А теперь вернемся к нашей беседе. Давайте рассмотрим два тезиса: 1) к Богу нужно обращаться с молитвой как к нашему Отцу; 2) Когда мы обращаемся к Богу Отцу, мы это делаем во имя Христово. В молитве должно обращаться к Богу как к нашему Отцу. Об этом говорится в Евангелии от Матфея «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…». И в Послании к Галатам сказано: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». То есть человек не смог бы обратить к Богу слово «Отче», если бы Дух Христов не усыновил нас Богу Отцу. Вот так мы можем рассмотреть эти  два стиха. А вот то, что молитва должна быть во имя Христово, об этом сказано: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите  Отца во Имя Моё - даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» [Ин. 16:23-24].  Как вам представляется вот - Бог Отец, Бог Сын, почему  надо  обращаться к Богу Отцу через Бога Сына?  В чем преимущество такой молитвы? Давайте порассуждаем. - Попробую. Мы же должны понимать, к кому мы обращаемся. И тогда приходят на ум слова Христа, который говорит: «Видевший Меня, видел Отца». - Да, мы постигаем Отца через Сына, Вы совершенно правы. И мы приходим  к Отцу через Сына. А главное- Сын  совершил наше искупление. Ведь  Бог  действительно грешных не слышит, и молитвы  нечестивых выше потолка могут и не подняться, если, конечно, это не покаянные молитвы. Покаянные молитвы всегда будут услышаны Богом. Но у человека крещеного молитва другая, нежели до крещения или после исповеди, после причастия. Она намного сильнее, потому что это все приближает нас к Богу и, следовательно, мы будем услышаны Богом. То есть контакт возникнет более явственный для нас самих. В глазах Бога мы-то все прозрачные, и Ему все ведомо, любое движение нашей мысли. - Мы как-то должны, наверное, все-таки иметь в мыслях и Бога Отца, и Бога Сына, и Бога Духа Святого? - Совершенно верно. Святые отцы говорят, что когда ты обращаешься к Отцу, имей в виду и Сына, и Духа Святого.  Когда обращаешься к Духу Святому, имей в виду и Сына, и Отца.  Наверное, это связано с ипостасными свойствами. Это не разделение. Мы говорим, что Троица Единосущная и Нераздельная, но есть ипостасные свойства.  Лучше не называть это  разделением.  Какие ипостасные свойства? Бог - Отец Безначальный, Сын  предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца. Поэтому  неизбежно молитва, обращенная к одному из лиц Святой Троицы, оказывается молитвой, обращенной и к двум другим лицам. Но молитва во имя Христа - это все-таки молитва, когда грешник как бы говорит перед Богом: «Я  искуплен кровью Иисуса Христа, мои грехи Он взял на себя. Я благодарю Тебя Боже, что Ты послал Сына Своего в этот мир нас ради человек и нашего ради спасения».

http://radonezh.ru/text/efir-ot-01-02-20...

Слово на Сретение Господне Иеромонах Иов (Гумеров) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С праздником! Сегодня праздник Сретения – встречи. Из Святого Евангелия мы узнаем, что это была встреча святого праведного Симеона, которому было обещано, что он не отойдет из этой жизни, пока не встретит Господа, с Богомладенцем, с воплотившимся Господом. Но у каждого евангельского события есть еще кроме внешнего, сокровенный глубокий смысл. Так и у этого праздника, который мы сегодня торжествуем, есть великий смысл – это встреча человечества, жаждущего спасения, ибо со времени грехопадения Адама и Евы прошло несколько тысячелетий, прежде чем явился в мир Спаситель. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:14 мин. Размер 4 Mb ) скрыть способы оплаты Комментарии Фаина 13 февраля 2017, 08:49 Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных! Аминь! ВЛАДИМИР 15 февраля 2015, 17:58 СПАСИ ВАС ГОСПОДИ, ОТЕЦ ИОВ! СПАСИБО ЗА НАЗИДАТЕЛЬНУЮ ПРОПОВЕДЬ. ВПЕРВЫЕ УСЛЫШАЛ БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ ЭТОГО БОЛЬШОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН И, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ДЛЯ СЕБЯ. ХРАНИ ВАС. ГОСПОДЬ, БАТЮШКА! анна 15 февраля 2014, 18:08 спаси вас господи за теплые и назидательные слова.нести пастырский крест с силою божией и крепкой верой в христа.спасибо.с уважением анна(город саратов).с особенным праздником сретение господа иисуса христа всех православных поздравляю. Виктор 15 февраля 2014, 17:05 Дорогие с Праздником Сретения Господнего!Этот Светлый Праздник очередной раз подчеркивает и ярко показывает что только терпение ,сильная вера ,смирение и покаяние дадут мне возможность исцеления и прощения грехов.Господи помилуй .Спаси и сохрани.Прости Господи меня за вольности и непослушание.Ты говорил а я не слышал,Ты помогал а я не осознавал что на все Святая воля Твоя!Каюсь!Исцели и избавь от недуга и боли.Слава и благодарность силе Господа! Николай 16 февраля 2013, 01:15 (продолжение сообщения. т.к. не вместилось) Рождение Спасителя было в пещере " и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице " (Лк.2:7)(ясли, это кормушка для скота), но после переписи многие вернулись на прежнее место проживания и у семьи Иосифа появилась возможность поселится в доме, куда и пришли волхвы " и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его " (Матф.2:11). Бежали же в Египет Святое Семейство после того, как волхвы отошли в страну свою " И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

http://pravoslavie.ru/44744.html

Таким образом, видеть Христа телесными очами бесспорно великий дар. Но как по разному этим даром пользуются люди! Евангелие говорит о сомневающихся уже в ходе самой истории евангельской. Что же мы можем сказать о современных людях? Спаситель предупреждает: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: " вот, Он в пустыне " , - не выходите; " вот, Он в потаенных комнатах " , - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф24:23-25) – говорил Иисус Христос о Своём втором пришествии. Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет явным. Его увидят все. Иисуса Христа не надо будет искать в потаённых комнатах или в пустынях. К этому будет понуждать дух заблуждения. «Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё»(Мр13:23) – предупреждал Иисус Христос. «И скажут вам: «вот, здесь», или: «вот, там», - не ходите и не гоняйтесь»(Лук17:23). «Не верьте, не ходите и не гоняйтесь» – учил Иисус Христос. А вот один из апостолов на тайной вечере, услышав, что вскоре Бог явится вновь ученикам, после Своего кратковременного исшествия, спрашивает: почему Ты хочешь явиться нам, а не миру? Почему не явишься как грозный победитель? Так что и нехотя твое божество исповедуют самые заклятые враги и противники первого твоего пришествия? Что же отвечает на это Христос? «Любящие Меня исполнят заповеди Мои. И тот, кто исполнит Мои заповеди, пребудет в любви, и слова Мои пребудут». Человеку дается истинное разумение вдохновенного глагола Христова в награду за исполнение закона любви и веры умом и сердцем. «К таковым- то мы придем к Отцу, и обитель в сердце Его сотворим. Истинному ученику своему Я явлюсь сам». Таким образом, воспевая воскресную песнь « Воскресение Христово видевше», мы вместе со всей церковью исповедуем сокровенную, однако всем доступную истину: блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога. Конечно, не сокровенное Его существо, не самую несказанную природу Божества, но славу Его, но проявление Божие, энергии, исходящие от Бога и пронизывающие собой кающееся, трепетно верующее человеческое сердце, духовное видение Христа. Вот главная тема гимнов святого Симеона Нового Богослова, истинного Боговидца, каким был и пророк Моисей. И этот аскет и проповедник любви Божией дерзновенно говорит о том, что уже в этом мире христианская душа признана узреть славу Божию. И Бог дает осязать Себя верующему сердцу. Духовное познание Христа возможно через вселение Духа Святого в сердце человека. Через таинственное изображение Христа, свершаемое действием благодати на скрижалях сердца.

http://radonezh.ru/text/pravomerno-li-ta...

Теперь видим мы те опасности, которые угрожают человеку, когда он бывает лишен веры. Сплотимся же, братие, теснее между собою и станем на стражу в деле воспитания детей наших, устраняя от них всё, что вытравляет в сердцах их благочестие и страх Божий. Объявим войну чувственным страстям и греховным наклонностям, призвав на помощь всесильную благодать Божию! Страшно, когда христианин теряет веру во Христа, противится благости Святого Духа и не хочет принять очевидную, ни в каких доказательствах не нуждающуюся истину христианского учения. Он делает себя несчастным для времени и вечности. Аминь. Беседа 4 И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его ( Быт.4:4–5 ). Зависть, как говорит Иоанн Дамаскин , есть внутренняя туга, сердечная скорбь, какую испытывает человек, когда видит счастье и благополучие другого. Так завидовал блаженству первого человека дьявол . Так скорбел и Каин о том, что Бог оказал жертве Авеля более благоволения, чем его жертве. Так негодовали сыновья Иакова из-за того, что брат их Иосиф пользуется большей любовью отца, чем они. Так завидовали Корей, Дафан и Авирон Аарону из-за того, что он был избран первосвященником, а не они. Таким же чувством исполнены были фарисеи, когда видели чудеса Иисуса Христа и при этом говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим его так, то все уверуют в Него ( Ин.11:47–48 ). Но есть еще особого рода зависть, состоящая в том, что ненавидят ближнего за то, что ему Бог дает более благодати. Это грех против Святого Духа. Рассмотрим: а) сущность этого греха, б) его причины и в) проистекающие из него последствия. 1 . Благодарение Богу! На свете немало добрых людей, которые споспешествуют благодати, которые, возрастая в добре, мужественно побеждают зло во всех его разнообразных видах и день ото дня становятся лучше, нравственно выше и угоднее Богу. Когда при виде такого нравственного возрастания своих собратий человек уязвляется в своей совести и побуждает себя сравняться с ним в добродетели, то это чувство нельзя назвать завистью, это скорее чувство ревности, о которой говорит апостол Павел: подражайте, мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Фома. Но говорят, что Христом установленной Церкви давно уже нет на земле, а теперь существующая не содержит уже в себе истины христианского учения. Священник. Если бы это была правда, то тогда пришлось бы прийти к такому заключению, что Христос плохо заботился о Своём деле и, следовательно, Он напрасно исполнял в мире Свою учительскую обязанность, напрасно установил Церковь , напрасно и сообщил ей дары Святого Духа. Ведь Сам Спаситель сказал, что «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин.14:16–17 ). Благодать Святого Духа преемниками апостолов через хиротонию передаётся и будет передаваться от одних к другим вовек. Фома. Говорят, что архиереи наши напрасно и право рукоположения-то присвоили себе. Лучше было бы, если бы целое общество избирало себе подобных наставников, чем одному епископу поручать это дело. Священник. Я знаю, что сейчас есть такие сектантские общества, которые так и делают. Но мы должны соблюдать тот порядок, который указан Самим Христом и Его апостолами. Спаситель не всем верующим, а только избранным апостолам дал власть учить, крестить ( Мф.28:18–20 ), решать и вязать грехи ( Мф.18:18 , Ин.20:21–23 ) и рукополагать пресвитеров. В доказательство последнего я могу указать на следующий пример из Церкви Апостольской. Для церквей Критских нужны были пресвитеры. Там, в городах, между христианами много было почтенных и учёных старцев. Однако ж, апостол не им поручил довершать недоконченное по церковным делам и поставить по всем городам пресвитеров, и не обществам дал это право, а оставил для сего на Крите епископа Тита ( Тит.1:5 ). Другому епископу Тимофею заповедано в первом послании: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Христиан же всех Божественное Откровение обязывает такими заповедями: «каждый должен разуметь пастырей и учителей, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ); «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ). Это заповедал и Сам Спаситель, и притом с угрозой, сказав: «Слушающий вас Меня слушает» ( Лк.10:16 ); «сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» ( Лк.10:12 ). Таким образом, от самых апостольских времён не было примера, чтобы само общество без епископа поставляло кого в пастыри. Если же сейчас находятся такие самочинные общества, которые дозволяют себе это делать, то это печальное и болезненное явление в нашем христианском мире. Это предсказано было ещё апостолом Павлом: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Части Скинии Во дворе Скинии только одна сторона его была занята священными предметами, а другие три стороны были пустыми, что было прообразом того, что в будущем в Церковь войдут другие народы и эти пустые стороны будут ими заняты 28 . Так это объясняет свт. Кирилл Александрийский : «Не это ли есть древле ясно обетованное устами Исайи, явившейся в последние времена церкви: распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длинные верви твои и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города ( Ис.54: 23 ): ибо стесняемая в начале церковь Христа, затем уже расширяется к востоку и западу, северу и югу и доходит до всякого места» 29 . Принадлежности Скинии По мнению свт. Григория Двоеслова Ковчег Завета был прообразом Церкви: «Что означает ковчег, как не Святую Церковь ? К нему велено присоединить с четырех углов четыре золотых кольца, потому что Церковь распространяется на четыре стороны света, а также, без сомнения, прообразуется, что она будет окружена четырьмя книгами святого Евангелия» 30 . Устройство стола для хлебов предложений (ц-слав. трапезы) , обшитого золотом, с золотыми кольцами для переноски, а также изготовление различных сосудов для трапезы стало прообразом престолов храмов и Таинства Евхаристии 31 . Свт. Кирилл Александрийский об этом говорит так: «Сеннописует Он нам таинство Христа, говоря: и сотвориши трапезу из чистого золота ( Исх.25:23 )… и способы устройства ее, с помощью которых она могла бы получить в высшей степени отличный вид, Он говорит: и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно ( Исх.25:30 ). Повелел также, чтобы золотыми были и сосуды ее: блюда и кадильницы, кружки и чаши ( Исх.25:29 ). Не очевидно ли указываем здесь был нам хлеб с небесе, имевший быть предложенным по времени на святых трапезах церквей и дает жизнь миру? ( Ин.6:33 )» 32 . Золотой светильник и все его устройство прообразует собой Христа и Церковь 33 . Центральная ветвь светильника указывает на Христа, говорившего: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Три ветви по одну сторону указывают на еврейский народ, к которому пришел Христос, а три ветви с другой стороны прообразуют народы языческие, которые вошли в Церковь в Новом Завете. Миндальные цветки и яблоки указывают на дары Святого Духа в Церкви, семь лампад на полноту совершенства 34 . По мнению свт. Григория Двоеслова центральный ствол светильника означает Церковь , а боковые ветви Церковных проповедников: «Но под стеблем того же самого светильника должно разуметь самую Церковь , которая есть тело Его, потому что среди всех превратностей свободна. Ветви же, исходящие от стебля, суть проповедники, которые произвели в мире приятный звук, т.е. пропели песнь новую» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Это же изречение мы вновь видим у святого Афанасия Великого , и, в конце концов, оно становится общим для богословов всех эпох. Апостол Петр первый написал, что «мы должны соделаться причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1, 4 ). Глубокий смысл воплощения таится в этом физическом и метафизическом видении благодатно преобразованной природы, в этом отныне достигнутом восстановлении природы человеческой, в этом прорвавшем смертную тьму просвете, который ведет к обожению. «Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15, 46, 47–49 ). Итак, Христос есть пришедший с неба Новый Адам, Человек второй и последний. Не являет ли этот «Небесный Человек» на нашей земле какую-то иную небесную и высшую человечность, как считали некоторые гностики? Но в чем же тогда состояло бы воплощение? Ведь Христос прошел бы через Свою Матерь, ничего от Нее не восприняв. Тайна же воплощения – это тайна Богочеловека, истинно соединившего в Себе обе природы и воспринявшего от Пречистой Девы Ее человеческое естество. Чудо смирения: Слово «принимает» от собственного Своего творения, Бог в решающий момент благовещения испрашивает у Марии начаток Своего человечества, собственную Свою человеческую природу. Воплощение совершается действием Святого Духа. Значит ли это, как предполагали некоторые богословы, что Дух есть Жених Девы, что в девственном зачатии Он соответствует роли супруга? Такое понимание было бы грубой рационализацией рождения Христа. Ибо если и можно говорить о Женихе Пресвятой Девы, причем только в смысле метафизическом, постольку, поскольку Она представляет Церковь , то у Нее не может быть иного Жениха, кроме Сына. В этом бессеменном зачатии Само Слово есть Семя. Дух же отнюдь не является Женихом Марии, Он завершает очищение Ее утробы, «соделывая ее совершенно девственной, и таким образом сообщает Деве Марии самим совершенством чистоты силу к восприятию и рождению Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010