258. Отчего только одно Таинство Крещения введено в Символ Веры отдельным членом? Десятый член Символа о Таинстве Крещения установлен II-м Вселенским Собором, чтобы окончательным определением Церкви положить конец еретическому противоборству именно против учения о крещении. Другия Таинства тогда еретиками не оспаривались с таким упорством, как они возставали на крещение. § 50. Таинство миропомазания 259. Что есть святое Миропомазание? Миропомазание есть Таинство, в котором молитвою и помазанием св. миром частей тела новокрещеннаго, Святой Дух сообщает ему дары, взращивающие в нем духовную жизнь и укрепляющие святость его веры. 260. Кому в Церкви предоставлено совершать Таинство миропомазания? «Восточная Церковь не только Архиереям, но и чрез них священникам без опасения вверяет после священного таинства крещения совершение миропомазания» (Гавриил, Еп. Филадельф., «Скрижаль»). 261. Откуда произошло Миропомазание? Апостолы, для сообщения крещаемым даров Святого Духа, употребляли возложение рук. " Тогда возложили руки на них и они приняли Святого Духа« ( Дeяh. VIII, 14–17 ). Преемники Апостолов заменили рукоположение миропомазанием подражая Ветхозаветному обычаю. »И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ . . это будет миро для священного помазания« ( Исх. ХХХ, 22–25 ). 262. Как теперь приготовляется св. миро? Оно составляется из многих благовонных веществ, в знак того, что предназначено подавать «многоможные дары Духа». Оно варится с соблюдением особого молитвенного чина, при кафедральных соборах. Оно благословляется Архиереем в Великий Четверг, им раздается священникам и хранится в церквах особо. 263. В чем духовное значение Таинства Миропомазания? Не только духовное очищение погружением в святую воду принимает крещаемый, но ему сообщаются дары Св. Духа миропомазанием, во образ печати получаемого дара. " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши« ( 2Kop. I, 21, 22 ). При начертании св. миром креста на помазуемых частях тела произносится: «печать дара Духа Святаго». На других языках сие таинство называется словами, производными от старо-греческого слова «хрисма» – помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2)       Св. же Лука намерен был написать по порядку, о чем и говорит он в начале: «Поскольку уже многие начали составлять повествования о совершенно известных нам событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Св. Лука желал, значит, описать по порядку, а потому и делает он, по возможности, указания на главные хронологические черты. В евангелии его находим мы ясных и отличительные группы событий, и только при некоторых подробностях употребил он, подобно первым двум евангелистам, общие выражения. 3)       Часто говорят, что св. Иоанн, писавший после всех, желал пополнить прочих евангелистов, но не замечают того, что он преимущественно пополняет св. Луку не только в событиях и словесах Иисуса Христа, неизвестных тому евангелисту, или о которых он не имел достоверного свидетельства, чтобы их написать, но пополняет его и в порядке хронологическом. Это чрезвычайно важно и полагаем, что не станут того оспаривать, когда рассмотрят прилагаемые при этом синоптические таблицы: От Рождества до первой Пасхи, которую Иисус праздновал после Его крещения. (от 1 до 30 года). Луки Иоанна глава I глава I Предвечное рождение Слова и Его воплощение. Чудесное зачатие Иоанна Крестителя. Послание Ангела Гавриила в Назарет к Марии Чудесное зачатие Иисуса. Мариино посещение Елисаветы, матери Иоанна, и пророчество Марии. Рождество Иоанна – Пророчество отца его, Захарии. глава II Путешествие Марии в Вифлием. Рождество Иисуса в Вифлиеме. Поклонение пастырей. Обрезание Иисуса. Местом жительства избирают Назарет. Путешествие двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалим. глава III глава I (продолжение) Проповедь Иоанна Крестителя Крещение Иисусово; свидетельство Иоанна. Богоявление Отца и Святого Духа. Иоанн в Вифаваре. Его свидетельство о Иисусе. Богоявление Отца и Святого Духа. Некоторые из учеников следуют за Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19:1–22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира ( Евр. 9:13–14; 13:11–13 ). 3. Медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления верующих евреев (21:6–9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). 4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валахом проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: «Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (24:17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых – Христос Спаситель. 6. Богослужебное употребление книги Чисел В качестве паримийных чтений из книги Чисел употребляются следующие фрагменты: 11:16–17; 167:24–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов; 24:2–9, 17–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова. 7. Исчисление народа израильского по коленам и отделение колена Левиина на служение при скинии (Числа, 1) На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанных по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно; см. главы 3–4, ввиду особого назначения этого колена – служить при скинии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

89. Какие были признаки, по которым человеки могли узнать родившагося Спасителя? Многия точныя предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например: пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Uc. VII, 14 ). Пророк Михей, – что Спаситель родится в Вифлееме и это предсказание иудеи понимали еще прежде, чем узнали об этом событии ( Mф. II, 4–6 ). Пророк Малахия, после создания второго Иерусалимского храма, предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии ( Maл. III, 1; IV, 5 ). Пророк Захария предсказал торжественное вшествие Спасителя в Иерусалим на осляти ( Зах. Х, 9 ). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя ( Uc. LIII, 1–12 ). Прор. Давид в Псалме XXI-м изобразил крестныя страдания Спасителя с такою точностью, будто этот псалом писан был у самого Креста. Пророк Даниил предсказал и указал – когда именно будует явление Спасителя, 51 Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма города Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв ( Дah. IX, 1–27 ). Также 3 Кн. Ездры И, 35–37. 90. Узнали ли Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле? Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая явилась на востоке перед Его рождением. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые сообщили им, что в городе Давидовом родился Спаситель. Симеон и Анна по особенному откровенно от Духа Святого узнали Его, когда по исполнении установленного срока от рождения Его, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель, во время Крещения, в реке Иордани видел сошествие на Него Святого Духа в виде голубя и слышал глас Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Mф. III, 17 ). Подобный глас был апостолам Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе, с добавлением: «Того послушайте» ( Mpk. IX, 7 ). Кроме этих небывалых прежде явных знамений, общение Господа с народом, Его учение и великия чудеса привлекали людей к вере в Него, как в Мессию; ... »а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос« ( Uoah. IV, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.  -Добрый вечер.  -Добрый вечер.  -У меня несколько вопросов. Вы сказали, имя Господне переводится во множественном числе, и в связи с этим у меня возникает несколько вопросов. Вот книга Судей: что в переводе означает Элохим? И об Адонаи вы сказали. Когда человек создается на земле, возникает вопрос, действительно ли Бог создавал человека, или может быть, архангелы были причастны к этому? - Книга судей по-еврейски называется шутин. Элохим- это действительно слово во множественном числе, но это я не говорил в этой части передачи. Я об этом говорил на библейском лектории. А оно означает некое единство во множестве. Потому что где встречается это имя во множественном числе, то глагол, сказуемое- в единственном числе. Если дословно там перевести: это сотворил это бара в единственном числе и Элохим во множественном. То есть единство во множестве. А единство во множестве в христианском понимании это триединый Господь. Я же не говорю, что у нас три Бога. Мы говорим, что у нас один Бог. Но когда мы говорим о едином Боге, мы говорим: един в трех лицах. Если говорить по поводу Адонаи, это имя означает «господствующий». А если говорить о сотворении человека, о сотворении мира- при сотворении мира мы видим всю святую троицу. Во-первых, когда читаем первый стих: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Вот здесь мы видим и Отца, и Сына, и Святого Духа. Словом «Бог» обозначается Отец. Потому что когда говорят о трех- говорится о единой божественной сущности. Конечно, эта сущность и Отца, и Сына, и Святого Духа. Но в истолкованиях этого текста отцы говорят о Боге, под Богом понимают Бога Отца. А дух божий, который носился над водой- это Дух Святой. А вот то, что Бог творил мир словом, и сказал Бог: да будет свет. А что такое слово в христианском понимании? Это Логос. Это второе лицо Святой Троицы, то есть Сын божий. Таким образом, получается, что Бог Отец творит мир Своим Словом, то есть Своим Сыном, а Дух Святой парит над водами. И мы видим участие трех лиц Святой Троицы. И само слово «Элохим» во множественном числе с глаголом «вара»- сотворил в единственном числе, указывает на единство во множестве.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

А князья русские не поспели за Владимиром. Половцы же, увидев полк Владимира, храбро на них идущий, побежали, гонимые гневом Божиим и святой Богородицы. Наши же погнали их, и рубили их, и семь тысяч взяли в полон, одних князей половецких было четыреста семнадцать, и Кобяка схватили, Осолука, Барака, Тарга, Данилу, Башкорта, Тарсука, Изу, Глеба Тириевича, Ексна, Алака и Толгыя, тестя Давыдова, с сыном, Тетия с сыном, Кобякова тестя Турундая. И помог Бог и святая Богородица Владимиру месяца июля в тридцать первый день, в понедельник, в день памяти святого Евдокима Нового. Даровал Господь победу великую нашим князьям и воинам их над врагами нашими, побеждены были иноплеменники куманы, или половцы. И сказал Владимир: «В этот день, дарованный нам Господом, возрадуемся и возвеселимся, ибо Господь избавил нас от врагов наших и поверг врагов наших под ноги наши, и сокрушил головы змиевы». И была радость великая: дружина обогатилась пленниками, и колодников повели, оружье добыли и коней, и возвратились домой, славя Бога и святую Богородицу, скорую на помощь роду христианскому. В год 6694 (1186) . Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие. В тот же год, того же месяца в восемнадцатый день, в день памяти святого мученика Потапия, в субботу, родился сын у великого князя Всеволода, и нарекли имя ему в святом крещении Константин. В том же году надумали внуки Ольговы пойти на половцев, так как не ходили в прошлом году со всеми князьями, но сами по себе пошли, говоря: «А что, мы разве не князья? Такую же себе славу добудем!» И встретились у Переяславля Игорь с двумя сыновьями из Новгорода-Северского, брат его Всеволод из Трубчевска, Святослав Ольгович из Рыльска и пришедшие на помощь к ним из Чернигова. И вошли в землю половцев. Те же, услышав, пошли навстречу, говоря: «Братия наша перебита и отцы наши, а другие в плену, а теперь вот на нас идут». Послали весть по всей земле своей, а сами пошли навстречу и поджидали войска свои, а наши к ним идут, к вежам их. Половцы встретили их, не подпустив к вежам, и, не дожидаясь остальных войск, сошлись в битве. И побеждены были половцы, и гнали их до веж, и взяли русские полон – жен и детей, и стояли три дня в вежах их, веселясь и говоря: «Братия наша ходила со Святославом, великим князем, и бились с половцами на виду у Переяславля, те сами к ним пришли, а в землю Половецкую не посмели за ними пойти. А мы в земле их, и самих перебили, и жены их полонены, и дети их у нас. А теперь пойдем следом за ними за Дон и перебьем их всех без остатка. Если же и тут одержим победу, то пойдем вслед за ними и до лукоморья, куда не ходили и деды наши, а славу и честь свою всю возьмем до конца». Но не знали о предначертании Божьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Бл. Августина, из слова на усекновение главы Иоанна Предтечи. 29 августа)//Миссионерское обозрение. 1896. 7–8. С. 1–4 Смотрите, вот этот бедный Ирод любил Иоанна (Крестителя), мужа святого и человека Божия; но опьяневши от веселия и удовольствия пляски, безрассудно поклялся, обещаясь дать всё, что ни попросит угодившая ему плясанием девица. А когда она потребовала дела жестокого и нечестивого, то хотя и опечалился (Ирод), видя великость злодеяния, но в тоже время, стесняемый своею клятвою и требованием девицы, боялся клятвопреступления. Спросит кто-либо: что-же надлежало делать Ироду? Если скажу: он недолжен был клясться, то это само собою разумеется и вопрос не о том, должно-ли было клясться, а о том, что делать тому, кто уже поклялся. Здесь нужно не малое рассмотрение. Ирод безрассудно поклялся, – кто не видит? но грех сделан, – поклялся. И вот девица потребовала главы св. Иоанна: что-же надлежит сделать Ироду? дадим ему совет. Скажем-ли: пощади Иоанна, не делай преступления? – посоветуем клятвопреступление. Скажем: не преступай клятвы? – побудим его совершить злодеяние. Какое трудное обстоятельство! Итак, прошу вас, братия, прошу вас, чада мои, чтобы не подвергнуться вам такой, с обеих сторон грозящей, опасности, отымите от уст ваших нерассудительные клятвы, избегайте этой худой привычки; хорошо ли, если вы дойдете до того, что мы не можем дать вам совета? Впрочем, по прилежном исследовании Писаний, я нахожу (там) один пример, представляющий благочестивого и святого мужа, который, впадши в нерассудную клятву, лучше захотел не сделать того, к чему обязал себя клятвою, нежели исполнить клятву пролитием крови человеческой. Припомните (этот пример). Когда св. Давид, гонимый неблагодарным Саулом, чтобы не впасть в руки гонителя и не быть убиту, ходил со своими где мог: то в один день у богатого человека, именем Навала, который стриг тогда овец своих, просил себе и спутникам пищи, (сказав: «ныне я услышал, что у тебя стригут овец (праздник). Вот пастухи твои были с нами и мы не обижали их, и ничего у них не пропало во время пребывания их на Кармиле; спроси слуг твоих, и они скажут тебе… Итак, дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В это же время у иудеев появилось тяготение к эллинизму, перешедшее в увлечение им в период сирийского владычества. Ещё до начала гонений при Антиохе Епифане, при его воцарении, «сыны беззаконные из Израиля убеждали многих, говоря: пойдём и заключим союз с народами, окружающими нас. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю, и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому, и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (1Макк. 1:11–15). В виду такого нравственного распада в Израиле ревнители веры и закона обращались с пламенной молитвой к Богу о спасении своего народа и искали утешения в мысли о близком наступлении Мессианского царства и связанного с ним суда над миром и конца мира. Об этом свидетельствует неканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанная в конце египетского владычества. Автор этой книги выражает твёрдую уверенность в близком наступлении «дня посещения Божия» ( Сир.5:10 ) и «времени отмщения» ( Сир.5:9, 18:24 ). Наибольшую живость и напряжённость мессианские и эсхатологические верования иудеев получили в период сирийского владычества, при Антиохе Епифане. Этот безумный сирийский царь запретил евреям исповедовать свою религию, захотел уничтожить их священные книги, с беспощадной жестокостью принуждал их придерживаться языческих обычаев, осквернил храм, посвятив его Зевсу Олимпийскому, и даже воздвиг в нём языческий жертвенник (1Макк.1:54, 59; Иосиф, Древн. XII, 5:4). Мрачную картину бедственного положения иудеев во время гонений от Антиоха Епифана подробно рисует автор 1-й Маккавейской книги: «Великий плач был в Израиле, во всех местах его. Стенали начальники и старейшины, изнемогли девы и юноши... (Враги) проливали неповинную кровь вокруг святилища и оскверняли святилище. Жители Иерусалима разбежались ради них, и он сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Верующие называли друг друга братьями. Священный писатель в этом месте употребляет это прекраснейшее именование; как мы уже видели, они также называли себя святыми, напоминая тем ту святость, которая должна быть целью всей нашей жизни в этом мире. На следующий день, когда пришли они в Кесарию, то Корнилий уже ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда же Петр входил, то Корнилий поспешил ему навстречу и поклонился, падши к ногам его. Петр же поднял его, говоря: «встань; я тоже человек». Беседуя с ним, вошел в дом, где нашел многих собравшихся и сказал им: «вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником: по мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Таков был смысл его видения. Три рода животных, ему показанных, обозначали три племени человеческие, среди которых не следовало ни одного считать нечистым, потому что к Новому Завету призывалось все человечество. «Получив такое откровение от Бога, продолжал Петр, и будучи позван, я пришел беспрекословно. Итак, спрашиваю для какого дела вы призвали меня?» Корнилий рассказал ему свое видение, прибавив: «ты хорошо сделал, что пришел, теперь все мы предстоим перед Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога». – «Истинно познаю, начал тогда говорит Петр, что Бог зрит не на лица, но что во всяком народе боящимся Его и поступающий по правде приятен Ему». Затем благовествовал он Иисуса Христа, чудеса Его, благодеяния, смерть Его и воскресение. Петр объяснил, что все пророчества совершились над Ним, как над действительным Мессией, истинным Сыном Божиим. Когда Петр еще продолжал сию речь, Дух Святый видимым образом сошел на всех слушавших слово. Это было чудом пятидесятницы для язычества. Корнилий и ближние его начали величать Бога, и хотя говорили на своих национальных наречиях, но Иудеи, пришедшие с Петром понимали их, потому что сами, подобно апостолам, получили дар разумения языков. Но спутники Петровы, еще пропитанные своими народными предрассудками, изумлялись, что язычники получили дар Святого Духа; тогда Петр сказал: «кто может запретить креститься водой тем, которые, как и мы, получили Святого Духа». Тогда приказал он спутникам своим крестить их во имя Иисуса Христа. По просьбе новых христиан Петр пробыл у них несколько дней и потом возвратился в Иерусалим. 319 Возвращение Петра в Иерусалим и его оправдание в общении с язычниками

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Наше время во многом напоминает мрак язычества, предшествовавший Крещению Руси при святом равноапостольном князе Владимире. В нынешнем веке жизнь нескольких поколений прошла под гнетом безбожия, народ потерял и знание основ святой веры, и умение жить церковной жизнью. Сбудется ли вновь, как тысячу лет назад, для Отечества нашего чудо Богоявления? Радостно видеть множество людей, стремящихся ныне в храмы для восприятия Святого Крещения. Но радость эта смешивается с горечью при мысли о том, что лишь немногие из этих крестящихся становятся истинными членами Церкви, возрастают духовно под благодатной ее сенью. Тому, кто принял Крещение, но не проводит жизнь христианскую, не принесет пользы Божественная благодать. По образному слову святителя Игнатия Брянчанинова: «необходимо, чтобы наш Иерусалим был отовсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями, тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, соделаться алтарем, благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу». Только в объятиях Матери-Церкви, возрастая в любви христианской и подвизаясь в делах благочестия, сможем мы истинно послужить и своим душам, и нашим ближним, и всему нашему Отечеству. Пусть же памятует каждый из нас завет Христа Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ), Которому и подобает всякая слава вместе с Его Единородным Сыном и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь. Слово второе Неделю по Богоявлении На день Светов и о Просвещении истинном и ложном Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Мф.4:16 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Крещение – Богоявление – Просвещение – вот три названия одного праздника, одного события земной жизни Иисуса Христа. Божественным Светом воссияло это торжество в мире, погруженном в смертоносную тень греха.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010