161. Говорить ли Священное Писание о воздействии на дух человека снисшедшого на него Святого Духа? " Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благодати, праведности и истине« ( Eф. V, 9 ). Кто стяжал в себе духовным трудом Святого Духа, тот наделяется от свойств Божиих: благостью, святостью и истиной; его дух усваивает высшия добродетели, поименованныя св. апостолом Павлом: »Плод же духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание« ( Гaл. V, 22 ). Всякая добродетель имеет степени возрастания. 162. Что значить дар Святого Духа? Так названо в Писании особое дарование или сверхобычная благодатная способность, дарованая изволением Духа: »И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух видения и благочестия, и страхом Господним исполнится« ( Uc. XI, 2 ); св. апостол Павел тоже перечисляет дары Духа: слово мудрости, знания, вера, дары исцеления, чудотворение, пророчество, различение даров, языки, их толкование ( 1Kop. XII, 4–11 ). Однако полное исчисление даров Духа невозможно, потому что, по слову св. Иоанна Крестителя , " не мерою дает Бог Духа» (Ioah. III, 34). «Но каждому дастся проявление Духа на пользу» ( I Kop. XII, 7 ). Дары Святого Духа тоже имеют степени; мы знаем их начало: для обретения даров необходимо покаяние: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Дeяh. II, 38 ). § 45. Разбор девятого члена символа 163. Что называет предметом нашей веры 9-й Член Символа? Единую, святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Церковь есть святая Божия семья, созданная словом и кровию Господа Иисуса Христа для человеков, которые образуют единство: Православной верою, аностольским священноначалием и заповеданными Таинствам и. Слово « церковь » образовалось из слов греческих: «еккалео» – призываю к себе, вызываю; и «екклисиа» – созванное собрание, тоже – место для созванных. Словообразование показывает, что говорится не о сходе или о сборище людей, но – об обществе призванных.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дело Христа подготовило дело Духа Святого: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» ( Лк.12:49 ). Пятидесятница есть завершение Божественного домостроительства. Тем не менее, Святой Дух в личном Своем сошествии не являет Своего Лица. Дух Святой пришел, чтобы свидетельствовать о Сыне, как и Сын – чтобы свидетельствовать об Отце: «Ни Отец без Сына никогда не мыслится, – говорит святой Григорий Нисский, – ни Сын без Святого Духа не понимается. Ибо, как нет средства взойти к Отцу, если кто не будет вознесен чрез Сына, так невозможно рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым». Лица Святой Троицы утверждаются в мире не Сами по Себе, но Одно свидетельствует о Другом. Иоанн Дамаскин говорит: «Сын есть образ Отца, а образ Сына – Дух». Третья Ипостась Святой Троицы не имеет Своего образа в другом Божественном Лице. Дух Святой скрыт в самом Своем явлении. Ранние святые отцы неопределенно богословствовали о Лице Святого Духа. Только свт. Григорий Богослов дал ясное учение о Третьем Лице Святой Троицы. Но он же отмечал и таинственность в Священном Писании, относящуюся к Лицу Святого Духа: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такою ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание». Дары Святого Духа часто обозначают семью именами, в соответствии с текстом пророка Исаии: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела» ( Ис.11:2-3 ). Владимир Лосский по этому поводу делает важное заключение: «Однако православное богословие не делает особого различия между этими дарами и обожающей благодатию. По учению Восточной Церкви, благодать вообще означает все богатство Божественной природы, как сообщающейся людям; она – Божество, действующее вне Своей сущности и Себя отдающее, Божественная природа, которой мы приобщаемся в ее энергиях» .

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Это сознательное противление Божественной истине есть грех против Святого Духа, Который есть Дух истины ( Ин.14:17; 15:26, 23 ). Те заблуждения, в которых находятся рожденные и воспитанные в сектантстве, не могут быть отнесены к числу грехов против Святого Духа. «Суеверие, – говорит один из учителей Церкви, – само по себе не составляет ереси, если с ним не связана очевидная испорченность воли». Тот только грешит против Святого Духа, кто убежден в истинности учения Иисуса Христа и, однако, не хочет принять его и сознательно противится истине. Так именно поступали фарисеи, которые слышали учение Иисуса, видели чудеса Его, свидетельствовавшие о Его божественности, и однако не принимали Его и не следовали Ему. Такое же сопротивление обнаруживали и те из иудеев, которые противились словам святого Стефана, почему он по внушению Святого Духа сказал: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян.7:51 ). Таков же был и волхв Вариисус, по имени Елима, который восстал против апостолов Павла и Варнавы и старался отвратить от веры правителя проконсула Сергия и которому Павел при этом сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? ( Деян.13:10 ). С самого начала существования Церкви, в ней всегда были люди, которые хотя и признавали ее истины, однако не следовали им и противились им. Но особенно бросается в глаза это в наше время. Во всех странах, в каждом возрасте, звании и состоянии есть ныне противники Церкви. Несмотря на то, что они с детства воспитывались в Церкви, они совсем равнодушны к ней, не веруют то в ту, то в другую истину или же отрицают всю христианскую веру. Таковых называют либералами, рационалистами, вольнодумцами. Вольнодумец – это человек, который ни во что не хочет верить кроме того, что согласно с его образом мыслей, который всё таинственное учение Божественного откровения отвергает потому только, что оно, по его мнению, противно здравому разуму.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы - день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской православной церкви во второе воскресение совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Св. Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе " внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать " (Деян. 2; 24; см. также далее). РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ - святой, который много способствовал распространению христианства в к.л. области или стране. Напр. - св. равноапостольный князь Владимир. РАДОНИЦА - в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА - 1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В Русской православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

— Василий! разве ты не слышал слов Господа: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9); и: «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:41). Доброе дело замыслил сын мой Георгий; с ним и тебе, за твой труд, предстояло увенчаться, и такую славу не всякий получит, какой ты имел быть сообщник с Георгием. Теперь же ты всего лишился; но всё-таки не отчаивайся в своей жизни, хотя ты не можешь исцелиться другим образом, кроме как покаявшись в своих согрешениях. Прикажи внести себя в печерский монастырь, в церковь Пресвятой Богородицы, и пусть положат тебя на мою раку и будешь здоров; золото же и серебро, издержанное тобою, найдешь в целости. Это сказал преподобный Феодосий Василию, явившись явно, а не во сне. На утро же пришел к Василию со всеми боярами князь Георгий Владимирович; увидев его в сильном недуге, он с печалью удалился. Василий же, уверовав в видение святого, приказал вести себя в печерский монастырь. Когда они были у берега, вошел кто-то незнакомый к игумену печерскому и сказал: — Иди скорее на берег, приведи Василия и положи его на гробе преподобного Феодосия; когда он вручит тебе сокровище, обличи его пред всеми, что он взял пятую часть из него; и если покается, прости его. С этими словами сказавший стал невидим. Игумен Тимофей стал доискиваться относительно человека, пришедшего к нему; но никто не видел его входящим и выходящим. Игумен пошел к Днепру, привел Василия и положил его на раке святого Феодосия; и Василий восстал цел и здрав. Он стал давать игумену порученное ему сокровище, говоря: — Вот, ты найдешь здесь четыреста гривен серебра и сорок золота. Игумен же сказал ему: — Чадо! а где еще сто гривен серебра, и десять золота? Василий начал каяться и сознался: — Это я взял и издержал; потерпи, отче, и всё возвращу тебе; думал я утаить это от всевидящего Бога. Тогда высыпали золото и серебро из сосуда, где оно находилось под печатью, сочли пред всеми и нашли в целости, — пятьсот гривен серебра и пятьдесят золота; и все прославили Бога и святого Феодосия. Тогда Василий начал по порядку рассказывать о явлениях ему святого и о его деяниях о нем. Утром князь, взяв с собою врачей, пришел к месту, где видел больного Василия, желая лечить его, и не нашел Узнав, что Василий отвезен в печерский монастырь и подумав, что он уже умер, князь с поспешностью отправился в обитель и здесь нашел Василия, — точно он и не болел. Услышав от него о дивных чудесах, князь и ужаснулся и исполнился духовной радости; он пошел поклонился чудотворному гробу преподобного отца нашего Феодосия и удалился. Услышав об этом, Георгий Симонович, тысяченачальник, еще более возгорелся любовью к пресвятой Богородице и к святому Феодосию; к своему великому дару он присоединил еще гривну которую сам носил и в которой было сто гривен золота; при этом он написал следующее:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Крещаемые в полном возрасте должны быть также сопровождаемы восприемниками и восприемницами, которые суть поручители, перед Церковью, в вере новообращенных. Восточная Церковь соединяет с совершением крещения многие весьма древние обряды, имеющие таинственное, соответствующее самому таинству, значение, а именно: заклинание, крестное знамение и вещественный крест, даваемый каждому крещаемому для ношения, в продолжении всей его жизни, на груди. Хотя уполномоченные на совершение таинства крещения суть собственно епископ и священник, но с первых веков христианства, в случаях необходимости, дозволялось совершать его и простым мирянам. Православная Церковь признает, сверх того, что мученичество заменяет крещение для того, кто не мог его получить прежде, нежели претерпел смертное мучение за Иисуса Христа. Миропомазание или конфирмация Миропомазание есть священнодействие или таинство, установленное Иисусом Христом для сообщения новокрещенным Святого Духа. Восточная Церковь признает это, утверждаясь на следующих словах Священного Писания: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». ( Деян. 8:14–17 ). Итак, вскоре по Вознесении Иисуса Христа, Апостолы Его совершали священное действие, заключавшееся в молитве и возложении рук, – которым Святой Дух сообщался новокрещенным. Апостол Павел, прибыв в Ефес, нашел там верных, мало разумевших еще учение Христово и получивших только Иоанново крещение. Они крестились во имя Иисуса Христа и, по возложении рук на них Павлом, Святой Дух низшел на них. ( Деян. 19:5,6 ). В послании Евреям ( Евр. 6:2 ), Апостол Павел, вслед за крещением, упоминает о возложении рук. Возложение рук сопровождалось различными действиями, смотря по тому, что при нем имелось в виду. В миропомазании оно сопровождалось помазыванием Святым миром. Поэтому-то сообщение Святого Духа называется в книгах Священного Писания помазанием. «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго, и знаете все... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает». ( 1Ин. 2:20,27 ). Также выражается и Апостол Павел: «утверждающей нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». ( 2Кор. 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Первым христианским таинством, с которого начинается христианская жизнь человека, является Таинство Святого Крещения. Прежде чем мы будем изучать чинопоследование таинства Крещения, следует сказать, что в сегодняшней церковной жизни при совершении этого Таинства и Таинства Покаяния мы встречаемся с очень тяжелыми проблемами, которые пока преодолеть не умеем, которые возникли в силу исторических обстоятельств и являются для нас сейчас проблемами первостепенной важности. Можно даже сказать, что трудности, связанные с Крещением и Покаянием, в наибольшей степени нарушают норму нашей церковной жизни. В чем же состоят эти проблемы, откуда и как они пришли к нам? Таинство Крещения, как вы знаете, установлено самим Господом Иисусом Христом. Не только Сам Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан и крестился от него, но и в беседе с Никодимом – фарисеем, пришедшим к Христу ночью, Господь говорит: «Аще кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие. Должно вам родиться свыше» ( Ин.3:5,7 ). Заключительными словами Евангелия от Матфея являются слова Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). Таким образом, Таинство святого крещения, установленное самим Господом Иисусом Христом, есть Таинство духовного рождения, в нем дается человеку благодать Святого Духа, рождающая его в новую жизнь, в Церковь , в Царство Божие. Это есть вхождение в Церковь . Что может быть выше этого? Если человек не родится свыше, если он не захочет родиться свыше, он не может войти в Царствие Небесное, он лишается вечной жизни с Богом. Не есть ли Таинство Крещения в этом случае главный момент (необходимое начало?)  вечной жизни человека? Именно здесь решается его вечная судьба, он выбирает свой путь навсегда. Такое достоинство этого Таинства, естественно, обязывает нас к особенно серьезному и благоговейному отношению к нему. Можно провести очевидную параллель: когда рождается ребенок на свет Божий, мы употребляем все усилия для того, чтобы все было благополучно, потому что мы знаем, от того, как он родится, может зависеть вся его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

По истине непонятно, каким образом папы могли ссылаться на это место святого Луки для возведения своей системы. Надобно заметить, что приведенные слова были обращены Иисусом Христом к святому Петру в тот самый день, когда он должен был отречься от него, и содержат лишь предсказание о его падении. Святой Петр именно так понял их, ибо тот час же ответил Иисусу Христу: «Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти». Но Иисус присовокупил: «Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Евангельский текст святого Луки говорит скорее против твердости веры святого Петра, чем в пользу этой твердости; тем более нельзя делать из текста никакого вывода в пользу верховенства Петра относительно учения или управления. И отцы церкви, и наиболее ученые толкователи Священного Писания никогда не думали давать тексту подобного толкования. За исключением последующих пап и их приверженцев, желавших во чтобы то ни стало добыть из него доказательства, хорошие или дурные, – никто не видел в приведенных выше словах ничего другого, кроме требования, обращенного к Петру, о заглаждении его верою соблазна падения и укрепления остальных апостолов, коих это падение могло поколебать 5 . Обязанность укрепления других вытекала из этого соблазна; слова утверди братьев суть только следствие слова обратившись. Если первым словам хотят дать общий смысл, то почему не дают этого же смысла второму слову? Из этого следовало бы, что если преемники Петра наследовали преимущество укреплять в вере своих братьев, то они унаследовали также надобность обращаться к Иисусу Христу после отречения от Него. Мы не видим, что могла бы выиграть первосвященническая власть отсюда. Папы, нашедшие такое исключительное доказательство в стихе 31 и 32 главы XII святого Луки в подтверждение своих притязаний, благоразумно поостереглись однако же приводить предшествующие стихи. Евангелист повествует в них, что среди апостолов возник спор с целью узнать, кто из среды их должен быть признаваем самым большим. Знаменитые слова: Ты еси Петр уже были произнесены, а это доказывает, что апостолы не поняли их так, как понимают последующие папы. Даже накануне смерти Иисуса Христа, они не знают, что Петр избран первым среди них и основным камнем Церкви. Иисус Христос обращает внимание на спор. Вот представляется Ему превосходный случай заявить о власти Петра; наступило время, когда Он должен был это сделать, потому что идет на смерть. Сделал ли Он это? Спаситель не только не утверждает верховенства, будто бы обещанного Петру, но преподает своим ученикам урок, совершенно противоположный, говоря: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

»Сам же Господь мира да дает вам мир всегда во всем« ( 2Фec. III, 16 ). 255. Что сопутствует миру в душе христианина? «Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он – действие Святого Духа» (Еп. Игнатий Бр., Аскет, опыты, ч. I, стр. 594). «Подобает же всякими добродетелями, наипаче миром душевным упокоевать в себе Духа Святого» (Блаж. Диадох , Добротол.). 256. Как творить мир в душе ближняго? Когда «соделаешься миротворцем собственного сердца» (пр. Варсонофий Вел.), тогда ты можешь и других уже легко умиротворить и примирить враждующих. Для успеха миротворчества следует: а) хранить собственную совест в мире с Богом; б) в случае размолвки с ближним – первым искать примирения; в) искать мира даже с «ненавидящими мир» (Пс. CXIX, 6); г) молиться за враждующаго. " Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми« ( Puм. XII, 18 ). Среди поучений пр. Серафима Саровского «О стяжании Святого Духа» кратко выражена истина о могучем воздействии миротворца на человеческое общество: «Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокрут тебя». 257. Что значить истинный Христов мир между людьми? Тогда наступает истинный мир, когда соблюдена правда и господствует любовь; ибо все три исходят от существа Божия. «... да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа Сына Отчаго, в истини и любви» ( 2Иоан. 3 ). «Плод же правды в мире сеется у тих, которые хранят мир» ( Uak. III, 18 ). Ветхозаветныя изречения пророков тоже соединяют любовь, правду и мир: «Только любите истину и мир» ( Зax. VIII, 19 ; тоже Uep. XXXIII, 6 и Maл. II, 6 ). По образному слову прор. царя Давида – «правда и мир облобызаются» ( Nc. LXXXIV, 11, 12 ). 258. Тогда, всякою ли ценою возможен истинный мир среди людей? Невозможно устроение мира истиннаго: в гордыне, в забвении Бога, в гневе и ненависти, с ложью и обманом, без милосердия, или с неискренним сердцем; то есть – невозможно осуществить в жизни 7-ю заповедь Господню о мире, если не утвердились в душах шесть блаженств предшествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святой евангелист Лука показывает Ее нам не только как орудие, добровольно послужившее воплощению, но и как личность, стремящуюся осознать Свое Богоматеринство. Даровав Свою человеческую природу Сыну Божию, Она через Него стремится получить то общее с Ним, чего у Нее еще нет, – причастность Божеству. В Ее Сыне Божество обитает телесно (см.: Кол.2:9 ). Естественная Ее связь с Богочеловеком еще не сообщила личности Богоматери состояния твари обоженной, несмотря на то, что Дух Святой сошел на Нее в благовещении, чтобы сделать способной к исполнению Ее исключительной роли. В этом смысле Богоматерь до появления Церкви, до Пятидесятницы, еще связана с человечеством Ветхого Завета, с теми, кто ожидал обетования Отчего, крещения Духом Святым (см.: Деян.1:4–5 ). Предание говорит нам, что Богоматерь присутствовала среди учеников в день Пятидесятницы и вместе с ними получила Духа Святого, сошедшего на каждого из них в виде огненного языка. Это соответствует и свидетельству Деяний апостолов: после вознесения апостолы все... единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян.1:14 ). При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе ( Деян.2:1 ). Вместе с Церковью Богоматерь получила тот последний дар, которого Ей недоставало, чтобы возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:13 ). Та, Которая Духом Святым восприняла в Своем чреве Божественную Личность Сына, получила теперь Духа Святого, посланного Сыном. В известном смысле эти два сошествия Духа Святого на Пресвятую Деву можно сравнить с двумя ниспосланиями Его апостолам: в вечер дня Воскресения 666 и в день Пятидесятницы. Первое дало им власть вязать и решить – функцию, не зависящую от их субъективных качеств, данную им Божественным изволением для исполнения именно этой роли в Церкви. Второе дало каждому из них возможность достигнуть личной святости, что всегда зависит от субъективных условий. Однако эти два ниспослания Духа Святого – функциональное и личное – дополняют друг друга, как это видно на примере апостолов и их преемников: свои обязанности в Церкви можно выполнять хорошо только тогда, когда делаются усилия достигнуть святости, а вместе с тем трудно достигнуть святости, пренебрегая теми обязанностями, которые возложены на человека Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010